39762

Воображение

Реферат

Психология и эзотерика

Сходства и различия воображения с восприятием памятью и мышлением; 3 Функции воображения. Физиологические и психологические механизмы воображения воображение и органические процессы 1. Связь воображения с реальностью: а закон двойного выражения чувств б закон общего эмоционального знака в закон эмоциональной реальности 4. Психологический механизм воображения а диссоциация б ассоциация.

Русский

2013-10-08

149.5 KB

43 чел.

План

 I. Понятие о воображении

1). Определение (психологический словарь Л.С. Выготский,

С.Л. Рубинштейн);

2). Сходства и различия воображения с восприятием, памятью и мышлением;

3) Функции воображения.

II. Физиологические и психологические механизмы воображения, воображение и органические процессы

1). Роль ретикуло-лимбической системы;

2). Идеомоторный акт

3). Связь воображения с реальностью:

а) закон двойного выражения чувств,

б) закон общего эмоционального знака,

в) закон эмоциональной реальности

4). Психологический механизм воображения

а) диссоциация,

б) ассоциация.

III. Концепции воображения

1). Концепция рационализма Л.Кара;

2). Концепция аналогизма Паскаля, Декарта и Спинозы;

3). Теория творческой сущности А.Бергсона;

4). Теоретические позиции М. Де Биран, Тиссо и Гилфорд;

5). Материалистический принцип Бергиуса;

6). Гипотеза «случайных находок» Буареля, Кеннона;

7). Теория рекомбинации Рибо, Уэлга;

8). Концепции Вюрцбургской школы (Дюльпе, Ах, Бюлер, Мессер);

9). Концепция стадийности Уоллса;

10). Теория аналогии Спирмена;

11). Концепция психоанализа Фрейда;

12). Концепция проекции Эрнста, Нейманна.

IV. Виды воображения

1). Пассивное воображение:

а) преднамеренное (грезы),

б) непреднамеренное (галлюцинации).

2). Активное воображение:

а) воссоздающее воображение,

б) творческое воображение

3). Конкретное и абстрактное воображение;

4). Мечта.

V. Воображение и творчество.

VI. Аналитико-синтетическая деятельность воображения

1). Агглютинация;

2). Акцентирование;

3). Схематизация;

4). Типизация;

5). Гиперболизация;

6). Заострение.

VII. Индивидуальные характеристики воображения.

VIII. Формирование воображения

1). Начальные элементы воображения, «генетическая клеточка» воображения;

2). Воображение в 2г, 3 г, 4 г;

3). Воображение в период полового созревания – кривая Рибо, основной закон развития по Рибо.


I
. Общее понятие о воображении

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо писателям для создания образов героев, художникам в поисках сюжета будущей картины, без фантазии ученые не могли бы выдвигать гипотезы, предвидеть события, учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить себе его ход, предугадать реакции учеников, и в целом процесс учения вообще стал бы ограниченным, так как без опоры на воображение невозможно изучать историю, географию, астрономию и многие другие предметы.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что человек не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего, места, где он никогда не был и не будет, существа, которых нет вообще во всей Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно в житейском обиходе под воображением подразумевается не совсем то, что в науке. Для большинства людей воображение – это то, что нереально, не соответствует действительности и таким образом не может иметь никакого практического значения.

На самом же деле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Как говорил Рибо: «Всякое изобретение – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений…».

Благодаря воображению человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. То, что воображение позволяет человеку предвидеть результат своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели.

Но иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицательную роль. Нередко ожидаемая неприятность или опасность переживаются сильнее и побуждают человека к более большей и бурной активности, чем реально происшедшее событие. [Люди в панике спрыгивают с верхних этажей зданий при пожаре, вместо ожидания пожарной лестницы; либо люди, не умеющие плавать, начинают тонуть, спрыгивая  с только начавшего тонуть корабля, когда еще есть шансы на спасение].

Воображение – это особая форма человеческой психики, отстоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение. Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах очень часто раскрываются различные теоретические мысли. Каждый писатель в процессе творчества пытается передать свою мысль с помощью конкретных образов, а не через отвлеченные понятия.

Еще  одной отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу и мышление оказывается менее эффективным. В этом случае воображение может рассматриваться как «заместитель» мышления.

Таким образом, можно заключить, что воображение или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречающихся ему, составляющие их элементы всегда можно найти в реальности. Создавая новый  предмет, человек мысленно представляет его собранный из известных ему частей и деталей. В этом огромную роль играют восприятие и память. Чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и разнообразные образы возникают в его воображении [марсианин – голова: цилиндр, клюв птицы, ноги – конечности насекомого, в целом марсианин похож на спрута]. Кроме того, образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, воображение же заключается в изменении образов на основании ранее воспринятых образов различных предметов.

Как мы выяснили, в житейском обиходе под воображением чаще понимается не то, что в науке.

- Что же это такое – воображение?

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского дано следующее определение: «воображение- это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях».

Как говорил Л.С.Выготский: «воображение – это всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий».

По С.Л.Рубинштейну воображение – это «отлет от прошлого опыта, преобразование его», то есть воображение – это «преобразование данного, осуществляемого в образной форме».

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что значение воображения очень важно. Оно позволяет нам представлять действительность в образах и пользоваться ими, решая задачи. Воображение регулирует наши эмоциональные состояния и познавательные процессы. С помощью воображения человек создает программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна. И в итоге – воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности, что играет огромную роль в творчестве, так как сущность творческого воображения заключается, прежде всего в создании новых образов, новой ситуации путем сохранения основных требований жизненной реальности.


II
. Физиологические и психологические

механизмы воображения,

воображение и органические процессы

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с работой первого полушария, но этот подход не раскрывает сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий, каждая из которых выполняет свои функции. Специфика правого полушария заключается в упрощении картины мира, оно не застревает на деталях, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое полушарие упорядочивает информацию, позволяет выразить ее в речи.

Физиологические основы, механизмы воображения до сих пор почти не изучены, не известны и их локализация в мозгу. Однако большую роль в этом процессе играет гопоталамо-лимбическая система, остается только предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, о чём свидетельствует сложность, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, о чем свидетельствует сложность, непредсказуемость и связь воображения с эмоциями.

В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и другие реакции. Нередко встречаются факты внушения различных болезней [студенты медицинских учебных заведений нередко находят у себя болезни, изучаемые в данный период, хотя в действительности их нет]. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.

Сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. [Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение, в отличие от прямого самоприказа, когда слюноотделение не вызывается].

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов человек может использовать воображение, чтобы представить движение каждой части собственного тела, при этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Такие движения называются идеомоторными актами. О идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт: в руку взять маятник-нитку, к которой привязан висящий грузик, на листе бумаги нарисовать круг, разделенный на 4 сектора, пересекающимися под прямым углом линиями, поставить локоть руки на стол и представить, что маятник в вашей руке движется в представленном вами направлении, когда пальцы останутся совершенно бездвижимыми.
Таким образом, воображение является загадочным феноменом, так как нам до сих пор не известно, какие именно физиологические механизмы лежат в его основе, его локализация, работа каких нервных органических структур отвечает за воображение.

Чтобы понять психологический механизм воображения лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Существует 4 основные формы, которые связывает деятельность воображения с действительностью.

1). Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека [У Лукоморья дуб зеленый]. Воображение может создавать новые степени комбинации, комбинируя сначала первичные элементы действительности (кот, цепь, дуб), затем вторично комбинируя уже образы фантазии (русалка, леший) и так далее.

Из всего сказанного можно вывести самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения: деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создается построение фантазий. У ребенка воображение беднее, чем у взрослого, так как у него намного беднее опыт, тем самым ошибочно мнение, что воображение ребенка бочаге, чем у взрослого.

2). Связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности.

В отличие от первой формы, где продукт воображения нереален, здесь связь конечного продукта воображения с реальным явлением. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту. Воображение направляется чужим опытом, и продукт воображения совпадает с действительностью [описание исторического события].

Воображение становится средством расширения человеческого опыта, потому что оно может вообразить то, чего на самом деле не видел, но то, что в реальности существовало, т.е. человек усваивает с помощью воображения чужой исторический и социальный опыт.

Если в первой форме воображение опирается на опыт, то здесь опыт опирается на воображение. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения от опыта.

3). Эмоциональная связь воображения с реальностью.

Всякая эмоция, всякое чувство стремиться воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Всякий знает, что в горе и радости мы видим все совершенно другими глазами, т.е. чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и внутреннее выражение, связывающееся в подборе мыслей, образов, впечатлений. Такое явление в психологии называется законом двойного выражения чувств. Так образы и фантазии служат внутренним выражением для наших чувств [горе и траур человек знаменует черным цветом, радость – белым, спокойствие – голубым, восстание – красным и т.д.].

Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию в психологии называют законом общего эмоционального знака, то есть производящие на нас сходные эмоциональные воздействия, имеют тенденцию  объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи не существует.

Существует и обратная связь воображения с эмоцией, воображение влияет на чувство – закон эмоциональной реальности воображения. Всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства. Даже если оно не соответствует действительности, но всё же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым [вход в сумерках в комнату – ребенок принимает висящее пальто за чужого человека или разбойника (образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх совершенно действительным)].

4). Построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету, однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи [любое техническое приспособление, машина или орудие]. Такие продукты в своем развитии описывают круг: берутся элементы из реальности, внутри человека, в его мышлении происходит сложная переработка в продукт воображения, после чего происходит воплощение этого продукта в реальность.

В этом круге оба фактора – эмоциональный и интеллектуальный – оказываются в равной мере необходимыми для акта творчества.

Психический механизм воображения

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. (Всякая деятельность имеет всегда очень длинную историю).

В самом начале процесса стоят внешнее и внутреннее восприятие, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является первыми точками для его будущего творчества. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важные составные части это процесса – это диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. При диссоциации предмет как бы рассекается на части, при этом одни части сохраняются в фантазии, другие забываются. Далее следует процессе изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы, процесс основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов, то есть следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашему мозгу, они движутся, изменяются, живут, отмирают. [Страсть детей к преувеличению, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию – у ребенка в это время происходит упражнение в оперировании  с величинами, которые непосредственно в его опыте не были даны]. Далее следует процесс ассоциации – объединение диссоциированных и изменившихся элементов в отдельный образ, приведенный в систему, комбинация отдельных образов, приводит к построению сложной картины.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается, полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплотится во внешние образы.


III
. Концепции воображения

Одной из самых ранних концепций фантазии следует считать взгляды Лукреция Кара, который трактовал фантазию как результат случайного совпадения во времени и пространстве образов или их составных частей. По его мнению, фантазия принципиально ничего нового не создает, а лишь соединяет необычайным образом обычные представления. Это точка зрения эмпиризма. Философия рационализма, признавая реальность фантазии, противопоставляла её понятийно-логическому мышлению. Например, Блез Паскаль усматривал в фантазии силу, враждебную разуму. Он писал: «Воображение – это обманчивая сторона человека, это наставник в заблуждении и фальшивости…». Декарт почти во всех своих произведениях (философских) противопоставлял рациональному мышлению воображение, в котором он видел источник заблуждений и ошибочных умозаключений. Согласно Спинозе, «от одного только воображения зависит то, что мы смотрим на вещи, как на случайные», и напротив, «природе разума свойственно рассматривать вещи … как необходимые». Взгляды на фантазию Паскаля, Декарта и Спинозы положили начало убеждению, согласно которому существует антагонизм между разумом (интеллектуальными процессами) и фантазией.

Фантазия, как особая творческая сущность, выступает наиболее отчетливо в трудах философа-идеалиста Анри Бергсона, который выдвинул в своих книгах понятие «жизненный порыв», который состоит в конечном итоге в потребности творчества. Эта потребность реализуется на уровне человека в творческом мышлении, интеллектуальных способностях, созидательной инициативе. Тем самым фантазия выводится из некой универсальной, всеохватывающей силы, управляющей биологическими, психологическими и историческими процессами. Рагг, автор обширной монографии «Воображение», приходит к выводу, о том, что «ключом к энергии творческого воображения является система напряжений в организме», которая «проявляется уже в раздражимости протоплазмы».

Другой крайней теоретической позицией в вопросе о сущности фантазии является полное сведение фантазии к другим психическим процессам. Мэн де Биран, утверждал, что воображение не может рассматриваться как особая функция, так как состоит из двух психических явлений – понимание и воли. Тиссо писал в 1868 году, что «воображение состоит из 4 или 5 способностей: из восприятия (которое снабжает нас материалом), из фантазии (которая этот материал воспроизводит), из ума (который придает пропорцию и единство) и из вкуса (или интеллектуальной чувствительности) (которая позволяет испытывать наслаждение при виде или простом мыслительном постижении прекрасного».

Таким образом, воображение полностью растворяется в других функциях. Гилфорд указывал на многозначность понятия «творческая деятельность», включающая в себя такие понятия как «задача», «установка», «детерминирующая тенденция», «схема», «пробы и ошибки», «инсайд» и т.д. Бергиус утверждает, что фантазия представляет собой абстрактное понятие, описывающее, по существу, множество различных состояний. Сопоставление редукционизмом фактов, относящихся к проблематике фантазии, с закономерностями других процессов позволило четче выявить и очертить некоторые ее проблемы. Одним из таких аспектов является отношение фантазии к реальности. Взгляд, согласно которому фантастические образы зависят от реальности, базируются на материалистическом принципе познания: наши знания почерпнуты из реально существующего объективного внешнего мира. Авторы, изображавшие в своих произведениях совершенно неправдоподобные события, всегда прямо или косвенно исходили из реальных явлений.

Лоуэза писал, что «представление о том, будто творческое воображение … имеет мало общего с фактами или вовсе ничего общего с ними не имеет, является лжеучением. Ибо воображение никогда не работает в вакууме. Продукт воображения – это факт, подвергшийся преобразованию».

Отношение фантазии к реальности может быть весьма сложным и тонким. Так, Буарель связывает творческую деятельность с выявлением виртуально (неявно) заложенного в самой природе и вещах «инвентаря» изображений. То есть сам материал как бы предрасполагает к выбору решения (например: в глыбе мрамора уже заключена была фигура Венеры). Но в любом продукте фантазии всегда имеются определенные стороны, которые не могут быть объяснены лишь подражанием или имитацией, так как создание фантастических образов не является механизмом копирования реальности или простой имитацией, подражанием. Также была распространена гипотеза случайных находок. Именно чистой случайностью объясняют некоторые исследователи фантазии все творческие удачи и открытия. В соответствии с гипотезой «серендипити» (случайных находок) возникновение новых идей вызвано или случайным совпадением нескольких образов восприятия, иди случайным столкновением человека с некоторыми внешними обстоятельствами.

Известный физиолог У.Кеннон в своей статье «Роль случая в открытии» приводит длинный список открытий, сделанных, по его мнению, благодаря счастливой случайности: открытие Колумбом Нового Света, открытие Гальвани электрических явлений в живой ткани, открытие Клодом Бернаром нервной регуляции кровообращения и так далее. Сторонники этого взгляда прямо заявляют, что подобные случаи – результат того, что человек, сделавший открытие, «просто оказался в нужном месте в нужное время». Но сторонники данной гипотезы осознают, что их теория в практическом плане не означает пассивное ожидание благоприятного случая. Поэтому они подчеркивают необходимость идти навстречу случайности и принимать соответствующие меры для увеличения вероятности благоприятного случая. Данная концепция не отличалась внутренней стройностью и последовательностью, а представляла собой электрическое соединение разнородных подходов. Она дополнялась другими идеями, которые объясняли ее: рекомбинации, проб и ошибок. Идея рекомбинации (перестановки) переносит акцент с внешних стимулов на явления, происходящие внутри психики. Рибо высказал предположение, что механизм фантазии действует в несколько этапов: вначале происходит диссоциация состояний сознания, благодаря чему отдельные образы освобождаются от перцептивных связей и тем самым получают возможность вступить в новые сочетания; затем наступает перегруппировка этих состояний, завершающаяся ассоциацией, новым сочетанием. Следовательно, толкование фантазий как чисто механического процесса получило широкое распространение. Так, в 1960 году Уэлч писал: «Рекомбинирование предполагает деление, вычитание, (отделение), сложение и умножение. Это относится к любой области мышления. Я видел и запомнил образы золотых часов и горы, покрытой снегом. Я отделяю цвет от образа часов и прибавляю его к форме горы, в результате чего возникает мысль о золотой горе, то есть о предмете, которого я никогда не видел». Следовательно, Уэлч определил фантазию как возникновение новых причудливых образов. Но основной недостаток  ассоцианизма заключается в том, что он объясняет все явления психики обстоятельствами, имевшими место в прошлом, то есть мысли, образы, поступки человека предопределены происходящими ранее событиями, возникшими и запечатлевшимися ранее ассоциациями. Тем самым, исключая принципиально возможность творчества. Поэтому представители Вюрубургской школы (Де Дюльпе, Ах, Бюлер, Мессер, Ватт) первыми выступили с критикой и сделали акцент на факторах, которые действуют в тот момент, когда совершается умственная деятельность, выдвинув такие объяснительные понятия, как «установка», «задача», «детерминирующая тенденция». Они вовсе не отвергали систему ассоциационизма, а дополнили ее новыми объяснительными понятиями. Одним из таких понятий является понятие задачи, которая мыслится как направляющая, организующая тенденция, подчиняющая себе движение ассоциативных полей. Она «обеспечивает определенный осмысленный ряд репродукций». Задача пробуждает установку, под которой подразумевается внутренняя готовность, управляющая процессом выбора. Понятие установки было введено в начале нашего века Марбе, который объяснял ею перцептивные иллюзии, которые возникли под влиянием многократных предварительных восприятий. Тем самым вюрубурцы предприняли попытку выйти за пределы ассоциационисткой идеи и на место связей между содержанием сознания поставили связи и отношение между актуальным состоянием сознания и предшествующими, а также будущими состояниями. Понятие установки подвергалось еще большему обращению в трудах Д.Н.Узнадзе  и его школы, усматривающих в ней основополагающий принцип всей психологии личности. Таким образом, при помощи понятия «установка», впервые сделана попытка теоретически увязать умственную деятельность с особенностями личности.

Компромиссной концепцией следует считать различные учения о стадийном протекании творческой деятельности. Существовало множество схем ранних исследователей фантазии (Д.Дьюи), но большое влияние на концепции стадийности творческой деятельности оказала схема Р.Уоллс, который выделяет следующие стадии:

  1.  Приготовление – человек собирает нужную информацию и разносторонне рассматривает проблему;
  2.  Инкубация – человек сознательно не занимается решаемой творческой проблемой;
  3.  Просветление – по существу инсайт. Появляется «счастливая идея», которая сопровождается соответствующими психическими состояниями (удовлетворением, радостью и т.д.);
  4.  Проверка – взвешивание и рассмотрение достоверности и ценности новой идеи.

Данная схема отличается от других тем, что он рассматривает стадию инкубации, мимо которой прошли остальные авторы. Подобные явления описаны многими учеными, например: Пуанкаре рассказывает, как его «осенило» во время одной геологической экскурсии, когда он совершенно не думал об интересовавших его до этого математических проблемах.

Утонченной и замаскированной формой является объяснение фантазии аналогией, когда продукты фантазии не прямо выводятся из перцептивных образов, а увязываются с ними опосредственно, косвенно, путем введения понятия сходства. Влияние аналогии прослеживается психологами в аллегориях, сравнения и особенно в метафорах, которые очень характерны для художественного творчества. Наиболее категорическое признание аналогии в качестве объяснительного принципа фантазии видно у Спирмена в его книге «Творческий ум». Согласно Спирмену, выявления сходства лежит в основе всех факторов творчества. Утверждает, что человеческий ум – это перенесение какого-либо отношения с одного предмета на другой. (Например: Уатт построил паровой двигатель, опираясь на наблюдение за крышкой чайника; Архимед заметил сначала уменьшение веса собственного тела в воде, а потом перенес это наблюдение на все тела, погруженные в жидкость и т.д.).

Аналогия играет определенную роль в художественном творчестве (например: вид сохранившегося на перепаханном поле куста  натолкнул Льва Толстого на мысль написать повесть о Хаджи-Мурате). Но аналогии нельзя рассматривать как простой и изначальный психологический механизм, так как она предполагает соотнесение не менее двух явлений. Объяснение при помощи аналогии далеко не раскрывает закономерностей творчества.

Ряд психологов обратили внимание на особую реальность в глубинах психики, которая, по их мнению, также служит материалом фантазий. Психоанализ первоначально обратил внимание на одну из наиболее игнорировавшихся форм фантазии - к сновидениям. Фрейд выявил, что сновидения, какими бы бессмысленными не были бессвязными и нелепыми, они находятся в тесной связи со всей нашей внутренней жизнью, следовательно, имеют психологический смысл. Образы сновидений имеют вполне реальные источники – не только источники внешней реальности, но и внутренней психической жизни. Переход из бессознательной сферы в сферу сознания осуществляется с помощью проекции. Эрнст Нейман следующим образом иллюстрирует явление проекции: «Подобно тому, как кинематографический аппарат, находящийся позади зрителей, создает картину впереди, так и содержание бессознательного проецируется вовне и воспринимается как данные внешнего мира, а не содержание бессознательного. Адекватное познание процесса фантазии требует серьезного исследования глубинных пластов психики.


IV
. Виды воображения

Воображение может функционировать на различных уровнях.  Различие их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Наилучшим примером такой бездеятельности, пустой мечтательности может служить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазерами». Нередко это люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые причудливые и неосуществимые образы. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грезы. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий на экзамен. Людям свойственно грезить о приятном и заманчивом. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.  Например,  школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации.

В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей-проектов. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую и т.д.) имеющимися у него знаниями. Воссоздание того или иного образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов, приемов, при помощи которых был оформлен данный образ. Образный язык с использованием сравнений, метафор дает простор для воссоздания, так как оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа зависят и от степени развития воображения человека, воспринимающего данный образ. Читая, рассматривая, слушая, каждый человек создает свой образ соответствующего объекта. Например, при чтении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» у каждого читателя создается свой образ Онегина, Ленского, Татьяны и других. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию. Также следует отметить роль состояний человека в построении воссоздающих образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Измененные состояния психики, вызываемые болезнью или алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию.

Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «Новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы – это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое – это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях, в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, то есть,  воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека – свой Евгений Онегин, Остап Бендер, Анна Каренина и другие. Недаром посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончания неудовлетворенными, утверждая, что актеры «играли непохоже». Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением очень мала.

С.Л.Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, различны, это могут быть образы единичные, вещные, обмеренные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного. Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по той модальности, в которой они представлены. Здесь можно выделить зрительные представления (например, букет из васильков, портрет А.С.Пушкина) слуховые представления (удар грома, писк комара), осязательные представления (угол иглы, прикосновение к снегу и т.д.), обонятельные представления (вкус соли, уксуса и т.д.), двигательные представления (качания на качелях, взмах руки и т.д.). Чем разнообразнее образы, используемые в творчестве художником, тем полнее и ярче картины возникают при их восприятии.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать – значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта вступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Можно говорить о реальности мечты (здесь мечта, по сути,  тождественна цели деятельности и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения) и нереальности мечты (характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозмутимости путей реализации). Нереальная мечта практически неотделима от грез, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения. В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным. Любой предмет человеческой деятельности (бумага, авторучка, машина и т.д.) представляет собой определенную мечту многих поколений людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше она изменилась, тем больше человеческих мечтаний в ней заключено. Достичь мечты невозможно, так как на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту, давая простор для воображения и творчества.

V. Воображение и творчество

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в создании новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности. Ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Просто, чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность. Соблюдения жизненной реальности не означает копирования непосредственно воспринятого. Настоящий художник видит по-иному, чем художественно невоспримчивый человек. И задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. [Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карниной впервые открыл Вронскому то самое милое ее выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидел]. Художник в портрете не фотографирует, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, снимает с нее случайные наслоения и внешние покровы. Продукт такого воображения дает часто более верную, глубокую и более адекватную картину или образ действительности, чем фото.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, отклонение от нее. Художественное творчество – это не только живопись, оно включает и сказку, и фантастический рассказ. Некоторые тонкие и хрупкие переживания внутренней жизни человека часто заслоняются и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Создавая фантастическую картину, воображение художника тем самым более ярче освещает особенно значимую для него сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в нее, - такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного творчества.

Не менее необходимо воображение в научном творчестве. Т.Рибо утверждал: если мы «подведем итоги количеству воображения, затраченному и воплощенному, с одной стороны – в области художественного творчества, а с другой – в технических и механических изобретениях, то мы найдем, что второй значительно больше первого».

Участвуя с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем специфическую функцию – оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. В реальном мыслительном процессе образ также присутствует, но иногда он не дает достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы, тогда в свои права вступает воображение, преобразуя наглядное содержание образа. [Заметно эта функция воображения выступает в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен представить себе такую ситуацию, исходя их своих теоретических гипотез и уже установленных законов данной области, которая удовлетворяла бы всем этим условиям и дала возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента, является актом воображения].

Особенно когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы, революционизируя мир. Основным психологическим фактором, от которого зависит протекание воображения в практической деятельности является потребность человека в приспособлении к окружающей среде, то есть в основе творчества лежит неприспособленность, ведущая к потребностям, стремлениям и желаниям. Потребности – это лишь стимулы и движущая сила воображения, но самопроизвольное воскрешение образов происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Далее, с помощью технических умений, образцов творчества продукты воображения воплощаются в материальную форму.

Гораздо менее заметнее и следовательно более важны в творческом воображении факторы окружающей среды. Давно в психологии установили закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды, то есть в историческом развитии техники и науки можно заметить строгую последовательность. Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия для его возникновения. Творчество – этот исторически преемственный процесс.

Этим же объясняется непропорциональное распределение новаторов и творческих деятелей по разным социальным классам, привилегированные классы дают больший процент изобретений, потому что в этих классах есть все условия, которые необходимы для творчества.

Итак, воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе, будь то художественное творчество, научное творчество или практическая деятельность. На формирование воображения и, следовательно, творчества влияют как внутренние (человеческие потребности), так и внешние (факторы окружающей среды) факторы. Основной функцией воображения в творчестве является ломка устаревших норм и реальное изменение действительности.


VI
. Аналитико-синтетическая деятельность воображения

Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого – «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создавался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. Л.Н.Толстой писал, что при создании образа Наташи Ростовой в романе «Война и мир» он взял одни четы у своей жены Софьи Андреевна, другие – у ее сестры Татьяны, все черты объединил, перемещал и таким образом получен образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве, с помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танкаморибия, аккордеон т.д.

Аналитическим процессом создания образов можно считать акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в едином конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизведя одни черты оригинала – иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. (Например, болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть с объемистым животом). Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличив объект по сравнению с действительностью – (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса, чуть пониже облака», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов.  Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смешением: многорукий Будда, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

Конструктирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представление, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Но, если попросить определить в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения – типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего, образуется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношения). В образе художник обычно стремиться передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов, следовательно образуется тип – индивидуальный образ, в котором  соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы класса, нации.


VII
. Индивидуальные характеристики воображения

В индивидуально-дифференцирующем отношении воображение является чрезвычайно существенным проявлением личностей. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Образы фантазии могут различаться по новизне, оригинальности, точности и так далее. Прежде всего, индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. В таких случаях как бы теряется различие между реальной действительностью и образами фантазии. Л.Бетховен, например, настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи  уже совершенно глухим, мог воссоздать свои  великолепные произведения. Яркость и сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой, яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, например, воображения этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. У людей малочувствительных, холодных образы воображения обычно бедны и слабы. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Например, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький, Ж.Верн и другие писатели, сумевшие отразить в своем творчестве факты и события разнообразных времен и мест.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, то есть умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие проявляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решение и как бы привязывают к нему проявляющиеся у них ассоциации. И.А.Гончаров в своих творческих процессах сообщил следующее: «У меня есть один образ и вместе с тем главный мотив, он то и ведет меня вперед, а по дороге я нечаянно захватываю, что попадется под руку, то есть что близко относится к нему. Тогда я работаю быстро, живо, рука едва поспевает писать…» Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы. У разных людей воображение также определяется областью их профессиональной деятельности и доминирующими потребностями. Направленность личности как бы создает очаги повышенной восприимчивости, и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности. В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.).

Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество – не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «… в другой раз является совершенно новая самостоятельная мысль, причем музыкальная. Откуда это является – не проницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение – это награда за каторжный труд.


VIII
. Формирование воображения

Психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то, имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая имеющееся качество. Такое качество – изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире. На базе общей активности у ребенка складывается потребность в новых впечатлениях, побуждающая ребенка к активной ориентировочной деятельности и общению со взрослыми, так как они выступают постоянным источником информации. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазий, так как опыт ребенка беднее, интересы его проще и элементарнее, отношение со средой не имеет тонкости и многообразия, следовательно, и воображение незрело и намного беднее, чем у взрослого человека. Мир фантазий представляется ребенку в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов. Движимый потребностью действовать, ребенок пробует сам повторить способы перекомбинирования среды и изменяет свои действия, а получаемый эффект новизны побуждает его варьировать снова с переносом на другие объекты. Таким образом, генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влияние формирующих воздействий взрослого, во взаимодействии ребенка со взрослыми, в игровом  общении и вне игры, в слушании рассказов и пояснений и т.д.

Можно выделить следующие ранние поведенческие проявления, начальные элементы воображения, которые содержат основные характеристики воображения и доступные ребенку:

1) перекомбинирование наглядно данного, то есть реальное изменение наглядной среды, создание новых образов на уровне восприятия.

Ребенок переносит предметы без утилитарной цели, соединяет и разъединяет их, строит и разрушает, включает в ранее освоенную ситуацию, использует в неспецифической функции, в необычном значении, придает им новые названия.

С развитием речи происходит изменение предметной среды и варьирования действий переносится в речевой план, принимают форму рассказов и рассуждений типа: «если взять все эти лужи и соединить в одну…».

2) Более специфическое проявление воображения – создание мнимых ситуаций и образов. Мнимое вначале создается взрослыми, затем ребенок с помощью мимики, звуков и различных действий воспроизводит взрослого. В этот же период появляется игровое моделирование бытовых действий.

С развитием речи появляются образы, выраженные словами – происходит опредмечивание, называние предмета в неспецифической функции или бесформенных объектов.

Анализ первых проявлений воображения позволяет выделить начальный элемент построения воображения, «генетическую клеточку» функции. Таким элементом является условное действие, действие «как будто» оно усваивается в совместных действиях со взрослым и становится формой самостоятельной активности ребенка, стимулируемой вначале извне: «покажи, как», - а затем за счет собственной потребности ребенка в новых впечатлениях, в уточнении знаний, в общении и самоутверждении.

Более выразителен мир фантазии ребенка становится с появлением слова. Оно позволяет создать обособленный мир фантазии, отделенный от действия и личного участия фантазирующего ребенка, мир со своими законами и обстоятельствами.

Таким образом, Н.Н.Палагина считает, что период «ответственный за формирование воображения, - это 2 год жизни ребенка, когда происходит:

  1.  обострение интереса к предметам и их изменениям,
  2.  активизация неутилитарной предметной деятельности,
  3.  богатая по формам и содержанию совместная деятельность «ребенок – взрослый»,
  4.  период становления речи, обеспечивающий понимание измененных значений предмета и действия, который является этапом становления словесных форм воображения в 3 года жизни ребенка.

Этап же обособления мира фантазии ребенка Н.Н.Палагина определяет в 4 года.

По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение. В переходный возраст (у подростков в пору полового созревания) наблюдается мощный подъем и первые начатки созревания воображения. В пору полового созревания у подростков созревает и подытоживается его большой опыт, вызревают постоянные интересы и в связи с общим созреванием получает окончательное оформление и деятельность его воображения.

Рибо дал в своём исследовании творческого воображения кривую, изображающую развитие воображения.

Основной закон развития по этой кривой гласит:

Воображение в своём развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой.

IM показывает ход развития воображения до полового созревания,

RO – ход R интеллекта или рассудка, который начинается позже, так как требует большего опыта,

М – точка совпадения развития воображения и R рассудка.

Из чертежа видно, что R воображения и R рассудка в детском возрасте очень расходятся, воображение независимо и является не выражение богатства, а бедности детской фантазии. Из всех форм связи с реальностью воображение ребенка обладает только первой и третьей (эмоциональной).

MN и XO идет параллельно друг другу, расхождение исчезло, воображение, соединившись с мышлением, идет с ним в ногу. Но так не всегда, чаще развитие воображения получает MN, - упадок или свертывание воображения, большинство людей входит в прозу жизни.

Критическая фаза МХ – разделяет два возрастных периода человека, это половое созревание его. Происходит преобразование воображения: из субъективной оно превращается в объективную. Это возраст нарушенного детского равновесия организма и не найденного еще равновесия организма. В этот период исчезает пристрастие к рисованию, пропадает интерес к наивным играм, сказкам – происходит перелом, разрушение воображения. Наиболее распространенная и массовая форма деятельности воображения в этом возрасте – литературное творчество, которое стимулирует повышение субъективных переживаний, углубление интимной жизни подростка, создание особого внутреннего мира. Эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной форме – стихи, рассказы и так далее. Таким образом, субъективный момент отмирает и нарастают и закрепляются объективные моменты. Очень скоро у подростков свертывается интерес к творчеству.

Итак, глубокое преображение воображения, его обогащение и превращение из субъективного в объективное, - вот что характеризует  критическую фазу.

В эту пору отчетливо выступает два основных типа воображения: пластическое (внешнее или объективное) и эмоциональное (внутреннее или субъективное). Они характеризуются в основном материалом, из которого создается построение фантазии и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется данными внешних впечатлений, оно состоит из элементов, заимствованных извне. Эмоциональное воображение – строит из элементов, заимствованных изнутри.

Воображение в поведении человека может играть двойственную роль: оно может уводить и приводить человека к реальности. Особенно переходный возраст очень часто обнаруживает эти опасные стороны воображения. Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительности. Эта тень мечтательности, которая падает на этот возраст, эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным.

Таким образом, в каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Переходный возраст – самый сложный во всех отношениях, не исключая и формирование воображения, и какое воображение будет присуще взрослому человеку, во многом зависит от периода полового созревания и связанных с ним формированием психических процессов.


R

N

N1

X

M

I


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55802. Розвиток творчого мислення молодших школярів як засіб формування життєвої компетентності 107 KB
  Научання предмету грань розумового розвитку учнів Розвиток одночасно із засвоєнням знань Читання – джерело думки Значення предметів естетичного циклу та фізкультури для розвитку творчого мислення...
55803. Розвиток пізнавального інтересу на уроках математики як засіб підвищення якості знань учнів 241.5 KB
  Де вчитель там і школаМатематика служниця вчителяМатематика завжди незважаючи на всілякі вдосконалення в методі викладання залишиться для учнів важкою роботою. Вихідною умовою становлення досвіду роботи стали результати діагностики які свідчать про зниження інтересу учнів до уроків математики що спричиняє погіршення результатів навчання і якості знань з математики. Визначальною умовою становлення досвіду є створення умов що сприяють удосконаленню якості знань учнів з математики посилення їх мотивації...
55804. Розвиток мовленнєвої компетентності дітей під час нетрадиційної роботи за казками В. Сухомлинського 47 KB
  Хід заняття: Дітки давайте привітаємось з нашими гостями. Давайте ми зараз розкажемо про осінь яка вона. Подивіться на нашу берізку що на ній не вистачає Давайте прикрасимо її золотими стрічками. Давайте я почну а ви продовжите діти переказують казку за картинками.
55805. Зображення людини в русі. Різні художні техніки як засіб передачі руху людської фігури 610 KB
  Тема уроку з образотворчого мистецтва: Зображення людини в русі. Обладнання уроку: музичні записи навчальні роботи з методичного фонду магнітна дошка з рухомими моделями людських фігур таблиця пропорцій тіла людини репродукції зображень мистецьких творів...
55806. РУХ КРОВІ ПО СУДИНАХ 61.5 KB
  Мета уроку: обговорити з учнями можливі причини руху крові по судинах і зміни тиску крові; навчити вимірювати частоту пульсу і артеріальний тиск в стані спокою і після фізичного навантаження.
55807. ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА РУК ЧЕЛОВЕКА 132 KB
  Слайд-шоу Слово мудра в переводе с санскрита – это особое положение рук и пальцев рук по строго определённым канонам законам. Мудра Раковина Эта мудра полезна при любых заболеваниях горла гортани а также охриплости голоса.
55809. ТВЕРЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВА. РАСЦВЕТ РУСИ 70 KB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Ярослава Мудрого раскрыть её противоречия: рассмотреть изменения произошедшие в государстве в период его правления; установить хронологическую последовательность событий...
55810. КУЛЬТУРА КИЇВСЬКОЇ РУСІ КІНЦЯ Х – ПОЧАТКУ ХІ СТ 87.5 KB
  Мета: дати уявлення про розвиток писемності та рівень освіченості населення Київської Русі; ознайомити з найвизначнішими пам’ятками цього періоду; охарактеризувати розвиток мистецтва...