40051

Особенности развития зрительской культуры в рамках деятельности театра

Курсовая

Культурология и искусствоведение

Изучить сущность и содержание понятия «зрительская культура». Определить особенности деятельности театров в рамках развития зрительской культуры. Рассмотреть основные направления деятельности Мензелинского государственного татарского драматического театра по развитию зрительской культуры. Проанализировать результаты исследования зрительской культуры.

Русский

2017-07-27

345 KB

3 чел.

Введение

Осмысление проблемы развитие зрительской культуры в театре, важно в связи с тем, что инкультурация общества является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и глобализации приобретает особое значение. Вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры.

Деятельность театра социально опосредована, он включен в систему всех существующих в обществе социальных институтов, театр активно взаимодействует с ними и в своих проявлениях обусловлен общими социальными закономерностями. Функционирование театра напрямую связано с деятельностью института государства, рынка, образования, семьи и т.д. События последнего времени подтвердили, что экономическая и социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание культурных традиций показали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом, и резко снизили воздействие театра на позитивное моделирование картины мира ребёнка, формирование целостного потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к глобализации обострили проблему культурной идентификации человека.

В формировании целостного потенциала личности особо важную роль играет деятельность театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в основных её аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социально-психологическом. Многогранность и многофункциональность театра для общества как элемента культурной среды обусловливает целесообразность его анализа в сфере теории культуры. В частности, в работе с молодым зрителем в театре мы должны иметь в виду его существенную особенность – неокрепшую, открытую для жизненных и культурных впечатлений душе, еще не состоявшуюся личность, не решившую для себя целый ряд вопросов своего существования. Впечатления, полученные от общения с искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира.

Таким образом, актуальность исследования зрительской культуры в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача – эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Так как то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост.

Данная тема разрабатывалась такими авторами как Г.Д. Гачевым, культурологом и литературоведом. Ю.У.Фохт-Бабушкин внес свой вклад в социализацию культуры и эстетическое воспитание. И.Ф.Хилько разрабатывал тему развития аудиовизуальной культуры, но в своих работах он тоже рассматривает понятие зрительской культуры. О зрительской культуре упоминания можно найти также в литературе по маркетинговой работе в театре.

Цель исследования: изучить особенности развития зрительской культуры в рамках деятельности театра.

Объект исследования - зрительская культура

Предмет –содержание деятельности театра по развитию зрительской культуры.

Задачи исследования:

Изучить сущность и содержание понятия «зрительская культура».

Определить особенности деятельности театров в рамках развития зрительской культуры.

Рассмотреть основные направления деятельности Мензелинского государственного татарского драматического театра по развитию зрительской культуры.

Проанализировать результаты исследования зрительской культуры.

Гипотеза исследования. Процесс развития зрительской культуры будет происходить наиболее эффективно, если:

зрительская культура будет рассматриваться как специфическая часть общехудожественной культуры;

учитывать, что это не односторонний процесс и важна ответная реакция зрителя, его сопереживание;

зрители имеют начальные знания о театре и его культуре.

Теоретико-методологической основой исследования стали работы в области педагогики и психологии, социологии, философии, истории культуры. В исследовании использованы труды Н.Н. Бахтина, Г.Д. Гачева, М.С.Кагана, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выгодского, А.В.Толстых, Ю.У. Фохт-Бабушкина, И.Ф.Хилько.

Методы исследования. Для решения задач исследования была использована следующая совокупность методов:

теоретический (анализ научной литературы);

изучение, обобщение теоретического материала;

количественный и качественный анализ результатов опытно – экспериментальной работы.

Эмпирической базой исследования являлся Мензелинский государственный татарский драматический театр имени Сабира Амутбаева. По изучаемой проблематике было проведен социологический опрос. Объем выборки составил 100 человек.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы формирование зрителей культуры молодежи.

1.1.Сущность понятия «зрительская культура»

Приобщение зрителя к театру имеет значение не только для театральной культуры личности, но и для художественно–творческого уровня театра, а также его материального благополучия. В современной ситуации искусство вынуждено существовать в условиях рыночных отношений и переходить на самоокупаемость. Поэтому театры должны самостоятельно позаботиться о своем благополучии. И основным источником доходов театров в этой ситуации являются зрители.

Но интерес театров не сводится только к наполняемости залов, их интересует, кто и зачем приходит в театр. Ведь именно зритель, его потребности и понимание сценического искусства будут определять дальнейшую деятельность и уровень театров. Театр должен вести зрителя за собой, воспитывать его этически и эстетически, поднимать его к высокому уровню, быть впереди, но при этом не имеет права оторваться от зрителя, от его сегодняшних потребностей. Новые художественные концепции войдут в театральную жизнь только тогда, когда зритель будет способен к их восприятию[5]. Таким образом, с одной стороны театр формирует своего зрителя, с другой стороны — зрители создают свой театр.

Для формирования зрительской культуры личности очень важен период введения человека в мир сценического искусства. Желательно, чтобы этот процесс начинался с детства, так как это сенситивный период в освоении сценического искусства, поэтому именно театр может стать действенным средством развития личности. Вследствие этого углубленно заниматься театральным искусством стоит именно в детстве в частности в старшем школьном возрасте, не забывая, конечно, и о постоянном приобщении ко всем остальным видам искусства. Как справедливо заметил Ю. У. Фохт–Бабушкин, «комплекс целесообразнее формировать из опорных и подключаемых к ним видов искусства»[28] .

Понятие «зрительская культура» является производным от перцептивной культуры и в то же самое время представляет собой некоторую, довольно важную составляющую аудиовизуальной художественной культуры. В зрительской культуре воплощаются предпосылки складывания у человека целостного видения мира в художественно-образной форме, образующее систему личностных конструктов. С другой стороны, зрительская культура направляется на реализацию видения в картине мира, что позволяет активизировать процесс перенесения личностных смыслов на характер интерпретации воспринимаемой образной реальности.

Зрительская культура, как отмечает А. В. Толстых, зависит от двух факторов: объективно — от силы визуального действия и субъективно — от характера и качественного состояния зрелищности, что в значительной степени сказывается на духовном развитии личности. Со зрительской культурой связываются ситуации зрелищного общения как формы невербальной специфической коммуникации, совместного восприятия искусства и переживания сопричастности к нему[26].

Несмотря на то, что сценическое произведение обладает большим воспитательным потенциалом, силу морально–психологического воздействия искусства не следует преувеличивать. Как отметил Аристотель, искусство не обладает способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго. Воспитание сценическим искусством стоит рассматривать не как воздействие, а как взаимодействие, где каждый является активным участником этого процесса. С одной стороны выступает художественное произведение и его качественное своеобразие. С другой — сознание зрителя и его способности правильно понимать искусство. Для того чтобы воздействие спектакля было эффективным, человек должен быть уже в какой–то степени готов оценить предлагаемые ему картины мира. Об этом и пойдет речь в нашем исследовании в практической части данной работы.

Так что же такое «зрительская культура»? В общем, понятие "зрительская культура" включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

специальные знания о природе театрального искусства,

навыки целостного восприятия пьесы и спектакля,

отзывчивость на элементы формы и содержания театрального спектакля,

наличие сопереживания,

перенос оценок с театрального на другие виды искусства,

творческие театральные проявления и предпочтительный интерес к явлениям театрального искусства[24].

Основной закон театра – внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях – предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается. Зритель в отличие от актера, активного художника, является созерцающим художником[9].

Активное воображение зрителей – это вовсе не какое-то особое духовное свойство избранных любителей искусства. Конечно, выработанный художественный вкус имеет большое значение, но это вопрос развитости тех эмоциональных начал, которые присущи каждому человеку. «Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы этот путь был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, т. е. тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт»[16].

Иногда, скупость реакций современного театрального зрителя можно объяснить повышением его культуры. Но стоит различать сдержанность зрителя в проявлении эстетических эмоций и безучастность зрителя, его пассивность, неумение сопереживать тому, что происходит на сцене. Сопереживание — одно из основных условий достижения катарсиса, который осмыслил еще Аристотель. В процессе сопереживания будут задействованы такие важные свойства человека как эмпатия (способность к сочувствию), синтония (психологическое настраивание) и рефлексия (способность к самооценке своего внутреннего состояния). Эти способности человека в процессе восприятия театральных спектаклей будут иметь самое непосредственное отношение к проблеме взаимосвязи искусства и морали[6].

Эстетическое восприятие есть творчество зрителя, и оно может достигать большой интенсивности. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его театральные впечатления[16].

Эстетика восприятия в значительной степени ориентирована на идеального зрителя. В действительности же сознательный процесс воспитания театральной культуры возможно продвинет зрителя к обретению знаний об искусстве и овладению определенными навыками восприятия[17].

Образованный зритель вполне может:

знать театр в его собственных законах;

знать театр в его современных процессах;

знать театр в его историческом развитии.

При этом следует отдавать отчет в том, что механически сложенные в голове зрителя знания не являются гарантом полноценного восприятия. Процесс формирования зрительской культуры в известной степени обладает свойствами «черного ящика», в котором количественные моменты не всегда прямолинейно складываются в определенные качественные явления.

Конечно, у каждого зрителя может быть свое представление об идеальном спектакле. Но во всех случаях оно основано на определенной «программе» требований к искусству. Такого рода «знание» предполагает определенную зрелость зрительской культуры.

Зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача – эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Ибо то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост.

Значительность задачи, которую театр ставит перед зрителем в психологическом плане, заключается в том, что художественный образ, данный во всей его сложности и противоречивости, зритель воспринимает поначалу как реальный, объективно существующий характер, а затем, по мере вживания в образ и раздумий над его действиями, раскрывает (как бы самостоятельно) его внутреннюю суть, его обобщающий смысл[25].

В плане эстетическом сложность задачи заключается в том, чтобы зритель воспринимал сценическую образность не только по критериям правды, но и умел (научился) расшифровывать ее поэтический метафорически смысл[13].

Итак, специфика театрального искусства - живой человек, как непосредственно переживающий герой и как непосредственно творящий артист-художник, а важнейший закон театра - непосредственное воздействие на зрителя.

Таким образом, зрительская культура является комплексом аспектов «взаимоотношений» между зрителем и театром, так как и от действия и сопереживания зрителя и от качества работы самого театра зависит развитие зрительской культуры. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития нашего театра необходимо общее повышение художественной культуры зрителя,с одной стороны театр формирует своего зрителя, с другой стороны — зрители создают свой театр.

1.2. Особенности деятельности театров в рамках развития зрительской культуры

Приобщение зрителя и воспитание в нем этических и эстетических чувств должно начинаться еще в детстве, когда психика ребенка более восприимчивая к воздействию. Поэтому одним из начальных этапов развития зрительской культуры являются театральные уроки в школе, факультативы и театральные кружки.

Неотъемлемой частью и урока театра, и факультатива, и театрализации как средства развития личности ребенка стал компонент театральной культуры, который по представлению педагогов, занимающихся этой работой заключается чаще всего в знакомстве школьников с театром как видом искусства, в изучении истории отечественного и зарубежного театра, в освоении элементов актерского мастерства и постановке спектаклей, в которых играют дети[4].

Воспитание зрительской культуры идет по трем направлениям: воспитание основ, навыки деятельности в театре и знаний о театре[30].

Аспекты работы в области воспитания основ зрительской культуры:

формирование представления о “составляющих” художественного образа в театральном искусстве;

формирование представления о характере человека (героя, персонажа) как об особенном поведении;

формирование представления о творческой интерпретации пьесы при ее постановке на сцене;

формирование представления о мизансцене как языке театрального спектакля.

В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности:

организация произвольного внимания (зрительного, слухового);

знакомство с элементами исполнительской деятельности;

освоение средств выразительности театрального искусства;

навыки коллективной работы при подготовке театрального спектакля (или сцен и фрагментов).

В области накопления знаний об искусстве театра:

освоение терминов и понятий театрального искусства;

знания о разных театральных профессиях;

формирование представления о разных видах и жанрах театра;

знакомство с драматургией как особым родом литературы, предназначенным для сцены.

Сущность образовательной программы кружков при театре состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры,

конкурсы,

викторины,

беседы,

экскурсии в театр и музеи,

спектакли

праздники.

Активное вторжение с самого раннего возраста в детское сознание огромной массы зрелищных впечатлений, которые несут кино и телевидение, не проходит бесследно[22].Театр сегодня, безусловно, обращается к телевизионному поколению юных зрителей. Специфика телевизионного зрителя влияет на существование зрителя в театральном зале. Возможность при просмотре дома прервать передачу или фильм, остановиться, «выйти» из просмотра и снова «войти», когда вздумается, формируют своеобразное дискретное восприятие, которое подвергается в театре серьезному испытанию. Необходимость длительного погружения в целостный процесс общения с искусством сталкивается с неспособностью юных зрителей неспешно существовать в этом общении. Процесс усложняется еще и приверженностью многих современных режиссеров к созданию монументальных произведений длительностью по четыре и пять часов, иногда только с одним антрактом. Такие спектакли буквально проверяют «на прочность» зрительский интерес к театральному искусству[1,16].

При этом в истории театра можно найти немало примеров, когда театр сознательно воспитывал зрителя в нужном для него, театра, направлении. Московский Художественный театр, например, не только боролся с дамскими шляпками в зале, но и отучал публику от аплодисментов на выход актеров среди действия и от музыки в антракте[10].

Разумеется, дело не только в воспитании внешней культуры (не опаздывать к началу спектакля или не уходить до окончания). Нет ли противоречия в том, что современному юному зрителю, выросшему в окружении средств массовой информации, компьютеров, зараженному «комиксовым сознанием», предлагается неспешное общение с искусством, оставшимся в обойме классических ценностей? Диалог предполагает приятие языка общения - приятие и постижение. В постижении важно неспешное существование, прочитывание, расшифровывание смыслов (в сценографии, в мизансцене, в подтексте) и, конечно, получение удовольствия от этого процесса. Современный театр тяготеет не к простоте и ясности художественно-выразительных средств, а к многозначительности, многослойности зрелища, которое требует зрителя, наделенного в определенной степени качествами художника, творца[5,21].

Но воспитывать надо не только молодого зрителя, но и зрелого. Вообще воспитание должно идти постоянно, это неотъемлемая часть театра как социального института[4]. И польза воспитания не только в этических и эстетических рамках, но и в развитии общих психологических процессов таких как внимание, мышление, память и воображение, а занятия в театральных кружках и студиях помогают еще в развитии речи и в развитии коммуникативных функций.

Глава 2. Практическое исследование по изучению процесса развития зрительской культуры (на примере Мензелинского государственного татарского драматического театра)

2.1. Основные направления содержания деятельности Мензелинского государственного татарского драматического театра имени Сабира Амутбаева в рамках развития зрительской культуры

Мензелинский государственный татарский драматический театр знаменит своей теплотой общения артиста и зрителя. Особая душевность спектаклей располагает зрителя к артисту и создает семейную обстановку, что помогает воспитывать зрителя в нужном русле. В театре работают народные и заслуженные артисты Татарстана: Муллин Рустам, МуллинаРазиля, ХамматуллинХафиз, Салахова Голшахида, Нигматуллина Венера, Теряева Альфида.

Театр является лауреатом премии имени Мусы Джалиля, обладателем множества дипломов и почетных грамот, таких как: почетная грамота РТ(2005 г.), диплом международного фестиваля тюркских народов «Науруз» (2002,2004,2009,2011гг), диплом республиканского театрального фестиваля имени К. Тинчурина (1994, 2005 гг), дипломы Iи II фестиваля театров закамского региона за активное участие (2003, 2004) и др.

История театра богата яркими талантами и выдающимися личностями, одна из них – СабирАмутбаев (1908-1982), заслуженный деятель искусств ТАССР (1954г.), лауреат государственной премии имени Габдуллы Тукая (1962 г.).В честь С.Амутбаева – основателя Мензелинского театра и за большой вклад в развитие татарского театрального искусства, на основании Постановления Кабинета Министров РТ № 404 от 22.05.1996 году Мензелинскому государственному татарскому драматическому театру было присвоено имя Сабира Амутбаева.

В 2012 году был установлен около театра бюст Сабира Амутбаева и открытие «Театральной аллеи». Этому событию было уделено много внимания со стороны общественности: были приглашены директора и режиссеры театров и жители города присутствовали на этом торжественном мероприятии. Если рассматривать данное мероприятие с точки зрения развития зрительской культуры, то можно сказать что оно приобщает зрителя к жизни театра, подобные мероприятия помогает театру воспитать зрителя эстетически.

Доброй традицией стало проведение этапа Республиканского фестиваля народных театров «Идел Йорт». Он позволяет непрофессиональным коллективам и простым людям поставить и показать спектакль «по всем правилам». Участие непрофессиональных коллективов располагает зрителя к себе, театр становится ближе к народу, что, несомненно, отражается на развитии зрительской культуры.

В рамках развития зрительской культуры вМензелинском государственном татарском драматическом театре проводятся ознакомительные мероприятия для детей. Они направлены на аудиторию школьников 2- 9 классов, то есть охватывают тот сенситивный период, в который наиболее благоприятно воспитывать в юном поколении зрительскую культуру.

Так, мероприятие «Что такое театр?» для 2-3х классов включает в себя театрализованную экскурсию по театру с участием сказочных героев. Сказочные герои рассказывают детям, что такое театр, что можно делать в нем, а что нельзя. Через игру дети лучше усваивают и запоминают новый материал и приобщаются к театру. В заключительной части мероприятия детям предлагается на внеклассных занятиях разучить сценку и на следующем занятии в театре показать ее на сцене. Таким методом мы воспитываем интерес к творчеству и театру, возможно, дети в более в дальнейшем захотели бы связать свою судьбу с театром. Как говорилось в главе 1, участие детей в подобных мероприятиях помогает развить память, воображение, коммуникабельность и другие полезные качества.

Для более старших классов проводятся экскурсии по музею, и рассказывается история театра и его артистов. В музее имеется множество старых фотографий. Дети могут погрузиться в ту атмосферу, когда Мензелинский театр только начинал свое существование. Там имеются старые костюмы знаменитых артистов, их принадлежности для грима. Это дает возможность «дотронуться» до истории.

Общая экскурсия по театру для 9-х классов проводится по театру, а также проводится беседы с артистами театра. Дети знакомятся с работой технического персонала: работа декоратора, художника, осветителя. Знакомятся с технической стороной сцены и, в общем, театра.

Таким образом, исходя из плана работы, можно сказать, что развитие зрительской культуры идет в основном по детскому направлению. И недостатком является отсутствие мероприятий для взрослого поколения. Поэтому для повышения уровня зрительской культуры можно внести в план мероприятий, мероприятия которые информируют старшее поколение об этикете поведения в театре. Данными мероприятиями могут являться сценки перед спектаклем, с участие персонажей по тематике этического воспитания. Если мероприятие направленно на детскую аудиторию, то можно сказочных персонажей вывести на сцену с объяснением основ поведения в театре. Так же сказочных персонажей можно поставить у входа в театр и в фойе, чтобы создать атмосферу сказочности и волшебства.

Еще одним немаловажным нововведением для театра было бы создание театральной студии для детей. Так как Мензелинский Государственный татарский драматический театр имени Сабира Амутбаева по своей сути является «выездным» театром и бывает, что артисты не задействованы в выездах, поэтому можно было бы организовать театральную студию, к тому же артисты имеют профессиональное и высшее образование и имеют право преподавать. Помещение для теоретических и практических занятий имеется – в театре есть Малый зал. Как говорилось ранее, в теоретической части, создание театральной студии поможет детям развить в себе ряд полезных качеств, и конечно это мероприятие оказало бы большое влияние на работу самого театра. Студия воспитывает будущее поколение театралов и оказывает профориентационную функцию, помогая определиться с будущей профессией. Трудно не заметить, что театральная студия значительно развивает зрительскую культуру.

Что касается самого процесса организации спектакля и работы театра, то можно из наблюдениязаметить несколько вещей:

Таблица 1.

Наблюдение за персоналом театра и состоянием самого театра.

Что делается для развития зрительской культуры

Что требуется сделать для развития зрительской культуры

1.

Персонал

Вежливость

Четкое выполнение своих обязанностей

Форма. Требуется для того, чтобы зрителям проще было найти, к кому обратиться по какому-либо вопросу, так же это дисциплинирует персонал.

2.

Помещение

Безопасность

Чистота

Хорошая акустика

Комфортные сидения в зале

Комфортные температурные условия в холодное время года. Для того, чтобы зрители могли себе позволить пойти в театр в вечерних нарядах.

3.

Организация спектакля

Доступность билетов и цен на них

Технические аспекты (позывные на спектакль, освещение)

До спектакля и в перерыве зрители могут посетить музей театра

Буфет

Более современный и качественный синхронный перевод с татарского языка на русский.

Реклама. Она обязательна для привлечения зрителя в театр, и самого театра в жизнь зрителя.

Более яркое, привлекающее внимание зрителей обращение, с целью выключить мобильные телефоны и соблюдать порядок в зале.

Достаточное количество посадочных мест. Администраторы должным образом не распределили зрителей и не организовали дополнительный сеанс, но это относится и к комфортабельности зала, что конечно поменять намного сложнее, т.к. требует больших финансовых затрат.

4.

Репертуар(по жанрам)

Комедии

Драмы

Мелодрамы

Музыкальные комедии

Больше детских и подростковых спектаклей для привлечения молодого поколения в театр

5.

Артистический персонал

Креативность

Профессиональность

Энтузиазм

Больше молодых артистов с образованием

Таким образом, проведя наблюдение и анализ плана театра можно сделать предварительные вывод: в театре идет довольно активная деятельность по развитию зрительской культуры, хотя значительные минусы, особенно в организации спектакля имеются, и стоит проводить коррекционную работу.

2.2.Анализ результатов исследования

Эмпирической базой для нашего исследования явился Мензелинский государственный драматический театр имени Сабира Амутбаева. Для повышения объективности исследования, оно будет проводиться по трем направлениям:

Наблюдение «со стороны» или неосознанное внешнее наблюдение за зрителем (одежда, поведение, рефлексия зрителя) и за обстановкой и персоналом театра(комфортность помещений, организация спектаклей, работа персонала как артистического так и технического).

Анкетирование зрителей. Анкета содержит вопросы, которые помогут выявить уровень зрительской культуры и степень удовлетворенности зрителей театра. Анкеты предоставляются зрителям до или после спектакля примерная выборка 100 человек, использовался случайный отбор.

Анкета была составлена автором данного исследования на основе знаний по социологическому практикуму и на базе основных аспектов театра.Поэтому для удобства анализа и расшифровки результатов анкета была разделена на 5 блоков, каждый из которых отражает или информацию о зрителе, о его отношении к театру и о предпочтениях зрителя и т.д.

Анкета условно разбита на 5 блоков вопросов:

Личная информация о зрителе. Отражает, какой контингент посещает театр (пол, возраст, социальный статус). 1-3 вопросы.

Поведение зрителя в театре. Отражает знание этикета при посещении театра, что в свою очередь сказывается на уровне зрительской культуры. 4-6 вопросы.

Зритель и театр. С какой целью зритель посещает театр, как часто.7-9 вопросы.

Жанр. Косвенно указывает на то, как театр развивает зрительскую культуру, какие мероприятия проводит, учитывает ли пожелания. 10-14 вопросы

Качество работы театра и персонала. Выявляет подготовленность персонала и помещений театра, что также влияет на зрительскую культуру. 15-19 вопросы.

Анализ документов театра: Устав театра, план работы театра. Анализ документов проводится с целью определения процесса развития зрительской культуры, какие положения в уставе регламентируют деятельность в этом направлении, а также анализируя план работы на месяц просматриваются мероприятия по развитию зрительской культуры театра.

Бланк анкеты и другая сопутствующая информация по исследованию находятся в Приложении.

Анализ анкетных данных позволил сделать следующие выводы.

По первому блоку вопросов можно сказать, что театр посещает 73% женщин и 27% мужчин, при этом 37% пожилого возраста, 35% от25 до 50 лет, от 16 и до 25 лет -18 % и младше 16 лет – 10%. Из них большая часть служащие – 56%, студенты на втором месте по численности – 28%;пенсионеров – 14% и 2% безработные.

Рис.. Возраст посетителей театра

По второму блоку вопросов можно с уверенностью сказать, что зрители достаточно информированы об этикете поведения в театре: 72% опрошенных при походе в театр наденут вечерний наряд, 25% предпочли повседневную одежду и 2% ответили, что точно не знают, как получится. Ответ на вопрос про еду во время спектакля дали 62 % опрошенных, что съедят после спектакля или в антракте; более сознательными оказались 21%, ответившие, что не только откажутся от угощения, но и объяснят непутевому зрителю, что так делать нельзя, а 17% зрителей не откажутся от угощения во время спектакля. Относительно использования туалетной воды и духов при посещении спектакля можно сказать, что 72% опрошенных пользуются духами, но в меру, 3 % считают, что хорошие духи никому не помешают и 25% не пользуются ими при посещении театра.

По блоку «Зритель и театр», зрители дали такие ответы: 66% ответили, что для них посещение театра всегда праздник, что не может не радовать, 21% считает, что поход в театр для них рядовое развлекательное мероприятие, и что немного огорчает 13% ходят в театр не по своей воле. Чаще ходить в театр мешает опрошенным дефицит времени, так ответили 41%, 23% предпочитают походам в театр другие развлекательные заведения, 13% ответили, что не с кем оставить своих детей, так же 13 % ссылаются на неудовлетворительную стоимость билета и 10% недовольны качеством оказываемых услуг. Часто ходят в театр 23% опрошенных, 35% иногда, 27% редко и 15% пришли впервые в театр.

Рис.2. Что Вам мешает Чаще ходить в театр?

Для опрошенных предпочтительнее комедия 71%, что указывает на то, что люди посещают театр для того чтобы от души посмеяться и отдохнуть, 14% предпочитают мелодрамы и 15% любители более тяжелого в эмоциональном плане жанра – драмы. Пожелания, относительно жанра были таковыми:34% хотели бы увидеть спектакли на русском языке, что показывает на объем русскоговорящей аудитории и 47% и 19% ответили, что не хотят увидеть больше спектаклей на русском языке и затруднились ответить соответственно. Больше классики в репертуаре хотели бы увидеть 56%, а 18% и 26% ответили нет и воздержались от ответа. Вопрос о необычности жанра : 49% хотели бы увидеть и 29% затруднились ответить. Детские спектакли хотели бы увидеть 76% опрошенных 4% и 20% ответили «нет» и воздержались от ответа.

Рис.3. Хотели бы Вы увидеть…

На вопросы из блока о качестве работы театра ответили так: крайне обеспокоены качеством синхронного перевода 34% и недовольны 15%, 27% перевод устраивает и 24 скорее устраивает, чем нет. Качеством работы персонала довольны 81%, 10% почти устраивает и 9% - скорее нет, чем да. Комфортностью зала и фойе полностью довольны 17%, 66% почти довольны, 14% скорее не устраивает чем да, и 3% крайне недовольны. Относительно организованности мероприятия:16% довольны, 35% скорее довольны, чем нет, 31 не удовлетворены и 19% крайне недовольны организацией спектакля. Качеством обслуживания во время антракта довольны 79% опрошенных, 19% скорее да чем нет и 2% недовольны.

Рис.4. Устраивает ли Вас качество работы театра?

Представленные выше результаты исследования были определены с учетом проведенного анкетирования зрителей театра.

Непосредственное наблюдение за зрителями театра позволило нам сделать следующие выводы.

При проведении наблюдения за зрителями нами было замечено, что, несмотря на довольно таки хорошую осведомленность о поведении в театре (если судить по данным опроса), много людей не отключают телефоны во время спектакля, могут разговаривать во время спектакля, не всегда сдают вещи в гардероб и иногда одежда выглядит неподобающим образом. Конечно, просмотрев все эти факты, можно сказать, что большая вина в этом лежит именно на самом театре, т.к. как говорилось выше, не были созданы должные условия, и проведены осведомляющие мероприятия по эстетическому и, в частности, воспитанию зрителя.

Таким образом, проведя наблюдение за зрителями и работой театра, а так же опрос зрителей мы можем сказать, что театр, несомненно, проводит мероприятия по развитию зрительской культуры, следит за привлечением зрителей на спектакли, хотя, как говорилось ранее, маркетинговая сторона театра явно «хромает» и основным обязательным мероприятием является усовершенствование и расширение рекламы. Кроме этого вопросы возникают по организации самих мероприятий. Не достаточно налажено распределение зрителей по посадочным местам (иногда приходится ставить дополнительно стулья и скамейки в зал, что конечно ухудшает комфортность отношение зрителя к походу в театр, а так же это не безопасно, что является грубым нарушением), желательно при большом количестве зрителей организовывать дополнительный сеанс. Что еще из отрицательного бросается в глаза, так это неудовлетворительное качество синхронного перевода с татарского языка на русский.

Это влияет на привлечение русскоговорящей аудитории в театр, что для Мензелинского драмтеатра немаловажно: 49,3% русские и 46,8% - татары, 3,9% - другие национальности[34].

Из положительных качеств можно отметить, что театр развивает зрительскую культуру младшего поколения, экскурсии, тематические мероприятия. Относительно зрителей – этическое воспитание находится на среднем уровне ближе к хорошему.

Таким образом, проведя наше исследование: опрос, наблюдение и анализ мы рассмотрели с трех сторон развитие зрительской культуры: со стороны, что думает зритель и что делает театр для развития зрительской культуры; оно позволило нам определить положительные и отрицательные тенденции в процессе развития зрительской культуры в Мензелинском государственном татарском драматическом театре.

Заключение.

В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты развития зрительской культуры в рамках работы театра, а также было проведено практическое исследование уровня развития зрительской культуры в Мензелинском Государственном татарском драматическом театре имени Сабира Амутбаева.

Анализ литературы о театре, о психологии искусства, педагогике и социологии помог раскрыть всю сущность и составляющие понятия «зрительская культура». Данная работа показывает, насколько важно воспитывать этические и эстетические чувства, а так же философское восприятие театра и его идей для развития зрительской культуры.

Исследовав, как проводится работа в театре по развитию зрительской культуры, какие проводятся мероприятия для детей и взрослых, а так же насколько информирован зритель о правилах поведения в театре, мы сделали соответствующие выводы о уровне развития зрительской культуры.

Практическое исследование проводилось на базе Мензелинского Государственного татарского драматического театра имени Сабира Амутбаева.

Исследование проводилось в три этапа: наблюдение, анкетирование и анализ документов. Так как такой подход к исследованию дает более объективную оценку уровню развития зрительской культуры.

Деятельность театра по развитию зрительской культуры довольно разнообразна: работа со зрителем до спектакля и в перерыве между актами, ознакомительные экскурсии для детей школьного возраста, информирование зрителей о поведении в театре с помощью театрализованных сценок. Что отвечает за подтверждение нашей гипотезы о том, что важно наличие начальных знаний о театре и правилах поведения в нем, а так же, что важно сопереживание и ответная реакция зрителя, что невозможно без этического воспитания зрителя. Наиболее эффективным способом развития зрительской культуры является создание при театре театральной студии или кружка. К сожалению, на базе Мензелинского драматического театра такой студии еще нет, но в перспективе вполне возможно ее создание, так как условия и артисты с правом педагогической деятельности в театре есть.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале работы полностью подтверждена. Поставленная в работе цель достигнута, задачи реализованы.

Список литературы.

Выготский, Л.С. Психология искусства/ Л.С. Выгодский. — М.: Педагогика, 2009. — 344 с.

Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин//Эстетика словесного творчества. — М.: 2008.

Бахтин, H.H. Воспитательное значение театра/Н.Н. Бахтин // Педагогический сборник А.Н.Островского. — СПб.: 2010.

Бахтин, H.H. Театр и его роль в воспитании/Н.Н Бахтин// На помощь семье и школе. — М.: 2008.

Благонадеждина, Л.В. Вопросы восприятия театрального спектакля/Л.В.Благонадеждина// Вопросы психологии. – М.: 1973, с 54-55.

Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр/Г.Д.Гачев. — М.: Просвещение, 2009. — 303 с.

Гачев, Г.Д. Творчество, жизнь, искусство/Г.Д.Гачев. — М. : 2011.

Грегори, А. Психология зрительского восприятия/А.Грегори. — М.: Прогресс, 2007. —473 с.

Донова, Д.А.Технологии театрального маркетинга: практический анализ театрального продукта и сегментов его потенциальной аудитории/Д.А. Донова.//Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. - № 6.

Дмитриевский, В.Н. Театр уж полон. Зритель и сцена глазами социолога и театрального критика/В.Н. Дмитриевский. — СПб.: Искусство, 2008. — 191 с.

Ершова, А.П., Гутина, О.М. Театральная культура в школьной педагогике/А.П. Ершова, О.М. Гутина// Народное образование. — 1995. -- № 8-9. — с. 91-96.

Ершов, П.М. Технология актерского искусства/П.М.Ершов. - М., 2009

Идеи эстетического воспитания: Антология в 2-х т. Т. 1. — М., 2012

Каган, М.С. Морфология искусства/ М.С. Каган : Ч. 1, 2,3. — СПб.: Петрополис, 2009.

Каган, М.С. Философия культуры/ М.С.Каган. — Спб.: Петрополис, 2008.— 416с.

Каган, М.С. Эстетика как философская наука : Университетский курс лекций/ М.С.Каган. — Спб.: Петрополис, 2010. — 302-305 с

Марченко, Т.А. Театр воспитывает/ Т.А Марченко. —М.: Педагогика, 2008.

Пави, П. Словарь театра: Пер. с фр./ П. Пави — М.: Прогресс, 2007. — 504 с.

Проблемы эстетического развития личности школьника. — М., 2011.

Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М. Политиздат, 2012. — 494 с.

Рубина, Ю.И. Театр и подросток/ Ю.И.Рубина. — М.: Просвещение, 2011.— 208 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т./С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2009.

Станиславскй К.С. Собрание сочинений в 8 т. Т. Работа актера над собой/ К.С. Станиславский, - М.: 2009

Театр — зритель: Проблемы социологии театрального искусства. -М.: 2008. — 169 с.

Театр, школа, жизнь (Театр и школа): Сб. статей. — Вып. 9. — М.: ВТО и НИИ ХВ, 1989. — с. 128.

Толстых, А. В. Психология юного зрителя/ А.В. Толстых. М.: Просвещение, 2008

Торшилова, Е.М. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности/ Е.М. Торшилова. — M: 2007.

Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления/ Ю.У. Фохт - Бабушкин. — М.: 2008.

Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях воздействия искусства на личность/ Ю.У. Фохт - Бабушкин. — М.: Наука, 2009. — 112 с.

Хилько, Н. Ф. Основы самореализации в процессе аудиовизуального творчества/ Н.Ф. Хилько // Аудиовизуальная культура в спектре проблем социальной реабилитации подрастающего поколения. Омск: Рос. ин-т культурологии, Сиб. фил., 2008. С. 4—7.

Шпет, Г.Г. Театр как искусство/Г.Г Шпет/Вопросы философии. — 1989, №11. —с. 77-92.

Юзовский, И.И. О театре и драме/ И.И. Юзовский. В 2-х тт. М.: Искусство, 2009

Юфит, А.З. Вопросы театроведения/ А.З. Юфит // Наука о театре. - Л: 1975. – С. 6

Мензелинск, Википедия- Электронная энциклопедия- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мензелинск.

Приложение 1.

Анкета.

Здравствуйте уважаемый посетитель Мензелинского татарского драматического театра! Мы очень рады видеть Вас в стенах нашего театра. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы в целях повышения качества работы театра. Этот опрос поможет нам лучше узнать Ваши предпочтения и скорректировать жанр и работу театра.

Для нас нет хороших или плохих ответов, нам очень важно Ваше мнение. Отвечая на вопросы, отметьте кружком или галочкой вариант того ответа, который в большей степени соответствует Вашему личному мнению. Заранее, спасибо за участие!!!

1.Ваш пол?

Женский

Мужской

2. Ваш возраст

До 16 лет

О т 16 до 25 лет

От 25 до 50 лет

От 50 и выше

3.Ваш социальный статус?

Студент

Служащий

Пенсионер

Безработный

4. Вас пригласили пойти в театр, как Вы оденетесь?

Вечерний наряд (женщины - нарядное платье, мужчины – костюм)

Надену джинсы, свитер и т.д.

Свой вариант__________________________________________

5. Спектакль начался и Ваш знакомый(ая) предлагает Вам шоколад, конфеты и т.д. Вы…

Возьму, но съем после спектакля или в антракте

Откажусь и объясню, что так нельзя

А почему бы и нет?

6. Вы пользуетесь духами, туалетной водой при походе в театр?

Да, немного

Да, хорошие духи еще никому не мешали

Нет

7. Для Вас поход в театр – это…

Всегда праздник

Рядовое развлекательное мероприятие

Ничего особенного, так как заставляют ходить.

Свой вариант:_______________________________________

8.Что Вам мешает чаще ходить в театр?

Предпочитаю другие развлекательные заведения

Дефицит времени

Низкое качество предоставляемых услуг

Стоимость билета

Свой вариант____________________________________

9. Как часто Вы бываете в театре?

Часто

Иногда

Редко

Сегодня впервые

10.Какой жанр спектакля для Вас предпочтительнее?

Комедия

Мелодрама

Драма

Затрудняюсь ответить

Хотели бы Вы увидеть…

11.Больше спектаклей на русском языке

12.Больше классики в репертуаре

13.Спектакли в необычном жанре

14.Больше детских спектаклей

1

Да

a)

a)

a)

a)

2

Нет

b)

b)

b)

b)

3

Затрудняюсь ответить

c)

c)

c)

c)

Устраивает ли Вас качество работы театра?

15.Качество перевода с татарского языка на русский

16.Качество работы персонала

17.Комфортность зала, фойе

18.Организованность мероприятия

19.Качество обслуживания во время антракта

1

Да, устраивает

a)

a)

a)

a)

2

Скоре, устраивает

b)

b)

b)

b)

3

Скорее, не устраивает

c)

c)

c)

c)

4

Нет, не устраивает

d)

d)

d)

d)

Приложение 2.

План работы Мензелинского Государственного драматического театра имени Сабира Амутбаева на сезон 2012-2013гг.

Месяц

Мероприятия

08

Август

Репетиции и подготовка к открытию сезона.

09

Сентябрь

Мероприятие для школьников 2-3 классов «Что такое театр?»

10

Октябрь

Открытие театрального сезона, премьера спектакля «Лавина»,

11

Ноябрь

Открытие «Театральной аллеи» и бюста СабируАмутбаеву. Гастроли по районам Татарстана

12

Декабрь

Подготовка к новому году и постановка спектакля «Маша и медведь» и веселый хоровод.

01

Январь

Гастроли детской сказки «Маша и медведь» по районам Татарстана.

02

Февраль

Мероприятие для детей «История Театра». Репетиции спектакля «Мулла»

03

Март

Праздничный концерт к Международному женскому дню, спектакль «Беркортлыкта, беряшьлектэ»

04

Апрель

Гастроли в г.Казань, фестиваль Идел Йорт. Посещение детьми 7-8 классов музея театра

05

Май

Праздничный концерт ко дню Победы. Подготовка и репетиции к празднику Сабантуя. Показ спектакля «Мулла»

06

Июнь

День защиты детей, праздничный концерт; экскурсия для детей по театру. Гастроли по районам Татарстана со спектаклями «Беркортлыкта, беряшьлектэ», «Буйдаклар»

07

Июль

Отпуск


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15542. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 71 KB
  Основные понятия используемые в настоящем Федеральном законеВ целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1 реклама информация распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств адресованная неопреде
15543. Законодательство Российской Федерации о рекламе 37 KB
  Законодательство Российской Федерации о рекламе Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения возникающие в процессе производства размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в с
15544. Общие требования к рекламе 138.5 KB
  5. Общие требования к рекламе1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.2. Недобросовестной признается реклама которая:1 содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обо...
15545. Защита несовершеннолетних в рекламе 25.5 KB
  6. Защита несовершеннолетних в рекламеВ целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:1 дискредитация родителей и воспитателей подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;2 побуждение несовершеннолетних к то
15546. Товары, реклама которых не допускается 84 KB
  7. Товары реклама которых не допускаетсяНе допускается реклама:1 товаров производство и или реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;2 наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров;3 взрывчатых веществ и материалов за исклю
15547. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи 18.5 KB
  8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажиВ рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического ли...
15548. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий 14.5 KB
  9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятийВ рекламе сообщающей о проведении стимулирующей лотереи конкурса игры или иного подобного мероприятия условием участия в которых является приобретение определенного товара далее стимулирующее мероприятие должны б...
15549. Социальная реклама 43.5 KB
  10. Социальная реклама1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица юридические лица органы государственной власти иные государственные органы и органы местного самоуправления а также муниципальные органы которые не входят в структуру органо
15550. Срок действия рекламы, признаваемой офертой 19.5 KB
  11. Срок действия рекламы признаваемой офертойЕсли в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии что в ней не указан иной срок.Комментируем...