3989

Переходные процессы в АСУ

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Лабораторная работа №7 Переходные процессы в АСУ Цель работы Исследовать переходные процессы в замкнутой АСУ. Выполнить анализ влияния параметров объекта управления и регулятора на показатели качества переходных процессов в АСУ. Построение модели АС...

Русский

2012-11-10

299.7 KB

23 чел.

Лабораторная работа №7

Переходные процессы в АСУ

Цель работы

Исследовать переходные процессы в замкнутой АСУ. Выполнить анализ влияния параметров

объекта управления и регулятора на показатели качества переходных процессов в АСУ.

Построение модели АСУ в пакете WorkBench

Пакет WorkBench включает в

свой состав специальные блоки,

которые

имеют

характеристики

аналогичные элементарным звеньям ТАУ рисунок 1.

Рис. 1 Панель функциональных блоков

С их помощью можем собрать замкнутую АСУ, состоящую

из статического объекта управления и ПИД–регулятора. Структурная схема АСУ представлена на рисунке 2. На самом деле

данная система представляет собой принципиальную электрическую схему, а функциональные блоки выполняют обработку

электрических сигналов. Регулируемая величина, управляющее

воздействие, заданное значение, возмущение по нагрузке – все

это также представлено электрическими сигналами. В том виде,

как собрана данная схема АСУ, она позволяет исследовать переходные процессы по нагрузке

Рис. 3 Задающее и сравнивающее устройства

Рассмотрим, как реализованы отдельные части АСУ. На рисунке 3 показаны задающее устройство и устройство сравнения.

Задающее устройство выполнено в виде источника ЭДС с нулевым значением, то есть

Х з = 0 . Сравнивающее устройство представляет собой сумматор. Для канала A установлен коэффициент передачи 1, для канала B коэффициент –1, канал C не используется. Коэффициенты задаются в свойствах

блока рисунок 4. В канал A поступает сиг-

Рис. 4 Настройка коэффициентов сравнивающего

устройства

нал с задающего устройства, а в канал B с выхода АСУ.

3


Рис. 2 Структурная схема АСУ


Регулятор представлен параллельным соединением

трех блоков: усилительный блок, блок интегрирования и

блок дифференцирования. На выходе сигналы всех блоков суммируются рисунок 5. На положительные входы

блоков подается сигнал со сравнивающего устройства, а

отрицательные входы соединены с общим проводом.

При первоначальном составлении схемы необходимо

выполнить настройку блоков, в соответствии с рисунками 6, 7, 8. Для пропорциональной составляющей необходимо установить коэффициент передачи в соответствии с вариантом задания приложение 1. Для интеграль-

Рис. 5 Структура ПИД–регулятора

ной и дифференциальной составляющей установить коэффициенты равные нулю. Таким

образом, первоначально будем использовать

П–регулятор. Следует обратить внимание, что

при настройке интегральной и дифференциальной

составляющей

необходимо

Рис. 6 Настройка коэффициентов П–составляющей

ввести пределы в виде “-1000 kV”,

“1000 kV” и “1 μV”, так как выражения вида “1e+06” WorkBench не принимает, считая их ошибочными. В

блоке суммирования на выходе регулятора все настройки остаются по

умолчанию равными единице.

Далее вслед за регулятором расположен еще один блок суммирова-

Рис. 7 Настройка коэффициентов И–составляющей

ния. Он предназначен для сложения

сигнала управляющего воздействия с

выхода регулятора, поступающего на

вход B и возмущения по нагрузке, поступающего на вход A. С выхода этого сумматора сигнал поступает на

вход объекта управления. В этом блоке суммирования все настройки остаются по умолчанию равными единице.

Рис. 8 Настройка коэффициентов Д–составляющей


Структурная схема объекта управления представлена на рисунке 9. Он состоит

из усилительного блока и двух интегрирующих цепочек. Коэффициент передачи

усилительного блока и значения резисторов устанавливается в соответствии с вариантом задания приложение 1. Емкость конденсаторов принять 1 микрофарада. Каждая интегрирующая цепочка имеет переда-

Рис. 9 Структура объекта управления

точную функцию как у апериодического звена с постоянной

времени

T = RC . Так как два апериодических звена включе-

ны последовательно, то объект управления представляет собой звено второго порядка без запаздывания, так как реализовать запаздывание средствами WorkBench не удается.

Для подачи возмущения используется цепь представленная на рисунке 10. Она состоит из источника ЭДС и переключателя. Во время начала моделирования цепь должна быть разомкнута (ключ в нижнем положении). Для подачи возмущения нужно клавишей пробел (Space) перевести ключ в верхнее

Рис. 10 Устройство подачи

возмущения

положение. При этом возмущение через сумматор поступает на вход объекта управления. Величину возмущения установить в соответствии с вариантом задания приложение 1.

Для наблюдения за переходным процессом можно использовать осциллограф и анализатор

графиков.

Задания на лабораторную работу

Задание 1

1. Собрать схему АСУ в соответствии с рисунком 2. Параметры элементов схемы взять из

приложения по номеру варианта.

2. Построить график переходного процесса по нагрузке в АСУ с П–регулятором и определить показатели качества.

Задание 2

1. Опыт 1. Меняя 3..4 раза коэффициент передачи регулятора в диапазоне от исходного значения до 100 определить его влияние на показатели качества переходного процесса: динамическую ошибку

Х1 , динамический коэффициент регулирования R д , статическую ошибку Х ст , ко6


эффициент перерегулирования

δ , время регулирования τ р , период колебаний. Проанализировать

также, как меняется форма графика. Сделать выводы.

2. Опыт 2. Меняя 3..4 раза коэффициент передачи объекта управления в диапазоне от исходного значения до 1000 определить его влияние на показатели качества переходного процесса:

динамическую ошибку

Х1 , динамический коэффициент регулирования R д , статическую ошибку

Х ст , коэффициент перерегулирования δ , время регулирования τ р , период колебаний. Проанализировать также, как меняется форма графика. Сделать выводы.

3. Опыт 3. Меняя 3..4 раза значения резисторов в интегрирующих цепочках в диапазоне от

0,5 до 2 исходного значения 100 определить их влияние на показатели качества переходного процесса: динамическую ошибку

ошибку

Х1 , динамический коэффициент регулирования R д , статическую

Х ст , коэффициент перерегулирования δ , время регулирования τ р , период колебаний.

Проанализировать также, как меняется форма графика. Сделать выводы.

Задание 3

1. Опыт 1. Выполнить исследование ПИ–регулятора. Меняя 4..5 раз коэффициент передачи

блока интегрирования в диапазоне от 1 до 5 определить его влияние на показатели качества переходного процесса: динамическую ошибку

статическую ошибку

Х1 , динамический коэффициент регулирования R д ,

Х ст , коэффициент перерегулирования δ , время регулирования τ р , период

колебаний. Большее значение коэффициента соответствует меньшему времени интегрирования.

2. Опыт 2. Выполнить исследование ПД–регулятора. Меняя 4..5 раз коэффициент передачи

блока дифференцирования в диапазоне от 0,1 до 2 определить его влияние на показатели качества

переходного процесса: динамическую ошибку

Х1 , динамический коэффициент регулирования

R д , статическую ошибку Х ст , коэффициент перерегулирования δ , время регулирования τ р , период колебаний. Большее значение коэффициента соответствует большему времени дифференцирования.

3. Опыт 3. Выполнить исследование ПИД–регулятора. Меняя по 2..3 раз каждый из коэффициентов передачи блоков интегрирования и дифференцирования в указанных выше диапазонах

исследовать формы графиков переходных процессов.

Содержание отчета

1. Титульный лист.

2. Тема и цель работы.

3. Задание 1. Полная исследуемая схема АСУ в WorkBench в соответствии с вариантом за7


дания. Крупный качественный график переходного процесса с обозначениями показателей качества. Формулы и результаты расчета показателей качества.

4. Задание 2. По каждому опыту отдельно. Описание выполняемых действий. Таблицы с перечнем значений изменяемых параметров и результатами расчета показателей качества. По 2..3

примера графиков (можно копии экрана осциллографа) подтверждающих результаты расчетов.

Выводы о степени влияния.

5. Задание 3. По опытам 1 и 2 отдельно. Описание выполняемых действий. Таблицы с перечнем значений изменяемых параметров и результатами расчета показателей качества. По 2..3

примера графиков (можно копии экрана осциллографа) подтверждающих результаты расчетов.

Выводы о степени влияния. По опыту 3 представить 3..4 примера графиков (можно копии экрана

осциллографа) показывающих как меняется форма графиков переходных процессов при различных сочетаниях параметров. Выводы.

8


Приложение 1

Варианты заданий

№п/п

K об

R , мОм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

1,8

2,0

2,2

16

18

20

22

16

18

20

22

16

18

20

22

16

18

20

22

16

18

20

22

16

18

20

22

16

18

20

22

16

18

0,8 мОм

0,9 мОм

1,0 мОм

1,1 мОм

1,2 мОм

0,8 мОм

0,9 мОм

1,0 мОм

1,1 мОм

1,2 мОм

0,8 мОм

0,9 мОм

1,0 мОм

1,1 мОм

1,2 мОм

0,8 мОм

0,9 мОм

1,0 мОм

1,1 мОм

1,2 мОм

0,8 мОм

0,9 мОм

1,0 мОм

1,1 мОм

1,2 мОм

0,8 мОм

0,9 мОм

1,0 мОм

1,1 мОм

1,2 мОм

Возмущение

Z

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

10

20

9



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57693. Сучасний Лондон 352 KB
  Today we are going to speak places of interest in London. You’ll watch a Computer presentation on the topic and we’ll discuss it. By the end of the lesson you will be able to speak about London
57694. Love and Marriage 56.5 KB
  We will lern some trditions discuss them nd write legend tht is worth of speking in every ge t the beginning lets mke up poem look t my sheet of pper nd drem bout love nd mke up poem...
57695. Здоровий спосіб життя 51.5 KB
  Practical: to train in listening comprehension; to develop communicative skills, using active lexis on the topic, to work with video material, to gain pupils experience be finding necessary materials from various sources.
57696. My Favourite Recipe 63 KB
  The theme of the lesson is “Food in Our Life” and the motto is “You are what you eat”. And today we’ll practice telling favourite recipes. So you’ll develop speaking skills, speech competence, practice reading for specific information, practice and develop listening skills.
57697. Подорож до Шотландії 92 KB
  I think these words can be the motto of our lesson. Lets try to prove that Clarke was really right. What do you think about this quotation? How do you understand these words? What's your opinion?
57698. Geographical Position and Climate of Ukraine 846.5 KB
  Educational aim: To develop the chief traits of a persons character: tolerance, kindness, politeness, honorable attitude towards the country you live in and people living here.
57699. Daily, Weekly, Monthly. Press 1.24 MB
  I think you would know that by the end of our lesson you would be able to get information about some differences between English, American and Ukrainian press through reading and listening.
57700. We are different. Getting along with others. Мы – разные. Учимся ладить друг с другом 211.5 KB
  Duncan is 18. He has just left school and is going to university in the autumn. When you first meet him he appears to be a little cold and arrogant. As you get to know him you discover that he has a warm and friendly personality.
57701. Welcome to Great Britain 85 KB
  Good morning, dear children! I am glad to see you! I hope everyone is feeling fit. I think you will agree that the topic we are going to speak on is really worth discussing. Because we can’t imagine our life without many of things, and one of them is travelling.