39790

Общественное движение в России во второй половине XIX в

Лекция

История и СИД

Общественное движение в России во второй половине XIX в. Огарев и в России вокруг журнала Современник Н. Кроме того предполагалось ввести народное представительство широкое самоуправление передать землю народу а фабрики и заводы – рабочим предоставить демократические свободы всему населению России. Энгельса и распространением их в России.

Русский

2013-10-08

68.5 KB

0 чел.

Российская империя во второй половине XIX – начале XX вв.

Общественное движение в России во второй половине XIX в.

Общественное движение в 1860-е гг. Еще накануне крестьянской реформы возникли два революционно-демократических центра: в Лондоне при редакции «Колокола» (А.И. Герцен и Н.П. Огарев) и в России вокруг журнала «Современник» (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов). Все российские общественно-политические движения выступили с собственными программами экономических и социальных преобразований. Наиболее левую позицию заняло революционно-демократическое течение с журналами «Современник» и «Русское слово» (Д.И. Писарев).

Летом 1861 г. была создана тайная общероссийская организация «Земля и воля». В 1862 г. в ней насчитывалось 14 местных отделений. Под воздействием революционных идей в стране совершаются первые акты политического террора (пожары 1862 г. в Петербурге и т.п.). В ответ правительство временно приостанавливает процесс реформирования страны и усиливает репрессии: закрываются радикальные издания, арестовываются лидеры демократического движения (Чернышевский, Писарев и др.). Эпоху 1861 года венчает покушение Д. Каракозова на Александра II в 1866 г.

Народовольческие организации. К концу 1860-х гг. характер леворадикального движения отчасти меняется. В 1869 г. в Москве возникает тайное революционное общество диктаторско-террористического типа «Народная расправа» (С. Нечаев). Его устав в качестве главной задачи провозглашал разрушение «образованного мира» и уничтожение «врагов народа». Одновременно образовалось общество «чайковцев» (по имени его основателя Н.В. Чайковского) гг.), целью которого ставится изучение революционной теории и расширение рядов революционеров. Среди членов общества были М.А. Натансон, А.И. Желябов, П.А. Кропоткин, С.Л. Перовская. Параллельно с «чайковцами» существовали и другие организации просветительской направленности, видевшие важнейшую задачу своей деятельности в вовлечении крестьян в революционную борьбу.

Новое идеологическое течение, которое быстро развивалось в эти годы, получило название «народничества». Для него была характерна идеализация крестьянства и крестьянской общины: народники были уверены в социалистическом характере общины и полагали, что благодаря ей Россия сможет перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Народники также считали, что интеллигенция в долгу перед народом и обязана бороться за его освобождение.

В 1874 г. радикально настроенная молодежь, главным образом студенты и молодые интеллигенты, в соответствии с идеями бунтарского направления в народничестве предприняли массовое «хождение в народ», в деревню, с целью агитации крестьян на революцию. Эта акция закончилась полным провалом: народ не понял призывов интеллигентов, а полиция провела их массовые аресты.

После этого основная масса народников склоняется к пропагандистскому направлению, когда средством подъема крестьянской революции считается просвещение народа, кропотливая пропаганда среди крестьянства, поиск лидеров будущей революции в их среде. Путь социальной революции неизбежен, по-прежнему считают народники; ее следует обстоятельно и терпеливо готовить, ожидая времени, когда общество созреет для революции. Реформаторский путь развития общества народники отрицали, не веря в «добрую волю» самодержавия и его способность провести прогрессивные социальные преобразования.

Созданная в 1876 г. народническая организация вновь названная «Земля и воля» гг.), реализуя пропагандистскую концепцию, предприняла попытку «оседлой пропаганды» в деревне: большое количество народников поселилось в деревне, стараясь поднять крестьян на революцию. Это закончилось тем же, что и «хождение в народ»: большинство пропагандистов было арестовано, причем самими же крестьянами. Попытки устроить в стране крестьянскую революцию, таким образом, потерпели провал.

И тогда на первый план в народничестве выходит заговорщическое направление. По мнению его лидера П.Н. Ткачева, главной силой грядущей революции будут организованные действия узкой группы заговорщиков, сознательного меньшинства, «людей умственно и нравственно развитых», объединенных строгой дисциплиной в централизованную партию. Посредством заговора партия захватит власть и передаст ее лидерам из народа, которые и осуществят социалистические реформы.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». В «Народной воле» состояли такие известные народники, как А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер. В программе «Народной воли» говорилось, что только на социалистических началах человечество может воплотить свою мечту о свободе, равенстве и братстве. Основы будущего социального и государственного строя народовольцы видели в коллективной собственности на землю и орудия труда, общинном производстве и распределении. Кроме того, предполагалось ввести народное представительство, широкое самоуправление, передать землю народу, а фабрики и заводы – рабочим, предоставить демократические свободы всему населению России. Реализовать эти принципы народовольцы собирались после крестьянской революции, которую они полагали вызвать посредством революционного террора.

Основное количество террористических актов было направлено против представителей царской администрации. Однако вскоре народовольцы сосредоточились на подготовке убийства царя, которое, по их мнению, не могло не вызвать народное восстание. Было организовано несколько покушений, но все заканчивались неудачей. Так, в феврале 1880 г. С.Н. Халтурин организовал взрыв в Зимнем дворце, но Александр II опоздал к обеду и благодаря этому остался жив. Но 1 марта 1881 г., в результате очередного покушения, царь Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной народовольцем И. Гриневицким. Тем не менее, народного восстания, в котором народовольцы были уверены и которого так ждали, не произошло.

На процессе «первомартовцев» организаторы цареубийства были осуждены. 3 апреля 1881 г. политические террористы Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков были казнены. В 1884 г. «Народная воля» прекратила свое существование. Идеология и тактика революционного народничества полностью себя исчерпала.

Другая организация, вышедшая из «Земли и воли», – «Черный передел», представляла собой объединение народнических кружков Петербурга, Москвы, Казани, Саратова, Минска и других городов. Важную роль в них играли Г. Плеханов, М. Попов, В. Засулич, Л. Дейч, П. Аксельрод. Основой деятельности «Черного передела» стала пропаганда идей социализма, в том числе и в рабочей среде. Чернопередельцы обличали бесправие народа, призывали к борьбе против существующего политического строя, агитировали за сокращение рабочего дня, за свободу слова, печати, союзов, собраний. В своей деятельности чернопередельцы первыми среди русских революционеров обратились к положениям марксизма. В конце 1881 г. «Черный передел» как народническая организация прекратил свое существование. Но уже в 1883 г. Плеханов, Засулич, Дейч и другие бывшие чернопередельцы создали новую группу – «Освобождение труда», которая занялась переводом на русский язык трудов К. Маркса и Ф. Энгельса и распространением их в России. Перспективной целью группы была подготовка и осуществление в России социалистической революции. В отличие от народников, ведущей силой революции они считали пролетариат, его союзницей – мелкую буржуазию; какую-либо созидательную роль крестьянства в революционном процессе они отрицали.

Консервативное и либеральное направления общественной мысли. На фоне политических контрреформ в русском обществе 80-90-х гг. XIX в. протекал глубинный процесс формирования консервативной политической идеологии. Особенностью консерватизма (К. Леонтьев, Л. Тихомиров) стало компромиссное принятие существующей системы социального и политического бытия после придания ей некой идеальной окраски. Так появляются понятия идеального православия, идеальной монархии и идеальной народности. Органом консервативного направления была газета «Московские ведомости».

Прежде единое славянофильство к концу XIX в. распадается на два течения, каждое из которых по-своему интерпретирует проблему национально-культурного возрождения. Первое делало акцент на воссоздание утраченной в ХVП-ХVIII вв. исторической миссии русского народа, провозглашая мессианское призвание русской нации в мире (Н. Данилевский, К. Леонтьев). Второе во главу угла ставило самобытность духовно-нравственного идеала русского народа, подчеркивая при этом особенности его культурных и политических устремлений (Ф. Достоевский, А. Григорьев, Н. Страхов). В основу второго течения была положена мысль о «национальной почве» как главном источнике национального и духовного возрождения России.

Консерватизм противопоставлял прогрессу непреходящие идеалы, традиции нации и религии. Сословная разграниченность предполагала строгую иерархию общества и власти. Монархическая власть в истории России всегда играла роль политического фактора, противостоящего как анархии, так и деспотизму. Л. Тихомиров утверждал, что по своей природе русские люди могут быть только монархистами либо анархистами, демократические формы западного образца никогда не были близки национальному сознанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. Сила и преимущество монархической идеи – в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей.

Либеральная идеология конца XIX в. проявлялась, прежде всего, в обсуждении проблем ограниченной (конституционной) монархии и проблем прав и правопорядка. Так, М. Ковалевский считал конституционную монархию идеальной формой правления для России. Как либерал, он размышлял о совершенствовании парламентаризма и расширении демократии при сохранении сложившихся социально-экономических отношений.

Б. Чичерин, восприняв многие идеи российского западничества, пошел дальше по пути усиления таких аспектов его доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй, «правовое государство» и т.п.

Либералы выступали против политики контрреформ, за свободу совести, печати, строгое соблюдение законности. Главным либеральным органом стал журнал «Вестник Европы».

После разгрома партии «Народная воля» в народническом движении второй половины 1880-х гг. преобладающим становится либеральное течение. Либеральное народничество выступало за мирный путь общественных преобразований и выдвигало концепцию «малых дел». Сторонники этого направления группировались вокруг журнала «Русская мысль».

Рабочее движение и распространение марксизма в России. В конце XIX в. носителем социалистических идей стало нарождающееся в России рабочее движение, которое очень скоро попало под влияние марксистской идеологии. Положение рабочих в России в эти годы было крайне тяжелым: нищенские жилищные условия (бараки, казармы при заводах), низкий уровень заработной платы и продолжительный рабочий день (12-15 часов в сутки), а также высокие производственные штрафы (до двух третей заработной платы).

Наиболее распространенной формой рабочего движения стали стачки (отказ от работы). В 60-80-е гг. рабочие выдвигали в основном экономические требования: сократить рабочий день, повысить заработную плату, улучшить жилищные условия, уменьшить производственные штрафы, разрешить покупать продукты в любом магазине или лавке, а не только в лавке своего фабриканта по специальным талонам. В 70-е гг. вместе с экономическими требованиями стали появляться и политические. Первая рабочая организация в России была образована в 1875 г. в Одессе – «Южнороссийский союз рабочих» (основатель – Е. Заславский). Она просуществовала около года.

В 1878 г. возникла новая рабочая организация – «Северный союз русских рабочих» (руководители В. Обнорский и С. Халтурин), который ставил задачу свержения существующего политического и экономического строя. Обе организации – южная и северная, хотя и просуществовали недолго, но принимали деятельное участие в руководстве некоторыми рабочими стачками. Однако в целом рабочее движение оставалось стихийным и неорганизованным.

В 1885 г. произошла Морозовская стачка. Бастовали рабочие текстильной фабрики Морозова, выдвинув экономические требования. По приказу губернатора войска разогнали рабочих. Но к 1889 г. забастовками было охвачено почти все ткацкое производство. Главной особенностью данного периода рабочего движения явилось преобладание экономических требований. Не имея программы политической борьбы, рабочие не могли превратить это движение в организованное выступление целого класса. Но русская интеллигенция к тому времени уже познакомилась с такими трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, переведенными на русский язык, как «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Развитие социализма от утопии к науке».

Первый марксистский кружок возник в 1883 г. в Женеве (эмигранты-народники – Г. Плеханов, В. Засулич, П. Аксельрод) В России в 80-е гг. XIX в. возникла целая сеть подпольных марксистских групп и кружков. В 1883-1886 гг. в Петербурге вела активную работу группа болгарина Д. Благоева, объединявшая студентов. Под ее руководством работало 15 рабочих марксистских кружков. Эта первая марксистская группа называлась «Партия русских социал-демократов». Она имела связь с кружками Москвы, Казани и других городов; выпустила подпольно два номера газеты «Рабочий». В 1888-1892 гг. группа М. Бруснева объединяла 20 кружков и активно распространяла нелегальную литературу. Ее члены организовали в 1891 году первую в России маевку. В Казани в 1889-1892 гг. действовали кружки, организованные Н. Федосеевым. Членом одного из этих кружков был В.И. Ульянов (Ленин). С 1893 г. Ленин начинает борьбу за переход от кружковой формы работы к тактике массовой агитации среди рабочих. В 1895 г. по инициативе Ленина петербургские социал-демократические кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Союз этот просуществовал недолго, его руководство дважды арестовывалось, но он дал толчок к объединению социал-демократических кружков не только в Петербурге, но и в других городах

В марте 1898 г. представители петербургского, московского, киевского и екатеринославского «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса», группы киевской «Рабочей газеты» и «Всеобщего еврейского союза в Литве, Польше и России» (Бунда) провели съезд в Минске, который принял решение о создании единой Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

В 1890-е гг. возникает течение легального марксизма (П. Струве, М. Туган-Барановский и др.), популяризирующее идеи марксизма, критикующее идеологию народничества и защищающее идею капиталистического пути развития России.

Тогда же внутри российского марксизма возникло течение, названное «экономизмом». Единственным рычагом рабочего движения это течение признавало экономические интересы пролетариата. Эта идеология опиралась на синдикализм, полагая, что рабочие массы, глухие к политическим лозунгам, более чутко реагируют на собственные профессиональные интересы. Момент политического переворота полностью исключался, ставка делалась на эволюцию существующих политических и государственных форм. Против «экономистов» в среде социал-демократии выступили как умеренные (Плеханов), так и радикалы (Ленин).

Культура. В период буржуазных реформ бурными темпами развивалась отечественная культура. Большую роль в дальнейшем развитии просвещения сыграли Университетский устав 1863 г. и Положение о начальных народных училищах 1864 года. По новому Университетскому уставу расширялась университетская автономия. Университеты получали право избирать деканов, профессоров, значительно поднимался авторитет университетских советов в решении учебных, научных, административных и финансовых вопросов. Совет профессоров практически получал право регулировать всю жизнь университета, избирать ректора и деканов, замещать преподавательские вакансии. За министерством оставалось только право утверждения решений совета университета. Обучение в университете устанавливалось сроком в четыре года, причем число студентов не ограничивалось.

Были открыты новые университеты в Одессе и Томске, в 1878 г. – петербургские Бестужевские женские курсы, по примеру которых подобные высшие учебные заведения (женские) возникли в Москве, Казани и Киеве.

В 1865 г. был принят Закон о печати, который открывал широкие возможности для развития литературы и журналистики. Закон смягчал цензурный надзор за печатными изданиями, установленный еще Николаем I.

Передовую общественную мысль представлял журнал «Отечественные записки», редакторами которого были Н.А Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин. Стали издаваться журналы либерального направления: «Слово», «Русская мысль», «Русский вестник». В 1862 г. открылась крупнейшая в стране публичная библиотека при Румянцевском музее.

В этот период творили такие замечательные писатели, как Н.А. Некрасов («Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» и др.); М.Е. Салтыков-Щедрин («История одного города»); И.С. Тургенев («Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Дым», «Накануне»); И.А. Гончаров («Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»); Ф.М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Бесы», «Записки из мертвого дома»); Л.Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»).

Развитию театральной жизни способствовали замечательные актеры А.И. Южин, Г.Н. Федотов, С.В. Васильев и др. Одним из самых известных драматургов был А.Н. Островский («Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»). Подъем театрального искусства связан с Малым театром в Москве и Александринским театром в Петербурге. Новое направление в русской музыке развивали композиторы М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Русский критик В.В. Стасов назвал их содружество «Могучей кучкой». Они создали такие музыкальные шедевры, как «Борис Годунов», «Хованщина» (Мусоргский); «Князь Игорь», «Богатырская симфония» (Бородин); «Садко», «Снегурочка» (Римский-Корсаков). Активно начал музыкальное творчество П.И. Чайковский (опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро»).

Работы русских художников вошли в золотой фонд мировой живописи. И.Н. Крамской, мастер портретной живописи, создал портреты выдающихся людей России – Боткина, Гончарова, Достоевского, Некрасова; написал картины «Лунная ночь», «Неизвестная»; В.Г. Перов написал «Чаепитие в Мытищах», И.Е. Репин – картины «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии»; В.И. Суриков создал «Боярыню Морозову»; В.В. Верещагин – «Апофеоз войны», Васнецов – «Бой скифов со славянами», Шишкин – «Лесная глушь», Айвазовский – «Девятый вал», Ге – «Выход Христа».

Большая заслуга в пропаганде русской живописи принадлежит братьям Третьяковым, которые в этот период собрали огромную коллекцию картин, которую впоследствии передали в дар Москве.

Исключительных успехов достигла русская наука. Основатель Петербургской математической школы П.Л. Чебышев сделал великие открытия в теории машин и механизмов. Профессор Софья Ковалевская внесла большой вклад в развитие математики. Н.Е. Жуковский провел классические исследования в области гидравлики и аэродинамики. А.Ф. Можайский сконструировал и построил первый в мире самолет. Великий физиолог И.М. Сеченов обогатил науку трудом «Рефлексы головного мозга». Д.И. Менделеев разработал периодическую систему элементов. Физик А.Г. Столетов совершил открытия в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, И.И. Мечников – в области биологии, П.Н. Яблочков и А.Н. Ладыгин – в электротехнике. Русский конструктор С.И. Мосин создал трехлинейную винтовку, А.С. Попов изобрел радио и телеграф.

Достижения географической науки связаны с именами русских путешественников и ученых: П.П. Семенова-Тян-Шаньского, Н.Н. Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58920. Головні й другорядні члени речення. Зв’язок слів у реченні. Складання речень за малюнками 41.5 KB
  Мета: дати дітям поняття про головні і другорядні члени речення. Що таке речення Що виражає речення Які види речень за метою висловлювання ви знаєте Що називається розповідним реченням Які знаки ставляться в кінці розповідного речення Приклад.
58921. Загальне поняття про іменник. Іменники – назви істот і неістот 35 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про іменник як частину мови, познайомити з іменниками – назвами істот і неістот, учити розрізняти їх за характерними ознаками; розвивати вміння класифікувати предмети; розвивати мовлення...
58922. Реформи адміністративно-полiтичного управління 60—70-х років ХІХ ст. у підросійській Україні 88 KB
  Розвивати історичне мислення учнів та вміння порівнювати реформи минулого з сучасними перетвореннями сприяти критичному осмисленню минулого; виховувати у школярів громадянську свідомість дух патріотизму сприяти утвердженню демократичних ідеалів.
58923. Періодичний закон і періодична система хімічних елементів Д.І.Менделєєва. Будова атома 92.5 KB
  Мета. вдосконалювати вміння аналізувати порівнювати встановлювати причиннонаслідкові звязки застосовувати теоретичні знання для прогнозування; повторити і узагальнити основні поняття з теми закріпити вміння за електронною формулою атома...
58924. Звук (ж). Позначення його буквами «Ж», «ж» (же) 122.5 KB
  Обладнання: паперові сонечка жучки за кількістю учнів на лапках яких букви А О У И І Е малюнок сонця яке посміхається паперові промінчики сонця на кожного учня паперові бджілки 2 ілюстрації жуків хруща мармурового бронзівки золотистої плавунця...
58925. Повторення і закріплення вивчених літер українського алфавіту. Вправляння у звуко-буквенному аналізі слів 60 KB
  Мета. Продовжити роботу над звуковим аналізом слів, учити розрізняти голосні та приголосні звуки; будувати короткі зв язні висловлювання; розширювати знання учнів про квіти-первоцвіти; розвивати зв’язне мовлення;
58926. Лист. Адреса 58 KB
  Повідомлення теми мети й завдань уроку Знаєте діти отримала нещодавно листа але від кого незрозуміло. Привіт Напесать листа до вас Змусили проблеми. Простенького листа неспроможний написати. Робота з таблицею Типи листів Листи Особисті приватні Службові офіційні...
58927. Ідея віротерпимості й національної толерантності у романі В. Скотта «Айвенго» 86 KB
  Мета: навчати учнів робити висновки з прочитаного ознайомити з поняттям толерантності віротерпимості конфлікту компромісу; розвивати уміння аналізувати отриману інформацію та робити висновки; виховувати повагу до думок інших людей.
58928. Шкільні речі. Кольори 42.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з новими лексичними одиницями з теми «Шкільні речі»; формувати лексичні навички шляхом багаторазового повторення; розвивати фонематичний та інтонаційний слух, слухову та зорову пам’ять...