39993

Логистика

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основная задача и функциональные области логистики. Основная задача логистики. Экономический эффект от использования логистики. Подобный подход к изучению производственнохозяйственной деятельности предприятий возник на Западе в 20е 30е годы ХХго столетия и развиваясь сформировался в самостоятельное направление научнопрактической деятельности получившей название логистики.

Русский

2013-10-13

83 KB

1 чел.

Раздел I. Информационный менеджмент.

Тема 6.

Логистика

Содержание темы:

1. Что такое логистика?

2. Логистические системы. Цепи поставок.

2.1. Управление цепями поставок (SCM - Supply Chain Management).

2.2. Структура цепи поставок.

3. Основная задача и функциональные области логистики.

3.1. Основная задача логистики.

3.2. Функциональные области.

3.3. Организация бизнеса.

4. Экономический эффект от использования логистики.

1. Что такое логистика?

Развитие рыночной экономики предполагает постоянное увеличение предложения над спросом. В этой ситуации ориентация всех предприятий подчиняется поиску наиболее эффективных способов привлечения и удержания потребителей. Тезис “создать потребителя” становится обобщением всех целевых установок любого предприятия. Достижение цели в такой постановке связано с удовлетворением всего спектра потребностей потребительского рынка по профилю выпускаемой продукции или видов услуг. Для этого необходимо налаживать тесные связи и постоянное взаимодействие функциональных подсистем всей совокупности предприятий-производителей, потребителей готовой продукции и поставщиков ресурсов, а также разработки и внедрения принципиально нового подхода в планировании производственных мощностей. Расширяются и усложняются функции самого предприятия как производственно-хозяйственной единицы.

Идеи нового подхода в планировании должны основываться на стремлении увеличить результативность работы предприятия (или производственной системы) с учетом требований международных стандартов, в отличии от режима плановой экономики, когда целевые установки ориентированы на сокращение затрат. Управление предприятием должно осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а основываться на планировании упреждающих воздействий. Необходимо выходить на уровень осуществления интеграции планирования и контроля операций по организации производства с операциями маркетинга, сбыт, снабжения и финансов, организации единой логистической системы, охватывающей все подразделения предприятия. Это должно способствовать увязке часто противоречивых целей различных функциональных подсистем и подразделений.

Подобный подход к изучению производственно-хозяйственной деятельности предприятий возник на Западе в 20-е - 30-е годы ХХ-го столетия и, развиваясь, сформировался в самостоятельное направление научно-практической деятельности, получившей название логистики.

Термин "логистика" в организационно-экономические науки пришел из французского языка и происходит от французского слова "loger" (размещение, расквартирование), которое употребляется в военной терминологии для определения движения военных грузов, их складирования и размещения, а также в смысле размещения и расквартирования военных подразделений.

В настоящее время термин "логистика" широко используется в деловом мире и определяет теорию и практику движения сырья, материалов, производственных, трудовых и финансовых ресурсов, готовой продукции от их источника к потребителю.

С 1974 года в литературе и в практике утвердилось следующее определение логистики:

логистика - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

Настоящее определение было сформулировано и принято Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине с 20 по 22 марта 1974 года.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получили в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятие и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д.

К концу XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную и снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других.

Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.

Новизна концепции логистики к управлению промышленными системами состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных благ в процессе производства и потребления. Логистическая система должна охватывать и согласовывать процессы производства, закупок и распределения продукции, а также быть основой при стратегическом планировании и прогнозировании.

Логистическая деятельность базируется на трех основах:

техника как совокупность всех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные потоки;

информация как совокупность всей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах;

экономика предприятия и инфраструктура.

Таким образом, специалисты в области логистики должны уметь планировать и управлять производственно-сбытовыми процессами в соответствии с классическими правилами логистики: поставка продукции предшествующим производственно-сбытовым элементом последующему в точном соответствии номенклатуре, качества количеству, времени, месту и цене поставляемой продукции.

В настоящее время существует несколько десятков определений термина "логистика". Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.

Ряд определений рассматривает логистику как науку: "Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей".

Другая группа определений трактует логистику как хозяйственную деятельность:
"
Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств".

В 1991г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина: "Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов".

Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область логистики, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

Логистика обладает рядом функций. На уровне организации бизнеса принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные.

К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт.

В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

• Поддержание стандартов обслуживания потребителя.

• Управление закупками.

• Транспортировка.

• Управление запасами.

• Управление процедурами заказов.

• Управление производственными процедурами.

• Ценообразование.

• Физическое распределение.

К вспомогательным (поддерживающим) логистическим функциям относят:

• Складирование.

• Грузопереработку.

• Защитную упаковку.

• Поддержку возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисом.

• Сбор возвратных отходов.

• Информационную поддержку.

2. Логистические системы. Цепи поставок.

Понятие логистической системы является одним из ключевых понятий логистики. Существует несколько определений логистической системы:

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.

Микрологистические системы относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например, компании-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта, соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.

Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные. городские, областные, региональные, межрегиональные. транснациональные, глобальные. По объектно-функциональному признаку - логистические системы группы предприятий; одной или нескольких отраслей; ведомственные, торговые, военные и т.п.

2.1. Управление цепями поставок (SCM - Supply Chain Management).

Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

Большинство видов продукции в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого процесса проходят через ферму, молоковоз, молокозавод, разливочное предприятие, оптовую компанию и магазин, прежде чем окажется на нашем столе. Путь зубной щетки начинается в нефтедобывающей компании, а затем проходит через трубопровод, нефтеочистительное предприятие, химический завод, компанию по производству пластмасс, производителя щеток, импортера, оптовую и розничную торговлю, прежде чем закончится в ванной комнате конечного потребителя.

Для всех этих цепочек деятельности применяются самые разные названия. Когда акцент делается на операциях, говорят "процесс", когда подчеркивается маркетинг, - "логистический канал"; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин "цепочка ценности" (value chain) когда анализируется удовлетворение потребительскою спроса, говорят о "цепочке спроса", когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин - "цепь поставок" (supply chain).

Цепь поставок - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и (или) затрат.

Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с самого начала до самого конца. На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

2.2. Структура цепи поставок.

Самый простой способ представить цель поставок - показать, как продукт перемещается через ряд компаний, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать этот поток с точки зрения какой-то компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими, видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков. Так, поставщик, отправляющий материалы непосредственно в компанию для осуществления с ней дальнейших операций, называется поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику первого уровня, называют поставщиком второго уровня; и так далее до первоначального источника материальных ресурсов. Потребители также занимают разные места в общей цепи. Тех из них, кто получает продукт непосредственно после операций, выполненных в компании, называют потребителями первого уровня; те, кто получает этот продукт от потребителей первого уровня, становятся потребителями второго уровня, и т.д. до конечных потребителей.
Отдельные цепи поставок соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы самых разных типов потребителей. Например, производители автомобильных запчастей продают часть своей продукции сборочным заводам, часть - оптовикам для гаражей и авторемонтных предприятий, часть - розничным магазинам для индивидуальных потребителей, а какую-то часть - непосредственно потребителям, пользуясь для этого своими веб-сайтами. Видно, что общая цель поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями. Концепция SCM позволяет эффективно управлять ветвями цепи поставок, сокращая общий уровень затрат и повышая уровень логистического сервиса.

3. Основная задача и функциональные области логистики.

Загадочное слово «логистика» сегодня можно услышать повсеместно. Грузчик, который привозит холодильник кому-то домой, с полным правом может сказать, что он работает в логистике. Так же может сказать и заместитель директора крупного предприятия, занимающийся снабжением. Сегодня логистика – это область деятельности человечества (не побоюсь этого громкого слова), которая обеспечивает нас свежими продуктами в магазине, новыми телевизорами и фотоаппаратами, и многими другими радостями жизни.

В русском языке до внедрения американизмов в нашу жизнь слово логистика означало только отрасль математической логики и то, что с этим связано. Однако современные требования внесли свои коррективы. Сегодня логистика – это уже область бизнеса, обеспечивающая его насущные нужды. До 1991 года в США эта область деятельности называлась физическим распределением или общим распределением. Позднее был заимствован термин «логистика» из армии США. Согласно вебстеровскому словарю, логистика – это отрасль военной науки (не больше и не меньше) и операций, занимающаяся обеспечением, поставками и поддержкой оборудования путем передвижения, эвакуации и госпитализации персонала с помощью предоставления удобств и услуг, а также всего сопутствующего. Так что, американский бизнес живет по-военному. А теперь и наш тоже начинает.

На самом деле мы были знакомы с этим разделом бизнеса всегда. Только не в целом, как он воспринимается сегодня, а по частям, которые теперь называются функциональными областями. Например, мы всегда знали, что такое снабжение, транспортировка или складские услуги.

3.1. Основная задача логистики.

Такой задачей является обеспечение потребностей потребителей. В том числе, опосредованно через обеспечение всем необходимым производства, маркетинга и других отраслей деятельности. Основной задачей логистики как отрасли является обеспечение нас свежими газетами, свежим хлебом в магазине и свежей клубникой на рынке. Как вспомогательная задача используется обеспечение необходимым сырьем производства, например, мукой хлебозавода или удобрениями и рассадой фермеров выращивающих клубнику. Главными характеристиками при этом выступают доступность товаров, скорость и бесперебойность поставок, а также гибкость процессов.

При этом интегрированная логистика учитывает общие затраты. Это позволяет формировать так называемые цепочки поставок, которые и обеспечивают доставку товаров потребителю в срок и с минимальными затратами. Ранее не учитывались общие затраты в таких цепочках, да и цепочек-то не было.

3.2. Функциональные области.

До появления термина цепочка поставок логистика оперировала отдельными функциональными областями. И затраты минимизировались исключительно в каждой функциональной области. Например, начальник транспортного цеха уменьшал исключительно свои затраты на транспорт. При этом могло оказаться, что бизнес в целом, из-за отсутствия поставок свежих продуктов вовремя в магазины, терпел убытки. Локальная экономия выливалась в потери бизнеса в целом.

В логистике выделяются следующие функциональные области:

Логистическая инфраструктура представляет собой комплекс объектов, имеющих определенное географическое расположение и различные характеристики. Например, завод может быть расположен вблизи источников сырья и иметь определенную мощность по выпуску продукции. В другом месте может быть размещен склад. Таких складов в стране, да и мире в целом (для транснациональных корпораций) может быть несколько. Вся эта инфраструктура пронизывается связями.

Транспортировка осуществляет связи между объектами инфраструктуры, перевозя необходимые продукты. Различные виды транспорта нам известны с детства. Наиболее массовые перевозки осуществляет автомобильный и железнодорожный транспорт. Также применяется водный транспорт, воздушный. Еще существует и трубопроводный транспорт, который перемещает, например, газ или нефть.

Складирование и грузопереработка являются неотъемлемыми функциональными элементами системы логистики. На складах хранятся все необходимые объемы продукции и материалов. Склады могут быть самостоятельными и привязанными к производству. Они могут располагаться на оптовых базах и в розничных магазинах, где мы приобретаем свежий хлеб, молоко и другие продукты. А грузопереработка подразумевает погрузку-разгрузку и перемещение по складу всего этого добра.

Управление запасами подразумевает расчет необходимого количества запасов во всех точках инфраструктуры исходя из потребностей всей цепочки. При этом реализуется общая цель доставки необходимой продукции потребителю в оговоренный срок.

Информационное обеспечение является, наверное, самой важной частью всей системы логистики. Именно появление информационных технологий повлияло на превращение набора отдельных функциональных областей в единую интегрированную систему позволяющую минимизировать общие расходы по всей цепочке поставок. Именно информационные системы, вовремя поставляющие необходимую информацию, позволяют планировать поставки точно в срок и в нужном месте.

Существует еще такое понятие как функциональный цикл логистики. Он включает в себя много различных операций. Начинается такой цикл обычно с приема заказа. Иногда в некоторых компаниях начальная стадия цикла может обслуживаться отдельной функциональной областью, одновременно связанной и с маркетингом.

3.3. Организация бизнеса.

Сегодня бизнес в целом занимается организацией по-разному. Одни полностью исполняют все функции, связанные с логистикой, своими силами. Другие используют транспортные фирмы для организации перевозок. Кто-то ищет склады на стороне в том регионе, где необходимо разместить продажи или производство. Однако наиболее перспективным методом организации логистики является использование специализированных логистических фирм. Эти компании осуществляют большинство функций логистики. (Хотя такое название может быть и у компании, выполняющей только одну-две функции.) Они могут помочь в организации всей логистической цепочки для своего клиента. Однако постановка целей и формулировка задач всегда остается за тем, для кого эта самая логистика организуется. Если предприятие (его руководители) не понимают, как логистика может улучшить их бизнес в целом, то никакая внешняя организация не поможет.

4. Экономический эффект от использования логистики.

Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками.

Применение логистики в сферах производства и обращения позволяет:

снизить запасы на всем пути движения материального потока;

сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

снизить транспортные расходы;

снизить расходы на хранение или упразднить их;

сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30 - 50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

" в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров, " большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий), в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 - 30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обеспечивается за счет высокой степени согласованности действий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5%.

Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики - сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название "семь правил логистики":

1. Продукт - нужный продукт.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

7. Потребитель - нужному потребителю.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75571. Національні традиції Великобританії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 53.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в ньому (scanning). Підготувати учнів до самостійного висловлювання про національні традиції Великобританії на основі інформації, що міститься в тексті.
75572. Генрі - великий американський письменник. Контроль позакласного читання 74 KB
  Практикувати учнів в аудіюванні з метою максимально повного та точного розуміння всіє інформації, що міститься в тексті. Проконтролювати підготовку позакласного читання.
75574. Сполучені Штати Америки, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 68.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця Узгодження часів в англійській мові пісня meric the Beutiful НО1 текст Kthrine Lee Btes H02 True or Flse H03 Keyfcts H04. Т: The topic of our todys lesson is The geogrphicl position of the United Sttes of meric...
75575. Географічне положення Сполучених Штатів Америки, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 55.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця Узгодження граматичних часів в англійській мові Mtch the pirs НО1; таблиця The Sequence of Tenses H02. Т: The topic of our...
75576. Нью-Йорк - найбільше місто США 61.5 KB
  Т: Tody we re going to tlk bout New York the lrgest city in the US. Предявлення тексту для читання New York впр.Т: Wht do you think Why do people like to trvel to different countries nd cities Do you wnt to know more bout the world too Why Comment the quottion of Jmes Bone New York is the city of dredful heightrdquo;.New Yorkthe Hudson RiverMnhttnBrodwyWll StreetStock Exchnge в Do you know wht the following words menВиконання впр.
75577. Визначні та пам’ятні місця США. Узгодження часів в англійській мові 73.5 KB
  Обладнання: підручник географічна карта США граматична таблиця The Sequence of Tenses HO1 Chnge the pronouns nd dverbs H02 Wht do they chnge for H03 Detective Dniels’ Report H04 True or Flse HOs. The def reporter sks Wht did he she sk nd wht did he she sy The student who sked the question reports his her question nd the nswer he she got. Word flshcrds: How old re you Where do you live re you mrried Hve you ever been to Mdrid before Do you like Spnish food re you stying here long Hve you visited Toledo Whos your...
75578. Визначні та пам’ятні місця США 76.5 KB
  By the end of the lesson you should be ble: to recognize understnd nd operte lexicl mteril bout the Gret Lkes the most interesting plce of the US; to identify min ides nd detils from the text for reding...
75579. Національні свята в Україні та США 58.5 KB
  Практикувати учнів в ауДіюванні та читанні текстів з метою отримання загального уявле (skimming) та максимально повного й точного розуміння усієї інформації, що в них міститься (scanning). Підготувати учнів до самостійного усного висловлювання на основі прослуханого та прочиного текстів.