39785

Советский Союз в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Период «застоя»

Лекция

История и СИД

Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР что значительно увеличило его полномочия как главы государства. провозглашала также и создание в СССР развитого социалистического общества. Согласно новой установке победе коммунизма в СССР должен был предшествовать длительный исторический этап его хронологические рамки не устанавливались который и определялся как период развитого социализма. в СССР происходит фактическая консервация политической системы.

Русский

2013-10-08

83.5 KB

16 чел.

Советский Союз в середине 1960-х –

середине 1980-х гг. Период «застоя».

После отставки Н. С. Хрущева, которая была встречена обществом относительно спокойно, произошли изменения и в составе высшего руководства. В ходе перестановок, утвержденных на ноябрьском Пленуме ЦК в 1964 г., сформировалось новое «коллективное руководство», куда вошли главные участники заговора против Хрущева: Л. И Брежнев, А. Н. Косыгин, А. Н. Шелепин, Н. В. Подгорный, М. А. Суслов, Ю. В. Андропов и др. В этот период вновь проявляется стремление решать все важные вопросы государственного значения в узком кругу приближенных лиц. Несмотря на это среди членов коллективного руководства не было единства мнений по поводу дальнейших действий в области экономики и государственного управления. В результате дискуссий выделились две главные точки зрения: консервативно-охранительная, сторонниками которой являлись Суслов и Шелепин, и реформаторская, основанная на обширной преобразовательной программе. Ее в правительстве представляли Косыгин, Андропов и Громыко. В конечном итоге к концу 1960-х гг. в политике центральной власти победу одержали умеренно-консервативные тенденции, главным проводником которых стал Брежнев.

Приход к власти новых лидеров означал отступление от хрущевских преобразований. Изменения коснулись не только политической системы и методов управления, но и экономического развития страны, главным образом в области сельского хозяйства. Отчасти происходило возвращение к маленковской программе, ориентированной на повышение материального стимула колхозников путем понижения налоговых ставок, повышения закупочных цен на зерно и более либерального отношения к личным подсобным хозяйствам. Предполагалось увеличение капиталовложений в развитие аграрного сектора.

В сфере управления уже в ноябре 1964 г. было отменено разделение региональных партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные, произошедшее в последние годы хрущевского правления. Вместо упраздненных совнархозов вновь были восстановлены отраслевые министерства. Эти и другие меры, предпринятые во второй половине 60-х гг. способствовали укреплению вертикали государственной и партийной власти. В середине 1960-х гг. начинается постепенное возвышение Брежнева над остальными членами коллективного руководства, которое было оформлено на XXIII съезде КПСС в марте – апреле 1966 г. На съезде было принято решение о переименовании Президиума ЦК в Политбюро, а должность Первого секретаря вновь была переименована в Генерального секретаря, которым и был избран Брежнев. В ходе кадровых перестановок ему удалось оттеснить на второй план некоторых участников антихрущевского заговора, (в частности, Шелепина и Подгорного). В июне 1977 г. Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, что значительно увеличило его полномочия как главы государства. Именно в 70-х гг. начинает утверждаться «культ Брежнева», который, однако, оказался более поверхностным, чем сталинский из-за отсутствия широкой общественной поддержки. Важной особенностью брежневского периода стала реабилитация Сталина как политического и государственного деятеля. В книгах и кинофильмах он все чаще представлялся скромным и мудрым вождем, заботящимся о благе своего народа и отечества. Окончательно была ликвидирована линия XX съезда на развенчание Сталина. На всех уровнях запрещалась какая-либо критика Сталина и сталинизма.

Усилился при Брежневе и партийный контроль над всеми сферами жизни общества. В то же время внутри самой коммунистической партии происходили значительные изменения. Рядовые коммунисты все больше отстранялись от решения каких-либо важных вопросов. Это право окончательно сосредоточилось в руках представителей партаппарата. Ужесточалась регламентация деятельности партийных работников на всех уровнях. Реальное руководство партии всеми сферами общественной жизни было официально закреплено в 1977 г. 6-я статья принятой в октябре этого года новой Конституции гласила, что КПСС является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

Конституция 1977 г. провозглашала также и создание в СССР развитого социалистического общества. Концепция «развитого социализма» была озвучена Брежневым на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Программа партии, принятая еще при Хрущеве и подразумевающая переход к развернутому строительству коммунизма в стране, оказалась несостоятельной. Согласно новой установке победе коммунизма в СССР должен был предшествовать длительный исторический этап (его хронологические рамки не устанавливались), который и определялся как период развитого социализма. Создание развитого социалистического общества означало переход от государства диктатуры пролетариата к союзу рабочих, крестьян и интеллигенции и общенародному социалистическому государству. Это положение и было закреплено в новой Конституции, согласно которой гражданскому обществу предоставлялись важнейшие демократические права и свободы. Однако, на практике в 1970-х гг. наоборот усиливался идеологический и политический контроль над обществом со стороны партийных органов.

Несмотря на все внешние изменения в 1970-х гг. в СССР происходит фактическая консервация политической системы. Брежнев изначально руководствовался идеей кадровой стабильности, как в центре, так и на местах, что означало отказ от постоянно проводимых в хрущевское время ротаций и кадровых перестановок в партийном и государственном аппарате. Это, в свою очередь, способствовало укреплению позиций правящего класса в советском государстве – номенклатуры, куда входили представители высшей элиты партийных и административных функционеров. Руководящие работники, получив долгожданную стабильность своего положения, стремились к расширению привилегий и улучшению собственного благосостояния. Во многих регионах наметился рост коррупции, развивались взятничество и «теневая» экономика. Большое распространение получил клановый подход в назначении на руководящие должности. Ярким примером тому служил сам Брежнев, который стремился назначать на ключевые посты своих приближенных, людей начинавших свою карьеру вместе с ним. Заняли свое место в органах власти и некоторые родственники Брежнева. Так должности замминистров занимали его сын и зять. Подобные методы в кадровой политике старались использовать и в других республиках.

Брежневскую эпоху принято именовать периодом «застоя» (стагнации), характеризующимся консервацией политического режима и экономического развития страны. Однако этот процесс сложился не сразу, и в первые годы были предприняты попытки проведения реформ в области народного хозяйства. Обычно новую экономическую реформу середины 1960-х гг. называют косыгинской, по имени ее главного инициатора Косыгина, который был в то время Председателем Совета Министров СССР.

Преобразовательная программа в области сельского хозяйства была утверждена на Пленуме ЦК КПСС в марте 1965 г. Реформа в аграрном секторе была направлена, прежде всего, на увеличение самостоятельности колхозов и совхозов, а также на использование экономических стимулов к труду крестьян, как в личном, так и в общественном хозяйстве. Согласно мартовским постановлениям изменялась система планирования развития сельского хозяйства. Теперь государство устанавливало план закупок сразу на пять лет, а закупочные цены снова повышались на 20%. Одновременно с этим колхозам разрешалось самостоятельно реализовывать сверхплановую продукцию по ценам, увеличенным на 50%. Имея твердый государственный план закупок, рассчитанный на несколько лет, хозяйства получали возможность самостоятельно планировать производство. В дополнение к этому в колхозах вводились элементы хозрасчета. Реализуя сверхплановую продукцию, хозяйства могли из этих средств частично покрывать свои затраты, создавать фонды. Со стороны государства увеличивались капиталовложения в аграрный сектор, списывались прежние долги колхозов. В ходе реформы ликвидировалась система оплаты труда колхозникам по трудодням, и вводились стабильные ежемесячные денежные оклады. Происходила дальнейшая либерализация правительственного курса в отношении личных подсобных хозяйств колхозников, которые увеличивались с 0,25 до 0,5 га. Государство выделяло огромные средства на проведение мелиоративных работ, удобрение почвы, способствующих повышению ее плодородия.

Все эти меры носили, однако, половинчатый характер, так как не отменяли саму систему планирования и командно-административные методы управления, а лишь вносили в них некоторые коррективы. Главная роль в планировании и руководстве аграрным сектором отводилась опять же Министерству сельского хозяйства. Тем не менее, первые годы реализации реформы дали положительный результат, способствовали оживлению сельского хозяйства, повышению его рентабельности. Наиболее успешными в этом плане оказались итоги восьмой пятилетки (1966 – 1970 гг.). Но успехи оказались временными и уже в начале 1970-х гг. стало ясно, что без коренной ломки прежних механизмов управления изменить ситуацию в сельском хозяйстве невозможно. Сохранение административных рычагов и отсутствие соответствующей законодательной базы делали декларацию о самостоятельности колхозов лишь видимостью. Противоречивая политика правительства по отношению к личным подсобным хозяйствам в последние десятилетия способствовали тому, что колхозники не особенно активно стремились повышать в них производительность труда. Введение твердого денежного оклада, не зависящего от роста производительности труда в общественном хозяйстве, способствовал росту в селе иждивенческих настроений. Нерациональное использование крупных капиталовложений, производимых государством в аграрный сектор, понижало рентабельность сельскохозяйственного производства.

В начале 1970-х гг. стало очевидно, что реформа в сельскохозяйственной отрасли провалилась. Постепенно сельское хозяйство в СССР приобретало дотационный характер. На наличие глубокого кризиса указывало и то, что СССР в это время становится самым крупным импортером зерна, которое закупалось в США, Канаде, Аргентине и др. Предпринятая в 1970-х гг. попытка индустриализации сельского хозяйства на основе создания новых специализированных межхозяйственных и агропромышленных объединений также не имела успеха.

Реформа в области промышленности начала осуществляться чуть позже, после утверждения преобразовательной программы, составленной на основе доклада Косыгина, озвученного им на Пленуме ЦК в сентябре 1965 г. В ходе реформы предполагались изменения в системе планирования и повышение экономического стимулирования предприятий. Таким образом, намечался постепенный переход от административных к экономическим методам управления. Если раньше главным показателем работоспособности предприятия считался валовый объем произведенной продукции, то теперь вводились показатели реализованной продукции. Такой подход должен был обеспечить зависимость прибыли предприятия и его рентабельности от потребителя и, соответственно, качества производимых товаров. Значительным достижением реформаторского курса явилось расширение автономии предприятий за счет перевода их на хозрасчет. В связи с этим предприятиям представлялась некоторая самостоятельность в планировании заказов и регулировании роста производительности труда. После реализации произведенной продукции и выплаты установленных платежей в бюджет, предприятия получали право оставлять остаток прибыли себе, образуя специальные фонды. Деньги из этих фондов шли на усовершенствование производства, материальное поощрение рабочих и улучшение социально-бытовой сферы. Подобный подход, предполагающий частичное самофинансирование и самоуправление предприятий, должен был способствовать усилению их заинтересованности в выполнении и перевыполнении плановых заданий, росте производительности труда и улучшении качества товаров. По существу программа содержала в себе лишь полумеры, однако в условиях общего развития советской экономики они выглядели достаточно прогрессивными.

Реализация реформы началась в январе 1966 г., когда на новые условия хозяйствования были переведены первые 43 предприятия, и сразу же дала положительный результат. Во второй половине 1960-х гг. объем промышленного производства увеличился в полтора раза. Увеличилась рентабельность многих предприятий, в ходе изменений условий работы. Успешнее, чем прежде развивалась легкая и пищевая промышленность. За годы восьмой пятилетки было построено около 1900 новых крупных предприятий. В частности по совместному соглашению с итальянской фирмой «Фиат» был построен Волжский автомобильный завод в Тольятти. В целом по итогам восьмой пятилетки можно утверждать, что она была наиболее успешной за всю историю послевоенного развития СССР.

Однако, как и в сельском хозяйстве, положительный эффект от хозяйственной реформы в области промышленности оказался лишь временным. В скором времени выявились многие противоречия между программой реформ и их реализацией на практике, которые привели к их постепенному свертыванию и окончательной отмене в начале 1970-х гг. На неудачный исход реформаторского курса влияли многие факторы. Даже небольшая самостоятельность предприятий позволила им часто занижать плановые задания. Это приводило к более быстрому повышению заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда, что вело к понижению рентабельности предприятий в целом. Одной из главных причин отхода от преобразований явилось сохранение в целом старой административной системы управления, производственных отношений, сложившихся еще в предыдущий период. Немаловажную роль сыграл и внешнеполитический фактор. Чехословацкий кризис 1968 г. ясно показал советскому руководству, что проведение успешных экономических реформ невозможно без осуществления преобразований в политической системе государства.

В итоге в1970-х гг. происходит консервация прежней, сложившейся еще в эпоху индустриализации, модели экономического развития, основанной, прежде всего, на командно-административных методах управления. В этот период ужесточается система директивного планирования, не учитывая при этом изменения в мировой экономике, что вело к постепенной стагнации. Внешне народное хозяйство развивалось вполне успешно. В 1970-е гг. ведется активное строительство. В этот период делается акцент, прежде всего, на строительстве территориально-производственных комплексов (ТПК), включающих в себя несколько крупных предприятий, объединенных единой специализацией и сырьевой базой. Так Саянский ТПК специализировался на обработке цветных металлов, Западно-Сибирский на добыче нефти и газа и т. д. Активно развивается в эти годы топливно-энергетический комплекс, вводятся в строй новые крупные ГЭС и АЭС.

В это же время окончательно утвердилась прежняя схема приоритетов в системе народного хозяйства, делающая основной упор на укрепление тяжелой и оборонной промышленности, что вело к увеличению диспропорций в развитии отдельных отраслей. Советская экономика продолжала развиваться преимущественно экстенсивным путем за счет значительных государственных инвестиций, использования новых сырьевых баз и строительства крупных предприятий, которые в большинстве своем не окупались. Основанная на командно-административных методах управления экономика была плохо восприимчива к различного рода инновациям, тормозилось внедрение достижений науки и техники, хотя руководство неоднократно поднимало вопрос о необходимости более плодотворного использования достижений научно-технического прогресса. В условиях, когда на Западе завершался переход к постиндустриальному обществу, где наиболее приоритетным становится увеличение товаров широкого потребления, советская экономика отставала от ведущих капиталистических держав по многим показателям.

Еще в 1960-х гг. в Западной Сибири были открыты уникальные месторождения нефти и газа. В условиях мирового энергетического кризиса 70-х гг., когда цены на топливо на мировом рынке выросли в среднем в 20 раз, СССР резко увеличивает экспорт нефти и газа. «Нефтедоллары» способствовали росту государственного бюджета. Эти деньги, в свою очередь использовались для закупки за границей промышленных товаров и продовольствия. Как следствие этого, укреплялся экстенсивно-сырьевой путь развития советской экономики, однако перед руководством возникала видимость благополучия. Характерным примером иллюзорности подобных представлений стало резкое снижение национального дохода в середине 1980-х гг., когда цены на топливо упали.

Происходили изменения и в социальной сфере. Быстрыми темпами шла урбанизация страны. В результате уже в начале 1980-х гг. в городах проживало свыше 2/3 населения. Несмотря на это в брежневскую эпоху наблюдается снижение капиталовложений в жилищное строительство по сравнению с предыдущими годами, что вызвало во многих городах жилищную проблему. Социальная сфера продолжала финансироваться по остаточному принципу. Так, например, на здравоохранение тратилось лишь 4% национального дохода. Следствием этого стало, в частности, повышение уровня детской смертности. В целом в период 1965 – 85 гг. уровень жизни населения повысился, однако отставание в развитии легкой и пищевой промышленности создавало обстановку, когда многие товары широкого потребления становились дефицитными и труднодоступными для широких слоев. Это, отчасти способствовало возникновению и укреплению «теневой» экономики. Перекосы и диспропорции, наблюдаемые в развитии экономической и социальной сфер, явно указывали на то, что страну все больше охватывал социально-экономический кризис.

В ноябре 1982 г., после смерти Брежнева, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран Ю. В. Андропов, который до этого долгое время руководил КГБ. В июне 1983 г. он стал также и Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Андропов еще при Брежневе был сторонником реформаторского курса, поэтому, придя к власти, сразу же попытался реализовать преобразовательные замыслы на практике. Однако при нем главное внимание уделялось опять-таки административным мерам. Так повсеместно укреплялась производственная дисциплина. Осуществлялся более жесткий контроль над прогульщиками и опаздывающими на работу. На улицах милиция проверяла документы с целью выяснения, почему граждане находятся не на работе. Большой размах получила при Андропове борьба с коррупцией. В ходе расследований был раскрыт ряд дел, в которых оказались замешаны многие руководящие работники и даже некоторые министры. Такая же ситуация складывалась и в других республиках (на Украине, в Узбекистане, Казахстане).

Несмотря на эти, в принципе позитивные, действия со стороны нового руководства, каких-то особых изменений в сфере народного хозяйства так и не произошло. Экономическая ситуация продолжала ухудшаться и в сельском хозяйстве и в промышленности. Становилось все более ясно, что без глубокой трансформации всей советской модели экономического развития ситуация не изменится. Андропов умер в феврале 1984 г. На смену ему пришел К. У. Черненко, который уже к тому времени был неизлечимо болен. При нем затухли даже те инициативы, которые предпринимались при Андропове. Правление Черненко оказалось еще более кратковременным, чем его предшественника: в марте 1985 г. он умер.

Внешняя политика СССР при Брежневе была противоречивой и далеко неоднозначной. По-прежнему выделялись три главных направления, где концентрировались дипломатические усилия советского руководства: укрепление связей с государствами «третьего мира», отношения со странами социалистического лагеря, а также западноевропейскими державами и США.

Внешнеполитический курс Брежнева по отношению к странам социалистического лагеря определялся во многом на фоне кризисов, охвативших в этот период Чехословакию и Польшу. В Чехословакии в 1968 г. после попыток провести социально-экономические преобразования, сложилась кризисная ситуация, в которой выявились тенденции к крайнему ослаблению позиций правящей коммунистической партии и повышению роли и авторитета в обществе оппозиции. Появилась реальная опасность смены власти. Такое развитие событий получило название «пражской весны 1968 г.». По решению Брежнева в Чехословакию были введены объединенные войска стран-участниц Варшавского Договора.

Под влиянием событий 1968 г. была сформулирована доктрина «ограниченного суверенитета», вошедшая в историю как «доктрина Брежнева». Эта доктрина практически санкционировала вмешательство во внутренние дела, вплоть до ввода войск ОВД в любую страну «социалистического содружества», в которой возникала угроза «делу социализма». В этот период многие страны Восточной Европы были охвачены политическим и экономическим кризисом, наиболее остро он проявился в Польше в 1979-1981гг., где вслед за ухудшением экономической ситуации активизировалось рабочее движение. В Польше сформировалась сильная оппозиция существующей власти, которая группировалась вокруг независимого профсоюза «Солидарность». Поскольку правительству было рекомендовано урегулировать ситуацию путём уступок и компромиссов, но кризис оказался настолько глубоким, что пришедший к власти генерал В. Ярузельский вынужден был ввести в Польше военное положение. Ухудшались отношения СССР с Китаем. Территориальные претензии, которые страны предъявляли друг другу, привели к первым вооружённым столкновениям. В марте 1969 г. на острове Даманский китайские войска расстреляли советские пограничные патрули, в ответ на это СССР использовал установки град.

Изменения в отношениях между СССР и западными странами определялись новым внешнеполитическим курсом, который определялся как «разрядка международной напряжённости». В этот период значительно улучшаются отношения СССР и ФРГ. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, что послужило поводом для развития двусторонних отношений с советским государством.

После прихода к власти в ФРГ социал-демократов был окончательно урегулирован германский вопрос, после того как новое правительство Федеративной республики обязалось соблюдать территориальную целостность всех европейских государств, в том числе и ГДР. В сентябре 1971 г. ФРГ окончательно отказалась от территориальных и политических претензий на Западный Берлин.

Реализация курса разрядки не означала прекращения гонки вооружений, но в это время были сделаны значительные шаги в сторону её ограничения. Наиболее важными здесь являются договорённости, достигнутые между СССР и США. В начале 1970-х гг. между этими двумя государствами был достигнут военно-стратегический (ядерный) паритет. В мае 1972 г. во время визита американского президента Р. Никсона в Москву было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). После долгих и трудных переговоров соглашение было подписано главами государств в 1979 г., однако в связи с введением советских войск в Афганистан, Конгресс США отказался ратифицировать это соглашение.

Апогеем разрядки стало подписание главами 33-ёх европейских государств, а также США и Канады, 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт включал декларацию принципов взаимоотношений стран-участниц СБСЕ, провозглашавшую незыблемость послевоенных европейских границ, отказ от применения силы в международных отношениях и мирное урегулирование споров и т.д.

Реализация разрядки не означала окончательного урегулирования международных вопросов. Обстановка обострилась вмешательством СССР в гражданскую войну в Афганистане, куда в 1979 г. были введены советские войска для поддержки нового лидера Народно-демократической партии Афганистана Б. Кармаля. После этого акта советского руководства США объявили об экономическом бойкоте СССР. Новое обострение отношений произошло в 1982 г. В этом году в Женеве должна была состояться очередная конференция, на которой советская и американская стороны планировали обсудить вопрос о евроракетах. Но 1 сентября 1982 г. советские войска ПВО сбили южнокорейский пассажирский самолёт, нарушивший воздушное пространство СССР. Разразился грандиозный международный скандал. Президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и объявил о начале работ над программой стратегической оборонной инициативы (СОИ). Начинался новый этап противостояния между СССР и США.

Консервативный курс, выбранный новым руководством СССР во внутренней политике, сказывался и на культуре. В общественных науках усилился жёсткий идеологический контроль, главным проводником которого стал идеологический аппарат ЦК КПСС во главе с Сусловым. Существенно усилили консервативные тенденции события в Чехословакии. Идеологический пресс давил и на литературу и искусство. В ноябре 1969 г. из Союза писателей был исключён А. Солженицын. Начались нападки на самый прогрессивный в то время литературный журнал «Новый мир», закончившиеся снятием с должности главного редактора А.Т. Твардовского.

Тем не менее, литературная и художественная жизнь в стране продолжала оставаться весьма насыщенной. Наиболее популярной становиться военная тематика. В этом ключе пишут свои произведения Ю. Бондарев, Б. Васильев, В. Быков. В 1967 г. на страницах журнала «Москва» был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В литературном процессе продолжали участвовать В. Аксёнов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина и др.

Важной составляющей общественной жизни СССР в период «застоя» стало развитие диссидентства. Движение диссидентов, в которое входили в основном представители интеллигенции, было достаточно многочисленным. Противостоя сложившейся в стране ситуации, отстаивая основные права и свободы советского общества, диссиденты всё больше ориентировались на западные демократические ценности. Именно в рамках диссидентства в 1970-х гг. развивается правозащитное движение. Важной составной частью диссидентского движения стало формирование фактически подпольной культуры. Широкое распространение получил «Самиздат», где публиковались литературные произведения и журналы («Вече», «Поиски», «Сигма» и др.).

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67198. ВНУТРИВЕННЫЙ НАРКОЗ. МЕСТНАЯ АНЕСТЕЗИЯ 229 KB
  Знать: преимущества и недостатки внутривенного наркоза различных видов местной анестезии механизмы действия различных видов местной анестезии Уметь: подобрать инструменты и препараты для различных видов местной анестезии. Иметь представление о механизмах действия и основных...
67199. Українська культура початку 40-х до часів встановлення незалежності 198 KB
  План: Розвиток української культури на початку Другої світової війни. Розвиток української культури на початку Другої світової війни. Основна їх частина входила до складу Української СРР. радянський український уряд проводив русифікаційний курс і згідно з ним вороже ставився до української національної культури.
67200. Маркетинговые коммуникации 28.98 KB
  Представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам. Согласно этой концепции компания тщательно продумывает и координирует работу своих многочисленных каналов коммуникации реклама средствами массовой информации личная продажа стимулирование сбыта связи с общественностью прямой маркетинг...
67201. Вказівник this 34 KB
  Під час кожного виклику функції-члена класу їй автоматично передається вказівник на об'єкт, який іменується ключовим словом this, для якого викликається ця функція. Вказівник this – це неявний параметр, який приймається всіма функціями-членами класу.
67202. Анализ опасности 22.47 KB
  Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, потенциальные несчастные случаи - ЧП, ЧП - инициаторы, последовательности развития событий, вероятности ЧП, величину риска, величину последствий, пути предотвращения ЧП и смягчения последствий.
67203. Военный коммунизм (1918 – 1921) 39 KB
  Сталин выступил перед пленумом ЦК: Советский союз сильно отстал от запада в промышленном смысле СССР нуждается в немедленной и молниеносной индустриализации НЭП не позволяет создать мощную экономику и способствует дальнейшему отставанию СССР Сталин предложил постепенно сворачивать НЭП а после возникновения трудностей...
67204. 60-е годы. Оттепель 42 KB
  Она наполняет жизнь советского человека атрибутами западного образа жизни. Западная культура привлекает красивым образом жизни. Новые моменты появляются и в повседневной жизни – в быту он становится более легким. Таким образом новое мировоззрение выходит за рамки повседневности становится философствованием о прошлом и будущем страны о смысле жизни о возможностях другой жизни.
67205. Испанская драматургия эпохи возрождения. Творчества Лопе де Вега 47 KB
  Творчества Лопе де Вега. Потребность в обновлении заставило одного из руководителей заставило сочинить чтото свое Лопе де Руэга. Но начало было положено и в след за ним появляется целая плеяда драматургов но решительный поворот был сделан после того как появилась новая звезда Лопе де Вега.
67206. ДЖЕРЕЛА КЛЮЧІВ ТА ЇХ ВЛАСТИВОСТІ 132.92 KB
  В криптографічних системах створюються спеціальні підсистеми – джерела ключових даних та ключової інформації, а також здійснюється управління ключовими даними (ключами). При цьому під ключовими даними (ключами) розуміється сукупність випадкових або псевдовипадкових значень змінних параметрів...