40000

Информационный менеджмент как процесс. Использование функций и методов информационного менеджмента в практике управления организацией

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Ведь нельзя недооценивать роль информации на этапе принятия финансовоуправленческого решения. Любая задержка информации или ее искажение чреваты непредсказуемыми последствиями. Данные являются характеристиками фактов и событий они являются источником информации. Для людей или организаций связанных с финансами решающее значение приобретают связи со средствами массовой информации СМИ они помогают распространять информацию добиться положительного общественного имиджа овладеть техникой достижения этих целей и т.

Русский

2013-10-13

158.5 KB

6 чел.

Раздел I. Информационный менеджмент.

Тема 3.

Информационный менеджмент как процесс. Использование функций и методов

информационного менеджмента в практике управления организацией.

Содержание темы:

1. Этапы информационного менеджмента.

2. Уровни обеспечения информационного менеджмента.

3. Коммуникативные технологии, используемые в информационном менеджменте.

3.1. Этапы коммуникативного процесса.

3.2. Роль коммуникации в организации.

4. Использование функций и методов информационного менеджмента в практике управления организацией.

4.1. Современные достижения в области информационных технологий.

4.2. Использование информационных технологий в практике управления (на примере зарождения Интернет-нефти в России).

Жизнь общества на современном этапе полностью и всецело зависит от степени обладания информацией и умения ее передавать с наименьшими искажениями и потерями.

С точки зрения управления, информацию используют для того, чтобы анализировать и принимать решения. Лица, принимающие решения (ЛПР) и управляющие информацией, зависят от нее, хотя имеют обыкновение думать о ней не больше, чем они думают о воздухе, для того чтобы дышать. Ведь нельзя недооценивать роль информации на этапе принятия финансово-управленческого решения. Любая задержка информации или ее искажение чреваты непредсказуемыми последствиями.

Поэтому предметом исследования в информационном маркетинге является информация, которая передается в системе управления с помощью коммуникационных технологий.

Люди не делают различия между информацией и данными. Данные являются характеристиками фактов и событий, они являются источником информации. Но сами по себе, данные ничего не значат. Они всего лишь заметки на бумаге или биты на компьютерном диске.

Для людей или организаций, связанных с финансами, решающее значение приобретают связи со средствами массовой информации (СМИ), они помогают распространять информацию, добиться положительного общественного имиджа, овладеть техникой достижения этих целей и т.д.

Если в роли источника информации выступает субъект управления, говорят об управленческой информации. Следует учитывать, что к управленческой информации предъявляется еще одно требование – информация должна нести получателю новые знания. Если информация не несет получателю новые знания, то она является баластом системы управления.

В зависимости от направления ее разделяют на вертикальную и горизонтальную.

1. Этапы информационного менеджмента.

Эффективность стратегий во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации.

Если достоверность информации можно оценить по степени соответствия ее реальному, фактическому положению дел, то полноту информации определить сложнее. Здесь относительным критерием может служить достаточность полученных сведений для принятия решений, выбора линии поведения.

Всю совокупность источников необходимой для планирования и проведения кампании информации обычно делят на две большие группы:

источники первичной информации;

источники вторичной информации;

К источникам первичной информации относят самостоятельно проведенные социологические исследования, необработанные аналитиками документы, результаты собственных наблюдений – все, что является носителем еще не использованной никем информации. Иными словами, первичная информация – это сведения, собранные впервые для конкретной цели.

К источникам вторичной информации относят материалы социологических исследований, статистические данные, отчеты, программы, уже кем-то использованные для собственных целей.

Разумно начинать сбор информации с обращения к вторичным данным. Во-первых, они не требуют больших затрат времени. В-третьих, у некоторых организаций могут быть такие сведения, которые вам самим просто не получить. В-четвертых, взятые для сравнения из некоторых источников вторичные данные помогут получить в итоге более достоверную информацию.

Главный недостаток вторичной информации – она быстро устаревает и далеко не всегда дает именно те сведения, которые вам нужны.

 Обращение сначала к вторичной информации часто помогает значительно скорректировать работу в сторону сокращения затрат и времени на поиск первичной информации.

К источникам вторичной информации можно отнести:

органы власти,

периодические издания,

книги и монографии,

коммерческие исследовательские структуры.

При всех достоинствах вторичной информации без сбора первичных данных практически не обойтись. Ведь они собираются в точном соответствии с целями кампании. Вы получаете конкретный ответ на ваш конкретный вопрос. И только на них может опираться конкретная стратегия.

Основные источники первичной информации:

наблюдение,

личный опрос,

телефонный опрос,

почтовый опрос,

прессовый опрос,

изучение документов, материалов прессы, теле- и радиопередач, программ конкурирующих кандидатов, листовок, воззваний, писем и жалоб населения и т.д.

Технический прогресс вносит существенные изменения как в каналы распределения, так и в каналы коммуникации. Эти изменения воздействуют на работу СМИ, обеспечивая конкурентные преимущества тем рекламодателям, которые первыми подхватывают и внедряют новые технологии.

Телевидение относится к средствам массовой информации, которым пользуются рекламодатели национального масштаба. Оно является наиболее сильным и гибким и в тоже время самым дорогим средством убеждения. Многие рекламодатели продолжают тратить на телерекламу большую часть своих бюджетов, даже несмотря на то, что расценки на нее растут, а зрительская аудитория сокращается. Крупнейшие телевизионные компании испытывают сильнейшее давление со стороны кабельного телевидения и видеобизнеса. В течение 1980-х гг. число зрителей, смотрящих передачи трех крупнейших телекомпаний в пиковое время, сократилось с 92% до 67% , а стоимость 30-секундного рекламного ролика в популярной программе возросла на 85% и достигла 185000 долларов. В поисках свободных ниш многие рекламодатели устремились на рынки кабельного телевидения, такие как MTV и ESPN.

Главной особенностью телерекламы 1980-х гг. стало распространение 15-секундных рекламных роликов, которые составили 35% всего объема рекламы. По мнению некоторых рекламодателей, 15-секундная реклама, содержащая новую информацию о товаре или логические доводы в пользу его покупки, дает 80%-ный эффект 30-секундного ролика, а обходится в два раза дешевле.

Особенности развития радиорекламы определяются увеличением числа радиостанций, работающих в диапазоне УКВ и специализирующихся на разных музыкальных стереопрограммах. Хороший эффект может дать радиореклама, направленная на жителей пригородов, ежедневно пользующихся транспортом для поездок на работу. В целом радио считается второстепенным носителем рекламы, который оказывает поддержку первичным СМИ – телевидению и газетам.

Новые технологии оказывают также влияние на процессы выпуска и доставки газет, хотя читатели могут этого и не замечать. Неожиданный успех газеты USA TODAY был бы невозможен без спутниковой связи и электронной печати. Эта газета стала серьезным соперником другим газетам и прочим СМИ, поскольку она предлагает рекламодателям аудиторию в масштабе всей страны с преобладанием читателей из среды бизнесменов. В будущем за газетами останется преимущество в размещении тематических объявлений местного значения, а также внерубричной рекламы розничных продаж, но они уже теряют значимость для рекламы торговых марок в национальном масштабе, поскольку имеют ограниченный радиус действия и недостаточно высокое качество воспроизведения изображений.

Тенденция развития рекламы в журналах заключается в сосредоточении на конкретной тематике. Цветное телевидение отправило на тот свет множество массовых журналов, однако спортивные, развлекательные, деловые и интеллектуальные журналы выжили и процветают. Чем более узкотематическим является журнал, чем подробнее он освещает какой-то вид спорта или отдыха, тем больше вероятность того, что его подписчики окажутся настоящие энтузиасты, любители попробовать новый товар, с чьим именем обычно считается публика.

Таблица 3.1 – Преимущества и недостатки основных СМИ

СМИ

Преимущества

Недостатки

Газеты

высокая оперативность;

основной носитель частных рекламы;

быстрые сроки размещения рекламы;

возможность совместной рекламы с розничными продавцами;

высокая надежность информации;

ограниченный охват;

ограниченная целевая направленность;

низкое качество;

читательская аудитория сильно варьируется от раздела к разделу;

Телевидение

настойчивое, привлекающее внимание средство;

убедительная сила;

широкий охват;

высокая частота обращений;

предлагает видео, звукоряд и образы в движении;

наилучшее средство продемонстрировать новый товар, его характеристики,

предложить решение проблемы и позабавить потребителя;

правдоподобно: что видишь, то и получаешь

общение передается массовой, нерасчлененной аудитории;

ограниченное распределение;

высокая себестоимость и эксплуатационные расходы;

перенасыщенность рекламного пространства;

ограничение по объему информации

Журналы

специфическая целевая направленность, в особенности для промышленных рынков;

впечатление надежности источника, производимое некоторыми журналами;

обеспечивают подробную информацию о новых товарах и возможность рекламы по принципу сравнения;

длительное время существования журнала и его читательской аудитории;

позволяют проводить директ-марке-тинг и распространять рекламные купоны

необходима высокая заинтересованность аудитории;

долгие сроки размещения рекламы;

трудно добиться высокой частоты внутри цикла покупок;

для некоторых журналов эксплуатационные расходы на качественную цветную рекламу высоки;

решающее место имеет место размещения рекламы в журнале

Радио

очень тесный контакт;

может поддерживать телевизионную рекламу;

можно использовать диктора, диск-жокея;

высокая степень целевой направленности рекламы по возрастному показателю и музыкальным вкусам;

низкая себестоимость и эксплутационные расходы;

быстрые сроки размещения рекламы

отсутствие видеоизображения ограничивает процесс изучения и связь с рекламой на месте продажи;

трудно купить рекламное время для передачи сообщения в масштабе всей страны

Прямая

рассылка

рекламных

материалов

по почте

высокая целевая направленность (списочная рассылка);

обращенное к конкретной личности сообщение;

продажа товаров напрямую;

очень важна в промышленном маркетинге

много лишней почты;

только один контакт с рекламным обращением;

высокие затраты на разработку и рассылку сообщений в расчете на один контакт

Щитовая

реклама

высокая частота обращения;

меньше взаимных столкновений;

использование главным образом для формирования представления об имидже товара и его торговой марке;

низкие эксплуатационные расходы;

движущиеся части привлекают внимание

ограниченный временный интервал внимания;

ограниченный охват;

ограниченная целевая направленность;

достаточно высокая себестоимость изготовления

Реклама на

месте покупки

максимально приближена к товару;

может быть очень эффективно объединена с телевизионной и журнальной рекламой;

полезна для товаров, интерес потребителя к которым как высок, так и низок;

размещение в трехмерном пространстве;

зависит от степени сотрудничества с розничным продавцом;

низкая частота рекламных контактов;

появляется слишком поздно в циклическом процессе выбора;

достаточно высокая себестоимость изготовления;

2. Уровни обеспечения информационного менеджмента.

Уровнями информационного менеджмента рассматриваются:

стратегический менеджмент;

менеджмент подразделений;

совершение сделок и регистрация;

операционный менеджмент.

В рамках стратегического менеджмента используется, прежде всего, внешняя информация, используемая для будущих планов организации.

В менеджменте подразделений используется внешняя и внутренняя информация, необходимая для руководства и контроля деятельности подчиненных единиц внутри организации.

При совершении сделок и регистрации используется информация в виде собрания данных о множестве индивидуальных действий, совершающихся в повседневной деятельности организации.

В рамках операционного менеджмента используется внутренняя информация, используемая для планирования, осуществления и контроля повседневной производственной деятельности.

Информация, необходимая для уровня менеджмента подразделений или производственных единиц, касается направляющих и контрольных действий подчиненных единиц в организации.

Менеджеры на операционном уровне интересуются ежедневным выполнением различных задач в пределах их сфер ответственности. Они планируют, организуют и контролируют повседневную работу внутри организации.

Регистрация сделок и операций является основой для генерирования информации внутри организации. В прошлом такая регистрация проводилась на бумагах, в главных книгах, на специальных картах. Как только в большинстве организаций получили распространение компьютеры, объемы накопления такой информации резко возросли.

По мере того как информация обрабатывается, менеджеры сталкиваются или испытывают необходимость в различных типах информации.

Первый тип информации является общим. Общая информация – это та информация, которая возникает случайно или в ответ на неспецифические запросы или поиски. Она отвечает на вопросы типа «Что вы хотите знать?» или «Есть ли что-нибудь интересующее?» Например, когда стратегические менеджеры исследуют окружающую среду, то они это делают для получения общей информации.

Поскольку общая информация является столь широкой, ее трудно определить заранее и сложно поддерживать в компьютерных системах. Общая информация больше используется на стратегическом уровне, чем на операционном. В силу ее определения, общая информация не используется на уровне совершения сделок.

Совершение сделок всецело сосредоточено на специфической информации, то есть на информации, которая удовлетворяет особым требованиям. Специфическая информация может быть запрошена, когда вы проверяете, какой баланс на вашем контрольном счете в автоматизированной кассовой машине. Специфическая информация может быть и не запрошенной, например, когда вы получаете уведомление, что стоимость пользования вашим телефоном увеличилась.

Стимулирующая информация подобна специфической информации в том, что она слишком специфична. Если специфическая информация просто делает получателя осведомленным в чем-либо, то стимулирующая требует действия. Требуемое действие является почти автоматическим, оно заранее запрограммировано. Стимулирующая информация может быть запрошенной или нет, и стимулированное действие может быть любого типа.

Исключительная информация является подобной стимулирующей в том смысле, что она стимулирует специфический тип действия, и из-за того, что запрашивается общим требованием, когда исключение происходит. Следует отметить, что ни стимулирующая, ни исключительная информация не требует комплексного решения.

Описанные выше четыре типа информации предполагают простой ответ от лиц, которых информируют. Общая и специфическая информация просто сообщает лицу то, что он или она не знали прежде.

Пятый тип информации – контрольная информация, которая необходима для отклонений от плана, причем когда эти коррективы не были заранее предусмотрены. Это качество отличает контрольную информацию от стимулирующей информации.

Шестым типом информации является информация для решения о распределении. Распределительная информация полезна для решений о том, как распределить людей, время, оборудование или деньги в соответствии с проектами. Когда у менеджера имеются данные о двух предполагаемых проектах, он должен решить, как распределить ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Здесь он нуждается в данных, позволяющих ему получить информацию об относительных затратах и доходам по этим двум проектам.

3. Коммуникационные технологии, используемые в информационном менеджменте.

Технология – это процесс преобразования ресурсов в конкретные продукты или услуги.

Коммуникативные технологии – это все те средства, с помощью которых передается информация (ПК, телефоны и т.д.).

Классификация основных коммуникационных технологий приведена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Классификация коммуникационных технологий

Накопители информации

Передатчики информации

Ускорители информации

Передатчики с обратной связью

Передатчики односторонние

Компьютеры

Видео-касеты;

Аудио-касеты

Телефон;

Интернет;

Reuters (валютные торги);

Различные статистические агентства

СМИ (журналы, радио, телевидение и т.д.)

Интернет;

Спутниковая связь;

Сотовая связь;

СМИ

Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.

Этими компонентами, как правило, являются:

источник;

коммуникатор;

сообщение;

канал;

получатель информации.

Наиболее простой, удобной для первичного, зондирующего "знакомства" с особенностями конкретного коммуникационного процесса (например, процесса информирования населения города) является модель ИСКП (Источник - Сообщение - Канал – Получатель):

1. Источник - создатель сообщения. Например, необходимая безработному информация о вакансиях создается не на бирже труда, как считают некоторые, а непосредственно на производстве. Биржа или пресса выступают в этом случае не в качестве источника, а в качестве коммуникатора.

Источником может быть организация, индивид или группа индивидов.

Следует отметить также, что "источники" не всегда бывают адекватно "ориентированы" на "получателя". Например, в бесплатной рекламной газете, раздаваемой у входа в метро, которую из-за телепрограммы в основном охотно берут старушки и вообще "люди метро", помещены объявления о продаже Мерседесов, коттеджей. Насколько эффективны такие объявления в подобной газете?

2. Сообщение - это информация, которую передает источник получателю. Большинство сообщений передается в вербальной, то есть словесной форме. Однако сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика или графические изображения).

Сообщение может быть закодировано, то есть, преобразовано в систему знаков, импульсов. В этом случае, для приема его получателем, оно должно быть декодировано, преобразовано в приемлемую получателем форму.

3. Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массовой коммуникации и межличностные каналы. К средствам массовой коммуникации, как мы уже отмечали, относятся технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение). Межличностные каналы - это непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем информации.

4. Получатель - это компонент, ради которого, собственно, и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории.

3.1. Этапы коммуникативного процесса.

Когда мы говорим об источнике, коммуникаторе, сообщении, канале, получателе информации - мы говорим о компонентах коммуникации.

Между тем коммуникационный процесс можно разложить также и на составляющие его этапы.

Рассмотрим коммуникацию, осуществляемую с помощью газетного текста - статьи, репортажа, заметки. В этом случае коммуникационный процесс можно представить как последовательность ряда действий, шагов или этапов, из которых и состоит коммуникация.

Представим эти этапы в виде цепочки последовательных действий, совершаемых участниками коммуникационного процесса: журналистом, газетой, распространителем газет, получателем информации - то есть читателем.

Таблица 3.3. - Схема передачи информации

Разбиение коммуникации на этапы дает возможность коммуникатору проследить движение передаваемого сообщения от его замысла до включения (или не включения) в систему установок получателя информации. Степень детализации каждого из этапов, а также определение их числа зависят от исследовательских задач. У кого-то возникают проблемы с подготовкой качественных доходчивых текстов. У кого-то - проблемы с распространением и доставкой тиражированных текстов получателю. Кто-то неудачно выбрал время для радиотрансляции текста и не достиг "знакомства с текстом" нужной аудитории. Обнаружить слабое звено коммуникационной цепочки, внести коррективы и позволяет структурирование коммуникации.

3.2. Роль коммуникации в организации.

Сравнение концепций трех школ организационного поведения приведено в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Сравнение школ организационного поведения

Школа научного

управления

Школа человеческих

отношений

Системная школа

1. Важность коммуникаций

Относительно невелика, в основном важны вертикальные потоки сообщений от руководства к рядовым членам организации

Относительно важны,

Но, ограничиваются в основном общением между людьми на одном организационном уровне. Некоторое внимание уделяется передаче информации управляющим о потребностях членов организации.

Очень важны коммуникации – связывающий элемент всех членов организации.

2. Цель коммуникаций

Передавать приказы, распоряжения и информацию о заданиях, обеспечение повиновения и координации в процессе их выполнения.

Удовлетворение потребностей работников, обеспечение горизонтального взаимодействия, работников в группах на одном организационном уровне и способствовать вовлечению работников в процесс принятия решений.

Контроль и координация, обеспечение информацией для принятия решений, обеспечение адаптации организации к изменениям внешней среды.

3. Направление коммуникационных потоков

Вертикальное от администрации к рядовым членам, для того чтобы заставить или убедить их следовать инструкциям руководства.

Горизонтальное – между членами неформальных рабочих групп; вертикальное между рабочими и администрацией. Для того чтобы оценить потребности рабочих и обеспечить их участие в принятии решений.

Все направления внутри систем, включая пересечение иерархических сверху вниз и снизу вверх и пересечение границы, отделяющий организацию от внешней среды.

4. Основные проблемы коммуникаций.

Нарушение коммуникаций связанное с обходом иерархических уровней и слишком большим диапазоном контроля.

Наличие слухов, передаваемых по скрытым каналам: отчасти неэффективная формальная система коммуникаций, дополняемая неформальными коммуникациями.

Перегрузки, искажения; отсутствие реакции на отрицательную обратную связь.

4. Использование функций и методов информационного менеджмента в практике управления организацией.

4.1. Современные достижения в области информационных технологий.

На сегодняшний день в мире коммуникационных технологий сложилась тенденция спада, т.е. как таковых принципиально новых коммуникационных разработок не поступило. Недавняя выставка в Америке «Высокие технологии» показала сегодняшнюю ситуацию на рынке услуг.

Кризис на NASDAQ коснулся не только е-бизнеса и США. Трясет всю мировую IT-индустрию. Некоторые компании сократили число своих стендов, да и посетителей стало поменьше. Фирменные папочки, в которые транснациональные корпорации обычно вкладывали информацию о новых миллиардных слияниях и многомиллионных поставках, изрядно похудели. Расстроилась даже техника: несмотря на демонстрацию высокоскоростного доступа в Интернет и супермощных оптических кабелей на стендах компаний, журналисты часами не могли отправить электронную почту или дозвониться по мобильному до редакции. Репортажи с CeBIT по телевидению шли в сопровождении «бегущей строки», показывающей изменение курса акций, — напротив позиций всех героев дня одни минусы.

Сказать, что выставка вовсе не удалась, конечно, нельзя. Никто из значимых игроков не исчез, все они представляли новинки. Однако амбиций у участников явно поубавилось. Если год назад на каждом стенде красовался логотип «Е», обозначающий электронный бизнес, то теперь налицо был поворот от виртуальной экономики к реальным продуктам. В прошлом году народ дивился часам, которые через Интернет открывали дверцу автомобиля, а теперь гораздо больший ажиотаж вызвали новые модели мобильных телефонов. Если в 2000 году один из идеологов всеобщей интернетизации американский производитель сетевого оборудования Cisco Systems свалил в кучу на своем стенде обыкновенные телефоны, чтобы подчеркнуть бесперспективность традиционной голосовой связи, то теперь компания воздержалась от экстравагантных шагов и сосредоточилась на решениях для малого и среднего бизнеса.

Первая пресс-конференция сразу настроила на серьезный лад. «В индустрии тяжелы времена, темпы строительства крупных магистральных сетей снизились, развитие коммерческих операторов местной связи в США замедлилось, dot-corns have become dot-gone (непереводимый каламбур, означающий смерть новых Интернет-компаний), - так начал свою речь Бен Фервааен, вице-президент одного из крупнейших производителей оборудования связи Lucen Technologies. Мы ожидаем, что клиенты на нашем рынке потратят в 2001 год 250-270 миллиардов долларов, тогда как раньше объем рынка телекоммуникационного оборудования на этот год оценивался 300 миллиардов». Не отставал от г-на Ферватена и его коллега из другого телекоммуникационного гиганта - шведской Ericsson. Скандинавы предприняли отчаянную попытку сгладить впечатление от речи их шефа - включили веселую музыку, накормили журналистов перед пресс-конференцией вкусным обедом. Но бравурные марши не смогли заглушить металлического голоса топ-менеджера, рассказывающего о проблемах компании и индустрии в целом.

Вышедший на трибуну вице-президент Ericsson Торбьон Нильссон первые двадцать минут своей речи говорил не о новинках и приобретениях более слабых игроков, а о трудностях на рынке мобильной связи: «Абоненты малодоходны, операторы заплатили деньги за лицензии на третье поколение мобильной связи и теперь финансово обескровлены, прогноз рынка сотовых телефонов GSM пришлось корректировать в сторону уменьшения (ожидалось, что в 2001 году будет продано 450-520 миллионов штук, а теперь никто больше 405-410 миллионов не планирует)». Пресс-служба Ericsson в отличие от Lucent даже не дала распечатку речи своего босса. А зря. Те ньюсмейкеры, которые не говорили о проблемах сами, нарывались на вопросы въедливых журналистов типа: «А как вы прокомментируете динамику ваших акций на NASDAQ?»

Индустрия резко замедлила свое развитие в самый неподходящий момент. Ведь сейчас должен происходить качественный технологический скачок сразу по нескольким направлениям: от узкополосных сетей доступа к конечному абоненту к широкополосным, от коммутации каналов к коммутации пакетов, от второго поколения мобильной связи к третьему. Переход на новые технологии требует огромных денежных вливаний, а средства кончились.

Ходишь по выставке, видишь сотни новых телефонов GSM, десятки аппаратов с GPRS (технология высокоскоростной передачи данных в Интернет с мобильного телефона), невероятные прототипы устройств третьего поколения. Бассейн, настоящие волны и серфингисты у Siemens, загадочно мигающие «говорящие кубы» у Ericsson, видеоконференции с абонентами на другом конце Земли, «мобильные» длинноногие красавицы, даже роботы на ходулях. Казалось бы, все идет своим путем. Но иллюзии развеиваются, когда поговоришь с операторами.

Молодой человек на стенде немецкой компании T-Mobil достаточно откровенен: сеть GPRS построена уже в прошлом году, да все никак не могли запустить - не было телефонов. Сейчас на выставке устройств много, но реально в сети работает только одно - компании Motorola. Скорость передачи данных сейчас составляет всего 20 Кбит в секунду. Конечно, в два раза больше, чем в GSM, но гораздо ниже обещанных 100 Кбит.

Зато корейцы и японцы чувствовали себя на CeBIT именинниками. Европейцы еще только планируют мобильный доступ в Интернет, а японский оператор NTT DoCoMo уже имеет 20 млн. абонентов. Европейские операторы мучаются с GPRS, а японцы в мае уже вводят сеть третьего поколения UMTS, корейцы планируют проделать это летом, но по другой технологии - CDMA2000.

Впрочем, кроме срока запуска, японский оператор NTT DoCoMo не сообщил на выставке никаких подробностей. Поставщик сетевой инфраструктуры содержится в тайне. Единственная представленная полностью готовая к выпуску модель телефона UMTS, разработанная японской же компанией NEC, лежит под большим стеклянным колпаком. Может, такие предосторожности и оправданны - ведь у европейцев и американцев пока ничего с телефонами третьего поколения не получается.

Даже в МрЗ азиаты европейцев увели. Лидер среди производителей сотовых трубок - Nokia - планирует выпустить музыкальный Интернет-телефон только летом-осенью этого года, а азиаты уже давно реализовали такую услугу на своем рынке. Для европейского рынка Sony представила первый музыкальный сотовый телефон GSM, аудиоинформация на котором хранится в специальном миниатюрном записывающем устройстве - Memory Stick. Музыку на него можно скачать с любого аудиоцентра Sony, а потом вставлять не только в телефон, но и в плейеры, часы и во что еще душа пожелает.

Как всегда на CeBIT, на стендах было много всевозможных прототипов устройств будущего. Но, кажется, уже и сами производители не воспринимают их всерьез. Больше всего посетители интересовались уже проверенными рынком продуктами.

«Пять лет назад операторы приходили к нам и говорили: постройте нам сеть, - вспоминает вице-президент Lucent Technologies по Европейскому региону Хари Харан. - Подразумевалось, что если создана инфраструктура, деньги польются сами собой. Прошло пять лет, но прибыль не появилась. В среднем сейчас вложения операторов растут на 20 процентов в год, а доходы всего на 10 процентов. И заказчики требуют от нас решений, позволяющих эффективнее использовать уже действующую сеть». Например, придумать новые услуги, чтобы получить деньги от Интернет-пользователей, которые уже «подсели» на бесплатный доступ (такой сервис есть в США и некоторых странах Европы). Lucent Technologies и другие производители предлагают оборудование, которое позволит операторам подключать новые высокодоходные виды сервиса: делать доступ быстрее, чем обычно, предоставлять по запросу музыку и видеопродукцию, передавать по IP-сетям голос (это будет дешевле, чем по обычным каналам, но уже не бесплатно).

Американский производитель оборудования учрежденческой связи Avaya Communications тоже не стала ставить крест на IP-сетях. И это при том, что выпускаемая ею традиционная учрежденческая АТС Definity, изобретенная в знаменитой Bell Labs, считается одной из лучших и надежнейших в своем классе.

В целом, несмотря на кризис новой экономики, производители не отказались от совершенствования Интернет-технологий, вернее, сетей, использующих Интернет-протокол IP. Но позиционируется теперь эта услуга уже не как универсальная среда будущего, а как еще одно средство связи между конечными пользователями. Разумно, что на рынке появились системы, которые позволяют собирать в одном месте график, идущий и по беспроводным сетям, и по IP-сетям (будь то голос или данные), с обычных и высокоскоростных модемов, сортировать его и оптимальным образом направлять к месту назначения (такие продукты на выставке демонстрировали Lucent Technologies и Alcatel).

По-прежнему перспективным считается развитие технологии ADSL, позволяющей по обычным медным телефонным проводам увеличивать скорость доступа в Интернет в десятки раз. «При правильном маркетинге и развитии услуг сеть окупается за два-три года», - считает одни из руководителей Alcatel Мартин де Прикер. Аналитики на ближайшие четыре года прогнозируют рост этого рынка на 40-45% в год.

Действующие сети сотовой связи стандарта GSM тоже не исчерпали своих возможностей. Siemens представил GSM-часы, на которых можно принимать звонки и набирать номер голосом. Совместить часы и мобильник производители пытались и на прошлой CeBIT, но дальше единственного экземпляра дело не пошло. Модель немецкой компании сделана достаточно разумно.

4.2. Использование информационных технологий в практике управления (на примере зарождения интернет-нефти в России).

Всех очень радует, что интернет-бизнес - едва ли не единственная индустрия, не связанная с экспортом сырья, коррупцией, политикой и другими обязательными атрибутами развивающейся и далеко не самой стабильной страны... Однако так ли это? Казалось бы, какая может быть зависимость между нефтяным и Интернет-бизнесом? Речь идет именно о взаимосвязи, а не умозрительных рассуждениях о связанности всего и вся в современной экономике. Чтобы подчеркнуть нашу мысль, рискнем предположить, что интернет-бизнес пребывает в гораздо большей зависимости от нефти, чем, скажем, розничная торговля, банковское дело или недвижимость. Если посмотреть на рынок чуть более внимательно, то нарисуются весьма любопытные, логические ряды. В результате можно прийти к парадоксальным выводам - например, что NASDAQ, российский интернет-бизнес, но в значительной степени меньше, чем другие факторы. Какие же? Динамика экспортных доходов и курсовая стоимость акций локомотивов российской экономики – нефтяных гигантов вроде «Лукойла», ЮКОСа, «Сургутнефтегаза», «Сибнефти» и прочих в этой не самой большой компании за 10-15 «голубых фишек». Тот факт, что Юкос финансирует, или спонсирует, - в этих масштабах средств, где фигурирует максимум 10 миллионов долларов, для такой компании нет особой разницы, так как никто не ждет особой отдачи, - значительный кусок российского Интернета, - даже не самый серьезный аргумент. Хотя - московская Кремниевая Долина на Загородном шоссе, 5/2 - построена ЮКОСом, и это уже символический факт. Крупнейшая, во всяком случае, по числу занятых людей, российская интернет-компания Сибинтек - дочка ЮКОСа. И сейчас, после январской реструктуризации Сибинтека, уже сложно понять, чем же эта компания выделяется из ИТ-отдела головной компании Михаила Ходорковского...

Но все примеры - в общем только самая видимая часть странного айсберга российских крупных Интернет-проектов. Тесная взаимосвязь лежит гораздо глубже.

Инвесторами большинства крупных сетевых проектов являются обычные финансовые компании (отнюдь не венчурные фонды), специализирующиеся на эффективной игре на фондовом рынке. Имена Barings Vostok Capital Partners, Orion Capital Advisors, United Financial Group, The Russian Funds хорошо известны в брокерском мире. Их портфели вполне стандартны - акции нефтяных и еще металлургических компаний - «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть», ЮКОС... Delta Capital, кроме этого, ведет портфель The US-Russian Investment Fund (Tusrif), чей оптимизм к российскому рынку покоился за прошедший год отнюдь не на вере в ВТ-компании, а надежде на то, что страна воспользуется ростом доходов и обратит их в эффект от реформ.

Из фантастического роста цен на нефть следует рост доходов нефтяных фирм, а далее - рост курсовой стоимости их акций и рост капитализации инвестиционных портфелей финансовых компаний. Ситуация сложилась настолько благоприятная, что с весны 2000 года МВФ отказывает России в реструктуризации долгов, настаивая на том, что, купаясь в нефтедолларах, можно и заплатить. У финансистов и брокеров появилась возможность сделать что-то модное, красивое, возможно - прибыльное. Впрочем, в финансовом плане риск не так велик. Сколько консорциум BVCP и UFG, названный громко ru-Net Holdings, заплатил за 38% «Яндекса»? Порядка 2,5 миллиона - небольшие деньги по меркам крупных брокеров. Реально сделка могла быть и меньшей - не избалованные деньгами российские интернетчики были рады разбогатеть.

Рынок прыгал от радости, захлебывался в радужных надеждах. Было здорово сидеть в каком-нибудь кафе на «Третьяковской» и обсуждать перспективы очередного проекта. Который через пару лет стремительно ворвется на западные рынки - американский Nas-daq, немецкий Neuer Markt, австрийский NewEx.

Весна. Лето. Вслед за ростом нефтяных доходов росли и вложения в Интернет...

Пиком краткого интернет-бума, помнится, были плакаты «Что такое точка ру?», развешанные по всей Москве. Оптимисты, или просто наивные люди, приводили оценки объема инвестиций в Интернет в 150-200 миллионов долларов. Можно смело делить на восемь (многие консультанты именно на эту цифру делят слишком оптимистические бизнес-планы). Пока один супермаркет «Рамстор» стоит дороже, чем весь «Рунет».

Несмотря на свистопляску NASDAQ Composite, вплоть до ноября компании покупали, и очень активно. Так что теория о зависимости российского Интернет-бизнеса от NASDAQ, a не «голубых фишек» РТС и экспортных доходов «нефтегазов», является чистой воды утопией. Возможно, желанием молодых яппи, строящих интернет-бизнес, видеть себя в другой реальности.

Можно возразить - например, «Голден Телеком» к нефти отношения не имеет, а интернет-бизнесы покупал активно. Ответ простой - у ГТ деньги от американских акционеров, и акции компании выпускались в ноябре 1999 года на фоне начала подъема всего российского фондового рынка, костяк которого - сырьевые экспортеры. Сейчас не 1996 год, когда развивающиеся рынки были в моде, а 2001, и ни один западный человек не вложит в компанию, связанную с Россией, на фоне плохой ситуации с «голубыми фишками».

Поздней осенью наступил некий перелом. Нефтяной бум достиг своего пика, такой точки, когда стало ясно, что дальше может быть только падение. Замаячившая на горизонте рецессия в США - это падение потребительских расходов на этом крупнейшем в мире импортере нефти. Американцы стали тратить чуть меньше результаты рождественских продаж едва ли не самые низкие в качественном выражении за последние семь лет. В итоге американский рынок не будет глотать нефть по любой цене.

Отсюда - снижения цен в ОПЕК и, естественно, в России, которая к американскому нефтяному рынку отношения почти не имеет, но мировой-то рынок определяют Штаты.

Осенью 2000 года стоимость нефти достигла рекордных 30 долларов за баррель, и этот показатель в целом держится и сейчас. Однако в ближайшее время, скорее всего, произойдет снижение цен, если не обвал. В ситуации низких цен на нефть и проблем выплат по внешним долгам России, привлекательным становится американский фондовый рынок. Это наиболее мрачный сценарий, по мнению аналитиков банка, имеет достаточно высокие шансы на реализацию. Если нефтяные цены упадут ниже 14 долларов за баррель к лету 2001 года, они будут рекомендовать продавать акции российских компаний. Что уж говорить об интернет-компаниях, ориентированных на рост капитализации. Стоимость крупной сделки упадет, что, однако, создаст благоприятные условия для появления не раздутых, а правильных и продуманных проектов.

В итоге акции нефтяников качнулись вниз, и общий тренд таков, что легкая жизнь у брокеров позади. Надо быть осторожнее, легких денег уже нет. Понятно, что вслед за нашим рынком забеспокоились инвесторы на Западе. Как следствие конца нефтяного бума, оскудел и финансовый поток в интернет-бизнес.

Возможно, радикально, но вполне правильно сказать, что все деньги русского Интернета представляли собой «сливки», то есть излишки легких денег нефтяных брокеров. Нет сливок - нет инвестиций. В конце концов, небольшой рынок, который насчитывает, по оценкам, около 7 тысяч пользователей мобильного Интернета и 21 тысячу постоянных покупателей интернет-магазинов, вполне укладывается в такие рамки.

Современное общество изобилует техническими новинками в повседневной жизни. Интернет или сотовая связь делают нашу жизнь более мобильной, подвижной и в какой-то степени прозрачной.

Рассмотрев сущность информационного менеджмента на базе коммуникационных технологий, удалось сделать ряд выводов: всю совокупность источников, необходимой для планирования и проведения кампании информацию, обычно делят на две большие группы:

- источники первичной информации;

- источники вторичной информации.

Информационными источниками могут быть конкретные знания предпринимателя:

- о рынке и его потребностях;

- о появлении новых технологий, материалов и методов производства.

Так, например, выделяется четыре категории способов передачи коммерческих сообщений:

- реклама;

- стимулирование сбыта;

- личные (персональные) продажи;

- «паблисити».

Ученые классифицируют циркулирующую в обществе информацию на два больших массива:

- систематизированную (регламентированную по времени, объему, содержанию, составу отправителей и получателей);

- несистематизированную (случайную, безадресную).

Кроме того, рассмотрены все достоинства и недостатки основных СМИ, различные уровни информационного обеспечения:

- стратегический менеджмент;

- менеджмент подразделений / единиц;

- совершение сделок и регистрация;

- операционный менеджмент.

На каждом уровне, используется соответствующая ему информация, что значительно облегчает работу.

Рассмотрено, как происходит развитие технического рынка информационных и коммуникационных разработок. Кроме того, прослеживаются современные тенденции нефтяного рынка на базе глобальной информационной сети Интернет и Reuters. Продажа, покупка и котировка акций нефтяных магнатов в сфере инфо-бизнеса показательно отражает современные достижения информационных коммуникаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24232. Лексика 23 KB
  – the Union Jack перевод толкование much many a lot перевод посмотри значение в словаре образная память 3 работа над формой звуковая pronounciation графическая spelling грамматическая значением употреблением коллокация – типичные сочетания слова; конатация – ассоциации соц. упражнения на уровне слова: из ряда слов убрать лишнее; сгруппировать сова по темам; назвать слова по картинкам; кроссворды; вставить пропущенную букву; из разбросанных букв составить слово. упражнения на уровне предложения: вставить...
24234. Упражнение, как элементарная единица обучения 33.5 KB
  Письменные упражнения не рекомендуется делать в классе. Связанно это с полной невозможностью устного общения вне уроков и следовательно тратить время на письменные упражнения не рекомендуется. Отдельно на аудирование проводить упражнения не целесообразно. 5 по коммуникативной направленности: языковые упражнения на отработку языковых навыков: фонетические лексические грамматические.
24235. Цель обучения иностранным языкам в отечественной методике 51 KB
  Развивающая развитие мышления воображения памяти внимания. нач школа формирование умения общаться на ия с учётом реч способностей и потребностей нач клговорение чтение аудирование письмо развитие ребёнка его реч способтей вниманияпамяти мотивации к дальнейшему изуч ия обеспечение коммуникативнопсих адаптации мл шк к нов языку для преодоления дальнейшего языкового барьера используя ия как срво общния освоение элемент лингвист освоений доступных мл шк и необход для освоения устн и пись речи на ия преобщение детей...
24236. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам 38.5 KB
  Грамматика Грамм. памяти грамм. Грамм. умение – способность исполть грамм.
24237. Фонетика. Отличия письменной речи от устной 28.5 KB
  совокупность навыков форм умение. аудир чтение умение – реализ навыков в дейтти – говор письмо чтениеАудиров. Умение – совокупность навыков. Фонетика Фонетические навыки –компонент речевых навыков т.
24238. Содержание обучения иностранных Языков, его основные компоненты 30 KB
  его основные компоненты. Определяя сод обуч ия последоватли школы Роговой выделяют 3 основных компонента сод обуч: 1 лингвистический компонент предполагает обучение языку и речи в последовательности от речи к языку. 2 психологический компонент нацелен на формирование умений и навыков. 3 методологический компонент – это формирование у учащихся приемов рационального учения и самостоятельной работы прием работы со словарем прием аудирования приемы запоминания лексики.
24239. Реализация принципа сознательности 41 KB
  Не следует забывать и о звуках. очень тщательно объяснение звука со всеми необходимыми терминами и использованием наглядного рисунка речев аппарат в разрезе. имитация звука 3. тщательная отработка звука тщательная отработка; объяснение звука этот подход для языковых звуков большое колво времени занимает; очень теоретизирован; очень скучный.