39747

Особенности психологии как науки

Реферат

Психология и эзотерика

Психология – наука в которой сливаются объект и предмет познания слияние предмета и объекта психологии объясняется тем что человек с помощью психики познает окружающий мир а потом на основе этого и свою собственную психику влияние мира на нее 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях уникальные практические следствия психологии состоят в том что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно поскольку объясняют причины всех действий поступков и поведения...

Русский

2013-10-08

93 KB

37 чел.

- Особенности психологии как науки

В.Г. Крысько

1. Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству (психология одна из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган, да и сами психологические явления очень многогранны и большинство законов психики до сих пор не изучено)

2. Психология – наука, в которой сливаются объект и предмет познания (слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние мира на нее)

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях (уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки достаточно значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека)

4. Психология – одна из наиболее перспективных наук (постоянно возрастающая роль и значение прогнозирования поведения и поступков людей)

Ю.Б. Гиппенрейтер

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто - значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. (Психология – наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека).

- Соотношение научной и житейской психологии

В.Г. Крысько

Житейская психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни

Особенности

ПСИХОЛОГИЯ

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных

Конкретность, т.е. привязанность к конкретным ситуациям, людям, задачам человеческой деятельности

Сравнительные характеристики

житейской и научной психологии

Обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности

Интуитивность, свидетельствует о недостаточной осознанности происхождения знаний и закономерностей функционирования психики

Рациональность, свидетельствует о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны

Ограниченность знаний, недостаточность представлений человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов

Знания неограниченны, т.е. могут использоваться множеством людей

Основана на наблюдении, обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению

Основана на эксперименте, научные психологические знания исследованы в различных условиях

Ограничена в материалах, человек обладающий определенными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей

Не ограничена в материалах, в научных психологических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливается

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев

Житейская

Научная

Объект

Конкретные люди

Многообразные проявления человеческой психики

Уровень обобщенности знаний

Знания приурочены к конкретным ситуациям, людям, а потому мало обобщены и ситуативны. Зачастую знания выражаются образно и метафорически.

Знания отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Знания выражаются а понятиях, которые указывают на существенные и постоянные свойства человеческой психологии

Способы получения

Непосредственное наблюдение за другими людьми  и самонаблюдение

Использование арсенала методов: целенаправленное наблюдение, эксперимент, тесты

Особенности получаемых данных

Данные несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу

Наличие обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях.

Пути и способы передачи знаний

Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой – присутствует определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психологических знаний; исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др.

Ю.Б. Гиппенрейтер

Житейская

ПСИХОЛОГИЯ

Научная

Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам

Сравнительные характеристики

житейской и научной психологии

Научная психология стремится к обобщениям, использует научные понятия

Житейские психологические знания носят интуитивный характер (приобретаются путем практических проб)

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны (выдвигаются гипотезы и проверяются логически вытекающие из них следствия)

Способы передачи знаний в сфере житейской психологии весьма ограничены

В научной психологии знания аккумулируются и передаются благодаря их кристаллизации в понятиях и законах

Методы получения знаний – наблюдение и размышления

Методы получения знаний – наблюдение, размышление и эксперимент, что позволяет не ждать стечения обстоятельств, а дает возможность вызывать явление самостоятельно и создавать соответствующие условия

Ограничена в материалах

Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме носителю житейской психологии

Е.Е. Соколова

Житейская и научная психология различаются по ряду оснований.

1.  Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Субъектом же научного познания изучаемой в психологической науке реальности может быть как отдельный представитель научного сообщества, так и само научное сообщество в целом. Поэтому так важно для любой науки — и тем более психологии — знание закономерностей жизни различных научных сообществ, одной из типичных форм которых является научная школа.

2.  Объектом познания житейского психолога выступают, как правило, другие люди и он сам в повседневных ситуациях общения. Поэтому получаемые в них знания заведомо ограничены этими обыденными условиями и привычными объектами. Когда житейский психолог оказывается в каких-либо экстремальных ситуациях, он с удивлением обнаруживает, что ничего не знал ни о себе, ни о других людях, потому что теперь они ведут себя как-то иначе (неслучайно народная мудрость утверждает, что «друзья познаются в беде»). Или, скажем, житейский психолог никогда не сталкивался с психически больным человеком, и поэтому никакой житейский опыт не поможет ему в практической работе в клинике.

Напротив, обучение научной психологии предполагает знакомство с поведением людей (в том числе с отклонениями в развитии) в самых различных, в том числе экстремальных, ситуациях, и не только людей, но и обладающих психикой животных. При этом в научной психологии объектом исследования выступают также тексты различного рода, представляющие собой «следы» деятельности человека, объективированную форму существования его мыслей, чувств и т.п. (мемуары, письма, созданные человеком литературные тексты, картины и т. п.). Овладевая методами научной психологии, человек получает возможность приобрести знания о любом объекте психологических исследований.

3.  Соответственно различаются и методы получения знаний в житейской и научной психологии. Житейский психолог может для решения своих задач использовать самонаблюдение и наблюдение за поведением других людей.

Решая задачи научной психологии, профессиональные психологи не ограничиваются этими методами, а используют также различные виды психологического эксперимента, изучение продуктов деятельности человека и другие методы.

4.  Используя наблюдение и самонаблюдение, житейский психолог приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий. Они конкретны и ситуативны, нечетко определены и не связаны в систему, более того, в житейских обобщениях могут уживаться друг с другом прямо противоположные истины, и житейский психолог это не всегда замечает (те же пословицы русского народа фиксируют эту противоречивость житейского познания: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Терпенье и труд все перетрут» — и «Работа не волк, в лес не убежит»). Житейский психолог может попытаться использовать созданное в собственном опыте обобщение в других ситуациях — и потерпит крах. Потому что созданное обобщение изначально ограничено имеющимся у житейского психолога опытом и его перенос в другие, отличные от исходной, ситуации весьма ограничен или вообще невозможен.

Напротив, научно-психологические знания в идеале представлены в виде более или менее единой системы научных понятий, отличающихся более строгим и более высоким по уровню обобщением не только опыта знакомых данному психологу конкретных ситуаций, но и опыта работы других психологов. И поэтому, работая, например, в семейной консультации, профессиональный психолог-практик никогда не даст своему клиенту конкретный совет, который уже однажды привел к успеху, — он прежде всего проанализирует ситуацию и выделит то существенное в ней, которое либо оправдывает использование данного приема, либо запрещает его использование и дает основание применить что-то еще (ведь психолог владеет знаниями о психологических законах, которые в реальных конкретных ситуациях могут проявляться прямо противоположным образом в зависимости от условий). Не всегда, конечно, научно-психологическое познание в реальности отвечает требованию создания системы собственно научных понятий (в силу специфики предмета и исторического пути психологии в ней много еще житейских или близких к ним понятий), однако стремиться к решению данной задачи необходимо. Л.С. Выготский как методолог психологической науки всегда высоко оценивал собственно понятийную работу в психологии, потому что понятия — это не слова, это обобщенные способы познания мира и управления им.

5.  Знания житейского психолога отличаются от собственно научных понятий не только уровнем обобщения — они более субъективны, пронизаны эмоциональным отношением к познаваемому; при этом человек в обыденной жизни, как правило, не задается вопросом, как именно получил он то или иное знание (чаще всего это происходит интуитивно).

Напротив, научная психология всегда стремится к строго рациональному познанию изучаемой реальности (отдавая себе отчет в том, насколько это сложно именно в психологии) и постоянно обсуждает принципы и методы научного познания.

  1.  Наконец, полученное в житейской психологии знание практически невозможно передать другому человеку как раз в силу его интуитивности, эмоциональности и видимой несистемности (можно, впрочем, что-то извлечь из опыта хорошего житейского психолога, долго находясь рядом с ним, присматриваясь к используемым им приемам и т.п.).

Напротив, для системы научно-психологического познания характерно постоянное стремление к упорядочиванию полученных знаний и методов их постижения и создания способов трансляции (передачи) этих знаний новым поколениям исследователей. Это происходит разными способами, главным из которых является организация специального обучения психологическим дисциплинам в соответствующих учебных заведениях. Здесь уже требуется профессиональная работа преподавателей психологии, которая также имеет свои особенности (не всегда исследователь может быть хорошим преподавателем и наоборот). Тем не менее, эти две сферы работы профессиональных психологов (исследование и преподавание) связаны друг с другом не менее тесно, чем психологическая наука и практика.

Подводя итоги вышеизложенному, представим их для наглядности в виде небольшой таблицы, разводящей житейскую и научную психологию по ряду оснований.

Сравнение житейской и научной психологии

№ п/п

Основания разведения

Житейская психология

Научная психология

1

Субъект познания

Любой человек, которому необходимо для практических целей знание психологии другого человека или собственной

Научное сообщество

2

Объект познания

Сам человек и его окружение в обыденных ситуациях

Самые различные виды деятельности человека (и животных), в том числе в уникальных и не встречающихся в повседневной жизни ситуациях, а также тексты разного рода, представляющие собой результаты прошлой деятельности человека

3

Конкретные методы получения психологических знаний

Самонаблюдение и наблюдение

Наблюдение (в различных его видах), эксперимент, а также иные научные методы получения знаний

4

Степень обобщения знаний и формы их репрезентации (представления)

Знания конкретны, ситуативны, обобщение минимально, осуществляется на допонятийном уровне

Знания представлены в обобщенной и абстрактной форме, в пределе выражено стремление к строгим научным понятиям

5

Способы приобретения опыта и степень его субъективности

Опыт приобретается чаще всего интуитивным, иррациональным путем, отличается явной субъективностью

Отчетливо выражено стремление к рациональному, осознанному, объективному познанию с рефлексией используемых при этом средств

6

Способы передачи (трансляции) опыта

Передача затруднена и осуществляется в непосредственном контакте с носителем опыта

Передача знаний возможна путем присвоения накопленного на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научно-психологического опыта

Может создаться впечатление, что научная психология может больше дать житейской психологии, чем наоборот. Это не совсем так: научной психологии очень многое могут дать, например, описания «диалектики души» в художественной литературе, представление психологии человека в произведениях изобразительного искусства, созданных житейскими психологами, а также мемуары, письма, дневники, устные рассказы и т.п. историков, юристов, педагогов, политиков и представителей других профессий, имеющих дело с человеком вообще и особенностями его психологии в частности. Научная психология должна попытаться выразить в научных понятиях всю полноту реальной душевной жизни разных людей, к более или менее адекватному описанию которой приближались великие житейские психологи: писатели, поэты, художники, историки, священники, мудрые старцы и др.

- Мир психических явлений

Психические явления

 

Психические процессы – психические явления, раскрывающие основной способ существования психического

Познавательные:

ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание

Регулирующие:

эмоции, чувства, воля               

Психические свойства – психические явления, обозначающие устойчивые проявления психики:

темперамент, характер, способности, направленность               

Психические состояния – психические явления, определяющие своеобразие разных психических процессов


В.Г. Крысько

Психические явления –

совокупность явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека, изучаемые психологией как специфической отраслью знаний

Психические процессы –

это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.

Психические процессы делятся на:

- Познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь)

- Эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля).

Психические свойства –

это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

 

Психические состояния –

это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и др.

Психические образования –

это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические

явления и процессы –

это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.