39759

Виды мышления

Реферат

Психология и эзотерика

Это: нагляднодейственное нагляднообразное словеснологическое мышление. Нагляднодейственное мышление существует и у высших животных. Нахождение этого способа называется нагляднодейственным мышлением см. В психологии выделяется так же как самостоятельный вид нагляднообразное мышление.

Русский

2013-10-08

36.5 KB

2 чел.

Виды мышления.

Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов, прежде всего, попали те виды внимания, которые первоначально занимали внимание философов. Одна из классификаций видов мышления представляет собой этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. Это: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.

В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

Наглядно-действенное мышление существует и у высших животных. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта, т.е. особенность этого вида заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Пример наглядно-действенного мышления. Ребенок пытается достать игрушку с помощью специальным образом сконструированного рычага. Вначале он тянет рычаг к себе. Игрушка отодвигается. Необходимо совершить движение обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа называется наглядно-действенным мышлением (см. иллюстративный материал, рис.1.).

В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид наглядно-образное мышление. Функции образного мышления связаны с представлениями ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность наглядно-образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Пример наглядно-образного мышления. Эксперимент Подъяковой: ребенку показали фигурку гуся, затем прикрыли ее циферблатом так, чтобы голова гуся была на секторе 1, а хвост на секторе 3. Хвост прятали за циферблатом, а голову гуся поворачивали на какой-то угол от исходного положения и предлагали ребенку по положению шеи и головы определить, где должен располагаться хвост. См. иллюстративный материал.

Словесно-логическое мышление выполняется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языка, языковых средств.

Описанная классификация не является единственной. В психологической литературе используется несколько парных классификаций.

Например, по типу решаемых задач, различают мышление теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление это познание законов, правил. Открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Например, открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального значения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает, по словам О.К. Тихомирова, практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в первом случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуативные обобщения.

По характеру протекания мыслительных процессов проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используют три признака:

  1.  Временной (время протекания процесса).
  2.  Структурный (чиснение на этапы).
  3.  Уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является неосознанным.

В психологии существует еще одно важное деление:

  1.  Мышление реалистическое.
  2.  Мышление аутистическое.

Понятие аутистического мышления введено Е. Блейлером, который определяет его как мышление, которое руководствуется желаниями и фантазиями, без учета условий и требований реальности (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Реалистическое же мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.

Кроме того, О.К. Тихомиров приводит еще одну классификацию видов мышления. Мышление подразделяется на продуктивное и репродуктивное. З.И. Калмыкова основывает это различие на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта. Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него  возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему. Например, продуктивное мышление учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в оригинально новое условие, т.е. успешность выполнения учебной деятельности.

Степень новизны открываемых школьниками знаний, уровень продуктивности их мышления при решении учебной задачи будет, несомненно, ниже, чем при решении гораздо более сложных проблем учеными, наваторами. Для того чтобы как-то обозначить эти различия, Калмыкова З.И. предпочитает в отношении того вида мышления школьников употреблять термин «продуктивное мышление», а термином «творческое мышление» обозначать высокую ступень мыслительной деятельности, осуществляемую теми, кто открывает принципиально новые для человечества знания, создает нечто оригинальное, по его мнению, целесообразно для более четкой дифференциации понятий. Но в данном случае не следует забывать о существовании чудо-детей, чьи открытия, изобретения ни в чем не уступают открытиям ученых. Примером этого может послужить создание французским школьником шрифта Браеля для слепых, которым пользуются и по сей день.

Репродуктивное мышление, характеризуясь меньшей продуктивностью, тем не менее, играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условия задач, ее данных, искомого, функциональных связей между ними, актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи, адекватное отражение его в слове. Но в данном случае целесообразнее было бы говорить о памяти, чем о мышлении. Тем не менее Тихомировым О.К. и Калмыковой З.И. репродуктивное мышление выделяется в отдельный вид мышления.

Таким образом, существуют различные классификации видов мышления, но следует отметить, что в чистом виде мышление не может быть. Все виды мышления взаимосвязаны.

Литература

  1.  Тихомиров О.К. «Психология мышления», М., 1984 г.
  2.  Калмыкова З.И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости», М., 1981 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56119. «Сміхові» вправи в системі здоров’язберігаючих технологій 69.5 KB
  Сміх йде від здоров’я. Тому діти і сміються таким тотальним сміхом. Одним з малорозвинених напрямків здоровязберігаючих технологій є напрямок вправ зі сміхом.
56121. Тренінгове заняття «Що я знаю про СНІД» 87.5 KB
  Мета: сформувати у підлітків розуміння власної відповідальності за ризик інфікування ВІЛ та ІПСШ; сприяти зміні мотивації статевої поведінки підлітків на користь репродуктивного здоровя та індивідуального захисту від ВІЛ; систематизувати знання про шляхи передачі ВІЛ...
56122. ПРОФІЛАКТИКА ВІЛ/СНІДу 70.5 KB
  Мета уроку: Розглянути теоретичні основи та практичні способи профілактики ВІЛ-інфекції СНІДу; ознайомити учнів з розповсюдженням ВІЛ СНІД в Україні; Навчити учнів оцінювати ступінь ризику захворювання; Розвивати вміння аналізувати робити висновки...
56123. ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА 248 KB
  Мета заняття: Навчальна: економічно обґрунтоване визначення величини затрат для виробництва і збуту продукції. Методичне забезпечення: Роздатковий матеріал 2 компоненти: вправа для розпізнання термінів; економічний...
56124. Собівартість продукції, її структура. Витрати на виробництво продукції 135.5 KB
  Вивчення теми «Собівартість продукції, її структура. Витрати на виробництво продукції» в рамках усієї дисципліни сприяє формування у студентів вмінь та знань щодо структури собівартості, витрат на виробництво продукції...
56125. Содержание понятия нормирование труда 57 KB
  Нормирование труда - это установление норм затрат труда на изготовление единицы продукции или выработки количества продукции в единицу времени различают следующие основные виды норм: нормы времени; нормы выработки...