39761

Понятие воли

Реферат

Психология и эзотерика

Само же понятие воли как стороны сознания формировалось медленно. Сложность изучения проблемы воли состоит в том что как в обыденном так и в научном сознании воля понимается поразному. Пушкина: волю первую твою я исполню как мою или в обыденном языке делать чтото насильно означает делать против своей воли как проявление силы характера противопоставление: волевой безвольный.

Русский

2013-10-08

131 KB

0 чел.

Понятие  воли

История научного познания свидетельствует о том, что раньше других возникли понятия, указывающие на волевые свойства личности (смелость, мужество, храбрость, самообладание, решимость и др.) Они широко представлены в древних произведениях народного героического эпоса. В произведениях Сократа, Аристотеля, Платона, Эпикура и других мыслителей можно найти яркую характеристику волевых свойств личности. Само же понятие воли как стороны сознания формировалось медленно.

Сложность изучения проблемы воли состоит в том, что как в обыденном, так и в научном сознании воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает как свобода (вольный казак, вольному воля), как выражение желания человека (вспомним сказку о золотом петушке А.С. Пушкина: «волю первую твою я исполню как мою» или в обыденном языке «делать что-то насильно» означает «делать против своей воли»), как проявление силы характера (противопоставление: волевой - безвольный). Этот разнобой в обыденном понимании роли нашел отражение и в научном ее понимании двумя направлениями. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека, которое превращает его чуть ли не в автомат.

При этом одни авторы под волей понимают всякую произвольную регуляцию (широко, что приводит к волюнтаризму, либо узко, трактуя волю как произвольную мотивацию), другие склонны учитывать только те акты человеческого поведения, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий. Последнее направление понимает волю как силу воли. Очевидно, что понимание воли сквозь призму свободы воли (что хочу, то и делаю, вопреки необходимости, ситуации) противоречит пониманию воли как «силы воли», когда человек ограничивает свои желания исходя из обстоятельств. Отсюда вытекает существующая неоднозначность в понимании волевой (произвольной) и неволевой активности. С другой стороны в физиологии имеется тенденция сводить волю к речевым самоприказам, к саморегуляции с участием второй сигнальной системы.

В работах одних исследователей (В.А. Иванникова) наблюдается стремление вытеснить из волевой сферы психические явления, которые могут быть объяснены и без использования понятия «воля». Другие же исследователи считают, что многие ранее полученные факты могут быть истолкованы и объяснены с позиции теории воли (В.К. Калин)

Высказываются различные точки зрения относительно природы волевого усилия, состава и сущности различных волевых качеств, способов их развития. Отсутствие экспериментальных методов изучения многих волевых качеств, с количественной фиксацией характеристик волевого поведения, вынуждает прибегать к субъективным методам исследования – наблюдению, интерпретации поведенческих актов, опросу и самооценке. Часто результаты объективного и субъективного изучения волевых проявлений существенно расходятся. Кроме того, на проявление волевых качеств значительное влияние оказывает сила мотива, которая также точно не измеряема.

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.


Теории воли
.    

  1.  Воля как волюнтаризм.  

Это направление возникло в 1883г, немецким социологом Ф.Тенниса.   В теории волюнтаризма волю признают особой,надприродной силой. Волевые акты ничем  не детерминированном, свободном выборе поведения.    

Блаженный Августин выдвинул положение отом, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы,извлекает из души заложенные в ней идеи.

Еще дальше пошли немецкие философы А.Шопенгауэр и Э.Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Таким образом, волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца 19- начала 20 века: Кант, Иоанн Дунс Скот, Фейербах и другие.    

  2.    Воля как «свободный выбор».

Голландский философ Б. Спиноза считал, что разум и воля одно и тоже. Воля- осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода.

Виндельбанд     (немецкий идеалист) утверждал, что свободный выбор является внутренним процессом и различал 3 этапа выбора:

1) возникновение отдельных влечений, из которых каждое, если бы оно было единственным, перешло бы действие;

2) взаимная задержка и уравновешивание влечений, выбор между которыми приводит к решению;

3) волевой импульс, с помощью которого незадержанное или определенное выбором хотение переходит в соответствующее физическое действие.

Американский психолог У. Джемс считал главной функцией воли принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения.  Наличие конкурирующей идеи тормозит переход представления о движении надо осуществить выбор идеи и принять решение. Выбор совершается на основе интереса и заключается в направлении внимания на избранный объект, после чего начинается движение, так как импульс к движению сообщает та идея, которая в данную минуту овладела вниманием человека. Поэтому волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на непривлекательный,но нужный объект и сосредоточении на нем всего внимания. Джемс считал волю самостоятельной силой души, обладающей способностью к принятию решений о действии.

Позиция В. Франкла о понимании свободы воли и свободы выбора:

на человека могут воздействовать какие-то физические причины, но “человечность человеческого поведения ” определяется  не этими  причинами, а субъективные основания определяют выбор человека. Но свобода выбора- это не произвол, это не “свобода от ”, а “свобода для”. Свобода- это один аспект человеческого бытия, другой аспект которого- детерменизм. Поэтому В. Франкл дает следующую формулу:”свобода, несмотря на детерменизм ”.

Франкл пишет, что человек не свободен от внешних и внутренних условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают поведение человека полностью, именно от человека зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям.

3. Воля как произвольная мотивация.

Понятие о воли как о детерминанте поведения человека зародилось в Др. Греции и впервые была явно сформулировано Аристотелем. Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта, от поступков, вызванных его желаниями. Философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление обусловленно побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.

Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель назвал произвольным.

Воля не только инициирует, но и выбирает произвольные действия, а также регулирует их осуществление. Начало волевого действия- способность человека владеть собой.

Древнеримский мыслитель и врач Гален говорил о произвольных и непроизвольных движениях  (мышечные сокращения внутренних органов: сердца, желудка). Все остальные движения он считал произвольными. От непроизвольных (автомотических) движений они отличаются тем, что всегда происходят при участии психической пневмы, включающей в себя восприятие, память, разум и выполняющей управляющую функцию по отношению к органам движения.

Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Декарт считал, что задача воли - бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей. Воля может затормозить движения обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное оружие воли. Воля помогает человеку следовать определенным правилам, исходя из суждений разума о добре и зле. Таким образом, Декарт связывает волю с нравственностью человека.

Связывали волю с мотивацией и отечественные психологи. И.М. Сеченов выделял моральный компонент воли, что можно рассматривать как постулирование им участия в волевых актах нравственного компонента мотива.  “Воля- деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор даже чувству  самосохранения”,- писал он.

Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив.”Без личной холодной воли мы не знаем ”-писал И.М.Сеченов.

4. Воля как долженствование.

Волю рассматривают как один из побудительных механизмов.

Побуждение к любому действию грузинский ученый Д.Н.Узнадзе связывает с наличием установки на действие (намерение). Эта установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается благодаря присутствию в сознании воображаемой или мыслимой ситуации. За волевыми установками скрываются потребности человека, которые хотя и не переживаются в данный момент, но лежат в основе принятия решения о действии, причем в выработке такого решения участвуют также процессы воображения и мышления.

Ш.Н. Чхартишвили разделяет мнение Д.Н.Узнадзе о том, что волевое поведение не связано с удовлетворением актуально переживаемой потребности. Он не считает признаком воли сознательный характер поведения. Чхартишвили считает, что осознание цели и средств ее достижения является делом интеллекта, мышления.

Он пишет, что цель поведения осознается, поведение не приобретает никакого особенного свойства. Поведение осознанно, осмысленно и поэтому адекватно выражают термины “сознательное поведение” или “интеллектуальное поведение”. Таким образом, термин “воля оказывается излишним”.

Воля призвана служить побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом (“я должен”).

5. Воля как особая форма психической регуляции.

И.М.Сеченов первый ученый, который ввел понимание воли как особой формы психической регуляции. Он говорил, что воля является деятельной стороной разума и морального чувства, есть не что иное, как отражение именно такого понимания. Одним из первых исследователей, обративших внимание на волю как особую форму психической регуляции поведения, был и М.Я.Басов. Воля- психический механизм, посредством которого личность регулирует свои психические функции, прилаживая их друг к другу и перестраивая в соответствии с решаемой задачей. Власть личности над своими душевными состояниями ”возможна только при наличии в составе ее душевного единства некоего регулятивного фактора. Таким фактором здоровая личность всегда и обладает. И имя его – воля “.

Однако эта регулятивная функция свелась у Басова к вниманию. Именно Внимание Регулирует восприятие, мышление, чувствование, движения - через смену содержания сознания (через переключение внимания). Воля лишена способности порождать действия и мысли, она только регулирует их, полагал Басов.

В.И.Селиванов выделял побудительную, регулирующую функцию воли. Для него воля –это способность человека сознательно регулировать свое поведение.

Регулирующую роль воли отмечали также А.Ц.Пуни, Б.Н.Смирнов, П.А.Рудик, Л.С.Выготский.


ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВ  (СВОЙСТВА) ЛИЧНОСТИ.

Теплов Б.М., характеризуя волевые качества человека, выделяет:

  1.  те, которые касаются мотивации волевого действия;
  2.  те, которые проявляются в принятии решения;
  3.  те, которые связаны с исполнением принятого решения.
  4.  Сознательность решений и действий.

Человек, которого можно назвать сознательным в своих действиях, поступает так, а не иначе потому, что он убежден в правильности и важности поставленных им себе целей.

Он беспрекословно подчиняется дисциплине, потому что он понимает необходимость этого подчинения.

Сознательность противополагается внушаемость и негативизму, которые говорят о недостатках воли. Внушаемостью называется легкая подверженность чужим влияниям. Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, то есть немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм выражается в желание, во что бы то ни стало поступать по – своему и во внутреннем противодействии тому, чтобы послушаться какого – либо совета или указания, исходящего от другого человека. Негативизм и внушаемость- признак слабости, а не силы воли. В обоих случаях человек лишен подлинной сознательности поступков и руководствуется не оценкой.

  1.  Решительность, под которой подразумевается способность своевременно принимать устойчивые решения. Решительность связана с определенными качествами ума: она предполагает большую критичность и в то же время смелость мысли. Решительным мы назовем человека, который в нужный момент умеет устранить излишние сомнения и колебания. Следствие обдуманности, обоснованности решений является устойчивость их. Решительный человек тверд в принятых им решениях, тогда как человек нерешительный постоянно колеблется - и до принятия решения, и после него. Страх перед всяким окончательным шагом заставляет нерешительного человека сначала откладывать решение, а затем бесконечно пересматривать и отменять его.
  2.  Владение собой. Эта сторона воли проявляется в двух направлениях:
  3.  умение заставить себя выполнить принятое решение, поборов для этого противодействующие побуждения: страх, лень, застенчивость и т. п. В жизни именно это волевое качество чаще всего называется силой воли.
  4.  владение собой проявляется в уменье сдерживать нежелательные обнаружения чувств и аффектов и не допускать импульсивных действий. В этом смысле, говоря о выдержке и самообладании человека.
  5.  Энергия и настойчивость, проявляющихся в преодолении внешних преодолении внешних препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. Не всегда оба эти качества совмещаются в одном человеке. Некоторые люди энергично берутся за дело, но скоро “выдыхаются ”; они способны лишь на кратковременный натиск; им не хватает настойчивости в преодолении сколько-нибудь длинного ряда трудностей. В отличие от этого люди большей воли способны к длительному и неослабленному напряжению энергии; сила их волевого натиска не только не ослабевает, но даже возрастает при встрече с трудностями и препятствиями. Настойчивость проявляется в реализации намеченного плана. Во всяком плане надо различать 2 стороны:
  6.  формулировку цели или задачи: что именно должно быть выполнено? Сколько должно быть сделано? К какому сроку работа должна быть закончена? Эта количественная сторона плана.
  7.  Замечание тех способов, путей и средств, которыми должна решаться задача: как именно, какими приемами и в какой последовательности должна осуществляться поставленная цель? Эта качественная сторона плана.

Настойчивость предполагает неуклонное выполнение количественной стороны плана при возможно более гибком отношении к способу выполнения. Цель должна быть достигнута, во что бы то ни стало, но средства, намечавшиеся вначале, могут и должны меняться в зависимости от изменения обстановки. Намеченный способ действий не должен сковывать человека. Он выполняется до тех пор, пока является наилучшим из возможных, но заменяется другими, как только обнаружится, что этот последний лучше ведет к цели.

Ильин Е.П. в монографии “Психология воли” выделяет 2 класса волевых качеств:  

  1.  собственные волевые (простые):

а) целеустремленность, длительность удержания побуждения, волевого усилия (терпеливость, упорство, настойчивость);

б) самообладание (смелость, выдержку, решительность)

  1.  морально- волевые ( сложные).

Задание по группам: “используя схему волевых свойств личности К.К. Плотонова, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевщего место в васшей жизни.

Психофизиологические основы воли.

  1.  Функциональная система произвольного управления действиями и деятельностью  П.К. Анохина.

И.П. Павлов считал произвольные движения по механизму их вызова (инициации) условно рефлекторными, подчиняющимся всем законам высшей нервной деятельности.

Со времени  И.П. Павлова понимание физиологических механизмов управления поведением значительно продвинулось. Его представление о рефлекторной дуге было заменено на  представления о рефлекторном кольце (Н.А. Бернштейн) и формирующихся по этому принципу функциональных системах (П.К. Анохин). Наиболее детально механизм управления действиями и деятельностью рассмотрен в схеме П.К. Анохина, которая целиком приложима и к произвольному управлению.

Схема управления действиями человека, по П.К. Анохину включает в себя 5-ть блоков:

А – блок афферентного синтеза

Б – блок принятия решения

В – блок составления программы действия или деятельности в целом

Г – блок исполнения и получения результата

Д – блок обратной связи, поставляющей информацию о результатах совершенного действия

Рассмотрим, как функционируют эти блоки.

Афферентный синтез. Афферентный синтез по теории П.К. Анохина осуществляется при взаимодействии 4-х факторов:

  1.  Пусковой афферентация;
  2.  Обстановочная афферентация;
  3.  Память;
  4.  Мотивация.

Пусковой сигнал воспринимается с помощью органов чувств (в виде ощущений, посылающих соответствующие раздражителю сигналы по проводникам, идущим в нервные центры, - афферентным нервам). В центральной нервной системе эти сигналы обрабатываются, в результате чего ощущения синтезируются и возникает восприятие объектов и ситуации. Опознание пусковой информации происходит с помощью долговременной и кратковременной памяти, т.е. следов от предшествующей активности человека в аналогичных ситуациях.

Задача переработки в центральной нервной системе пусковой информации состоит в определении значимости данного сигнала. Это важно в тех случаях, когда поступает одновременно несколько сигналов и человек должен выбрать, на  какой из них следует реагировать сейчас, на какой – потом, на какой вообще не следует реагировать. Но прежде чем принять окончательное решение, человек должен сопоставить пусковую афферетацию с обстановочной. Обстановочная афферентация сообщает о состоянии самого человека и о внешней ситуации. Если ситуация мешает получению обычной реакции, то в программу действий вносятся поправки.

В роли пускового сигнала может выступать потребность. На основе потребности возникает  мотивационное возбуждение. Мотивационное возбуждение заключает в своей архитектонике (строении) свойства тех раздражителей , которые приводят к удовлетворению данной потребности: воздействуя на корковые клетки, оно создает особую химическую «настроенность». Другими словами,  мотивационное возбуждение определяет активное использование и подбор специальных раздражителей из вешнего мира, сигнализирующих об объектах, способных удовлетворить исходную потребность организма. Это опережающее отражение результата деятельности формируется на основе афферентного синтеза.

Встраиваясь в процесс произвольного управления, непроизвольные, не зависящие от воли человека механизмы получения и переработки информации помогают принятию обоснованного решения, как бы высвечивая те объекты и их свойства, которые необходимы для удовлетворения потребности.

Таким образом,  «афферентный синтез» приводит к получению человеком информации к размышлению: какой должна быть цель, каковы внешние и внутренние условия для ее достижения.

Принятие решения связано с уверенностью или не уверенностью человека. Эта характеристика выражается в  убежденности или, наоборот, в сомнении человека в правильности принятого решения. Уверенность побуждает человека к действию по реализации программы, сомнение побуждает к всесторонней проверке принятого решения. В результате выполнение действия задерживается.

Степень уверенности определяется внешними и внутренними факторами:

Внешние – неожиданная ситуация, новая обстановка, отсутствие опыта.

Внутренние (психологические) – тревожность, нерешительность как                            личностные характеристики.

Программирование действий. Афферентные содержат лишь информацию о том, «что есть», но не содержат информации о том, «что надо делать». В связи с этим необходим следующий этап управления – программирование действий.

Программирование двигательных  действий должно предусматривать:

  1.  Параметры движений (пространственные, темповые, скоростные, величину необходимого усилия);
  2.  Ход движений в деталях.

И принятие решения, и программирование связаны со способностью человека заглядывать в перед, т.е. экстраполировать будущее. Предвидение во многих случаях носит не абсолютный, а вероятностный характер: даже при безусловно- и условно-рефлекторном реагировании статический аппарат мозга вычисляет наиболее вероятный вариант действия.

Способность сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и, на основании всех этих данных, строить гипотезы о предстоящих событиях, приписывая им ту или иную вероятность, названа вероятностным прогнозированием (И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников).

Различают объективную и субъективную вероятность:

  •  Объективная вероятность – характеризует частоту появлений той или иной ситуации.
  •  Субъективная вероятность – это ожидаемая частота появления событий.

Субъективная вероятность может не соответствовать объективной.  При отсутствии информации, когда, например, человек приступает к выполнению незнакомой задачи, он исходит из того, что события равновероятны. В действительности же  одно событие может появляться чаще других. Это приводит к тому, что сначала человек допускает при прогнозировании много ошибок. Приобретая опыт, он приближает субъективную вероятностную оценку событий к объективной. В результате его поведение становится адекватным ситуации.

Память, участвующая в программировании, должна хранить сведения не только о минувших событиях, но и вероятности их наступления и о связях между наступлением разных событий.

Известную роль в вероятностном прогнозировании играют эмоции, которые, по мнению П.В Симонова, могут восполнять недостаток информации и, окрашивая ситуацию в тот или иной эмоциональный фон, повышать или понижать субъективную вероятность ответной реакции.

Программирование действий  и деятельности осуществляется в 3-х возможных вариантах:

  1.  При наличии полной информации. Здесь предусматривается жесткая программа действий, поиск как таковой отсутствует (например, бегун знает, что при выстреле пистолета надо начать бег).
  2.  При полном отсутствии информации. Здесь вероятностное прогнозирование бесполезно, поэтому при полной неопределенности поиск осуществляется методом «проб и ошибок» т.е. сводится к случайному получению полезного результата. Но этот способ может играть большую роль в приобретении опыта.
  3.  При наличии частичной информации. Здесь прогнозирование затруднено и осуществляется различными способами (А.В. Родионов):
  4.  Человек предпочитает действовать по жесткой программе.
  5.  Человек выбирает несколько вариантов и действует то по одному, то по другому варианту.
  6.  Человек не имеет заранее обдуманного решения и действует в зависимости от ситуации.

По окончании программирования следует сигнал к реализации программы и выполнение самой программы (блок Г).

Но на этом процесс управления не заканчивается. Человек должен знать, как, поэтапно и в целом, осуществляется программа, и, в случае отклонения от нее, вносить исправления, возвращающие систему в запрограммированное русло. Контроль над действиями осуществляется с помощью обратной связи и акцептора результата действий.

Морфо-функциональные структуры произвольного управления.

К настоящему времени физиология накопила множество разнообразных сведений о причастности тех или иных участков головного мозга к механизмам произвольного управления.

А.Р. Лурия., изучая больных с локальными поражениями головного мозга, указал состав тех корковых зон, которые участвуют в мозговой организации произвольных двигательных актов. К ним относятся:

  •  премоторная и префронтальная участки коры, с помощью которых осуществляется организация движений во времени, программирование движений и контроль за выполнением программы;
  •  постцентральная теменная зона, обеспечивающая анализ кожно-кинестетичесой афферентации, поступающей от органов движения; задние затылочные и теменно-затылочные отделы коры больших полушарий, которые обеспечивают движение с участием зрительного контроля, создают пространственную организацию движения;
  •  височные зоны (прежде всего левого полушария), обеспечивающие не только слухоречевую афферентацию речевой моторики, но и участвующие во всех происходящих с участием речи (внешней и внутренней) двигательных актах

Таким образом, в произвольном управлении двигательными актами могут принимать участие многие корковые зоны.

К эфферентным (исполнительным) механизмам произвольных движений относятся две взаимосвязанные и в то же время автономные двигательные системы: пирамидная и экстрапирамидная, корковые отделы которых составляют единую сенсомоторную зону коры.

       Пирамидная система филогенетически более молодая, и ее развитие у человека обусловлено, прежде всего, возникновением произвольных движений. Она состоит из двух путей: латерального, переходящего на противоположную сторону в спинном мозге, и вентрального, идущего без перекреста. Двигательные пирамидные клетки обнаружены во многих областях коры (4,6 и 8-е поле прецентральной коры и 1, 2 и 3-е поле постцентральной коры). От клеток Беца в 4-м поле отходят длинные аксоны, заканчивающиеся в основном на промежуточных (вставочных) нейронах спинного мозга. Одни из них хорошо миэлинизированы и предположительно принимают участие в физических (собственно исполнительных) компонентах произвольных движений. Слабо миэлинизированные волокна, осуществляют тонические (фоновые, настроечные) изменения в мышцах при мысленном представлении произвольных движений.

Экстрапирамидная система является более древней, чем пирамидная. К корковому отделу экстрапирамидной системы относятся те же поля, которые входят в корковое ядро двигательного анализатора (1, 2, 6 и 8-е), кроме 4-го поля, которое входит только в пирамидную систему. Подкорковый отдел этой системы сложный и состоит из нескольких образований: стриопаллидарной системы (с хвостатым ядром, скорлупой и бледным шаром), поясной коры, черной субстанции, мозжечка, различных отделов ретикулярной формации и других подкорковых структур.

Пирамидная система ответственна за регуляцию движений, полностью подчиненных произвольному контролю. Она управляет комплексными пространственно организованными движениями, в которых участвует все тело.

Экстрапирамидная система ответственна преимущественно за регуляцию тонуса. Она управляет в основном непроизвольными компонентами произвольных двигательных актов, к которым относится поддержание позы, регуляция физиологического тремора, врожденных координаций, пантомимика, мимика.

Таким образом, произвольные двигательные акты осуществляются с участием как произвольных, так и непроизвольных мозговых механизмов, которые образуют единую функциональную систему. Этот факт нашел отражение в представлениях Н.А. Бернштейна об уровнях построения движений.

Выделенные Н.А. Бернштейном пять уровней (руброспинальный, таламопаллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный и корковый «символический») объединяют произвольные и непроизвольные механизмы управления двигательным актом в единую систему:

  •  Первый и второй уровень ответственны за непроизвольную регуляцию тонуса, тремора, синергий, автоматизмов (врожденных координаций).
  •  Третий-пятый уровни связаны с регуляцией произвольных двигательных актов, в которых участвуют как все туловище (ходьба, бег, прыжки), так и отдельные части тела: руки (предметные действия, письмо), мышцы лица (мимика), речевого аппарата (устная речь).

Произвольное управление связано и с организацией произвольного внимания. В этом принимают участие особые «адверзивные»  зоны коры больших полушарий: премоторная и теменно-затылочная (поля 6, 8 и 19). Поскольку произвольное управление связано с мотивацией, а последняя обеспечивается работой лобных долей больших полушарий, то можно сказать, что произвольное управление связано с работой практически всей коры головного мозга.  

Патология воли.

  1.  Нарушение произвольного управления психическими процессами.
  2.  Расстройство произвольного внимания: рассеянность, нарушение устойчивости внимания, нарушение переключения внимания, нарушение способности к концентрации внимания.

Нарушение различных свойств внимания приводят к расстройству восприятия.

  1.  Расстройство восприятия

Нарушение зрительного восприятия (больные не могут сравнить два похожих предмета).

Нарушение слухового восприятия (трудность оценки и воспроизведения звуков).

Нарушение тактильного восприятия (трудность при опознании на ощупь различных фигур).

  1.  Нарушение произвольной памяти.

Амнезия – полное выпадение из памяти определенного периода жизни.

Гипомнезия – ослабление памяти на текущие и давно прошедшие события.

Гипермнезия – появляется в резком обострении способности воспроизводить сведения.

  1.  Нарушение целесообразности действий.

Распадается сознательное, целенаправленное поведение и заменяется более простыми формами поведения или инертными стереотипами (больной видит дверь, открывает ее и заходит в шкаф).  

  1.  Расстройства произвольных двигательных действий.

Нарушение произвольных движений связаны с поражением корковых отделов двигательных функциональных  систем и называются апраксиями:

Кинестетическая апраксия – больной не может сымитировать какое-либо движение.

Пространственная апраксия – нарушение пространственных представлений (верх – низ, правое – левое).

Кинетическая апраксия – нарушение последовательности двигательных актов (бесконтрольное продолжение начавшегося движения).

  1.  Моторные нарушения речи.

Эфферентная моторная афазия – больной не может произнести ни слова, но понимает обращенную к нему речь.

Афферентная моторная афазия – невозможность анализировать афферентные сигналы, поступающие от артикулярного аппарата в кору больших полушарий во  время речевого акта.

Динамическая афазия – связана с дефектами внутренней речи (трудность построения замысла высказывания).

  1.  Нарушение силы волевых побуждений.

Снижение силы волевых побуждений выявлено при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. Были выделены такие нарушения воли, как абулия, гипобулия, гипербулия, парабулия.

Абулия (нерешительность) – состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности. Больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он подолгу сидит или лежит в постели. В конце концов больной перестает выполнять действия, которые связаны с удовлетворением физиологических потребностей (перестает есть, становится неряшливым, неопрятным). Нередко при абулии отмечается мутизм – молчание: больной не говорит, не отвечает на вопросы.

Под гипобулией понимают менее выраженное ослабление волевых побуждений.

Гипербулия характеризуется кажущимся повышением волевой активности больного, хотя трудно представить себе, что воля может возрастать под влиянием болезни. Речь идет о чрезмерном повышенном, маниакальном настроении, которое повышает активность.

Наиболее грубое нарушение действий при патологии воли выражается в различных формах ступора, состояниях полной обездвиженности. При одной из форм ступора – каталепсии – сохраняется автоматическая подчиняемость, когда больной застывает в приданном ему положении. Наиболее выраженной формой каталепсии является состояние восковидной гибкости. Больной сохраняет при этом любую позу, приданную его телу.

Для больных неврозами характерны нерешительность, трудность инициации действия в соответствии с принятым решением.

  

Волевые действия и их структура.

Волевое действие может быть и в простой и в сложной формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на цель,  почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сложным и длительным сознательным процессом. Сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые  производятся почти автоматически, как только дан импульс.

При сложном волевом акте между импульсом и действием вклинивается  сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким  образом, волевой акт превращается в сложный процесс и состоит из 4-х основных стадий:

  1.  Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
  2.  Стадия обсуждения и борьба мотивов.
  3.  Решение.
  4.  Исполнение.

  1.  Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Основным содержанием первой фазы являются возникновение побуждения и осознание цели. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Волевой акт начинается с возникновения побуждением, выражающегося в стремлении. Как только осознается цель, на которое направлено стремление, оно (стремление) переходит в желание. Наличие желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает какой предмет способен удовлетворить его потребность. Желание – это опредмеченое стремление. Зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Значит желание – это целенаправленное стремление.

Но наличие желания не является законченным волевым актом. Желание только предполагает знание цели, но оно не включает мысли о средствах достижения цели. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен.

Желание часто открывает широкий простор для воображения. Подчиняясь желанию, воображению желание разукрашивает желанный предмет и этим питает желание, явившееся источником его деятельности. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворятся в действие. Оно приближается к пожеланию.

Желание переходит в подлинно волевой акт или «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение – это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

  1.  Стадия обсуждения и борьба мотивов.

Иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие: появляется сомнение  либо в данной цели, либо в средствах которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели и в результате образуется задержка. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.

У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Прежде всего, возникает потребность в том, чтобы учесть последствия,  которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте и другие конкурирующие импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий к действию импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт – это активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них.

  1.  Решение.

Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели совершается в результате решения.

Принятие решение может протекать по-разному. С.Л. Рубинштейн предлагает 3-и возможных варианта:

  1.  Иногда решение не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели не каких внешних препятствий. При таких условиях достаточно себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие.
  2.  Иногда решение как бы само наступает. Происходит какая-то внутренняя борьба, что-то сдвигается, все представляется в новом свете. Например; в свете новых мыслей, под воздействием новых чувств, которые на меня нахлынули за время принятия решения, то, что недавно не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Все разрешилось, и нужно уже не столько принимать решение, сколько констатировать его.
  3.  Бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу. И решение в пользу одного мотива принимается не потому, что сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все в жертву. В таком случае само решение, а затем и следующее за ним исполнение обычно сопровождаются ярко выраженным чувством усилия.

Сама техника принятия решения в разных условиях может быть различной:

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения могут играть обстоятельства. Они как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежайший момент принесет надлежайшее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно, осознавая это, намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанный результат или сделает принятие решение более легким.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая исполнение к определенным обстоятельствам, при наличии которых оно (исполнение) вступает в силу. Например; будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги и взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой-то час.

  1.  Исполнение.

Принять решение – еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба – борьба за исполнение решения,  за осуществление желания, за изменение  действительности, и в этой борьбе заключается основное.

Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние готовности, внутренней мобилизованности – результат сложной внутренней работы:

  •  Иногда переход человека к действию совершается с необходимостью естественного процесса и действие стремительно  нарастает.
  •  Иногда, не смотря на то, что решение уже принято, нужно еще как-то собраться, чтобы перейти к исполнению.

Само действие как исполнение протекает по-разному, в зависимости от сложности задачи и отношения к ней человека. Если исполнение решения в действии растягивается на более или мене длительное время, то от решения отделяется намерение. Это происходит в сложных ситуациях, когда осуществление цели требует непривычных действий. Когда же действие легко и привычно, то решение непосредственно переходит в исполнение (ненамеренные волевые действия).

Намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. Человек вооружается добрыми и твердыми  намерениями, когда предвидит трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.

Но в сложном волевом действии  для исполнения решения иногда недостаточно намерения. Прежде чем преступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда  действий, необходимо наметить путь средства для ее достижения т.е. составить себе план действий.

План бывает более или менее схематичен. Одни люди  стремятся все предусмотреть и детально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь общей схемой. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий,  дальнейшие  более  схематично. Бесплановость ставит под вопрос достижения цели. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием.

В   итоге, волевое действие – это  сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Волевые процессы являются сложными волевыми процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет последствий своих поступков, поиск средств, обдумывание, взвешивание, он включает интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в специфическом синтезе; аффект выступает под контролем интеллекта.

Задание по группам: «Привести пример из жизни сложного волевого действия, и указать стадии, которые в нем присутствуют:

1-я группа – обязательно,  чтобы присутствовала «борьба мотивов».

2-я группа – обязательно,  чтобы присутствовало «намерение».

3-я группа – чтобы  не было ни «борьбы мотивов» ни «намерения.

Развитие и самовоспитание воли.

Воля, как и весь психологический мир личности, не является врожденной, а возникает и развивается в процессе жизни и воспитания. Развитие воли неразрывно связано с развитием           побуждений.

Для раннего детского возраста характерна неустойчивость побуждений, зависимость их от непосредственной ситуации, чем обуславливается импульсивность и бессистемность                   действий.  В дальнейшем происходит объединение единых ситуативных побуждений и мотивов в более крупные и стойкие образования с постепенным переходом в единую мотивационную систему, определяющую направленность личности.

Вместе с тем происходит  развитие социально-волевой регуляции, когда человек обретает способность оценивать себя, руководствоваться в своем поведении не случайными влечениями и ситуативными побуждениями, а системой усвоенных и преобразованных для себя правил и норм поведения.

Процесс волевого самоутверждения наиболее активно происходит в подростковом возрасте. Для подростка воспитание у себя сильной воли часто выступает как самоцель. Подростковый период – это сложный и противоречивый период становления волевых свойств личности. Целеустремленность, самостоятельность и  упорство, с каким подросток преодолевает трудности на  пути осуществления своего замысла, показывает, что он из опыта воли других людей постепенно становится субъектом                         собственной воли. Он и обычную деятельность нередко                       начинает рассматривать как упражнения для закаливания настойчивости, смелости, выдержки, самообладания. Но будет ли такой процесс развиваться благоприятно или примет извращенную форму – это зависит от воспитания и от конкретных социальных условий.

Для старшего школьного возраста характерны дальнейшее интенсивное развитие волевых свойств и относительная завершенность из формирования. Волевые свойства становятся компонентами и чертами характера, это зависит от многих обстоятельств, в том числе от исхода предыдущего подросткового самоопределения, условий развития и воспитания в старшем школьном возрасте, от самовоспитания. Во   всяком случае, в поведении старшеклассников проявляется уже какое-то постоянство в распределении волевых усилий с идеалами, доминирующими интересами.  

Самовоспитание воли.

В формировании качеств личности многое зависит от мастерства преподавателя, а также от активности воспитуемого, его стремления стать лучше. С этим связано самовоспитание.

Самовоспитание как особая сторона воспитательного                           процесса  выделяется на таком этапе развития личности, когда она начинает относиться к себе как к объекту собственного педагогического воздействия, когда человек способен посмотреть на себя со стороны, возвыситься над своими привычками, страстями и мыслями, объективно расценивать их и решить, какие черты следует развить, а от которых избавиться.

Самовоспитание предполагает формирование у личности не только особой, отличной от других потребности в саморазвитии, но и сознательного стремления изменить себя собственными усилиями и средствами.

Критерием выделения самовоспитания в особый процесс, отличный от любого другого воспитательного процесса, является именно наличие этой потребности. Обнаружить ее нелегко, так как действия по мотивам самовоспитания внешне ничем не отличается от действий и поступков, совершаемых по иной мотивации.

Все, кто исследовал психологию самовоспитания, приходят к таким выводам: самовоспитание по своей природе – это волевой процесс; для самовоспитания еще недостаточно потребности и намерения в чем-то изменить себя; недостаточно средств и мотивов работы над собой. Нужны практические упражнения по самовоспитанию.

Нужен известный уровень развития волевой активности, чтобы человек был способен работать над собой. И в этом смысле воля выступает как условие и средство самовоспитания. Обладание сильной волей предстает как одна из главных целей всего процесса самовоспитания:

  1.  познание самого себя
  2.  программа самовоспитания
  3.  упражнения (могут быть разнообразными и преследовать различные цели, могут выработать те или иные качества). Решающую роль в развитии воли и формировании других качеств личности играют самые обычные, естественные упражнения по соблюдению режима дня, по выполнению учебного, трудового и другого действия не только с целью достижения высоких результатов в работе, но и для выработки в своем характере необходимых качеств.
  4.  сознательная стимуляция волевых усилий с помощью речи. Человек обладает важнейшей способностью стимулировать свои волевые усилия с помощью самоубеждения, самоприказа, самоодобрения, самовнушения и т.д. Эти стимуляторы чаще всего выражены внутренней речью – предложениями, отдельными словами, а иногда и междометиями.

                                   

Заключение:

Можно сделать следующие выводы:

  1.  воля  есть продукт общественно-исторического развития  человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
  2.  воля формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующих определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
  3.  воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связанно с формированием системы потребностей, ценностей и целей,  мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.
  4.  Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.
  5.  Первичное волевое действие – это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция, поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер.
  6.  Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляется предвидение и оценка последствий собственной активности.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8787. Безопасность компьютерных сетей 64.5 KB
  Безопасность компьютерных сетей. Безопасность компьютерных сетей (информационных систем) - комплексная проблема, решаемая системными методами. Это означает, что никакие, даже самые продвинутые методы защиты, не могут гарантировать безопасност...
8788. IP-Security (IPSec) 66 KB
  IPSec IP-Security (IPSec) - набор протоколов сетевого уровня для защищенного обмена данными в TCP/IP сетях. Актуальная версия датируется осенью 1998 г. Допустимы два режима работы - транспортный и туннельный. Первый режим х...
8789. Методы доступа 73.5 KB
  Методы доступа Важным аспектом сетевых структур являются методы доступа к сетевой среде, т.е. принципы, используемые компьютерами для обращения к ресурсам сети. Основные методы доступа к сетевой среде основаны на логической топологии сети. Метод опр...
8790. Технологии для проводных телефонных каналов 80 KB
  Технологии для проводных телефонных каналов. Проводные каналы общественных телефонных сетей принято делить на выделенные (2-х или 4-х проводные), физическое соединение по которым действует постоянно и не разрушается по завершению сеанса, и коммутиру...
8791. Технология ISDN (Integrated Services Digital Network) 82.5 KB
  ISDN ТехнологияISDN (Integrated Services Digita Network) - цифровая сеть с интеграцией услуг явилась результатом развития идеи оцифровки телефонных сетей общего пользования вплоть до потребителя, которому весь спектр усл...
8792. H.323 –один из наиболее популярных протоколов для реализации мультимедийных приложений в IP сетях 89.5 KB
  H.323 H.323 -один из наиболее популярных протоколов для реализации мультимедийных приложений в IP сетях. Протокол относится к т.н. зонтичный протоколам, которые охватывают целое направление и оставляют детализацию конкретных решений за уточняющ...
8793. UNIX/Linux - одна из первых сетевых операционных систем 120 KB
  UNIX/Linux. UNIX - одна из первых сетевых операционных систем. Датой возникновения UNIX можно считать 1969 г., когда MTI (Massachusetts Institute of Technology - Массачусетский технологический институт), BellLabs и GeneralElectric разраб...
8794. Мультимедийные службы. IP-телефония, Internet-вещание (-радио), конференции 125.5 KB
  Мультимедийные службы IP-телефония, Internet-вещание (-радио), конференции - далеко неполный перечень популярных мультимедийных сетевых служб и приложений. Первые опыты передачи голоса по сети Internet относятся к 1983 г. (Кембридж, Массачусетс...
8795. Ethernet/IEEE 802.3 128 KB
  Ethernet Ethernet/IEEE 802.3 (от лат. luminiferous ether - светоносный эфир)- самая популярная технология LAN с методом доступа CSMA/CD. Технология была создана в 70-х гг. доктором Робертом Меткалфом (RobertMetcalfe) как часть ...