39998

Применение методологии информационного менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы: экономический рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации исходя из соображений полезности и финансовых затрат; аналитический основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях; организационный рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты; системный рассматривающий обработку информации на основе целостного системно ориентированного всеохватывающего процесса обработки информации в...

Русский

2013-10-13

97 KB

4 чел.

Раздел I. Информационный менеджмент.

Тема 11.

Применение методологии информационного менеджмента

Содержание темы:

1. Применение методологии информационного менеджмента в документационном обеспечении управления.

2. Организация как объект информационного менеджмента.

3. Организация обработки информации на предприятии.

4. Управление персоналом.

5. Маркетинг информационной продукции как объект информационного менеджмента.

1. Применение методологии информационного менеджмента в документационном обеспечении управления. 

Информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмента, быстро приобрел вполне самостоятельное значение и оформился как перспективное научное направление в эпоху информационного общества.

Концепция информационного менеджмента объединяет следующие подходы:

экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации исходя из соображений полезности и финансовых затрат;

аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;

организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты;

системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

Информационный менеджмент в организации выполняет стратегические, оперативные и административные задачи. К числу стратегических задач относятся: создание информационной инфраструктуры организации и управление информационными технологиями. Оперативные и административные задачи носят более узкий и подчиненный характер.

Главной задачей информационного менеджмента является информационная поддержка основной деятельности организации. Задачу информационного менеджмента под этим углом зрения следует видеть в том, чтобы интегрировать созданные сотрудниками индивидуальные информационные элементы системы (документы, дела, технологии) на основе объединяющей программы поиска и на базе предложений через Интернет и соответствующего маркетинга используемых информационных ресурсов.

Следующая задача информационного менеджмента состоит в переработке разнообразного предлагаемого на информационном рынке "массового продукта" в информацию, релевантную действиям, переход от внешнего знания к знаниям, релевантным внутренним решениям.

Информационный менеджмент решает задачи планирования, руководства, контроля и организации документационного обеспечения управления организацией по определенным целевым критериям для поддержки согласованных организационно-информационных действий членов организации.

Важной задачей информационного менеджмента является выбор рациональных форм коммуникаций, техники и информационных технологий, а также характеристик информационных ресурсов, необходимых для достижения целей организации.

Специалист организации, работник, руководитель являются не просто потребителями, которым поставляется информация, а непосредственными участниками информационного процесса, важнейшей составной частью структуры информационного менеджмента.

Практическая реализация коммуникационных процессов в аппарате управления осуществляется институтами (службой) информационного менеджмента в виде организации документооборота, бездокументных связей, циркуляции документных потоков в рамках системы управления внутрифирменной информацией, функционирования информационных систем и сетей.

Традиционное делопроизводство, более прогрессивные системы документационного обеспечения, автоматизированные системы обработки информации, технические средства обработки информации объединяются в единую систему на общей методической базе под единым руководством. Другими словами, опыт управления документацией интегрируется с возможностями техники и технологий. В этом случае отдельная составная часть информационного менеджмента поддерживается соответствующей организационной структурой.

Организационные структуры информационного менеджмента призваны объединить высшее руководство, специалистов, менеджеров, поставщиков информации и собственно подразделение информационного менеджмента и создать тем самым предпосылки для управления документацией в масштабе организации на основе современных методологических подходов, организационных и технологических решений.

2. Организация как объект информационного менеджмента.

В мировой экономике функционирует множество предприятий, фирм, объединений, ассоциаций, занимающихся различной деятельностью и имеющих разный юридический статус и форму собственности.

Организация - это стабильная формальная социально-техническая структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущих им всем, так и многими индивидуальными особенностями.

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, составляющих ее внутреннюю среду, тесно интегрированный с внешним окружением, т.е. внешней средой. Внешняя среда организации включает в себя те институты и структуры, которые влияют на деятельность организации, но над которыми она не имеет значительного контроля. Внешняя среда образуется государством, другими организациями, присутствующими на рынке, людьми, общественными объединениями, технологическими, социальными, экономическими, правовыми и прочими отношениями между ними. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений и персонала, технологическими, социальными, экономическими и прочими отношениями.

Для организации характерна целенаправленность функционирования. Деятельность организации делится на первичную и вторичную.

Под первичными видами деятельности понимают технологические операции, непосредственно участвующие в производстве продукта или услуги, его продаже и послепродажном обслуживании. Выделяют следующие первичные виды деятельности:

Материально-техническое обеспечение.

Производство.

Товародвижение.

Маркетинг и продажи.

Обслуживание.

Вторичную деятельность можно определить как обеспечивающую или вспомогательную. Сюда обычно относят закупки (все операции с поставщиками и подрядчиками), технологическое развитие, общее управление организацией, управление человеческими ресурсами, управление финансами, планирование, контроль качества и т.д.

Первичная и вторичная деятельность организации выполняется в рамках ее организационной структуры. Организационная структура отражает фиксированные взаимосвязи между подразделениями и работниками организации и может быть определена как установленная схема взаимодействия и координации технологических элементов и персонала.

В процессе функционирования организации, т.е. выполнения ее первичной и вторичной деятельности, возникает информация, которая может быть представлена в документированном и недокументированной виде.

В процессе своего функционирования всякая организация нуждается в управлении. Управление - целенаправленное воздействие на организацию, которое обеспечивает решение поставленных задач, позволяет в зависимости от особенностей конкретной организации и приоритетов управления стабилизировать экономические результаты, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие с внешней средой, обеспечить совершенствование организации и достижение того или иного полезного эффекта. Таким образом, задача управления - координация деятельности людей и подразделений для эффективного решения стратегических, тактических и текущих задач организации.

Никакая организация не может обходиться без информации, а, следовательно, без процедур ее формирования, обработки и использования. Все эти действия осуществляются в рамках информационной системы (ИС) организации.

Цель информационной системы (ИС) - повышение эффективности использования ресурсов организации за счет производства необходимой информации, создания информационной и технической среды осуществления бизнес-процессов.

Пользователи информационной системы - люди, использующие информационную систему (ИС) для осуществления своих бизнес-функций в организации.

Персонал информационной системы (ИС) - люди, обеспечивающие сбор, формирование, хранение, распространение и использование информации для управления, а также функционирование и развитие информационной системы (ИС). Персонал информационной системы (ИС) работает в рамках информационно-технологического (ИТ) подразделения организации.

Управленческие процедуры - процедуры (алгоритмы) решения управленческих задач, определяемые или одобряемые менеджерами организации.

Процедуры информационной системы (ИС) — действия информационной системы по поддержке функций сотрудников при исполнении ими своих обязанностей (реализации бизнес-функций и осуществлению бизнес-процессов), а также технологии, правила и алгоритмы функционирования самой ИС.

3. Организация обработки информации на предприятии.

В зависимости от масштаба сферы обработки информации на конкретном предприятии возникают разнообразные организационные структуры в этой области. Примерные структурные схемы (органиграммы) характеризуют типовые варианты организации подразделений (или службы) обработки информации (ОИ) различных масштабов (5 чел. - малые, 6-20 чел - средние и более 20 чел. - большие подразделения ОИ).

     Структура большого подразделения обработки информации (ОИ) расчленена на втором уровне на отдел общей организации, отдел проектирования прикладных систем и их обслуживания, информационный центр (ИЦ), отдел базовых технологических средств, а также вычислительный центр (ВЦ). Как видно, руководству здесь приданы широкие штабные функции.

Здесь уместно подчеркнуть, что обслуживание в больших предприятиях занимает от 50 до 70% имеющихся мощностей, поэтому можно представить соответствующую автономную часть структуры. Вместе с тем против расчленения этого подразделения говорит часто то, что на практике работа по проектированию является обычно более престижной, а обслуживание и сопровождение систем их разработчиками оказывается, как правило, все-таки наиболее качественным, поэтому действительно имеет смысл обеспечивать эти функции совместно, т.е. с помощью одних и тех же людей.

В вычислительном центре (ВЦ) может, конечно, отсутствовать центральное хранилище данных; на многих предприятиях приняты распределенные структуры данных. Мероприятия по загрузке машин охватывают планирование на различную глубину и текущее управление, при организации вычислительных работ часто имеет смысл использовать их в принципе сменный характер.

Разделение задач проектирования (развития) и использования систем можно рекомендовать также для структуры среднего подразделения обработки информации (ОИ). Выбор и ввод в эксплуатацию (внедрение) стандартных прикладных программных средств, приобретаемых от сторонних организаций, со временем имеют для всех фирм все большее значение; обслуживание конечных пользователей представлено в этой же группе. Центральное хранилище данных в таких структурах будет часто отсутствовать, задачи согласования и контроля децентрализованы по производственным подразделениям. Функции планирования и поддержки включают и организационные задачи, если последние не находятся полностью в компетенции руководства соответствующих производственных подразделений. Функции планирования и поддержки охватывают также технические и программные средства и сетевое планирование; в зависимости от тех или иных ситуаций, сложившихся с составом персонала, возможно также делегирование некоторых функций в рабочие группы второго или третьего уровня.

Структура малого подразделения обработки информации (ОИ) показывает, что ввиду малой численности тут не избежать того, что различные функции выполняет одно и то же лицо, задачи планирования и исполнения должны при этом осуществляться в своеобразном персональном союзе.

Управление часто передается подразделению, которое побудило внедрение обработки информации (ОИ). Организация, хранилище данных, обработка и контроль находятся в производственных подразделениях. Очень часто используется только стандартное прикладное программное обеспечение; функции поддержки и сопровождения в таких предприятиях часто передаются на сторону, так как собственные специалисты этого профиля еще не сформировались.

4. Управление персоналом.

Персонал (кадры) – основной штатный состав работников организации, выполняющий определенные функции. Характеризуется, прежде всего, численностью, структурой, профессиональной пригодностью, компетентностью.

Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью и трудоемкостью работ; степенью механизации, автоматизации и компьютеризации работ.

Структура персонала – совокупность отдельных групп, работников организации.

Профессиональная пригодность это совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения  общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Профессиональная пригодность формируется у человека в процессе трудовой деятельности. Признаки персонала: квалификация; компетенция; установки.

Квалификация – (какой по качеству) это степень профессиональной подготовленности к выполнению какого-либо вида работ.

Компетенция – единство знаний, профессионального опыта, способности действовать и навыков поведения индивида или человека, определяемых целью, занимаемой должностью.

Установки – готовность и предрасположенность человека к определенной активности, которая зависит от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения.

Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, включающая принципы и методы управления персоналом, планирование кадровой работы, определение кадрового потенциала определение потребности организации в персонале.

Технологии управления персоналом включают в себя широкий спектр функций от подбора персонала до его увольнения:

Найм, отбор и прием персонала;

Деловая оценка персонала (аттестация);

Профессиональная ориентация и трудовая адаптация;

Мотивация и использование персонала.

На практике существуют три фактора, оказывающих влияние на персонал организации:

1. Иерархическая структура организации (отношение власти и подчиненности).

2. Культура – выработанные обществом, организацией или группой людей совместные ценности, социальные нормы, правила поведения, которые регламентируют действия личности, «заставляя» человека действовать так, а не иначе, без видимого воздействия.

3. Рынок – равноправные отношения, основанные на купле-продаже продукции или услуги, также основанные на отношениях собственности и на равновесии интересов покупателей и продавцов.

Кадровая политика – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов и методов форм и организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на создание, сохранение, укрупнение и развитие кадрового потенциала организации.

Кадровый потенциал – все кадры организации со всеми своими характеристиками.

Основные направления кадровой политики: прогнозирование, создание новых рабочих мест; разработка программы развития персонала; разработка программы мотивации персонала; разработка социальных программ.

Существует два признака, определяющих кадровую политику организации:

1. Связан с уровнем осознанности тех правил, которые лежат в основе кадровых мероприятий:

кадровая политика в организации может быть пассивной – это действия аппарата сводятся только к ликвидации последствий негативного явления;

реактивная кадровая политики – организация ведет контроль за симптомами негативного состояния и предпринимает меры по локализации кризиса, т.е. администрация владеет средствами диагностики;

превентивная кадровая политика – у организации есть средства диагностики, и есть средство среднесрочного прогнозирования;

активная кадровая политика – (самая хорошая) существуют все инструменты диагностирования кризисных ситуаций, существует программа среднесрочного прогнозирования и существует целевая кадровая программа (обычно на 5 лет) (социальное развитие, путевки, обучение, бонусы и т.д.).

2. Признак для дифференциации кадровой политики. Определяется степень открытости организации к внешней среде:

открытая кадровая политика – предполагает, что на любую должность в организации может претендовать «человек с улицы»;

закрытая кадровая политика – можно попасть только на нижестоящую должность. Чтят традиции, имеют корпоративную культуру. Компании, работающие в условиях кадрового голода.

Кадровая стратегия – это совокупность действий, позволяющая оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации выбранной стратегии развития организации.

Элементами кадровой стратегии являются: анализ внешней и внутренней среды организации; формирование целей деятельности организации; разработка стратегии развития персонала.

5. Маркетинг информационной продукции как объект информационного менеджмента.

Нередко термин "информационный маркетинг" применяется в двух аспектах.

С одной стороны, он означает использование принципов маркетинга в деятельности по коммерческому распространению информации (маркетинг в информатике). С другой стороны, он нередко воспринимается как "информатика в маркетинге", т.е. относится к части информационных исследований, которая связана с реализацией научно-производственной и торгово-экономической политики по отношению к различным видам изделий.

В последнем смысле под информационным маркетингом понимается информационное обеспечение, в том числе при помощи коммерческих автоматизированных банков данных, маркетинговых работ, проводящимися предприятиями, при создании и продвижении на рынок их собственных продуктов, не обязательно информационных.

Основными элементами программы информационного маркетинга являются, прежде всего:

Анализ продукта и рынка;

Формирование цен на информационные услуги;

Установление принципов взаимоотношений между производителями и пользователями информационных услуг;

Рекламно-пропагандистская деятельность;

Контроль за выполнением программы маркетинга.

Реализация программы маркетинга информационной продукции и услуг состоит из последовательного выполнения ряда мероприятий, направленных на повышение эффективности информационной деятельности.

Образно говоря, любое предприятие можно представить погруженным в поток информации, поступающей от внешней среды, которая включает государство, информационные центры, сети, научно - исследовательские организации, поставщиков материалов, конкурентов, инфраструктуры рынка и т.п. Информационные службы предприятия отфильтровывают из этого потока информацию, необходимую для жизнедеятельности предприятия и преобразовывают ее в удобную для выработки управляющих воздействий форму. Во внешнюю среду предприятие передает информацию о своих производственных возможностях, производимом товаре (реклама), материальных потребностях и т.д. каждое предприятие собственную информационную среду, в которой циркулирует потоки информации, образующие информационную систему предприятия.

При управлении информацией на базе коммуникационных технологий используются такие методы:

Стимулирование сбыта - представляет собой временно действующие стимулы денежного или иного характера, которые поднимают воспринимаемую значимость товара или услуги. Производители предлагают купоны, розничные продавцы регулярно устраивают распродажи, а учреждения сферы услуг предлагают дополнительный сервис за те же деньги (цену).

Реклама - основной метод, которым пользуются маркетологи, чтобы достичь потребителя. Посредством этого метода маркетологи пытаются информировать своих клиентов о позиционировании товара (о его уникальных характеристиках или низкой цене) в надежде на то, что эта информация поможет потребителю выбрать именно их товар.

Личные продажи - организуются для продвижения сложного товара, требующего интенсивного информационного обмена между покупателями и производителями.

"Паблисити" (популяризация, содействие известности) предполагает донесение информации о товаре до рынка через СМИ. Если произведенный товар интересен, он может вызвать любопытство СМИ, которые захотят подать его зрителям или слушателям в форме новостей.

Реклама информационного продукта. Электронные рынки.

Рассмотрим основные виды рекламы в сети Интернет:

Регистрация сервера в поисковых машинах (новый сервер рано или поздно попадет в поле зрения поисковых машин и будет проиндексирован).

Регистрация сервера в Web-каталогах (Каталоги представляют собой иерархические БД, организованные по предметным обл. Информация в каталоги попадает только по инициативе создателей Web-серверов).

Размещение бесплатных ссылок на других коммерческих серверах.

Регистрация на тематических Jump Station (сервера, содержащие коллекции гипертекстовых ссылок на информационные ресурсы по данной области).

Размещение платных рекламных объявлений (сервера с высокими показателями посещаемости предоставляют возможность платного размещения рекламных объявлений на своих страницах).

Телеконференции и списки рассылки (Можно отправить сообщение о своем сервере в тематические списки рассылки, соответствующие области деятельности вашей компании).

Баннеры – «единица» рекламы на Web-страницах.

Прямая реклама.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19990. Ориентир на здоровый образ жизни 44.13 KB
  Цель: научить детей говорить о себе говорить о чувствах мыслях и поступках. Цель: пробудить у учащихся интерес к проблемам общения способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром. Цель: способствовать адаптации учащихся в социуме. Основная их цель организовать детей на совместную работу научить вступать в контакт друг с другом и незнакомыми людьми.
19993. В здоровом теле – здоровый дух! 13.25 KB
  До новых встреч Бабаяга: Веселый какой подходит к Водяной С легким паром Водяной: Не понял Бабаяга: Так ты наверно из бани вон квас пьешь. Сайгон биа – душевное пиво Бабаяга: Ах вон оно что. Бабаяга: Ну да ну да к ведьме Ты чего это мне сестричка брак подсовываешь Мало того что с его пузом мне в моей собственной избушке места не останется так еще алкоголь плохо на мозги влияет. хлопает в ладоши Водяной уходит Бабаяга: Кто у нас второй Ведьма: Змей Горыныч.
19994. Умей сказать – нет! 789.5 KB
  Расширить знания учащихся о влиянии наркотиков на здоровье. Организовать индивидуальную и коллективную мыслительную деятельность, устную коммуникацию и рефлексию. Совершенствовать культуру взаимоотношений в детском коллективе.
19995. Профилактика употребления ПАВ подростками 338.5 KB
  Учащиеся делятся на 6 групп каждая путем жеребьевки получает лист определенного цветасогласно которому она будет выступать и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ. Занятие 5 Тема: Профилактика распространения ВИЧ
19996. Что, где, когда, интеллектуальная игра по профилактике курения 35.5 KB
  Хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространению курения. Красивым и здоровым хотят быть все. Однако далеко не все спешат расстаться с привычкой курить, или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» мы хотим затронуть эту тему. Итак, мы начинаем.