39758

Понятие эмоций и чувств

Реферат

Психология и эзотерика

Понятие эмоций и чувств. Роль эмоций и чувств в жизни человека Терминологические расхождения Соотношения понятий эмоция чувства эмоциональные состояния Место эмоций и чувств в структуре психики Основные качества эмоций и чувств Эмоции и деятельность Теории эмоций и чувств II. Физиологические теории эмоций и чувств Теория Джемса Лонге ее критика Таламическая теория эмоций КеннонаБарда Эксперименты Олдса Д. Павлова роль коры больших полушарий головного мозга Роль ретикулярной формации и второй сигнальной...

Русский

2013-10-08

297.09 KB

19 чел.

План.

  1.  Понятие эмоций и чувств. Их значение в жизни человека.
  2.  Роль эмоций и чувств в жизни человека
  3.  Терминологические расхождения
  4.  Соотношения понятий эмоция, чувства, эмоциональные состояния
  5.  Место эмоций и чувств в структуре психики
  6.  Основные качества эмоций и чувств
  7.  Эмоции и деятельность
  8.  Теории эмоций и чувств

II.1.     Эволюционная теория Ч. Дарвина

II.2.     Физиологические теории эмоций и чувств

  1.  Теория Джемса Лонге, ее критика
  2.  Таламическая  теория эмоций Кеннона-Барда
  3.  Эксперименты Олдса Д. (центры удовольствия, центры страдания)
  4.  Вклад И. П. Павлова (роль коры больших полушарий головного мозга)
  5.  Роль ретикулярной формации и второй сигнальной системы в возникновении эмоций
  6.  Биологическая теория эмоций П.К.Анохина

II.3.      Эмоции и когнитивные процессы

  1.  Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
  2.  Когнитивная теория Т. С. Шехтера
  3.  Информационная теория П. В. Симонова
  4.  Функции эмоций и чувств

(оценка, побуждение, организующая, подкрепляющая, регулирующая, синтезирующая, активация, приспособительная, экспрессивная)

  1.  Классификации эмоциональных явлений

IV.1.    Классификации эмоций

  •  по силе и продолжительности
    •  по субъективному переживанию
    •  с точки зрения влияния на деятельность (стеническая, астеническая)

IV.2.    Формы протекания чувств (виды эмоциональных состояний)

(эмоциональный тон, собственно эмоции, настроение, аффективное состояние и аффект, стресс, фрустрация)

IV.3.    Классификации чувств

  1.  По содержанию (моральные, интеллектуальные, эстетические, практические)
  2.  По силе стремления к объекту (страсти, увлечения)

IV.4.    10 фундаментальных эмоций К. Изарда

  1.  Развитие Эмоций
  2.  Управление эмоциями

Заключение.

           Литература.

  1.  
    Понятие эмоций и чувств.

  1.  Роль эмоций в жизни человека.

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека представляют эмоции и чувства. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни: отношения с другими, нашу деятельность, общение и познание, т. к. человек как субъект практической и теоретической деятельности познает и изменяет мир. Действуя, он не только производит изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий, изменяющих его взаимоотношения  с окружающими, он переживает то, что с ним происходит, относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях других, лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Замечательным является то факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны довольно точно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, она оказывает различные влияния на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы организма и на субъект в целом.

Эмоции влияют на тело, они воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование висцерально-эндокринной, кровеносной и дыхательной систем.

Эмоции влияют на восприятие окружающего мира, так как являются одним из мотивационных состояний. Обрадованный субъект склонен воспринимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленного человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объект (эффект «суженого зрения»).

Эмоции влияют и на познавательные процессы: память, мышление и воображение. Эффект «суженого зрения» в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить альтернативы. В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и исследованию.

Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремится его избежать.

Два рода факторов важны при соотношении эмоций и развития личности. Первый –это генетические задатки субъекта. Второй фактор –личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые выросли в одинаковой социальной среде, показали различия в эмоциональных переживаниях, эмоциональной экспрессии и эмоциональном реагировании. Это доказывает влияние генетических корней на развитие эмоций.

Эмоции и секс. В 1935 г. Бич в опытах на животных продемонстрировал, что совокупление и страх являются несовместимыми. Его испытуемыми были крысы, однако этот факт может быть распространен и на область человеческих отношений, о чем свидетельствует здравый смысл и литературные данные.

Эмоция, супружество и родительские чувства. Индивидуальные способы выражения эмоций и эмоциональных ответов являются определенным фактором в ухаживании и выборе партнера совместной жизни. Исследования показывают, что субъект либо выбирает товарища, чьи эмоциональные переживания и экспрессия дополняют его собственные, либо подбирает партнера, который имеет сходный эмоциональный профиль –такие же пороги переживания различных эмоций и такие же способы их выражения.

Эмоция может рассматриваться как измененное или особое состояние сознания. Она может существовать относительно независимо от других состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на сосуществующие состояния или процессы в сознании.

Итак, чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках. Еще Ленин говорил, что «без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого познания истины».

  1.  Терминологические расхождения в понимании эмоций.

Имеется широкий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмоций, которые вносят большую путаницу в данную проблематику. В разных концепциях вкладывается свой смысл в одни и те же понятия.

Некоторые исследователи (например, Duffy, 1962) полагает, что в рамках науки о поведении можно обойтись вообще без понятия «эмоция». Другие же (Томкинс, 1962, Изард, 1971) утверждают, что эмоции образуют основную мотивационную систему человека. Есть и представления о том, что эмоции –лишь переходящий феномен, хотя иногда утверждается, что люди всегда в некоторой степени испытывают какую-либо эмоцию, или же, что не существует действий и поступков без аффекта (например, Schachtel, 1959). Ряд ученых считают, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь источником психосоматических заболеваний (например, Arnold, 1960; Lazarus, 1968).

Также сложность в представление эмоций вносят многочисленные теории эмоций, где объектами изучения являются разные аспекты этого сложного и многогранного явления.

Мы в своей лекции раскроем эти теории, чтобы вы имели представление, какие вообще вопросы решаются в пределах проблематики эмоций.

В качестве опорного и основного определения эмоций решили представить вам точку зрения отечественных психологов (Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н.).

Эмоции –особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъект явлений и ситуаций. (5)

  1.  Соотношение эмоций, чувств, эмоциональных состояний.

Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина: чувства и эмоции. Многие авторы склонны рассматривать эмоции и чувства как синонимы. Так, например, Н. Д. Левитов считает, что «эмоциями или чувствами называются своеобразные переживания, в которых выражается отношение человека к предметам, явлениям окружающей действительности»; Б. М. Теплов: «чувствами или эмоциями называются переживания человеком своих отношений к действительности, к тому, что он познает или делает».

Но существуют точки зрения, где эти понятия разводятся. Под эмоциями понимаются переживания, вызванные отдельными качествами и свойствами предметов и явлений окружающего мира, связанные в большинстве случаев с удовлетворением –неудовлетворением органических потребностей.

Эмоции присущи как человеку, так и животным. Однако эмоции у животных связаны с органическими потребностями и инстинктивными формами жизнедеятельности, а именно связанных с самосохранением, питанием, размножением. Так, например, ярость у самца, встретившего соперника; тревога птиц, гнезду которых грозит опасность, т.е. эмоции животных ограничены и бледны.

На эмоции человека наложили свой отпечаток социальный образ его жизни, особенности выполняемой им деятельности, вследствие чего изменились характер эмоций и формы их выражения. Человек не набрасывается на еду, одежду, как только возникнет в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.

В отличие от эмоций, чувства связаны с потребностями, возникшими в ходе исторического развития человечества. В основе чувств лежат удовлетворение высших, духовных потребностей человека, связанных с отношениями между людьми. Через отношение человека к другим людям у него формируется отношение к самому себе как к человеку и как к личности. Чувства –это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. (8)

Якобсон указывает, что чувство выступает как своеобразная «привязанность» к  определенному кругу явлений действительности (или «отчужденность» от них). Так мы говорим о чувстве любви к Родине, которое присуще человеку в течение всей его жизни, о любви матери к ребенку и т.д.

Для чувства в этом смысле слова наличие реально возникающего переживания является только показателем подобного психического состояния человека. Переживание является необходимым моментом в развитии чувства, но вместе с тем им чувство отнюдь не исчерпывается. Переживание –лишь многократно возникающее состояние в процессе существования устойчивого чувства. Сущностью же устойчивого чувства является другое –самый характер субъективного отношения личности данным явлениям, получающего выражение в действиях человека. Т.е. в отличие от эмоций чувства –это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.

Чувства присущи только человеку. Индивидуальность человека раскрывается в личностном отношении его к предметам и явлениям действительности. (12)

Кроме перечисленных выше понятий, стоит еще отметить «эмоциональные состояния». Эмоциональное состояние будет относиться к частным эмоциональным процессам ограниченной продолжительности. Эмоциональные состояния могут длиться от секунд до часов и значительно меняться по интенсивности. Надо заметить, что в исключительных условиях эмоциональное состояние высокой интенсивности может продолжаться более длительный период времени, но, тем не менее, сильная постоянная эмоция может указывать на психопатологию.

Далее в лекции мы еще вернемся к эмоциональным состояниям и рассмотрим их виды.

  1.  Место эмоций и чувств в структуре психики.

Эмоции и чувства одновременно могут являться и психическим состоянием, и психическим процессом. Переживание эмоций и чувств выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, т.к. выражают отношение к чему-либо.

Вместе с тем переживание эмоций и чувств является психическим регулирующим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым.

Например, переживать тяжести утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление свое места в жизни, переоценивание жизненных ценностей до тех пор, пока не достигнет некоторого баланса  «положительных» и «отрицательных» оценок ситуации. (2)

Так, Василюк выделяет стадии переживания горя, что также свидетельствует о динамичности человеческих переживаний. Он отличает четыре стадии:

  1.  Шок, оцепенение
  2.  Отрицание
  3.  Принятие
  4.  Творчество

Итак, эмоции и чувства имеют немаловажное значение в структуре психики.

  1.  Основные качества эмоций и чувств.

Как мы уже отметили, протекание чувств, эмоций характеризуются динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрушении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств –их полярность. Полярность –это двойственное (амбивалентное) эмоциональное отношение; единство противоречивых чувств (радость –грусть; любовь –ненависть; обаяние –отвращение). Двойственность отношений объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ним не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают конфликтные ситуации, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства. Например, в ревности горячая любовь уживается со жгучей ненавистью. (8)

  1.  Эмоции и деятельность.

Основной момент, определяющий природу и функции эмоций, заключается в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом ее деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением внутренних органических процессов –с другой.

Потребность –это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов, условий жизни, находящихся вне индивида. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что направляет деятельность, еще не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности –мотив.

Эмоции не являются мотивом (т.к. сами по себе не способны вызвать направленной деятельности). Но это не означает отрицание их реальной функции в регуляции деятельности. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они сами по себе не несут информацию о внешних объектах, а непосредственно отражают отношение между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.

Самая важная особенность эмоций заключается в том, что они релевантны именно деятельности, а не входящим в ее состав отдельным актам, действиям. Поэтому одно и то же действие в разной деятельности может приобретать разную эмоциональную окраску. Все выше рассмотренное относится к точке зрения Леонтьева А. Н..

Аналогичную точку зрения на соотношение эмоций и мотивов мы встречаем у Рубинштейна С. Л.. Эмоции являются субъективной формой существования потребностей. Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность. Эмоции не отождествляются с мотивом.

Роль эмоций в деятельности человека оказывается двусторонней: эмоции формируются в ходе человеческой деятельности. Результат действия может оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию.

В свою очередь деятельность возникает лишь тогда, когда в качестве побудителя ее выступают потребности и эмоции. Нет чувств –отсутствует активная деятельность.

Заканчивая первый раздел, еще раз отметим, насколько сложен и многообразен мир чувств и эмоций. До сих пор нет единого мнения на понимание эмоций человека, как среди зарубежных исследователей, так и среди отечественных. Большую путаницу вносят различные взгляды на понимание «эмоций» и «чувств». Мы развели эти понятия и будем придерживаться в ходе изложения именно нашей позиции. Мы рассмотрели, какую огромную роль эмоции и чувства играют в жизни человека. Без эмоций также нет активной деятельности. В зарубежной психологии в эмоциональной сфере преимущественное внимание обращается на эмоции, а высшие чувства оставляются в тени. Но чувства характеризуют его подлинную человеческую сущность. Чувства испытывает человек –растущая, осознающая личность. Поэтому изучение чувств не менее важно, чем изучение эмоций.

  1.  Теории эмоций и чувств.

Нами было сказано, что большую сложность в представлении эмоций и чувств вносят различные теории эмоций и чувств. Мы сделали своей задачей познакомить вас с этими теориями.

II.1.  Эволюционная теория Ч. Дарвина.

В 1872 г. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно данной теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

II.2. Физиологические теории эмоций и чувств.

Как и все психические процессы, эмоциональные явления, переживания чувств являются результатами деятельности мозга. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма.

  1.  Теория Джемса-Ланге, ее критика.

Основной смысл этой теории заключается в том, что эмоции обусловлены исключительно периферическими изменениями: внешние впечатления чисто рефлекторно, минуя высшие центры, с которыми связаны процессы сознания, вызывают ряд изменений в организме. Последующее осознание этих органических изменений составляют эмоцию.

Согласно данной теории, мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим и т.д.

Теория Джемса-Ланге вызвала критику со стороны других психологов, которая проявляется в следующих положениях: 1. Телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга, поэтому они недостаточны для объяснения многообразия эмоций; 2. Искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождается эмоциональными переживаниями. Например, если потрясти рукой, то эмоция страха не возникнет.

Теория Джемса-Ланге правильно отличала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера.

Действительно, без вегетативных, висцеральных реакций нет эмоций. Но опыты показали, что, если исключить все физиологические проявления эмоций, субъективное переживание сохраняется.

Следовательно, в эмоциональных процессах участвуют в тесной взаимосвязи, как периферические, так и центральные факторы.

Эксперимент 1. Попросить аудиторию сжать в напряжении кулаки, стиснуть зубы, наморщить лоб и нахмурить брови. Спросить: «Что вы при этом испытали?» По теории Джемса-Ланге испытуемые должны испытать эмоцию гнева.

  1.  Таламическая теория эмоций Кеннона-Барда.

Одним из ученых, критиковавших теорию Джемса-Ланге, был У. Кеннон.

Он указал, в частности, на то, что хирургическая перерезка нервных связей между внутренними органами и корой мозга не препятствует возникновению эмоциональных реакций, что одни и те же телесные изменения соответствуют разным эмоциям, что внутренние органы не являются достаточно чувствительными и изменения в них происходят слишком медленно, чтобы они могли предшествовать эмоциональной реакции, и, наконец, что искусственно вызванные органические изменения, сопровождающие сильные эмоции, не влекут за собой соответствующего эмоционального поведения. Аргументы Кеннона стали предметом многолетней дискуссии. В результате этой дискуссии взгляды на эмоции потерпели значительные изменения. Вместо теории эмоций, подчеркивающей значение висцеральных изменений, Кеннон, а вместе с ним и П. Бард, выдвинули концепцию, согласно которой эмоции суть процессов, происходящих в ядрах таламуса. Так появилась теория, получившая название таламической теории эмоций Кеннона-Барда. Согласно этой теории, центры эмоций расположены в подкорке. Возбуждение этих центров придает деятельности коры эмоциональный компонент, т.к. за организацию эмоциональных реакций отвечает именно таламус.

Нет необходимости подробно излагать эту теорию, которая внесла позитивный вклад в современные концепции. Следует только подчеркнуть, что она в известной степени отождествляет эмоции с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе.

  1.  Эксперименты Д. Олдса.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).

При раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название «центров удовольствия». Когда же электротоком раздражали другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы «центрами страдания». Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, - «центры страдания», расположенные в разных отделах мозга, образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоций, менее связаны друг с другом, в результате чего положительные эмоции более разнообразны в своем выражении.

  1.  Вклад Павлова И. П. (роль коры больших полушарий головного мозга)

Физиологическую основу чувств составляет сложная работа коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Ведущую роль в эмоциональных переживаниях выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Отражаемые в сознании предметы и явления, с которыми связано удовлетворение потребностей человека, в том числе и его самосохранение, вызывают сильные очаги возбуждения в коре. Возбуждение передается в подкорку. А поскольку в подкорке локализуются центры, регулирующие работу внутренних органов, то через них передаются нервные импульсы, изменяющие дыхание, кровообращение, состав крови, сердечно-сосудистую деятельность и др. Поэтому часто употребляют выражения: «от страха замерло сердце», «от радости перехватило дыхание» и т.п.

Одни чувства обычно активизируют деятельность вегетативной нервной системы, что проявляется в увеличении ее энергии. Другие чувства чаще понижают тонус. Соответственно изменяется и работа внутренних органов.

Если причина возникновения чувств, эмоций пришла из вне (позвонил знакомый человек, учитель поставил отличную оценку), то возбуждение, появившееся в начале в коре, потом распространяется на подкорку. Если причина, вызвавшая чувства, лежит в самом организме (заболевание внутренних органов, голод, жажда), возбуждение, возникшее сначала в подкорке, распространяется постепенно в кору.

Например, причина пришла извне: студент провалил экзамен и он раздражен. Однако он сдерживает себя, усилием воли заставляет себя успокоиться; дыхание, сердцебиение, изменившиеся под влиянием нахлынувшего чувства, приходят в норму, движения становятся ровными.

Влияние коры больших полушарий не в меньшей мере осуществляется и тогда, когда причиной возникновения чувств являются органические состояния. Так, взрослый человек, испытывая голод, может сдерживаться и не раздражаться, осознавая, что удовлетворение этой потребности связано с определенными условиями; новорожденный, вследствие неразвитости второй сигнальной системы, испытывая голод, будет настойчиво плакать, и остановить это проявление эмоций можно, только удовлетворив его потребность.

  1.  Роль ретикулярной формации и второй сигнальной

системы в возникновении эмоций.

Новейшие исследования функций ретикулярной формации вскрывают активизирующее влияние подкорки на эмоциональную жизнь человека. В ретикулярной формации из различных органов чувств поступают нервные стимулы. После переработки сигналы посылаются в большие полушария головного мозга. Ретикулярная формация, выступая аккумулятором энергии, способна понижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять и затормаживать ответы на раздражители.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами.

Эксперимент 2. Как по физиологическим проявлениям можно определить, что человек чувствует ту или иную эмоцию.

На карточках предлагаются описания физиологических состояний различных эмоций. Студенты должны определить, какую эмоцию описывают на каждой карточке.

Страх: бешено колотится сердце, прерывистое дыхание, дрожат руки, ноги становятся ватными.

Радость: вы словно заряжены электричеством, все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энергии, кровь пульсирует в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать.

Гнев: ощущается каждый удар бьющегося сердца, кровь приливает к лицу, все мышцы напряжены и готовы к действию. Хочется броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход напряжению.

Печаль: непонятная, необъяснимая тяжесть во всех членах, мышцы вялые и безжизненные, чувство тупой ноющей боли в груди. Слезы текут по лицу.

  1.  Биологическая теория эмоций П. К. Анохина (1949 г.).

Эмоции –физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека.

Биологическая теория эмоций построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Необходимо выяснить, как ЦНС «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в полноценном виде (утоление голода, кашель, чихание). Для этого необходимо вести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов –«акцепторов действия» (АД) и посылка множества эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям той системы, которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешности или не успешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения функций.

Суть биологической теории эмоций: «положительные» эмоции возникают лишь в том случае, если обратная информация от результатов прошедшего действия точно совпадает с аппаратом акцептора действия (АД). Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления.

Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ведет к беспокойству животных и человека и к поискам новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта.

II.3. Эмоции и когнитивные процессы.

  1.  Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Согласно данной теории, положительные эмоциональные переживания возникают у человека тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным.

Отрицательные эмоции возникают, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (диссонанс). Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится избавиться от него.

Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания, чтобы они соответствовали реально полученному результату; или попытаться получить новый результат, который бы соответствовал прежним ожиданиям (знаниям).

Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

  1.  Когнитивная теория Т. С. Шехтера.

Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо телесных изменений оказывает воздействие прошлый опыт человека: оценка им наличной ситуации с точки зрения его потребности.

Подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций  является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциональной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

Например, людям в качестве «лекарства» давали физиологически нейтральный раствор. Одной группе испытуемых говорили, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, другой группе говорили, что «лекарство» вызовет состояние гнева. Результаты соответствовали ожиданиям.

  1.  Информационная теория эмоций П. В. Симонова.

Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться и не могли собрать свою информацию, необходимую для адекватной реакции.

Симонов П. В. предложил следующую формулу:

Э = - П * (Ин –Ии)

Э –эмоция

П –актуальная потребность

Ин –информация, необходимая для удовлетворения потребности

Ии –имеющаяся на данный момент информация

Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, т.е. Ини. Положительные эмоции возникают, когда информации оказывается в избытке (информация оказывается лучше ожидаемой), т.е. Ини.

  1.  Функции эмоций и чувств.

Функциональная сфера эмоциональных проявлений, переживаний очень разнообразна.

  1.  Функция оценки –эмоции непосредственно в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения цели и удовлетворения потребности субъекта. Эмоции являются тем сигналом, посредством которого субъект узнает о потребностной значимости происходящего.
  2.  Функция побуждения –из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки («+», «-«) действие может быть направлено либо на присвоение, либо на прекращение и выбор другого.
  3.  Организующая функция –способность эмоций осуществлять целенаправленную деятельность.
  4.  Подкрепляющая функция –эмоциональная окрашенность является одним из условий, определяющих непроизвольное внимание и запоминание. Значимые события лучше запоминаются.
  5.  Регулирующая функция –прошлый опыт успешного или неуспешного выполнения действий позволяет человеку определить выбор действий в текущей ситуации.
  6.  Синтезирующая функция –обеспечивает возможность целостного и структурированного  отражения различных действующих раздражений.
  7.  Функция активации –эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности ЦНС и ее структур, что приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом, т.е. происходит мобилизация органов и энергетических ресурсов.
  8.  Приспособительная функция (Дарвин) –обеспечение возможности эффективно приспосабливаться к окружающим условиям.
  9.  Экспрессивная (выразительная) функция –часто эмоции сопровождаются органическими изменениями периферического характера. Благодаря выразительным движениям мимики, пантомимики мы точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии окружающих. Обеспечение невербальной коммуникации.

  1.  Классификация эмоциональных явлений.

  1.  Классификация эмоций.

По силе и продолжительности эмоции бывают длительные, но слабые (например, печаль) и кратковременные, но сильные (аффект, радость).

По субъективному переживанию эмоции делятся на положительные, которые связаны с удовлетворением потребности, и отрицательные, связанные с неудовлетворением потребности.

С точки зрения влияния на деятельность эмоции делятся на стенические (активные), повышающие жизнедеятельность человека и астенические (пассивные), понижающие жизнедеятельность человека.

  1.  Формы протекания чувств.
  2.  Эмоциональный тон –это, то, что нас окружает и определяет наше самочувствие.
  3.  Собственно эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, т.е. выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям.
  4.  Настроение –общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значимого времени все поведение человека.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Современники вспоминают отца Александра Дюма как человека неугасимого веселья, с лицом, постоянным озаренным улыбкой. Его необыкновенная подвижность, оптимизм, предприимчивость, страстная деятельность удивляли так же, как его работоспособность.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетном грусти, беспричинном веселье. Настроения разных людей, вызванные одной и той же причиной могут быть неодинаковыми, даже противоположны («Мне грустно от того, что весело тебе»).

Настроение накладывает отпечаток на поведение, окрашивает деятельность человека, стимулирует или подавляет активность личности. Если человек находится в хорошем настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им как преодолимые, выполняемая работа кажется интересной, люди –отзывчивыми и приятными. Если же настроение подавленное, то та же работа кажется скучной и неинтересной, те же люди –раздражающими и плохо воспитанными, любая трудность –непреодолимой.

  1.  Аффективное состояние и аффект.

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроению свойственен стабильный уровень протекания, то аффективное состояние характеризуется нарастанием интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие закончилось благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется для выполнения какой-либо деятельности.

При чрезвычайно конфликтной ситуации аффективное состояние нередко разрешается в сильной вспышке –аффекте. Аффект –это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. «Господство» подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта.

Чаще всего аффекты проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Встречаются настолько эмоционально распущенные люди, что на самый незначительный повод отвечают аффективной вспышкой.

Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствуют предотвращению аффекта.

Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения. Подобные аффективные состояния следует считать нормальным явлением, а сильное и искреннее их выражение –даже необходимым для полноценного психического и физического развития человека.

  1.  Стресс –это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные решения при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия, памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

У ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, стенические эмоции, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли.

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами; ими могут быть реально действующие психические и физические раздражители, а также неприятные воспоминания и мысли о предстоящей угрозе.

  1.  Фрустрация –это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями: это наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к достижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличии преграды, препятствующей достижению этой цели. Поведение человека в период фрустрации выражается в двигательном беспокойстве, в апатии, в агрессии и деструкции, в регрессии (обращение к моделям поведения более раннего периода жизни). Для фрустрационного поведения характерно нарушение мотивированности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна из перечисленных выше характеристик. Например, человек находится в состоянии ярости, стремясь достичь какой-либо цели. Несмотря на ярость и агрессивность такого человека, его поведение целесообразно.

Фрустрационное поведение –это то поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое напряжение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, самобичевание.

Если чрезмерное условие не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность и озлобленность могут разрядиться на совершенно невинных людях.

Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с агрессивными реакциями.

  1.  Чувства –устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

  1.  Классификация чувств по содержанию.
  2.  Моральные чувства –это переживание человеком его отношения к другим людям, к правилам и нормам общежития, нормам общества. К моральным чувствам относятся, например, любовь к родине, чувство дружбы.
  3.  Интеллектуальные чувства –переживания, возникающие в процессе умственной деятельности. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнения при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний, - примеры интеллектуальных чувств.

К интеллектуальным чувствам относятся чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое расценивается положительно, но содержит такие недостатки, которые вызывают добродушный смех.

Чувство иронии –выражение остро критического отношения к миру, людям, себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни.

  1.  Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

Эстетические чувства возникают при восприятии физически прекрасного (природа, шедевры искусства и т.д.) и морально прекрасного: мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих.

  1.  Праксические чувства –чувства, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления, ее завершения.

Трудовая деятельность в зависимости от ее характера и способа осуществления вызывает различный оттенок. Когда выполняется привычная несложная работа, то эмоциональный отклик относится в большей мере уже к самому результату труда, чем к его процессу, появляется удовлетворение, что все намеченное выполнено. Или же возникает неудовлетворение, что процесс труда очень прост, однообразен, вызывает утомление. Если трудовая деятельность более сложна, то праксические чувства связаны не только с результатом, но и с самим процессом деятельности. Появляются переживания возбуждения и напряжения во время работы, огорчения, подавленности при малоуспешном ее результате, удовольствия от самого процесса действия.

Интеллектуальная деятельность (например, деятельность ученого, изобретателя) порождает, по существу, именно праксические чувства, поскольку они являются откликом всей его личности на процесс работы. Интеллектуальные чувства, возникающие при этом, являются только одним из компонентов целостного эмоционального отклика.

В сфере праксических чувств может быть выделен тот вид их, который связан с творческим трудом. Он может быть назван областью творческих чувств. Когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой предполагает сознательное внесение в нее элементов нового, приводящее к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.

Можно говорить о творческих чувствах новатора производства, изобретателя, ученого, писателя, художника, педагога, спортсмена, шахматиста, композитора, актера и т.д.

Рассмотренные виды чувств –нравственные, эстетические, интеллектуальные, праксические –могут превратиться и превращаются в устойчивое эмоциональное отношение, являющееся основой для многообразных переживаний человека.

4. Классификация чувств по силе.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страсти –сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабленную энергию. Направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть и человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Основным признаком страстей является их действительность, единство волевых и эмоциональных моментов.

Страсти –выражение глубоко избирательного отношения личности к миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую стороны человека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть определяет направленность помыслов и стремлений человека.

Страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества –положительные. Страсти, определяемые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные, так как  во имя собственного «я» человек способен совершать аморальные поступки, идущие вразрез с интересами общества.

Когда человек сегодня стремится к одному, а завтра к другому, то следует говорить об увлечениях, а не страстях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устойчиво и не связано с основными жизненными установками личности. Для увлечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному.

Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается чем-нибудь. Увлечение может перерасти в страсть и может сосуществовать с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.

  1.  10 фундаментальных эмоций К. Изорда.

Эмоции называются фундаментальными, поскольку каждая из них имеет: а) специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы и в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество.

Хотя фундаментальные эмоции читаются врожденными и межкультурными феноменами, признается, что социокультурные факторы играют значимую роль в определении эмоциональной экспрессии.

  1.  Интерес-волнение –положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.
  2.  Радость –положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
  3.  Удивление –эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, которая тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект его вызвавший, и может переходить в интерес.
  4.  Горе –страдание –эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контактов с людьми, жалость к себе.
  5.  Гнев –отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности.
  6.  Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет свои отличительные признаки и иначе субъективно переживается. Физическая или психологическая изнашиваемость («что-нибудь портится») склонна вызывать отвращение. Отвращение в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение, так как гнев мотивирует «нападение», а отвращение –желание «избавиться от кого-либо или чего-либо».
  7.  Презрение –отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов.

Гнев, отвращение, презрение –врожденная преграда.

  1.  Страх –отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его благополучия, о реальной или воображаемой опасности. За исключением редких случаев, когда страх парализует, обычно эта эмоция мобилизует энергию.
  2.  Стыд –отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков, внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешности.
  3.  Вина часто связана со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, вина же возникает при нарушениях морального, этического или религиозного характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность.

Такое деление чувств является условным. Обычно чувства так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

  1.  Развитие эмоций.

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития –от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных конфликтов, превращается в высшие эмоциональные процессы –интеллектуальные и эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности.

Новорожденный ребенок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном звуке или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Если рассмотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов, обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движений (гнев) и в получении особого рода раздражений, вызывающих состояние явного удовольствия. Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека.

Если у младенцев страх вызывается только громким звуком или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врожденным страхом, являясь социальной формой этой эмоции –страхом осуждения. Он определяется не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением.

Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением свободы движений. В 2-3 года у ребенка развивается ревность и зависть –социальные формы гнева.

Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием –убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребенка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. Следующая ступень –функциональное удовольствие: играющему ребенку доставляет удовольствие не только результата, но и сам процесс деятельности. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищения удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

Существует сходство механизмов развития высших форм внимания и предвосхищающего удовольствия. Опережающий действие контроль, из которого развивается произвольное внимание, и опережающее действие удовольствие –разные формы развития предвосхищения, в основе того и другого явления лежит воображение, т.е. особые формы преобразования информации при записи ее в память.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией –эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют формирующиеся при этом эмоции. Часто повторяющиеся в раннем детстве фрустрации может у одних закрепить вялость, безразличие, безынициативность, у других –агрессивность, завистливость, озлобленность. Нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Чтобы добиться желаемого поведения ребенка. Можно использовать его возрастную особенность –неустойчивость внимания, т.е. отвлечь его, изменить формулировку указания. В этом случае для ребенка создается новая ситуация, он выполнит требование с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации.

На развитие агрессивности влияет мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали за агрессивные поступки, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. В то же время дети, которых наказывали за агрессивные поступки по отношению к куклам, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали. Можно сделать вывод, что избыток наказания и его отсутствие негативно сказываются на личностном формировании ребенка.

Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необходима ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах или о животных.

Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, которые лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Родители, и особенно дедушки и бабушки, часто невольно тормозят развитие детей, лишая их радости самостоятельных открытий в играх. Они забывают, что дети предпочитают маленькие невыразительные игрушки –их проще приспособить к разным играм. Большие, выполненные натуралистически игрушки очень мало способствуют развитию воображения. Дети интенсивнее развиваются и получают больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций.

Ребенок более эмоционален, взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций, коль скоро это зависит от волевого контроля. Беззащитность, недостаточный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости детей. У детей воля может проявляться в виде негативизма –непослушания, неповиновения, отрицания. Лишь при более высоком развитии она выступает как стремление к цели. Круг факторов, вызывающих у человека эмоциональное  возбуждение, с возрастом расширяется. Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызванных кратковременным раздражением.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Выразительные движения частично врожденные, частично развиваются социально –путем подражания. Получены доказательства врожденности некоторых проявлений эмоций. Установлено, что у маленьких детей – слепых и зрячих –мимика одинакова. Поднятие бровей –инстинктивный акт, который встречается и у слепорожденных. С возрастом мимика зрячих становится более выразительной, а у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции. В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, воспитанности. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое понимается окружающими, как мужество, сдержанность, скромность, невозмутимость.

  1.  Управление эмоциями.

У разных людей эмоциональное состояние по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим эмоциональным состоянием. Можно научиться управлять своими эмоциями, но для этого необходимо следить за ними и правильно их оценивать. Человек –хозяин своего душевного состояния. В управлении эмоциональным состоянием сказывается развитие личности.

Для создания оптимального эмоционального состояния, прежде всего, нужна правильная оценка значимости события, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Если событие рассматривается как чрезвычайное, то даже фактор малой интенсивности может вызвать дезадаптацию организма в весьма короткий срок. Необходимо иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным, а плохой –еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость событий, поэтому эффективным средством сдержанности является предвидение. Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стратегии –это снижает излишнее возбуждение и уменьшает страх получить неблагоприятное решение, способствую тем самым созданию оптимального фона для решения задачи.

В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными, т.к. он воспринимает, запоминает и учитывает только то. Что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают. Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо перебивать раздраженного человек, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он станет грубить. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им. Физиологическую основу временной невосприимчивости к контраргументации при перевозбуждении составляет доминантный  очаг возбуждения в коре мозга, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, делая тем самым человека глухим ко всему, что не соответствует его настроению.

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пойти домой пешком и т.д.

Тяжелую утрату ничем нельзя восполнить. Для того, чтобы помочь человеку пережить ее, следует способствовать формированию у него новой доминанты. Новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный с психической травмой. При одновременном существовании двух доминантных очагов происходит взаимное ослабление их силы. Так, переживание неудачи в личной жизни может быть ослаблено общественной работой, художественной или научной деятельностью. В основе переключения лежит активное создание новой доминанты, в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.

Кроме физического движения, переключения есть и другие способы понизить напряжение, например, посоветоваться, просто выговориться другу, послушать музыку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слезы, они способствуют разрядке отрицательных эмоций –после них на душе светлее. Способ разрядки эмоционального напряжения может быть связан и с написанием писем, стихов, рассказов, рисованием. Такая форма снятия напряжения особенно удобна для людей замкнутых и скрытных. Эффективным способом также является музыкальная терапия. Полезно слушать музыку в тяжелую минуту, она просветляет печаль, снимает усталость. Хороший стабилизатор настроения –заставить себя улыбнуться в тяжелый момент. Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение в связи с глубокой связью между мимическими и телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Действительно, улыбка способствует повышению количества артериальной крови, протекающей через мозг, т.е. снабжению мозга кислородом.

Для экстренного снятия напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры. Мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Расслабление составляет элемент аутогенной тренировки, которая рекомендуется для устранения эмоционального напряжения, чувства тревоги.

Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления. Если хотите легче перенести боль, старайтесь ее не демонстрировать. (Эксперимент, где испытуемые подвергались несильному электрошоку).

Как усилить эмоции? (Это необходимо в тех случаях, когда теряется работоспособность и ослабляются творческие возможности).

Ничто так не способствует возбуждению эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека. Важно, поставив манящую цель и преодолев трудности, отметить успех яркими положительными эмоциями. Переживания успешности и полезности своих усилий делают человека устойчивее по отношению к последующим нагрузкам.

Коллективное сопереживание так же усиливает эмоции. Эмоции заразительны. Улыбка одного человека всегда служит сильным психическим стимулом для того, кому она адресована.

Не вызывает сомнения важность поддержания здорового, делового, доброжелательного климата в трудовых коллективах, т.к. это имеет существенное значение для эмоционального комфорта. Когда климат неблагоприятный, могут ухудшаться взаимоотношения в коллективе и возникнуть напряженность, что провоцирует возникновение конфликтов.

Заканчивая этот раздел, еще раз отметим, как важно уметь осознано регулировать уровень своей эмоциональной возбудимости, чтобы эффективно решать задачи на фоне физического и психического здоровья, т.к. неумение управлять своим эмоциональным состоянием при неблагоприятных условиях может способствовать развитию соматических и нервных заболеваний.

Заключение.

Конечно, время нашей лекции ограничено и невозможно раскрыть все вопросы и проблемы, которые решает современная психология эмоций, но мы надеемся, что своей лекцией мы хотя бы немного приоткрыли перед вами дверцу этого загадочного и увлекательного мира человеческих эмоций, где еще столько много нераскрытого.

Хотелось бы, чтобы после этой лекции вы хотя бы просто задумались над тем, каким бесценным даром, просто необходимым для выживания наделила человека природа.

Литература.

  1.  Василюк «Психология переживаний: анализ преодоления критических ситуаций»
  2.  «Введение в общую психологию» под ред. Петровского, М, 196 г.
  3.  Годфруа Ж. «Что такое психология» Т.1.
  4.  Грановская Р. М. «Элементы практической психологии» Л., 1988 г..
  5.  Изард К. «Эмоции человека» М., 1980 г.

                      «Психология эмоций» С-П., 2000 г.

  1.  «Курс лекций» под ред. Рогова.
  2.  Леонтьев А. Н. «Мотивы, эмоции, потребности»
  3.  «Общая психология» под ред. Богословского В. В.,  М., 1981 г.
  4.  «Психология эмоций» под ред. Вилюнас В. К., М., 1984 г.
  5.  Рейковский Я. «Экспериментальная психология эмоций» М., 1979 г.
  6.  Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии» С-П., 1999 г.
  7.  Якобсон П. «Психология чувств»  М., 1958 г.
  8.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30023. Практические рекомендации по развитию интернет коммуникаций Фонда венчурных инвестиций ЧР www.e-birzha.cap.ru 1.39 MB
  Специфика корпоративного сайта как PRинструмента. Анализ официального сайта Фонда венчурных инвестиций ЧР www. История создания и ключевые требования к содержанию сайта. Анализ существующего состояния сайта www.
30024. Опытно - экспериментальная работа по формированию умений письма и письменной речи по средствам информационно – коммуникационных технологий 121.3 KB
  Информационнокоммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает что информационнокоммуникационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить интенсификацию самостоятельной работы учащихся повышение познавательной активности и индивидуализацию обучения.
30025. Моделирование стрижек 61.22 KB
  Стрижка волос довольно сложная и серьезная операция которая требует предельного внимания и собранности. Укладка Волос это изменение структуры волоса на непродолжительное время чаще всего от мытья до мытья. В моде светлый цвет волос.
30026. Экспертиза эффективности и финансовой реализуемости инвестиционного проекта 635.15 KB
  Главным критерием оценки деятельности интерната для детейсирот является социальный эффект. В данном случае строительство интерната для детейсирот на территории Орловского района создаст рабочих мест. Для оценки эффективности предложенного в дипломе инвестиционного проекта проведем анализ положения детейсирот в Орловской области По информации Департамента образования молодежной политики и спорта в Орловской области по состоянию на 1 сентября 2012 года насчитывалось 2775 детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей. В...
30027. Підприємство як суб’єкт господарювання в ринкових умовах 474.21 KB
  Базою для підприємства є діяльність як ініціативна самостійна так і систематична по виробництву продукції також надання послуг і зайнятість торгівлі що має за мету сприяти прибутку. Метод господарювання можна розкрити функціями що і визначають суть підприємства такі як: ресурсна організаційна та творча. Генеральну мету підприємства тобто чітко окреслену причину його існування у світовій економіці заведено називати місією. Здебільшого місією сучасного підприємства вважають виробництво продукції для задоволення потреб ринку та...
30028. Перспективы развития железнодорожного транспорта и путевого хозяйства 192.05 KB
  Владимир Иванович Якунин Президент ОАО РЖД Обеспечение перевозок безопасность пассажиров и сохранность перевозимых на железнодорожном транспорте грузов гарантируется единым производственнотехнологическим комплексом с вертикальной системой управления охватывающим 17 железных дорог 64 отделения дорог около 6000 железнодорожных станций 400 дистанций пути 220 локомотивных и 200 вагонных депо 200 дистанций...
30029. Аудит расчетов по заработной плате на примере Управления по образованию, культуре и молодежной политике 134.38 KB
  Виды формы и системы оплаты труда порядок ее начисления. Документы по учету личного состава труда и его оплаты. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда. Программа проведения аудиторской проверки расчетов по оплате труда отчет аудитора.
30030. Программный комплекс «ГРАНД-Смета» 74.32 KB
  Когда были разработаны Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. был издан общий нормативный сборник Урочное положение на все общие работы производящиеся при крепостях государственных зданиях и гидротехнических сооружениях. В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы ЭСН на строительные конструкции и работы.