39764

Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)

Реферат

Психология и эзотерика

Рубинштейн в качестве компонента в структуре деятельности рассматривал также движения. Движения – это механизмы посредством которых осуществляются действия выражающие поведение. Специфические человеческие движения вырабатывались в процессе труда. Движения человека направлены на предмет на орудие как средство труда.

Русский

2013-10-08

104.5 KB

42 чел.

Деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-ых, начале 30-ых годов. Основная идея – деятельность человека определяет его сознание.

Строение деятельности:

Потребность                               Задача

Мотив                           Цель                         Условия

Деятельность                Действия                     Операция

Компоненты структуры деятельности:

Потребность – переживание нужды в чем-либо, побуждающее человека к совершению деятельности, поиску предмета ее удовлетворения.

Мотив – форма проявления потребности, предмет к осуществлению определенной деятельности.

Цель – представляемый результат деятельности.

Условие – внешние обстоятельства, возможности, внутренние средства, способствующие достижению цели деятельности.

Задача – цель, данная в определенных условиях, этап достижения цели.

Деятельность – содержательный процесс в ходе которого человек целенаправленно осуществляет преобразующие действия с предметным миром; специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Действие – относительно развернутый элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Операция – способ осуществления, выполнения действия, процесс, направленный на реализацию цели.

А.Н. Леонтьев открыл механизм превращения цели в мотив – СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ – цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

С.Л. Рубинштейн в качестве компонента в структуре деятельности рассматривал также движения.

Движения – это механизмы, посредством которых осуществляются действия, выражающие поведение. Специфические человеческие движения вырабатывались в процессе труда. Движения человека направлены на предмет, на орудие как средство труда. По мере того, как деятельность усложняется, предметная организация движения  переходит к организации, опосредованной смысловым содержанием действия. Рубинштейн выделяет такие основные свойства движений: скорость, сила, темп, ритм, точность, координированность, пластичность и меткость. Рубинштейн говорит о том, что моторика неразрывно связана  со всей психической жизнью человека.

Основными видами движения являются: 1) движения позы – движения мышечного аппарата, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженности мышц. 2) локомоции – движения, связанные с передвижением. 3) выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций. 4) семантические движения – носители определенного значения (поклон, кивок головой, рукопожатие и т.п.) 5)речь как моторная функция (динамическая сторона речи, ее ритмика, интонационная игра, ударения и т.д.) 6) рабочие движения, различные в разных видах трудовой деятельности.

Теория уровней организации движений

В трудах Бернштейна Н. А. Нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Его теория и выявленные им механизмы оказались сочетающимися с теорией деятельности. Они позволяют углубить представления об операционально-технических аспектах деятельности. Специально исследуя вопрос о построении движений на очень обширном материале с привлечением данных фило- и онтогенеза, патологии и экспериментальных исследований, Н. А. Бернштейн обнаружил следующее. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи – сообщают ли о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении движения рабочей точки, о ее пространственном положении, о предметном результате движения, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Причем под уровнями следует понимать буквально морфологические слои ЦНС. Так были выделены уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему, моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А - самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения - тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Правда, есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7 - 8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень В. Бернштейн называет его уровнем синергии. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень, таким образом, оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо "осведомлен" о том, что делается "в пространстве тела". Уровень В принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу внутренней координации сложных двигательных ансамблей. К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства: вольная гимнастика; потягивания, мимика и др.

Уровень С. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов - к их форме, положению, длине, весу и пр. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазанье, бег, прыжки, различные акробатические движения; упражнения на гимнастических снарядах; движения рук пианиста или машинистки; баллистические движения - метание гранаты, броски мяча, игра в теннис и городки; движения прицеливания - игра на бильярде, наводка подзорной трубы, стрельба из винтовки; броски вратаря на мяч и др.

Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. Он практически монопольно принадлежит человеку. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др. Примерами могут служить движения жонглера, фехтовальщика; все бытовые движения: шнуровка ботинок, завязывание галстука, чистка картошки; работа гравера, хирурга, часовщика; управление автомобилем и т. п. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. Это уже не столько движения, сколько действия; в них совсем не фиксирован двигательный состав, или "узор", движения, а задан лишь конечный предметный результат. Для этого уровня безразличен способ выполнения действия, набор двигательных операций. Так, именно средствами данного уровня Н. Паганини мог играть на одной струне, когда у него лопались остальные. Более распространенный бытовой пример - разные способы открывания бутылки: вы можете прибегнуть к помощи штопора, ножа, выбить пробку ударом по дну, протолкнуть ее внутрь и т. п. Во всех случаях конкретные движения будут-разные, но конечный результат действия - одинаковый. И в этом смысле к работе уровня D очень подходит пословица: "Не мытьем, так катаньем".

Наконец, последний, самый высокий - уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, движений письма, а также движения символической, или кодированной, речи - жестов глухонемых, азбуки Морзе и др. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Замечания относительно функционирования уровней. Первое: в организации сложных движений участвуют, как правило у сразу несколько уровней - тот, на котором строится данное движение (он называется ведущим), и все нижележащие уровни. Развивая это положение о совместном функционировании уровней, Н.А. Бернштейн приходит к следующему важному правилу: в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или "фоновых", уровней, как правило, не осознается. Второе замечание: формально одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. 

Рефлекторное кольцо Бернштейна.

Кольцо функционирует следующим образом.

В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый данный момент отрабатывается какой-то ее частный этап, или элемент, и соответствующая частная программа спускается в задающий прибор.

Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения; Н. А. Бернштейн обозначает их двумя латинскими буквами SW (от нем. Soll Wert, что означает "то, что должно быть").

На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки; они обозначены IW (от нем. Ist Wert, что означает "то, что есть").

В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются ΔW, т. е. сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции; через промежуточные центральные инстанции (регулятор) они попадают на эффектор. 

Схема рефлекторного кольца Н. А. Бершнтейна

Разберем функционирование кольца управления на примере какого-нибудь реального движения.

Предположим, гимнаст работает на кольцах. Вся комбинация целиком содержится в его двигательной программе. В соответствии с программой ему нужно в какой-то момент сделать стойку на руках (кстати, труднейший элемент!). Из программы спускается в задающий прибор соответствующий приказ, и в нем формируются сигналы SW, которые идут на прибор сличения. Эти сигналы будут сличаться с афферентными сигналами (IW). Значит, сами они должны иметь сенсорно-перцептивную природу, т. е. представлять собой образ движения. Такой образ обеспечивается прежде всего сигналами проприоцептив-ной и зрительной модальностей; это "картина" стойки и с точки зрения ее общего вида, и с точки зрения ее двигательно-технического состава - положения частей тела, центра тяжести, распределения тонуса различных мышц и т. п.

Итак, в прибор сличения поступают и образ движения, и информация от всех рецепторов о реализованном движении.

Предположим, что, выходя на стойку, спортсмен сделал слишком сильный мах и его начало клонить назад, - возникает опасность опрокинуться. Что тогда происходит? С прибора сличения поступили на блок перешифровки сигналы об излишней тяге назад. Эти сигналы (ΔW) сообщают, что не все в порядке, что нужно послать сигналы коррекции, выправляющие это положение. Такие сигналы поступают, поправка происходит. В следующем цикле кольца снова отличаются сигналы SW и IW. Может оказаться, что Δ W = 0; это идеальный случай. Он означает, что данный элемент выполнен и можно перейти к реализации следующего пункта программы*.

На схеме Бернштейна можно видеть одну интересную стрелку, которая идет от рецептора на задающий прибор. Она означает следующее: по ходу движения случаются такие ситуации, когда экономичнее не давать коррекции к текущему движению, а просто перестроить его, пустить по другому руслу, т. е. изменить его частную программу. И тогда соответствующее решение принимается в микроинтервалы времени, и в этом обнаруживается двигательная находчивость организма. Таким образом, может

иметь место не только спокойный "спуск" частных программ в задающее устройство, но и экстренная их перестройка.

Освоение деятельности.

  1.  Навык возникает как автоматизированное действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. Выделяют несколько основных черт процесса формирования навыка. Первая из них – образование двигательных структур, объединяющих отдельные рабочие движения в единое целое. Любое, даже сравнительно простое двигательное действие включает массу движений, имеющих разные функции. Их можно разделить на три группы. Первую составляют собственно рабочие (или исполнительские) движения, посредством которых осуществляется воздействие на предмет. В структуре действия они занимают центральное место. Ко второй относятся гностические движения (осязательные, измерительные, пробующие и контрольные). Их функция – не изменение предмета, а познание предмета и ориентировка в возможных способах действия. Третья группа – приспособительные движения (установочные, корректировочные, уравновешивающие, компенсаторные). Они обеспечивают устойчивость двигательного действия. Другая черта процесса овладения навыком – формирование сенсорно-перцептивных структур. При их формировании образуются определенные системы связей между разными анализаторами. На первых этапах овладения навыком главную роль в регуляции и контроле совершаемых движений играют дистантные анализаторы, в основном зрительный. Именно зрительные сигналы образуют сенсорную структуру действия, они же выполняют и функцию обратной связи. Позднее по мере тренировки сенсорная структура перестраивается – возрастает роль контактных (осязательных и проприоцептивных) сигналов. Так, известно, что опытные профессионалы могут выполнять довольно сложно координированные движения без зрительного контроля. Третья черта процесса формирования навыка – изменение соотношений уровней регуляции. На первых этапах обучения и тренировки даже сравнительно простые двигательные элементы двигательного действия регулируются речемыслительными процессами. Позднее их регуляция передается сенсорно – перцептивному уровню, а речемыслительный начинает регулировать более крупные единицы деятельности. Автоматизация действий и состоит прежде всего в перераспределении роли различных уровней регуляции. У человека, владеющего навыком, мышление направлено уже не на координацию движений (это осуществляется сенсорно-перцептивным уровнем), а на решение других задач.

2) Умения. Умение представляет собой сложное психическое образование. Оно формируется на основе системы навыков, относящихся к одному и тому же виду деятельности. Однако сама по себе система навыков еще не обеспечивает возможность самостоятельно выполнять ту или иную работу. Для того, чтобы достичь этого, человек должен владеть не только соответствующей системой навыков, но и системой знаний. «Умелое действие» - это всегда действие со знанием дела. При этом имеются в виду не только знания о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом – особенностей технологического процесса, физических или иных законов, определяющих этот процесс, машины, которой человек управляет, и т. д., то есть умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда. Термином умения обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности, имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

Умение включает не только двигательные, но и умственные действия. Действовать умело – значит действовать с умом, самостоятельно планировать процесс работы, находить в каждом конкретном случае наиболее рациональные способы действия.

При сравнении умения и навыка обнаруживаются существенные различия. Для навыка как автоматизированного действия характерна стереотипность. Умение же проявляется в решении новых задач. Оно предполагает хорошую ориентировку в новых условиях и выступает не как простое повторение того, что было усвоено в прошлом опыте, а включает в себя момент творчества.

Умения и навыки развиваются в неразрывной связи. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков необходимо для формирования умения. С другой – человек, обладающий умением, может более легко овладеть и новыми навыками. Навыки, включенные в умение, имеют большие возможности переноса из одних видов деятельности в другие. Уровнем развития знаний, умений и навыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство.

3) Привычки. По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Их общность заключается в том, что и привычки, и навыки являются автоматизированными действиями. Различие же заключается в том, что навык -  способность произвести то или иное действие без особого контроля сознания. Привычка же – потребность совершать действие. Например, у человека может образоваться привычка мыть руки перед едой. И если в силу каких-то обстоятельств он не сделает этого, то будет испытывать беспокойство, какое обычно бывает, когда не удовлетворена какая-нибудь потребность. Привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Привычки возникают в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми.

Навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессионализм.

Виды деятельности. Игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры заключается в способности, отображая, преображать действительность. Первая особенность игры заключается в том, что мотивы игры определяются многообразными переживаниями, значимыми для ребенка.  В игре совершаются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. Второй особенностью игры является то, что игровое действие не стремится к вещному результату. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка. Игра – способ реализации и потребностей ребенка в пределах его возможностей. Следующая особенность игры – возможность замещать в пределах игры предметы другими, которые приобретают значение, определяемое функцией, которую они выполняют в игровом действии. Эти особенности игры обусловливают возможность ее перехода в воображаемую ситуацию. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль  и входя в нее, он расширяет ее, обогащает, углубляет свою личность. На этом основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Учение – специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение. Оно включает в себя: 1. усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для организации тех или иных видов деятельности (продукт этого процесса – знания). 2. освоение приемов и операций, из которых складываются виды  деятельности (процесс этого продукта – навыки). 3. овладение способами использования указанной информации для выбора приемов и операций в соответствиями с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса – умения). Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной деятельности. Основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества. Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. (А. В. Петровский). В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие). В единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Труд – сознательная, целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении трудящегося и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. Направленный на производство, на создание определенного продукта, труд – это и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам  субъект формируется в труде. По своей общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд – это всегда выполнение определенного задания. Весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата, труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины.