39766

Качества ума

Реферат

Психология и эзотерика

Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин обучаемость под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии исходного уровня знаний положительной мотивации и т. Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза качества ума человека как достаточно устойчивые особенности его личности Являются новообразованиями психики которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной...

Русский

2013-10-08

31 KB

13 чел.

Качества ума

Индивидуальные различия в мышлении выражены достаточно отчетливо, что позволяет говорить о мыслительных (умственных) способностях, определяющих успешность выполнения деятельности. Под умственными способностями понимают своеобразие проявления мышления, т.е. то, чем отличается мышление данного человека.

З.И. Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин «обучаемость», под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (при наличии исходного уровня знаний, положительной мотивации и т.д.).

Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза, качества ума человека, как достаточно устойчивые особенности его личности, Являются новообразованиями психики, которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной деятельности. Они отражают как влияние общественно-исторических условий, в которых растет человек, так и специфику природной основы психики, качественное своеобразие его нервной системы.

О сформированности у школьников того или иного качества можно судить по устойчивости его проявления, при усвоении разного предметного содержания.

З.И. Калмыкова выделяет следующие качества ума: глубина, гибкость, осознанность мыслительной деятельности, самостоятельность.

Глубина ума проявляется в степени существенности признаков, который человек может абстрагировать при овладении новым материалом, при решении проблем, и в уровне их обобщенности. Противоположное качество – поверхностность ума. Оно видно по выделению внешних, лежащих как бы на поверхности наблюдаемых явлений признаков, по установлению случайных связей между ними. Что отражает низкий уровень их обобщенности.

Продуктивное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отхода от привычных ходов мысли, оригинальность решений, их своеобразие. Эту сторону мышления чаще всего обозначают как гибкость ума. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой. Если этого требует решаемая задача. Инертность ума проявляется в противоположном: в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления. Эти качества ума выделяются многими исследователями (В.И. Зыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.).

Открытие принципиально новых знаний представляет собой скачкообразный процесс, в котором в единстве выступают как хорошо осознанные, так и интуитивно-практические компоненты. Включение интуиции в процесс поисков нового закономерно. Однако чтобы найденные таким образом знания и приобрели действенную силу, т.е. могли быть переданы другим, использованы для решения широкого круга задач, должны быть хорошо осознаны, как их существенные признаки, так и способы оперирования этими знаниями. Вот почему одним из основных качеств ума считается осознанность своей мыслительной деятельности, возможность сделать ее предметом мысли самого решающего проблему субъекта. В близком значении употребляется термин «рефлексия». Это качество ума проявляется в возможности выразить в слове или других символах (в графиках, схемах, моделях) цель и продукт, результат мыслительной деятельности (существенные признаки вновь сформированных понятий, закономерностей), а так же те способы, с помощью которых этот результат был найден, выявить ошибочные ходы мысли и их причины, способы их исправления и т.п.

Неосознанность мыслительной деятельности проявляется в том, что человек не может дать отчета о решении задачи (даже если оно верное), не замечает своих ошибок, не в состоянии указать на те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ и т.д.

Внешне хорошо выраженная особенность продуктивного мышления – самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями. Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих проблем. О самостоятельности мышления говорится в работах А.А. Смирного и ряда других исследователей.

На высшем уровне развития этого качества человек не только решает сложные для себя проблемы, но и сам, без внешней стимуляции, наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения (этот уровень мышления Д.Б. Богоявленская назвала креативным).

В то же время на низшем уровне, при невозможности самостоятельного решения поставленной задачи, различия в продуктивности мышления проявляются в чувствительности к помощи: Чем меньше помощь, которая необходима для решения, тем относительно выше продуктивность мышления.

Н.А. Менчинская  выделяет такое качество ума, как легкость перехода от конкретных к абстрактных операциям и наоборот.

В исследованиях, проведенных различными авторами, описывается  обширная категория  учащихся, у которых в процессе усвоения знаний, наблюдается тесная взаимосвязь конкретных и абстрактных процессов мышления. На базе конкретных знаний они своевременно переходят к усвоению абстрактных положений, с такой же легкостью осуществляют конкретизацию, переходя от абстрактных положений к иллюстрирующим их фактам.

Наряду с легкостью перехода от конкретных к абстрактным операциям (и наоборот), мы наблюдаем в мыслительной деятельности учащихся и другие особенности: недостаточную связь между конкретным и абстрактным, трудность перехода от одного вида мышления к другому. Неполноценность усвоения проявляется в этом случае в двух разных формах: одни учащиеся «цепляются» за наглядное, другие же слишком быстро «отрываются» от наглядного и оперируют словами, не соотнося их в нужной мере с реальной деятельностью.

Другими авторами выделяются также качества ума как логичность, доказательность и критичность ума.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6614. Основные этапы сертификации производства авиационных двигателей 122.22 KB
  Основные этапы сертификации производства авиационных двигателей Основой эффективной деятельности в современных условиях хозяйствования является сертификация производства, цель которой обеспечение производства и ремонта двигателей заданного качества ...
6617. Язык и речь. Речевая культура 67 KB
  Язык и речь. Речевая культура. План: Педагогическая риторика как наука. Понятие языка в современной лингвистике. Язык и речь. Речевая культура. Педагогическая риторика как наука Возрождение педагогической риторики началось в ...
6618. Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) 105 KB
  Формы существования языка (язык национальный / язык литературный) План: Понятие о национальном языке Понятие о литературном языке Устная и письменная формы русского литературного языка. Язык создается народом и обслуживает его из...
6619. Фонетические и акцентологические нормы и особенности их выполнения в образцовой речи 87 KB
  Фонетические и акцентологические нормы и особенности их выполнения в образцовой речи План: Орфоэпия как раздел фонетики Становление орфоэпических норм русского литературного языка Особенности произношения отдельных слов русского ...
6620. Русская лексика и культура речи 106.5 KB
  Русская лексика и культура речи План: Точность и богатство речи как её необходимые качества Изобразительные свойства лексических явлений: многозначности, омонимии, синонимии, антонимии. Речевые ошибки, связанные с нарушением лекси...
6621. Литературные нормы в области фразеологии 92.5 KB
  Литературные нормы в области фразеологии План: Основные свойства фразеологизма и виды фразеологических единиц Вариативность фразеологических единиц Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Не менее важным являет...
6622. Грамматические нормы русского литературного языка 77 KB
  Грамматические нормы русского литературного языка План: Особенности употребления имен существительных Склонение иноязычных фамилий Трудности в употреблении имен числительных. Грамматика - это раздел науки о языке, составными...