39786

СССР в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.)

Лекция

История и СИД

Переломным этапом политического развития СССР в годы перестройки стала XIX партийная конференция КПСС проходившая летом 1988 г. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти Съезд народных депутатов СССР из числа которых учреждался постоянно действующий парламент – Верховный Совет СССР.

Русский

2013-10-08

76 KB

1 чел.

СССР в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.)

В марте 1985 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, который проявил себя еще в годы правления Брежнева. Занимая должность секретаря ЦК по сельскому хозяйству, он разработал в мае 1982 г. «Продовольственную программу», предполагающую к 1990 г. обеспечить население страны продовольственным изобилием. Реализация программы основывалась на дальнейшей агропромышленной интеграции, однако закончилась полным провалом.

Приход к власти нового генсека сопровождался значительными кадровыми перестановками в высшем руководстве. В течение 1985 – 1986 гг. было заменено больше половины состава Политбюро. В сентябре 1985 г. новым председателем Совета Министров СССР вместо Н. А. Тихонова был назначен Н. И. Рыжков. Осознавая необходимость проведения новых экономических реформ, Горбачев выступил со своей преобразовательной программой, которая была утверждена на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. Основной идеей программы стал курс на ускорение социально-экономического развития страны за счет широкого применения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования топливных и сырьевых ресурсов и смены приоритетов. В частности, предполагалось кардинально изменить распределение капиталовложений, перебросив основные финансовые потоки с капитального строительства на развитие машиностроения и техническое переоснащение предприятий. Особое внимание уделялось легкой промышленности и социальной сфере.

Новая реформа опять не предусматривала каких-либо серьезных изменений в целом экономической системы и устаревших методов управления, что во многом повлияло на отсутствие положительных результатов при ее реализации. Как и Андропов, Горбачев действовал главным образом с помощью административных мер. Снова была предпринята попытка укрепления трудовой дисциплины. В ряде мероприятий этого направления особое недовольство вызвала, проводимая с мая 1985 г., антиалкогольная компания. Ее реализация сопровождалась резким сокращением производства и продажи вино-водочных изделий, вырубкой огромных площадей виноградников элитных сортов. Антиалкогольная компания ударила по государственному бюджету, который уже в 1985 г. потерял 60 млрд. руб. из-за резкого сокращения продажи спиртного. В стране распространялось самогоноварение, токсикомания, а употребление суррогатных напитков часто приводило к отравлениям и смертельному исходу. Другой, столь же неудачной, административной мерой, стало введение на крупных предприятиях госприемки, которая должна была способствовать снижению производственного брака и повышению качества продукции. Госприемка усиливала бюрократизацию и тормозила работу предприятий. Не оправдав ожиданий, это нововведение было отменено через два года.

В большинстве случаев неэффективным оказалось техническое перевооружение предприятий за счет оборудования, закупаемого за границей, из-за нехватки кадровых специалистов, отсутствия комплектующих, запасных частей и т. д. Экономическая ситуация в стране ухудшалась ускоренными темпами, указывая на наличие глубокого кризиса. В 1986 г. остановился рост производства, а вскоре наметился его спад. Увеличивалось число убыточных предприятий, не выполняющих производственные планы. В конце 1986 г. дефицит бюджета составил 17 млрд. руб. Усугубила ситуацию катастрофа, произошедшая на Чернобыльской АЭС весной 1986 г. На ликвидацию последствий аварии из бюджета страны уходили десятки миллиардов долларов.

Несмотря на то, что XXVII съезд КПСС, проходивший в феврале 1986 г. подтвердил курс на «ускорение», становилось все очевиднее, что стабилизировать экономическую ситуацию, не затронув старую командно-административную систему управления и сложившиеся общественные отношения невозможно.

На январском пленуме ЦК в 1987 г. Горбачёв подтвердил необходимость дальнейших преобразований. Объявлялся «курс на перестройку», который помимо экономических реформ подразумевал обширную демократизацию общественной жизни. Главной составляющей демократизации на первом этапе становилась политика гласности.

Первоначально «гласность» понималась советским руководством как стремление привлечь общественные силы к обсуждению отдельных недостатков, мешающих развитию социалистической системы. Но демократический импульс, данный правительством, оказался слишком сильным. Развитие гласности быстро стало вбирать в себя различные социальные силы, и вскоре этот процесс стал необратимым. Обсуждение различных вопросов стало неограниченным. В городах возникали неформальные клубы, где велись оживлённые дискуссии по поводу дальнейшего общественно-политического развития страны. Большинство из участников этих дискуссий выступали за продолжение перестройки, создание «социализма с человеческим лицом». Особую популярность получили «толстые журналы», во главе которых встали наиболее прогрессивные общественные деятели (журналы «Новый мир», «Огонёк» и др.).

Из-за ограничения цензуры в газетах стали появляться статьи, посвящённые темам, обсуждение которых было ранее недоступно. Поднимались вопросы о диссидентстве, номенклатуре, роли КПСС в развитии общества. Возвращаются к читателям ранее запрещённые авторы: В. Набоков, В. Ходасевич, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Большой резонанс получил опубликованный в это время роман А. Рыбакова «Дети Арбата», в котором критически оценивалась политика Сталина. Впервые стали доступные произведения А. Солженицына, в частности, его роман «Архипелаг ГУЛАГ». Элементы гласности стали проявляться в кино и на телевидении. Особой популярностью начинают пользоваться такие программы, как «До и после полуночи», «Взгляд» и т. д.

Важным элементом демократизации общества стало стремление к переосмыслению исторического прошлого, в том числе и советского времени.

На фоне развития гласности возникают группы людей, недовольных темпами и объёмом преобразований. Именно в это время заявляет о себе будущий первый президент России Б.Н. Ельцин, выступавший тогда за более кардинальные изменения и их ускорение. В 1987 г. обострился конфликт между ним и Горбачёвым. Ельцин был снят с поста первого секретаря МГК КПСС, однако своими резкими выступлениями против генеральной линии правительства он всё больше завоёвывал симпатии общества.

Переломным этапом политического развития СССР в годы перестройки стала XIX партийная конференция КПСС, проходившая летом 1988 г. На конференции было принято решение о радикальном реформировании политической системы Советского государства. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон, согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти - Съезд народных депутатов СССР, из числа которых учреждался постоянно действующий парламент – Верховный Совет СССР. Выборы народных депутатов проводились весной 1989 г. на альтернативной основе и уже в конце мая начал свою работу первый съезд. В ходе работы съезда было принято решение о передаче этому новому органу всей полноты власти, в стране учреждался двухпалатный парламент – Верховный Совет СССР, а Горбачёв был избран Председателем Президиума Верховного Совета. Главным вопросом в ходе обсуждения дальнейшего политического развития страны стал вопрос об отмене 6-ой статьи Конституции, утверждавшей монополию КПСС на власть.

Противоречия, возникшие в ходе Съезда между рядом депутатов и высшим руководством во главе с Горбачёвым, привели к появлению политической оппозиции, которая уже в конце июня 1989 г. оформилась в Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). Группу возглавили Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, В.А. Пальм, Г. Х. Попов, А.Д. Сахаров.

Стремительные внутриполитические изменения, радикализация общественных сил влияли и на развитие самой КПСС. Внутри партии в январе 1990 г. выделяется Демократическая платформа, по своим позициям близкая к МДГ. Представителем Демократической платформы выступали за пересмотр ряда положений программы партии, радикальные преобразования социалистической системы экономического развития, за интеграцию в эту систему элементов рыночных отношений. В результате деятельности оппозиции и роста общественного движения усиливалась дискредитация КПСС. Центральное место в политических дискуссиях занимает вопрос об отмене 6-ой статьи Конституции. В марте 1990 г. на Третьем Съезде народных депутатов 6-я статья была отменена. В ходе работы Съезда был поставлен вопрос о новой централизации советской политической системы. Главным решением этой проблемы виделось учреждение поста Президента СССР. Непосредственно на съезде произошли выборы, в результате которых первым президентом был избран Горбачёв.

Политические изменения в стране происходили на фоне резкого ухудшения экономической ситуации. Важным явлением общественной жизни в конце 1980-х гг. стало забастовочное движение. Союзная власть всё меньше справлялась с развивавшемся политическим и экономическим кризисом. Этот фактор оказал значительное влияние на пересмотр вопроса о соотношении центральной и республиканских властей, прежде всего , в вопросах дальнейшего экономического развития. Первыми этот вопрос попытались решить республиканские власти Эстонии, где уже в конце1988 г. была провозглашена Декларация о суверенитете, признавшая верховенство республиканских законов над общесоюзными, республиканскую собственность на землю, недра, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР не признал этот документ, однако сам факт возникновения Декларации послужил началом процесса, проходившего в 1989-1990 гг. и вошедшего в историю под названием «парад суверенитетов». Вслед за Эстонией движение за суверенитет поднялось в Литве, в Азербайджане и др. Всё чаще стали звучать требования о политической независимости республик и их выхода из состава СССР. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о своём суверенитете. В мае 1990 г. начал свою работу первый Съезд народных депутатов РСФСР, выборы в который происходили уже в условиях существования многопартийной системы. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин, который выступил перед депутатами с главной инициативой об объявлении государственного суверенитета России. После обсуждения этого вопроса, 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о российском суверенитете.

Попытка решить проблемы развития народного хозяйства в рамках курса на ускорение не удалась. На январском Пленуме ЦК 1987 г., где утверждался новый курс на «перестройку», процесс демократизации общественной жизни, должен был, прежде всего, создать более благоприятные условия для исправления экономической ситуации. Поэтому одним из наиболее важных вопросов, который обсуждался на Пленуме, стал вопрос о новом направлении экономических реформ. В подготовке проекта преобразований были задействованы известные экономисты Л. Абалкин, Г. Попов, Н. Шмелёв. Эта группа экономистов разрабатывала проект расширения модели хозяйственного расчёта, основными принципами которых должны были стать самофинансирование, самоокупаемость и самоуправление предприятий. Такие предприятия должны были действовать на основе конкуренции, что позволило бы им впоследствии более успешно интегрироваться в рыночные экономические отношения. Хозяевами таких предприятий оставались трудовые коллективы, получавшие широкие полномочия в решении социальных вопросов и выборе администрации. В июне 1987 г. на Пленуме ЦК на основе разработанного, таким образом, проекта был принят Закон о государственном предприятии. Согласно этому закону ограничивались полномочия министерств в управлении отраслью. Предприятия по-прежнему должны были выполнять госзаказ, который на 1988 г. должен был составить 85% от планируемого уровня производства. Продукцию, производимую сверх госзаказа, предприятия получали право реализовывать по рыночным ценам. Для постепенной интеграции предприятий в рыночные отношения предполагалось ежегодно понижать объём госзаказа.

В сельском хозяйстве признавалось равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Однако формирование фермерских хозяйств опять же во многом  зависело от позиции, занимаемой колхозом. Часто, не желая иметь рядом с собой реального конкурента, колхозы тормозили этот процесс.

Несмотря на всю прогрессивность принятого закона, он был недоработан. В скором времени проявили себя скрытые в нём недостатки. Предприятия не сумели должным образом воспользоваться новой экономической ситуацией и предоставленными им возможностями. Вместо того, чтобы повышать производительность труда, они стремились повышать цены на продукцию и прекращать выпуск дешёвых товаров. Несмотря на то, что предприятия могли частично развиваться и реализовывать свою продукцию на рыночных условиях, для этого отсутствовала необходимая инфраструктура. Многие стали ограничиваться только госзаказами, за которые началась настоящая борьба. Росло число убыточных предприятий. В 1988 г. они составили около 305 от общего количества.

Министерства и ведомства оказались столь же неготовыми к нововведениям, что естественно тормозило процесс. Сохранялась государственная монополия на сырьё и ресурсы.

В июле 1988 г. был издан закон о кооперативах, которые разрешалось создавать везде, даже на базе государственных предприятий. В этот период наметился резкий спад в производстве. Учитывая, что торговля развивалась гораздо успешнее, многие кооперативы ориентировались именно на эту сферу деятельности, что вело к завышению цен в «коммерческих» магазинах и росту дефицита.

В 1989-1990 гг. экономическая обстановка катастрофически ухудшалась. Прогрессировал рост дефицита и товарный голод. Для обеспечения населения продуктами питания вводилась карточная система. Отрицательные тенденции в экономике пагубно сказывались на бюджете страны, а частые кредиты у Запада вели к росту национального долга.

В этой ситуации в 1990 г. были разработаны две программы выхода из кризиса. Первая программа, разработанная под руководством академика Абалкина, предполагала постепенный переход советской экономики к рыночным отношениям, примерно за 5-7 лет. Второй план, авторами которого были молодые экономисты, рассчитывал наиболее радикальные меры, предусматривавшие переход к рынку за 500 дней. Руководство РСФСР выступило за более радикальные меры. В ходе обсуждения этого вопроса был достигнут компромисс между Горбачёвым и Ельциным, который заключался в составлении общесоюзной программы, основанной на проекте «500 дней». Но из-за обострившейся политической обстановке, даже такой план не смог быть реализован в полной мере.

Разногласия в ходе обсуждения новой программы реформ, в 1990 г. способствовали росту в СССР дезинтеграционных тенденций. Руководство РСФСР во главе с Ельциным выступило за радикальные меры по реформированию экономики в рамках программы «500 дней» самостоятельно от союзного центра. В связи с этим усилилась конфронтация между союзной и республиканской властями. Уже осенью 1990 г. Верховный Совет РСФСР делает первые шаги по разделу союзной и республиканской собственностью. Возник вопрос также и о разделе бюджета, армии, таможни и т. д. Во второй половине 1990 г. в СССР, таким образом, фактически создаётся «двоевластие. Между центром и республикой начинается «война законов». В Москве одновременно действовали две законодательные структуры, соперничавшие друг с другом. Такое положение ещё больше дестабилизировало обстановку, углубляя и экономический кризис. Ускоренными темпами развивались центробежные тенденции и в других республиках.

Параллельно с этими процессами к концу 1990 г. усиливается поляризация политических сил. В стране формируется два крупных политических блока, ставших центром притяжения для оппозиционно настроенных друг к другу сторон. Демократы объединялись вокруг «Демократической России» и примыкающим к ней партиям. Центром объединения «партократов», отстаивающих необходимость демократических ценностей и планово-рыночной экономики, становится депутатская группа «Союз», фактически контролирующая деятельность Верховного Совета СССР. Обе группировки, каждая со своих позиций, подвергли жестокой критике политику Горбачёва. В условиях усиливающегося кризиса власти, Горбачёв в ноябре 1990 г. выступил с предложением укрепления президентской власти, названным журналистами «8 пунктов Горбачёва». В декабре 1990 г. главой преобразованного Кабинета министров был назначен В.С. Павлов, который также не смог справиться с экономической ситуацией, лишь усилив негативные настроения в обществе проведением в стране денежной реформы. В результате союзная власть всё больше теряла инициативу, усиливая стремление республик к политической и экономической независимости.

На фоне происходивших событий вполне закономерным было обострение вопроса о сохранении СССР. Проблема заключения нового Союзного договора обсуждалась ещё в конце 1980-х гг. В октябре 1990 г. были заключены прямые двусторонние договоры между Россией и Украиной, Россией и Казахстаном, по которым республики признавали суверенитет друг друга и договаривались об экономическом сотрудничестве. По словам Ельцина, эти соглашения должны были стать моделью нового Союза.

17 марта 1991 г. по инициативе Горбачёва был проведён референдум, в ходе которого гражданам СССР предлагалось ответить на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут гарантированы в полной мере права и свободы человека любой нации?». 76,4% отвечавших высказались за сохранение СССР. Однако, результаты референдума были неоднозначными. Некоторые республики вообще не принимали участия в референдуме. В России, помимо основного вопроса, задавался дополнительный об избрании президента РСФСР, и 80% граждан голосовали за введение президентства в республике. 12 июня 1991 г. первым президентом РСФСР был избран Ельцин. После мартовского референдума Горбачёв сконцентрировался на создании нового Союзного договора. В апреле 1991 г. Горбачёв встречался с представителями девяти союзных республик в своей подмосковной резиденции в Ново-Огарёво, благодаря чему обсуждение вопроса о договоре получило название «Новоогарёвский процесс». Новое объединение намечалось назвать «Союз Суверенных государств». Главные противоречия возникли при обсуждении устройства будущего Союза: на конфедеративных или федеративных началах.

В конце июля 1991 г. текст договора был готов, а его подписание планировалось на 20 августа 1991 г. Перед этим Горбачёв встретился с Ельциным и Назарбаевым с целью обсуждения условий подписания договора и кадровых перестановок в новом Союзе. В частности решался вопрос об отстранения от руководства консервативно настроенных руководителей силовых ведомств – министра обороны СССР Д.Т. Язова, председателя КГБ В.А. Крючкова, и главу МВД СССР Б.К. Пуго, а также премьер-министра Павлова. После переговоров Горбачёв уехал на отдых в Крым.

Пользуясь отсутствием президента, консерваторы 18 августа 1991 г. создали Государственный комитет по Чрезвычайному положению (ГКЧП), попытавшись захватить власть. Кроме Крючкова, Язова, Пуго и Павлова в состав ГКЧП вошли: вице-президент СССР Г.И. Янаев, первый заместитель председателя Совета Обороны СССР О.Д. Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев и президент ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А.И. Тизяков. Утром 19 августа по СМИ было передано заявление ГКЧП, что Горбачёв не может выполнять свои обязанности по состоянию здоровья. В некоторых областях с 19 августа вводилось чрезвычайное положение. Своими решениями ГКЧП приостанавливал действия политических партий и организаций, вводил цензуру, запрещал митинги и демонстрации. В Москву были введены войска.

Действия ГКЧП активизировали общественные силы. К Белому дому стекались сторонники российских властей. Активность, которую проявил в это время Ельцин, резко увеличила его популярность. Своими указами он переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находящиеся на территории РСФСР, включая КГБ, МВД и Министерство обороны.

Утром 21 августа 1991 г. Ельцин издал указ, запрещавший деятельность КПСС на территории РСФСР.

После августовских событий процесс распада СССР стал необратимым, хотя Горбачёв безуспешно пытался реанимировать новоогарёвские переговоры. 8 декабря 1991 г. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук и президент Белоруссии С. Шушкевич собрались в Беловежской Пуще и объявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. СССР прекратил своё существование. Одновременно с этим между тремя республиками было подписано соглашение о создании Содружества Независимых государств (СНГ), к которому впоследствии присоединились ещё 8 республик.

Параллельно с изменениями, происходившими внутри страны в период перестройки, менялась и международная обстановка. Придя к власти, Горбачёв выдвинул концепцию нового политического мышления, согласно которой предполагалось определять новый внешнеполитический курс советского государства. Суть нового политического мышления заключалась в прекращении классовой конфронтации двух различных социально-политических систем и переводе международных отношений на новый уровень, на основе общечеловеческих ценностей. Такой подход означал первый шаг к окончанию «холодной войны».

Важнейшей проблемой в этом процессе являлись отношения СССР и США. Во второй половине 1980-х гг. происходит серия встреч руководителей двух государств, на которых решался вопрос об ограничении вооружений. Так, в декабре 1987 г. в Вашингтоне было подписано соглашение об уничтожении целого класса раке среднего и ближнего радиуса действия. Весной 1989 г. в СССР было принято решение о сокращении Вооружённых сил и расходов на оборону в 1989-1990 гг. Наконец, в июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

Одновременно с этим, СССр объявил курс на «разблокирование региональных конфликтов». Первым значительным шагом в этом направлении стал вывод войск из Афганистана, который начался 15 мая 1988 г. Впоследствии СССР отказался от участия в гражданских войнах в ряде других стран (Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Мозамбик). Следствием такой политики Союза стала постепенная переориентация этих стран на Запад. Изменился внешнеполитический курс и в отношении стран «социалистического содружества». В течение 1989-1991 гг. в результате ряда «бархатных революций» в большинстве стран к власти вместо коммунистических партий пришли народно-демократические силы, которые стали инициаторами кардинальных экономических и политических преобразований.

В ноябре 1989 г. к власти в ГДР пришли христианские демократы, которые выступили за быстрейшее объединение Германии. В этом же году была разрушена Берлинская стена. В октябре 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ в единое государство. После объединения Германии позиции СССР в Центральной и Восточной Европе стремительно ослабевали. Советский Союз терял своих наиболее важных стратегических союзников, которые всё больше ориентируются на Запад, в результате чего влияние СССР в Европе и в мире в целом ослабло. Ярким примером тому служит то, что в 1990-1991 гг. во время кризиса в Персидском заливе, разразившегося после нападения Ирака на Кувейт, Москва впервые поддержала позицию Запада. Ирак был обвинён в агрессии и СССР поддержал военную операцию западных держав против этого государства, несмотря на то, что их долгое время связывали торговые отношения.

Закономерным итогом этих событий стала ликвидация весной 1991 г. Совета экономической взаимопомощи и ОВД, что означало окончательный распад «социалистического содружества» и начало разрушения биполярного мирового устройства. Из-за экономических трудностей и политического кризиса СССР не способен был вести дальнейшую активную внешнюю политику, а после распада СССР в декабре 1991 г. американский президент поздравил граждан США с победой в «холодной войне».

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80311. Ціни та ціноутворення в ринкових умовах 449.5 KB
  Ціни у діяльності промислового підприємства виконують три основні функції: облікововимірювальну стимулюючу розподільчу. Облікововимірювальна функція ціни є засобом обліку й вимірювання витрат суспільної праці на виробництво окремих видів промислової продукції або надання відповідних послуг. Стимулюючу функцію ціни використовують для мотивації підвищення ефективності підприємницької діяльності забезпечення необхідної прибутковості дохідності кожному з учасників процесу товарообміну.
80312. Фінансово-економічні результати й ефективність діяльності 80 KB
  Суть фінансової діяльності підприємства полягає у виникненні грошових відносин, пов’язаних з неперервним кругообігом коштів у формах: витрачання ресурсів, одержання доходів, їх використання, а також із приводу відносин з постачальниками, покупцями продукції, працівниками підприємства, державними органами та ін.
80313. Виробництво, якість і конкурентоспроможність продукції 121.5 KB
  Поняття якості продукції необхідність і значення її підвищення в сучасних умовах Показники і методи оцінювання якості продукції Управління якістю продукції. Стандартизація та сертифікація продукції. Економічна ефективність і шляхи підвищення якості та конкурентоспроможності продукції.
80314. Організаційні основи виробництва 77 KB
  Систематична розробка наукових методів організації виробництва у промисловості почалася наприкінці XIX ст. Особливу роль у розробці наукових основ організації виробництва відіграли роботи Ф.У. Тейлора. Він сформулював принципи організації виробництва і розробив на цій основі систему наукового управління
80315. Впровадження інновацій у сферу виробництва 111 KB
  Процес організації інноваційної діяльності на підприємстві стосується як споживачів інвесторів державних і місцевих органів влади наукових та науковотехнічних організацій постачальників працівників підприємства тощо так і забезпечує вирішення основних завдань підприємства. Сучасне підприємство за певних умов може власними силами розробляти нові вироби здійснювати науководослідні та проектно-конструкторські роботи якщо вони відносно нескладні. Для розробки досить складних виробів проведення довгострокових що потребують значних...
80316. Організація нормування праці 117 KB
  Класифікація витрат робочого часу та склад норми часу. Вивчення затрат робочого часу спостереженням. ЗМІСТ ЛЕКЦІЇ Сутність і завдання нормування праці Необхідною умовою організації праці та виробничих процесів на підприємстві є встановлення точних витрат часу на всі роботи що виконуються на робочих місцях бригад дільниць та цехів. На ефективно працюючих підприємствах норми часу регулюють всі основні технологічні процеси роботи і операції та більшість обслуговуючих.
80317. Організація наукових досліджень та проектних робіт 132 KB
  Планування фінансування і звітність про виконання науководослідних та проектноконструкторських робіт. Види методи й етапи виконання наукових досліджень Основна спрямованість науковотехнічної діяльності одержання нових знань використання їх для створення і вдосконалення засобів знарядь предметів та умов праці й життя людини духовного та культурного розвитку суспільства. Згідно з чинним законодавством держава забезпечує: соціальноекономічні організаційні правові умови для формування та ефективного використання науковотехнічного...
80318. Підприємство в сучасних умовах господарювання 90 KB
  Господарський комплекс, або, інакше кажучи, національна економіка країни, являє собою сукупність взаємопов’язаних галузей, які відрізняють її національне господарство від господарства інших країн. Економіка країни має особливу структуру, формування і розвиток якої відбувається залежно від суспільних потреб
80319. Капітал і виробничі фонди підприємства 319 KB
  Загальна характеристика капіталу та виробничих фондів. Класифікація структура облік та оцінка основних фондів підприємства. Амортизація основних фондів. Загальна характеристика капіталу та виробничих фондів Слово капітал має німецьке походження і означає вартість яка внаслідок використання найманої робочої сили дає додану вартість .