39787

Российская Федерация в 1990-е гг.

Лекция

История и СИД

Было определено направление дальнейшего политического и социально-экономического развития России. Нижняя плата представлена Государственной Думой РФ куда входят депутаты напрямую избираемые гражданами России. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор предусматривающий разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.

Русский

2013-10-08

75 KB

26 чел.

Российская Федерация в 1990-е гг.

После распада СССР в 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Российская Федерация (официально РСФСР была переименована 21 апреля 1992). Наиболее важными задачами, которые правительству РФ приходилось решать в первую очередь являлись выход из экономического кризиса и реформа системы государственного и местного управления. Сложность решения первой задачи и противоречия, возникшие при решении второй, обусловили политический кризис 1992 – 1993 гг.

Политическая обстановка начала 1990-х гг. характеризуется острым конфликтом между исполнительной (президентом) и представительной (Верховным Советом и Съездом народных депутатов) властями, во многом из-за отсутствия четкого разграничения полномочий между ними. В период 1992 – 1993 гг. этот конфликт, на фоне ухудшавшейся экономической ситуации в стране, перерос в настоящее противостояние. Среди депутатов усиливались антипрезидентские настроения. Многих не устраивал избранный правительством курс социально-экономических преобразований. На VI съезде народных депутатов противники официального правительственного курса объединились в оппозиционный блок «Русское единство». Была предпринята попытка ограничить президентскую власть конституционным путем. 10 декабря 1992 г. президент России Б. Н. Ельцин обратился к народу, обвинив парламент в саботаже реформ. 14 декабря 1992 г., однако, под давлением депутатов Ельцин вынужден был отправить в отставку Е. Т. Гайдара, вызвавшего недовольство из-за проводимых его командой экономических реформ. Новым председателем правительства был назначен В. С. Черномырдин.

В апреле 1993 г. состоялся референдум, в ходе которого фактически выяснялся вопрос о том, чью позицию поддерживает народ: президента или парламента. Из 69 млн. человек, принимавших участие в опросе, более половины высказались в поддержку президента и проводимых в стране социально-экономических преобразований. Около 70% опрашиваемых поддержали идею о досрочных выборах депутатов. Итоги референдума означали победу президентских сил, однако лишь углубили политический кризис. Летом 1993 г. между сторонниками президента и парламента развернулась настоящая война компроматов. Отношения ветвей власти зашли в тупик.

21 сентября 1993 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе РФ» и объявил о роспуске Верховного совета и Съезда народных депутатов. Выборы в новый парламент (Государственную Думу) назначались на 11-12 декабря. Это являлось прямым нарушением действующей Конституции, что послужило поводом для открытого противостояния. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и объявила о снятии с него всех полномочий. К присяге был приведен занимавший пост вице-президента А. В. Руцкой. Оппозиция обвинила президента в развале экономики, социальной сферы и попытке государственного переворота. 2-3 октября в Москве были организованы демонстрации, вспыхнули массовые беспорядки. Силами оппозиции были предприняты попытки захвата мэрии и Останкинской телебашни. В ответ на это Ельцин объявил чрезвычайное положение и ввел в город войска. Здание Белого дома было подвергнуто артиллерийскому обстрелу и 4 октября взято войсками, руководители оппозиции арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Конфликт завершился окончательной победой президента. Эта победа в результате позволила ликвидировать в системе власти структуры, которые могли стать базой для реставрации старых советских порядков. Было определено направление дальнейшего политического и социально-экономического развития России. Октябрьские события 1993 г. оцениваются неоднозначно. Уже тогда мнения, выражаемые общественностью, разделились: одни поддерживали президента, другие считали, что Ельцин совершил фактически антиконституционный переворот.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был принят президентский вариант Конституции Российской Федерации, согласно которой Россия объявлялась демократическим федеративным социальным государством с республиканской формой правления. В конституции были прописаны основные права и обязанности граждан, присущие современному демократическому обществу.

Россия фактически стала президентско-парламентской республикой, где конституционно был закреплен принцип разделения властей. Законодательную власть в государстве осуществляет двухпалатный парламент Российской Федерации – Федеральное собрание. Нижняя плата представлена Государственной Думой РФ, куда входят депутаты, напрямую избираемые гражданами России. В верхнюю палату (Совет Федерации) входят представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. За парламентом, помимо издания законов, закреплено также право участвовать в формировании правительства и выносить импичмент президенту. Исполнительную власть в стране осуществляет правительство РФ (органами исполнительной власти являются федеральные министерства, службы и агентства), возглавляемое председателем правительства. В регионах создаются местные органы законодательной и исполнительной власти. Судебную власть осуществляют все суды Российской Федерации и высшие федеральные суды (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд).

Президент является главой государства и не входит ни в одну из ветвей власти. Он является гарантом Конституции РФ, закрепленных в ней прав и свобод человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории государства, назначает министров.

Российская Федерация оставалась многонациональным государством, в состав которого входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Еще 31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор, предусматривающий разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. В результате национально-территориальные субъекты федерации получили более широкие полномочия, чем территориальные. Несмотря на это отношения центральных властей с отдельными субъектами складывались непросто. Так, в 1992 г. отказался подписывать договор Татарстан. Лишь в 1994 г. был подписан дополнительный договор о разграничении полномочий между федеральной властью и Татарстаном, давший республике значительно более широкие права по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, вплоть до предоставления татарского гражданства и установления отношений с иностранными государствами.

Наиболее острые противоречия возникли между федеральным центром и Чечней, стремившейся к отделению от России. Развитие сепаратистского движения и открытая конфронтация с центром (сопровождаемая и вооруженными конфликтами) привели к тому, что в декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены федеральные войска для наведения конституционного порядка. Началась первая чеченская война, длившаяся более двух лет и ставшая настоящей трагедией как для русского, так и для чеченского народа.. Лишь в августе 1996 г. в результате подписания Хасавьюртовского соглашения боевые действия были прекращены, и была предпринята попытка решить чеченский вопрос политическими средствами. В январе 1997 г. президентом Чеченской республики был избран А. Масхадов. Однако снять напряженность до конца так и не удалось. Нападение на Дагестан и ряд крупных террористических актов, осуществленных чеченскими боевиками, спровоцировали в 1999 г. повторный ввод федеральных войск на территорию Чечни и начало новой военной кампании на Кавказе.

«Шоковая терапия»

С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой «шоковой терапии». Наследство, доставшееся от СССР, было плачевным. Политическая нестабильность, отсутствие бюджетных средств, обесцененная собственная валюта. Пустые полки в магазинах, товарный голод, дефицит стал следствием нарушения экономических связей и падения курса рубля. Замороженные цены на товары, были ниже даже их себестоимости. Население было не готово к рыночным отношениям, не понимало их механизм. Поднял голову криминал. Рычагов для реформ у правительства практически не было. Налоги не собирались, правоохранительная система, государственное управление находились в кризисе. Перед страной стояла угроза голода.  Правительство Гайдара пошло по пути жесткого монетаризма. Нужны были срочные и кардинальные меры, без которых кризис в стране мог только усугубиться. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Первые итоги состояли в том, что рынок удалось насытить минимальным набором товаров, но при этом  цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения  в 10-15 раз. Денежные накопления граждан формально обесценились. Фактическое падение курса рубля произошло еще в 1990-1991. Правда, советское руководство это тщательно скрывало. Цены на товары в 1992 году показали его реальную стоимость. Спад промышленного производства остановлен не был. Нерентабельность советского производства, его чрезмерная капиталоемкость, показала, что существовать оно может, только при огромных государственных вливаниях. Однако средств у правительства не было. Во второй половине 1992 г. под давлением оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к росту инфляции. Правительство больше напоминало пожарную команду. Без сомнения было сделано много ошибок. Однако реформы, может быть не популярные, заложили, тогда еще зыбкую, почву для развития российской экономики в будущем.

Россия в конце ХХ. – нач. ХХI в в.

С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился. На выборах в I Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В.В. Жириновского (22,92%)  На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара (15,51%). Удачно выступила Коммунистическая партия Российской Федерации Г. А. Зюганова (12,40%). Прошла в Думу также партия Г. Явлинского «Яблоко» (7,86%), Много голосов набрала и партия левого толка – «Аграрная партия России» (7,99%).  Некоторые политологи, объясняют поражение на выборах либералов (Демократического выбора России) тем, что либерализация и демократизация страны осуществлялись посредством механического переноса на российскую почву зарубежных институтов при игнорировании своеобразия национальной культуры. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от произошедших в октябре событий.

Социально-экономическая ситуация в  1994  1996 гг. продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения.

Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г.  прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Однако эти тенденции положение основной массы населения почти не улучшили. Дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения, повышения зарплаты не успевали за ростом цен.

В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились.

Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе. Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента парламентских выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты (22,3%), второе место заняла ЛДПР (11,2%). «Наш дом – Россия»  партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей (10,1%).

Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 г. неоднократно менялся глава правительства.

В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Он стал следствием половинчатости реформ и сложных взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью. Зачастую популистские требования левого большинства Государственной Думы заставляли принимать заведомо невыполнимый дефицитный бюджет. Разница между доходной и расходной частью заставляла покрывать недостающую часть за счет иностранных займов, выдаваемых на крайне невыгодных для России условиях. Правительство пошло на создание финансовой пирамиды - ГКО (государственных краткосрочных обязательств). Государство брало кредит на короткий срок под очень высокий процент, зачастую чтобы расплатиться с процентами по предыдущим займам. В конечном итоге произошел обвал всей финансовой системы.

В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента  с другой, имели в эти годы конфликтный характер.

Выборы в Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Центристские партии получили в Думе большинство: движение «Единство» (23,32%), движение «Отечество  вся Россия» (13,33%). Либеральные партии были представлены «Союзом правых сил» (8,52%) , «Яблоко» (5,93%). Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве (24,29%). Заметно сократилось представительство ЛДПР (5,98%).

31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. В 2004 г. он был переизбран на второй срок, получив абсолютное большинство голосов избирателей. Президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона.

В сентябре 1999 террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне. К 2004 году конституционный порядок в Чеченской республике был восстановлен. Прошли выборы президента республики и в местные органы власти.

В декабре 2003 в Государственную Думу четвертого созыва убедительную победу одержала партия власти – партия «Единая Россия», позицию которой из 450 депутатов Думы поддерживает более 300, что является конституционным большинством.

В экономике с конца 1998 г. появились признаки роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.

В начале XXI века благоприятная экономическая конъюнктура мирового рынка, социальная и политическая стабильность в стране позволила закрепить достигнутые успехи. Российская Федерация стала одним из лидеров по росту внутреннего валового продукта. Но экономические реформы еще не завершены. Нуждается в совершенствовании производственная база. Современный мир требует от России развития высоких технологий. Стоит проблема внедрения научных достижений в промышленность. Так, в апреле 2007 года было признано необходимым развивать исследования в сфере нанотехнологий, направлении, позволяющим существенно расширить наукоемкую базу отечественной промышленности.  На научные разработки в этой области предполагается выделить более 28 млрд. рублей.  В существенном реформировании нуждается сельское хозяйство.

Современная российская экономика не может полностью освоить поступающих в страну денежных средств. Главная задача правительства – создание условий для прогнозируемо стабильного развития страны. Создание стабилизационного фонда способствует устойчивости внутренней экономики, уменьшению инфляции, выгодному размещению части государственных средств за границей, созданию фонда для будущих поколений.

Активный рост промышленности в последние годы требует увеличение энергетических мощностей. В первую очередь это касается электроэнергетики. Существующего потенциала становиться явно недостаточно. Правительство РФ, приняло генеральную схему размещения энергомощностей до 2020 года. Такая программа развития энергетики неизбежно придаст импульс роста смежным отраслям. Никогда еще со времен Плана ГОЭЛРО 1920-х годов Россия не имела столь масштабной программы развития энергетики. Этот план получил название ГОЭЛРО-2. Общая сумма инвестиций составит около трех триллионов рублей.

Энергоресурсы являются важной стратегической задачей государства. От поставок российского газа зависит динамика развития экономики ряда государств, в первую очередь стран Европейского Союза. Ответственность за выполнение контрактов лежит на правительстве РФ. В связи с этим большую роль играет система энергобезопасности, которая предполагает поставки газа на основе долгосрочных контрактов, вне зависимости от политических процессов в странах через которые осуществляется транспортировка российских энергоносителей. Для реализации этих проектов предполагается создание международных газовых консорциумов. 

Российская Федерация в начале XXI в.: проблемы и перспективы развития

Огромная территория России всегда ставила задачу создания эффективной коммуникационной транспортной сети.. Основной проблемой остаются качественные автомобильные дороги. В особенности это касается восточных районов. В настоящее время практически реализован крупнейший транспортный проект -  автодорога «Амур». Она имеет огромное значение для дальнейшего развития России, в первую очередь, освоения богатств Сибири. В ближайшем будущем дорога станет ключевым элементом региональной транспортной системы, поскольку, являясь связующим звеном между Сибирью, Приморьем, Якутией, Магаданом, Китаем, магистраль позволит не только интегрировать Дальний Восток страны в единую транспортную систему России, но и включить Россию в целом в систему мировых транспортных коммуникаций. Район тяготения строящейся автодороги характеризуется, с одной стороны богатейшими природными ресурсами, с другой стороны, низким промышленным потенциалом, низкой плотностью, низким уровнем занятости и бедностью населения. Строительство автодороги Чита-Хабаровск послужит катализатором развития промышленности и инфраструктуры региона, частного предпринимательства, в особенности в сфере услуг. Также магистраль позволит укрепить и защитить целостность федеративного государства, его геополитические, экономические и социальные интересы. Всего за 2002-2003 годы было введено в эксплуатацию около 500 километров, за 2004-2006 годы – более 1000 километров, а за 2007-2008 годы планируется– свыше 1124

Распад СССР, тяжелые последствия реформ девяностых, политическая нестабильность привели к деградации социальной инфраструктуры общества: образования, здравоохранения, жилищной сферы. Рост доходов государства в начале XXI века позволил правительству приступить к решению этих неотложных задач. Растет понимание того, что  национальное будущее строится сегодня. Уровень жизни, здоровье нации, улучшение наукоемких технологий, промышленности и сельского хозяйства напрямую зависят от инвестиций в социальные сферы. Для решения этих проблем с 2005 года разработаны и реализуются при активном участии президента РФ В.В. Путина национальные проекты: образование, здравоохранение, жилищное строительство, сельское хозяйство. Предполагается увеличение числа проектов.

Существенной проблемой современной России остается и сильное социальное расслоение общества, приобретающее полярный характер. В стране крайне незначителен «средний класс», который является гарантом стабильности. Доходы большинства населения все еще сильно отстают от аналогов в развитых странах. И хотя существует положительная динамика в этом вопросе, говорить об окончательном его решении еще очень рано.

История России показывает, что «механический» перенос зарубежных схем общественного развития редко приносит ожидаемые результаты. Западная либеральная модель постепенно трансформируется под давлением российского менталитета. Это отражается в определенном консерватизме общества, мифологизации советского прошлого, некотором росте антизападных настроений. Реформы девяностых принесли свободу слову, совести, рыночные отношения, дали возможность путешествовать и расширили границы окружающего мира, подарили политические права. Однако вместе с этим произошел рост криминала, коррупции, падала вера в выборную демократию, справедливое судопроизводство, постепенно закрывались «социальные лифты». Общество устало от политического радикализма девяностых. Основным социальным «заказом» начала нового тысячелетия стал курс на стабильное развитие. Российское общество не превратилось за десятилетие реформ в саморегулирующуюся систему. Большинство населения не желает принимать активного участия в политической жизни страны, делегируя это право государственным структурам. Для последних, крайне важной задачей становится поиск общенациональной идеи, которая дала бы импульс к развитию страны.

С 2000 года разрабатывается и проводится военная реформа. Борьба с терроризмом, угрозы национальной безопасности ставят задачу создание эффективной, хорошо вооруженной и подготовленной армии. Увеличиваются ассигнования на вооруженные силы, формируются боеспособные профессиональные подразделения. С 2008 года предполагается сокращение до одного года срока службы по призыву.

Сегодня, в век бескрайних коммуникационных возможностей, огромную роль в формировании культурных приоритетов российского общества, его политических воззрений играют средства массовой информации.

На конец 2001 года в Российской Федерации было зарегистрировано 33,5 тысячи печатных СМИ. Из них на долю газет пришлось более 20 тысяч, журналов — около 11 тысяч. Ежегодно появлялось и продолжает появляться в среднем 350 новых изданий. Выпуск всей печатной продукции страны обеспечивают более 6 тысяч полиграфических предприятий. Интересно, местные издания более популярны, чем центральные. В 1999 году, в России действовало 250 телекомпаний, из них 100 государственных. К настоящему времени имеется 9 каналов, доступных более чем 50 процентам населения страны, и 3 общенациональных канала (ОРТ, РТР, НТВ). Региональных каналов насчитывается, около 1 000. Большинство из них входит в крупные телевизионные сети, такие как REN-TV, СТС, ТВ-6, ТНТ.

В начале нового тысячелетия Россия получила новые перспективы для уверенного развития.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56542. Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта 69.5 KB
  Формировать практические приемы работы с бумагой. Умение выполнять приёмы работы с бумагой. Проявление эмоционального отношения к выполнению работы. Объяснение последовательности выполнения работы 3 мин.
56543. ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ 123 KB
  Цель: познакомить учащихся с понятиями личность индивидуальность; показать неповторимость уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Развитие личности довольно медленный процесс.
56544. Застосування розв’язування трикутників у прикладних задачах 1.12 MB
  Мета уроку: Формувати вміння учнів у застосуванні знань розв’язування трикутників до розв’язування прикладних задач. Розвивати у учнів інтерес до математики шляхом розв’язування прикладних задач формувати зацікавленість у результатах спільної роботи.
56545. Треугольники 212.5 KB
  Цель урока. Усвоить определение треугольника, медианы, биссектрисы, высоты треугольника; научить учащихся определять элементы треугольника, выполнять классификацию треугольников по углам...
56546. Розв’язування прямокутних трикутників 74 KB
  Мета уроку. Узагальнення, систематизація та закріплення знань про теорему Піфагора, розв’язування прямокутних трикутників; застосування набутих знань і вмінь у практичній діяльності.
56547. Основні фактори прояву шкільної тривожності 53 KB
  Існує навіть термін шкільна фобія що означає страх перед відвідуванням школи що переслідує деяких дітей. Іноді батьки самі бояться школи і мимоволі вселяють цей страх дітям чи драматизують проблеми початку навчання виконують...
56548. Целеполагание на уроках музыкального воспитания 33.5 KB
  Цель –воспитание музыкального вкуса нравственных и эстетических чувств уважение к истории своей Родины музыкальным традиция своего народа и культур разных стран мира; показ песни.
56549. Профессия. Работа 1.64 MB
  Цели: совершенствовать навыки употребления изученного лексико-грамматического материала, познакомить со строением официально-делового письма, развивать навыки устной и письменной речи, формировать представление об активном образе жизни, развивать навыки делового общения.
56550. Є цінності, які за все дорожчі… Урок розвитку зв’язного мовлення. Твір-роздум на морально-етичну тему 73.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння і навички, які б сприяли вільному використанню засобів мови в будь-яких життєвих ситуаціях під час сприймання, відтворення і створення власних висловлювань...