3995

Статистические методы обработки опытных данных. Числовые характеристики выборки

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторная работа № 5 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ. ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫБОРКИ Цель: Научиться основным методам обработки данных, представленных выборкой. Изучить графические представления данных. Овладеть навыками расчета с...

Русский

2012-11-10

225.31 KB

89 чел.

Лабораторная работа № 5

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ОПЫТНЫХ

ДАННЫХ. ЧИСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫБОРКИ

Цель:

Научиться

основным

методам

обработки

данных,

представленных выборкой. Изучить графические представления данных.

Овладеть навыками расчета с помощью ЭВМ основных числовых

характеристик выборки.

Основным объектом исследования в эконометрике является выборка.

Выборкой объема n называются числа х1.х2….хn получаемые на практике при

n – кратком повторении эксперимента в неизменных условиях. На практике

выборку чаще всего представляют статистическим рядом. Для этого вся

числовая ось, на которой лежат значения выборки, разбивается на k

интервалов ( это число выбирается произвольно от 5 до 10), которые обычно

равны, вычисляются середины интервалов zn и считается число элементов

выборки, попадающих в каждый интервал n1. статистическим рядом

называется последовательность пар (z1. n1). Рассмотрим решение задачи на

ЭВМ и ППП EXCEL на следующей примере.

ПРИМЕР. Дана выборка чисел выручки магазина за 30 дней:

72

74

69

71

73

68

73

77

76

77

76

76

76

64

65

75

70

75

71

69

72

69

78

72

67

72

81

75

72

69

Построим статистический ряд, полигон, гистограмму и кумулятивную

кривую.

Откроем книгу программы EXCEL. Введем в первый столбец (ячейки

А1-А30) исходные данные. Определим область чисел, на какой лежат

данные. Для этого найдем максимальный и минимальный элементы выборки.

Введем в В1 «Максимум», а в В2 «Минимум», а в соседних ячейках С1 и С2

определим функции «МАХ» и «МIN», в качестве аргументов которых (в

1


графе «число») обведем область данных (ячейки А1-А30). Результатом будут

64 и 81. видно, что все данные укладываются на отрезке [64;81]. Разделим его

на 9 (выбирается произвольно от 5 до 10) интервалов:

64-66; 66-68: 68-70: 70-72: 72-74, 74-76, 76-78, 78-80, 80-82. в ячейке

D1-D10 вводим верхние границы интегралов группировки – числа 66, 68, 70,

72, 74, 76, 78, 80, 82. Для вычисления частот n1 используют функцию

ЧАСТОТА, находящуюся в категории «Статистические». Введем ее в ячейку

Е1. в строке «Массив данных» введем диапазон выборки (ячейки А1-А30). В

строке «Двоичный массив» введем диапазон верхних границ интервалов

группировки (ячейки D1-D9). Результат функции является массивом и

выводится в ячейках Е1-Е9. для полного выбора (не только первого числа в

Е1) нужно выделить ячейки Е1-Е9, обведя их мышью, и нажать F2, а далее

одновременно CTRL+SHIFT+ENTER. Результат – частоты интервалов

2,2,5,7,3,7,3,0,1.

Для

построения

гистограммы

нужно

выбрать

ВСТАВКА/ДИАГРАММА или нажать на соответствующий значок на

основной панели (при этом курсор должен стоять в свободной ячейке) далее

выбрать тип: ГИСТОГРАММА, вид по выборке, нажать «ДАЛЕЕ», в строке

«ПОДПИСИ ОСИ Х» ввести интервалы ячейках D1-D5, нажать «ДАЛЕЕ»

ввести название «ГИСТОГРАММА», подписи осей «ИНТЕВАЛЫ» и

«ЧАСТОТА», нажать «ГОТОВО». Для создания полигона сделать то же

самое, только вместо типа диаграммы «ГИСТОГРАММА», выбрать

«ГРАФИК». Для построения кумулятивной кривой нужно посчитать

накопленные частоты. Для этого в ячейку F1 вводим «=Е1», в F2 – вводим

«=F1+Е2» и автозаполнением перетаскиваем эту ячейку до F9. далее строим

график как и в случае полигона, но в строке «ДИАПАЗОН» вводим

накопленные частоты, ссылаясь на F1- F9, а на вкладке «РЯД», в строке

«ПОДПИСИ ОСИ Х» вводим интервалы в ячейках D1-D9.

Находим основные числовые характеристики выборки. Для их ввода

выделяем два столбца, например G и H, в первом вводим название

2


характеристики, во втором – функцию, в которой в качестве массива данных

(строка»ЧИСЛО1»), указать ссылку на А1-А30

Характеристика

Функция

Объем выборки

30

Выборочное среднее

72,46666667

Дисперсия

15,63678161

Стандартное отклонение

3,954337063

Медиана

72

Мода

72

Коэффициент эксцесса

-0,214617804

Коэффициент асимметрии

-0,154098799

Персентиль 40%

72

Персентиль 80%

76

Существует другой способ вычисления числовых характеристик

выборки. Для этого ставим курсор в свободную ячейку (например D11).

Затем вызываем в меню «Сервис» подменю «Анализ данных». Если в меню

«Сервис» отсутствует этот пункт, то в меню «Сервис» нужно выбрать пункт

«Надстройки» м в нем поставить флажок напротив пункта «Пакет анализа».

В окне «Анализ данных» нужно выбрать пункт «Описательная статистика».

В появившемся окне в поле «Входной интервал» делаем ссылку на выборку

А1-А23. Оставляем группирование «По столбцам» в разделе «Параметры

вывода» ставим флажок на «Выходной интервал» и в соседнем поле создаем

ссылку на верхнюю левую ячейку области вывода (например D11), ставим

флажок напротив «Описательная статистика», нажимаем «ОК». результат –

основные характеристики выборки (сделайте шире столбцов D, переместив

его границу в заголовок).

3


Гистограмма

8

7

Частота

6

5

Ряд1

4

3

2

1

0

66

68

70

72

74

76

78

80

82

Интервалы

Частота

Полигон

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Ряд1

66

68

70

72

74

76

78

80

82

Интервалы

Кумулята

Накопленая частота

35

30

25

20

Ряд1

15

10

5

0

66

68

70

72

74

76

78

Интервалы

4

80

82


Лабораторная работа № 6

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ

Цель: Ознакомиться с методом проверки основных статистических

гипотез, используемых в экономике, с помощью ЭВМ.

1. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ О СООТВЕТСТВИИ (КРИТЕРИЙ

СОГЛАСИЯ)

Используется для проверки предположения о том, что полученные в

результате наблюдений данные соответствуют нормам. Рассматривается

гипотеза о том, что отклонения от норм невелики, и ими можно пренебречь.

При этом задается доверительная вероятность p которая имеет смысл

вероятности не ошибиться при принятии гипотезы. Рассмотрим проверку на

примере.

ПРИМЕР: 1. при производстве микросхем процессоров используются

кристаллы кварца. Стандартом предусмотрено, чтобы 50% образцов не было

обнаружено ни одного дефекта кристаллической структуры, у 15% - один

дефект, у 13% - 2 дефекта, у 12% - 3 дефекта, у 10% более 3 дефектов. При

анализе

выборочной

партии

оказалось,

что

из

100

экземпляров

распределение по дефектам партии оказалось, что из 1000 экземпляров

распределение по дефектам следующего (вариант соответствует ЭВМ):

Можно ли с вероятностью 0,99 считать, что партия соответствует стандарту?

Введем в А1 заголовок «НОРМА» и ниже в А2-А6 показатели – числа

500, 150, 130, 120, 100. в ячейку В1 введем заголовок «НАБЛЮДЕНИЯ» и

ниже в В2-В6 наблюдаемые показатели 516, 148, 131, 110, 95. в третьем

столбце вводятся формулы для критерия: С1 заголовок «КРИТЕРИЙ», в С2

формулу «=(А2-В2)*(А2-В2)/А2». Автозаполнением размножим эту формулу

на С3-С6. в ячейку С7 запишем общее значение критерия – сумму столбца

5


С2-С6. для этого поставим курсор в С6 и вызвав функцию в категории

«Математический» найдем СУММ и в аргументе «Число 1» укажем ссылку

на С2-С6. получиться результат критерия Z= 1,629692308. Для ответа на

вопрос, соответствуют ли опытные показатели нормам, Z сравнивают с

критическим значением Zkp. Вводим в D1 текст “критическое значение» в Е1

вводим функцию ХИ2ОБР (категория «Статистические») у которой два

аргумента: «Вероятность» - вводим уровень значимости α =1-p и «Степени

свободы» - вводят число n-1, где n – число норм). Результат 13,27670414.

видно, что критическое значение больше критерия, следовательно опытные

данные соответствуют стандартным и партия с заданной вероятностью

можно отнести как соответствующую стандарту.

Критическое

Норма

Наблюдения

Критерий

500

516

0,512

150

148

0,026666667

130

131

0,007692308

120

110

0,833333333

100

95

0,25

1000

значение

13,27670414

1,629692308

2. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ О РАВЕНСТВЕ ДИСПЕРСИЙ

Используется в случае, если нужно проверить различается ли разброс

данных (дисперсии) у двух выборов. Это может использоваться при

сравнении точностей обработки деталей на двух станках, равномерности

продаж товара в течении некоторого периода в двух городах и т.д. Для

проверки статистической гипотезы, о равенстве дисперсий служит F –

критерий Фишера. Основной характеристикой критерия является уровень

значимости α, которой имеет смысла вероятности ошибиться, предполагая,

что дисперсии и, следовательно, точность, различаются. Вместо α в задачах

так же иногда задают доверительную вероятность p=1- α, имеющую смысл

6


вероятности того, что дисперсии и в самом деле равны. Обычно выбирают

критическое значение уровня значимости, например 0,05 или 0,1, и если α

больше критического значения, то дисперсии считаются равными, в

противном

случае,

различны.

При

этом

критерий

может

быть

односторонним, когда нужно проверить, что дисперсия конкретной

выделенной выборки больше, чем у другой, и двусторонним, когда просто

нужно показать, что дисперсии не равны. Существует два способа проверки

таких гипотез. Рассмотрим их на примерах.

ПРИМЕР 2. четыре станка в цеху обрабатывают детали. Для проверки

точности обработки, взяли выборку размеров деталей у каждого станка.

Необходимо сравнить с помощью F-теста попарно точности обработки всех

станков (рассмотреть пары 1-2, 1-3, 1-4, 2-3, 2-4, 3-4) и сделать вывод, для

каких станков точности обработки (дисперсии) равны, для каких нет. Взять

уровень значимости α=0,02.

1 станок

29,1

26,2

30,7

33,8

33,6

35,2

23,4

29,3

33,3

26,7

2 станок

29,0

28,9

34,0

29,7

39,4

28,5

35,9

32,6

37,1

28,0

3 станок

25,7

27,5

25,4

28,9

29,9

30,1

29,0

36,6

24,8

27,8

4 станок

32,1

31,0

27,2

29,3

30,4

31,7

30,4

27,3

35,7

31,5

Уровень значимости α=0,02. вводим данные выборок (без подписей) в 4

строчки в ячейки А1-J1 и А2-J2 и т.д. соответственно. Для вычисления

ФТЕСТ (массив1; массив2). Вводим А5 подпись А5 «Уровень значимости», а

в В5 функцию, ФТЕСТ, аргументами которой должны быть ссылки на ячейку

А1-J1 и А2-J2 соответственно. Результат 0,873340161 говорит о том, что

вероятность ошибиться, приняв гипотезу о различии дисперсий, около 0,9,

что больше критического значения, заданного в условии задачи 0,02.

следовательно,

вероятностью

можно

говорить

подтверждают

что

опытные

предположения

о

данные

том,

что

с

большей

дисперсии

одинаковы и точность обработки станков одинакова, такие же результаты

показало сравнение остальных пар. Следует отметить, что функции ФТЕСТ

7


выходит уровень значимости двустороннего критерия и если нужно

использовать односторонний, то результат необходимо уменьшить вдвое.

29,1

26,2

30,7

33,8

33,6

35,2

23,4

29,3

33,3

26,7

29

28,9

34

29,7

39,4

28,5

35,9

32,6

37,1

28

25,7

27,5

25,4

28,9

29,9

30,1

29

36,6

24,8

27,8

32,1

31

27,2

29,3

30,4

31,7

30,4

27,3

35,7

31,5

Уровень

значимости

1-2

0,873340161

1-3

0,688084317

1-4

0,190932274

2-3

0,575576041

2-4

0,144572063

3-4

0,357739717

3. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ О РАВЕНСТВЕ СРЕДНИХ

Используется для проверки предложения о том, что среднее значения

двух показателей, представленных выборками, значимо различаются.

Существует три разновидности критерия: один – для связанных выборок, и

два для несвязных выборок (с одинаковыми и разными дисперсиями). Если

выборки не связны, то предварительно нужно проверить гипотезу о

равенстве дисперсий, чтобы определить, какой из критериев использовать.

Так же как и в случае сравнения дисперсий имеются 2 способа решения

задачи, которые рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 3. имеются данные о количестве продаж товара в двух

городах. Проверить на уровне значимости 0,01 статистическую гипотезу о

том, что среднее число продаж товара в городах различно.

23

25

23

22

23

24

28

16

18

23

29

26

22

28

26

26

35

20

27

28

28

26

22

29

8

31

19


Используем пакет «Анализ данных». В зависимости от типа критерия

выбирается один из трех: «Парный двухвыборочный t-тест для средних» для

связных

выборок,

и

«Двухвыборочных

t-тест

с

одинаковыми

дисперсиями» или «Двухвыборочных t-тест с разными дисперсиями» - для

несвязных выборок. Вызовите тест с одинаковыми дисперсиями, в

открывшемся окне в полях «Интервал переменной 1» и «Интервал

переменной 2» вводят ссылки на данные (А1-N1 и А2-L2, соответственно),

если имеются подписи данных, то ставят флажок у надписи «Метки» (у нас

их нет, поэтому флажок не ставится). Далее вводят уровень значимости в

поле «Альфа» - 0,01. Поле «Гипотетическая средняя разность» оставляют

пустыми. В разделе «Параметры вывода» ставят метку около «Выходной

интервал» и поместив курсор в появившемся поле напротив надписи,

щелкают левой кнопкой в ячейке В7. вывод результата будет осуществляться

начиная с этой ячейки. Нажав на «ОК» появляется таблица результата.

Сдвиньте границу между столбцами В и С, С и D, D и Е увеличив ширину

столбцов В, С и D так, чтобы умещались все надписи. Процедура выводит

основные характеристики выборки, t-статистику, критические значения этих

статистик и критические уровни значимости «Р(Т<=t) одностороннее» и

«Р(Т<=t)

двухстороннее».

Если

по

модулю

t-статистика

меньше

критического, то средние показатели с заданной вероятностью равны. В

нашем случае│-1,784242592│ < 2,492159469, следовательно, среднее число

продаж значимо не отличается. Следует отметить, что если взять уровень

значимости α=0,05, то результаты исследования будут совсем иными.

9


Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями

город 1

город 2

Среднее

23,57142857

26,41666667

Дисперсия

17,34065934

15,35606061

Наблюдения

14

12

Объединенная дисперсия

16,43105159

Гипотетическая разность средних

0

df

24

t-статистика

-1,784242592

P(T<=t) одностороннее

0,043516846

t критическое одностороннее

2,492159469

P(T<=t) двухстороннее

0,087033692

t критическое двухстороннее

2,796939498

10



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61086. Рисуем пейзаж 2.32 MB
  На этом слое наносим сетку на наш лист с помощью. Они оказываются каждое на своем слое. На новом слое который должен быть расположен под сеткой и стволами заливаем землю травяным цветом под линию горизонта...
61087. Основні види складнопідрядних речень. Розрізнення сполучників і сполучних слів 45.5 KB
  Мета: поглибити знання учнів про особливості будови складнопідрядного речення засоби звязку в ньому; ознайомити девятикласників з основними видами складнопідрядних речень; навчити розрізняти сполучники підрядності й сполучні слова...
61088. ВИДИ РЕЧЕНЬ ЗА МЕТОЮ ВИСЛОВЛЮВАННЯ. ОКЛИЧНІ РЕЧЕННЯ. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В КІНЦІ РЕЧЕННЯ 53 KB
  Мета: повторити й узагальнити поняття про види речень за метою висловлювання про окличні речення; розвивати організаційноконтрольні вміння організовувати спеціальні спостереження над мовним матеріалом...
61089. Складнопідрядні речення з підрядними означальними 60 KB
  Мета: поглибити знання девятикласників про складнопідрядне речення його будову і засоби звязку; навчити визначати підрядну означальну частину її позицію відповідно до головної частини...
61090. Рисуем древесину. Она нам понадобиться в следующем уроке 333.5 KB
  Удерживайте кнопку Shift чтобы провести ровные линии. Когда переходите к новой линий Shift отпускаете иначе вы будете соединять линии между собой. Проделаем все то же самое еще инструментом осветление линии чтобы темные и белые линии чередовались слегка накладываясь.
61091. УСНИЙ ТВІР-ОПИС МІСЦЕВОСТІ (ВУЛИЦІ, СЕЛА, МІСТА) НА ОСНОВІ ОСОБИСТИХ СПОСТЕРЕЖЕНЬ І ВРАЖЕНЬ У ХУДОЖНЬОМУ СТИЛІ 108.5 KB
  Назвати об’єкти що входять до опису місцевості. Формування практичних умінь опису місцевості Прочитати зразок текстуопису місцевості. Підготувати розповідь увівши в неї опис місцевості відповідно до запропонованої ситуації спілкування.
61092. Складнопідрядні речення з підрядними з’ясувальними 60 KB
  Мета: поглибити знання девятикласників про складнопідрядне речення його будову і засоби звязку; навчити визначати підрядні зясувальні частини позицію їх відповідно до головної частини; розвивати організаційно-контрольні вміння...
61094. Домик 2.81 MB
  Надеюсь что вытирать будете с помощью шифта. С помощью Ctrlt ставим прямоугольник на место. На новом слое с помощью рисуем забор. С помощью CtrlT устанавливаем его на место.