40034

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ. paired concepts).

Русский

2014-03-31

15.95 KB

24 чел.

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье.

В определении и изучении сути социальных отношений Бурдьё предложил использовать одновременно два принципиальных подхода:

  1. 1) структурализм — в социальной системе существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления;
  2. 2) конструктивизм — действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, «формируют социального агента как истинно практического оператора конструирования объектов».

Теория Бурдьё считается интегральной социологической теорией и представляет собой попытку преодоления противоречий между макро- и микро- анализом, агентом и структурой, которое порождает так называемые «парные понятия» (англ. paired concepts). В основании теории Бурдьё лежат, в первую очередь, фундаментальные идеи классиков, выражающие два противоположных подхода к определению объекта социологии: это исследовательская программа Маркса, исходным пунктом которой полагается широко понимаемая структура (общественно-экономическая формация), и программа Вебера, который исходит из концепта социального действия. Постольку, поскольку агент и структура связаны диалектически, Бурдьё пытается снять противоречие между ними и вводит ряд своих концептов.

Центральными в социологической теории Бурдьё являются понятия «габитус» и «социальное пространство», посредством которых преодолевается разрыв между макро- и микроанализом социальных реалий.

По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретённых предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов.

Социальное пространство — это логически мыслимый конструкт, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения. Социальное пространство — это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных «под-пространств» (например, поле литературы, экономическое поле и т. п.), власть над которыми дает обладание дефицитными благами — капиталом. Именно распределение различных видов капитала (экономический, культурный, социальный, символический) в социальном пространстве и структурирует его.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68320. Обгрунтування економічної ефективності відкриття магазину подарунків «Радість» в місті Запоріжжі 606 KB
  Магазин подарунків «Радість» в місті Запоріжжя відкривається з метою задовольнити потреби людей в купівлі подарунків. Аби покупці з легкістю могли підібрати потрібний їм подарунок, сувенір для своїх рідних та близьких. Туристи зможуть тут знайти безліч сувенірів, які будуть нагадувати їм про подорож до міста
68321. Механизм функционирования финансового менеджмента и его место в системе управления организацией 160 KB
  Рассмотреть цели, задачи и принципы финансового менеджмента; определить базовые концепции и функции финансового менеджмента; установить сущность и структуру финансового менеджмента; выявить место финансового менеджмента в системе управления организацией и механизмы его функционирования.
68322. Функції мікрофлори ШКТ, можливі порушення, профілактика 128.5 KB
  Життєдіяльність людини не можлива без нормального функціонування єдиного екологічного комплексу макро- і мікроорганізму. За останні 20-30 років зросла кількість різних патологічних станів, в основі яких є порушення нормального мікробіоценозу організму людини – дисбактеріоз.
68324. Транспозон. Типи транспозонів та механізми їх пересування 36.5 KB
  Мобільні генетичні елементи за типом транспозиції можна поділити на два класи: ДНК-транспозони які застосовують метод вирізати й вставити та ретротранспозони пересування яких має в своєму алгоритмі синтез РНК з ДНК та подальшим зворотнім синтезом ДНК з молекули РНК тобто метод копіювати й вставити.
68325. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 32 KB
  В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.
68326. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 74.5 KB
  Нормативный текст определяющий цели ценности образования учебный план учебные программы педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата. Организационно-управленческое знание позволяющее реализовать принцип личностной ориентации...
68327. Учебник. Учебный материал 66 KB
  Как известно содержание единицы учебника параграфы главы характеризуется следующими параметрами: структурная сложность число разнородных единиц элементов их иерархия связи и отношения; содержательная сложность категория цели; информативность степень изменения тезауруса учебника...
68328. Формы, уровни, содержание и участники процесса правового обучения 236 KB
  Формы и уровни содержание гражданско-правового юридического образования право как обучение. Формы и уровни содержание гражданско-правового образования право как предмет обучения. Уровни образования. Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах каждая из которых есть особый способ...