39908

Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности стран «Третьего мира»

Курсовая

Международные отношения

Внешняя задолженность развивающихся стран и стран с переходной экономикой превратилась в самостоятельный объект международной политики, затрагивающей интересы практически всех государств мирового сообщества.

Русский

2014-12-26

152.5 KB

3 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 31

Содержание

Введение 3

1 Социально – экономические глобальные проблемы

1.1 Сущность и признаки глобальных проблем человечества     5

1.2 Проблема преодоления бедности и отсталости                       8

1.3 Демографическая проблема                                                    11

1.4 Социально-экономические аспекты продовольственной

проблемы                                                                                        13

2 «Третий мир»

2.1 Понятие термина «Третий мир»                                              16

3 Возникновение и формирование проблемы внешней

задолженности стран «Третьего мира»

3.1 Проблемы дестабилизации валютно-кредитных отношений 20

3.2 Механизмы регулирования внешней задолженности             24

Заключение                                                                                       28

Список использованной литературы                                              30

Приложения                                                                                     32

Введение

Глобальные проблемы человечества - проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.

Глобальные проблемы, перестав быть предметом интереса лишь узкого круга специалистов, к 60-м годам ХХ века приобрели широкую известность, в это же время впервые появился интерес широкой общественности к данной теме, начался процесс ее обсуждения в самых широких кругах.

Причиной такого возросшего интереса к данной теме послужил ряд факторов. В процессе своего развития связи между различными регионами мира неизменно укреплялись, в результате чего человечество естественным образом пришло к той ситуации, когда серьезные проблемы, возникающие в некотором регионе земли, неизбежно отражаются на состоянии всей планеты. Такой эффект наблюдается как в экономической, экологической, энергетической, так и во многих других сферах.

Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных, но в то же время для их решения необходимы не разрозненные усилия отдельных стран, а совместные действия мирового сообщества.

Оказывая официальную помощь в решении экономических и социальных проблем странам «третьего мира» к началу 80-х годов появилась новая проблема - внешняя задолженность развивающихся стран. Она стала одной из актуальнейших проблем международных экономических отношений.

В этой связи особую актуальность с научной и практической точек зрения приобретают вопросы, связанные с исследованием специфического характера внешней задолженности; выявлением закономерностей, превративших внешние заимствования из ускорителя социально-экономического развития в тормозящий его фактор.

Внешняя задолженность развивающихся стран и стран с переходной экономикой превратилась в самостоятельный объект международной политики, затрагивающей интересы практически всех государств мирового сообщества.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать пути решения глобальной проблемы помощи мирового сообщества странам «третьего мира».

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

- дать характеристику глобальным проблемам человечества;

- рассмотреть проблему преодоления бедности и отсталости;

- проанализировать демографическую проблему;

- изучить социально - экономические аспекты продовольственной проблемы;

- рассмотреть механизмы оказания помощи развивающимся странам;

- изучить возникновение и формирование проблемы внешней задолженности стран третьего мира.

Методы исследования :

1) Обработка, анализ научных источников;

2) Анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования - официальная помощь мирового сообщества странам «третьего мира».

Предмет исследования - анализ и пути решения проблемы развивающихся стран.

1 Социально – экономические глобальные проблемы

1.1 Сущность и признаки глобальных проблем человечества

Современная эпоха поставила перед обществом новые проблемы, требующие философского осмысления. Среди них - так называемые глобальные проблемы. Само название этих проблем произошло от французского слова global - всеобщий и от латинского globus (terrae) - земной шар. Оно означает совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации.

Глобальные проблемы современности - совокупность противоречивых процессов, которые составляют содержание современного кризиса мировой цивилизации.

Источники глобальных проблем современности можно условно разделить на две группы: углубление разногласий между человеком и природой (экологические, продовольственные, энергетические и др. проблемы); отношения между людьми (проблема войны и мира, защиты и развития духовной сферы, демографии, борьбы с преступностью и т.п.)1.[16]

Как сами глобальные проблемы современности, так и определение путей их решения, имеют комплексный, междисциплинарный характер, и это требует не только глобальной интеграции усилий всех стран мира, но и, согласно учению Вернадского о ноосфере, интеграции философско-политических, естественных и технико-экономических знаний в соответствующих сферах человеческого деятельности. Одной из самых важных предпосылок такой «двойной» интеграции и следующего решений глобальных проблем является коренное изменение принципов политики: отход всех стран мира от конфликтной ориентации, переход к сотрудничеству на основах признания приоритета общечеловеческих ценностей, общий поиск самых эффективных путей формирования глобального - «жизнеспособного общества».

Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от других:

- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран;

-острота проявления;

-комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;

-влияние на дальнейшей ход истории человечества;

-возможность их решения лишь совместными усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

По предложенной World Economic Forum классификации глобальные проблемы, влияющие на экономику, делятся на 4 группы2.[26]:

1. Экономические проблемы:

а) Цены на нефть/энергопотребление;

б) Цены активов/огромная задолженность;

в) Дефицит текущего счета США;

г) Денежный кризис;

д) Рост Китая.

2. Экологические проблемы:

а) Биологическая вариативность;

б) Изменение климата;

в) Обеспечение водными ресурсами/качество;

г) Природные катаклизмы;

д) Загрязнение воздуха, воды и почвы;

е) Проблема нехватки энергетических ресурсов.

3. Социальные проблемы:

а) Радикальный ислам;

б) Угроза религиозных войн;

в) Демографические: старение населения, недостаток населения в развитых странах, преобладание мужского населения;

г) Вынужденная миграция;

д) Инфекционные заболевания;

е) Бедность;

ж) Неоднозначное отношение общественности к технологическим достижениям (биотехнология, нанотехнология, другие области науки).

4. Геополитические проблемы:

а) Терроризм;

б) Организованная преступность;

в) Горячие точки (Израиль/Палестина, Индия/Пакистан, Ирак, Чечня, Корейский полуостров, Китай/Тайвань, Иран, Саудовская Аравия);

г) Конфликты из-за нехватки ресурсов;

е) Создание оружия массового уничтожения.

Именно такие вопросы встали перед учеными в начале второй половины 20-го века и становятся всё более важными на сегодняшний день.

По мере развития человеческой цивилизации могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, а также проблему освоения и использования космоса3.[22].

Изменения, произошедшие в 70-80-е и особенно в 90-е гг. позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 60-70-е гг. главной считалась проблема предотвращения мировой ядерной воины, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие - демографическую проблему, а третьи - проблему бедности и отсталости.

Вопрос установления приоритетности глобальных проблем имеет не только научное, но и важное практическое значение. По различным оценкам, ежегодные затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП

1.2 Проблема преодоления бедности и отсталости

Важнейшая проблема мировой экономики начала ХХI в. - преодоление бедности и отсталости. В современном мире бедность и отсталость характерны прежде всего для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.

Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день.

В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии - 43% и в Индии - 48%.

Огромные масштабы бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового НТП обходят стороной многие развивающиеся страны, их колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни4.[14].

Было бы в высшей степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения такого положения. Так, оно формирует в широком общественном сознании этих стран негативное отношение к существующему в мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового международного экономического порядка).

Большинство экономистов сходится в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчение неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости5.[16].

Они осуществляются прежде всего по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран тропической Африки - более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год.

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции - прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран «третьего мира». Но эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, которые достаточно широко распространены в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

Проблема безработицы

В ежегодном отчете Международной организации труда (МОТ) говорится, что в 2006 году уровень безработицы в мире оставался крайне высоким - незанятыми были 195,2 млн. человек, или 6,3% от общего числа людей трудоспособного возраста. Этот показатель практически не изменился по сравнению с 2005 годом. В государствах Центральной и Восточной Европы, не входящих в Европейский Союз, а также в странах СНГ ситуация еще хуже - в них не работает 9,3% трудоспособного населения. Десятилетие назад показатель был немногим лучше - 9,7%.

В 2006 году мировой уровень безработицы возрос, так как глобальное экономическое развитие не в состоянии удовлетворить потребности всех людей, которые находятся в поисках работы - в частности, молодежи, число безработных среди которой продолжает расти. Ряд стихийных бедствий, рост цен на энергоносители, а также «бессилие» экономики многих стран направить рост ВВП на открытие новых рабочих мест и повышение заработной платы, серьезно отразились на положении так называемых «малоимущих работающих»6.[9].

Даже развитие в экономическом отношении не в силах урегулировать проблемы мировой безработицы. Это подтверждает тот факт, что, хотя во многих странах уровень бедности и сократился, однако это все же не привело к решению вопроса. Гигантские масштабы глобальной безработицы, и отсутствие конкретных мер по выходу из создавшегося положения требует пересмотра политики и практики, связанных с этой проблемой

1.3 Демографическая проблема

Демографическая проблема оказывает влияние не только на положение отдельных стран мира, но и влияет на развитие мировой экономики и международных отношений, требует к себе серьезного внимания как ученых, так и правительств различных государств.

Демографическая проблема имеет следующие основные составляющие. Прежде всего речь идет об уровне рождаемости и во многом зависящей от пего динамике численности населения как мира в целом, так отдельных стран и регионов.

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. К началу нашей эры на Земле проживало 256 млн. человек, в 1000 г. - 280; к 1500 г. -427 млн., в 1820 г. - 1 млрд.; в 1927 г. - 2 млрд. человек.

Современный демографический взрыв начался в 1950 - 1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд.; в 1974 г. - 4 млрд.; в 1987 г. 5 млрд. человек. Ожидается, что к 2050 г. Произойдет стабилизация численности населения планеты на уровне 10,5-12 млрд., что является пределом биологической популяции человечества как вида7.[25].

В настоящее время мировая демографическая ситуация имеет свои особенности:

1. Демографический кризис в ряде развитых стран уже привёл к нарушению воспроизводства населения, его старению и сокращению его численности.

2. Быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

3. В странах третьего мира живёт в 3 раза больше людей, чем в развитых.

4. Сохраняются неблагоприятные социально-экономические условия.

5. Увеличиваются экологические проблемы (превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему, загрязнение окружающей среды, опустынивание и обезлесивание).

Ученые отмечают, что пик демографического взрыва, пришедшийся на 60-е, уже позади и происходит постоянное снижение уровня рождаемости во всех странах со вторым типом воспроизводства населения, исключая Африку. Для решения актуальных демографических проблем мировая демографическая политика должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни. Важна просветительская работа среди верующих (церкви необходимо изменить установку на высокую рождаемость и запрет контрацепции). Согласно современным подсчетам, оптимальный вариант для минимального воспроизводства населения составляет 2,7 ребенка на 1 женщину8.[24].

В развитых странах научно-технический прогресс привёл к увеличению безработицы, что в свою очередь привело к снижению рождаемости. А в странах с переходным типом воспроизводства снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. В развивающихся странах формируется специфическая возрастная структура, где большой удельный вес занимает молодежь до 17 лет (более 2/5 населения, тогда как в Европе этот показатель равен 1/3).

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции:

- стабилизация или снижение их в развитых странах;

-резкий рост в развивающихся странах.

1.4 Социально-экономические аспекты продовольственной проблемы

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс - численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой.

Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах. К числу наиболее нуждающихся стран, где среднее душевое потребление продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и продолжает снижаться, относятся Того и Монголия. В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее время превышает 3000 ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия.

Мировое производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности угодий, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Это связано с высоким уровнем урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов, ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания.

Несмотря на то, что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено, международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долларов в год. Основные участники международной торговли продовольствием - развитые страны: США, Франция, Нидерланды, Германия и др. На их долю приходится 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж продовольствия приходится на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Доля стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.

При этом развивающиеся страны принимают пониженные обязательства (2/3 от обязательств развитых стран), и они вводятся в действие на протяжении 10 лет. Наименее развитые страны вообще освобождаются от обязательств.

Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются перспективы мировой продовольственной ситуации, является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Эта организация, в деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя, и мировое сообщество в целом, уделяют серьезное внимание перспективам решения продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе в странах с переходной экономикой. Если ранее (в 70-80-е гг.) наиболее важная роль отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран-доноров (США и ЕС) является финансирование конкретных проектов, ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется основная часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства, предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и т.д. Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО являются распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности и т.п9.[14].

Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время усилия мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где наблюдается его нехватка, т.е. в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки, а также Восточной Европы.

2 «Третий мир»

2.1 Понятие термина «Третий мир»

Термин появился после второй мировой войны для обозначения стран, которые не хотели всецело зависеть от одного или двух противоборствующих блоков - западного или социалистического. Страны третьего мира во главу угла ставят развитие экономики. Постоянно выступают против дискриминации в международной торговле, проявляют стремление к новому международному порядку в рамках системы ООН. Противостояние промышленно развитым странам способствует укреплению их единства, заслоняет в отдельных случаях внутренние противоречия. Глобализация экономики создает новые проблемы, трудности для хозяйственного и социального развития стран третьего мира.

К развивающимся странам (англ. Developing countries) обычно относят те государства, который имеет низкие стандарты демократических правительств, свободной рыночной экономики, индустриализации, социальных программ и гарантии прав человека для своих граждан.

Страны с более развитой экономикой, чем другие развивающиеся страны, но которые ещё не в полной мере продемонстрировали признаки развитой страны, сгруппированы в соответствии с термином «новая индустриальная страна». Применение термина «Развивающаяся страна» для любой страны, которая не развита не подходит потому, что число бедных стран пережили длительные периоды экономического спада. Такие страны классифицируются как наименее развитые страны или несостоявшиеся государства.

Развитие предполагает современную инфраструктуру. Развитые страны, в сравнении, как правило, имеют экономические системы, основанные на постоянном, самоподдерживающемся экономическом росте.

Несмотря на огромное разнообразие хозяйственной жизни, страны Третьего мира имеют и сходные характеристики, позволяющие объединить их в данную категорию. Основная из них - колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культуре этих стран. У них один путь формирования действующей структуры промышленности - повсеместное преобладание ручного производства в колониальный период и программа перехода к индустриальным методам производства после обретения независимости. Поэтому в развивающихся странах тесно соседствуют доиндустриальные и индустриальные типы производства, а также производства, основанные на новейших достижениях научно-технической революции. Но в основном преобладают два первых типа. Экономика всех стран Третьего мира характеризуется негармоничностью в развитии отраслей народного хозяйства, которая объясняется и тем, что они не прошли в полном объеме последовательные фазы экономического развития, как лидирующие страны.

Для большинства развивающихся стран характерна политика этатизма, т.е. прямого государственного вмешательства в экономику с целью ускорения темпов ее роста. Отсутствие достаточного количества частных капиталовложений и иностранных инвестиций заставляет государство брать на себя функции инвестора. Правда, в последние годы во многих развивающихся странах начала осуществляться политика разгосударствления предприятий - приватизация, подкрепляемая мерами по стимулированию частного сектора: льготное налогообложение, либерализация импорта и протекционизм в отношении наиболее важных предприятий, находящихся в частной собственности.

Несмотря на важные общие характеристики, объединяющие развивающиеся страны, их условно можно разделить на несколько однотипных групп. При этом необходимо руководствоваться такими критериями, как: структура экономики страны, экспорта и импорта, степень открытости страны и вовлеченность ее в мировое хозяйство, некоторые особенности экономической политики государства.

Наимение развитые страны. К числу наименее развитых стран относятся ряд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Сахара), Азии (Кампучия, Лаос), Латинской Америки (Таити, Гватемала, Гвиана, Гондурас и др.). Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренние источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологии и т.п.

Для наименее развитых стран характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения). Национальный капитал в большей части, тем не менее, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако он предпочитает занимать нишу торговли импортными товарами и не инвестировать национальное производство из-за высокой степени риска.

Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накоплений. Более того, 80-90-е гг. проявилась тенденция к уменьшению притока зарубежных инвестиций в их экономику, которая тем самым становится менее открытой.

Не способствует открытости экономики и структура внешней торговли. Все страны этой группы - одновременно и экспортеры сельскохозяйственной продукции, цены на которую наиболее подвержены колебаниям на внешнем рынке, и крупнейшие импортеры промышленной продукции.

Негативное воздействие на экономическое развитие этих стран оказывает демографическая ситуация. Высокие темпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефициту питания и голоду.

В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и дешевой рабочей силы.

Страны со среднем уровнем развития. В многочисленную группу развивающихся стран со среднем уровнем экономического развития входят Египет, Сирия, Тунис, Алжир, Филиппины, Индонезия, Перу, Колумбия и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравнению с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей. Эта группа стран располагает большими потенциями в развитии благодаря наличию внутренних источников накопления. Перед этими странами не стоит столь остро проблема нищеты и голода. Их место в мировом хозяйстве определяется существенным технологическим разрывом с развитыми странами и большой внешней задолженностью [приложение А].

3 Возникновение и формирование проблемы внешней

задолженности стран «Третьего мира»

3.1 Проблемы дестабилизации валютно - кредитных отношений

Долговой кризис выразился в неспособности целого ряда государств своевременно и в полном объеме погасить свои внешние финансовые обязательства. Как правило, он содержит серьезную угрозу международного и финансового краха. Кроме того, он подчеркивает слабость и несоответствие существующих форм и методов регулирования данной области международных отношений. Опыт стран - должников убедительно доказал, что проблемы внешнего долга оказывают непосредственное воздействие на инвестиции и экономический рост. По существу платежи по обслуживанию внешней задолженности превращаются в своего рода налог на текущие и будущие доходы государства с оттоком все большей их части за рубеж в причину дестабилизации международных валютно-кредитных отношений; анализом основных позиций и предложений заинтересованных государств и международных экономических организаций. Именно такой подход открывает путь к анализу международных механизмов регулирования задолженности, проблем, связанных с повышением их эффективности, и оценке перспектив выхода из создавшейся ситуации.

Проблема внешней задолженности стала многоплановой и, можно с уверенностью говорить - глобальной, сроки разрешения которой трудно предвидеть. Многоплановость и глобальность современной внешней задолженности развивающихся стран можно видеть, прежде всего, н следующем. Предоставление кредитов и долгосрочных займов кредиторами - развитыми странами рыночной экономики как по официальной, межправительственной линии, так и частными банками и международными экономическими организациями, в которых развитые страны рыночной экономики играют ведущую роль, являются, по существу, механизмом долгосрочного экономического воздействия центров мирового хозяйства на страны периферии - развивающиеся страны и страны переходной экономики. Однако, этот аспект; международных экономических отношений требует самостоятельного изучения, выходящего за рамки долговой проблемы.

Обострение проблемы задолженности выявило необходимость разработки и осуществления согласованных мер со стороны стран должников и их кредиторов с целью преодоления кризиса. В разрешение этой ситуации были вовлечены различные международные организации и институты. Наиболее весомое значение среди них имеют МВФ, МБРР, ОЭСР, Парижский клуб. Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав. Не остались в стороне от разрешения этой проблемы и сами развивающиеся страны, принявшие целый ряд мер по консолидации своих позиций перед лицом мирового сообщества и облегчению последствий долгового кризиса.

Внешняя задолженность постепенно трансформировалась из валютно-финансовой в многомерную проблему, которая в той или иной степени затрагивает интересы большинства государств, что привело к осознанию необходимости интернационализации подхода к ее решению, к поиску новых совместных и эффективных методов регулирования задолженности.

Изначальная необходимость привлечения заемных ресурсов на цели развития была обусловлена глубокими диспропорциями в национальной экономике развивающихся стран, ограничивающей возможности внутренних источников накопления. Однако даже производительное использование внешних ресурсов не привело в большинстве случаев к выравниванию структурной несбалансированности развивающейся экономики, что объясняется как неэффективностью выбранных моделей экономического развития, так и значительным ухудшением внешнеэкономического положения развивающихся государств в 70-е и 80-е годы. Ухудшение внешних условий развития не только оказало негативное влияние на рентабельность различных секторов хозяйства, но и увеличило их потребности в заемных ресурсах.

Удовлетворение возросших потребностей во внешних ресурсах стало возможным благодаря привлечению развивающихся стран к заимствованию на международных рынках ссудного капитала, в чем активную роль сыграли транснациональные банки, ставшие одними из основных кредиторов стран «третьего мира». Так, если в 1973 г. задолженность частным кредиторам составляла 33% от всей суммы средне- и долгосрочного внешнего долга развивающихся стран, то уже в 1982 г. ее доля выросла до 60%, соответственно уменьшая удельный вес задолженности официальным кредиторам, что означало ужесточение условий внешних заимствований.

Следствием этих причин явилось финансирование по существу порочного механизма самовозрастания внешней задолженности, отличительной чертой которого стало нерациональное использование заемных ресурсов, идущих на компенсацию снижения эффективности инвестиционного процесса и растущих валютных затрат, а не на цели реального накопления, которое сопровождалось бы сглаживанием структурной диспропорциональности национальной экономики.

Формированию такого механизма, ориентирующего на «развитие в кредит», способствовали как неконтролируемое разбухание международного кредита и 70-х - начале 80-х годов, вследствие роста евровалютных рынков (со 150 млрд. долл. в 1972 1. до 1800 млрд. долл. в начале 1982 г.), так и политика правящих кругов большинства развивающихся стран - основных должников, отдавших предпочтение возможности осуществлять широкомасштабные заимствования с этих рынков, вместо того, чтобы наращивать усилия по совершенствованию экономической структуры своих национальных хозяйств, что могло бы повысить эффективность воспроизводственного процесса и отдачу от капитализации заемных ресурсов.

В результате необычайно усилилась зависимость социально-экономического положения развивающихся стран от объема и условий их кредитования, конъюнктуры на международных рынках капитала, резкое изменение которых и явилось непосредственной причиной долгового кризиса, а также породило чистый отток финансовых ресурсов из стран «третьего мира». Если в 1980 г. развивающиеся страны выплатили транснациональным банкам процентов на общую сумму 18 млрд. долл., а получили от них новые кредиты на сумму 34,2 млрд. долл., то уже в 1982 г. процентные выплаты составили 42,2 млрд. долл., а сумма новых кредитов - всего 25,8 млрд. долл. Долговые платежи развивающихся стран в условиях резкого сокращения объемов их финансирования превратились к середине 80-х годов в главный фактор роста внешней задолженности. Внешнее финансирование, которое играло важную роль, в кредитовании инвестиционных потребностей «третьего мира», оказалось подорванным, так как практически весь объем новых займов и кредитов поглощался долговыми выплатами. Ухудшение ситуации было связано не только со структурными сдвигами в мировом хозяйстве, но и с политикой, проводимой транснациональными корпорациями и банками, с нарастанием протекционистских тенденций в международной торговле, с экономической политикой, осуществлявшейся ведущими странами мира .[17].

Анализ причин возникновения долгового кризиса приводит к выводу о том, что какой бы значительной ни была роль внешнеэкономических факторов в усилении зависимости развивающихся стран от внешних источников финансирования и в нарастании их задолженности, в конечном итоге именно внутренние причины предопределили характер и формы участия стран “третьего мира” в международном разделении труда, а, следовательно, и их неодинаковые возможности в адекватном реагировании на различные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, и выполнении своих внешних финансовых обязательств .

3.2 Механизмы регулирования внешней задолженности

Основными действующими институтами подобного регулирования стали МВФ и МБРР, которые в силу своей специфики заняли ведущее место как в разработке, так и в реализации согласованных механизмов по решению проблем внешней задолженности. Именно эти две организации разработали основные принципы функционирования всей системы регулирования внешней задолженности, сочетающие в себе использование государственных и рыночных форм воздействия. Центральным элементом международной стратегии регулирования внешней задолженности стало заключение кредитного соглашения между МВФ и страной-должником, подразумевавшее проведение должником политики жесткой экономии или “упорядочения” в обмен на новые кредиты. Подобное соглашение стало рассматриваться как свидетельство платежеспособности заемщика как официальными, так и частными кредиторами. Для привлечения дополнительных ресурсов были созданы “Генеральные соглашения о займах”, заключаемые МВФ со странами Большой семерки, Бельгией, Голландией, Саудовской Аравией и Швейцарией. Еще одним направлением деятельности МВФ стало его активное участие в пересмотре условий погашения задолженности перед официальными и частными кредиторами, которое способствовало улучшению некоторых условий реструктуризации долга, в частности, снижению процентной ставки и продлению сроков погашения.

Далеко не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества .[23].

Помимо международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран «Большой семерки», ОЭСР. Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств «третьего мира».

Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов, Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия «Торонтских», «Лондонских», «Хьюстонских», «Неапольских» и «Лионских» способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.

Проблема урегулирования официальной задолженности обсуждалась не только в рамках Парижского клуба. Ведущие мировые державы предприняли ряд шагов по разрешению этой проблемы. Среди них можно отметить инициативы Бейкера, Миттерана, Брейди. В частности, предложенная секретарем Казначейства США Н.Брейди инициатива по урегулированию задолженности развивающихся стран перед частными кредиторами нашла широкую поддержку среди финансовых структур Запада и среди самих должников. Суть предложений Н.Брейди сводилась к организации различных операций («свопов»), способствующих снижению объемов неофициальной задолженности. Среди них: выкуп задолженности у кредиторов самими должниками за наличные средства со скидкой, обмен задолженности на долгосрочные ценные бумаги стран-должников, конвертация задолженности в акции фирм, принадлежащих стране-должнику, поставка товаров из страны-должника в счет погашения задолженности, конверсия внешнего долга в обязательства в национальной валюте.

Вместе с тем, этим инициативам, как впрочем и другим механизмам регулирования задолженности, присущи определенные недостатки. Один из них заключается в недостаточном распространении механизмов конверсии задолженности среди стран-должников и стран-кредиторов. Однако, наличие выбора среди программ по урегулированию коммерческой задолженности, а также их достаточная гибкость позволяют надеяться на то, что эти механизмы не постигнет участь их предшественников, а наоборот, они послужат дальнейшему сокращению задолженности и окажутся отправной точкой для выработки новых, более совершенных концепций.

Новая долговая стратегия, основанная на взаимодополняемости действий должников, кредиторов и международных финансовых организаций, на сбалансированной ответственности всех участников кредитных отношений за решение долговой проблемы, на применении дифференцированного подхода к регулированию задолженности развивающихся стран в зависимости от уровня их социально-экономического развития позволяет надеяться если не на разрешение долговой проблемы, то, по крайней мере, на значительное снижение остроты данного вопроса.

В этой связи представляется необходимым усиление влияния стран «третьего мира» на международные финансовые организации. Этому может способствовать пересмотр механизма образования собственных средств МВФ и Всемирного банка. Возможно следует отказаться от пополнения собственных средств за счет квот стран-членов и перейти на самофинансирование, посредством проведения самостоятельных операций на финансовом рынке при соответствующем изменении структуры руководства этих организаций. В совокупности это позволит снизить влияние ведущих западных держав на принятие решений об оказании финансовой помощи.

Разработка и согласование общих подходов и позиций стран-должников к урегулированию внешней задолженности стала важнейшей задачей многосторонней экономической дипломатии развивающихся государств на современном этапе. От решения этой проблемы и практической реализации выработанных мер (таких как, коллективная опора па собственные силы, ускорение интеграционных процессов, структурная перестройка национальных экономик) во многом зависит дальнейшая эволюция долговой ситуации в развивающемся мире. Необходимо отметить, что развивающиеся страны хотя и стремятся к сотрудничеству и создают совместные организации, до сих пор не достигли того уровня взаимопонимания, который позволил бы им выработать единую концепцию разрешения экономических и финансовых проблем, стоящих перед «третьим миром».

Важнейший вклад в разрешение долговой проблемы может дать пересмотр национальной экономической политики странами должниками. Она должна быть направлена на оптимизацию использования заемных ресурсов, недопущение финансирования неэффективных проектов и сокращение степени зависимости экономики от притока новых займов. Главный путь - мобилизация и эффективное использование собственных ресурсов. Также при разрешении долговых проблем необходимо прилагать усилия для активизации процесса региональной интеграции и выработки совместных путей социально-экономического развития. Анализируя результативность мер, принятых странами-должниками, их кредиторами и международными финансовыми институтами, можно сделать вывод о значительном снижении остроты кризиса задолженности, хотя о полном ее разрешении говорить явно преждевременно.

Заключение

Таким образом, термин «глобальные проблемы» стал широко использоваться с 60-х годов для обозначения целого комплекса наиболее острых общечеловеческих проблем, рассматриваемых в планетарном масштабе.

Преодоление возрастающего контраста в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения (демографического взрыва в развивающихся странах) и устранение опасности депопуляции в развитых странах.

Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя задолженность.

В последние десятилетия наблюдалось систематическое снижение цен на сырьевые товары. К тому же сократились объемы поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся стран в связи освоением ресурсо - и энергосберегающих технологий в развитых странах.

В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов, обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований, и наращивание внешней задолженности. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки. Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять программу списания большей части долгов беднейших стран и их последующей реструктуризации. Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в собственность кредиторам акций государственных промышленных предприятий. Однако принятые в 80-е - 90-е годы меры по снижению и реструктуризации внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового бремени.

В современных условиях мирового кризиса, отсутствие внутреннего механизма модернизации наиболее отсталых экономик углубили и свели на нет усилия по преодолению долгового кризиса развивающихся стран. Характерным явлением стало превышение платежей развивающихся стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых ресурсов.

Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно обеспечить не только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых инвестиций.

В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются. Проблема эффективного использования помощи странам третьего мира остаётся трудноразрешимой.

    Список использованной литературы :

1 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. 2004.

   2 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М. 2002.

3 Болотин Б.М., Шейнис В.Л. Экономика развивающихся стран в цифрах, М., 1988г

4 Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия // Менеджмент в России и за рубежом - 2001, № 3

5 Глобализация мировой экономики: Проблемы и риски. В.П. Оболенский, В.А. Поспелов; Торгово-промышл. палата Рос. Федерации, Рос. акад. наук. Центр внешнеэкон. исслед. - М.: Наука, 2001. - 216с.

6 Глобализация экономики и внешнеэкономические связи [И.П. Фаминский, Э.Г. Кочетов, В.Ю. Пресняков и др.]; Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Республика, 2004. - 445с.

7 Донченко В.К. Экологическая интеграция. Часть 1. Социально-экономические аспекты экологической интеграции. - СПб, 2003. - 163 с.

   8 Журнал «Мировая экономика и международные отношения» 2008

9 Кашепов А.М., Проблемы предотвращения массовой безработицы // Вопросы экономики.-2006.-№5.-С.53-58.

   10 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. М. 1998.

11 Концепция внешней политики России: Контуры обновления. Материалы дискуссии / Под ред. А.И. Никитина и В.Е. Петровского. - М., 2004.

12 Литовка О.Л., Межевич Н.М. Глобализм и регионализм -- тенденции мирового развития и фактор социально-экономического развития. СПб.: Культ-информ-пресс, 2002. С.6

   13 Ломакин В.К. Мировая экономика. М. 2004.

14 Любецкий В.В. Мировая экономика Учебный курс. - М.: Феникс, 2006

15 Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 512 с.

16 Мировая экономика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / И.А. Спиридонов; Моск. гос. открытый ун-т. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 256с.

   17 Мировая экономика. -/Под ред. А.С. Булатова. М. 2003.

18 Мировая экономика. Учебник, З.К. Раджабова, Москва 2002г Мировая внешняя задолженность: теория и практика урегулирования/ Л.Н. Федякина. -М.: Дело и сервис, 1998.-304 с

19 Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Междунар. отношения, 1994.-479 c.

   20 Мировая экономика под ред. И.П. Николаевой, Москва 2000г.

21 Основы внешнеэкономических знаний. - /Под ред. И.П. Фаминского. М. 2001.

22 Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс» 2001.

   23 Спиридонов И.А. Мировая экономика. М. 2003.

   24 Халевинская Е.Д. Мировая экономика. М.,2004.

25 Черников Г.П. Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики: пособие для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. - М.: Дрофа, 2006. - 415 с.

26 Хмылев, В. Л. Современные международные отношения / В. Л. Хмылев. –   М.: ТПУ. - 2010. - URL: http://www.mgimo.ru/fileserver/books/rami4konvent/t6-zuikov.pdf

   27 Проблемы современной экономики. -URL: http://www.m-economy.ru 

   (дата обращения 22.11.2013)

    28 Библиотека ГУМЕР. - URL: http://www.gumer.

    (дата обращения: 23.06.2014)

    29 База публикаций. - URL: http://www.lib.znate.ru

    (дата обращения: 23.06.2014)

    30 Международные процессы. - URL: http://www. intertrends.ru

    (дата обращения 26.06.204)

    

Приложения

Приложение А

Текущий список наименее развитых стран

Азия

Африка

Океания

Америка

Афганистан

   Ангола

  Кирибати

Гаити

Бутан

   Бенин

Бангладеш

   Буркина

   Самоа

   Фасо

Камбоджа

   Бурунди

Лаос

   Кабо -  Верде

Соломоновы острова

Мьянма

   Эритрея

Восточный Тимор

   Эфиопия

   Тувалу

Непал

   Гамбия

Йемен

   Гвинея

Гвинея-Бисау

    Вануату

   Лесото

   Либерия

Мадагаскар

    Малави


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2347. Російський визвольний та польський національно-визвольний рухи на українських землях у 20-30-ті роки XIX ст. 20.71 KB
  Мета: розкрити причини поширення західноєвропейських революційних ідей в Україні та створення масонських лож в Україні, проаналізувати діяльність декабристів в Україні та історичне значення декабристського руху для України, довести, що Польське повстання 1830-1831 рр. мало антиколоніальний і антифеодальний характер.
2348. Формування модерної української нації. Теорія та суспільні виклики першої половини XIX ст 37.5 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань як кінцевий етап оцінювання знань з тем Вступ. Формування модерної української нації. Теорія та суспільні виклики першої половини XIX ст., Українські землі у складі Російської та Австрійської імперій наприкінці XVIII – у першій третині XIX ст., оцінити рівень навчальних досягнень учнів та перевірити уміння застосовувати нубуті знання.
2349. Історія України у визначеннях, таблицях і схемах 7-9 класи 44.9 MB
  Київська Русь та Галицько-Волинська держава. Національно-визвольна війна та відродження Української держави. Наддніпрянська Україна в другій половині ХІХ століття. Культура України другої половині ХІХ століття.
2350. Усі уроки до курсу Всесвітня історія 9 клас 1.04 MB
  Вікторіанська Британія. Велика Французька революція кінця ХVIII ст. Франція під владою Наполеона. Модернізація Японії. Велика Британія в останній третині ХІХ ст. Завершення територіального поділу світу. Культура народів світу наприкінці ХVІІІ — у ХІХ ст.
2351. Сільське господарство та аграрні відносини на українських землях 33.5 KB
  Мета: показати процес занепаду кріпосницьких та зародження ринкових відносин в Україні у першій половині XIX ст., довести, що російський царизм намагався зміцнити феодально-кріпосницьку систему господарювання в Україні, ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в сільському господарстві, промисловості, торгівлі України.
2352. Початок промислової революції 59 KB
  Мета: дослідити занепад кріпосницьких та зародження ринкових вілносин в Україні в першій половині XIX ст., ознайомити учнів із процесом визрівання ознак ринкової економіки в промисловості, торгівлі.
2353. Повсякденне життя українців у селі та місті. 19.07 KB
  Мета: сформувати в учнів уявлення про повсякденне життя українських селян та міщан у першій половині XIX ст. Розпорядок робочого дня українських селян.
2354. Соціально-економічне становище українського населення під владою Австрійської та Російської імперій і соціальні рухи 41 KB
  Мета: проаналізувати причини розгортання селянського руху, розкрити хід і наслідки соціальної боротьби в Україні в першій половині XIX ст., довести, що колонізаторська політика Російської та Австрійської імперій на українських землях призвела до посилення національного та соціального гніту, з’ясувати форми й характер протесту українського населення.
2355. Утворення Кирило-Мефодіївського братства. 38 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст., діяльністю першої української політичної нелегальної організації – Кирило-Мефодіївське братство, проаналізувати діяльність Т.Г. Шевченка, як суспільно-політичного діяча та його участь у братстві; проаналізувати програмні документи братства, розкрити значення діяльності кирило-мефодіївців у розвитку українського національного руху.