40017

Анализ маркетинговой среды предприятия

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

Анализ финансовых результатов от реализации продукции. Высоким темпам роста российской автомобильной промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала продукции с высокой добавленной стоимостью. Предполагаются следующие тенденции развития автомобильной промышленности: рост товарной продукции; рост инвестиций; рост экспорта автомобильной продукции; сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства; стабильный рост средней заработной платы; глобализация...

Русский

2013-10-13

150.5 KB

2 чел.

Практическое занятие 4.

Анализ маркетинговой среды предприятия

Содержание занятия:

1. Анализ состояния отрасли, предприятия и элементов окружения.

2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции.

4. Ассортиментная политика предприятия.

5. Задание для выполнения.

1. Анализ состояния отрасли, предприятия и элементов окружения.

Автомобильная промышленность является одной из базисных отраслей народного хозяйства, наиважнейшей отраслью промышленности, обеспечивающая автомобилями и комплектующими все народное хозяйство Российской Федерации.

Развитие автомобильной промышленности в настоящее время осуществляется в стадии стабилизации. Стабильность работы отрасли зависит от таких факторов, как конъюнктура внешнего и внутреннего рынков и уровень цен на сырье, природный газ, электроэнергию, транспортные услуги, комплектующие. Высоким темпам роста российской автомобильной промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала продукции с высокой добавленной стоимостью. В 2009 году темп роста объема производства составил 102,2 % (по отношению к 2008 году).

На сегодняшний день доля анализируемого предприятия в промышленном производстве России составляет 16 %, в том числе 10 % – автомобилестроение, в основных фондах промышленности – 11 %, в численности – 9 %, в общероссийском объеме экспорта – свыше 17 % (второе место после отраслей ТЭК). Доля автомобильной промышленности в общих налоговых поступлениях в бюджетную систему достигает 9 %.

Предполагаются следующие тенденции развития автомобильной промышленности:

- рост товарной продукции;

- рост инвестиций;

- рост экспорта автомобильной продукции;

- сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства;

- стабильный рост средней заработной платы;

- глобализация компаний.

Анализируемое предприятие занимает значимое место на внутреннем рынке автомобильной продукции, а также экспортирует производимую продукцию в страны СНГ и Дальнего зарубежья.

Динамика производства и удельный вес продукции предприятия по отдельным видам и в целом по отрасли представлены в табл.4.1.

Таблица 4.1 – Динамика изменения сегмента рынка продукции предприятия

Вид продукции

Сегмент рынка предприятия (в %) по годам

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Продукция А

9,83

11,40

10,83

7,60

7,38

6,40

4,46

Продукция Б

12,44

13,44

11,54

7,45

5,49

6,48

2,84

Продукция В

1,88

0,88

0,94

1,20

0,44

0,56

0,40

Продукция Г

3,06

1,08

0,42

0,26

0,43

0,00

0,00

Продукция Д

5,30

3,80

1,54

0,45

2,47

3,75

2,74

Продукция Е

11,82

8,45

7,97

12,07

4,42

4,76

3,44

Всего

7,57

7,00

6,73

6,60

4,94

4,44

3,48

Динамика изменения доли продукции предприятия на внутреннем рынке Российской Федерации по данным табл.4.1 представлена на рис.4.1.

Рис.4.1 - Динамика изменения удельного веса металлопродукции

предприятия на внутреннем рынке РФ.

Как видно из гистограммы на рис.4.1, существует устойчивая тенденция к сокращению внутреннего рынка продукции предприятия.

Потребителями продукции предприятия являются:

- предприятия в г.Москве и Московской области: объем реализации продукции составляет 33 846 тыс.ед. (67%  в общем объеме выпуска продукции) в натуральном измерении и 705 104 тыс.руб. (56,9 %  в общем объеме выпуска) в стоимостном измерении;

- потребители продукции предприятия в странах СНГ и Дальнего зарубежья: объем поставок составляет 7 687,2 тыс.ед. (22,71 % в общем объеме) в натуральном измерении и 304 314 181 тыс.руб. в стоимостном измерении.

2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

прибыль от реализации продукции, работ и услуг представляет собой разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы;

налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

чистая (нераспределенная) прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Структурно балансовая (валовая) прибыль формируется за счет прибыли от реализации продукции, работ, услуг, внереализационных доходов и прочих доходов.

Состав и динамика прибыли (убытка) представлена в табл.4.2.

Таблица 4.2 - Состав и динамика прибыли (убытка) предприятия

Показатель

2008 г.

2009 г.

Отклонение

2009 г. от 2008 г.

Сумма,

тыс.руб.

Доля,

%

Сумма,

тыс.руб.

Доля,

%

тыс.руб.

%

Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг

- 208 186

23,3

- 277 737

- 60,55

-69 551

- 5,14

Прочие операционные доходы

207 701

- 23,2

980 003

213,64

772 302

57,09

Прочие операционные расходы

- 377 621

42,2

- 99 128

- 21,61

278 493

20,59

Внереализационные доходы

127 588

- 14,3

24 242

5,28

- 103 346

- 7,64

Внереализационные расходы

- 643 553

72,0

- 124 126

- 27,06

519 427

38,40

Общая сумма прибыли (убыток)

- 894 071

100

458 711

100

1 352 782

-

Налоги из прибыли

13 288

- 1,5

143 650

31,32

130 362

9,64

Чистая (нераспределенная) прибыль (убыток)

- 907 359

101,5

315 061

68,68

1 222 420

90,36

Как показывают данные табл.4.2, прибыль увеличилась на 1 222 420 тыс.руб. (90,36 %) только за счет прочих операционных доходов, так как при этом убыток от реализации продукции увеличился на 69 551 тыс.руб. (5,14 %) и составил 277 737 тыс.руб.

3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции.

После этого следует основательно изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли (рис.4.2).

Кроме того, следует иметь в виду, что размер убытка во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменение ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Qi), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi) и уровня средних цен реализации (Цi):

П = ∑[(Q) * Удi * (Цi - Сi)] = ∑[Qi * (Цi - Сi)].                                                          (4.1)

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж  рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли  возрастает, и наоборот.

Исходные данные для расчета влияния этих факторов на сумму прибыли (убытка) приведены в табл.4.3.


Рис.4.2 - Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли.


Таблица 4.3 - Исходные данные для факторного анализа прибыли (убытка)

от реализации продукции, тыс.руб.

Показатель

2008 г.

2008 г.,

пересчитанный на объем продаж

2009 г.

2009 г.

Выручка от реализации продукции (В)

1 280 631

944 380

1 096 367

Полная себестоимость реализованной продукции (С)

1 437 591

1 269 740

1 285 226

Прибыль (убыток) от реализации продукции (П)

- 156 960

- 325 360

- 188 859

Для факторного анализа необходимо сравнить убыток 2008 г. и условный, исчисленный исходя из объема и ассортимента продукции 2009 г. при ценах и себестоимости продукции 2008 г., и определить, насколько изменилась прибыль за счет:

а) объема и структуры реализованной продукции:

ΔП(Q,Уд) = П2008/2009 – П2008 ,                                                                                  (4.2)

где: П2008/2009 – прибыль от реализации продукции за 2008 г., пересчитанный на объем продаж 2009 г.;

П2008 – прибыль от реализации продукции за 2008 г.;

б) влияния только объема продаж:

ΔП(Q) = П2008 * (А2009 / А2008 – 1),                                                                       (4.3)

где: А2009 – объем выпуска продукции за 2009 г. в натуральном выражении;

А2008 – объем выпуска продукции за 2008 г. в натуральном выражении;

в) далее можно определить влияние структурного фактора:

ΔП(Уд) = ΔП(Q,Уд) - ΔП(Q) ,                                                                                        (4.4)

г) затем влияние изменения полной себестоимости:

ΔП(С) = С2008/2009 – С2009 ,                                                                                       (4.5)

где: С2008/2009 – себестоимость реализованной продукции за 2008 г., пересчитанный на объем продаж 2009 г.;

С2008 – себестоимость реализованной продукции за 2009 г.;

д) далее изменение убытка за счет отпускных цен на продукцию:

ΔП(Ц) = В2009 – В2008/2009 ,                                                                                       (4.6)

где: В2009 – выручка от реализации продукции за 2009 г.;

В2008/2009 – выручка от реализации продукции за 2008 г., пересчитанная на объем продаж 2009 г.

Эти же результаты можно получить и способом цепных подстановок.

Для этого необходимо найти сумму прибыли (убытка) при объеме продаж 2009 г. и остальных факторов 2008 г. Для этого необходимо рассчитать коэффициент выполнения плана по реализации продукции (КРП), а затем сумму прибыли (убытка) скорректировать на этот коэффициент:

КРП = А2009 / А2008 .                                                                                             (4.7)

Если бы не изменилась величина остальных факторов, определяется убыток в этих условиях:

П(Q) = П2008 * КРП .                                                                                                  (4.8)

Затем следует определить убыток при объеме и структуре реализованной продукции 2009 г., но при себестоимости и ценах 2008 г.:

П(А,d) = ∑(Аi2009 * Цi2008) – ∑(Аi2009 * Ci2008) ,                                                           (4.9)

где: ∑(Аi2009 * Цi2008) – общая выручка от реализации продукции в объеме 2009 г. по ценам 2008 г;

∑(Аi2009 * Ci2008) – себестоимость реализованной продукции за 2009 г. в структуре 2008 г.

Предприятие могло бы получить прибыль (убыток) при объеме реализации, структуре и ценах 2009 г., но при себестоимости продукции 2008 г.:

П(А,d,Ц) = ∑(Аi2009 * Цi2009) – ∑(Аi2009 * Ci2008) ,                                                        (4.10)

где: ∑(Аi2009 * Цi2009) – общая выручка от реализации продукции в объеме 2009 г.;

∑(Аi2009 * Ci2008) – себестоимость реализованной продукции за 2009 г. в структуре 2008 г.

Далее можно определить изменение суммы прибыли за счет каждого фактора в отдельности:

за счет объема реализации продукции:

∆П(Q) = П(Q) - П2008 ,                                                                                               (4.11)

за счет структуры реализованной продукции:

∆П(стр) = П2008/2009 – П(Q) ,                                                                                       (4.12)

за счет средних цен реализации:

∆П(Ц) = П(А,d,Ц) - П(А,d) ,                                                                                            (4.13)

за счет себестоимости реализованной продукции:

∑П(С) = П2009 - П(А,d,Ц) .                                                                                            (4.14)

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли (убытка). Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

4. Ассортиментная политика предприятия.

Для оценки ассортиментной политики предприятия используется целая система показателей. На предприятии изменение структуры реализации продукции приведет к изменению (увеличению или уменьшению) убытка. Если в общем объеме реализации увеличится удельный вес низкорентабельных видов продукции, то убыток увеличится. Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

                    (Удiф - Удiф) * Пуслб 

ΔП(Удi) = ∑   ---------------------------     * Аф ,                                                     (4.15)

                                100

где Пуслб сумма прибыли на условную единицу продукции на производство единицы i-го вида продукции;

Аффактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;

Удiудельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении, %.

5. Задание для выполнения.

5.1. Используя данные табл.4.3 и табл.3.1 (к ПЗ-3), выполните факторный анализ прибыли и рассчитайте отклонение прибыли за счет каждого фактора в соответствии с уравнениями 4.2-4.6:

а) объема и структуры реализованной продукции:

б) влияния только объема продаж:

в) далее можно определить влияние структурного фактора:

г) затем влияние изменения полной себестоимости:

д) далее изменение убытка за счет отпускных цен на продукцию:

Сформулируйте выводы по полученным результатам:

5.2. Используя эти же данные (табл.4.3 и 3.1 к ПЗ-3), выполните факторный анализ прибыли методом цепных подстановок в соответствии с выражениями 4.7-4.14:

КРП =

П(Q) =

П(А,d) =

П(А,d,Ц) =

Далее изменение суммы прибыли за счет каждого фактора в отдельности:

за счет объема реализации продукции:

∆П(Q) =

за счет структуры реализованной продукции:

∆П(стр) =

за счет средних цен реализации:

∆П(Ц) =

за счет себестоимости реализованной продукции:

∑П(С) =

Сформулируйте выводы по полученным результатам:

5.3. Рассчитайте величину структурного сдвига согласно выражению 4.15:

ΔП(Удi) =

По полученным результатам сформулируйте выводы:

6. Контрольный вариант выполнения задания:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29574. СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ 18.47 KB
  СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ. СМИ является соц. Функции СМИ в обществе: У средств массовой информации в эпоху Просвящения была высокая миссия они были инструментом воздействия на власть имущих из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей о том что думают представители наиболее прогрессивные представители общества.
29575. Использование особенностей электронных средств массовой информации в процессе формирования общественного мнения 12.23 KB
  Приемы аудиовизуальных СМИ для воздействия на мнение публики: использование ч б цветного видео в программе; композиционные спецэффекты; настойчивая ежедневная трансляция мифообразов и ключевых фраз; избирательный монтаж; специальный хронометраж эфира; использование имиджа СМИ и отдельных журналистов. Прием дробление и мозаичность сообщений знания складываются из разрозненных обрывков информации. Мозаичность создает смысловой шум затрудняющий ориентацию в информационном потоке Прием сенсационность Быстро чередующиеся...
29576. Реклама как вид массовой коммуникации. Функции и стадии рекламной коммуникации 15.38 KB
  Функции и стадии рекламной коммуникации. Основными функциями социальной коммуникации являются:1 информационная передача информации;2 экспрессивная способность выражать не только смысловую но и оценочную информацию;3 прагматическая способность передавать коммуникационную установку предписывающую определенное воздействие на получателя.Как видно рекламе как коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций.
29577. Коммерческая и социальная реклама в СМК 15.24 KB
  Функции выполняемые социальной и коммерческой рекламы посредством СМК: 1. Коммерческая реклама: В соответствие с современным подходом к изучению рекламы коммерческая реклама входит в комплекс маркетинговых коммуникаций в который помимо рекламы входят такие инструменты как стимулирование сбыта PR пропаганда и личные продажи. Социальная реклама вид некоммерческой рекламы направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. В 1993 году был образован негосударственный Рекламный Совет в...
29578. Состояние медиарынка в кризисный и поскризисный период, тенденции дальнейшего развития 24.52 KB
  Те компании которые выжили в это время оказались в очень неплохой ситуации. Как отмечают специалисты основным принципом коммуникаций в кризисной ситуации не замалчивать события говорить все и как можно скорее. Однако на ранних стадиях кризисной ситуации не следует говорить вещей которых вы не знаете или в которых вы не уверены не следует включаться в догадки поскольку вы можете оказаться не правы. Американские специалисты предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации [10 с.
29579. Телевидение XXI века: соотношение социальных, политических и коммерческих функций 13.23 KB
  Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы в которой действует данное телевизионное СМИ. Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления касающиеся тех или иных явлений жизни по инерции доставшейся от советской системы в то время как СМИ лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ выпадающего из...
29580. Интернет: история, возможности и прогнозы 16.93 KB
  Интернет: история возможности и прогнозы. Исторически интернет произошел от американской сети RPNET которая разрабатывалась как децентрализованное средство обмена информацией в случае ядерного удара. Прототип интернета RPNET в 1969 соединил сеть американских научно исследовательских университетов. Следующим значительным скачком в развитии интернета стал концепт всемирной паутины выдвинутый в 1989 Тимом БернсЛи идея создания универсального языка HTML Аштэмэйли протокола связи HTTPАштэтэпэ что позволило сделать интернет таким каким он...
29581. Информационное общество: основные характеристики, тенденции развития. Дискуссии в отношении позитивных изменений и негативных последствий всеобщей информатизации и глобализации мирового пространства 16.15 KB
  Информационное общество ступень в развитии современной цивилизации характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли инфокоммуникаций информационных продуктов и информационных услуг в валовом внутреннем продукте ВВП; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основные характеристики:...
29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...