39892

Объектно-ориентированное программирование. Скрытие данных в объектах

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Наследование определение объекта и дальнейшее использование всех его свойств для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта относящегося к иерархии доступа к коду и данным всех порожденных объектов...

Русский

2015-01-19

42 KB

0 чел.

Объектно-ориентированное программирование

ООП представляет собой способ программирования, позволяющий создавать модульные программы с представлением данных на определенном уровне абстракции.

Ключевым понятием ООП является объект. В Паскале объект подобен записи Record и содержит данные различных типов. Но в отличие от записи он может содержать и методы работы над объектом – это процедуры или функции, которые оперируют данными объекта.

 

 Пример: Рассмотрим семейство объектов, описывающих файлы различных типов и действия над ними.

Объект-файл можно определить как совокупность данных:

- длина файла;

- дата создания файла;

- текущая позиция указателя файла;

и совокупность методов работы с файлами, т.е. из файла можно прочитать данные, записать в файл и установить дату создания.

Все объекты характеризируются тремя свойствами:

- инкапсуляция – комбинирование записи с процедурами и функциями для получения объекта как нового типа данных;

- наследование – определение объекта и дальнейшее использование всех его свойств для построения иерархии порожденных объектов с возможностью для каждого порожденного объекта, относящегося к иерархии, доступа к коду и данным всех порожденных объектов;

- полиморфизм – присваивание определенному действию одного имени, которое затем совместно используется по всей иерархии объектов, причем каждый объект выполняет это действие характерным для него способом.

Одним из примеров иерархии может быть дерево каталогов:

    Геометрический объект

    Плоский  Объемный  

  С вершинами  без вершин

     Окружность эллипс

Описание объектов:

 TYPE

Coordinates = object

 x, y: integer;

 end;

var

c: coordinates;

c.x

c.y {обращение к полям}

 type

 TPerson = object

 Name: string [30];

 Date: string [10];

 Rate: real;

Procedure Init (Nm, Dt: string; Rt: real);

Function GetName: string;

Function GetDate: string;

Function GetRate: real;

Procedure ShowName;

Procedure ShowDate;

Procedure ShowRate;

End;

 Описание потомка предыдущего объекта:

 type

TStudent = object (TPerson)

 Ball: real;

Procedure Init (Nm, Dt: string; Rt, Bl: real);

Function GetBall: real;

Function GetSum: real;

Procedure ShowBall;

Procedure ShowSum;

Procedure ShowAll;

End;

 Метод – представляет собой процедуру или функцию, определенную в рамках объекта, которая используется для выполнения действий над полями объекта.

Описание методов внутри объекта только указывает действия, но не указывает, каким образом они будут выполняться. Сами методы описываются вне определения объекта, как отдельная процедура или функция.

При описании метода, его имени должно обязательно предшествовать имя типа объекта, которому принадлежит данный метод.

 

 Procedure TStudent.ShowBall;

Begin

End;

 

Procedure TPerson.Init;

Begin

Name:= ‘Иванов’;

End;

 Скрытие данных в объектах

 Иногда при использовании объектов внутри модулей могут встречаться части описаний объектов, которые нежелательно экспортировать. Необходимо предусмотреть объекты, методы, которые доступны, но непосредственный доступ к данным объекта запрещен.

В Паскаль для этих целей используют скрытые или частные поля и методы. Такие поля и методы доступны только внутри того модуля, в котором описан объект. Таки образом, полное описание объекта выглядит следующим образом:

 Type

NewObject = object

 Поля;

 Методы; {общедоступные}

 Private

 Поля;

 Методы; {скрытые}

 Public

 Поля;

 Методы; {общедоступные}

End;

 Виртуальные методы

 Все используемые ранее методы являлись статическими. Статические методы всегда работают с экземплярами типа объекта, для которого они были введены. Таким образом, происходит жесткое закрепление метода за типом объекта. Наряду со статическими методами в Паскаль используются виртуальные методы.

Суть виртуального метода заключается в общедоступности использования его действия по одному и тому же имени всеми объектами дерева иерархии, при этом каждый из объектов реализует это действие по-своему.

Виртуальность говорит о том, что при вызове такого метода необходимо уделять внимание действию, а не конкретному экземпляру объекта, над полями которого оно будет производиться.

Метод становиться виртуальным, если за его описанием указывается слово virtual:

 Type

NewObject = object

 Поля;

 Методы; virtual;

 Виртуальные методы используются для работы  с динамическими объектами:

 TYPE

CoordinatesPtr = ^Coordinates;

Coordinates = object

 x, y: integer;

 end;

var

c: CoordinatesPtr;

New(c);

c^.x;

 Обращение к таким объектам можно построить только после выделения памяти в Heap-области.

Для динамических объектов введено расширение процедур New и Dispose. Оно связано с введением второго параметра в виде соответствия метода объекта. Этот метод должен быть строго определен и для New носит название Constuctor.

 Пример:

 Type

DataInputPtr =^ DataInput;

  DataInput = object (coordinates)

Visibleflag: Boolean;

Constructor Init (xIn, yIn: byte; Vin: boolean);

Destructor Done; virtual;

Procedure Show; virtual;

Var

AllDatP: ^ DataInput;

 Процедура распределения памяти с Constuctor выглядит следующим образом:

 New (AllDatP, Init (5, 10, true));

 Для процедуры Dispose введенный метод носит название Destructor – уничтожение объекта.

 Dispose (AllDatP, Done)

 Для уничтожения объекта Destructor можно записывать следующим образом:

 Destructor DataInput.Done;

Begin

End;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4284. Работа с функциями в языке С++ 52.5 KB
  Работа с функциями в языке С++ 1 Цель работы Получение практических навыков в работе с функциями. В ходе выполнения работы необходимо создать программу, которая определяет и инициализирует двумерный массив целых значений и затем выполняет след...
4285. Использование стандартных функций в языке С++ 120.5 KB
  Использование стандартных функций в языке С++ Закрепление практических навыков по работе с функциями, работа со стандартными функциями. В ходе выполнения работы необходимо создать программу, которая находит все корни уравнения на...
4286. Основные понятия бинарных деревьев 92.5 KB
  Бинарные деревья Рассмотрим структуры данных, определяемые с помощью рекурсии. Среди них наиболее важными являются деревья. Деревья имеют широкое применение при реализации трансляторов таблиц решений, при работе с арифметическими выражениями, при со...
4287. Массивы. Основные операции над ними. Алгоритмы обработки массивов 131.5 KB
  Массивы. Основные операции над ними. Алгоритмы обработки массивов. Структурные типы данных. Способы представления в памяти. Переменные структурного типа содержат более одного значения. К структурным типам относятся множества, массивы, записи, файлы,...
4288. Модули. Структура модуля. Стандартные модули Delphi 97 KB
  Модули. Структура модуля. Стандартные модули Delphi. Структура модуля. Модули – одно из ключевых понятий языка Паскаль. Они предназначены для разбиения проекта на части. В каждом модуле могут быть собраны константы, типы, переменные...
4289. Связные списки, стеки, очереди 237 KB
  Связные списки, стеки и очереди Как и массивы, связные списки представляют собой универсальную структуру данных, широко используемую многими программистами. Однако, в отличие от массивов, связные списки не входят в состав стандартного языка...
4290. Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных рынках 31 KB
  Виртуальный маркетинг и его применение на отечественных рынках Получают развитие сетевые или виртуальные организации, т.е. организации, в которых границы между его участниками, ресурсами и подразделениями размыты благодаря интенсивному информационно...
4291. Организация ветвления и его алгоритмическая структура 49.5 KB
  Организация ветвления Цель работы: освоить алгоритмическую структуру ветвление, а также работу команды ветвления. Образец решения задачи. Задача. В компьютер вводится информация: количество знаков в рекламе на какой странице в газете будет печатать...
4292. Становлення та розвиток української та європейської культури в 19 - початку 20 ст. Частина 2. Українське мистецтво 55 KB
  В першій половині 19 ст. в Україні зявився перший професійний театр. Спершу це були бродячі акторські групи. Потім з'являються перші театральні приміщення, що приймають у себе гастролерів і дають сцену для власних театральних труп. У 1818 р. Іван Котляревський очолив професійний театр у Полтаві...