40027

Создание локальных и открытых баз данных

Книга

Информатика, кибернетика и программирование

ПЕРМЬ 2006 Введение Для выполнения практических заданий студент должен: иметь представление о принципах построения баз данных этапах создания и возможностях эксплуатации; знать основные свойства системы управления реляционными базами данных MS ccess; уметь использовать реляционные базы данных в локальных и глобальных сетях. Разработка базы данных разбивается на следующие основные этапы: 1. Определение цели создания базы данных На первом этапе разработки базы данных необходимо определить ее назначение и как она будет использоваться.

Русский

2013-10-13

11.29 MB

8 чел.

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Создание локальных и открытых баз данных

                                                                                                  Составил: к.т.н. Ильин В.В.

ПЕРМЬ 2006


Введение

Для выполнения практических заданий студент должен:

  •  иметь представление о принципах построения баз данных, этапах создания и возможностях эксплуатации;
  •  знать основные свойства системы управления реляционными базами данных MS Access;
  •  уметь использовать реляционные базы данных в локальных и глобальных сетях.

Правила и порядок выполнения практических заданий

  Практические задания выполняются в течение семестра в соответствии с методическими рекомендациями и представляются преподавателю для защиты в электронном виде в соответствии с графиком работ.

 Файлы, созданные в процессе работ и не защищенные на текущем занятии, сохраняются в электронном виде на дискете студента.

Разработка базы данных разбивается на следующие основные этапы:

1. Определение цели создания базы данных

На первом этапе разработки базы данных необходимо определить ее назначение и как она будет использоваться.

-Посоветуйтесь с будущими пользователями базы данных. Вместе с ними сформулируйте вопросы, ответы на которые вы и они хотите получать с помощью базы данных.

-Создайте эскизы отчетов, которые хотелось бы получить.

-Соберите формы, которые вы уже используете для ввода данных.

По мере определения предназначения базы данных начнет формироваться перечень необходимых данных. Зная это, можно определить, какие фактические данные следует сохранять в базе данных и по каким темам распределяются эти данные. Темам должны соответствовать таблицы, а данным — поля (столбцы) в этих таблицах.

2. Определение нужных полей в базе данных

Каждое поле содержит определенные фактические данные. Например, может потребоваться следующая информация о клиентах тур.фирмы: ФИО клиента, адрес, паспортные данные и номер телефона. Для каждого типа сведений следует создать отдельное поле. При составлении схемы полей, следует учитывать следующее.

-Необходимо включать все необходимые сведения.

-Следует разбивать информацию на минимальные логические компоненты. Например, имена клиентов удобно разбить на три поля, «Имя», «Отчество» и «Фамилия», что облегчит сортировку по фамилиям.

-Не следует создавать поля для данных, состоящих из нескольких элементов. Например, если создать в таблице «Поставщики» поле «Товары», содержащее перечень всех товаров этого поставщика, будет трудно найти поставщиков, поставляющих конкретный товар.

-Не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом вычисления математического выражения.

3. Определение таблиц, которые должна содержать база данных

Каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему. Список нужных полей подскажет, какие требуются таблицы. Например, если будет использоваться поле «ДатаНайма», оно принадлежит теме сведений о сотрудниках, т.е. должно содержаться в таблице «Сотрудники». Потребуются также таблицы «Клиенты», «Товары» и «Заказы».

4. Определение таблиц, к которым относятся поля

При решении вопроса, к какой таблице должно относиться каждое поле, необходимо учитывать следующие принципы разработки.

-Следует включать каждое поле только в одну таблицу.

-Не следует создавать поле в таблице, если в результате его добавления одни и те же данные будут появляться в нескольких записях этой таблицы. Если оказывается, что поле таблицы содержит много повторяющихся данных, это поле, вероятно, помещено не в ту таблицу.

5. Определение полей с уникальными значениями в каждой записи

Для связывания в MS Access сведений, хранящихся в разных таблицах — например, для связывания клиента со всеми его заказами — каждая таблица базы данных должна содержать поля или набор полей, однозначно определяющих каждую запись. Такое поле или набор полей называют ПЕРВИЧНЫМ КЛЮЧОМ.

Иногда бывает необходимым в качестве ключа ввести дополнительное поле, содержащее уникальный числовой номер, идентифицирующий конкретную запись. При работе с MS Access такой ключ система может создавать автоматически и он называется СЧЕТЧИК.

6. Определение связей между таблицами

После разбиения сведений на таблицы и определения полей первичного ключа необходимо выбрать способ, которым Microsoft Access будет вновь объединять связанные сведения. Для этого следует определить связи между таблицами базы данных.

7. Усовершенствование структуры базы данных

После создания нужных таблиц, полей и связей необходимо еще раз просмотреть структуру базы данных и выявить возможные недочеты. Желательно это сделать на данном этапе, пока таблицы не заполнены данными.

После создания таблиц в Microsoft Access, между ними устанавливаются связи, а затем в таблицы, как правило, вносится достаточный объем тестовых данных для проверки структуры. Чтобы проверить связи в базе данных, следует убедиться, что для получения нужных сведений возможно  создать необходимые запросы. После создания черновых форм и отчетов следует убедиться, что  в них отображаются именно те данные, что ожидались. Теперь рекомендуется выполнить поиск излишних повторов данных и исключить их.

8. Ввод данных и создание других объектов базы данных

Если структуры таблиц отвечают поставленным требованиям, то можно ввести все данные. Затем можно приступить к формированию всех других необходимых объектов базы данных — запросов, форм, отчетов и др.

Часть 1. Создание локальных баз данных

Задание 1. Создание таблиц в режиме ввода данных

Цель: Первоначальное знакомство с СУБД MS Access. Изучение способа создания таблиц в режиме ввода данных (режиме таблицы). Ввод и редактирование данных в таблицах.

1. Создать на доступном диске личную папку.

2. Запустить СУБД MS Access.

3. Создать файл базы данных.

3.1. Перейти в режим Создания новой базы данных.

3.2. В диалоговом окне Файл новой базы данных определить в качестве имени файла базы данных База№1, а в качестве ее местонахождения задать Вашу личную папку.

4. В открывшемся окне База№1: база данных просмотреть все вкладки и убедиться в том, что база данных пуста и не содержит ни одного объекта.

5. Выбрать вкладку Таблицы и создать новую таблицу в режиме ввода данных.

5.1. Задать названия полей (Имя, Рост, Вес), как показано на рис.1.1.

5.2. Закончить создание таблицы и закрыть ее (). Сохранить таблицу в активной базе данных под именем Личности. На запрос о необходимости создания ключевых полей ответить отрицательно.

6. Открыть таблицу Личности для работы с ней.

6.1. Ввести в таблицу данные, представленные на рис.1.2.

6.2. Научиться перемещаться по пространству таблицы (по строкам-записям и по столбцам - полям), пользуясь органами управления окна таблицы.

6.3. Сохранить введенные данные и закрыть таблицу.

6.4. Закрыть базу данных База№1.

         Рис.1.1           Рис.1.2

7. Изменить структуру таблицы Личности, добавив новое поле и переместив имеющиеся поля Рост и Вес. В результате выполнения этого пункта таблица должна выглядеть так, как представлено на рис.1.3.

7.1. Открыть базу данных База№1.

7.2. Открыть таблицу Личности.

7.3. Добавить перед полем Имя новое поле ЛичнКод.

7.4. Заполнить поле ЛичнКод текстовыми данными, как показано на рис.1.3.

7.5. Поменять местами поля Вес и Рост.

7.6. Сохранить введенные данные и закрыть таблицу.

Рис.1.3                               Рис.1.4

8. Изменить внешний вид таблицы. Пример выполнения представлен на рис.1.4.

8.1. Уменьшить ширину полей ЛичнКод, Имя, Вес, Рост следующим образом:

  •  поле Имя - по ширине данных,
  •  поля Вес, Рост - до ширины 4.5 символа,
  •  поле ЛичнКод, - с помощью мыши («на глазок»), как представлено на рис.1.4.

8.2. Отметить всю таблицу и установить для нее новый тип и размер шрифта. При необходимости изменить высоту строк, содержащих записи таблицы.

8.3. Скрыть (сделать неотображаемыми в таблице) поля ЛичнКод и Вес.

8.4. Восстановить (вновь сделать видимыми) поля ЛичнКод и Вес.

9. Отредактировать содержимое таблицы Личности.

9.1. Перейти к полю Рост, содержащему число «185».

9.2. Выделить последние две цифры и скопировать их в буфер обмена.

9.3. Перейти на поле Вес той же записи и вставить их, заменив предыдущее значение.

9.4. Выделить содержимое полей Рост и Вес третьей записи.

9.5. Скопировать содержимое этих полей в буфер обмена и вставить вместо соответствующих данных пятой записи.

9.6. Выделить пятую запись и поместить (вырезать) ее в буфер обмена.

9.7. Вставить содержимое буфера обмена в конец таблицы, как новую запись.

9.8. Закрыть файл базы данных.

10. Открыть базу данных База№1, найдя ее в соответствующей папке.

10.1. Открыть окно Свойства, воспользовавшись меню «Файл»-«Свойства».

10.2. Просмотреть все вкладки окна Свойства, обратив особое внимание на вкладки Состав, Общие, Документ.

10.3. На вкладке Документ заполнить поля Тема и Автор, введя текст «БД для 1-го занятия» и вашу фамилию с инициалами.

11. Сохранить базу данных База№1 на диске для дальнейшего использования.

Примечания:

1. В конце занятия рекомендуется сделать резервную копию файла базы данных на личной дискете.

2. Если при сохранении базы данных ее размер превышает объем свободного места на дискете, попробуйте произвести ее сжатие: «Сервис» «Служебные программы» «Сжать и восстановить базу данных».

Задание 2. Создание таблиц в режиме Конструктора

Цель: Изучение способов формирования структуры таблиц в режиме «Конструктора таблиц».

1. Запустить СУБД MS Access. Открыть базу данных База№1.

1.1. Просмотреть содержимое вкладки Таблицы. Убедиться, что в базе данных База№1 содержится лишь одна таблица Личности.

2. Создать новую таблицу Адреса, пользуясь Конструктором таблиц.

2.1. Прототип этой таблицы, в котором представлены имена и типы полей, приведен на рис.2.1.

Рис.2.1

2.2.1. При создании таблицы Адреса обязательно заполнять раздел Описание.

2.2.2. В разделе Свойства поля вводить только значения параметра «Размер поля» в соответствии с размерами полей, указанными в описании поля, например, для поля Улица тип поля - текстовый, а размер поля - 20 символов

2.3. Сохранить созданную таблицу в составе базы данных База№1 под именем Адреса, не задавая ключевых полей.

3. Создать новую таблицу Предметы, пользуясь Конструктором таблиц. Таблица Предметы должна иметь структуру согласно табл. 2.1.

Таблица 2.1

Имя поля

Тип поля

Размер поля

Описание поля

КодПред

Текст

5

Код предмета

Наименов

Текст

50

Наименование предмета

Часы

Числа

байт

Объем (в часах)

Контроль

Текст

3

Вид контроля

4. Открыть с помощью Конструктора таблиц таблицу Личности.

4.1. Пользуясь возможностями Конструктора таблиц, просмотреть типы и размеры всех полей таблицы Личности.

4.2. Добавить в таблицу Личности новое поле Рожд, имеющее тип Дата/время с кратким форматом даты (10.12.75)

4.3. Изменить типы для некоторых полей в таблице Личности
(табл. 2.2.)

Таблица 2.2

Имя поля

Тип поля

Размер поля

ЛичнКод

Текстовое

5 символов

Имя

Текстовое

25 символов

Рост

Числовое

Байт

Вес

Числовое

Байт

Рожд

Дата/Время

Краткий формат даты

4.4. Сохранить измененную таблицу Личности под старым именем в составе базы данных База№1.

4.5. Закрыть таблицы Личности и Адреса.

5. Открыть окно «Схема данных» (Меню «Сервис» «Схема данных» или кнопка ).

5.1. В окне Добавление таблицы из предлагаемого списка, состоящего из двух ранее созданных таблиц, поочередно выбрать каждую таблицу и добавить ее в схему данных. Закрыть окно Добавление таблицы.

5.2. Просмотреть схему данных, состоящую из двух несвязанных таблиц Личности и Адреса, которые входят в состав базы данных База№1. Установить размеры индивидуальных окон для каждой таблицы и для всей схемы данных, такие, как показаны на рис.2.2.

       Рис.2.2

5.3. Сохранить созданную структуру и закрыть окно Схема данных.

6. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

Задание 3. Создание таблиц в режиме Мастера.

Цель: Изучение способа формирования таблиц в режиме «Мастера
таблиц». Проверка вводимых данных с использованием Условий на знач
ения.

Использование Мастера таблиц

1.Запустить СУБД MS Access. Открыть базу данных База№1.

1.1. Просмотреть содержимое вкладки Таблицы. Убедиться, что в базе данных База№1 содержатся две таблицы Личности и Адреса.

2. Создать таблицу Студенты и экзамены, пользуясь Мастером таблиц.

2.1. Перейти в режим Создания таблицы. В окне Новая таблица выбрать режим создания таблицы с помощью Мастера таблиц.

2.2. В диалоговом окне Создание таблицы из группы таблиц, предназначенных для делового применения, выбрать в качестве образца таблицу Студенты и занятия.

2.3. В качестве образцов полей выбрать и перенести в новую таблицу поля Код занятий, Код студента и Балл.

2.4. Определить для новой таблицы имя Экзамены.

2.5. Не задавая связей ни с какими имеющимися таблицами, закончить создание таблицы, указав, что после создания таблицы предполагается изменить структуру созданной таблицы (скорректировать названия полей и уточнить их тип и размер).

Задание Условий на значения

2.6. Внести в структуру таблицы Экзамены следующие изменения.

2.6.1. Для поля Кодзанятий:

  •  изменить имя поля на КодПредмета;
  •  изменить тип поля на Текстовый;
  •  установить размер поля в 5 символов;
  •  сделать поле НЕ ключевым;
  •  изменить подпись поля на «Код Предмета» (с пробелом между словами в отличие от имени поля КодПредмета).

2.6.2. Для поля Код студента:

  •  изменить тип поля на Текстовый;
  •  установить размер поля в 5 символов.

2.6.3. Для поля Балл:

  •  изменить тип поля на Числовой;
  •  установить размер поля «Байт»;
  •  изменить подпись поля на «Оценка»;
  •  установить значение по умолчанию равным 0;
  •  установить такое Условие на значение поля Балл, чтобы возможными значениями этого поля были: 2, 3, 4, 5. Условие записать в виде логического выражения, связывающего допустимые значения оценок;
  •  задать в качестве сообщения об ошибке следующий текст: «Недопустимое Значение в поле "Балл" !!!».

2.6.4. Для всех полей таблицы Экзамены заполнять раздел Описание.

2.6.5. Сохранить сделанные изменения в структуре таблицы Экзамены и закрыть ее.

3. Просмотреть все созданные ранее таблицы (Личности и Адреса), пользуясь Конструктором таблиц, и проверить выполнение для этих таблиц следующих требований.

3.1. Все поля обеих таблиц должны иметь соответствующие подписи.

3.2. Всех полей, несущие кодовые данные (например, поле ЛичнКод и т.п.), должны иметь тип Текстовый и размер 5 символов.

3.3. Для полей Рост и Вес таблицы Личности должны выполняться следующие требования.

а) Поля должны иметь тип Числовой, размер байт.

б) Поля должны иметь Значения по умолчанию 203 (для поля Рост) и 204 (для поля Вес).

в) Условия на значения поля Рост должны допускать ввод значений роста в сантиметрах, лежащих в диапазоне от 100 до 210 и включающих значение по умолчанию 203.

г) Условия на значения поля Вес должны допускать ввод значений веса в килограммах, лежащих в диапазоне от 40 до 220 и включающих значение по умолчанию 204.

3.4. Для поля Рожд сформировать и записать в соответствующих позициях раздела Свойства поля Значение по умолчанию и Условие на значение, которые позволят выполнить следующие требования:

  •  поле Рожд должно допускать ввод дат рождения лиц (студентов). При этом считается, что студентами дневной формы обучения могут быть лица не моложе 10 лет и не старше 40 лет;
  •  значением по умолчанию, свидетельствующим об отсутствии данных, должно быть значение «1 января 1111 года» (В последствии обратите внимание на отображение данных, относящихся к XII веку).

Пример заполнения свойств поля для поля Рожд (без Условия на значение) представлен на рис.3.1.

Рис.3.1

3.5. Все поля таблицы Адреса за исключением поля Корпус должны быть Обязательными полями.

4. Сохранить созданные таблицы в базе данных База№1 и закрыть базу данных. 

Задание 4. Использование масок ввода

Цель: Знакомство с использованием Масок ввода для повышения достоверности вводимых данных.

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

1.2. Продолжить модификацию таблиц базы данных, начатую в предыдущем задании, обеспечив выполнение для перечисленных ниже полей, следующих требований.

Таблица Адреса

1.2.1. Для поля ЛичнКод должна быть определена маска ввода, позволяющая обеспечить выполнение следующее:

   количество символов - 5

   первый символ - буква

   второй символ - «-»

   три последних символа - цифры

  при вводе все символы должны преобразовываться в прописные

1.2.2. Для поля ПочтКод должна быть установлена маска ввода, требующая обязательного ввода шести цифр без знака, пробелы не допускаются (поле ПочтКод является текстовым, но вводиться в него должны только цифровые символы).

1.2.3. Для поля Город должна быть задана такая маска, чтобы при вводе символы автоматически преобразовывались в прописные.

1.2.4. Повторить п. 1.2.3 для поля Улица, используя маску ввода.

1.2.5. Создать новое поле Телефон, в котором будет храниться семизначный телефонный номер (с трехзначным междугородным кодом) студента, по образцу(812)234-5678.

1.2.6. Для поля Телефон после задания маски ввода определить и записать в соответствующей позиции Свойств поля минимально необходимый размер текстового толя.

Таблица Личности

1.2.7. Создать новое поле Прим, предназначенное для хранения произвольного текста примечания (например, автобиографии произвольного размера), выбрав для него подходящий тип поля, и указав, что оно допускает ввод «пустых строк». Для поля Прим, должны быть заданы Подпись и Описание поля, а в качестве значения по умолчанию определена «пустая строка».

1.2.8. Создать новое поле Фамилия, удовлетворяющее следующим требованиям:

Тип Текстовый.

Размер 25 символов.

Маска автоматически вводит прописные буквы.

1.2.9. Создать новое поле Пол, удовлетворяющее следующим требованиям:

Тип Текстовый

Размер 1 символ

Маска автоматически вводит прописные буквы, М и Ж (русские)

1.2.10. Создать новое поле Паспорт, удовлетворяющее следующим требованиям:

Тип Текстовый

Размер 15 символов

Маска позволяет ввести запись, содержащую серию и № паспорта, разделенные пробелами, по образцу 40 01 123456.

1.2.11. Все созданные поля должны в обязательном порядке иметь заполненные Описания и Подписи.

Таблица Предметы

1.2.12. Для поля КодПредм должна быть определена маска ввода, аналогичная маскам для других «кодовых» полей.

1.2.13. Для поля Часы:

  •  должно быть определено условие на значение, которое позволит вводить только целые числа, входящие в диапазон от 0 до 160 час;
  •  в случае ввода неверных данных должно появляться сообщение «Неверные данные в поле "Часы".

1.2.14. Для поля Контроль должны быть определены:

  •  маска ввода, позволяющая ввести только три буквы и преобразовать их к регистру прописных символов ЭКЗ или ЗАЧ.

1.3. Сохранить измененные таблицы Личности, Адреса и Предметы под старыми именами в составе базы данных База№1.

1.4. Закрыть все таблицы.

2. Открыть окно «Схема данных» (Меню «Сервис» «Схема данных»).

2.1. Активизировать режим Добавление таблицы () и добавить в схему данных вновь созданные таблицы. Схема данных должна выглядеть так, как показано на рис.4.1.

Рис.4.1

2.2. Просмотреть схему данных, состоящую из четырех несвязанных таблиц Личности, Адреса, Предметы и Экзамены, которые входят в состав базы данных База№1. Установить размеры индивидуальных окон для каждой таблицы и для всей схемы данных так, как показаны на рис.4.1.

2.3. Сохранить созданную структуру и закрыть окно Схема данных.

3. Закрыть все таблицы базы данных База№1.

4. Заполнить базу База№1 данными.

4.1. Поочередно открывая все таблицы базы данных База№1, ввести перечисленные ниже данные.

4.1.1. В таблицу Личности ввести данные о 5-7 студентах.

4.1.2. В таблицу Адреса ввести полный набор данных об адресах 5-7 студентов.

4.1.3. В таблицу Предметы ввести данные о 5 учебных дисциплинах.

4.1.4. В таблицу Экзамены ввести данные об экзаменах и зачетах по 5 дисциплинам за 3 семестра (некоторые дисциплины будут повторяться).

5. Проверить корректность введенных данных и в случае необходимости отредактировать их.

5.1. Убедиться в том, что все используемые маски ввода используются правильно, для чего попытаться ввести в поля заведомо некорректные данные.

6. Продемонстрировать преподавателю схему данных и корректно заполненные таблицы.

7. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

Задание 5. Создание форм

Цель: Изучение технологий создания и изменения простых форм с использованием «Мастера форм», «Конструктора форм» и «Автоформ».

Использование Мастера форм

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

2. Создать форму ФормаЛичности. 

2.1. В окне Новая форма указать использование режима Мастера форм и определить таблицу Личности в качестве источника.

2.2. В первом диалоговом окне Создание формы выбрать все поля из таблицы Личности для представления в создаваемой форме.

2.3. Во втором диалоговом окне выбрать внешний вид формы В один столбец.

2.4. В третьем диалоговом окне просмотреть предлагаемые стили оформления и выбрать Обычный или Ткань.

2.5. В четвертом диалоговом окне задать в качестве имени формы «ФормаЛичности», а для дальнейшей работы определить режим Изменение макета формы, отметить пункт Выдать справку по работе с формой и после получения справки внимательно познакомиться с ней!

2.6. Перейти в режим Конструктора форм и выполнить следующие действия.

2.6.1. Открыть области для заголовка формы и примечания формы. Разместить в них текст, как показано на рис.5.1.

2.6.2. Поместить в области примечания текущую дату и время. Для этого воспользоваться меню «Вставка» «Дата и время».

2.6.3. Создать в заголовке формы вычисляемое поле, отображающее имя и фамилию.

а) Пользуясь панелью инструментов Панель элементов, разместить в области заголовка новое поле.

б) Выбрав команду Свойства в контекстном меню и записать в свойстве Данные формулу =[Имя]&" "&[Фамилия], пользуясь построителем выражений (...).

Рис.5.1

2.6.4. Создать поле со списком Пол.

а) Удалить из формы поле Пол.

б) Щелкнуть мышью на кнопках Мастер и Поле со списком панели инструментов Панель элементов, затем перетащить из списка полей поле Пол в область данных. При этом будет активизировано окно мастера Создание полей со списком, в котором необходимо проделать следующие действия:

  •  активизировать переключатель Будет введен фиксированный набор значений;
  •  заполнить Столбец1 значениями, которые может принимать поле Пол: М, Ж, M, F;
  •  сохранить значение, которое содержит поле со списком в поле Пол;
  •  задать подпись поля «Пол».

2.6.5. Поместить в форму рисунок (рис. 5.1).

а) С помощью любого доступного графического редактора (например, MS Paint) создать растровый рисунок, сохранив его в рабочей папке.

б) На панели инструментов Панель элементов выбрать элемент управления Рисунок.

в) В открывшемся диалоговом окне выбрать созданный ранее файл рисунка и корректно разместить его в рамке, выбрав пункт Свойства в контекстном меню и определив вариант размещения (например, По размеру рамки).

3. Сохранить форму. Перейти в режим работы с формой.

4. Ввести в таблицу Личности  две строки реальных данных, пользуясь созданной формой. Проверить, как работают созданные для таблиц Условия на значения и Маски ввода.

5. Создать форму ФормаПредметы.

5.1. В окне Новая форма указать использование режима Мастера форм и определить таблицу Предметы в качестве источника.

5.2.Во втором диалоговом окне Создание формы выбрать из доступных полей таблицы Предметы все поля и в следующем диалоге выбрать Ленточный вариант размещения полей.

5.3. Выбрать в качестве стиля оформления формы вариант Ель или Камень.

5.4. Задать для создаваемой формы имя ФормаПредметы и указать последующий переход в режим ввода данных.

5.5. Изменить в созданной форме заголовки столбцов (рис.5.2).

5.6. В области примечаний формы разместить текущую дату и время в формате, представленном на рис.5.2.

5.7. Закончить создание формы, проверить ее внешний вид, перейдя в режим представления Формы, сохранить ее как один из элементов базы данных База№1.

6. Воспользоваться созданной формой и ввести в таблицу Предметы три новые записи, соответствующие трем реальным учебным дисциплинам. При вводе проверить, как работают Условия на значения и Маски ввода.

Рис.5.2

Использование Конструктора форм

7. Создать форму ФормаАдреса.

7.1. Начать создание новой формы, для чего в окне Новая форма указать режим использования Конструктора форм и выбрать Адреса в качестве таблицы, для которой создается форма.

7.2. Открыть Список полей таблицы Адреса с помощью меню «Вид» «Список полей» или соответствующей кнопки.

7.3. Пользуясь технологией «Drag and Drop» перенести в область данных формы все поля таблицы Адреса.

7.4. Пользуясь меню «Вид» «Заголовок/примечание формы» сделать доступными в форме области для создания заголовка и примечания. Увеличить их размер и разместить в этих областях тексты заголовка и примечания, как это сделано на рис.5.3.

7.5. Пользуясь элементами управления цветом и оформлением областей текста и полей таблицы, размещенными на панели форматирования, оформить поля таблицы и подписи, как показано на рис.5.3.

7.6. Перемещая подписи и поля таблицы по поверхности формы, разместить их так, как показано на рис.5.3.

7.6.1. Для перемещения полей и подписей рекомендуется пользоваться выделением не отдельных полей, а групп полей или групп подписей (помещение в группу осуществляется щелчком мыши при нажатой клавише Shift).

7.6.2. Изменить размеры отображаемых частей полей и подписей.

7.6.3. Выровнять поля и подписи, как показано на рис.5.3, пользуясь меню «Формат» «Выровнять» «Вид выравнивания» для выделенных полей (или групп полей) и подписей.

7.6.4. Изменить общий размер формы и привести его к виду рис.5.3.

7.7. Завершить создание формы и дать ей имя ФормаАдреса.

8. Ввести в таблицу Адреса две строки реальных данных, пользуясь созданной формой. Проверить, как работают созданные для таблиц Условия на значения и Маски ввода

Рис.5.3

Использование Автоформ

9. Создать форму ФормаЭкзамены по образцу рис.5.4.

9.1. Создание формы для таблицы Экзамены выполнить с применением автоматизированного режима Автоформы.

9.2. Выбрать Ленточный вид создаваемой формы.

9.3. Указать название формы - ФормаЭкзамены.

9.4. После автоматического создания формы ФормаЭкзамены все необходимые корректировки формы (оформление заголовка и примечаний, изменение цветов и т.п.) выполнить с помощью Конструктора форм.

9.5. Для создания поля даты в соответствии с рис.5.4 необходимо применить к полю с текущей датой пользовательский формат.

9.6. Сохранить созданную форму и проверить ее работоспособность, введя в таблицу Экзамены 5 записей об экзаменах конкретных студентов по конкретным предметам. Проверить, как работают созданные для таблиц Условия на значения и Маски ввода.

9.7. Внести коррективы в структуру таблицы Экзамены, поместив в нее новое поле с данными о дате сдачи экзамена или зачета - ДатаЭкз.

9.8. Откорректировать форму ФормаЭкзамены так, чтобы она содержала соответствующее новое поле и выглядела так, как показано на рис.5.4.

9.9. Для изменения формы воспользоваться Конструктором форм.

9.10. Проверить правильность работы нового варианта формы, введя в таблицу Экзамены три новые записи.

10. Сохранить базу данных База№1 со всеми ее таблицами и формами.

Рис.5.4

Задание 6. Создание диаграмм и кнопочных форм

Цель: Изучение технологии создания диаграмм в формах и кнопочных (управляющих) форм.

Создание диаграмм

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить работоспособность всех созданных ранее таблиц.

2. Создать круговую диаграмму, показывающую распределение предметов по часам (рис.6.1).

2.1. Открыть вкладку форм, выбрать тип формы - Диаграмма и в качестве источника указать таблицу Предметы.

2.2. В качестве полей с данными определить Наименование и Часы.

2.3. Выбрать тип диаграммы – Круговая.

2.4. Определить поле Наименование как название ряда, а поле Часы, как источник данных.

2.5. Сохранить созданную форму под именем График.

2.6. Откорректировать диаграмму в режиме Конструктора форм в соответствии с рис. 6.1.

2.7. Изменить данные в таблице Предметы и пронаблюдать соответствующие изменения на диаграмме.

Рис.6.1

Создание кнопочных форм

3. Создать кнопочную форму по образцу, приведенному на рис.6.2.

3.1. Открыть диалоговое окно Диспетчера кнопочных форм (меню «Сервис»«Служебные программы»«Диспетчер кнопочных форм»).

3.2. Нажав кнопку Изменить, ввести имя «Кнопочная форма» в поле Название кнопочной формы и перейти в режим Создания.

3.3. Ввести в поле Текст строку «Личности», выбрать в поле Команда Открытие форму для изменения и в качестве источника определить форму Форма Личности.

3.4. Повторить аналогичную последовательность действий для форм Форма Адреса, Форма Предметы и ФормаЭкзамены.

3.5. Добавить новую кнопку Выход для закрытия файла базы данных.

3.6. Откорректировать созданную кнопочную форму в режиме Конструктора форм в соответствии с рис.6.2.

3.7. Сделать кнопочную форму стартовой, выбрав меню «Сервис»«Параметры запуска»«Вывод формы».

Рис.6.2

4. Сохранить базу данных База№1 со всеми ее таблицами и формами.

Задание 7. Сортировка, поиск, фильтрация данных

Цель: Изучение способов работы с данными: сортировки, поиска и замены, фильтрации.

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

1.2. Открыть таблицу Личности в режиме таблицы.

Сортировка данных

2. Отсортировать данные по одному полю.

2.1. Просмотреть содержимое таблицы Личности и убедиться, что в ней есть достаточное количество разнообразных записей (10-15 записей).

2.2. Используя пункты меню «Записи»«Сортировка», отсортировать записи таблицы Личности последовательно по шести параметрам: по росту, весу, полу, возрасту, личному коду, паспорту.

2.3. Активизировать панель инструментов Таблица в режиме таблицы, в которой присутствуют кнопки управления режимами сортировки и фильтрации данных (рис.7.1).

Рис.7.1

2.4. Отсортировать записи таблицы Личности последовательно по шести перечисленным параметрам в обратном порядке, используя как пункты меню, так и кнопки панели инструментов.

3. Отсортировать данные по нескольким полям

Пользуясь режимом сортировки, и выделяя совместно несколько смежных полей, выполнить сортировку данных таблицы Личности по возрастанию значений в нескольких полях одновременно, а именно:

 по полу и по росту, по росту и по весу,

 по весу и по росту, по полу и по весу,

 по полу и по возрасту по личному коду и паспорту,

 по полу, росту и весу, по полу, возрасту и росту.

Примечание. Для правильного выполнения п.2.2. предварительно убедиться, что в таблице имеются необходимые повторяющиеся данные, например лица с одинаковыми днями рождения или ростом.

Поиск и замена данных

4. Познакомиться с возможностями поиска данных в таблицах базы данных, пользуясь режимом поиска данных (меню «Правка»-«Найти»), а также параметрами диалогового окна Поиск и Замена.

4.1. Осуществить поиск значений внутри поля

4.1.1. Найти всех лиц с именем «Лена»

4.1.2. Найти всех лиц мужского пола, у которых пол обозначен латинской буквой «M».

4.1.3. Найти всех лиц, у которых фамилия начинается с символов «Иван», например: Иванов, Иванова, Иванчиков, Иваненко и т.п.

4.1.4. Найти всех лиц, у которых внутри фамилии встречаются символы «иван», например Диванов, Иванов, Гриванова и т.п. Если в таблице нет таких фамилий, то необходимо ввести их, разместив в различных записях.

4.2. Осуществить поиск значений во всей таблице

4.2.1. Указав область поиска – вся таблица, найти все текстовые поля любых записей, в которых в любом контексте встречается комбинация из двух символов «10», например, должны быть обнаружены поля, содержащие дату рождения 10.12.75, личный код Л-010, номер паспорта 20 01 710790 и т.д.

4.3. Осуществить поиск с различными вариантами просмотра.

4.3.1. Установить курсор на запись, расположенную в середине таблицы. Используя параметры диалогового окна Поиск и Замена, выполнить поиск данных по п.4.2.1 (содержащих символы «10»), соответственно в областях таблицы, расположенных от курсора до начала (первого поля первой записи) и от курсора до конца (последнего поля последней записи).

5.Познакомиться с возможностями замены данных в таблицах базы данных.

5.1. Используя режим замены (меню «Правка»«Заменить») поменять во всей таблице все имена Лена на Вера

5.2. Пользуясь заменой, восстановить одно из исправленных имен в поле Имя.

Фильтрация данных

6. Познакомиться с возможностями фильтрации данных в таблицах базы данных.

6.1. Используя возможности нормальной фильтрации (меню «Записи»«Фильтр»«Изменить фильтр» и «Применить фильтр»), отфильтровать (выделить) данные, удовлетворяющие следующим критериям отбора:

  •  лицо с конкретным личным кодом, например Л-005,
  •  лицо с конкретным именем, например Зина,
  •  лица с конкретным значением роста, например равным 180 см,
  •  лица с конкретным значением паспорта, например 20 08 787878.

6.2. Выполнить фильтрацию, задавая в качестве критериев отбора данных значения нескольких полей, а именно:

  •  лиц мужского пола (М) с ростом 180 см,
  •  лиц женского пола (Ж) с определенной датой рождения, например 10.12.75,
  •  лиц с конкретным именем (Зина), определенным номером паспорта (20 08 787878) и определенным ростом (180).

6.3. Используя фильтрацию по выделенному значению и последовательно выделяя значения необходимых полей, отфильтровать следующие данные:

лиц женского пола (Ж),

лиц мужского пола (М) с ростом 180 см,

лиц с ростом, не равным 180 см.

6.4. Используя расширенную фильтрацию («Фильтр» «Расширенный фильтр»), сформулировать и записать в образце запроса критерии для выполнения следующих вариантов фильтрации данных:

  •  лиц мужского пола (М), ростом более 180 см,
  •  лиц с определенным именем (Зина),
  •  лиц, родившихся после определенной даты (12.10.77),
  •  лиц, по гороскопу относящихся к «Стрельцам» и родившихся в 1975 г., (23.11.75 до 22.12.75),
  •  лиц с определенным именем (Зина), которым сегодня от 18 до 22 лет.

6.4.1. Использовать расширенную фильтрацию для сортировки данных по нескольким полям в различных направлениях. Выполните сортировку данных таблицы Личности по возрастанию () или убыванию () значений в нескольких полях одновременно, а именно:

по пола и по роста,           по роста и по веса,

по веса и по роста ,           по пола и по веса,

по пола, роста и веса,   по пола, возраста и роста

Примечание. Для нецифровых, например текстовых, полей возрастающий порядок сортировки предполагает сортировку по алфавиту, а убывающий порядок - сортировку в обратном алфавитном порядке.

7. Сохранить последний вариант фильтрации из п.6.4.2. как запрос («Файл»-«Сохранить как запрос») и убедиться, что он сохранен как элемент базы данных База№1.

7.1. Вызвать сохраненный запрос и повторно выполнить его.

8. Сохранить базу данных База№1 со всеми ее таблицами и формами.

Задание 8. Создание запросов на выборку

Цель: Изучение техники построения запросов на выборку к одиночной таблице и запросов на создание таблицы.

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

2. Задать критерии выборки в запросе.

2.1. Открыть окно Запросы и добавить в него таблицу Личности.

2.2. Определить в качестве типа запроса - Выборка.

2.3. Определить столбцы и заполнить строки запросной формы так, чтобы в результате запроса увидеть четыре поля (Фамилия, Пол, Рост, Вес) всех записей, входящих в таблицу Личности. Пример подготовленного запроса представлен на рис.8.1.

2.3.1. Выполнить запрос и просмотреть его результат.

2.3.2. Пользуясь кнопкой Вид, расположенной на панели инструментов Конструктор запросов или пунктом меню «Вид», просмотреть созданный запрос в трех возможных формах его представления:

  •  в окне Конструктора запросов (QBE-Query By Example),
  •  в режиме таблицы,
  •  в режиме SQL(Structured Query Language).

Рис.8.1

2.4. Сформулировать критерии выборки, создать и выполнить следующие запросы:

  •  лиц с личным кодом Л-003, Л-005, Л-007,
  •  лиц с личным кодом, «большим» чем Л-007,
  •  лиц с личным кодом в интервале от Л-003 до Л-007.

2.5. Сформулировать критерии выборки, создать и выполнить следующие запросы:

  •  лиц личным кодом Л-003, Л-005, Л-007и весом, более 80 кг,
  •  лиц с ростом более 170 см и личным кодом, «большим» чем
    Л-007,
  •  лиц женского пола (Ж и F) с личным кодом в интервале от
    Л-003 до Л-007.

3. Осуществить выборку с последующей обработкой результатов.

3.1. Выполнить выборку с последующей сортировкой результатов.

3.1.1. Сформулировать критерии выборки, определить варианты сортировки результатов выборки, создать и выполнить следующие запросы:

  •  лиц с личным кодом в интервале от Л-003 до Л-007, отсортированными по убыванию,
  •  лиц мужского пола (М-русск.) с личным кодом в интервале от Л-003 до Л-013, ростом более 180 см., весом в интервале от 70 до 120 кг. Результаты выборки должны быть отсортированы сначала в порядке возрастания роста, затем в порядке убывания веса.

3.2. Выполнить выборку с сохранением результатов в новой таблице.

3.2.1. Выбрать режим Создание таблицы для размещения результатов запроса в новой таблице. Выполнить последовательно запросы п.3.1.1 и сохранить их результат в новой таблице РезЗап311_а и РезЗап311_б, которые будут размещены на вкладке Таблицы базы данных База№1.

3.2.2. Сохранить сформулированные в п.3.1.1. запросы под именами Запрос_31_а и Запрос_31_б  на вкладке Запросы базы данных База№1.

3.3. Выполнить выборку с последующей группировкой результатов.

3.3.1. Осуществить выборку данных о лицах женского (Ж) и мужского (М) пола, включив в результат следующие поля Пол, Фамилия, Рост, Вес. Выполнить выборку, просмотреть и проверить результат.

3.3.2. Выполнить выборку по критериям п.3.3.1 с группировкой результатов по полу. Над данными других полей необходимо выполнить следующие виды обработки:

  •  для поля Фамилия подсчитать количество лиц мужского и женского пола,
  •  для поля Рост определить средний рост мужчин и женщин,
  •  для поля Вес определить наибольший и наименьший вес мужчин и женщин.

Примечание. Для выполнения запросов п.3.3.2 необходимо указать на необходимость выполнения операций группировки результатов () и определить групповые операции (определение количества Count, вычисление среднего Avg, нахождения наибольшего Max или наименьшего Min значений).

3.3.3. Сохранить запрос под именем Запрос_333. Сохранить результат запроса в таблице под именем РезЗап333. Результат выполнения запроса представлен на рис.8.2.

Рис.8.2

3.3.4.Выполнить п.3.3.2 с группировкой по полу лиц, чей рост превышает 170 см. Сравнить результаты, полученные в п.3.3.4 и 3.3.2.

4. Создать запрос на выборку лиц, имеющих одинаковые имена.

4.1. На вкладке Запросы выбрать тип запроса – Повторяющиеся данные.

4.2. В качестве источника указать таблицу Личности.

4.3. Поиск повторяющихся данных осуществлять по полю Имя.

4.4. Дополнительно для отображения в результате запроса указать
поле Фамилия.

4.5. Сохранить запрос под именем Запр_Тезки.

4.6. Выполнить запрос и убедиться в правильности его работы. В случае отсутствия повторяющихся данных в таблице Личности необходимо изменить данные в поле Имя и повторить запрос еще раз.

4.7. Открыть созданный запрос в режиме Конструктора и проанализировать его содержание.

5. Сохранить базу данных База№1 со всеми ее таблицами и формами.

Задание 9. Создание отчетов

Цель: Знакомство с созданием простых отчетов к одиночным таблицам.

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

1.2. Создать и выполнить запрос, позволяющий извлечь в отдельную таблицу Девушки (рис.9.1) лиц женского пола в возрасте от 16 до 20 лет.

1.3. Создать и выполнить запрос, позволяющий извлечь в отдельную таблицу Дедушки лиц мужского пола в возрасте от 50 до 80 лет. Таблица должна содержать поля Фамилия, Имя, Пол, Рожд. При отсутствии в таблице Личности подходящих данных, предварительно ввести 5 записей, удовлетворяющих критерию выборки.

Рис.9.1

2. Создать отчет Отчет_Девушки.

2.1. Перейдя в режим создания нового отчета, активизировать Конструктор отчетов для создания отчета на основе таблицы Девушки, созданной в п.1.3.

2.2. Пользуясь Списком полей, выбрать из таблицы поля, которые необходимо включить в отчет, а именно Фамилия, Имя, Пол.

2.3. Разместить выбранные поля и подписи к ним, а также заголовок и колонтитул отчета на пространстве листа так, как показано на рис.9.2

2.4. Перейдя в режим просмотра отчета, убедиться в его сходстве с образцом.

Рис.9.2

2.5. Сохранить отчет под именем Отчет_Девушки.

3. Создать отчет Отчет_Дедушки.

Примечание. В данном пункте описана вся последовательность действий по:

  •  созданию структуры отчета (поля, попадающие в отчет);
  •  обработке данных, выбираемых в отчет (группировка и сортировка);
  •  предварительному оформлению отчета.

Эти разнородные действия выполняются последовательно, и на каждом этапе демонстрируется результат.

Рекомендуется попутно просмотреть и другие возможные варианты, чтобы сравнить их. Если Вы выбрали неверный вариант, всегда можно вернуться на один или несколько шагов назад и повторить действия. Можно также прервать работу Мастера и повторить действия с самого начала.

3.1. Создать отчет, представленный на рис.10.3. Для этого на вкладке Отчеты указать режим использования Мастера отчетов и выполнить следующее:

определить имя таблицы-источника Дедушки;

выбрать все поля таблицы (Фамилия, Имя, Пол, Рожд);

выбрать режим группировки на основе данных поля Рожд;

определить интервал группировки по годам рождения;

задать сортировку записей по алфавиту фамилий в пределах группы;

выбрать в качестве варианта вида макета Блок;

выбрать стиль отчета Строгий;

задать имя отчета Отчет_Дедушки;

определить для дальнейшей работы с отчетом режим Изменения структуры отчета.

3.2. Представленные на рис.9.3 заголовок и подзаголовки групп не могут быть созданы Мастером и создаются с помощью Конструктора отчетов после завершения работы Мастера.

Для окончательного оформления отчета необходимо вернуться к Конструктору отчетов и выполнить следующие действия:

создать заголовки отчета,

создать подзаголовки групп,

изменить названия столбцов отчета,

изменить размеры полей,

Рис.9.3

Примечание. Для того чтобы включить в подзаголовок цифру года рождения, необходимо воспользоваться Построителем выражений. На основе значения поля Рожд и функций преобразования дат создать выражение, выделяющее год из поля даты, а затем разместить его в вычисляемом поле, соединяющем две текстовые строки в подзаголовке группы.

4. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

Задание 10. Создание индексов и ключей

Цель: Знакомство с технологией создания и использования простых и составных индексов и первичных ключей.

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

2. Создать первичные ключи в ранее сконструированных таблицах Личности и Адреса.

2.1. Открыть таблицу Личности в режиме Конструктора таблиц. Пользуясь контекстным меню поля ЛичнКод отметить его как ключевое поле.

2.1.1. Находясь в окне Личности: таблица, вызвать меню «Вид»-«Индексы» и просмотреть содержимое открывшегося окна.

2.2. Открыть таблицу Адреса в режиме Конструктора таблиц. Пользуясь окном Индексы (меню «Вид»-«Индексы»), создать первичный ключ для данной таблицы на основе поля ЛичнКод.

Примечание. Если в процессе определения ключевых полей появляются ошибки, свидетельствующие о невозможности создания ключа (повторяющиеся или отсутствующие значения ключевого поля), то следует внимательно просмотреть значения будущих ключевых полей в режиме таблицы, отсортированных по этому полю и внести в таблицу необходимые исправления.

3. Создать составные индексы.

3.1. Открыть для таблицы Адреса, находящейся в режиме Конструктора таблиц, окно Индексы и просмотреть его содержимое.

3.2. Создать в таблице Личности новый индекс Пол, предназначенный для ускорения процесса поиска и выполнения запросов по данному полю.

3.3. Создать в таблице Адреса новый составной индекс ГорУлиДом, включив в его состав поля Город, Улица, Дом.

3.4. Находясь в окне Индексы и переходя от строки PrimaryKey к
ГорУлиДом, просмотреть расположенные ниже Свойства поля и дать объяснения увиденным свойствам индексов. Окно Индексы для таблицы Адреса будет выглядеть примерно так, как показано на рис.10.1.

3.4.1. Для получения сведений о свойствах индексов прочитать пояснения, размещенные в области Свойства индекса окна Индексы, а также раздел подсказки (F1), посвященный этому вопросу.

3.5. Создать составной индекс ФамИмяРожд, включающий поля
Фамилия, Имя, Рожд.

3.6. Открыть для таблицы Адреса, находящейся в режиме Конструктора таблиц, окно Индексы и просмотреть его содержимое.

3.6.1. Добавить в составной индекс ГорУлиДом поле Квартира.

3.6.2. Сделать составной индекс ГорУлиДом уникальным. Данный индекс необходим для обеспечения логической достоверности данных (предполагается, что не может быть двух студентов, проживающих в одной квартире).

3.6.3.Проверить работоспособность созданного индекса, введя два одинаковых адреса.

Рис.10.1

3.7. В таблице Предметы для последующего создания индексов сделать следующие коррективы:

3.7.1. Ввести новое числовое поле Семестр, имеющее минимальный размер, допускающее ввод только следующих значений [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] и заполнить его данными.

3.7.2. Создать составной индекс КодНаиСем, включающий поля
КодПредм, Наименов, Семестр.

Заметьте, что КодПредм не будет первичным ключом таблицы, каким, например, в таблицах Личности и Адреса является поле
ЛичнКод, так как в нескольких семестрах может читаться один и тот же предмет с одним кодом и разной продолжительностью.

3.7.3. Установить такие свойства индекса КодНаиСем, чтобы этот составной индекс стал ключом таблицы и не допускал повторяющихся значений ключа (комбинаций значений полей, составляющих этот ключ).

3.8. Перейти в режим таблицы и ввести в таблицу Предметы несколько повторяющихся значений, например:

 П-005 ИНФОРМАТИКА 1
П-005 ИНФОРМАТИКА 1

Проверить как СУБД MS Access реагирует на повторяющиеся значения ключей и попытки оставить пустым любое из полей, составляющих ключ.

3.9. Для таблицы Экзамены создать составной индекс КопКосДат и придать ему свойства ключа таблицы. В его состав должны войти поля КодПредм, КодСтуд, ДатаЭкз.

3.9.1. Для проверки правильности созданного ключа ввести в таблицу Экзамены данные о студенте, дважды сдававшем (пересдававшем) в один день один экзамен и получившем разные оценки. Убедитесь в невозможности ввести две различные по всему множеству полей записи с одинаковыми значениями составных ключей.

3.9.2. Ввести в таблицу Экзамены 5 корректных записей о студентах, упомянутых в таблице Личности.

4. Ввести в каждую из имеющихся таблиц по 5 новых записей с различными (допустимыми - 3 записи и недопустимыми - 2 записи) значениями уникальных составных ключей и убедиться в том, что правильно определенные ключи:

  •  не позволяют вводить логически неверные данные (например, о студенте, дважды сдававшем в один день один экзамен, что не допускается правилами сдачи экзаменов);
  •  позволяют ввести данные, о двух полных однофамильцах (тезках), родившихся в один день;
  •  не позволяет присвоить двум людям (хоть и имеющим одинаковые данные) один личный учетный код.

4.1. Проверить правильность работы всех таблиц базы данных, просмотреть их содержимое и сохранить все таблицы в базе данных База№1.

Примечание. Созданные в данной работе индексы, особенно составные, создавались с целью демонстрации возможности использования механизма индексации для обеспечения логической достоверности данных.

Основная цель использования индексов состоит в существенном ускорении поиска и выборки данных при использовании индексированных полей в запросах. В данном задании выборка не выполняется, поскольку на базе данных База№1 в силу ее чрезвычайно малого объема невозможно заметить разницу в скорости выполнения выборки с использованием индексов и без их использования.

Приведенные варианты индексов служат демонстрационным целям, и в следующих заданиях в структуру ключевых полей и индексов будут внесены существенные изменения, создающие новую систему ключевых полей, предназначенную в первую очередь для организации связей между таблицами с целью их совместного использования.

Задание 11. Связывание таблиц

Цель: Знакомство с использованием ключевых полей для связывания таблиц. Изучение типов связей.

1. Открыть базу данных База№1.

1.1. Проверить наличие и убедиться в сохранности и работоспособности всех созданных ранее таблиц данной базы.

1.2. Удалить все индексы, созданные ранее для всех таблиц базы данных База№1. Отменить все признаки первичных ключей для всех таблиц базы данных.

2. Создать новую систему первичных ключей для таблиц по следующему образцу (табл. 11.1)

Таблица 11.1

Таблица

Первичный ключ

Личности

ЛичнКод

Адреса

ЛичнКод

Предметы

КодПредм

Экзамены

КодЭкзамена

2.1. В тех полях таблиц, которые становятся ключевыми, удалить повторяющиеся записи.

2.2. В ранее созданных полях ЛичнКод и КодПредм для всех таблиц базы данных внимательно проверить совпадение масок, использовавшихся при вводе данных. Так, например, маска вида «>L\-000;0» и маска «>L\-000» сохраняют данные в разных видах - с сохранением в таблице символа «-» и без него, соответственно. Очевидно, что это приведет к несовпадению данных, хранящихся в таблицах, использующих разные маски, и невозможности установить связи между этими таблицами.

2.3. В таблице Экзамены для поля КодЭкзамена, которое будет уникально определять каждую запись таблицы и использоваться как первичный ключ, установить тип поля - Счетчик.

2.4. Открыть окно Схема данных и разместить таблицы так, как показано на рис.11.1 (сначала без связей).

Рис.11.1

3. Установить связи между таблицами Личности, Адреса, Предметы, Экзамены.

3.1. Внимательно прочитать все подсказки, комментарии и пояснения, касающиеся связывания таблиц и параметров объединения.

3.2. Выбрав таблицу Экзамены, с помощью мыши «перетащить» поле
КодПредмета на поле КодПредм таблицы Предметы, указав тем самым необходимость установления связи между таблицами по этим полям.

3.3. В открывшемся окне Связи определить тип и параметры связи между таблицами Экзамены и Предметы.

3.3.1. Между полями Предметы.КодПредм и Экзамены.КодПредм должна быть установлена связь типа Один-ко-Многим (рис.11.2).

Рис.11.2

3.3.2. Установить режим Обеспечения целостности данных: Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей. Для установки этих режимов необходимо активизировать соответствующие переключатели в группе Обеспечение целостности окна Связи.

3.3.3. Прочитать и законспектировать краткую и полную справку MS Access по режиму Обеспечения целостности данных, а также режимам Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей.

3.3.4. Нажав кнопку Объединение, открыть окно Параметры объединения и выбрать такой режим объединения данных различных таблиц, при котором из связанных таблиц будут выбираться только те записи, для которых совпадают значения полей связи.

3.3.5. Прочитать и законспектировать краткую и полную справку MS Access по каждому из трех возможных значений параметра объединения.

3.4. Установить связь между таблицами Личности и Экзамены через поля КодСтудента и ЛичнКод соответственно. Тип отношения между этими таблицами - Один-ко-Многим, где стороной Много выступает таблица Экзамены. Обеспечить целостность данных при обновлении и удалении записей. Установить объединение таблиц - по первому типу (когда из связанных таблиц выбираются только записи, для которых совпадают значения полей связи).

3.5. Установить связь типа Один-к-Одному между соответствующими полями таблиц Личности и Адреса с обеспечением целостности данных при обновлении и удалении записей.

3.6. Активизировать и просмотреть окно Схема данных. Его внешний вид должен соответствовать образцу, приведенному на рис.11.1.

4. Используя подтаблицы просмотреть связанные данные для таблицы Личности (меню «Вставка»«Подтаблица»).

5. Сохранить все таблицы и базу данных База№1.

Задание 12. Создание составных форм, запросов, отчетов

Цель: Изучение способов создания составных форм, запросов и отчетов для связанных таблиц.

Создание составных форм

1. Создать базу данных База№13 , которая содержит следующие таблицы:

1.1. Студенты (поля: КодСтуд, ФамСтуд, ИмяСтуд, ПолСтуд, РождСтуд).

1.2. Родители (поля: КодСтуд, ФамРод, ИмяРод, ОтчРод, ПолРод, ТелРод).

1.3. Оценки (поля: КодСтуд, БаллХим, БаллИнф, БаллМат, Семестр).

2. Ввести для каждого студента данные о двух родителях или трех ближайших родственниках.

3. Определить в качестве первичного ключа в таблице Студенты поле КодСтуд.

4. Открыть окно Схема данных и определить связи между созданными таблицами так, как представлено на рис.12.1.

Рис.12.1

5. Сохранить все таблицы и сделать резервную копию базы данных База№13.

6. Создать составную форму (для двух связанных таблиц Студенты и Родители).

6.1. На основе таблицы Родители, пользуясь режимом Автоформа табличная, создать подчиненную форму, содержащую следующие сведения: код студента, фамилии и имена обоих родителей, их пол и номер телефона.

6.2. На основе таблицы Студенты создать главную форму, содержащую все сведения о студентах.

6.3.Разместить подчиненную форму внутри главной, как показано на рис. 12.2. Для этого использовать режим Конструктора для главной формы и «перетащить» в нее предварительно созданную подчиненную форму из вкладки Формы окна базы данных (также можно использовать элемент управления Подчиненная форма/отчет на панели инструментов Панель Элементов). Для детальной подгонки всех элементов форм воспользоваться услугами Конструктора форм, последовательно улучшая общий вид составной формы.

Рис.12.2

7. Заполнить таблицы Студенты и Родители правдоподобными данными для пяти студентов, пользуясь созданной формой.

8. Удалить запись о третьем по счету студенте. Пронаблюдать, как выполняется удаление соответствующих записей о родителях из таблицы Родители. Просмотреть таблицы Родители и Студенты в режиме таблицы. Убедиться в том, что данные удалены правильно.

9. Создать составную форму (для двух связанных таблиц Студенты и Оценки), используя главную форму Студенты и предварительно созданную подчиненную форму Оценки. Общий вид созданной формы должен соответствовать рис.12.3.

10. Создать две командные кнопки в примечании формы Студенты с надписями Оценки и Родители, нажатие на которые приведет к открытию одноименных форм.

10.1. Активизировать в форме Студенты область примечаний.

10.2. Щелкнуть мышью на элементах управления Мастер и Кнопка и разместить кнопку в примечании формы.

Рис.12.3

10.3. В окне мастера Создание кнопок указать Категорию - Работа с формой и Действия - Открытие формы.

10.4. Выбрать форму, открываемую нажатием кнопки (Оценки или Родители), указать, что отбор сведений не требуется, разместить на кнопках текст «Оценки» или «Родители».

10.5. Перейти в режим формы и проверить работоспособность кнопок.

10.6. Для созданной кнопки в контекстном меню выбрать пункт Свойства и вкладку События. В разделе Нажатие кнопки просмотреть назначенную ей процедуру обработки событий (кнопка ).

Создание составных запросов

11.Создать запрос СтудОценки, с помощью которого будут извлекаться данные из двух связанных таблиц Студенты и Оценки. В выборку должны попасть: фамилия и имя студента, его оценка по информатике и номер семестра. В качестве параметров запроса должны выступать фамилия студента и номер семестра. Образец запроса представлен на рис.12.4.

Рис.12.4.

11.1. Установить такие параметры объединения, чтобы извлекались все записи из таблицы Студенты и только те записи из таблицы Оценки, в которых связанные поля совпадают.

11.2. Выполнить запрос и убедиться в правильности его работы.

Создание составных отчетов

12. Создать отчет для двух связанных таблиц Студенты и Родители. В этот отчет должны попасть такие данные как фамилия, имя и дата рождения студента, а также фамилии, имена и отчества обоих его родителей и номера их телефонов. Внешний вид отчета, включая заголовок и общее оформление, должен соответствовать приведенному на рис.12.5 образцу.

12.1. Для создания составного отчета первоначально нужно создать подчиненный Родители. Для создания такого отчета рекомендуется использовать режим создания отчета Автоотчет Ленточный, а затем скорректировать его с использованием Конструктора отчетов.

12.2. Создать главный отчет для таблицы стороны Один - таблицы Студенты, используя, Мастер отчетов. На последнем  шаге мастера перейти к работе в режиме конструктора и «внедрить» в главный отчет созданный ранее отчет Родители.

12.3. Общий вид итогового отчета представлен на рис. 12.5.

Рис.12.5

13. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

Задание 13. Создание макросов

Цель: Знакомство с созданием простых макросов и их использованием для автоматизации работы базы данных.

1. Открыть базу данных База№13, которая содержит следующие таблицы:

1.1. Студенты (поля: КодСтуд, ФамСтуд, ИмяСтуд, ПолСтуд, РождСтуд).

1.2. Родители (поля: КодСтуд, ФамРод, ИмяРод, ОтчРод, ПолРод, ТелРод).

1.3. Оценки (поля: КодСтуд, БаллХим, БаллИнф, БаллМат, Семестр).

2. Создать макрос Макрос1, обеспечивающий выполнение следующих действий (рис.13.1):

  •  выдачу сообщения «НАЧАЛО РАБОТЫ МАКРОСА». Окно, в котором выводится текст, озаглавить как «Окно начала макроса»;
  •  выполнение запроса СтудОценки, созданного в Задании 13. В качестве первого аргумента - Имени запроса - выбрать СтудОценки». В качестве режима просмотра выбрать режим Таблица;
  •  выдачу сообщения «КОНЕЦ РАБОТЫ МАКРОСА». Окно, в котором выводится текст, озаглавить как «Окно окончания макроса».

Примечание. Для команды Сообщение обязательными параметрами, задаваемыми в нижней части диалогового окна (рис.13.1) являются аргумент Сообщение, в окне которого записывается выводимый текст и аргумент Заголовок, в окне которого записывается текст заголовка окна.

Рис.13.1

3. Выполнить макрос Макрос1. Убедиться в правильности выполнения.

4. Установить с помощью кнопки на панели макросов режим пошагового выполнения и, выполнив макрос по шагам, пронаблюдать сообщения, выдаваемые на каждом шаге.

5. Создать макрос Макрос2.

5.1. Добавить в макрос Макрос1, после второй команды еще две команды:

  •  для выдачи информационного сообщения ПАУЗА после появления таблицы с результатом запроса;
  •  для закрытия окна с результатом выполнения запроса.

5.2. Сохранить макрос под новым именем Макрос2.

6. Выполнить «Макрос2». Убедиться в правильности выполнения.

7. Преобразовать макрос в модуль VBA.

7.1. Перейти на вкладку Макросы и выделить Макрос2.

7.2. Осуществить преобразование макроса Макрос2 в модуль VBA (меню «Сервис»«Макрос»«Преобразовать макросы»), отметив все предлагаемые флажки.

7.3. Открыть преобразованный макрос в режиме Конструктора и проанализировать его структуру.

7.4. Запустить созданный модуль из режима Конструктора (клавиша F5).

8. Создать две командные кнопки в заголовке формы Студенты с подписями «Родители» и «Оценки», нажатие на которые вызовет открытие соответствующих форм (рис.13.2).

8.1. Создать макросы Родители и Оценки, обеспечивающие открытие соответствующих форм.

8.1.1. На вкладке Макросы перейти в режим создания макросов.

Рис.13.2

8.1.2. Перетащить из вкладки Формы окна базы данных форму Родители в область Макрокоманда и проверить заполнение аргументов макрокоманды.

8.1.3. Сохранить макрос под именем Родители.

8.1.4. Проверить работоспособность макроса.

8.1.5. Повторить п.8.1.1-8.1.4 для формы Оценки.

8.2. Создать командные кнопки с надписями «Родители» и «Оценки», к которым присоединить соответствующие макросы.

8.2.1. Открыть форму Студенты в режиме конструктора и активизировать в ней область заголовка.

8.2.2. Перетащить с вкладки Макросы окна базы данных макросы Родители и Оценки в область заголовка формы Студенты.

8.2.3. Отформатировать кнопки, пользуясь меню «Формат»-«Размер»-«По размеру данных».

8.2.4. Проверить работоспособность кнопок.

9. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

Задание 14. Макросы с условиями

Цель: Использование макросов для автоматизации работы базы данных.

1. Для базы данных База№1 создать макрос МакАдр_1, который выполняет следующие действия:

  •  выдает информационное сообщение о начале работы;
  •  открывает форму Адреса;
  •  выдает об этом информационное сообщение;
  •  открывает отчет Девушки;
  •  выдает информационное сообщение об окончании работы.

1.1. Дать этому макросу имя МакАдр_1 и сохранить его.

  1.   Выполнить макрос МакАдр_1 несколько раз и попытаться проследить последовательность действий. Обратить внимание на то, что форма Адреса и отчет Девушки остаются открытыми после работы макроса.

2. Создать макрос МакАдр_2, выполняющий следующие действия:

  •  выдачу сообщения о начале работы;
  •  открытие формы Адреса;
  •  выдачу информационного сообщения о предстоящем закрытии формы Адреса;
  •  закрытие формы Адреса;
  •  открытие отчета Девушки;
  •  выдачу предупреждающего сообщения о предстоящем закрытии отчета;
  •  закрытие отчета Девушки.

2.1. Дать этому макросу имя МакАдр_2 и сохранить его.

2.2. Выполнить макрос МакАдр_2 в пошаговом и в автоматическом режимах.

3. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.


Часть 2. Создание открытых баз данных 

Задание 15. Гиперссылки и объекты OLE

Цель: Изучение методов работы с гиперссылками и объектами, созданными внешними приложениями.

1. Открыть базу данных База№13 и убедиться в наличии таблицы Студенты, содержащей в себе не менее шести записей.

2. Создать в таблице Студенты новое поле ДопИнформ, имеющее тип Гиперссылка.

3. Заполнить поле ДопИнформ следующими данными:

3.1. Для первого студента в режиме таблицы ввести в поле ДопИнформ ссылку на - http://www.perm.ru/.

3.2. Для второго студента создать гиперссылкуy на любой текстовый файл.

3.3. Для третьего студента разместить ссылку на отчет ОтчетСтудентыРодители.

3.3.1. В диалоговом окне Изменение гиперссылки выбрать вкладку Связать с объектом базы данных и указать отчет ОтчетСтудентыРодители. В качестве имени гиперссылки ввести «Студенты и Родители», а в качестве всплывающей подсказки – «Ссылка на отчет».

3.4. Создать для следующих трех студентов файлы с визитными карточками и установить на них гиперссылки.

3.4.1. В текстовом редакторе MS Word создать три документа с именами Визитка1, Визитка2 и Визитка3 по приведенному на рис.15.1 образцу.

3.4.2.Для каждой из трех записей в диалоговом окне Изменение гиперссылки в поле Текст ввести «Визитка», а ссылку на файл создать, воспользовавшись окном Связать с файлом (кнопка Файл).

4. Убедиться в работоспособности всех шести созданных гиперссылок (рис.15.2), поочередно обратившись к сайтам, к отчету и к документам Word.

5. Создать в таблице Студенты новое поле Визитка, имеющее тип поле объекта OLE.

   Рис.15.1       Рис.15.2

6. Заполнить поле Визитка файлами Визитка1, Визитка2 и Визитка3 для четвертой, пятой и шестой записей соответственно.

6.1. Открыть окно Вставка объекта, воспользовавшись меню «Вставка»-«Объект», выбрать создание объекта из файла и указать путь к файлу Визитка1.doc (кнопка Обзор).

6.2. Повторить аналогичные действия для файлов Визитка2 и Визитка 3.

6.3. Последовательно открыть внедренные объекты двойным щелчком на надписи Документ Microsoft Word (рис.15.3) и убедиться в их работоспособности.

Рис. 15.3

7. Изменить форму Студенты добавив в нее поле ДопИнформ и поле Визитка в соответствии с рис.15.4.

8. Просмотреть содержимое созданных полей через форму.

9. Открыть файл Визитка1 через гиперссылку и изменить для соответствующего студента номер группы. Пронаблюдать, отобразились ли изменения в поле Визитка.

10. Сделать вывод о возможностях и сферах применения полей гиперссылок и полей объектов OLE.

11. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

.

Рис.15.4

Задание 16. Экспорт и импорт данных

Цель: Знакомство с технологиями экспорта и импорта данных в
MS Access.

1. Открыть базу данных База№13

2. Экспортировать данные из таблицы Студенты в web-страницу.

2.1. Активизировать таблицу Студенты.

2.2. Пользуясь меню «Файл»-«Экспорт» вызвать диалоговое окно Экспорт объекта.

2.3. В качестве имени файла задать Студенты, а в качестве типа файла выбрать Документы HTML.

Примечание. Для подключения автоматического форматирования MS Access установить флажок Сохранить формат, а для автоматической загрузки броузера установить флажок Автозагрузка. На запрос о Шаблоне HTML нажать кнопку ОК.

2.4. Сохранить созданную web-страницу в рабочей папке и просмотреть ее содержимое с помощью любого доступного броузера (см. рис.16.1).

Рис. 16.1

2.5. Просмотреть созданную web-страницу в Блокноте в режиме HTML. Обратить внимание на теги таблицы (TABLE, TD, TR).

3. Экспортировать данные из отчета Студенты в web-страницу (рис.16.2).

Рис. 16.2

3.1. С помощью режима создания отчета Автоотчет: в столбец создать отчет СтудWeb на основе таблицы Студенты.

3.2. С помощью Конструктора отчетов изменить отчет СтудWeb так, чтобы он занимал не менее трех страниц.

3.3. Экспортировать отчет СтудWeb в web-страницы, пользуясь окном Экспорт объекта.

3.4. Пользуясь созданными гиперссылками перехода научиться перемещаться между web-страницами, обратив внимание на их имена и количество.

4. Импортировать данные из созданной в п.2 web-страницы Студенты в новую таблицу.

4.1. Открыть окно импорта данных (меню «Файл»-«Внешние данные»-Импорт»).

4.2. Выбрать web-страницу Студенты.html.

4.3. В открывшемся диалоговом окне указать, что первая строка содержит заголовки столбцов.

4.4. На следующем шаге выбрать сохранение в новой таблице.

4.5. Перемещаясь по полям, выбрать соответствующие типы данных для каждого из полей.

4.6. Указать в качестве ключевого поля поле КодСтуд.

4.7. На последнем шаге дать новой таблице имя Студенты_Импорт.

4.8. Открыть таблицу Студенты_Импорт и сравнить ее с исходной таблицей Студенты.

5. Сохранить базу данных на диске для дальнейшего использования.

Задание 17. Создание страниц доступа к данным

Цель: Изучение способов создания страниц доступа к данным.

1. Открыть базу данных База№13.

2. Создать страницу доступа к данным на основе таблицы Студенты с помощью Автостраницы по образцу, приведенному на рис.17.1.

2.1. Перейти на вкладку Страницы, в меню Создать выбрать пункт Автостраница: в столбец, а в качестве источника определить таблицу Студенты.

2.2. Проанализировать возможности, предоставляемые созданной страницей по вводу и редактированию данных, попытавшись ввести дополнительные данные о студентах.

2.3. Выполнить дополнительную обработку отображаемых данных, используя кнопки на панели инструментов страницы доступа к данным.

2.3.1. Последовательно отсортировать данные по полю ПолСтуд и
ФамСтуд.

2.3.2. Применить Фильтр по выделенному для отображения только студентов женского пола.

Рис.17.1

2.4. Сохранить созданную страницу в рабочей папке под именем СтудСтр1.

3. Создать страницу доступа к данным на основе таблицы Студенты в режиме Мастера страниц.

3.1. Активизировать объект Страницы, в меню Создать выбрать Мастер страниц, а в качестве источника определить таблицу Студенты.

3.2. Выбрать все поля для представления на странице.

3.3. Добавить уровень группировки по полю ПолСтуд. 

3.4. Выбрать порядок сортировки по возрастанию значений поля ФамСтуд.

3.5. Присвоить созданной странице имя Студенты и открыть ее для просмотра.

3.6. Используя Элемент развертывания , просмотреть все записи и сделать вывод о возможностях группировки в страницах доступа к данным.

3.7. Сохранить созданную страницу в рабочей папке под именем СтудСтр2.

4. Изменить страницу доступа к данным СтудСтр2 с помощью Конструктора.

4.1. Открыть страницу СтудСтр2 в режиме Конструктора.

4.2. В качестве Названия страницы ввести Студенты.

4.3. Под названием разместить Бегущую строку  с текстом «Моя первая страница».

4.4. Применить к странице одну из стандартных тем, воспользовавшись меню «Формат»«Тема».

4.5. Откорректировать содержимое страницы для более удобного восприятия в соответствии с рис.17.2.

5. Сохранить откорректированную страницу и просмотреть ее, используя броузер.

6. Открыть рабочую папку и просмотреть новые файлы и папки, появившиеся в результате создания страниц доступа к данным.

7. Предъявить результаты преподавателю и сохранить базу данных на диске.

Рис.17.2


Литература

  1.  Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроэвм / Пер. с англ. - М.: Мир, 1991.

    2.  Дженнингс Р. Microsoft Access 97 в подлиннике. В 2 т. / Пер. с англ.- СПб: BXV-Санкт-Петербург, 1999.

    3.   Семёнов М.И. Информационные системы и технологии в экономике М.: Финансы и Статистика, 2003

    4.  Фёдорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учёта, анализа и аудита. М.:Омега-л, 2004

    5. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы и технологии в экономике. М.: ЮНИТИ, 2003

    6.   Симонович С.В. Информатика для юристов и экономистов. М.:Питер, 2003

    7.  Дик В.В. Информационные системы в экономике, М.: Финансы и Статистика,   1996г.

Содержание

[0.0.1] 1. Определение цели создания базы данных

[0.0.2] 2. Определение нужных полей в базе данных

[0.0.3] 3. Определение таблиц, которые должна содержать база данных

[0.0.4] 4. Определение таблиц, к которым относятся поля

[0.0.5] 5. Определение полей с уникальными значениями в каждой записи

[0.0.6] 6. Определение связей между таблицами

[0.0.7] 7. Усовершенствование структуры базы данных

[0.0.8] 8. Ввод данных и создание других объектов базы данных

[0.1] Часть 1. Создание локальных баз данных

[0.1.1] Задание 1. Создание таблиц в режиме ввода данных

[0.1.2] Задание 2. Создание таблиц в режиме Конструктора

[0.1.3] Задание 3. Создание таблиц в режиме Мастера.

[0.1.4] Задание 4. Использование масок ввода

[0.1.5] Задание 5. Создание форм

[0.1.6] Задание 6. Создание диаграмм и кнопочных форм

[1] Рис.6.1

[2] Создание кнопочных форм

[3] 3. Создать кнопочную форму по образцу, приведенному на рис.6.2.

[3.0.1] Задание 7. Сортировка, поиск, фильтрация данных

[3.0.2] Задание 8. Создание запросов на выборку

[3.0.3] Задание 9. Создание отчетов

[3.0.4] Задание 10. Создание индексов и ключей

[3.0.5] Задание 11. Связывание таблиц

[3.0.6] Задание 12. Создание составных форм, запросов, отчетов

[3.0.7] Задание 13. Создание макросов

[3.0.8] Задание 14. Макросы с условиями

[3.1]
Часть 2. Создание открытых баз данных

[3.1.1] Задание 15. Гиперссылки и объекты OLE

[3.1.2] Задание 16. Экспорт и импорт данных

[3.1.3] Задание 17. Создание страниц доступа к данным

[4]
Литература

[5] Содержание

EMBED MSPhotoEd.3  

EMBED PBrush  

EMBED PBrush  

EMBED PBrush  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6990. Енергозбереження у теплоенергетичних процесах 164 KB
  Енергозбереження у теплоенергетичних процесах Державне управління енергозбереженням Державне управління енергозбереженням, на перший погляд, суперечить принципам ринкової економіки, до якої рухається господарство України. Але через надзвичайно велик...
6991. Формирование маркетинговой информационной системы на основе проведения маркетинговых исследований 69.5 KB
  Формирование маркетинговой информационной системы на основе проведения маркетинговых исследований. Формирование системы маркетинговой информации. Определение проблем и формулирование целей исследования. Отбор источников информации и м...
6992. Структура и динамика популяций, генетические процессы и рост популяций 459.02 KB
  Понятие о популяции. Типы популяций. Популяция (populus - от лат. народ. население) - одно из центральных понятий в биологии и обозначает совокупность особей одного вида, которая обладает общим генофондом и имеет общую территорию. Он...
6993. Проекции кривых линий и поверхностей 412.5 KB
  Введение. Кривой линией называется траектория точки, перемещающейся в пространстве по какому-либо закону. Однако, имеются кривые линии, не описываемые какой-либо закономерностью (незакономерные кривые линии). Кривая линия может быть также определена...
6994. Некоторые новые специфические методы порошковой металлургии 339 KB
  Введение В связи с возникновением в последние годы порошковой металлургии титана, жаропрочных сплавов на никелевой основе и на основе таких тугоплавких металлов, как хром, вольфрам и молибден, появился и ряд новых задач в области создания новых пром...
6995. Новые технологии в цветных лазерных принтерах 1.89 MB
  Господство лазерных устройств на рабочих местах в настоящее время не подлежит сомнению. По данным фирмы экспертов, почти две трети всех применяемых в сфере бизнеса принтеров - лазерные. Причин, объясняющих популярность лазерных принтеров...
6996. Цифровое вещание. Стандарты цифровых систем кабельного телевидения 314.5 KB
  Цифровое вещание. Стандарты цифровых систем кабельного телевидения. Введение Кабельное телевидение (англ. Community Antenna Television, CATV - букв. телевидение с общей антенной) - модель телевизионного вещания (а также иногда и FM-радиове...
6997. Процессор AMD. История развития 538.2 KB
  Процессор AMD. История развития Об AMD AMD - мировой поставщик интегральных микросхем для рынка персональных и сетевых компьютеров и коммуникаций, чьи производственные мощности расположены в Соединенных Штатах, Европе, Японии и Азии. AMD производит...
6998. Основи теорії корозії металів та засоби боротьби з нею 423.87 KB
  Корозія металів Корозія металів завдає великої економічної шкоди. Внаслідок корозії виходять з ладу обладнання, машини, механізми, руйнуються металеві конструкції. Особливо сильно піддається корозії обладнання, що контактує з агресивним середовищем,...