39766

Качества ума

Реферат

Психология и эзотерика

Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин обучаемость под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности формирующихся качеств ума от которых зависит продуктивность учебной деятельности при наличии исходного уровня знаний положительной мотивации и т. Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза качества ума человека как достаточно устойчивые особенности его личности Являются новообразованиями психики которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной...

Русский

2013-10-08

31 KB

13 чел.

Качества ума

Индивидуальные различия в мышлении выражены достаточно отчетливо, что позволяет говорить о мыслительных (умственных) способностях, определяющих успешность выполнения деятельности. Под умственными способностями понимают своеобразие проявления мышления, т.е. то, чем отличается мышление данного человека.

З.И. Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин «обучаемость», под которым понимает сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (при наличии исходного уровня знаний, положительной мотивации и т.д.).

Формируясь и развиваясь в процессе онтогенеза, качества ума человека, как достаточно устойчивые особенности его личности, Являются новообразованиями психики, которые проявляются в меняющихся условиях мыслительной деятельности. Они отражают как влияние общественно-исторических условий, в которых растет человек, так и специфику природной основы психики, качественное своеобразие его нервной системы.

О сформированности у школьников того или иного качества можно судить по устойчивости его проявления, при усвоении разного предметного содержания.

З.И. Калмыкова выделяет следующие качества ума: глубина, гибкость, осознанность мыслительной деятельности, самостоятельность.

Глубина ума проявляется в степени существенности признаков, который человек может абстрагировать при овладении новым материалом, при решении проблем, и в уровне их обобщенности. Противоположное качество – поверхностность ума. Оно видно по выделению внешних, лежащих как бы на поверхности наблюдаемых явлений признаков, по установлению случайных связей между ними. Что отражает низкий уровень их обобщенности.

Продуктивное мышление предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отхода от привычных ходов мысли, оригинальность решений, их своеобразие. Эту сторону мышления чаще всего обозначают как гибкость ума. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой. Если этого требует решаемая задача. Инертность ума проявляется в противоположном: в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления. Эти качества ума выделяются многими исследователями (В.И. Зыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.).

Открытие принципиально новых знаний представляет собой скачкообразный процесс, в котором в единстве выступают как хорошо осознанные, так и интуитивно-практические компоненты. Включение интуиции в процесс поисков нового закономерно. Однако чтобы найденные таким образом знания и приобрели действенную силу, т.е. могли быть переданы другим, использованы для решения широкого круга задач, должны быть хорошо осознаны, как их существенные признаки, так и способы оперирования этими знаниями. Вот почему одним из основных качеств ума считается осознанность своей мыслительной деятельности, возможность сделать ее предметом мысли самого решающего проблему субъекта. В близком значении употребляется термин «рефлексия». Это качество ума проявляется в возможности выразить в слове или других символах (в графиках, схемах, моделях) цель и продукт, результат мыслительной деятельности (существенные признаки вновь сформированных понятий, закономерностей), а так же те способы, с помощью которых этот результат был найден, выявить ошибочные ходы мысли и их причины, способы их исправления и т.п.

Неосознанность мыслительной деятельности проявляется в том, что человек не может дать отчета о решении задачи (даже если оно верное), не замечает своих ошибок, не в состоянии указать на те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ и т.д.

Внешне хорошо выраженная особенность продуктивного мышления – самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями. Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих проблем. О самостоятельности мышления говорится в работах А.А. Смирного и ряда других исследователей.

На высшем уровне развития этого качества человек не только решает сложные для себя проблемы, но и сам, без внешней стимуляции, наиболее совершенные, более высокого уровня обобщенности способы их решения (этот уровень мышления Д.Б. Богоявленская назвала креативным).

В то же время на низшем уровне, при невозможности самостоятельного решения поставленной задачи, различия в продуктивности мышления проявляются в чувствительности к помощи: Чем меньше помощь, которая необходима для решения, тем относительно выше продуктивность мышления.

Н.А. Менчинская  выделяет такое качество ума, как легкость перехода от конкретных к абстрактных операциям и наоборот.

В исследованиях, проведенных различными авторами, описывается  обширная категория  учащихся, у которых в процессе усвоения знаний, наблюдается тесная взаимосвязь конкретных и абстрактных процессов мышления. На базе конкретных знаний они своевременно переходят к усвоению абстрактных положений, с такой же легкостью осуществляют конкретизацию, переходя от абстрактных положений к иллюстрирующим их фактам.

Наряду с легкостью перехода от конкретных к абстрактным операциям (и наоборот), мы наблюдаем в мыслительной деятельности учащихся и другие особенности: недостаточную связь между конкретным и абстрактным, трудность перехода от одного вида мышления к другому. Неполноценность усвоения проявляется в этом случае в двух разных формах: одни учащиеся «цепляются» за наглядное, другие же слишком быстро «отрываются» от наглядного и оперируют словами, не соотнося их в нужной мере с реальной деятельностью.

Другими авторами выделяются также качества ума как логичность, доказательность и критичность ума.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17199. О детском крещении 41 KB
  О детском крещении Что написано в Священном Писании о крещении Посмотрим основные места. 1 Мф.28:1920 Итак идите научите ВСЕ НАРОДЫ крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа уча их соблюдать все что Я повелел вам; и се Я с вами до скончани
17200. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ 114 KB
  ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ СОДЕРЖАНИЕ: КАКИМ БУДЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ Москва 7 сентября Метафрасис Первая конференция посвященная перспективам развития православных ресурсов на русском языке в глобальной компьют...
17201. ПРАВОСЛАВИЕ В НОВЕЙШИХ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ 37.5 KB
  протопресвитер Фома Хопко ректор Св.Владимирской духовной семинарии НьюЙорк ПРАВОСЛАВИЕ В НОВЕЙШИХ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ доклад на Межправославной подготовнтельной консультации по Всемирной миссии и евангелизму Аддис Абеба январь 1996 г. Перевод с а
17202. Изучение способов и режимов хранения кукурузы 272.5 KB
  Рассмотреть ботанико-биологические особенности кукурузы; изучить типы хранилищ, используемых для хранения кукурузы; проанализировать аспекты поддержки микроклимата при хранении культуры; рассмотреть базовое оборудование хранилищ; провести расчеты вместимости хранилищ и норму убыли при хранении.
17203. Разработка системы научной визуализации 407.5 KB
  В работе описывается реализация специализированной системы визуализации решений дифференциальной игры. При этом предусматривается унификация этой программы. В программе реализована схема, позволяющая формировать мультииерархии из объектов
17204. Оказание первой помощи при переломах, ожогах, шоке, обмороке и поражении электрическим током 80.5 KB
  При артериальном кровотечении на голени прижимается подколенная артерия. Прижатие производится обеими руками. большие пальцы при этом кладут на переднюю поверхность коленного сустава, а остальными пальцами нащупывают артерию в подколенной ямке и прижимают ее к кости.
17205. Посткласифікаційна обробка зображень. Робота із векторними шарами 2.66 MB
  Лабораторна робота №5. Посткласифікаційна обробка зображень. Робота із векторними шарами В даній лабораторній роботі ми розглянемо роботу із класифікованими зображеннями їх перевірку покращення та експорт у векторний формат. Тестування правильності класифікаці...
17206. Основи аналізу гіперспектральних зображень. Робота із спектральними бібліотеками 1.06 MB
  Лабораторна робота №6. Основи аналізу гіперспектральних зображень. Робота із спектральними бібліотеками Сучасні супутникові зображення можуть використовуватися для визначення горних порід мінералів видів рослин і т.д. що знаходяться на певній території. Для цього...
17207. Создание таблиц в Microsoft Access 271 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ТЕМА: Создание таблиц. ЦЕЛЬ: Научиться создавать пустую базу данных и таблицы вводить данные в базу данных в табличном режиме. Создать таблицы для отрабатываемой учебной задачи. ВРЕМЯ: 4 часа. ЗАДАНИЕ: Создать пустую базу данных. Созда...