40021

База данных «Бюро проката автомобилей»

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Описание исходных данных и предметной области. Является основным связующим звеном всех данных других таблиц она отражает какой автомобиль был взят в аренду на какой срок какой был оставлен залог. Ниже приведена Схема данных Бюро проката автомобилей: 1. Microsoft ccess Microsoft ccess создана на основе реляционной модели базы данных и предназначена для создания быстрых эффективных баз данных применяемых в быту и бизнесе.

Русский

2013-10-13

2.13 MB

47 чел.

Постановка задачи

1. 1Описание исходных данных и предметной области.

Предметная область: «Бюро проката автомобилей»

Все данные по данной предметной области отражены в 6 таблицах, связанных между собой отношениями «один-ко-многим»:

-Таблица  «Поставщик». Включает в себя данные о поставщике автомобилей для реализации проката, такие как: Наименование поставщика, Страна, Адрес местоположения, Контактное лицо со стороны поставщика и его телефон.

- Таблица «Машины». Отражает имеющиеся в наличии машины,которые в дальнейшем сдаются в прокат. Включает в себя следующие данные: Наименование марки, Кузов, Год выпуска, Максимальная скорость, Объем двигателя, Коробка передач (задана логическим полем наличие/отсутствие АКПП), а также указывается первоначальная цена по которой эта машина была приобретена для бюро проката.

- Таблица «Клиент». Отражает данные всех клиентов обращавшихся в бюро проката и основные сведения о нем: ФИО, Данные паспорта,  Контактная информация, Стаж вождения и наличие водительских прав (также задано логическим типом наличие \отсутствие прав).

- Таблица «Тарифы». Эта таблица содержит данные о тарифах и их описания, которые применяются для расчета стоимости аренды автомобиля. Сюда вошли следующие поля: Наименование тарифа, Стоимость аренды в сутки.

- Таблица «Дополнительные услуги». Включает в себя Наименование доп.услуг и их стоимость, которая в случае заказа клиентом одной из услуг складывается в общую стоимость аренды автомобиля.

- Таблица «Аренда». Является основным связующим звеном всех данных других таблиц, она отражает какой автомобиль был взят в аренду, на какой срок, какой был оставлен залог. По средствам связей с другими таблицами, каждая запись таблицы «Аренда» соответствует клиенту таблицы «Клиент», выбранному тарифу таблицы «Тарифы», взятому в аренду автомобилю таблицы «Машины» и по аналогии, если выбрана дополнительная услуга, записи таблицы «Дополнительные услуги».

Ниже приведена Схема данных «Бюро проката автомобилей»:

1.2.Характеристика среды выполнения задачи и требований , предъявляемых к ней.

Microsoft Access

Microsoft Access создана на основе реляционной модели базы данных и предназначена для создания быстрых, эффективных баз данных, применяемых в быту и бизнесе. Кроме того, она способна подключаться к другим базам данных, создавая широкий фронт работы с данными, независимо от того, где они находятся.

СУБД Access имеет достаточное количество команд, у каждой из которых возможны различные параметры (опции). Выбор определенной команды из меню производится либо наведением курсора на выбранную в меню команду при помощи клавиш управления курсором и нажатием клавиши ввода, либо вводом с клавиатуры первой буквы выбранной команды.

Работая с Access можно решать следующие задачи:

вводить, изменять и находить нужные данные;

разбивать данные на логически связанные части;

находить подмножества данных по задаваемым условиям;

создавать формы и отчеты;

автоматизировать выполнение стандартных задач;

графически устанавливать связи между данными;

вставлять рисунки в формы и отчеты;

создавать собственные, готовые к работе с базой данных программы, содержащие меню, диалоговые окна и командные кнопки.

Таким образом СУБД Ms Access полностью удовлетворяет всем требованиям предъявляемых ей в рамках данной  задачи.

1.3. Постановка задачи разработки

Необходимо для своего варианта:

1.Структурировать эту информацию, представив её в виде таблицы ACCESS.

1.1.Выделить атрибуты предметной области.

1.2.Определить типы атрибутов.

1.3.Создать файл БД (например, «Дубинина_Бюро проката.mdb»).

1.4.Создать структуру таблицы.

1.5.Заполнить таблицу.

1.6.Сконструировать запросы типов:

1.6.1.Выборка

1.6.2.С одним условием

1.6.3.С несколькими условиями

1.6.4.С параметром

1.6.5.Итоговый

1.6.6.С вычислением

1.7.Создать формы (в режиме мастера):

1.7.1.В один столбец (на базе таблицы)

1.7.2.Ленточную (на базе таблицы)

1.7.3.В один столбец (на базе запроса).


2. Разработка информационно-поисковой системы «Бюро проката автомобилей»

2.1.Выделение атрибутов предметной области и определение их типов.

Таблица «Поставщик»:

Таблица «Машины»

Таблица «Тарифы»

Таблица «Дополнительные услуги»

Таблица «Клиент»

Таблица «Аренда»

2.2 Создадим файл БД Дубинина_Бюро проката.mdb

2.3 Создаем структуру таблицы и заполняем её

Таблица «Поставщик»

Таблица «Машины»

Таблица «Клиент»

Таблица «Аренда»

2.4 Конструируем запросы

Запрос (query) – это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос. Применяются два типа запросов: по образцу (QBE – Query by example) и структурированный язык запросов (SQL – Structured Query Language).

QBE - запрос по образцу – средство для отыскания необходимой информации в базе данных. Он формируется не на специальном языке, а путем заполнения бланка запроса в окне Конструктора запросов.

SQL – запросы – это запросы, которые составляются (программистами) из последовательности SQL – инструкций. Эти инструкции задают, что надо сделать с входным набором данных для генерации выходного набора. Все запросы Access строит на основе SQL – запросов, чтобы посмотреть их, необходимо в активном окне проектирования запроса выполнить команду Вид/SQL.

Существует несколько типов запросов: на выборку, на обновление, на добавление, на удаление, перекрестный запрос, создание таблиц. Наиболее распространенным является запрос на выборку. Запросы на выборку используются для отбора нужной пользователю информации, содержащейся в таблицах. Они создаются только для связанных таблиц.

Создание запроса на выборку с помощью Мастера

При создании query необходимо определить:

Поля в базе данных, по которым будет идти поиск информации

Предмет поиска в базе данных

Перечень полей в результате выполнения запроса

В окне база данных выбрать вкладку Запросы и дважды щелкнуть на пиктограмме Создание query с помощью мастера, появится окно Создание простых запросов.

В окне мастера выбрать необходимую таблицу (таблицу - источник) из опции Таблицы и запросы и выбрать поля данных. Если query формируется на основе нескольких таблиц, необходимо повторить действия для каждой таблицы – источника.

Затем в окне Мастера надо выбрать подробный или итоговый отчет и щелкнуть на кнопке Далее. После этого необходимо задать имя запроса и выбрать один из вариантов дальнейшего действия: Открыть query для просмотра данных или Изменить макет запроса и нажать кнопку Готово. В результате чего получите готовый query.

Создание запроса на выборку с помощью Конструктора

С помощью конструктора можно создать следующие виды запросов:

  1.  Простой
  2.  По условию
  3.  Параметрические
  4.  Итоговые
  5.  С вычисляемыми полями

Чтобы вызвать Конструктор запросов, необходимо перейти в окно базы данных. В окне база данных необходимо выбрать вкладку Запросы и дважды щелкнуть на пиктограмме Создание запроса в режиме конструктора. Появится активное окно Добавление таблицы на фоне неактивного окна «Запрос: запрос на выборку».

В окне Добавление таблицы следует выбрать таблицу – источник или несколько таблиц из представленного списка таблиц, на основе которых будет проводиться выбор данных, и щелкнуть на кнопке Добавить. После этого закрыть окно Добавление таблицы, окно «Запрос: запрос на выборку» станет активным.

Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список таблиц – источников и отражает связь между ними.

В нижней части окна находится Бланк построения запроса QBE (Query by Example), в котором каждая строка выполняет определенную функцию:

Поле – указывает имена полей, которые участвуют в запросе

Имя таблицы – имя таблицы, с которой выбрано это поле

Сортировка – указывает тип сортировки

Вывод на экран – устанавливает флажок просмотра поля на экране

Условия отбора  - задаются критерии поиска

Или – задаются дополнительные критерии отбора

2.4.1 Запрос Выборка

В окне  «Запрос: запрос на выборку» с помощью инструментов формируем query:

Выбрать таблицу – источник, из которой производится выборка записей.

Переместить имена полей с источника в Бланк запроса. Например, из таблицы Группы студентов отбуксировать поле Название в первое поле Бланка запросов, из таблицы Студенты отбуксировать поле Фамилии во второе поле Бланка запросов, а из таблицы Успеваемость отбуксировать поле Оценка в третье поле и из таблицы Дисциплины отбуксировать поле Название в четвертое поле Бланка запросов.

Задать принцип сортировки. Курсор мыши переместить в строку Сортировка для любого поля, появится кнопка открытия списка режимов сортировки: по возрастанию и по убыванию. Например, установить в поле Фамилия режим сортировки – по возрастанию.

В строке вывод на экран автоматически устанавливается флажок просмотра найденной информации в поле.

 После завершения формирования запроса закрыть окно Запрос на выборку. Откроется окно диалога Сохранить – ответить Да (ввести имя созданного запроса, например, Образец запроса в режиме Конструктор) и щелкнуть ОК и вернуться в окно базы данных

2.4.2. Запрос  одним условием

От запроса выборки отличается лишь тем что в строке "Условия" отбора и строке "Или" необходимо ввести условия ограниченного поиска – критерии поиска.

2.4.3 Запрос с несколькими условиями

От запроса с одним условием отличается только вводом нескольких условий

2.4.4С параметром

Параметрические запросы

Запросы, представляющие собой варианты базового запроса и незначительно отличающиеся друг от друга, называются параметрическими. В параметрическом запросе указывается критерий, который может изменяться по заказу пользователя.

Последовательность создания параметрического запроса:

Создать query в режиме конструктора или открыть существующий запрос в режиме конструктора, например «Образец запроса в режиме Конструктор».

В Бланк запроса в строке Условия отбора ввести условие отбора в виде приглашения в квадратных скобках, например [Введите фамилию]

Закрыть окно Запрос на выборку, на вопрос о сохранении изменения ответить – Да. Вернуться в окно базы данных, где созданный query будет выделен.

Выполнить query, щелкнув по кнопке: Открыть. В появившемся на экране окне диалога «Введите значение параметра» надо ввести, например фамилию студента, информацию об успеваемости которого необходимо получить, выполнить щелчок по кнопке ОК.

2.4.5 С вычислением

Поле сумма вычисляется с учетом тарифов, количеством арендуемых дней и количествомп машин взятых в прокат:

Сумма: [Тарифы]![Цена сутки]*[Аренда]![Количество машин]*[Аренда]![Количество дней]+[Аренда]![Залог]

Поле с учетом считает стоимость аренды машины учитывая дополнительными услугами, которые заказал клиент:

С учетом услуг: [Сумма]+([Аренда]![Количество дней]*[Дополнительные услуги]![Цена (руб\сутки)])

2.5.Создание формы (в режиме мастера):

Проектирование форм и работа с ними

Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access  позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

Форма предоставляет возможности для:

ввода и просмотра информации базы данных

изменения данных

печати

создания сообщений

Способы создания форм:

Конструктор форм (предназначен для создания формы любой сложности)

Мастер форм (позволяет создавать формы различные как по стилю, так и по содержанию)

Автоформа: в столбец (многостраничная – поля для записи выводятся в один столбец, в форме одновременно отображаются данные для одной записи)

Автоформа: ленточная (все поля записи выводятся в одну строку, в форме отображаются все записи)

Автоформа: табличная (отображение записей осуществляется в режиме таблица)

Автоформа: сводная таблица

Автоформа: сводная диаграмма

Диаграмма (создается форма с диаграммой, построенной Microsoft Graph)

Сводная таблица (создается форма Access, отображаемая в режиме сводной таблицы Excel)

Алгоритм создания форм следующий:

Открыть окно БД

В окне БД выбрать вкладку Формы

Щелкнуть на пиктограмме Создать, расположенной на панели инструментов окна БД

В появившемся диалоговом окне «Новая форма» Выбрать способ создания формы и источник данных

Щелкнуть на кнопке ОК

Вызвать Мастер форм можно несколькими способами. Один из них – выбрать Мастер форм в окне диалога Новая форма и щелкнуть на кнопке ОК. Откроется окно диалога Создание форм, в котором необходимо отвечать на вопросы каждого текущего экрана Мастера и щелкать на кнопке Далее.

В первом окне необходимо выбрать поля из источника данных (таблиц или запросов). Для этого надо открыть список Таблицы и запросы, щелкнув на кнопку, справа. Затем  доступные поля требуется перевести в Выбранные поля, выделив их и щелкнув на кнопку  >>.

Например, выберем источник – таблицу Студенты и все ее поля, а затем необходимо щелкнуть на кнопке Далее.

В следующем  окне надо выбрать внешний вид формы, например в один столбец и щелкнуть Далее.

После выбора стиля формы (например, официальный), требуется перейти в последнее окно, щелкнув на кнопке Далее. В последнем окне Мастера требуется ввести имя формы и указать дальнейшие действия: Открыть форму для просмотра и ввода данных; Изменить макет формы.

После ввода имени формы, выбора режима: «Открыть форму для просмотра и ввода данных» и щелчка на кнопке Готово, получим следующую форму для ввода и просмотра записей в соответствующую  таблицу.

2.5.1 Форма в один столбец (на базе таблицы)

 

2.5.2 Форма Ленточная (на базе таблицы)

2.5.3 В один столбец (на базе запроса)

3. Обработка данных с помощью ТП Excel

3.1. Импортирование таблицы ACCESS в EXCEL и выполнение с данными вычислений с использованием формул и встроенных функций СрЗнач, Макс, Мин, СчетЕсли

 

3.2 Представление имеющихся в данных тенденций, соотношений в виде диаграмм (гистограмм, круговых диаграмм, графиков – по одному)

Рис.2.1 Круговая диаграмма

Рис 2.2Гистограмма

Рис 2.3 График


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72257. Основы экологического права Республики Казахстан 150 KB
  Специфика природных объектов как объектов регулирования со стороны экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования в их органической взаимосвязи с окружающей природной средой.
72258. Основы финансового права Республики Казахстан 212.5 KB
  Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права каковым является финансовое право. Поэтому можно встретить высказывание согласно которому финансы подразделяются на финансы граждан финансы юридических лиц финансы государственно-территориальных образований...
72259. Основы организации и деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан 76 KB
  Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, правильное применение уголовного закона, обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека...
72260. Суд и правосудие в Республике Казахстан 117 KB
  Сегодня в нашей республике судебной системе как самостоятельной ветви власти отводится центральное место в реализации государственной функции по соблюдению и защите прав и свобод человека Цель лекции: сформировать у студентов представление о судебной системе принципах правосудия.
72261. Основы трудового права 182.5 KB
  Трудовое право регулирует общественные отношения которые складываются в процессе функционирования рынка труда организации и применения труда. В зависимости от экономического положения участников совместного труда т. их отношения к средствам производства различают две основные разновидности...
72262. Основы земельного права 199.5 KB
  Формируемая национальная система права РК складывается из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой крупных звеньев отраслей права. Отрасль права может возникнуть и существовать прежде всего при наличии соответствующей сферы общественных отношений нуждающейся в правовом регулировании.
72263. Бюджетное право Республики Казахстан 97.5 KB
  В данной лекции рассматриваются особенности бюджетов и Национального фонда Республики Казахстан а также бюджетных процесса и отношений Цель лекции: ознакомить студентов с основами бюджетной системы Республики Казахстан способами формирования республиканского и местных бюджетов.
72264. Предмет гражданского права 210.5 KB
  С помощью предмета и метода можно не только выделить гражданское право из единой системы казахстанского права но и выявить также его особенности которых вполне достаточно для того чтобы у читателя сложилось ясное представление о гражданском праве.
72265. Право собственности и иные вещные права 171.5 KB
  В данной лекции раскрывается содержание права собственности порядок его приобретения и утраты. Цель лекции: ознакомить студентов с основными положениями касающимися права собственности в Республике Казахстан. Понятие права собственности.