39755

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Реферат

Психология и эзотерика

Итак мы переходим к следующему вопросу Физиологические основы мышления. Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является средством умственного общения и условием развития мышления.

Русский

2013-10-08

34 KB

55 чел.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ

Существенный вклад в учение о мышлении внесли также работы по изучению нейрофизиологических механизмов мыслительной деятельности.  Итак, мы переходим к следующему вопросу – «Физиологические основы мышления».

Впервые естественнонаучное  обоснование материалистической теории психики как отражательного процесса, дал И.М. Сеченов, высказав «мысль о возможности подвести все главнейшие формы психической деятельности под тип рефлекторных процессов». Мышление по Сеченову представляет собой результат рефлекторных мозговых процессов, осуществляющих сопоставление объектов друг с другом в каком либо отношении.

Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является «средством умственного общения» и условием развития мышления. « Когда мысль человека переходит из чувствительной области во внечувствительную, роль как система условных знаков, развившаяся параллельно и приспособительно к мышлению, становится необходимостью. Без нее элементы внечувственного мышления, лишенные образа и формы, не имели бы возможности фиксироваться в сознание, поэтому речь составляет основное условие мышления внечувственными объектами».

Как же Сеченов понимал рефлекторный процесс мысли?

Началом мысли, первым звеном рефлекторного процесса может быть любое чувственное  раздражение, в том числе слышимая речь или «письмена» (по сеченовской терминологии).

Центральное звено в рефлекторном процессе составляет, согласно теории Сеченова, аналетико-синтетическая деятельность мозга. Мысль по Сеченову, является «продолженным анализом», «продолженным синтезом», «продолженным обобщением» внешних воздействий. Имеется в виду, что анализ и синтез продолжается не над «чувственными продуктами», а над «абстрактами».

Произносимая или записываемая мысль представляет собой конечное, третье звено рефлексов головного мозга.

Итак, мышление по Сеченову, есть речевой рефлекторный процесс. Это представление подтверждено исследованиями И.П. Павлова и его школы. И.П. Павлов ввел понятие 2-ой сигнальной системы и охарактеризовал ее как высший физиологический аппарат управления речью, речевым мышлением и опосредствованной этим мышлением  практической деятельностью. По мысли Павлого, вторая сигнальная система обеспечивает качественное  отличие мышления человека от мышления животных. «Раздражение идущее в кору от речевых органов представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что составляет специально человеческое высшее мышление».

Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют также открытые И.П. Павловым механизмы ориентировочно-исследовательной деятельности, а именно условный ориентировочный (исследовательский) рефлекс, и условный рефлекс на отношение между раздражителями. По Павлову, исследовательский рефлекс у человека идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентацию в окружающем мире.

Дальнейшие нейрофизиологические исследования внесли новые данные о механизмах мозговых регуляций сложной деятельности. В 30-ые годы           П.К. Анохиным и Н.А. Бернштейном было введено понятие обратной связи как основное для понимания механизма саморегулирования деятельности животных и человека. В современной нейрофизиологии термином «обратная связь» обозначается механизм регуляции деятельности посредством сигнализации об эффектах, осуществленных рабочими органами текущих реакций, благодаря которой происходит их коррекция. Разработка проблемы регулирования посредством обратных связей имеет важное значение с точки зрения развития научных представлений о механизмах мыслительной деятельности, т.к. она позволяет понять также и физиологическую необходимость активности субъекта в процессе познания.

Кратко подведем итоги:

  1.  Мышление – результат рефлекторных мозговых процессов (И.М. Сеченов)
  2.  Важное значение для понимания физиологической основы мышления имеют:
  •  Условный ориентировочный рефлекс;
  •  Условный рефлекс на отношение между раздражителями;
  •  Вторая сигнальная система (И.П. Павлов);
  •  Принцип обратной связи (П.К. Анохин, Н.Л. Бернштейн).

Теперь перейдем к нейронным механизмам мыслительной деятельности и рассмотрим теорию А.Н. Лука. Физиологической основой человеческого мышления, по А.Н. Луку, является пространственная и временная суммация импульсов, связанная с ней мозаика возбуждения и торможения.

Однако обработка и суммация импульсов – это еще не мышление. Необходимо формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная инварианта и отсеивается шум. Эта инварианта лежит в основе образов. С этого уровня взаимодействия и начинается мышление.

Физиологической основой образа служит нейральная модель, или совокупность нервных клеток и их синоптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени группу.

Любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде некой структуры. При этом предполагается, однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т.е. код. Это одно из условий объективности познания. Однако, человек опознает предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе, в перевернутом виде и т.д. Возникающие при этом нейральные «узоры» возбуждения не идентичны, т.е. совпадает не всеми своими элементами.

Но в них может быть выделена структурная инварианта, которая позволяет опознать объект по вероятностному, а не тождественному совпадению возбужденных нейронов.

Нейронная модель – кодовое обозначение объекта или события. В структура модели имеет сходство со структурой отражаемого объекта. Под структурой понимаются элементы, из которых состоит объект,  способы с помощью которых эти элементы вступают во взаимоотношение – статические или динамические.

Например, буква и ее фонетическое звучание тождественны в информационном плане, следовательно они имеют структурное сходство. Именно в таком смысле можно говорить о сходстве структуры нейронной модели со структурой отражаемого объекта. На уровне отдельных элементов вполне достаточно однозначного соответствия. Но на уровне модели непременно имеет место структурное сходство, или изоморфизм модели и объекта.

Другой пример структурного сходства – молекула воды и ее формула Н2О.

Модель в мозге – это, по сути, информация, обрабатываемая определенным образом. Совершенно одинаковые нервные импульсы, группируясь во времени и пространстве, образуют модели все возрастающей сложности, отражающие действительности все более полно, приближаясь к ней, но никогда ее не исчерпывая.

Создание нейронной модели можно считать коррелятом того, что принято именовать формированием представления. Движение возбуждения и торможения, их переход с одной модели на другую – это материальный базис процесса мышления. Для того чтобы возникла мысль, требуется активация по крайней мере двух моделей. Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75685. Фоника. Понятие фоники. Значение звуковой организации речи 365.48 KB
  Понятие фоники Фоника раздел стилистики изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики представляющей собой раздел языкознания который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка фоника наука об искусстве звуковой организации речи. Под фоникой понимают также звуковую организацию речи т. При этом говорят о фонике того или иного произведения исследуя например фонику поэмы стихотворения анализируя эстетическую функцию различных фонетических средств прежде всегозвуков речи.
75686. СТИЛИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 189.65 KB
  Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки
75687. Стилистика имени числительного 164.35 KB
  Однако этот графический способ обозначения числа количества здесь уже не является единственным: параллельно могут быть использованы и словесные обозначения чисел количества что открывает пути к функционально-стилевому применению числительных.
75688. Стилистика местоимения. Употребление местоимений в разных стилях речи 158.67 KB
  Употребление местоимений в разных стилях речи При функционально-стилевой характеристике местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность в разговорной речи. В разговорной речи употребление местоимений сопровождается различными приемами их актуализации; ср. плеонастическое употребление местоимений при указании на субъект действия: Дима он не подведет или конструкции типа: Так оно и было; Идет она прическа платье все у нее по моде. Использование местоимений в разговорном стиле отличает также свойственная...
75689. Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных 117.66 KB
  Однако при субстантивации прилагательных их грамматические формы преображаются. В числе их немало экспрессивных прилагательных по своей семантике тяготеющих к эмоциональной речи что позволяет вводить их в поэзию: Несказанное синее нежное. Употребление прилагательных в значении существительных добавляет к их лексическому наполнению предметность и образность а форма среднего рода придает оттенок отвлеченности нередко создающей впечатление чего-то неуловимого не вполне осознанного: И повеяло степным луговым цветным из журн.
75690. Естественные и антропогенные опасности 11.99 KB
  Естественные и антропогенные опасности Опасностью называют различные явления процессы объекты способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или иным его ценностям а также представляющие угрозу для жизни человека. Антропогенные опасности возникают в результате воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности техническими средствами выбросами различных продуктов и т.Чем выше преобразующая деятельность человека тем выше уровень и число антропогенных опасностей вредных и...
75691. Научно-технический прогресс и безопасность трудовой деятельности 18.21 KB
  Состояние условий труда при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов называется безопасностью труда. Безопасность труда это состояние трудовой деятельности труда обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей формируемых в рабочей зоне конкретным производственным технологическим процессом техническим объектом. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название охрана труда.
75692. Основные задачи специалиста (инженера) в области безопасности и труда 11.18 KB
  Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности сводятся к следующему; контроль и поддержание допустимых условий параметры микроклимата освещение и др. жизнедеятельности человека в техносфере; идентификация опасностей генерируемых различными источниками в техносферу; определение допустимых негативных воздействий производств и технических систем на техносферу; разработка и применение экобиозащитной техники для создания допустимых условий жизнедеятельности человека и его защиты от опасностей; обучение работающих и...
75693. Основные причины аварий на производстве 14.55 KB
  Основные причины аварий на производстве Основные причины аварий и несчастных случаев: отступление от требований проектной и технологической документации; нарушение регламента ремонтных работ; неудовлетворительное техническое состояние оборудования; неэффективность производственного контроля; неосторожные или несанкционированные действия исполнителей работ; неправильная организация производства работ. Причины производственного травматизма и профзаболеваний Технические причины. Это причины не зависящие от уровня организации...