40017

Анализ маркетинговой среды предприятия

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Анализ финансовых результатов от реализации продукции. Высоким темпам роста российской автомобильной промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала продукции с высокой добавленной стоимостью. Предполагаются следующие тенденции развития автомобильной промышленности: рост товарной продукции; рост инвестиций; рост экспорта автомобильной продукции; сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства; стабильный рост средней заработной платы; глобализация...

Русский

2013-10-13

150.5 KB

2 чел.

Практическое занятие 4.

Анализ маркетинговой среды предприятия

Содержание занятия:

1. Анализ состояния отрасли, предприятия и элементов окружения.

2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции.

4. Ассортиментная политика предприятия.

5. Задание для выполнения.

1. Анализ состояния отрасли, предприятия и элементов окружения.

Автомобильная промышленность является одной из базисных отраслей народного хозяйства, наиважнейшей отраслью промышленности, обеспечивающая автомобилями и комплектующими все народное хозяйство Российской Федерации.

Развитие автомобильной промышленности в настоящее время осуществляется в стадии стабилизации. Стабильность работы отрасли зависит от таких факторов, как конъюнктура внешнего и внутреннего рынков и уровень цен на сырье, природный газ, электроэнергию, транспортные услуги, комплектующие. Высоким темпам роста российской автомобильной промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала продукции с высокой добавленной стоимостью. В 2009 году темп роста объема производства составил 102,2 % (по отношению к 2008 году).

На сегодняшний день доля анализируемого предприятия в промышленном производстве России составляет 16 %, в том числе 10 % – автомобилестроение, в основных фондах промышленности – 11 %, в численности – 9 %, в общероссийском объеме экспорта – свыше 17 % (второе место после отраслей ТЭК). Доля автомобильной промышленности в общих налоговых поступлениях в бюджетную систему достигает 9 %.

Предполагаются следующие тенденции развития автомобильной промышленности:

- рост товарной продукции;

- рост инвестиций;

- рост экспорта автомобильной продукции;

- сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства;

- стабильный рост средней заработной платы;

- глобализация компаний.

Анализируемое предприятие занимает значимое место на внутреннем рынке автомобильной продукции, а также экспортирует производимую продукцию в страны СНГ и Дальнего зарубежья.

Динамика производства и удельный вес продукции предприятия по отдельным видам и в целом по отрасли представлены в табл.4.1.

Таблица 4.1 – Динамика изменения сегмента рынка продукции предприятия

Вид продукции

Сегмент рынка предприятия (в %) по годам

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Продукция А

9,83

11,40

10,83

7,60

7,38

6,40

4,46

Продукция Б

12,44

13,44

11,54

7,45

5,49

6,48

2,84

Продукция В

1,88

0,88

0,94

1,20

0,44

0,56

0,40

Продукция Г

3,06

1,08

0,42

0,26

0,43

0,00

0,00

Продукция Д

5,30

3,80

1,54

0,45

2,47

3,75

2,74

Продукция Е

11,82

8,45

7,97

12,07

4,42

4,76

3,44

Всего

7,57

7,00

6,73

6,60

4,94

4,44

3,48

Динамика изменения доли продукции предприятия на внутреннем рынке Российской Федерации по данным табл.4.1 представлена на рис.4.1.

Рис.4.1 - Динамика изменения удельного веса металлопродукции

предприятия на внутреннем рынке РФ.

Как видно из гистограммы на рис.4.1, существует устойчивая тенденция к сокращению внутреннего рынка продукции предприятия.

Потребителями продукции предприятия являются:

- предприятия в г.Москве и Московской области: объем реализации продукции составляет 33 846 тыс.ед. (67%  в общем объеме выпуска продукции) в натуральном измерении и 705 104 тыс.руб. (56,9 %  в общем объеме выпуска) в стоимостном измерении;

- потребители продукции предприятия в странах СНГ и Дальнего зарубежья: объем поставок составляет 7 687,2 тыс.ед. (22,71 % в общем объеме) в натуральном измерении и 304 314 181 тыс.руб. в стоимостном измерении.

2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

чистая (нераспределенная) прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Структурно балансовая (валовая) прибыль формируется за счет прибыли от реализации продукции, работ, услуг, внереализационных доходов и прочих доходов.

Состав и динамика прибыли (убытка) представлена в табл.4.2.

Таблица 4.2 - Состав и динамика прибыли (убытка) предприятия

Показатель

2008 г.

2009 г.

Отклонение

2009 г. от 2008 г.

Сумма,

тыс.руб.

Доля,

%

Сумма,

тыс.руб.

Доля,

%

тыс.руб.

%

Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг

- 208 186

23,3

- 277 737

- 60,55

-69 551

- 5,14

Прочие операционные доходы

207 701

- 23,2

980 003

213,64

772 302

57,09

Прочие операционные расходы

- 377 621

42,2

- 99 128

- 21,61

278 493

20,59

Внереализационные доходы

127 588

- 14,3

24 242

5,28

- 103 346

- 7,64

Внереализационные расходы

- 643 553

72,0

- 124 126

- 27,06

519 427

38,40

Общая сумма прибыли (убыток)

- 894 071

100

458 711

100

1 352 782

-

Налоги из прибыли

13 288

- 1,5

143 650

31,32

130 362

9,64

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток)

- 907 359

101,5

315 061

68,68

1 222 420

90,36

Как показывают данные табл.4.2, прибыль увеличилась на 1 222 420 тыс.руб. (90,36 %) только за счет прочих операционных доходов, так как при этом убыток от реализации продукции увеличился на 69 551 тыс.руб. (5,14 %) и составил 277 737 тыс.руб.

3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции.

После этого следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли (рис.4.2).

Кроме того, следует иметь в виду, что размер убытка во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменение ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Qi), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня средних цен реализации (Цi):

П = ∑[(Q) * Удi * (Цi - Сi)] = ∑[Qi * (Цi - Сi)].                                                          (4.1)

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж  рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли  возрастает, и наоборот.

Исходные данные для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли (убытка) приведены в табл.4.3.


Рис.4.2 - Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли.


Таблица 4.3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли (убытка)

от реализации продукции, тыс.руб.

Показатель

2008 г.

2008 г.,

пересчитанный на объем продаж

2009 г.

2009 г.

Выручка от реализации продукции (В)

1 280 631

944 380

1 096 367

Полная себестоимость реализованной продукции (С)

1 437 591

1 269 740

1 285 226

Прибыль (убыток) от реализации продукции (П)

- 156 960

- 325 360

- 188 859

Для факторного анализа необходимо сравнить убыток 2008 г. и условный, исчисленный исходя из объема и ассортимента продукции 2009 г. при ценах и себестоимости продукции 2008 г., и определить, насколько изменилась прибыль за счет:

а) объема и структуры реализованной продукции:

ΔП(Q,Уд) = П2008/2009 – П2008 ,                                                                                  (4.2)

где: П2008/2009 – прибыль от реализации продукции за 2008 г., пересчитанный на объем продаж 2009 г.;

П2008 – прибыль от реализации продукции за 2008 г.;

б) влияния только объема продаж:

ΔП(Q) = П2008 * (А2009 / А2008 – 1),                                                                       (4.3)

где: А2009 – объем выпуска продукции за 2009 г. в натуральном выражении;

А2008 – объем выпуска продукции за 2008 г. в натуральном выражении;

в) далее можно определить влияние структурного фактора:

ΔП(Уд) = ΔП(Q,Уд) - ΔП(Q) ,                                                                                        (4.4)

г) затем влияние изменения полной себестоимости:

ΔП(С) = С2008/2009 – С2009 ,                                                                                       (4.5)

где: С2008/2009 – себестоимость реализованной продукции за 2008 г., пересчитанный на объем продаж 2009 г.;

С2008 – себестоимость реализованной продукции за 2009 г.;

д) далее изменение убытка за счет отпускных цен на продукцию:

ΔП(Ц) = В2009 – В2008/2009 ,                                                                                       (4.6)

где: В2009 – выручка от реализации продукции за 2009 г.;

В2008/2009 – выручка от реализации продукции за 2008 г., пересчитанная на объем продаж 2009 г.

Эти же результаты можно получить и способом цепных подстановок.

Для этого необходимо найти сумму прибыли (убытка) при объеме продаж 2009 г. и остальных факторов 2008 г. Для этого необходимо рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (КРП), а затем сумму прибыли (убытка) скорректировать на этот коэффициент:

КРП = А2009 / А2008 .                                                                                             (4.7)

Если бы не изменилась величина остальных факторов, определяется убыток в этих условиях:

П(Q) = П2008 * КРП .                                                                                                  (4.8)

Затем следует определить убыток при объеме и структуре реализованной продукции 2009 г., но при себестоимости и ценах 2008 г.:

П(А,d) = ∑(Аi2009 * Цi2008) – ∑(Аi2009 * Ci2008) ,                                                           (4.9)

где: ∑(Аi2009 * Цi2008) – общая выручка от реализации продукции в объеме 2009 г. по ценам 2008 г;

∑(Аi2009 * Ci2008) – себестоимость реализованной продукции за 2009 г. в структуре 2008 г.

Предприятие могло бы получить прибыль (убыток) при объеме реализации, структуре и ценах 2009 г., но при себестоимости продукции 2008 г.:

П(А,d,Ц) = ∑(Аi2009 * Цi2009) – ∑(Аi2009 * Ci2008) ,                                                        (4.10)

где: ∑(Аi2009 * Цi2009) – общая выручка от реализации продукции в объеме 2009 г.;

∑(Аi2009 * Ci2008) – себестоимость реализованной продукции за 2009 г. в структуре 2008 г.

Далее можно определить изменение суммы прибыли за счет каждого фактора в отдельности:

за счет объема реализации продукции:

∆П(Q) = П(Q) - П2008 ,                                                                                               (4.11)

за счет структуры реализованной продукции:

∆П(стр) = П2008/2009 – П(Q) ,                                                                                       (4.12)

за счет средних цен реализации:

∆П(Ц) = П(А,d,Ц) - П(А,d) ,                                                                                            (4.13)

за счет себестоимости реализованной продукции:

∑П(С) = П2009 - П(А,d,Ц) .                                                                                            (4.14)

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли (убытка). Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

4. Ассортиментная политика предприятия.

Для оценки ассортиментной политики предприятия используется целая система показателей. На предприятии изменение структуры реализации продукции приведет к изменению (увеличению или уменьшению) убытка. Если в общем объеме реализации увеличится удельный вес низкорентабельных видов продукции, то убыток увеличится. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

                    (Удiф - Удiф) * Пуслб 

ΔП(Удi) = ∑   ---------------------------     * Аф ,                                                     (4.15)

                                100

где Пуслб сумма прибыли на условную единицу продукции на производство единицы i-го вида продукции;

Аффактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;

Удiудельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении, %.

5. Задание для выполнения.

5.1. Используя данные табл.4.3 и табл.3.1 (к ПЗ-3), выполните факторный анализ прибыли и рассчитайте отклонение прибыли за счет каждого фактора в соответствии с уравнениями 4.2-4.6:

а) объема и структуры реализованной продукции:

б) влияния только объема продаж:

в) далее можно определить влияние структурного фактора:

г) затем влияние изменения полной себестоимости:

д) далее изменение убытка за счет отпускных цен на продукцию:

Сформулируйте выводы по полученным результатам:

5.2. Используя эти же данные (табл.4.3 и 3.1 к ПЗ-3), выполните факторный анализ прибыли методом цепных подстановок в соответствии с выражениями 4.7-4.14:

КРП =

П(Q) =

П(А,d) =

П(А,d,Ц) =

Далее изменение суммы прибыли за счет каждого фактора в отдельности:

за счет объема реализации продукции:

∆П(Q) =

за счет структуры реализованной продукции:

∆П(стр) =

за счет средних цен реализации:

∆П(Ц) =

за счет себестоимости реализованной продукции:

∑П(С) =

Сформулируйте выводы по полученным результатам:

5.3. Рассчитайте величину структурного сдвига согласно выражению 4.15:

ΔП(Удi) =

По полученным результатам сформулируйте выводы:

6. Контрольный вариант выполнения задания:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42252. КОНТРОЛЬ МАЛОЙ КЛИНОВИДНОСТИ ПЛАСТИН НА ИНТЕРФЕРОМЕТРЕ ЧАПСКОГО 302 KB
  Рассмотрим возникновение полос равного наклона и определим величину разности хода лучей отраженных под некоторым углом от плоскопараллельной пластины рис. Если поверхности пластины образуют между собой малый угол  то изображения источника 1 в фокальной плоскости 6 разойдутся на расстояние l =n где  фокусное расстояние линзы 5. Первый случай соответствует перемещению пластины в сторону увеличения её толщины второй в сторону уменьшения. Появление или исчезновение кольца соответствует изменению толщины пластины на величину .
42253. Выполнение базовых преобразований на плоскости 98.5 KB
  Трансляция точки выполняется путем добавления смещения [m n] к ее координатам [x y], в результате чего получается точка с новыми координатами. Для объекта, описываемого множеством точек, все точки объекта перемещаются на одинаковые расстояния вдоль параллельных прямых. В матричной форме трансляция выполняется путем умножения однородных координат точки на матрицу трансляции
42254. Базовые алгоритмы 2D-геометрии 638.5 KB
  Геометрически каждая точка на плоскости задается значениями координат радиусвектора относительно выбранной системы координат. В этом случае объект поворачивается относительно оси вращения перпендикулярной плоскости xoy. Наиболее распространен сдвиг в направлении оси x и сдвиг в направлении оси y. Сдвиг выполняется путем умножения однородных координат точки на матрицу сдвига: сдвиг в направлении оси y сдвиг в направлении оси x.
42255. МИКРОПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМАНД СМ ЭВМ 75 KB
  Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ. Вывод: В ходе работы я ознакомился с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением приобрел навыки микропрограммирования машинных команд СМ ЭВМ.
42256. EMBED PBrush 1007.5 KB
  rry1 db 123423 rry2 db 1500 dup rry3 db 2000 dup 56h В першому випадку кожний елемент масиву ініціалізується незалежно. Багатовимірний масив задається шляхом використання вкладених повторень dup наприклад r1 db 4 dup 3 dup 2 dup В мові Паскаль це еквівалентно наступному оператору r1:rry[0. Наприклад Instr32 struc Opcode dw Modrm db Sib db Disp dd Instr32 ends Сама структура задається в форматі директив визначення даних де в полі мнемокода задається ім'я структури наприклад In1 instr32 Або Min1 instr32 5...
42257. Микропрограммирование кмашинных манд СМ ЭВМ 72 KB
  Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением, микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ.
42258. Создание экспертной системы с помощью программы VP-EXPERT 97 KB
  VP-EXPERT – интеллектуальная программа, способная делать логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающая решение специфических задач. VP-EXPERT и другие экспертные системы призваны заменить специалиста в конкретной предметной области, то есть решать задачи в отсутствии эксперта
42259. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНТАКТОРОВ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 79 KB
  В работе исследуются коммутационные процессы и динамические характеристики по результатам осциллографирования соответствующих процессов на контакторах постоянного МК1 и переменного РПУ1 тока. Исследование нагрузочной характеристики производится на препарированном образце контактора постоянного тока серии МК1. Устройство контакторов Контактор постоянного тока серии МК1 выполнен на номинальный ток 40 А и напряжение 220 В.
42260. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПРИЗМ 344.5 KB
  Определив погрешности для нескольких положений призмы и решив систему уравнений связывающих погрешности с клиновидностью развертки находят абсолютное значение углов и величину пирамидальности призмы. Измерив расстояние между ними по горизонтали Г и вертикали В рассчитывают  45 и пирамидальность  призмы: Рис. Погрешность взаимного расположения поверхностей образующих угол 90 90 контролируют по схеме работы призмы как БР 180 рис. Точку пересечения ребер призмы находят по трем подвижным бликам.