39785

Советский Союз в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Период «застоя»

Лекция

История и СИД

Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР что значительно увеличило его полномочия как главы государства. провозглашала также и создание в СССР развитого социалистического общества. Согласно новой установке победе коммунизма в СССР должен был предшествовать длительный исторический этап его хронологические рамки не устанавливались который и определялся как период развитого социализма. в СССР происходит фактическая консервация политической системы.

Русский

2013-10-08

83.5 KB

17 чел.

Советский Союз в середине 1960-х –

середине 1980-х гг. Период «застоя».

После отставки Н. С. Хрущева, которая была встречена обществом относительно спокойно, произошли изменения и в составе высшего руководства. В ходе перестановок, утвержденных на ноябрьском Пленуме ЦК в 1964 г., сформировалось новое «коллективное руководство», куда вошли главные участники заговора против Хрущева: Л. И Брежнев, А. Н. Косыгин, А. Н. Шелепин, Н. В. Подгорный, М. А. Суслов, Ю. В. Андропов и др. В этот период вновь проявляется стремление решать все важные вопросы государственного значения в узком кругу приближенных лиц. Несмотря на это среди членов коллективного руководства не было единства мнений по поводу дальнейших действий в области экономики и государственного управления. В результате дискуссий выделились две главные точки зрения: консервативно-охранительная, сторонниками которой являлись Суслов и Шелепин, и реформаторская, основанная на обширной преобразовательной программе. Ее в правительстве представляли Косыгин, Андропов и Громыко. В конечном итоге к концу 1960-х гг. в политике центральной власти победу одержали умеренно-консервативные тенденции, главным проводником которых стал Брежнев.

Приход к власти новых лидеров означал отступление от хрущевских преобразований. Изменения коснулись не только политической системы и методов управления, но и экономического развития страны, главным образом в области сельского хозяйства. Отчасти происходило возвращение к маленковской программе, ориентированной на повышение материального стимула колхозников путем понижения налоговых ставок, повышения закупочных цен на зерно и более либерального отношения к личным подсобным хозяйствам. Предполагалось увеличение капиталовложений в развитие аграрного сектора.

В сфере управления уже в ноябре 1964 г. было отменено разделение региональных партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные, произошедшее в последние годы хрущевского правления. Вместо упраздненных совнархозов вновь были восстановлены отраслевые министерства. Эти и другие меры, предпринятые во второй половине 60-х гг. способствовали укреплению вертикали государственной и партийной власти. В середине 1960-х гг. начинается постепенное возвышение Брежнева над остальными членами коллективного руководства, которое было оформлено на XXIII съезде КПСС в марте – апреле 1966 г. На съезде было принято решение о переименовании Президиума ЦК в Политбюро, а должность Первого секретаря вновь была переименована в Генерального секретаря, которым и был избран Брежнев. В ходе кадровых перестановок ему удалось оттеснить на второй план некоторых участников антихрущевского заговора, (в частности, Шелепина и Подгорного). В июне 1977 г. Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, что значительно увеличило его полномочия как главы государства. Именно в 70-х гг. начинает утверждаться «культ Брежнева», который, однако, оказался более поверхностным, чем сталинский из-за отсутствия широкой общественной поддержки. Важной особенностью брежневского периода стала реабилитация Сталина как политического и государственного деятеля. В книгах и кинофильмах он все чаще представлялся скромным и мудрым вождем, заботящимся о благе своего народа и отечества. Окончательно была ликвидирована линия XX съезда на развенчание Сталина. На всех уровнях запрещалась какая-либо критика Сталина и сталинизма.

Усилился при Брежневе и партийный контроль над всеми сферами жизни общества. В то же время внутри самой коммунистической партии происходили значительные изменения. Рядовые коммунисты все больше отстранялись от решения каких-либо важных вопросов. Это право окончательно сосредоточилось в руках представителей партаппарата. Ужесточалась регламентация деятельности партийных работников на всех уровнях. Реальное руководство партии всеми сферами общественной жизни было официально закреплено в 1977 г. 6-я статья принятой в октябре этого года новой Конституции гласила, что КПСС является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

Конституция 1977 г. провозглашала также и создание в СССР развитого социалистического общества. Концепция «развитого социализма» была озвучена Брежневым на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Программа партии, принятая еще при Хрущеве и подразумевающая переход к развернутому строительству коммунизма в стране, оказалась несостоятельной. Согласно новой установке победе коммунизма в СССР должен был предшествовать длительный исторический этап (его хронологические рамки не устанавливались), который и определялся как период развитого социализма. Создание развитого социалистического общества означало переход от государства диктатуры пролетариата к союзу рабочих, крестьян и интеллигенции и общенародному социалистическому государству. Это положение и было закреплено в новой Конституции, согласно которой гражданскому обществу предоставлялись важнейшие демократические права и свободы. Однако, на практике в 1970-х гг. наоборот усиливался идеологический и политический контроль над обществом со стороны партийных органов.

Несмотря на все внешние изменения в 1970-х гг. в СССР происходит фактическая консервация политической системы. Брежнев изначально руководствовался идеей кадровой стабильности, как в центре, так и на местах, что означало отказ от постоянно проводимых в хрущевское время ротаций и кадровых перестановок в партийном и государственном аппарате. Это, в свою очередь, способствовало укреплению позиций правящего класса в советском государстве – номенклатуры, куда входили представители высшей элиты партийных и административных функционеров. Руководящие работники, получив долгожданную стабильность своего положения, стремились к расширению привилегий и улучшению собственного благосостояния. Во многих регионах наметился рост коррупции, развивались взятничество и «теневая» экономика. Большое распространение получил клановый подход в назначении на руководящие должности. Ярким примером тому служил сам Брежнев, который стремился назначать на ключевые посты своих приближенных, людей начинавших свою карьеру вместе с ним. Заняли свое место в органах власти и некоторые родственники Брежнева. Так должности замминистров занимали его сын и зять. Подобные методы в кадровой политике старались использовать и в других республиках.

Брежневскую эпоху принято именовать периодом «застоя» (стагнации), характеризующимся консервацией политического режима и экономического развития страны. Однако этот процесс сложился не сразу, и в первые годы были предприняты попытки проведения реформ в области народного хозяйства. Обычно новую экономическую реформу середины 1960-х гг. называют косыгинской, по имени ее главного инициатора Косыгина, который был в то время Председателем Совета Министров СССР.

Преобразовательная программа в области сельского хозяйства была утверждена на Пленуме ЦК КПСС в марте 1965 г. Реформа в аграрном секторе была направлена, прежде всего, на увеличение самостоятельности колхозов и совхозов, а также на использование экономических стимулов к труду крестьян, как в личном, так и в общественном хозяйстве. Согласно мартовским постановлениям изменялась система планирования развития сельского хозяйства. Теперь государство устанавливало план закупок сразу на пять лет, а закупочные цены снова повышались на 20%. Одновременно с этим колхозам разрешалось самостоятельно реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%. Имея твердый государственный план закупок, рассчитанный на несколько лет, хозяйства получали возможность самостоятельно планировать производство. В дополнение к этому в колхозах вводились элементы хозрасчета. Реализуя сверхплановую продукцию, хозяйства могли из этих средств частично покрывать свои затраты, создавать фонды. Со стороны государства увеличивались капиталовложения в аграрный сектор, списывались прежние долги колхозов. В ходе реформы ликвидировалась система оплаты труда колхозникам по трудодням, и вводились стабильные ежемесячные денежные оклады. Происходила дальнейшая либерализация правительственного курса в отношении личных подсобных хозяйств колхозников, которые увеличивались с 0,25 до 0,5 га. Государство выделяло огромные средства на проведение мелиоративных работ, удобрение почвы, способствующих повышению ее плодородия.

Все эти меры носили, однако, половинчатый характер, так как не отменяли саму систему планирования и командно-административные методы управления, а лишь вносили в них некоторые коррективы. Главная роль в планировании и руководстве аграрным сектором отводилась опять же Министерству сельского хозяйства. Тем не менее, первые годы реализации реформы дали положительный результат, способствовали оживлению сельского хозяйства, повышению его рентабельности. Наиболее успешными в этом плане оказались итоги восьмой пятилетки (1966 – 1970 гг.). Но успехи оказались временными и уже в начале 1970-х гг. стало ясно, что без коренной ломки прежних механизмов управления изменить ситуацию в сельском хозяйстве невозможно. Сохранение административных рычагов и отсутствие соответствующей законодательной базы делали декларацию о самостоятельности колхозов лишь видимостью. Противоречивая политика правительства по отношению к личным подсобным хозяйствам в последние десятилетия способствовали тому, что колхозники не особенно активно стремились повышать в них производительность труда. Введение твердого денежного оклада, не зависящего от роста производительности труда в общественном хозяйстве, способствовал росту в селе иждивенческих настроений. Нерациональное использование крупных капиталовложений, производимых государством в аграрный сектор, понижало рентабельность сельскохозяйственного производства.

В начале 1970-х гг. стало очевидно, что реформа в сельскохозяйственной отрасли провалилась. Постепенно сельское хозяйство в СССР приобретало дотационный характер. На наличие глубокого кризиса указывало и то, что СССР в это время становится самым крупным импортером зерна, которое закупалось в США, Канаде, Аргентине и др. Предпринятая в 1970-х гг. попытка индустриализации сельского хозяйства на основе создания новых специализированных межхозяйственных и агропромышленных объединений также не имела успеха.

Реформа в области промышленности начала осуществляться чуть позже, после утверждения преобразовательной программы, составленной на основе доклада Косыгина, озвученного им на Пленуме ЦК в сентябре 1965 г. В ходе реформы предполагались изменения в системе планирования и повышение экономического стимулирования предприятий. Таким образом, намечался постепенный переход от административных к экономическим методам управления. Если раньше главным показателем работоспособности предприятия считался валовый объем произведенной продукции, то теперь вводились показатели реализованной продукции. Такой подход должен был обеспечить зависимость прибыли предприятия и его рентабельности от потребителя и, соответственно, качества производимых товаров. Значительным достижением реформаторского курса явилось расширение автономии предприятий за счет перевода их на хозрасчет. В связи с этим предприятиям представлялась некоторая самостоятельность в планировании заказов и регулировании роста производительности труда. После реализации произведенной продукции и выплаты установленных платежей в бюджет, предприятия получали право оставлять остаток прибыли себе, образуя специальные фонды. Деньги из этих фондов шли на усовершенствование производства, материальное поощрение рабочих и улучшение социально-бытовой сферы. Подобный подход, предполагающий частичное самофинансирование и самоуправление предприятий, должен был способствовать усилению их заинтересованности в выполнении и перевыполнении плановых заданий, росте производительности труда и улучшении качества товаров. По существу программа содержала в себе лишь полумеры, однако в условиях общего развития советской экономики они выглядели достаточно прогрессивными.

Реализация реформы началась в январе 1966 г., когда на новые условия хозяйствования были переведены первые 43 предприятия, и сразу же дала положительный результат. Во второй половине 1960-х гг. объем промышленного производства увеличился в полтора раза. Увеличилась рентабельность многих предприятий, в ходе изменений условий работы. Успешнее, чем прежде развивалась легкая и пищевая промышленность. За годы восьмой пятилетки было построено около 1900 новых крупных предприятий. В частности по совместному соглашению с итальянской фирмой «Фиат» был построен Волжский автомобильный завод в Тольятти. В целом по итогам восьмой пятилетки можно утверждать, что она была наиболее успешной за всю историю послевоенного развития СССР.

Однако, как и в сельском хозяйстве, положительный эффект от хозяйственной реформы в области промышленности оказался лишь временным. В скором времени выявились многие противоречия между программой реформ и их реализацией на практике, которые привели к их постепенному свертыванию и окончательной отмене в начале 1970-х гг. На неудачный исход реформаторского курса влияли многие факторы. Даже небольшая самостоятельность предприятий позволила им часто занижать плановые задания. Это приводило к более быстрому повышению заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда, что вело к понижению рентабельности предприятий в целом. Одной из главных причин отхода от преобразований явилось сохранение в целом старой административной системы управления, производственных отношений, сложившихся еще в предыдущий период. Немаловажную роль сыграл и внешнеполитический фактор. Чехословацкий кризис 1968 г. ясно показал советскому руководству, что проведение успешных экономических реформ невозможно без осуществления преобразований в политической системе государства.

В итоге в1970-х гг. происходит консервация прежней, сложившейся еще в эпоху индустриализации, модели экономического развития, основанной, прежде всего, на командно-административных методах управления. В этот период ужесточается система директивного планирования, не учитывая при этом изменения в мировой экономике, что вело к постепенной стагнации. Внешне народное хозяйство развивалось вполне успешно. В 1970-е гг. ведется активное строительство. В этот период делается акцент, прежде всего, на строительстве территориально-производственных комплексов (ТПК), включающих в себя несколько крупных предприятий, объединенных единой специализацией и сырьевой базой. Так Саянский ТПК специализировался на обработке цветных металлов, Западно-Сибирский на добыче нефти и газа и т. д. Активно развивается в эти годы топливно-энергетический комплекс, вводятся в строй новые крупные ГЭС и АЭС.

В это же время окончательно утвердилась прежняя схема приоритетов в системе народного хозяйства, делающая основной упор на укрепление тяжелой и оборонной промышленности, что вело к увеличению диспропорций в развитии отдельных отраслей. Советская экономика продолжала развиваться преимущественно экстенсивным путем за счет значительных государственных инвестиций, использования новых сырьевых баз и строительства крупных предприятий, которые в большинстве своем не окупались. Основанная на командно-административных методах управления экономика была плохо восприимчива к различного рода инновациям, тормозилось внедрение достижений науки и техники, хотя руководство неоднократно поднимало вопрос о необходимости более плодотворного использования достижений научно-технического прогресса. В условиях, когда на Западе завершался переход к постиндустриальному обществу, где наиболее приоритетным становится увеличение товаров широкого потребления, советская экономика отставала от ведущих капиталистических держав по многим показателям.

Еще в 1960-х гг. в Западной Сибири были открыты уникальные месторождения нефти и газа. В условиях мирового энергетического кризиса 70-х гг., когда цены на топливо на мировом рынке выросли в среднем в 20 раз, СССР резко увеличивает экспорт нефти и газа. «Нефтедоллары» способствовали росту государственного бюджета. Эти деньги, в свою очередь использовались для закупки за границей промышленных товаров и продовольствия. Как следствие этого, укреплялся экстенсивно-сырьевой путь развития советской экономики, однако перед руководством возникала видимость благополучия. Характерным примером иллюзорности подобных представлений стало резкое снижение национального дохода в середине 1980-х гг., когда цены на топливо упали.

Происходили изменения и в социальной сфере. Быстрыми темпами шла урбанизация страны. В результате уже в начале 1980-х гг. в городах проживало свыше 2/3 населения. Несмотря на это в брежневскую эпоху наблюдается снижение капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с предыдущими годами, что вызвало во многих городах жилищную проблему. Социальная сфера продолжала финансироваться по остаточному принципу. Так, например, на здравоохранение тратилось лишь 4% национального дохода. Следствием этого стало, в частности, повышение уровня детской смертности. В целом в период 1965 – 85 гг. уровень жизни населения повысился, однако отставание в развитии легкой и пищевой промышленности создавало обстановку, когда многие товары широкого потребления становились дефицитными и труднодоступными для широких слоев. Это, отчасти способствовало возникновению и укреплению «теневой» экономики. Перекосы и диспропорции, наблюдаемые в развитии экономической и социальной сфер, явно указывали на то, что страну все больше охватывал социально-экономический кризис.

В ноябре 1982 г., после смерти Брежнева, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов, который до этого долгое время руководил КГБ. В июне 1983 г. он стал также и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Андропов еще при Брежневе был сторонником реформаторского курса, поэтому, придя к власти, сразу же попытался реализовать преобразовательные замыслы на практике. Однако при нем главное внимание уделялось опять-таки административным мерам. Так повсеместно укреплялась производственная дисциплина. Осуществлялся более жесткий контроль над прогульщиками и опаздывающими на работу. На улицах милиция проверяла документы с целью выяснения, почему граждане находятся не на работе. Большой размах получила при Андропове борьба с коррупцией. В ходе расследований был раскрыт ряд дел, в которых оказались замешаны многие руководящие работники и даже некоторые министры. Такая же ситуация складывалась и в других республиках (на Украине, в Узбекистане, Казахстане).

Несмотря на эти, в принципе позитивные, действия со стороны нового руководства, каких-то особых изменений в сфере народного хозяйства так и не произошло. Экономическая ситуация продолжала ухудшаться и в сельском хозяйстве и в промышленности. Становилось все более ясно, что без глубокой трансформации всей советской модели экономического развития ситуация не изменится. Андропов умер в феврале 1984 г. На смену ему пришел К. У. Черненко, который уже к тому времени был неизлечимо болен. При нем затухли даже те инициативы, которые предпринимались при Андропове. Правление Черненко оказалось еще более кратковременным, чем его предшественника: в марте 1985 г. он умер.

Внешняя политика СССР при Брежневе была противоречивой и далеко неоднозначной. По-прежнему выделялись три главных направления, где концентрировались дипломатические усилия советского руководства: укрепление связей с государствами «третьего мира», отношения со странами социалистического лагеря, а также западноевропейскими державами и США.

Внешнеполитический курс Брежнева по отношению к странам социалистического лагеря определялся во многом на фоне кризисов, охвативших в этот период Чехословакию и Польшу. В Чехословакии в 1968 г. после попыток провести социально-экономические преобразования, сложилась кризисная ситуация, в которой выявились тенденции к крайнему ослаблению позиций правящей коммунистической партии и повышению роли и авторитета в обществе оппозиции. Появилась реальная опасность смены власти. Такое развитие событий получило название «пражской весны 1968 г.». По решению Брежнева в Чехословакию были введены объединенные войска стран-участниц Варшавского Договора.

Под влиянием событий 1968 г. была сформулирована доктрина «ограниченного суверенитета», вошедшая в историю как «доктрина Брежнева». Эта доктрина практически санкционировала вмешательство во внутренние дела, вплоть до ввода войск ОВД в любую страну «социалистического содружества», в которой возникала угроза «делу социализма». В этот период многие страны Восточной Европы были охвачены политическим и экономическим кризисом, наиболее остро он проявился в Польше в 1979-1981гг., где вслед за ухудшением экономической ситуации активизировалось рабочее движение. В Польше сформировалась сильная оппозиция существующей власти, которая группировалась вокруг независимого профсоюза «Солидарность». Поскольку правительству было рекомендовано урегулировать ситуацию путём уступок и компромиссов, но кризис оказался настолько глубоким, что пришедший к власти генерал В. Ярузельский вынужден был ввести в Польше военное положение. Ухудшались отношения СССР с Китаем. Территориальные претензии, которые страны предъявляли друг другу, привели к первым вооружённым столкновениям. В марте 1969 г. на острове Даманский китайские войска расстреляли советские пограничные патрули, в ответ на это СССР использовал установки град.

Изменения в отношениях между СССР и западными странами определялись новым внешнеполитическим курсом, который определялся как «разрядка международной напряжённости». В этот период значительно улучшаются отношения СССР и ФРГ. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, что послужило поводом для развития двусторонних отношений с советским государством.

После прихода к власти в ФРГ социал-демократов был окончательно урегулирован германский вопрос, после того как новое правительство Федеративной республики обязалось соблюдать территориальную целостность всех европейских государств, в том числе и ГДР. В сентябре 1971 г. ФРГ окончательно отказалась от территориальных и политических претензий на Западный Берлин.

Реализация курса разрядки не означала прекращения гонки вооружений, но в это время были сделаны значительные шаги в сторону её ограничения. Наиболее важными здесь являются договорённости, достигнутые между СССР и США. В начале 1970-х гг. между этими двумя государствами был достигнут военно-стратегический (ядерный) паритет. В мае 1972 г. во время визита американского президента Р. Никсона в Москву было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). После долгих и трудных переговоров соглашение было подписано главами государств в 1979 г., однако в связи с введением советских войск в Афганистан, Конгресс США отказался ратифицировать это соглашение.

Апогеем разрядки стало подписание главами 33-ёх европейских государств, а также США и Канады, 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ, провозглашавшую незыблемость послевоенных европейских границ, отказ от применения силы в международных отношениях и мирное урегулирование споров и т.д.

Реализация разрядки не означала окончательного урегулирования международных вопросов. Обстановка обострилась вмешательством СССР в гражданскую войну в Афганистане, куда в 1979 г. были введены советские войска для поддержки нового лидера Народно-демократической партии Афганистана Б. Кармаля. После этого акта советского руководства США объявили об экономическом бойкоте СССР. Новое обострение отношений произошло в 1982 г. В этом году в Женеве должна была состояться очередная конференция, на которой советская и американская стороны планировали обсудить вопрос о евроракетах. Но 1 сентября 1982 г. советские войска ПВО сбили южнокорейский пассажирский самолёт, нарушивший воздушное пространство СССР. Разразился грандиозный международный скандал. Президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и объявил о начале работ над программой стратегической оборонной инициативы (СОИ). Начинался новый этап противостояния между СССР и США.

Консервативный курс, выбранный новым руководством СССР во внутренней политике, сказывался и на культуре. В общественных науках усилился жёсткий идеологический контроль, главным проводником которого стал идеологический аппарат ЦК КПСС во главе с Сусловым. Существенно усилили консервативные тенденции события в Чехословакии. Идеологический пресс давил и на литературу и искусство. В ноябре 1969 г. из Союза писателей был исключён А. Солженицын. Начались нападки на самый прогрессивный в то время литературный журнал «Новый мир», закончившиеся снятием с должности главного редактора А.Т. Твардовского.

Тем не менее, литературная и художественная жизнь в стране продолжала оставаться весьма насыщенной. Наиболее популярной становиться военная тематика. В этом ключе пишут свои произведения Ю. Бондарев, Б. Васильев, В. Быков. В 1967 г. на страницах журнала «Москва» был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В литературном процессе продолжали участвовать В. Аксёнов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина и др.

Важной составляющей общественной жизни СССР в период «застоя» стало развитие диссидентства. Движение диссидентов, в которое входили в основном представители интеллигенции, было достаточно многочисленным. Противостоя сложившейся в стране ситуации, отстаивая основные права и свободы советского общества, диссиденты всё больше ориентировались на западные демократические ценности. Именно в рамках диссидентства в 1970-х гг. развивается правозащитное движение. Важной составной частью диссидентского движения стало формирование фактически подпольной культуры. Широкое распространение получил «Самиздат», где публиковались литературные произведения и журналы («Вече», «Поиски», «Сигма» и др.).

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41025. Особистість у системі соціальних зв’язків 154 KB
  Визначення соціології особистості Соціальна поведінка Поняття структури особистості Соціальні статуси та соціальні ролі особистості Соціалізація особистості як процес Девіантна поведінка особистості Соціологічні теорії особистості Соціологія особистості галузь соціології предметом вивчення якої є особистість як суб'єкт і об'єкт соціальних відносин суспільноісторичного процесу на рівні взаємозв'язків особи і соціальних спільностей. Соціологія особистості це об'єкт наукових пошуків для багатьох західних дослідників ...
41026. Порядок роботи Верховної Ради України 39.5 KB
  Порядок роботи Верховної Ради України встановлюється Конституцією України та Законом про регламент Верховної Ради України Згідно з ч. 1 статті 82 Конституції України Верховна Рада України працює сесійно. Сесія Верховної Ради України термін протягом якого Верховна Рада проводить пленарні засідання ти приймає рішення з питань віднесених до її відання Конституцією України.
41027. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии 3.41 MB
  Это значит что они принадлежат живому субъекту. Значит психическое отражение о котором идет речь свойственно только живым существам животным и человеку. Опосредствованностъ это значит оно служит средством то есть процесс происходит через ощущения посредством восприятия. Значит не опыт вообще а опыт воспоминания внутренний опыт процесс проверяющий внутри нас.
41029. Основные понятия реляционной модели данных (РМД) 47 KB
  Основные понятия реляционной модели данных РМД Цели обучения: формирование у учащихся системы базовых понятий теории реляционных баз данных. Ожидаемые результаты обучения: учащиеся должны знать: понятие реляционная модель данных и её основные признаки; аспекты данных изучаемых реляционной моделью данных; основные реляционные объекты данных отношение поле запись кортеж кардинальное число степень первичный ключ домен; свойства отношений; соответствие элементов реляционной модели данных архитектуре NSI...
41030. Генетика популяций, Экологическая характеристика популяций 59 KB
  Размеры ареала от активности организмов и особенностей природных условии. Возрастная структура популяций организмов разных видов варьирует в зависимости от продолжительности жизни интенсивности размножения возраста достижения половой жизни. Генетические характеристики популяции: Генофонд аллелефонд совокупность аллелей образующих генотипы организмов данной популяции....
41031. Методы: основные понятия 182.5 KB
  Метод – это функциональный элемент класса, который реализует вычисления или другие действия, выполняемые классом или его экземпляром (объектом). Метод представляет собой законченный фрагмент кода, к которому можно обратиться по имени. Он описывается один раз, а вызываться может многократно. Совокупность методов класса определяет, что конкретно может делать класс.
41032. Поняття та особливості сучасного міжнародного права 88.5 KB
  Проблема визначення міжнародного права. Характерні риси міжнародноправової системи в порівнянні з внутрішньодержавною системою права. Функції міжнародного права.
41033. Суб’єкти міжнародного права 80.5 KB
  Держава як основний субєкт міжнародного права. Україна як субєкт міжнародного права. Правосубєктність вторинних субєктів міжнародного права: а націй і народів що борються за свою незалежність; б міжнародних організацій; в державоподібних утворень; г фізичних осіб; д транснаціональних компаній.