39919

Модели сетевого планирования и управления, назначения, область применения и основные характеристики

Шпаргалка

Информатика, кибернетика и программирование

Сетевой моделью СМ называется экономикоматематическая модель отражающая весь комплекс работ и событий связанных с реализацией проекта в их логической и технологической последовательности и связи. Модели сетевого планирования и управления модели СПУ предназначены для планирования и управления сложными комплексами работ проектами направленными на достижение определенной цели в заданные сроки строительство разработка и производство сложных объектов и др. Область применения: сетевое планирование позволяет осуществлять анализ проекта...

Русский

2013-10-11

66.75 KB

47 чел.

27 Модели сетевого планирования и управления, назначения, область применения и основные характеристики.

Сетевое планирование – метод планирования работ проектного характера, т.е. работ, операции в которых, как правило, не повторяются.

Сетевой моделью (СМ) называется экономико-математическая модель, отражающая весь комплекс работ и событий, связанных с реализацией проекта в их логической и технологической последовательности и связи.

Модели сетевого планирования и управления (модели СПУ) предназначены для планирования и управления сложными комплексами работ (проектами), направленными на достижение определенной цели в заданные сроки (строительство, разработка и производство сложных объектов и др.).

За рубежом система СПУ известна как система РЕRТ (Рrоgram Еvaluation and Review Тechnique – метод анализа и оценки программ) или СРМ (Critical Рath Мethod – метод критического пути).

В СПУ применяются связные, ориентированные графы без циклов, имеющие одну начальную и одну конечную вершину.

Граф – конечное мн-во точек, соединенных между собой направляющими.

Область применения: сетевое планирование позволяет осуществлять анализ проекта, который включает в себя большое кол-во взаимосвязанных операций, позволяют осуществлять календарное планирование работ, сокращать или увеличивать продолжительность выполнения работ в зависимости от их ст-ти.

Основные элементы сетевой модели: событие, работа, путь.

1. работа – процесс, приводящий к достижению определенного рез-та, требующий затрат каких-либо ресурсов и имеющий протяженность во времени (обознач. ->)

2. фиктивная работа (зависимость) – связь м-ду двумя или несколькими событиями, не требующая затрат времени и ресурсов (например, зависимость начала какой-то работы от оконч. других) (обознач. пунктирной стрелкой).

3. События - начало или завершение одной или нескольких работ. Они не имеют протяженности во времени. Событие совершается в тот момент, когда оканчивается последняя работа, входящая в него. На графе события изображаются кружками, внутри которых записывается номер события.

- исходное (начальное)

- конечное (завершающее)

- сложное (рез-т выполнения неск. работ)

- простое (рез-т выполнения одной работы)

4. путь – непрерывная последовательность работ от исходного до завершающего события. Путь с наибольшей длинной наз-ся критическим и определяет общую продолжить проекта.

Сетевая модель должна удовлетворяет следующим требованиям:

  1.  Не должно быть событий с одинаковыми номерами.
  2.  Должны быть только одно начальное и одно конечное события.
  3.  Должны отсутствовать циклы, т.е. замкнутые пути, соединяющие событие с ним же самим.

26 Этапы экономико-математического моделирования, классификация экономико-математических методов и моделей

ЭММ включает в себя 6 следующих этапов:

1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ. требуется сформулировать сущность проблемы, принимаемые предпосылки и допущения. Необходимо выделить важнейшие черты и св-ва моделируемого объекта, изучить его структуру и взаимосвязь его эл-тов, предварительно сформулировать гипотезы, объясняющие поведение и развитие объекта.

2. Построение мат. модели. Этап формализации проблемы, т.е. выражения ее в виде математических зависимостей (функций, ур-ий, неравенств и др.). Определяется тип ЭММ, изучаются возможности ее применения, уточняются конкретный перечень переменных и параметров, форма связей.

3 Математический анализ модели. На этом этапе мат приемами исследования выявляются общие св-ва модели и ее решений. Важным моментом является доказательство существования решений сформулир. задачи. При аналитическом исследовании выясняется, единственное ли решение, какие переменные могут входить в решение, в каких пределах они измеряются и т.п.

4. Подготовка исходной информации. Наиболее трудоемкий этап моделирования. В процессе подготовки информации используются методы теории вероятностей, теоретической и математической статистики для организации выборочных обследований, оценки достоверности данных и т.д.

5. Численное решение. Разработка алгоритмов численного решения, подготовка программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. При этом значительные трудности вызываются большой размерностью экономических задач. Численное решение существенно дополняет рез-ты аналитического исследования. А для многих моделей является единственно возможным.

6. Анализ численных рез-тов и их применение. На этом этапе решается вопрос о правильности и полноте рез-тов моделирования и применимости их как в практической деятельности, так и в целях усовершенствования модели. В первую очередь проводится проверка адекватности модели. Производится верификация (проверка правильности структуры модели) и валидация (проверка соответствия данных, полученных на основе модели, реальному процессу). Применение численных рез-тов моделирования направленно на решение практических задач (анализ экономических объектов, прогнозирование, выработка управленческих решений).

Классификация:

1. по степени агрегирования объектов:

- макроэкономические (описание функционирования экономики в целом)

- микроэкономические (описание экономических процессов на уровне 1 предприятия)

2. по общему целевому назначению:

- теоретико-аналитические (используются для изучения общих свойств или закономерностей какого либо объекта)

-прикладные модели (используются при решении конкурентных задач анализа, управления, прогнозирования экономическими субъектами)

3. по характеру использования:

-дискринтивные (описательные) модели (предназначаются для описания и обьяснения фактически наблюдаемых явлений, отвечает на вопрос – как это происходит и как это будет происходить)

-нормативные (оптимизационные) модели (предназначена для выбора наилучшего варианта из определенного числа альтернатив по заранее выбранным критериям)

4. по учету фактора неопределенности:

- детерминированные (в данных моделях не известные факторы не учитываются и результаты на выходе модели строго определены управляющими воздействиями)

- стохастические (вероятностные) модели (используются неизвестные факторы, т.е. различные случайные величины) – мат.ожидание, дисперсия.

5. по способу отражения фактора времени

- статические (описывают один момент времени)

-динамические (описывают период времени)

6. по используемому математическому аппарату 

- матричные -модели линейного, не линейного программирования

- корреляционная – реляционная модели

-модели теории массового обслуживания

-модели сетевого планирования

25 Информационный менеджмент и его место в системе управления. Цель, объекты и процессы информационного менеджмента. Внешний и внутренний информационный менеджмент

Информационный менеджмент представляет собой специфическую область общего менеджмента, функцией которого является управление информационными ресурсами,  информационными технологиями и информационными системами,  обеспечивающее эффективную реализацию всех бизнес-процессов предприятия.

Основная цель ИМ –  обеспечение эффективного функционирования любых компонентов информационной инфраструктуры и информационной деятельности организации.

Предмет изучения и приложения ИМ  – все этапы жизненного цикла информационной системы,  включая все действия и операции,  связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях,  так и с предприятием в целом,  активно использующим эту информацию.

Объектом ИМ является сфера информатизации предприятия,  включая информационные ресурсы, технологии и системы.

Субъектом ИМ выступает информационный персонал организации.  

Задачи информационного менеджмента:

1. обеспечение электронного документооборота;

2. управление всеми видами корпоративных информационных систем и корпоративных информационных ресурсов;

3. информационное обеспечение управления в целом,  и принятия решений, в частности;

4. обеспечение информатизации бизнес-процессов;

5. обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры организации;

6. управление ИТ персоналом и ИТ-подразделением  (при его наличии);

7. управление стратегическим и тактическим ИТ-развитием организации.

Выделяют три вида информационного менеджмента:

  1.  управление предприятием (организацией);
  2.  управление внутренней документацией;
  3.  управление публикациями.

Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.

24) Электронный бизнес и электронная коммерция: основные направления и отличительные особенности

Электронный бизнес – это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта, и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому.

К электронной коммерции относят: электронный обмен информацией ,электронное движение капитала, электронную торговлю, электронные деньги , электронный маркетинг , электронный банкинг, электронные страховые услуги

Существует несколько общепризнанных категорий, на которые подразделяется электронная коммерция.

Схема B2B или бизнес-бизнес - Принцип осуществления подобного взаимодействия очень прост: предприятие торгует с другим предприятием.

Схема B2C или бизнес-потребитель - В этом случае предприятие торгует уже напрямую с клиентом (не юридическим, а физическим лицом). Как правило, здесь речь идет о розничной реализации товаров.

Схема С2С или потребитель-потребитель - Такой способ осуществления электронной коммерции предполагает совершение сделок между двумя потребителями, ни один из которых не является предпринимателем в юридическом смысле слова. Интернет-площадки для подобной торговли являются чем-то средним между рынком-толкучкой и колонкой объявлений в газете.

Электронный бизнес - бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем. Значительная часть решений использует Интернет-технологии для передачи данных и предоставления Web-сервисов.

Существует несколько классов информационных систем, используемых предприятиями для автоматизации бизнеса:

ERP— ИС управления ресурсами предприятия.

CRM — ИС управления взаимодействием с клиентами.

BI — ИС сбора, анализа и представления бизнес информации.

ECM — ИС управления информацией и документами на предприятии.

HRM — ИС управления персоналом.

SCM — ИС управления цепочками поставок.

Продвижение e-commerce в Интернет обеспечивает доступ производителей к максимальному числу потребителей и их многообразным предпочтениям и предоставляет возможность клиентам вводить свои заказы в систему управления предприятием.

23)Оценка эффективности проекта в целом. Оценка коммерческой эффективности. Оценка бюджетной эффективности. Оценка общественной эффективности.

Эффективность инвестиционного проекта – это категория, отражающая соответствие проекта, порождающего этот ИП, целям и интересам участников проекта, под которыми понимаются субъекты инвестиционной деятельности и общество в целом. Поэтому термин эффективность инвестиционного проекта понимается как эффективность проекта..

Эффективность проекта в целом. Она оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость ИнвПр вне зависимости от финансовых возможностей его участников. Данная эффективность, в свою очередь, включает в себя:

•   общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;

•   коммерческую эффективность проекта.

Общественная эффективность учитывает социально-экономические последствия реализации ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и внешние эффекты – социальные, экологические и иные эффекты.

Коммерческая эффективность ИП показывает финансовые последствия его осуществления для участника ИП, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой      эффективности      следует      абстрагироваться      от возможностей участников проекта по финансированию затрат на ИП, условно полагая, что необходимые средства имеются.

Оценка общественной эффективности

Показатели общественной эффективности инвестиционного проекта отражают эффективность проекта с точки зрения общества в предположении, что оно получает все результаты и несет все затраты, связанные с реализацией проекта, и позволяют оценить целесообразность расходования ресурсов (количество которых в экономике ограничено) именно на осуществление данного проекта.

При расчете показателей общественной эффективности в денежных потоках:

  1.  используется социальная норма дисконта;
  2.  отражается стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сфере;
  3.  в составе оборотного капитала учитываются запасы товарно-материальных ценностей и резервы денежных средств.

Оценка коммерческой эффективности

Основным притоком денег от операционной деятельности является выручка от продаж, которая определяется по конечной (реализованной на сторону) продукции. В целях расчета налогов и дивидендов разрабатывается таблица отчета о прибылях и убытках.

Если проект предусматривает вложение денежных средств на депозиты или в ценные бумаги, то соответствующие операции учитываются в денежных потоках по операционной деятельности. В денежных потоках от инвестиционной деятельности учитываются вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода (включая затраты на ликвидацию имущества) и вложения в прирост оборотного капитала.

Оценка бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы бюджетов всех уровней и определяется на основании расчета притоков и оттоков бюджетных средств. При оценке бюджетной эффективности обязательно учитываются формы участия бюджетных средств в финансировании проекта. В данном разделе рекомендуется учитывать государственные гарантии инвестиционных рисков. Дополнительным притоком в этом случае служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов риска в отток денежных средств включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев. При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние организации и населения, если проект оказывает на них влияние.

22) Стратегия и тактика маркетинга. Комплекс маркетинга. Маркетинг взаимоотношений с потребителями.

Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:

1. Проникновение на рынок. 2. Развитие рынка. 3. Разработка товара. 4. Диверсификация.

Тактика маркетинга - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса.

Примерами постановки тактических задач могут быть следующие:

1. Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса.

2. Расширить ассортимент услуг, предоставляемых сервисными службами для привлечения новых покупателей.

Комплекс маркетинга (marketing-mix) – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желательную ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Комплекс маркетинга в его каноническом виде (Маккарти ,"4P") включает 4 составляющих:

Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку.

Цена (Price) — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.

Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

Цель маркетинга отношений - создание эффективной маркетинговой системы взаимодействия с ключевыми партнерами организации – клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом.

Маркетинг взаимоотношений. Процесс создания, поддержания и расширения прочных, полноценных взаимоотношений с потребителями и другими партнерами компании.

Мы различаем пять различных уровней взаимоотношений с потребителями.

• Базисный. Торговые агенты компании продают товары, но не интересуются их дальнейшей судьбой.

• Реагирующий. Продавцы продают товары и предлагают потребителям звонить и задавать любые вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации изделия.

• Ответственный. Продавцы вскоре после продажи звонят потребителям и спрашивают потребителей об их впечатлениях. Продавцы также спрашивают у потребителей об их пожеланиях или жалобах. Эта информация помогает компании постоянно совершенствовать систему предложений.

Активный. Продавцы или другие служащие компании звонят время от времени потребителям с предложениями об усовершенствовании имеющихся у них товаров или о покупке новых.

• Партнерский. Компания постоянно работает с потребителями и с другими партнерами в поисках способов предложения более высокой ценности.

21) Бизнес - план: структура и роль в развитии фирмы. Этапы бизнес – планирования.

Бизнес-план - это документ, описывающий все основные аспекты будущего фирмы (подразумеваются предприятия, организации различных направлений деятельности от производственного до информационно-консультативного) или новой деятельности и содержащий анализ проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы их решения.

К основным целям бизнес-планирования относятся: 1)выявление незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара; 2)определение необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке; 3) установление потенциальной конкурентоспособности предприятия; 4) определение потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия; 5) выявление рисков предпринимательской деятельности; 6) конкретизация перспектив бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;7) привлечение внимания и обеспечение поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Бизнес-план может выполнять следующие функции: 1) разработка концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного, организационного и финансового планов; 2) оценка фактических результатов работы предприятия за определенный период и контроль выполнения различных бюджетов и показателей краткосрочных планов; 3) обоснование выбора инвестором наиболее приемлемого варианта инвестирования для получения максимальной прибыли (дохода), установление необходимого объема финансирования и его источников;

Структура :

- Титульный лист. Он содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством фирмы.

- Резюме. Оно находится в начале документа и служит для краткого отражения основных идей и параметров плана.

- Продукция и услуги. Анализ бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект.

- Рынок сбыта.

- Анализ конкуренции на рынке сбыта.

- Стратегия маркетинга. изучение и анализ многих данных о способах организации продажи товаров, услуг, их ценах и уровне рентабельности и т.д.

- План производства. технико-экономическое обоснование производства нового товара или услуг.

- Организационный план. отражают все организационные связи с партнерами, учредителями и обосновывают организацию производственной деятельности.

- Юридический план. обосновать его организационно-правовую форму, условия различных договоров (аренды, с партнерами, поставщиками и т.п)

- Оценка риска и страхование. расчет, анализ и оценка риска проектных решений.

- Финансовый план. Обобщение материалов предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении.

В разработке бизнес-плана следует выделить два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный 1)Определение целей написания бизнес-плана. 2) Определение источников информации. 3) Точное определение целевых читателей 4)Установление общей структуры документа.

Основной 1) Сбор информации 2) Непосредственное написание бизнес-плана.

20 Реинжиниринг бизнес процессов. Базовые правила проведения реинжиниринга. Базовые положения методологии IDEF

Реинжиниринг бизнес-процессов — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами..

Смысл реинжиниринга бизнес-процессов в двух его основных этапах:

  1.  определение оптимального (идеального) вида бизнес-процесса (в первую очередь основного);
  2.  определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.

БП — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей.

Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:

  1. разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
  2. использование в проектировании стандартных языков и нотаций;
  3. наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;
  4. подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
  5. даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.

Этапы эффективного реинжиниринга.

  1.  Выбор бизнес – процесса для реинжиниринга.
  2.  Понимание процесса: 1 – определение границ; 2- определение требований потребителей к процессу; 3 – измерение процесса; 4 - разработка видения нового процесса.
  3.  Подробное описание нового процесса.
  4.  Разработка новой оргструктуры.

Одним из наиболее эффективных инструментов оптимизации и совершенствования процессов является их реинжиниринг.

Общая методология IDEF включает ряд частных методологий для моделирования систем, в том числе:

  1.  IDEF0 - методология функционального моделирования (отображающая структуру, процессы и функции системы, в виде набора взаимосвязанных функций, а также потоки информации и материальных объектов, преобразуемые этими функциями
  2.  IDEF1 - методология информационного моделирования (структуру и содержание информационных потоков внутри системы, необходимых для поддержки функций системы)
  3.  IDEF2 - методология динамического моделирования развития систем.
  4.  IDEF3 - методология моделирования процессов, происходящих в системе, предназначенная для создания сценариев и описания последовательности операций для каждого процесса
  5.  IDEF4 - методология объектно-ориентированного проектирования и анализа систем.
  6.  IDEF5 - методология определения онтологий (словарей) исследования сложных систем. С помощью словаря терминов и правил позволяет описать онтологию системы.
  7.  IDEF9 - методологии моделирования требований.

Базовые положения IDEF:

  1.  Верхний уровень модели должен отражать только контекст системы — взаимодействие моделируемого единственным контекстным процессом предприятия с внешним миром.
  2.  На втором уровне модели должны быть отражены основные виды деятельности (тематически сгруппированные бизнес-процессы) предприятия и их взаимосвязи. В случае большого их количества некоторые из них можно вынести на третий уровень модели. Но в любом случае под виды деятельности необходимо отводить не более двух уровней модели.
  3.  Дальнейшая детализация бизнес-процессов осуществляется посредством бизнес-функций — совокупностей операций, сгруппированных по определенным признакам. Бизнес-функции детализируются с помощью элементарных бизнес-операций.

Описание элементарной бизнес-операции осуществляется посредством задания алгоритма ее выполнения.

19)Системный подход. Процессный подход. Результативность и эффективность процессов (фирмы).

 Системный подход в управлении рассматривает организацию как многоплановое явление, обладающее множеством связей с внутренним и внешним окружением. Предприятие в рамках системного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.  

  С точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор процессов (при функциональном подходе - это набор функций). И управление предприятием становится управлением процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель. Процессный подход, включает в себя не только описание бизнеса как сети взаимосвязанных процессов, но и постоянный контроль, управление и совершенствование процессов.

  Процессный подход базируется на нескольких основных принципах:

* Восприятие бизнеса как системы

* Восприятие деятельности как процесса

* Стандартизация и прозрачность ответственности

Степень достижения цели процесса - это его результативность. Результативность определяется через сопоставление плановых и фактических значений характеристик деятельности (процесса) и достигнутых результатов.

Результативность. Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность. Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Вопрос эффективности процесса чаще всего остаётся за рамками требований потребителя процесса и требований ГОСТ РИСО 9001. Задача более эффективного использования ресурсов для достижения цели процесса ставится, прежде всего, руководителями организации, менеджером процесса и другими заинтересованными сторонами. Оценка эффективности процесса - задача более сложная, для её решения требуются дополнительные усилия, новые критерии и методы оценки. Необходимо оценить (по возможности, измерить) объёмы ресурсов, использованных для выполнения процесса — финансовых, временных, информационных, человеческих и т.д., сопоставив их с полученными результатами. К наиболее распространённым методам оценки эффективности процесса с финансовой точки зрения можно отнести анализ затрат на качество и функционально-стоимостной анализ.

 В качестве основных аргументов в пользу результативности и эффективности обычно высказываются следующие:

* сокращение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (или снижение затрат на "плохое качество");

* увеличение доходов (увеличение доли рынка и соответствующего объема продаж, в том числе за счет оправданного повышения цен);

* улучшение управляемости компаний благодаря повышению обоснованности и оперативности принимаемых решений.

 

18)Учет факторов риска и неопределенности. Расчет границ безубыточности.

Общие понятия о неопределенности и риске

Неопределенность – это неполнота и неточность информации об условиях реализации проекта.

Риск –  это возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участков проекта.

В условиях неопределенности набор параметров проекта, а значит, и его денежный поток точно не известны и могут оказаться различными.

Устойчивость проекта – это его эффективность при определенных изменениях условий его реализации, т.е. при реализации альтернативных сценариев.

Укрупненная оценка устойчивости проекта в целом

Для обеспечения устойчивости проекта при формировании базового сценария рекомендуется использовать умеренно пессимистические прогнозы технико-экономических параметров проекта и параметров экономического окружения (цен, ставок налогов и т.д.).

Для этого рекомендуется предусматривать:

  1.  резервы средств на дополнительные инвестиционные и операционные расходы;
  2.  увеличение сроков выполнения строительно-монтажных работ;
  3.  расходы на замену некачественной продукции и возмещение ущерба от ее потребления;
  4.  уменьшение проектных объемов производства и реализации продукции в связи с возможными отказами технологического оборудования.

Расчет границ безубыточности

Граница безубыточности параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению этого параметра на данном шаге, при применении которого чистая прибыль, полученная в проекте на этом шаге, становится нулевой. Одним из наиболее распространенных показателей этого типа является уровень безубыточности.

Уровнем безубыточности УБm на шаге m называется отношение объема продаж (производства), соответствующего «точке безубыточности» (Vкрm) к проектному (Vm), на этом шаге. Под «точкой безубыточности» понимается объем продаж, при котором чистая прибыль становится равной нулю. При определении этого показателя принимается, что на шаге m:

- объем производства равен объему продаж;

- объем выручки меняется пропорционально объему продаж;

доходы от внереализационной деятельности и расходы по этой деятельности не зависят от объемов продаж;

- полные текущие издержки производства могут быть разделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства; (УБm=Vкрm/ Vm)

При оценке эффективности проекта в целом для расчета уровня безубыточности в составе полных операционных издержек не учитывают платежи в погашении займов и проценты по ней. При этом проект считается устойчивым, если уровень безубыточности не превышает 0,7 – 0,8 после освоения проектной мощности. На следующей стадии уровень безубыточности рассчитывается для предприятий – участников и данные платежи и проценты уже включаются в состав полных операционных издержек. Проект считается устойчивым с точки зрения участника, если уровень безубыточности не превышает  1,0 после освоения проектной мощности и 0,6 после завершения расчетов по инвестиционному кредиту.

Основными видами риска являются

  1.  производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по отношению к заказчику,
  2.  финансовый риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвесторами как следствие использования для финансирования деятельности фирмы заемных средств,
  3.  инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно - финансового портфеля, а также неудачным вложением денег в собственные реальные инвестиции,
  4.  рыночный риск, связанный с возможным колебанием рыночных процентных ставок на фондовом рынке и курсов валют. Риск капитальных вложений – это риск конкретного вида предпринимательской деятельности и связан с возможностью не получить желаемой отдачи от вложения средств. Этот риск включает в себя все вышеперечисленные виды риска.

17)Расчет индекса доходности (рентабельности инвестиций), срока окупаемости, чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности.

Индекс доходности инвестиций (ИД) - это отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению ЧД к накопленному объему инвестиций.

Формулу для определения индекса доходности можно представить в виде:

где Пm - приток денежных средств на шаге m; О'm - отток денежных средств на m-м шаге без К (инвестиций) на m-м шаге;  Кm (Im) -  инвестиции (капиталовложения) на шаге m.

Также можно представить формулу для определения индекса доходности в виде:  

где ИД - индекс доходности инвестиций; ЧДП - чистые денежные поступления;

Кm (Im) -  инвестиции (капиталовложения) на шаге m.

Сроком окупаемости (СО) с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого накопленный дисконтированный эффект (ЧДД) становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Этот срок исчисляется от того же момента времени, что и срок окупаемости без дисконта. Для оценки эффективности проекта срок окупаемости с учетом дисконтирования следует сопоставлять со сроком реализации проекта – длительностью расчетного периода.

Формула расчета срока окупаемости имеет вид:, где ИД – индекс доходности.

 Дисконтирование - приведение разновременных  затрат и результатов к сопоставимому виду. Такая процедура называется дисконтированием (приведение к одному моменту времени).   

Коэффициент дисконтирования - Способ приведения сводится к тому, чтобы эффекты, относящиеся к другим годам, умножить на некоторый коэффициент, отражающий относительную ценность эффектов этих лет по сравнению с эффектами в году приведения. α = 1/(1+Е)^n где      n – шаг расчетного периода;   E – норма дисконта.

    Норма дисконта - отражает альтернативную стоимость капитала, но не того, который вкладывается в данный проект, а эквивалентной суммы, которая вследствие этого изымается из замыкающего альтернативного направления инвестирования.    Норма дисконта определяется каждым участником проекта самостоятельно.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – это накопленный дисконтированный доход (сальдо реальных денег, эффект) за весь расчетный период, рассчитываемый по формуле

В практических расчетах используется следующая формула:

где – денежный поток в конце периода t; - разовые (одномоментные) инвестиции;   e– норма дисконта.

В реальности мы сталкиваемся с ситуациями, когда проект предполагает не разовые затраты, а длительные затраты. В этом случае ЧДД определяется по формуле:

где – инвестиционные затраты в период t.

Для эффективности проекта необходимо, чтобы его ЧДД был положительным. Если ЧДД отрицателен, то проект неэффективен. Если ЧДД = 0, то проект находится на грани между эффективным и неэффективным, что требует не отказа от проекта, а более внимательного рассмотрения исходных данных, заложенных в расчет эффективности.

Внутренняя норма доходности (ВНД) или внутренняя норма рентабельности (IRR) – это такая величина нормы дисконта (E) , при которой ЧДД = 0.

Если норма дисконта Е положительна и меньше ВНД, то проект эффективен. Если норма дисконта Е больше ВНД, то проект неэффективен. Сравнение ВНД с нормой дисконта позволяет оценить запас прочности проекта. Большая разница между этими величинами свидетельствует об устойчивости проекта. Выбор лучшего проекта производится по критерию ЧДД, а решение об участии в таком проекте принимается на основе ВНД.  

  1.  Показатели финансового состояния предприятия. Показатели ликвидности и платежеспособности. Показатели оборачиваемости и рентабельности.

Финансовое состояние - важнейшая характеристика деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым отношениям.

В общем случае коэффициенты платежеспособности и ликвидности организации показывают номинальную величину возможности предприятия погасить текущие задолженности за счёт имеющихся оборотных активов.

Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.

Ликви́дность — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.

1)Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). (Значения 1,5-2,5) Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Принимая во внимание степень ликвидности активов, можно предположить, что не все активы можно реализовать в срочном порядке.

2)Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).(в составе активов не учитываются материально-производственные запасы, так как при их вынужденной реализации убытки будут максимальными среди всех оборотных средств.) Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции. (значение 1-1,2)

3)Коэффициент абсолютной ликвидности, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). ( в составе активов учитываются только денежные и приравненные к ним средства)  (значение не менее 0,2)

Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

  1.  Рентабельность продукции (ROM) — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости. ( доля прибыли в каждом заработанном рубле)
  2.  Рентабельность основных средств (ROFA) — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
  3.  Рентабельность продаж (ROS) — отношение операционной прибыли(EBIT) компании к ее выручке(Sales).
  4.  Рентабельность персонала (ROL) — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.
  5.  Коэффициент базовой прибыльности активов (BEP) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.
  6.  Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.( способность активов компании порождать прибыль.)
  7.  Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

Коэффициент оборачиваемости – это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.

Среди наиболее популярных коэффициентов оборачиваемости в финансовом анализе используют:

  1.  оборачиваемость оборотных активов (отношение годовой выручки к среднегодовой величине оборотных активов)
  2.  оборачиваемость запасов (отношение годовой выручки к среднегодовой стоимости запасов)
  3.  оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение годовой выручки к среднегодовой величине дебиторской задолженности)
  4.  оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение годовой выручки к среднегодовой величине краткосрочной кредиторской задолженности)
  5.  оборачиваемость активов (отношение годовой выручки к среднегодовой величине всех активов предприятия)
  6.  оборачиваемость собственного капитала (отношение годовой выручки к среднегодовой величине собственного капитала организации)

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78345. Дисперсные системы. Коллоидные растворы 56.53 KB
  Таким образом одно и то же вещество может находиться в различной степени раздробленности: макроскопически видимые частицы 02 01 мм разрешающая способность глаза микроск пически видимые частицы от 02 01 мм до 400 300 нм разрешающая способность микроскопа при освещении белым светом и отдельные молекулы или ионы. Постепенно складывались представления о том что между миром молекул и микроскопически видимых частиц находится область раздробленности вещества с комплексом новых свойств присущих этой форме организации вещества. Если...
78346. Коррозия металлов. Определение и классификация коррозийных процессов 160.12 KB
  В случае с металлами говоря об их коррозии имеют ввиду нежелательный процесс взаимодействия металла со средой. Физико-химическая сущность изменений которые претерпевает металл при коррозии является окисление металла. Любой коррозионный процесс является многостадийным: Необходим подвод коррозионной среды или отдельных ее компонентов к поверхности металла. Полный или частичный отвод продуктов от поверхности металла в объем жидкости если среда жидкая.
78347. Химические связи. Метод валентных связей 169.26 KB
  Способы образования ковалентной связи. Направленность ковалентной связи. Химические связи химическая связь взаимное притяжение атомов приводящее к образованию молекул и кристаллов.
78348. Метод молекулярных орбиталей как линейная комбинация атомных комбинаци 662.45 KB
  Мы остановимся на основных положениях метода МО начиная со способа представления молекулярных орбиталей для гомоядерных двухатомных молекул и объясним за счет каких электронов в них образуется химическая связь. На каждом энергетическом уровне может располагаться не более двух электронов. Мы уже знаем что состояние электронов в атоме описывается квантовой механикой как совокупность атомных электронных орбиталей атомных электронных облаков; каждая такая орбиталь характеризуется определенным набором атомных квантовых чисел. Метод МО исходит...
78349. Вода и растворы. Способы выражения состава раствора 140.07 KB
  Свойства воды. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; в виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Вода содержащая значительное количество солей кальция и магния называется жесткой в отличие от мягкой воды например дождевой. При фильтровании больших количеств воды пользуются фильтрами из песка и гравия.
78350. Растворы электролитов. Изотонический коэффициент. ТЭД 228.26 KB
  Этих толчков вместе с тепловыми колебаниями ионов в кристалле оказывается достаточно для отделения ионов от кристалла и перехода их в раствор. Вслед за первым слоем ионов в раствор переходит следующий слой и таким образом идет постепенное растворение кристалла. Перешедшие в раствор ионы остаются связанными с молекулами воды и образуют гидраты ионов. Иначе говоря в результате диссоциации образуются не свободные ноны а соединения ионов с молекулами растворителя.
78351. Окислительно-восстановительные процессы. Применение электролиза 162.67 KB
  В ионных соединениях эта неравномерность распределения электронов максимальна при образовании веществ с ионной связью валентные электроны практически полностью переходят от атома одного элемента к атому другого. Прн этом элемент электроны которого смещаются к атомам другого элемента полностью в случае ионной связи или частично в случае полярной проявляет положительную окисленность. Элемент к атомам которого смещаются электроны атома другого элемента проявляет отрицательную окисленность. Число электронов смещенных от одного атома...
78352. Металлы и сплавы. Химические свойства металлов и сплавов 238.97 KB
  Химические свойства металлов. Добывание металлов из руд. Правда магний и алюминий сохраняют свой блеск даже будучи превращенными в порошок но большинство металлов в мелкораздробленном виде имеет черный или темносерый цвет.
78353. Комплексные соединения 531.93 KB
  Ионы некоторых элементов способны присоединять к себе другие ионы или нейтральные молекулы (например, NH3), образуя более сложные комплексные ионы. При их связывании с ионами противоположного знака получаются различные комплексные соединения. Наиболее полно свойства и строение комплексных соединений объясняет координационная теория