3975

Системы линейных неравенств

Лекция

Математика и математический анализ

Лекция Системы линейных неравенств Основные понятия Системы линейных неравенств применяются для решения различных математических задач. Системой линейных неравенств из m с n неизвестными x1 ,x2 ,...

Русский

2012-11-10

331.41 KB

62 чел.

Лекция 27

Глава 3. Системы линейных неравенств

3.1. Основные понятия

Системы линейных неравенств применяются для решения различных математических задач.

Системой линейных неравенств из m с n неизвестными x1 ,x2 , ,xn называется

система соотношений вида

a11 x1

a12 x 2

 a1n x n

b1 ,

a 21 x1

a 22 x 2

 a2n xn

b2 ,



a m1 x1 a m 2 x 2  a mn x n bm ,

где числа aij , i 1,2,  , m, i 1,2,  , n

называются коэффициентами системы, числа

bi , i 1,2, , m - свободными членами. Если bi 0, i 1,2,, m , то система линейных

неравенств называется однородной.

Решением системы линейных неравенств называется такая последовательность

вещественных чисел

j все

1 , 2 , , n , для которой после замены каждого x j на

неравенства системы оказываются верными числовыми неравенствами:

ai 1 1

 ain n

ai 2 2

1,2 , , m.

bi , i

Если система линейных неравенств имеет хотя бы одно решение, она называется

разрешимой, а если не имеет ни одного решения неразрешимой.

Две системы линейных неравенств называются эквивалентными, или

равносильными, если любое решение одной из них является решением и для другой.

Другими словами, множество решений одной системы совпадает с множеством решений

другой. При установлении эквивалентности двух систем линейных неравенств обычно

используются общие свойства неравенств для вещественных чисел.

В системе неравенств могут быть так же неравенства со знаком :

a1 x1

a2 x2

 an xn

b.

Такие неравенства, умножив на -1, изменим знак неравенства на противоположный:

a1 x1

a2 x2

 an xn

b.

Следовательно, системы линейных неравенств с разными знаками неравенств, всегда

можно свести к системам одного знака неравенства.

Вместе с системами линейных уравнений и системами линейных неравенств

рассматривают также системы, содержащие как линейные уравнения, так и линейные

неравенства. Уравнение

a1 x1

a2 x2

 an xn

b

можно заменить двумя неравенствами:

a1 x1 a2 x2  an xn

a1 x1

a2 x2  a n xn

b,

b.

Таким образом, любая система линейных соотношений, состоящая из уравнений и

неравенств, может быть сведена к системе линейных неравенств одного знака.


Для систем линейных неравенств с двумя и с тремя неизвестными можно дать

геометрическую интерпретацию.

Рассмотрим сначала одно линейное неравенство с двумя неизвестными, которое

запишем в виде (а и b одновременно не равны 0):

ax by c 0 .

Возьмем плоскость с фиксированной прямоугольной декартовой системой

координат. Если х, у - координаты точки на этой плоскости, то данное неравенство

определяет на плоскости некоторое множество точек, координаты которых удовлетворяют

этому неравенству. Нетрудно выяснить, каково это множество точек.

Рассмотрим уравнение:

ax+ by+ c = 0.

В случае b

0 запишем его в виде:

a

c

,h

.

b

b

Как известно, в рассматриваемом случае уравнение определяет на плоскости

некоторую прямую, не параллельную оси Оу.

В случае b > 0 исходное неравенство можно записать в виде

y

kx h , k

y

kx h,

и, значит, точки плоскости, определяемые этим неравенством, лежат по одну сторону от

указанной прямой («ниже» этой прямой) и на самой прямой (рис.1).

Y

y=kx+b

O

y< kx+b

X

Рис. 1

В случае b < 0, записав исходное неравенство в виде

y

kx h ,

мы видим, что и на этот раз все точки, определяемые им, лежат по одну сторону от

соответствующей прямой («выше» этой прямой) и на ней (рис.2).


Y

y< kx+b

y=kx+b

O

X

Рис. 2

Пусть b = 0. Тогда неравенство запишется в виде:

c

.

a

Уравнение х=h определяет на плоскости некоторую прямую, параллельную оси Оу.

При h=0 это будет сама ось Оу. Поэтому наше неравенство определяет множество точек

плоскости, лежащих по одну сторону от этой прямой: или «слева» от нее, или «справа

(включая каждый раз и точки самой этой прямой) (рис. 3).

h или x

x

Y

h, h

x<h

x>h

O

X

x=h

Рис. 3

Таким образом, неравенство

ax by c

0

определяет на плоскости одну из двух полуплоскостей, определяемых прямой с

уравнением ах+by+с=0, т. е. множество точек, лежащих по одну сторону от этой прямой и

на самой прямой.

Рассмотрим теперь систему линейных неравенств с двумя неизвестными:

a1 x b1 y c1

a 2 x b2 y c 2

0,

0,



a m x bm y c m 0.


Множество точек плоскости, определяемых этой системой, состоит из тех точек,

координаты которых удовлетворяют этой системе. Значит, это множество есть

пересечение тех полуплоскостей, которые определяются неравенствами данной системы.

Нетрудно видеть, что это множество является многоугольной выпуклой областью на

плоскости (выпуклость означает, что вместе с любыми двумя точками из этого множества

все точки отрезка, соединяющего их, тоже лежат в этом множестве). При помощи

соответствующей системы линейных неравенств, можно получить

выпуклый

многоугольник, выпуклую неограниченную область, луч, отрезок, точку или пустое

множество.

Аналогичные рассуждения могут быть проведены и для систем линейных

неравенств с тремя неизвестными. В этом случае речь пошла бы о выпуклых

многогранных областях в пространстве.

►Пример 1.

При помощи системы линейных неравенств зададим треугольник с вершинами в

точках, заданных своими координатами: A(-2, 0), В(1, 3), С (4, 0) (рис. 4). Запишем

уравнения прямых, на которых лежат стороны треугольника:

AB: x – y + 2 = 0, BC: x + y – 4 = 0, AC: y = 0

и изобразим их на плоскости.

Определим полуплоскость относительно прямой AB, в которой расположен

треугольник. Для этого в уравнение этой прямой x – y + 2 = 0 подставим координаты

точки O(0;0) , получим верное числовое неравенство 2 0. Следовательно, и координаты

любой точки полуплоскости, расположенной «ниже» прямой AB, удовлетворяют

неравенству x – y + 2 0. Подобным образом получаем и другие неравенства. В итоге

система неравенств, определяющая треугольник ABC, имеет вид:

x

x

y 2

y 4

у

0,

0,

0.

Y

B(1;3)

A(-2;0)

O

C(4;0)

Рис. 4

X


►Пример 2.

Система неравенств

x

y 3

x

0,

y 3

x 2y

0,

0

определяет на плоскости луч (рис. 5).

Y

x-y+3=0

x+2y=0

O

X

Рис. 5

►Пример 3.

Многогранная область, определяемая системой линейных неравенств

x z 1 0,

x 0,

y 0,

y 2,

z 0.

представляет собой треугольную призму (рис. 6).


Z

1

O

2

Y

1

X

Рис. 6

3.2. Решение систем линейных неравенств

Между системами линейных неравенств и системами линейных уравнений

устанавливается следующее соотношение.

Произвольной системе т линейных неравенств с п неизвестными:

a11 x1

a12 x 2

 a1n x n

b1 ,

a 21 x1

a 22 x 2

 a2n xn

b2 ,

  

a m1 x1 a m 2 x 2  a mn x n bm

сопоставим систему т линейных уравнений с п + т неизвестными:

a11 x1

a12 x 2

 a1n x n

a 21 x1

a 22 x 2

 a2n xn

xn

b1 ,

1

xn

2

b2 ,



a m1 x1 a m 2 x 2  a mn x n

x n m bm .

Теорема. Если 1 , 2 , , n , n 1 , n 2 , , n m есть решение указанной системы

линейных уравнений и n 1 0 , n 2 0 , , n m 0 , то 1 , 2 , , n

решение

исходной системы линейных неравенств.

При этом всякое решение системы линейных неравенств может быть получено

указанным образом.

Доказательство.

1) Если

ai 2 2  ain n

2) Пусть теперь (

неравенств, т. е.

1

,

2

n i

ai 2 2  ain n

ai1 1

то

ai1 1

bi i

,,

n

bi , n i

0,

1,2 , ,m

) есть какое-нибудь решение системы линейных


ai1 1

ai 2 2  ain n

bi i

1,2 , ,m

Обозначая

n i

bi

ai 2 2  ain n

ai1 1

получаем, что

1 , 2 , , n , n 1 , n 2 , , n m

системы линейных уравнений.

0

является решением построенной

►Пример 4. Решить систему линейных неравенств

2 x1

x2

x1

1,

x2

0.

Запишем соответствующую систему линейных уравнений:

2 x1

x2

x3

x1

1,

x2

0,

x1

1 x3

x4 ,

x2

добавив в уравнения неизвестные x3

x4

1 x3

2 x4 ,

0, x 4

0.

Находим общее решение этой системы:

где x3 0, x 4 0 .

Отсюда получаем общий вид решений исходной системы линейных неравенств:

x1 1 p q, x2 1 p 2q, p 0, q 0 .

►Пример 5. Решить систему линейных неравенств

2 x1

x2

4 x1

1,

2 x2

4.

Преобразуем систему неравенств к одному знаку неравенств:

2 x1

x2

2 x1

1,

x2

2.

Запишем соответствующую систему линейных уравнений:

2 x1

x2

2 x1

добавив в уравнения неизвестные x3

x3

x2

0, x 4

1,

x4

2,

0.

1 . Значит, эта система

Решая систему методом Гаусса, получим уравнение x3 x 4

уравнений не имеет решения с условием x3 0, x 4 0 .

Следовательно, исходная система линейных неравенств не имеет решения.


►Пример 6. При помощи системы линейных неравенств задать треугольник с вершинами

в точках A(3;1), В(0;4), С (5;5).

Запишем уравнения прямых, на которых лежат стороны треугольника:

AB: x + y -4 = 0, BC: x -5 y +20 = 0, AC: 2x -y = 5.

Тогда система неравенств, определяющая треугольник ABC, имеет вид:

x y 4 0,

x 5 y 20 0,

у

2x

5.

Преобразуем систему неравенств к виду, удобному для решеня:

x y 4,

x 5 y 20,

у

2x

5.

Запишем соответствующую систему линейных уравнений:

x

y

x1

x 5y

2x

где x1

0, x2

0, x3

x2

4,

20,

у x 3 5.

0.

Общее решение этой системы:

x

y

x1

где p

где 6

0, q 0 .

Если учесть условие x1

1

p

3

2

q

3

0, p

0, q

1

p

9

2

5

p

9

1

6

p

3

5

5

q,

9

1

q,

9

2

q,

3

0 , то решение исходной системы неравенств имеет вид:

1

5

x 5

p

q,

9

9

2

1

y 5

p

q,

9

9

0.


3.2. Задачи для самостоятельной работы

В следующих задачах изобразить множества заданные системами неравенств.

3 x1 5 x 2 15,

3 x1 4 x 2 12,

3.1. x1 2 x 2 3,

3.2. 2 x1 3 x 2 6,

x1 x 2

1.

2 x1 x 2

2.

x1

4 x2

3 0,

3.3. x1

3x2

4

x1

4.

3.5.

x2

x1 2 x 2 10,

x1 3x 2 30,

5 x1 4 x 2 40,

8 x1 10 x 2 80,

0, x 2

x2

3.8.

x1

0, x 2

3 x1

3.10.

0.

x2

9

0.

x2

0,

0,

20,

2 x1 3 x 2 12,

2 x1 4 x 2 16,

x1

60,

x1 x 2 30,

x1 3 x 2 75,

x1

2 x1

0.

3 x1

3

3 x1 6 x 2 12,

3.6. x1 2 x 2 4,

x1 x 2 1.

4.

x1

3.9.

3.4.

2 x2

x2

0,

2 x1 x 2 2 0,

2 x1 x 2 2,

x1

3.7.

3 x1

0, x 2

5x2

0.

600 ,

5 x1 8 x 2 720 ,

x1 x 2 100 ,

x1

0, x 2

0.

В следующих задачах найти решения систем неравенств.

x1 2 x 2 6,

3.11. 9 x1 4 x 2 56,

3x1 5 x 2 4.

3x1

3.12.

3.13. 5 x1

5 x1

x1

x2

2 x2

2,

10,

2 x2

10.

x2

3.15. 6 x1 7 x 2 42,

2 x1 3x2 6,

x1

3 x1

3.14. x1

x1

3,

0, x 2

0.

x1

3.16.

1,

x1 3x2 13,

x1 4 x 2 9,

2 x1

x1

x2

x2

9.

2 x 2 3 0,

x 2 9 0,

x2

2 x2

9

0.

4,

2 x1 x 2

3 x1 8 x 2

6,

24

x1

0.

0, x 2


3.17.

x1 2 x 2 10,

x1 3x 2 30,

5 x1 4 x 2 40,

8 x1 10 x 2 80,

x1

0, x 2

2 x1

3.18.

x1 2 x 2 4,

5 x1 2 x 2 10,

3.19.

4 x1 3 x 2 12,

7 x1 4 x 2 20.

x1

3.20.

20,

2 x1 3 x 2 12,

2 x1 4 x 2 16,

x1

0.

x2

0, x 2

0.

2 x2

1,

5 x1 2 x 2

4 x1 3 x 2

10,

12,

x1

0, x 2

0.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...
30272. Понятие метода литературоведения. Метод, методика, методология 33.5 KB
  Понятие метода литературоведения. Метод методика методология Все методы сформировались достаточно поздно в 19в.явля применяя методы определяемые как материалами исследования так и задачами стоящими перед исследователем. лит явления рассматривались как производные от соцх процессов ж психологический зформальный метод разработанный отечественными литературоведами Ю.
30273. Основные методы (школы) литературоведения. Общая характеристика 103 KB
  В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма обосновал собственно эстетические проблемы в том числе проблему прекрасного рассмотрел гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства а также дал главные сведения по теории искусства и литературы прежде всего деление на роды эпос лирику и драму. В сочинениях Аристотеля Об искусстве поэзии Риторика и Метафизика при сохранении общеэстетического аспекта подхода к искусству происходит уже формирование...
30274. Основные методы (школы) литературоведения. Культурно-исторический метод 59 KB
  Основные методы школы литературоведения. Виднейший литературовед промышленной буржуазии Ипполит Тэн не случайно оказался связанным с целым рядом теоретиков работавших в самых различных областях науки. Автор Истории английской литры не отрицал огромного влияния на него социолога Бокля История английской цивилизации с его теорией расы и физической среды. Но больше всего на взглядах Тэна отразилось учение о происхождении видов Дарвина английского естествоиспытателя крого Тэн сочувственно цитировал в введении к указанному выше труду...
30275. Основные методы (школы) литературоведения. Сравнительно-исторический метод (компаративизм) 36 KB
  Основные методы школы литературоведения. Сравнительноисторический метод компаративизм Докторская диссертация знаменитого русского литературоведа академика А. Другой попыткой буржуазного литературоведения закрепиться на позитивистских позициях был сравнительноисторический компаративный метод. Практикуемый ими метод приводил их к подбору аналогичных сюжетов в литом творчестве соседних стран толкая их на исследование поэтической продукции прошлого.
30276. Основные методы (школы) литературоведения. Филологический метод 31 KB
  Анализы памятников слова практиковались уже в глубокой древности; таковы в Греции первые изучения Гомера в Египте деятельность таких александрийских филологов как Аристарх и Ликофрон в Риме критическая обработка текстов Вергилия Валерием Проббом и т. В огромном большинстве случаев филологизм древности вызван был к жизни научновспомогательными соображениями заботой о проведении в наличность древнейших и популярнейших произведений поэтического творчества и о сохранении их от гибели порчи и всяких искажений столь возможных в те...
30277. Основные методы (школы) литературоведения. Биографический метод (Ш.-О.Сент-Бёв) 36.5 KB
  На примере виднейшего критика французского романтизма СентБёва особенно отчетливо вырисовываются эти черты нового литературоведческого метода. В противоположность Буало и его последователям подчинявшим индивидуальное развитие художника множеству регламентирующих указаний СентБёв эмансипирует личность. Мелкобуржуазного романтика СентБёва интересует прежде всего творческая индивидуальность писателя. Биографический охват творящей личности сыграл в глазах СентБёва доминирующую роль в литой науке.