39793

Первая русская революция 1905-1907 гг.

Лекция

История и СИД

Второй путь объединял самые разнообразные слои общества с плохо сформулированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от стихийных крестьянских антипомещичьих бунтов до забастовок рабочих и создания альтернативных органов власти – Советов. рабочих. В поддержку рабочих начали выступать студенты. Забастовки длившиеся неделями и охватывавшие тысячи рабочих требовали своих организационных центров.

Русский

2013-10-08

39 KB

2 чел.

Российская империя во второй половине XIX – начале XX вв.

Первая русская революция 1905-1907 гг.

Причины и основные этапы революции. Объективные причины первой русской революции коренились в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны, торможении насущных реформ в 1881-1904 гг. Проблемы, нерешенные на предшествующей стадии (принятие конституции, аграрный вопрос), переплелись с проблемами быстро формировавшегося индустриального общества (рабочий вопрос) и породили в начале XX века крайне взрывоопасную ситуацию. Общественную нестабильность усиливала «русификаторская» политика властей в национальных окраинах. Экономический кризис 1900-1903 гг., тяжелые поражения русской армии в войне с Японией и исчерпание надежд на перемены «сверху» послужили детонаторами революционного взрыва.

9 января 1905 г. в Петербурге состоялось 200-тысячное мирное народное шествие к Зимнему дворцу. Его организатором был священник Г.А. Гапон. В петиции, адресованной императору, содержались не только экономические, причем весьма радикальные требования, включавшие отмену выкупных платежей и косвенных налогов, но и совершенно неприемлемые для Николая II политические требования: созыв Учредительного собрания на основе «всеобщей, тайной и равной подачи голосов», ответственность министров «перед народом», введение основных политических свобод.

Верховная власть оказалась не готова к диалогу с политически самоорганизовавшимися низами. Против безоружных демонстрантов было применено оружие. По приблизительным подсчетам, число убитых составило 130-200 чел., раненных – 500-700 чел. «Кровавое воскресенье» возмутило всю Россию, вере в царя был нанесен непоправимый удар. Более того, эти события неожиданно стали началом первой русской революции.

На первом этапе революции (с января по октябрь 1905 г.) движение протеста против существующего строя ширилось и набирало силу по двум параллельным направлениям. Путь либеральных реформ избрали средние слои общества, интеллигенция и часть представителей высших слоев, ориентирующаяся на политические модели западноевропейских стран и мечтающая о достижении конституционной монархии мирным путем. Представитель либералов Струве призывал объединить земскую оппозицию с интеллигенцией и привлечь к этому союзу третью, решающую силу – народ. В мае 1905 г. был создан антиправительственный «Союз союзов» под председательством Милюкова, объединивший 14 профессиональных интеллигентских союзов. Летом 1905 г. сформировалась массовая оппозиционная организация – Всероссийский крестьянский союз. Однако либеральное движение не нашло широкой поддержки у основной массы населения – городского и сельского пролетариата, подавляющего большинства крестьян. Как признавался позднее Милюков, к лету 1905 г. «…революционное движение… уже переходило в массы. Наше политическое течение было от этого процесса как бы отрезано».

Второй путь объединял самые разнообразные слои общества с плохо сформулированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от стихийных крестьянских антипомещичьих бунтов до забастовок рабочих и создания альтернативных органов власти – Советов. Уже 9 января начались массовые беспорядки в Петербурге. На следующий день бастовал весь рабочий класс столицы. Вслед за ним забастовки объявили рабочие Москвы, Риги, ряда городов Украины, Польши, Закавказья. В январе-феврале 1905 г. по всей России бастовали 810 тыс. рабочих. Большинство выступлений сопровождалось не только экономическими, но и политическими требованиями. В поддержку рабочих начали выступать студенты.

Поднялось на борьбу и крестьянство. Стихийные крестьянские бунты охватили до 1/5 всех уездов европейской России. Для усмирения восставших крестьян власти использовали регулярную армию.

Наряду с массовыми народными выступлениями возобновились акты террора. 4 февраля 1905 г. эсер И. Каляев убил московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича, дядю царя.

Весной и летом 1905 г. борьба продолжала усиливаться. Празднование 1 мая вылилось в массовые манифестации, охватившие 142 промышленных центра. Забастовки, длившиеся неделями и охватывавшие тысячи рабочих, требовали своих организационных центров. Начиная с мая 1905 г. таковыми центрами становились Советы рабочих депутатов. В Иваново-Вознесенске, где появился первый общегородской совет, он не только руководил стачкой рабочих, но и выполнял функции революционной власти.

Летом и осенью 1905 г. продолжались крестьянские выступления (в июне их число составило 492, в июле – 248, в августе – 155, в ноябре – 796 и в декабре – 575).

Восстание на броненосце «Потемкин» в июне 1905 г. возвестило о начале включения в революционное движение армии и флота. С октября по декабрь 1905 г. в армии произошло 89 выступлений. Наиболее значительными из них стали восстания на флоте: на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П. Шмидта и в Севастополе.

К концу лета 1905 г. сформировалось широкое, оппозиционное самодержавной власти движение, охватившее в той или иной мере почти все слои населения. Под натиском революционных событий и по инициативе ряда высокопоставленных правительственных чиновников царизм был вынужден прибегнуть к политическому маневрированию. В составленном министром внутренних дел Булыгиным и опубликованном 6 августа манифесте предполагалось учреждение законосовещательной Государственной Думы, решения которой должны были утверждаться в Государственном Совете. Данный избирательный закон, прежде всего, обеспечивал приток в Думу землевладельцев и крестьянства, считавшихся опорой самодержавия; рабочие отстранялись от участия в выборах. Однако революционизированное общество уже не удовлетворилось частными уступками самодержавия. В результате широкое распространение получил лозунг бойкота так называемой Булыгинской Думы.

С начала сентября начинается второй этап революции: происходит новый подъем рабочего движения, итогом которого стала начатая московскими железнодорожниками Всероссийская октябрьская политическая стачка. В ней участвовало до 2 млн. рабочих Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Киева, Харькова. Революционными выступлениями было охвачено 66 губерний Европейской России, 120 городов. В октябре к рабочим присоединились служащие, интеллигенция: фактически все предприятия и учреждения страны прекратили работу. Основными требованиями участников всеобщей политической стачки были учреждение политических свобод, созыв Учредительного собрания, установление 8-часового рабочего дня.

Итоги революции. Главным итогом революции 1905-1907 гг. стало ограничение самодержавия, начало продвижения страны в сторону конституционной монархии, учреждение законодательного представительства, введение умеренных гражданских и политических свобод, появление легальных партий и профсоюзов. Повысился жизненный уровень рабочих. Среднегодовая заработная плата рабочих увеличилась с 205 рублей в 1905 г. до 241 рубля в 1907 году. Уменьшился размер штрафов, сократилась до 50-60 часов продолжительность рабочей недели. В деревне были отменены выкупные платежи. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы.

Однако сохранение «полусамодержавной монархии» и помещичьего землевладения, систематическое урезание достигнутых прав и свобод оставляли значительную часть оппозиции неудовлетворенной. В то же время и Николай II на протяжении последующих лет не оставлял мысли о восстановлении самодержавия в полном объеме.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61672. Линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы в блок-схемах 26.95 KB
  Ребята здравствуйте сегодня на уроке мы изучим новую тему которая в свою очередь поможет нам закрепить и углубить знания полученные на двух прошлых уроках Но для начала проверим как вы справились с домашним заданием и немного повторим материал...
61673. Множества. Отношения между множествами 31.71 KB
  Цель обобщение и углубление изученного материала; проверка и закрепление знания о понятиях €œмножество и €œэлементы множества; проверка и закрепление умения устанавливать отношения между множествами сравнивать множества по числу элементов в них.
61674. Устройство компьютера 18.52 KB
  Какие виды информации вам известны По форме представления информации различают числовую текстовую звуковую графическую и видеоинформацию Что изучает наука Информатика изучением всевозможных способов передачи хранения и обработки информации занимается...
61677. Лепка спортсмена(или кошки) в музеях хранятся скульптуры известных мастеров 12.62 KB
  Отличие скульптуры от др. видов искусства: язык скульптуры трехмерность объемность пропорции фактура; способы выполнения – высекание лепка вырезание отливка; материалы мрамор дерево металл песчаникпенопласт резина воск;значение света можно смотреть с разных точек зрения. По назначению скульптура бывает: Монументальная памятники обычно в городской парковой среде особый жанр монументальной скульптуры мемориальная надгобия Декоративнаяв основном носит прикладной характер украшает архитектурные сооружениядекоративные...
61678. Твои игрушки. Роспись дымковской игрушки 26.7 KB
  Цели и задачи: расписать игрушки в традициях дымковских мастеров; развивать познавательную активность учащихся через проведение исследовательской работы; формировать коммуникативные навыки работы...
61679. Выполнение растительных узоров по шаблону 22.47 KB
  Здравствуйте ребята Д: Здравствуйте Уч: Скажите что нам сегодня понадобится для урока рисования Д: Альбомный лист краски кисточки баночка с водой ластик простой карандаш.
61680. Деревня – деревянный мир 11.79 KB
  Цель урока: Задача урока: научить обучающихся составлять целостную картину/панно на тему «Деревня – деревянный мир» из художественных материалов.