39747

Особенности психологии как науки

Реферат

Психология и эзотерика

Психология – наука в которой сливаются объект и предмет познания слияние предмета и объекта психологии объясняется тем что человек с помощью психики познает окружающий мир а потом на основе этого и свою собственную психику влияние мира на нее 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях уникальные практические следствия психологии состоят в том что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно поскольку объясняют причины всех действий поступков и поведения...

Русский

2013-10-08

93 KB

35 чел.

- Особенности психологии как науки

В.Г. Крысько

1. Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству (психология одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган, да и сами психологические явления очень многогранны и большинство законов психики до сих пор не изучено)

2. Психология – наука, в которой сливаются объект и предмет познания (слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее)

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях (уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека)

4. Психология – одна из наиболее перспективных наук (постоянно возрастающая роль и значение прогнозирования поведения и поступков людей)

Ю.Б. Гиппенрейтер

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. (Психология – наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека).

- Соотношение научной и житейской психологии

В.Г. Крысько

Житейская психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни

Особенности

ПСИХОЛОГИЯ

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных

Конкретность, т.е. привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности

Сравнительные характеристики

житейской и научной психологии

Обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности

Интуитивность, свидетельствует о недостаточной осознанности происхождения знаний и закономерностей функционирования психики

Рациональность, свидетельствует о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны

Ограниченность знаний, недостаточность представлений человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов

Знания неограниченны, т.е. могут использоваться множеством людей

Основана на наблюдении, обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению

Основана на эксперименте, научные психологические знания исследованы в различных условиях

Ограничена в материалах, человек обладающий определенными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей

Не ограничена в материалах, в научных психологических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливается

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев

Житейская

Научная

Объект

Конкретные люди

Многообразные проявления человеческой психики

Уровень обобщенности знаний

Знания приурочены к конкретным ситуациям, людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую знания выражаются образно и метафорически.

Знания отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Знания выражаются а понятиях, которые указывают на существенные и постоянные свойства человеческой психологии

Способы получения

Непосредственное наблюдение за другими людьми  и самонаблюдение

Использование арсенала методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты

Особенности получаемых данных

Данные несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу

Наличие обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях.

Пути и способы передачи знаний

Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой – присутствует определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний; исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.

Ю.Б. Гиппенрейтер

Житейская

ПСИХОЛОГИЯ

Научная

Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам

Сравнительные характеристики

житейской и научной психологии

Научная психология стремится к обобщениям, использует научные понятия

Житейские психологические знания носят интуитивный характер (приобретаются путем практических проб)

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны (выдвигаются гипотезы и проверяются логически вытекающие из них следствия)

Способы передачи знаний в сфере житейской психологии весьма ограничены

В научной психологии знания аккумулируются и передаются благодаря их кристаллизации в понятиях и законах

Методы получения знаний – наблюдение и размышления

Методы получения знаний – наблюдение, размышление и эксперимент, что позволяет не ждать стечения обстоятельств, а дает возможность вызывать явление самостоятельно и создавать соответствующие условия

Ограничена в материалах

Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме носителю житейской психологии

Е.Е. Соколова

Житейская и научная психология различаются по ряду оснований.

1.  Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Субъектом же научного познания изучаемой в психологической науке реальности может быть как отдельный представитель научного сообщества, так и само научное сообщество в целом. Поэтому так важно для любой науки — и тем более психологии — знание закономерностей жизни различных научных сообществ, одной из типичных форм которых является научная школа.

2.  Объектом познания житейского психолога выступают, как правило, другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения. Поэтому получаемые в них знания заведомо ограничены этими обыденными условиями и привычными объектами. Когда житейский психолог оказывается в каких-либо экстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни о себе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе (неслучайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»). Или, скажем, житейский психолог никогда не сталкивался с психически больным человеком, и поэтому никакой житейский опыт не поможет ему в практической работе в клинике.

Напротив, обучение научной психологии предполагает знакомство с поведением людей (в том числе с отклонениями в развитии) в самых различных, в том числе экстремальных, ситуациях, и не только людей, но и обладающих психикой животных. При этом в научной психологии объектом исследования выступают также тексты различного рода, представляющие собой «следы» деятельности человека, объективированную форму существования его мыслей, чувств и т.п. (мемуары, письма, созданные человеком литературные тексты, картины и т. п.). Овладевая методами научной психологии, человек получает возможность приобрести знания о любом объекте психологических исследований.

3.  Соответственно различаются и методы получения знаний в житейской и научной психологии. Житейский психолог может для решения своих задач использовать самонаблюдение и наблюдение за поведением других людей.

Решая задачи научной психологии, профессиональные психологи не ограничиваются этими методами, а используют также различные виды психологического эксперимента, изучение продуктов деятельности человека и другие методы.

4.  Используя наблюдение и самонаблюдение, житейский психолог приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Они конкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того, в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположные истины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русского народа фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» — и «Работа не волк, в лес не убежит»). Житейский психолог может попытаться использовать созданное в собственном опыте обобщение в других ситуациях — и потерпит крах. Потому что созданное обобщение изначально ограничено имеющимся у житейского психолога опытом и его перенос в другие, отличные от исходной, ситуации весьма ограничен или вообще невозможен.

Напротив, научно-психологические знания в идеале представлены в виде более или менее единой системы научных понятий, отличающихся более строгим и более высоким по уровню обобщением не только опыта знакомых данному психологу конкретных ситуаций, но и опыта работы других психологов. И поэтому, работая, например, в семейной консультации, профессиональный психолог-практик никогда не даст своему клиенту конкретный совет, который уже однажды привел к успеху, — он прежде всего проанализирует ситуацию и выделит то существенное в ней, которое либо оправдывает использование данного приема, либо запрещает его использование и дает основание применить что-то еще (ведь психолог владеет знаниями о психологических законах, которые в реальных конкретных ситуациях могут проявляться прямо противоположным образом в зависимости от условий). Не всегда, конечно, научно-психологическое познание в реальности отвечает требованию создания системы собственно научных понятий (в силу специфики предмета и исторического пути психологии в ней много еще житейских или близких к ним понятий), однако стремиться к решению данной задачи необходимо. Л.С. Выготский как методолог психологической науки всегда высоко оценивал собственно понятийную работу в психологии, потому что понятия — это не слова, это обобщенные способы познания мира и управления им.

5.  Знания житейского психолога отличаются от собственно научных понятий не только уровнем обобщения — они более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением к познаваемому; при этом человек в обыденной жизни, как правило, не задается вопросом, как именно получил он то или иное знание (чаще всего это происходит интуитивно).

Напротив, научная психология всегда стремится к строго рациональному познанию изучаемой реальности (отдавая себе отчет в том, насколько это сложно именно в психологии) и постоянно обсуждает принципы и методы научного познания.

  1.  Наконец, полученное в житейской психологии знание практически невозможно передать другому человеку как раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности (можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долго находясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т.п.).

Напротив, для системы научно-психологического познания характерно постоянное стремление к упорядочиванию полученных знаний и методов их постижения и создания способов трансляции (передачи) этих знаний новым поколениям исследователей. Это происходит разными способами, главным из которых является организация специального обучения психологическим дисциплинам в соответствующих учебных заведениях. Здесь уже требуется профессиональная работа преподавателей психологии, которая также имеет свои особенности (не всегда исследователь может быть хорошим преподавателем и наоборот). Тем не менее, эти две сферы работы профессиональных психологов (исследование и преподавание) связаны друг с другом не менее тесно, чем психологическая наука и практика.

Подводя итоги вышеизложенному, представим их для наглядности в виде небольшой таблицы, разводящей житейскую и научную психологию по ряду оснований.

Сравнение житейской и научной психологии

№ п/п

Основания разведения

Житейская психология

Научная психология

1

Субъект познания

Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной

Научное сообщество

2

Объект познания

Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях

Самые различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие собой результаты прошлой деятельности человека

3

Конкретные методы получения психологических знаний

Самонаблюдение и наблюдение

Наблюдение (в различных его видах), эксперимент, а также иные научные методы получения знаний

4

Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления)

Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне

Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям

5

Способы приобретения опыта и степень его субъективности

Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью

Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств

6

Способы передачи (трансляции) опыта

Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта

Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта

Может создаться впечатление, что научная психология может больше дать житейской психологии, чем наоборот. Это не совсем так: научной психологии очень многое могут дать, например, описания «диалектики души» в художественной литературе, представление психологии человека в произведениях изобразительного искусства, созданных житейскими психологами, а также мемуары, письма, дневники, устные рассказы и т.п. историков, юристов, педагогов, политиков и представителей других профессий, имеющих дело с человеком вообще и особенностями его психологии в частности. Научная психология должна попытаться выразить в научных понятиях всю полноту реальной душевной жизни разных людей, к более или менее адекватному описанию которой приближались великие житейские психологи: писатели, поэты, художники, историки, священники, мудрые старцы и др.

- Мир психических явлений

Психические явления

 

Психические процессы – психические явления, раскрывающие основной способ существования психического

Познавательные:

ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание

Регулирующие:

эмоции, чувства, воля               

Психические свойства – психические явления, обозначающие устойчивые проявления психики:

темперамент, характер, способности, направленность               

Психические состояния – психические явления, определяющие своеобразие разных психических процессов


В.Г. Крысько

Психические явления –

совокупность явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека, изучаемые психологией как специфической отраслью знаний

Психические процессы –

это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.

Психические процессы делятся на:

- Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь)

- Эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля).

Психические свойства –

это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

 

Психические состояния –

это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические образования –

это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические

явления и процессы –

это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35186. Реформы Александра II и отмена крепостного права 68 KB
  Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.
35187. СССР в период «перестройки» (1985-1991 гг.) 81.5 KB
  Архангельске Контрольная работа по дисциплине: История отечества На тему: СССР в период перестройки 19851991 гг. в России как и в целом СССР стали происходить серьёзные изменения. СССР в период перестройки В марте 1985 года после смерти К. Руководство взяло курс на активизацию внутренний и внешний политики СССР на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти внутри общества и на международной арене.
35188. Культура Киевской Руси 117 KB
  Материальная и духовная культура. Культура Киевской Руси. Смысл и назначение культуры и культурологии Слово культура является одним из наиболее употребляемых оно знакомо каждому из нас но мало кто возьмется объяснять что такое культура с теоретической и научной точки зрения. У большинства людей культура ассоциируется с воспитанностью образованностью интеллигентностью.
35189. Зарождение культуры на Руси 126 KB
  Культура Руси складывается в те же века что и зарождение государства. Особенность Руси в том что она складывалась и развивалась на достаточно большой территории где жили различные племена: поляне северяне радимичи и мног. В связи с этим славянская культура имеет свои региональные черты – одни для Поднепровья другие для Северо – Восточной Руси и т.
35190. Буржуазные революции 103.5 KB
  На тему Буржуазные революции. Степень активности таких масс в революции их напор обеспечивали большой или меньший успех революции их результаты и характер ликвидации феодализма и его остатков. Буржуазные революции в Испании Португалии и Италии были вызваны притязаниями буржуазии на власть и ее борьбой против абсолютизма восстановленного после краха наполеоновской империи. Хотя обстановка в этих странах в годы Реставрации существенно различалась в Италии антифеодальные преобразования революционного и наполеоновского периода в основном...
35191. Население и трудовые ресурсы мира 150 KB
  4 Распределение природных мировых ресурсов между странами.4 Роль природных ресурсов в мировой экономике.18 Введение Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества идентификацией и расширением сферы проявления специфических природноантропогенных процессов возникающих вследствие техногенного воздействия на природу. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Распределение природных мировых ресурсов между...
35192. Экономические идеи марксизма 97.5 KB
  Потребительская стоимость это полезность товаpа его способность удолетворять ту или иную потpебность человека или обмениваться на другие. Каждая потpебительная стоимость является следствием конкpетного тpуда. Меновая стоимость является следствием абстpактного тpуда затpаты тpуда не зависящие от фоpмы человеческий тpуд вообще.
35193. Правовая сфера жизни общества 81.5 KB
  Сущность права: традиционный и либеральный подходы.Взаимоотношение права и политической власти. Сущность права: традиционный и либеральный подходы. Наиболее распространённым является определение права как системы общеобязательных форм правил поведения установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
35194. Государственное регулирование занятости 75.5 KB
  Рынок труда и его структура 5 2. Государственное регулирование занятости 14 Заключение 17 КТЗ 29 Список использованной литературы 20 Введение Рынок труда имеет ряд особенностей. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы мотивацию степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов в том что он является формой жизнедеятельности человека реализации его...