39760

Определение внимания

Реферат

Психология и эзотерика

Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Физологические основы внимания. В исследовании физиологических основ внимания особенно большая заслуга принадлежит отечественным физиологам: И.

Русский

2013-10-08

129.5 KB

2 чел.

Определение внимания

(Рубинштейн С.Л.) внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в познавательную деятельность, направленную на объект. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту, которое и выражается во внимании: то есть объект становится более отчетливым.

(Гоноболин) Внимание – это то свойство или особенность психической деятельности человека, которое обеспечивает наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Внимание – это необходимое условие выполнения любой деятельности.

Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представления, мысли, чувства и другие психические процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях бывает различным. Различие в восприятии нами внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность, сознание на определенном предмете или явлении.

Под направленностью подразумевается определенный выбор (вольный или не вольный) предмета или явления среди других.

Сосредоточенность – это отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или деятельности.

(Рубинштейн С.Л.) Все процессы познания, будь-то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который отражается в них (от есть мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, вспоминаем что-то и т.д.). Но необходимо заметить, что воспринимает не само восприятие, мыслит не сама по себе мысль. Это все делает человек, поэтому в каждом из познавательных процессов всегда имеется отношение личности к миру, сознания к предмету. Это отношение находит свое выражение во внимании.

Необходимо заметить, что в отличие от восприятия, ощущения, памяти, мышления, воображения, которые имеют свое специфическое содержание, внимание не имеет своего особого содержания.

Внимание – это сторона всех познавательных процессов в сознании, при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Физологические основы внимания.

Ф.Н. Гоноболин. «Внимание и его воспитание».

В исследовании физиологических основ внимания особенно большая заслуга принадлежит отечественным физиологам: И.М. Сеченову, И.П. Павлову, А.А. Ухтомскому.

Согласно взглядам И.М. Сеченова внимание человека имеет рефлекторных характер (а всякий рефлекс, по Сеченову, вызывается определенным воздействием внешнего мира и заканчивается связанным с этим воздействием мышечным движением).

Сосредоточенность начитается с приспособления рецепторов посредствам мышечных движений к лучшему восприятию.

Устойчивое, концентрированное внимание – результат того, что ребенок научается управлять своими движениями.

Положение Сеченова о «рефлексах головного мозга» развил и экспериментально доказал И.П. Павлов. По его представлениям в сознании, которое неразрывно связанно с сосредоточенностью внимания, представляет собой нервную деятельность определенного участка полушария, обладающего в данный момент оптимальной возбудимостью. Все же остальные части находятся как бы в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В коре больших полушарий мозга вокруг очага возбудимости образуются заторможенные участки. При этом чем сильнее очаг возбуждения, тем сильнее торможение в остальных участках коры. Все это дает физиологическое объяснение тому, что достаточно длительное устойчивое внимание к одним предметам и явлениям неразрывно связанно с отвлечением от других.

Наиболее простые, первичные формы внимания имеют физиологической основой безусловные ориентировочные рефлексы.

Павлов И.П.: «И мы, и животные при малейшем колебании окружающей среды устанавливаем соответствующий рецепторный аппарат по направлению к агенту этого колебания. Биологический смысл этого рефлекса огромен».

На основе безусловных ориентировочных рефлексов у человека появляется условные ориентировочные рефлексы, которые вырабатываются благодаря сочетанию раздражителей, вначале безразличных, но в дальнейшем становящихся сигналами имеющими значение.

Особенно большое значение для человека имеет ситуация, когда условным раздражителем является слово. Благодаря наличию у человека второй сигнальной системы оптимальное возбуждение того или иного очага в мозгу может быть вызвано не только внешними раздражителями, но и возбуждениями в мозгу возникшими в связи с поставленной перед собой задачей. Управляющие импульсы второй сигнальной системы выступают в качестве своеобразного усиления тех свойств объекта, которые сами по себе слабы и не выступают на первый план.

Для выяснения физиологических механизмов внимания важное значение имеет учение Ухтомского А.А. о «Принципе доминанты». Принцип доминанты является общим рабочим принципом нервных процессов. Под термином доминанта он понимал «господствующий очаг возбуждения». При этом необходимо заметить, что вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге – правило подкрепления доминанты.

Но эта связь между доминантой и побочными раздражителями не является постоянной. А если бы это было так, то раз установившаяся доминанта оставалась бы неизменной. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что разнообразные слабые раздражения при процессе внимания усиливают его концентрацию. Например, процесс интеллектуальной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем при абсолютной тишине. Не слишком сильные дополнительные раздражения усиливают основные, которые переключают их на свои пути.

Современная нейрофизиология раскрыла так же важное значение некоторых подкорковых центров в механизмах возникновения и поддержания высокого уровня активности определенных участков коры полушарий. Например, часть мозгового ствола – ГИПОТАЛАМУС – который отвечает за регуляцию постоянства внутренней среды организма. Связан с первичными органическими потребностями и эмоциями. Если под влиянием внешних или внутренних воздействий в определенных участках гипоталамуса возникает возбуждение, то это приводит в состояние повышенной возбудимости и активности многие участки коры больших полушарий. При этом возбуждение дифференциированны (определенным зонам гипоталамуса соответствуют определенные участки коры). В результате избирательной активности определенных участков коры появляется внимание к определенным объектам окружающей действительности, которое сохраняется до удовлетворения потребности.

Так же была доказана роль РЕТИКУЛЯРНОЙ ФОРМАЦИИ. Она представляет собой сеть нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают в результате действия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые возбуждают кору больших полушарий, приводя ее в состояние активности. Благодаря ей мы можем настораживаться. Ретикулярная формация – это основа ориентировочного рефлекса.

Но ретикулярная формация так же находится под контролем коры, то есть она может приходить в возбуждение и активизировать кору не только под влиянием возбуждений, приходящих от органов чувств, но и под влиянием импульсов, приходящих от самой коры больших полушарий. Такая активация коры лежит в основе так называемого произвольного внимания.

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

ОБЪЕМ характеризуется количеством отдельных объектов, которые можно в данный момент воспринимать одновременно. Это зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. Так же существуют и индивидуальные различия.

КОНЦЕНТРИРОВАННОСТЬ (противоположна рассеянности)

Характеризуется как интенсивность, то есть степень сосредоточенности на том или ином предмете. Высокая концентрация внимания дает нам возможность замечать в предложениях и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии. При низкой концентрации внимания сознание как бы «скользит» по предметам. В результате впечатление от них оказывается очень слабыми. Концентрация внимания обуславливается силой возбуждения в соответствующем очаге коры и величиной торможения в остальных участках мозга.

УСТОЙЧИВОСТЬ – это свойство проявляется в длительности сосредоточения на одном предмете при одном виде деятельности в физиологической точки зрения устойчивость внимания зависит от способности нервных клеток находиться долго в деятельном состоянии, обуславливающей наличие возбуждения в соответствующем очаге мозга (то есть роль играет работоспособность клеток, благодаря чему они долгое время не переходят в состояние охранительного торможения). Умение сохранять нужную направленность сознания особенно важно при работе в неблагоприятных условиях. Не устойчивость внимания часто возникает при действии посторонних внешних раздражителей, отличающихся интенсивностью, вызывающих интерес. Мы больше сосредотачиваем внимание на предмете, когда не только смотрим на него, но и что-нибудь делаем с ним. Так же для интенсивности и устойчивости внимания большое значение имеет разнообразие деятельности. Не устойчивость не следует путать с переключаемостью внимания. ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ – это сознательное действие. Физиологически переключение объясняется перемещением по коре очагов оптимального возбуждения. А способность к легкому и быстрому переключению зависит от лабильности (подвижности) процессов возбуждения и торможения. Достаточно развитое переключение дает возможность быстро ориентироваться в сложной обстановки, без затруднения переходить с одного вида деятельности на другой.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ и КОЛЕБАНИЯ. Эти свойства проявляются и не произвольно. Например, картина с двойным изображением (ваза и профиль). Благодаря непрерывным колебаниям внимания наше сознание молниеносно переходит с одного объекта на другой. Колебания проходят ритмично. Это необходимо для отдыха нервных клеток и для лучшей ориентировки.

Одновременно выполнение различных действий требует от человека особого свойства РАСПРЕДЕЛЕНИЯ внимания. При одновременном выполнении двух или более работ обычно в центре внимания находится одна из них -  менее знакомая. Другая выполняется механически.

Так же существует еще одно свойство внимания – РАССЕЯНОСТЬ. Рассеянность наблюдается, когда деятельность человека не совпадает с направленностью его восприятия. Существует два вида рассеянности:

1. Рассеянность, которая вызывается недостатком интенсивности внимания вообще, отсутствием его достаточной устойчивости из-за слабости нервных центров.

2. Рассеянность обусловлена отвлечение предметов и явлений в следствие очень сильной концентрации внимания на каком-либо другом предмете.

УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ

Принято делить факторы, привлекающие внимание на внешние (новизна, интенсивность, физические характеристики объектов) и внутренние (актуальность для данного человека соответствующего объекта).

Кроме того, внимание сохраняется дольше на действиях не достаточно автоматизированных и поэтому требующих текущего контроля, и не законченных (прерванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его последующего завершения.

А монотонность, шаблонность, стереотипность выполняемых операций снижает устойчивость внимания. В этом случае для его поддержания приходиться прикладывать все большие усилия. Это может вызвать утомление. Новизна является важным фактором привлечения внимания. В книге Грановской Р.М. приводятся замечательные примеры по поддержанию внимания студентов. Так, к концу 60-х годов преподаватели биологии одного из университетов США пришли к выводу о малоэффективности старых методов преподавания, т.к. мало кто из студентов постоянно посещал лекции. И тогда профессору Ричарду Икину пришла мысль приходить на свои занятия в образе биологов прошлого и рассказывать об их открытиях от первого лица. Студенты были очень довольны этими переменами. Иногда внимание можно сконцентрировать, используя внешний фактор, - интенсивность сигнала (делать акцент на самом важном в лекции). Также понимание потребностей личности и учет возрастных особенностей позволяют правильно предсказать, на чем будет концентрироваться внимание. Одним из наиболее эффективных средств организации паузы и снятия утомления служит юмор. Процесс, с помощью которого формируется произвольное внимание, может облегчен, если искусственно сделать привлекательным то, что по природе не привлекательно, создать эмоциональную насыщенность и придать интерес вещам, которые сами по себе неинтересны.

Существует закон Титчинера: произвольное внимание, раз установленное функционирует далее как непроизвольное. Это говорит о том, что не каждый раз необходимо усилие для восприятия данного материала, а только в начале. Кроме того, если подведен итог изложенному вопросу, то усвоение будет выше и переключение – легче.

Вообще управление вниманием связанно с умением управлять движениями. Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию. Способность сосредоточиться, сконцентрировать внимание предполагает активное торможение всех посторонних движений, следовательно, восприятие нужного объекта становиться более ясным и отчетливым. Таким образом, обучение двигательным навыкам, устраняющее лишнее движение, позволяет расширить поле внимания. Например, использование метода П.Я.Гальперина в обучении ведет к исчезновению так называемых ошибок на невнимательность. Методика представляет собой воспроизведение при обучении последовательных этапов, которые проходит действие в своем развитии: 1) правило читается вслух и применяется; 2) правило обговаривается вслух; 3) правило проговаривается про себя; 4)вообще не проговаривается.

Очень важным является организация внимания собеседника. Необходимо учитывать, что каждый человек может быть поглощен своими проблемами, следовательно, необходимо начинать беседу с учетом интересов собеседника. Таким образом, для обеспечения устойчивого внимания, длительной концентрации и стойкого преодоления отвлекающих моментов, прежде всего, необходимо позаботиться формированием у человека соответствующего интереса (что бы эта проблема была включена в структуру значимых целей).

Теории внимания

Рассмотрим, как на протяжении истории менялись взгляды на проблему внимания, и какие теории существуют на сегодняшний день.

Разнообразие явлений внимания подчеркивалось еще Джемсом. Он классифицировал виды внимания, опираясь на данные житейского опыта и самонаблюдения. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты Гельмгольца, И.Мюллера и Г.Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованию внимания, в частности у ассистента Гельмгольца, молодого врача и физиолога В.Вундта. Одно из самых ранних исследований В.Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительные и слуховые стимулы при условии их совпадения. Учение о внимании как процессе апперцепции вошло в основное ядро вундтовской концепции сознания. Позднее Т.Рибо разработал собственную концепцию внимания (моторная теория), которая рассматривалась им как необходимое дополнение к общей теории ассоциаций; он рассматривал механизмы внимания и утверждал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Он полагал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе тщательного изучения таких состояний  можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Двигательный эффект внимания, по мнению Т.Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. По словам Маудсли: “Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и к вниманию”. Титченер определял внимание как свойство любого психического процесса. Нужно отметить, что исследования внимания в психологии сознания оказались в целом безуспешными. Это объяснялось отсутствием адекватных методов  исследования внимания (наблюдение, самонаблюдение). Итак психология сознания поставила проблему внимания, но к окончательному ее решению не пришла. Было и время, когда существовало мнение о том, что слово “внимание” является в большинстве случаев излишним и даже вредным. Э.Рубин: “Например, когда некто Майер смотрит в свою тетрадь, то псевдонаучно это можно выразить так: “Майер направил свое внимание на тетрадь”.

Проблема внимания разрабатывалась и в гештальтпсихологии (активный характер внимания), и в рамках бихевиоризма, и в школе психоанализа.

Нужно также отметить, что длительное время психология внимания развивалась в области чисто эмпирических исследований с прикладной направленностью. Именно здесь, в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники в середине 50-х годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания. Единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано. В 1991 году Бёмлер провел анализ учебной и справочной психологической литературы и выделил 35 различных определений внимания.

Изучение внимания в нашей стране проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. Особую группу образуют исследования психофизиологических показателей внимания (психофизиологические исследования Соколова Е.Н., нейропсихологические работы Лурия А.Р. и Хомской Е.Д., направленные на изучение механизмов регуляции как непроизвольного, так и произвольного внимания. Фундаментальное значение имеют работы Гальперина П.Я., Узнадзе Д.Н., Добрынина Н.Ф.

Грузинская школа психологии установки отводит вниманию чрезвычайно важную роль. Узнадзе Д.Н. рассматривает внимание как необходимую предпосылку возникновения и развития мышления и воли человека, как фактор активизации процессов восприятия и памяти. “Деятельность внимания характеризуется ... более или менее продолжительной задержкой нашей активности на предмете, большей или меньшей продолжительностью фиксирования наших познавательных сил на нем”. Узнадзе утверждает, что поведение человека может проходить в двух принципиально различных планах. В импульсивном плане, например, в случаях привычной деятельности, внимание не требуется. Процесс импульсивного поведения происходит безостановочно и всецело определяется стимулами внешней и внутренней среды организма. Второй, специфически человеческий план возникает и разворачивается при усложнении ситуации. Переход в него происходит благодаря особому акту, объектом которого является звено импульсивного поведения при затруднении или сбое деятельности. Он объективирует слабое звено импульсивного поведения, переводя его в сознание в качестве предмета познавательной активности человека. Этот процесс, названный актом объективации, Д.Н.Узнадзе отождествлял со вниманием, подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную, а содержательную характеристику. Итак, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения. В своей последней незавершенной работе Д.Н.Узнадзе вновь обращается к проблеме внимания, указывая на необходимость различения объективации и внимания.

Проблема внимания находилась в центре научных интересов Н.Ф.Добрынина на протяжении десятилетий. Уже в конце 20-30-х годов при объяснении феноменов внимания Добрынин использует категории личности и деятельности. Он дает следующее определение: “Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности”. Данное определение хорошо раскрывает содержание внимания как процесса, представляющего, по Н.Ф.Добрынину, одну из форм активности личности. Здесь, по сути, речь идет о целой группе процессов, объектом которой является сама деятельность, а функцией - направление и удержание ее в определенном русле. Причинное объяснение процессов внимания и различий их деятельностных проявлений Н.Ф.Добрынин искал в аффективной сфере психики, используя понятие интереса, волевого усилия и потребности. Высший слой детерминации этих образующих личности он находил в структуре общественных отношений. Н.Ф.Добрынин выстроил  классификацию видов внимания, различающихся количественно по степени активности личности и качественно - по характеру этой активности. Степень активности определяется развитием потребностной сферы, которое происходит в конкретных исторических условиях благодаря специально организованному обучению и воспитанию. Добрынину удается отчетливо выделить как проявление высшей степени активности личности особый, названный послепроизвольным, вид внимания. Итак, Н.Ф.Добрынин предлагает упорядочить известные формы внимания по измерению активности личности, выделяя на континууме три участка. На первом последовательно располагаются непроизвольные разновидности (вынужденное - зависит от особенностей внешних раздражителей; невольное - определяется потребностями, чувствами, общим состоянием организма; привычное внимание - определено целиком прошлым опытом, привычками, цепью ассоциаций). Активность личности минимальна в случаях вынужденного, увеличивается при невольном (эмоциональном) и становится еще выше в случаях привычного внимания. Второй участок континуума занимает волевое, или произвольное  внимание. Как вид с максимальным проявлением активности, то есть на третьем участке, автор предлагает рассматривать послепроизвольное внимание, названное некоторыми исследователями спонтанным. Н.Ф.Добрынин говорит о качественном своеобразии этих видов, возможности взаимопереходов и сосуществования на разных уровнях деятельности.

П.Я.Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. “Внимание - продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля в фору внутреннюю. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности.  ... Непроизвольное внимание складывается стихийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Произвольное внимание - результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще”.

Все крупные психологические направления неизбежно выходили на проблему внимания, пытались раскрыть, разработать или закрыть ее. Различные психологические школы давали свои варианты постановки и решения этой     проблемы. Основное препятствие, с которым сталкивалась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, заключается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я.Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания:

1) про себя и внешнему наблюдению внимание представляется как бессодержательный процесс;

2) у внимания нет собственного продукта, оно проявляется вместе или сопряжено с другими психическими процессами.

Нужно отметить, что большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти (К.Черри, Д.Бродбент, Трейсман и др.). Внимание всегда оставалось “в сердцевине когнитивной психологии”, а, по мнению А.Олпорта, внимание служит для современной экспериментальной психологии “кодовым наименованием сознания”.

 Виды внимания

К большинству предметов и явлений внешнего мира наше сознание направляется без всяких усилий с нашей стороны. Мы обращаем внимание на людей, с которыми общаемся, на предметы, окружающие нас. Некоторые вещи и явления невольно заставляют нас глубоко сосредоточиваться ( например, интересная книга, какое-нибудь необычайное происшествие) - такое внимание называется непроизвольным или непреднамеренным. Но в процессе нашей деятельности при достижении поставленных целей мы нередко заставляем себя сосредоточиваться на предметах и явлениях, которые сами по себе не привлекают нашего внимания, однако воспринимать мы их намерены, ставим это своей задачей. Такой вид внимания называется произвольным или преднамеренным (Ф.Н.Гоноболин).

Непроизвольное внимание характеризуется ярко выраженным ориентировочным или исследовательским рефлексом, благодаря чему мы автоматически включаемся в восприятие окружающих нас предметов или явлений. Это внимание, возникающее без всяких усилий с нашей стороны в результате непосредственного воздействия раздражителей, которые и создают в коре полушарий участок с оптимальным возбуждением. Окружающий мир оказывает воздействие на человека через внешние (предметные) раздражители (звуки, запахи, вид предметов и т.п.). Это, как указывал И.П.Павлов, первая сигнальная система. Но кроме этого, сигнализация о том, что происходит в мире, осуществляется и посредством слова, что составляет вторую сигнальную систему.

Непосредственное внимание возникает, прежде всего, в связи с первосигнальными раздражителями, вызывающими у человека ощущения, восприятия и представления. Непроизвольное внимание есть и у животных и у человека; но у последнего оно значительно отличается, в связи с участием второй сигнальной системы.

Что же обуславливает появление непроизвольного внимания?

  1.  Особенности внешних раздражителей, действующих на человека:

сила раздражителей (яркий свет, громкий звук, острая боль, сильный запах и др.) привлекают наше внимание только благодаря тому, что все это связано с ощущениями большой интенсивности. Очень важна относительная сила раздражителя. Так, например, человек может и не заметить легкие шаги по коридору в дневное время, когда на него действует целый ряд и других посторонних раздражителей, но те же самые шаги в ночной тишине заставят его напряженно прислушаться.

движения, изменения в предметах, их новизна, контрасты, внезапность. Ученик, собирающий коллекцию насекомых, не замечает жука в траве только потому, что тот сидит неподвижно. Но вот он пополз, и мальчик сразу обратил на него внимание.

Опыт, выполненный перед классом, вызывает интерес не только потому, что он хорошо вскрывает закон физики, но и благодаря тому, что ученики видят, как учитель действует. Действие имеет особую притягательную силу для внимания.

Дети видят учителя в одном и том же черном костюме и не замечают, как он одет. Но вот он пришел на урок в сером костюме, с другим галстуком, и эта новая одежда учителя привлекла внимание школьника. Высокий человек среди тех, кто немного ниже его, остается незамеченным, но когда тот же человек стоит среди людей маленького роста, он привлекает внимание. Здесь большую роль играет контраст впечатлений.

Так же внезапность, неожиданность раздражителя невольно вызывают внимание. Внезапный шум среди тишины или, напротив, неожиданно наступившая тишина после шума сразу же замечается нами.

  1.  От внутреннего состояния человека.

- потребности, интересы, чувства, общее состояние организма и т.п.

Так если человек голоден, то он обратит внимание даже на едва заметный запах пищи, который доносится из кухни, если же он сыт, то может и не заметить этого запаха. Любитель музыкального искусства увидит и прочтет афишу о концерте, в то время как человек, равнодушный к музыке, не обратит на эту афишу внимания.

Все, что вызывает эмоции, делает человека более внимательным.

Для возникновения непроизвольного внимания большое значение имеет и физическое состояние человека. Переутомленный нездоровый мало интересен окружающим, его внимание притупляется, он многого не замечает. Бодрое состояние здорового, отдохнувшего организма обуславливает остроту впечатлений и способность легко сосредотачиваться на всем, что может иметь для человека какое-либо значение.

3) От общей направленности личности , которая тесно связана с прошлым опытом и накопленными знаниями. Добрынин Н.Ф. считал, что наш прошлый опыт определяется привычками и связан со всей нашей деятельностью, в особенности с профессиональной. Один и тот же предмет вызовет совершенно разное внимание у людей разной подготовки. Сорвав в поле цветок, ботаник обратит внимание на его строение; агроном или колхозник будет смотреть на него как на растение, принадлежащее к определенному виду кормовых трав; художник заинтересуется сочетанием в нем красок, формой лепестков.

Если непроизвольное внимание привлекается интенсивным (сильным или интересным) раздражителем, отвлекающим человека от всего остального, то при произвольном внимании он нередко сосредотачивается не на сильнейшем, а на одном из наиболее для него слабых раздражителей. Здесь человеку приходится «вступать в борьбу» с отвлечениями, то есть с более сильными внешними воздействиями, чтобы в фокусе сознания оказалось не то, что невольно привлекает внимание, а то , на чем необходимо сосредоточиться. Рубинштейн С.Л. определяет произвольное внимание как сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. По его словам, произвольное внимание носит всегда опосредованный характер (в отличие от непроизвольного внимание, которое всегда непосредственно). Это его первая черта. Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное – как активное (У.Джемс). Первое направляют независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями – объектом, оно включает и элементы пассивности. И наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно – волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в произвольном внимании. Этот вид внимания обычно связан с внутренним напряжением, усилием, стремлением заставить себя сосредоточиться на чем-либо, отвлекаясь от всего остального. Для произвольного внимания характерно наличие задачи, которая побуждает к сосредоточенности. Если человек читает письмо, полученное от знакомого, он может и не заметить в нем грамматических ошибок, но, учитель проверяет письменную работу ученика, он сосредотачивается на ее орфографии, чтобы не пропустить ни одной ошибки. Исторически произвольное внимание возникло в результате труда человека. Такое внимание является достоянием только человека и его нет у животных; их психическая направленность всегда определяется только интенсивностью и жизненной значимостью внешних раздражителей и поэтому имеет непроизвольный характер. Произвольное внимание есть результат сложного взаимодействия двух сигнальных систем при ведущей, направляющей роли второй сигнальной системы. Умение человека усилием воли сосредотачиваться на том, что само по себе не привлекает его внимания, имеет огромное значение. Произвольное внимание особенно необходимо при формировании трудовых навыков на начальной стадии. Работоспособность человека зависит прежде всего от его умения мобилизировать произвольное внимание. Очень важно преодолеть непроизвольное внимание и направить его произвольно в другом направлении. Так, например, человек приобрел вредную привычку – курение табака. Его непроизвольное внимание направляется на папиросу. Но если в этот момент он сможет отвлечься, произвольно направить внимание на что-то другое, то и потребность в курении ослабевает. То же относится и ко всякого рода переживаниям горя, обиды.

Мы часто чрезмерно раздуваем чувство гнева на кого-нибудь благодаря тому, что не можем отвлечь свое внимание от какого-нибудь пустяка в отношениях с ним, и постоянной фиксацией своих мыслей на нем усиливаем свои переживания, которые становятся необъективными, несправедливыми.

Эта власть над вниманием тесно связана с состоянием нервной системы. Расстроенное, чрезмерно возбужденное психическое состояние – враг произвольного внимания.

Так, говорят, Наполеон I мог по желанию направлять свои мысли, отвлекаться от тревожных переживаний, поэтому спал спокойно накануне самых решительных битв, тогда как некоторые люди с нездоровой нервной системой или слабовольные лишаются сна от самой пустой, беспокоящей их мысли.

Все, что укрепляет волю, развивает вместе с тем и произвольное внимание. Поскольку для произвольного внимания большое значение имеют волевые качества человека, И.В.Страхов  предлагает называть произвольное внимание волевым, а непроизвольное, в котором существенную роль играют эмоции, - эмоциональным.

Произвольное внимание может субъективно преживаться двояко. В одних случаях оно требует больших волевых усилий (сосредоточиться на трудном, неинтересном материале, отвлечься от др., мешающих вниманию раздражителей и т.п.) и сопровождается сильным чувством напряженности. В других случаях произвольное внимание требует небольших усилий, если задача, стоящая перед человеком – сильный стимул для сосредоточенности или же у него уже образовалась привычка быть внимательным. Экспериментальные исследования развития произвольного внимания проводились А.Н.Леонтьевым. Он исходил из положения, выдвинутого Л.С.Выготским о том, что произвольное поведение человека возможно только через овладение речевой стимуляцией. “Именно указание (жест, речь) обуславливает в первоначальной истории поведения развитие высших форм внимания,” - пишет А.Н.Леонтьев.

Различая 2 основных вида внимания: непроизвольное и произвольное, не следует отрывать одно от другого. Между этими видами внимания трудно провести строгую границу, т.к. в каждом намеренном восприятии есть рефлекторная реакция на веншние раздражители, и почти в любом непроизвольном сосредоточении внимания участвует вторая сигнальная система. Это особенно заметно на некоторых разновидяностях внимания, которые являются как бы промежуточными формами между произвольным и непроизвольным вниманием. Например, введенное Добрыниным Н.Ф. послепроизвольное внимание.

Сейчас ряд и других психологов так же выделяют данный вид внимания, обозначая его лишь разными терминами (С.Л.Рубинштейн и др.). Послепроизвольное внимание подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Рассмотрим пример. Школьник решает трудную арифметическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что надо ее сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушивается к шуму в коридоре, то бесцельно водит карандашом по бумаге. Ему приходится возвращаться к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо, задача становится более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все более и более уклекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Однако в отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий. Очевидно то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Педагог (воспитатель) может и должен поддерживать внимание учащихся волевыми усилиями, но этот процесс весьма утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, не тратя попусту свои энергетические запасы, т.е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в интерес непосредственный, захватывающий сам по себе. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Развитие внимания

В развитии внимания у ребенка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Ребенок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускает из рук ту, которую он держал. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка или, скорее, манипулирование с этим предметом так увлечет его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т.п.), ребенок будет повторять это действие раз за разом – 20, 40 раз и более. Этот факт свидетельствует о том, что в отношении элементарных актов, связанных со значительной эмоциональной зарядкой, ребенок уже рано может проявить внимание в течение более или менее значительного времени. Этот факт нужно использовать для дальнейшего развития внимания у ребенка. Но, тем не менее, правильным остается то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств (Рубинштейн С.Л.).

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка. Развитие устойчивости детского внимания вслед за Гетцер изучал Бейрль, определяя, какова в среднем максимальная длительность детских игр в различные возрасты. В 1-2 г. – длительность игр 21,1; в 2-3 года – 27; в 3-4 г. – 50,3; 4-5 л. – 83,3; в 5-6 л. – 96 минут. Особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет и, в частности, относительно  высокий уровень его к 6 годам, на грани школьного возраста.  Это существенное условие и готовности к обучению.

Рост концентрации внимания Бейрль определял по количеству отвлечений, которым поддавался ребенок в течение 10 минут игры. В 2-3 г. число отвлечений – 3,7; в 3-4 г. – 2,06; в 4-5 л. – 1,6; в 5-6 л. – 1,1. Отвлеченность 2-4-летнего ребенка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста – значительный рост концентрации внимания.

В школьном возрасте, по мере расширения круга интересов, происходит развитие как непроизвольного, так и  произвольного внимания. К 10-12 гг., т.е. к тому периоду, когда наблюдается заметный, часто скачкообразный рост в умственном развитии детей, развитие отвлеченного мышления, логической памяти и т.д., обычно наблюдается также заметный рост объема внимания, его концентрации и устойчивости.

Иногда говорят, что в подростковом возрасте (14-15 лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Это не совсем так. В эти годы просто труднее привлечь внимание ребенка. Но если суметь интересным материалом и хорошей постановкой привлечь внимание подростка, то его внимание окажется не менее, а более эффективным, чем внимание младших школьников. Говоря о возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существующие индивидуальные различия.

Психологические особенности внимания

В пределах любого возраста есть индивидуальные различия в свойствах внимания. Многое здесь зависит от умственного развития, от уровня познавательных интересов, от эмоциональных и волевых свойств характера, от темперамента, от состояния нервной системы, от физического самочувствия. Проблемой внимания в личностном плане (с т.зр. темперамента) занимается И.В.Страхов.

Характеристики внимания  учащихся разных темпераментов:

1. Холерический темперамент – характерна сильно выраженная концентрация внимания при работе с увлечением и относительно развитая распределенность внимания. Переключение внимания при этом происходит нелегко. У школьников наблюдается быстрота ориентировочной реакции. Процесс вхождения в работу неустойчив, в чем сказывается влияние предшествующего психического состояния, его “последействие”, особенно состояния эмоциональной возбудимости. Длительная сосредоточенность имеет неровную, колеблющуюся кривую... Внимание холерика имеет яркую внешнюю выразительность, мимические выражения отличаются не столько разнообразием, сколько энергиченостью, резкостью своего выражения. Можно отметить связь внимания со зрительным восприятием (отсюда сосредоточенный взгляд, устремленный на говорящего).

2. Сангвинистический темперамент – высокая концентрация внимания в меняющихся условиях классной обстановки и умение хорошо распределять внимание, благодаря чему он оказывается в курсе всех дел, происходящих в классе. Его внимание устойчиво, с характерным сочетанием внимательности и невнимательности, “переслаиванием” внимания и отвлечений. Внимание сангвиника подвижно, он быстро переходит от одних видов учебной работы к другим. Характерна быстрота ориентировочной реакции. Внимание его можно легко привлечь к новому виду учебных занятий, но относительно труднее удержать его в течение длительного времени... Он быстро отвлекается при однообразной работе... для него характерна ярко выраженная внешняя форма внимания (особенно непроизвольного)...

3. Флегматический темперамент – устойчивость внимания в различных условиях работы в классе. Распределенность внимания у него менее выражена по сравнению с сангвинистическим темпераментом. Переключаемость внимания относительно медленная, протекающая спокойно, без резких изменений в силе сосредоточения. Отличается устойчивой работоспособностью;  процесс сосредоточения, не отличаясь особой напряженностью, мало утомляет его.

Ориентировочная реакция у него медленная, равно как и процесс вхождения в работу... В его внимании на уроках не отмечается резких сдвигов в ту или другую сторону. в течение всего учебного дня сохраняется устойчивая сосредоточенность внимания...

Можно наблюдать несоответствие внешних признаков внимания действительному сосредоточению, вследствие чего учитель может ошибиться в оценке их внимательности: внешняя форма внимания вследствие слабой выразительности может быть ошибочно принята за невнимательность учащихся.

4. Меланхолический темперамент – слабая распределенность внимания, вследствие чего они многого не замечают в данной ситуации. Отмечается интенсивная сосредоточенность при работе в спокойной обстановке и при наличии правильного режима труда и отдыха. Переключение внимания происходит медленно. Медленная ориентировочная реакция, они постепенно входят в работу. Внимание устойчиво в условиях учебного труда, ставших для них привычными. К концу учебного дня в школе вследствие обилия и разнообразия впечатлений внимание учащихся заметно ослабляется. Внимание нарушается  и вследствие повышенной впечатлительности к внешним воздействиям и большой чуткости к своим переживаниям. Обычно можно наблюдать невыразительность внешней формы внимания, общую малоподвижность в процессе слушания на уроках, кажущуюся невнимательность...

Методы исследования внимания

Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения. Исследование наиболее сложных форм внимания представляет больший интерес, чем изучение непроизвольного внимания, которое в значительной степени выявляется с помощью описанных выше приемов изучения ориентировочного рефлекса и которое может существенно нарушаться только при массивных поражениях мозга, приводящих к общему снижению активности.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей за такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движение глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного (симультанного) восприятия.

Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. та-хисто — быстрый, скопио — смотрю). Он состоит обычно из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50-100 мсек.

Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая возможность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1-5 мсек).

Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5-7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

Для того чтобы избежать влияния последовательного образа, краткую экспозицию предъявляемых объектов обычно сопровождают «стирающим образом», для чего на темном экране, который остается видимым, испытуемому рисуется беспорядочный набор линий, без изменения сохраняющихся после всех предъявлений и как бы «стирающих» последовательный образ предъявляемых объектов.

В последнее время были сделаны попытки выразить объем внимания в числах, принятых в теории связи для измерения «пропускной способности каналов» путем использования теории информации, однако эти попытки измерения объема внимания в «битах» (единицах теории информации) имеют ограниченное значение и применимы лишь в тех случаях, когда испытуемый имеет дело с хорошо известным ему конечным числом возможных фигур, из них лишь некоторые предъявляются ему на короткий срок.

Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия», и широко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясного внимания» очень близки к понятиям «центр» и «периферия» зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно разработаны.

Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследование устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:

  •  насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной задаче в течение длительного времени;
  •  отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;
  •  когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.

Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Для того чтобы повысить требования к произвольной организации внимания, проведение описанных проб осложняется выделением отвлекающих факторов. Так, испытуемому дается задание вычеркивать определенные буквы не в бессмысленном наборе букв, даваемом в таблицах Бурдона, а в интересном по содержанию тексте. В этом случае отвлекающее влияние интересного текста может привести к повышению числа пропусков и снижению продуктивности работы, и наоборот, устойчивость произвольного внимания выражается в том, что выполнение требуемой задачи остается неизменным даже в условиях введения отвлекающих внимание влияний.

Большое значение имеет исследование распределения внимания. Еще ранними экспериментами В. Вундта было доказано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях и что так называемое «распределение внимания» между двумя раздражителями фактически является сменой внимания, быстро переходящего от одного раздражителя к другому. Это было показано с помощью так называемого компликационного аппарата, который давал возможность предъявлять зрительный раздражитель (например, стрелку в положении «I») одновременно со звуковым раздражителем — звонком.

Опыты показали, что, если испытуемые обращают внимание на движущуюся стрелку, им кажется, что звонок, сопровождающий ее прохождение мимо соответствующей отметки, запаздывает и появляется на несколько делений позже; если же они обращали внимание на звонок, то восприятие движущейся стрелки запаздывало, и испытуемый относил появление звонка к более раннему моменту.

Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.

Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.

Как показали исследования, столь же отчетливо выступают индивидуальные различия у отдельных испытуемых; эти различия могут надежно отражать некоторые реакции в силе и подвижности нервных процессов и могут с успехом быть использованы в диагностических целях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31050. Церковная реформа патриарха Никона. Раскол русской православной церкви 28 KB
  Церковная реформа патриархаНикона. В 1652г патриархом стал Никон. вечное важнее временного московское госво как всякое госво – частное вселенская церковь – вот что ближе к богу что олицетворяет на земле вечное все что не согласуется с вечным должно быть упразднено патриарх выше светского правителя В 1653г Никон разослал указ в котором говорилось: креститься щепотью в книгах велено было печатать Иисус вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по киевским канонам все книги по богослужению велено было...
31051. Общественно-политическая мысль 1830-1850-х об исторических судьбах России 30 KB
  Общественнополитическая мысль 18301850х об исторических судьбах России. После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны госва. Самодержавие крепостничество и православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России.
31052. Русское общество и гос-во в 18 веке. Внутр. и внешняя политика 29.98 KB
  В России в XVIII в. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм Петр был провозглашен императором что означало усиление власти самого царя он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат в состав которого входили девять сановников ближайших Петру I. В России упразднялась должность патриарха наблюдение за церковью поручалось оберпрокурору Синода.
31053. Революционное движение в России в 19в (причины, особенности, этапы, крупнейшие организации) 37.5 KB
  Революционное движение в России в 19впричины особенности этапы крупнейшие организации В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры создание Аракчеевым военных поселений участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости...
31054. Консервативные партии 53 KB
  Консервативные партии: Весна 1905г. Программа: основана на триаде Уварова Православие самодержавие народность Сохранение неограниченной власти царя и созыв Земского собора из излюбленных коренных русских людей Сохранение единой и неделимой Руси Неприкосновенность частной помещичьей собственности Сохранение господствующего положения русских Укрепление позиций РПЦ Действовали: боевые черносотенные дружины против революционеров Союз 17 октября Октябрь 1905 – начало организованного оформления партии Февраль 1906г – I...
31055. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории 32.5 KB
  Эпоха Ивана Грозного. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4.
31056. Внешняя политика в эпоху Ивана Грозного 29.5 KB
  Покорение Казани стало большим внешнеполитич успехом России. В 1556 была присоединена Астрахань у России оказались также земли Ногайской Орды. Для России Ливония была интересна прежде всего как выход в Балтику. Поводом к войне стала неуплата Ливонией России юрьевой дани в течение 50 лет.
31057. Россия в конце 16-нач18в. Смутное время: причины, содержание, этапы и итоги данной эпохи 40 KB
  Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия по убеждению многих зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова. В апреле 1605 после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Через два дня царем...
31058. Россия в 17в. – хоз-во, общество, политич строй и гос управление 31 KB
  Все население можно разделить на 2 группы: служилые слоинесли ту или иную форму гос службы и тяглое населениесодержали их платя налоги и исполняя повиности. Бояре занимали высшие гос должности обладали крупными вотчинами и поместьями. Существовало 2 периода в развитии русской госвенности 17в.