40059

Современные информационные технологии и системы в экономике

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Современные информационные технологии и системы в экономике. Чем точнее и объективнее информация находящаяся в распоряжении системы управления чем полнее она отражает действительное состояние и взаимосвязи в объекте управления тем обоснованнее поставленные цели и реальные меры направленные на их достижение. Информационное обеспечение – это часть системы управления которая представляет собой совокупность данных о фактическом и возможном состоянии элементов управления и внешних условий функционирования процесса а также о логике изменения и...

Русский

2013-10-15

334 KB

91 чел.

Учебный курс «Информационные системы в экономике»

Тема 1.

Современные информационные технологии и системы в экономике.

В материалах темы рассмотрены:

1. Значение информации в современной экономике.

2. Применение информационных технологий в экономике.

3. Классификация информационных технологий и систем.

4. Взаимосвязь организаций и информационных систем.

5. Виды информационных систем в организации.

1. Значение информации в современной экономике.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской, маркетинговой сферах и сфере оказания различных услуг.

Например, в производственной деятельности рост объема информации обусловлен увеличением объемов, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства. В торговле и коммерции рост объемов обрабатываемой информации связан с возрастанием конкуренции и проникновением на российский рынок иностранных поставщиков [1, 2].

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сфере управления и интеллектуальную деятельность человека.

Важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Организация реализации принятых решений проводится через систему методов воздействия на работников с использованием информации о ходе выполнения принятых решений (обратная информация). Чем точнее и объективнее информация, находящаяся в распоряжении системы управления, чем полнее она отражает действительное состояние и взаимосвязи в объекте управления, тем обоснованнее поставленные цели и реальные меры, направленные на их достижение.

Так как руководитель в своей работе опирается на информацию о состоянии объекта и создает в результате своей деятельности новую командную информацию с целью перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое, то информацию условно считают предметом и продуктом управленческого труда.

Информация как элемент управления и предмет управленческого труда должна обеспечить качественное представление о задачах и состоянии управляемой и управляющей систем и обеспечить разработку идеальных моделей желаемого их состояния.

Важное место в понимании такого понятия как «информация» и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является, с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой – источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом [3].

Рис.1 – Современная информационная среда.

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно-техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли-продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации о качестве товара повлияло на формирование особого рынка – рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошло то время, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким, как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, национальных и региональных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

Информационное обеспечение – это часть системы управления, которая представляет собой совокупность данных о фактическом и возможном состоянии элементов управления и внешних условий функционирования процесса, а также о логике изменения и преобразования элементов управления.

Характеристики систем автоматизации управления различают по уровням управления [3].

Системы начального уровня. Эти системы широко распространены среди предприятий небольшого размера. Отличительной чертой таких информационных систем (ИС) является ограниченный охват бизнес-процессов предприятия.

Программные продукты данного класса могут сильно отличаться друг от друга по целевому назначению: сюда можно отнести как бухгалтерские, так и складские и торговые системы. Системы имеют много общих черт:

- невысокая требовательность к выделяемым ресурсам. Количество возможных пользователей такой системы колеблется от 1 до нескольких десятков;

- подразумевается, что пользователь может приобрести. установить и начать эксплуатацию самостоятельно. Имеется возможность интегрировать такие ИС с другими ИС более высокого класса.

Системы среднего уровня. Появление этих систем обусловлено потребностью в программном продукте с более широкими возможностями, нежели системы начального уровня. Таким образом, некоторые производители на основе современных способов и средств разработки создали готовые решения для довольно широкого круга потребностей предприятия. В состав таким систем обычно входят следующие подсистемы:

- бухгалтерский учет;

- управление производством;

- материально-техническое снабжение и сбыт;

- планирование и производство.

Несмотря на способность таких систем вести учет практически по всем направлениям деятельности предприятия, некоторые подсистемы реализованы в них в весьма усеченном виде. Количество различных параметров настройки приводит к потребителя к неспособности самостоятельно установить продукт. Зачастую, большую часть стоимости программного продукта среднего уровня составляют услуги по установке и настройке системы, сервисное обслуживание. Дороговизна таких систем делает их недоступными для небольших фирм. Системы среднего уровня соответствуют отдельным программным модулям в классификации информационных технологий.

Системы высшего уровня. Современные версии систем высшего уровня обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации. Количество различных параметров настроек достигает десятков тысяч. Однако одновременно возрастает и стоимость внедрения подобной системы.

Следует также учитывать следующий набор минусов, возникающих при введении в строй подобной системы:

- может потребоваться привлечение внешних консультантов, что приведет к значительному росту затрат;

- требуется определенная подготовка персонала к деятельности с использованием данных систем;

- внедрение сложной системы зачастую требует некоторой реорганизации деятельности;

- необходимо наличие специального подразделения, которое бы перенастраивало систему под требования бизнеса.

С другой стороны, руководители организации и ее персонал получают великолепный инструмент, позволяющий планировать и управлять производством. Системы высшего уровня соответствуют системам управления производством в классификации информационных технологий.

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet.

Все более интенсивно в своей деятельности фирмы начинают ресурсы Internet. Глобальная информационная сеть проникла практически во все сферы человеческой жизни и бизнеса. В Internet формируется новая система глобальной коммерции, в которой продавцы, покупатели и посредники оказываются объединенными в торговые сообщества. Internet можно рассматривать как новую «среду обитания информационного общества», являющуюся одновременно и важнейшим глобальным электронным рынком, который еще молод, но его обороты уже значительны.

Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.

2. Применение информационных технологий в экономике.

Любому предприятию, фирме, организации в процессе экономической деятельности приходится постоянно сталкиваться с большими информационными потоками: международными, экономическими, политическими, конкурентными, технологическими, рыночными, социальными и т.д. При этом из множества потоков информации необходимо отобрать то, что соответствует поставленным целям. Качественно информация делает действия специалистов различных областей экономики целенаправленными и эффективными.

В сложившихся условиях все более важной становится роль информационных технологий (ИТ).

Под информационной технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями.

Цель информационной технологии (ИТ) – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Основы информационной технологии:

- Сбор данных или первичной информации.

- Обработка данных и получение результатов информации.

- Передача результатов информации получателю для принятия на ее основе решений.

Таблица 1 – Основные характеристики новой информационной технологии

Методология

Основной признак

Результат

Принципиально новые средства обработки информации

Встраивание в технологию управления

Новая технология коммуникаций

Целостные технологические системы

Интеграция функций специалистов и менеджеров

Новая технология обработки информации

Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации

Учет закономерностей социальной среды

Новая технология принятия управленческих решений

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

1. ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. ИТ позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

4. ИТ сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.

5. ИТ занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его систем образования и культуры.

6. ИТ играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.

7. Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития ИТ заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.

Понятие информационной технологии не может быть рассмотрено отдельно от технической (компьютерной) среды, т.е. от базовой информационной технологии. Три основных принципа новой (компьютерной) ИТ:

1. Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером.

2. Интегрированность (стыковка) с другими программами.

3. Возможность изменения как данных, так и задач.

Аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации процесса переработки данных (информации, знаний), а также аппаратные (технические) средства, предназначенные для организации связи и передачи данных (информации, знаний) называют базовыми информационными технологиями.

С появлением компьютеров у специалистов, занятых в самых разнообразных предметных областях (банковской, страховой, бухгалтерской, статистической и т.д.), появилась возможность использовать информационные технологии. В связи с этим возникла необходимость в определении понятия существовавшей до этого момента традиционной (присущей той или иной предметной области) технологии преобразования исходной информации в требуемую результатную. Таким образом, появилось понятие предметной технологии. Необходимо помнить, что предметная технология и информационная технология влияют друг на друга.

Под предметной технологией понимается последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результатную в определенной предметной области, не зависящая от использования средств вычислительной техники и информационной технологии.

Информационные технологии могут существенно отличиться в различных предметных областях и компьютерных средах, выделяют такие понятия, как обеспечивающие и функциональные технологии.

Обеспечивающие информационные технологии – это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач. Они могут базироваться на совершенно разных платформах. Это связано с наличием различных вычислительных и технологических сред. Поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает проблема системной интеграции, которая заключается в необходимости приведения различных ИТ к единому стандартному интерфейсу [5].

Такая модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий, представляет собой функциональную информационную технологию. Таким образом, функциональная информационная технология образует готовый программный продукт (или часть его), предназначенный для автоматизации задач в определенной предметной области и заданной технической среде.

Преобразование (модификация) обеспечивающей информационной технологии в функциональную может быть выполнена не только специалистом-разработчиком систем, но и самим пользователем. Это зависит от квалификации пользователя и от сложности необходимой модификации.

В зависимости от вида обрабатываемой информации информационные технологии могут быть ориентированы на:

- обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);

- обработку текстовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.);

- обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства для работы с векторной графикой);

- обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений);

- обработку знаний (экспертные системы).

Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать интегрированные системы, включающие обработку различных видов информации.

Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности операций и не требовать вмешательства пользователя в процессе обработки. В данном случае диалог с пользователем отсутствует и информация будет обрабатываться в пакетном режиме обработки.

Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами [6]:

- алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;

- имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часто которых хранится на магнитных носителях;

- расчет выполняется для большинства записей входных файлов;

- большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;

- регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.

В том случае, если необходимо непосредственное взаимодействие пользователя с компьютером, при котором на каждое свое действие пользователь получает немедленные действия компьютера, используется диалоговый режим обработки информации. Диалоговый режим является не альтернативой пакетному, а его развитием. Если применение пакетного режима позволяет уменьшить вмешательство пользователя в процесс решения задачи, то диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных (если она не обусловлена предметной технологией).

При внедрении компьютерных информационных технологий в организацию преследуется две взаимосвязанных основные цели:

- сокращение затрат в организации;

- увеличение отдачи, повышение производительности.

Эти эффекты, как правило, достигаются за счет [7]:

1. Повышения производительности труда. Она имеет отношение к скорости, стоимости и качеству выполнения рутинных задач. Для повышения производительности труда в организациях применяют компьютерные системы справочно-нормативной информации, документооборота, корпоративных систем масштаба предприятия - позволяющие менеджерам и служащим осуществлять за несколько минут те действия, на которые еще несколько десятилетий назад требовались дни и недели.

2. Увеличения конкурентоспособности. Это возможно путем фиксирования информации о еженедельных поставках и возврате продукции от каждого продавца. После этого программа определяет доход от каждого продавца, сравнивает полученный результат, группируя их по сегментам и т.д. После этого определяется оптимальный ассортимент продукции для каждого сегмента, что позволяет увеличить доход дистрибьюторов и розничной торговли.

3. Интегрирования финансовой информации. Когда руководитель пытается оценить работу компании, он может увидеть много разных «версий правды». Финансовый отдел предоставляет одну версию отчета о доходах, отдел продаж – другую. Остальные подразделения могут показывать свои варианты того, каков их вклад в бизнес. Единая система создает один окончательный вариант правды, который не может никем оспариваться, поскольку все используют одну систему.

4. Быстрого обслуживания заказов. В современных ИТ для предприятий заказ проживает всю свою жизнь – от момента появления, до той минуты, когда товар отгружается клиенту, а бухгалтерия выписывает ему счет. Имея информацию в одной системе, а не «размазанной» по множеству различных приложений, компании легче отслеживать заказ и координировать производство, складирование и отгрузку по всем подразделениям одновременно.

5. Стандартизации и ускорения процесса производства. Крупные производственные компании, особенно обладающие аппетитом приобретать и сливаться, часто обнаруживают, что многочисленные подразделения компании делают одно и то же, используя разные методы и разные компьютерные системы. ERPсистемы приходят со стандартными методами автоматизации определенных шагов производственного процесса.

6. Уменьшения складских запасов. Современные ИТ способствуют тому, что производственный процесс протекает более гладко, улучшается процесс исполнения заказа внутри компании. Компания теперь может запасать меньше сырья, необходимого для производства продукта, и хранить меньше готовой продукции на складах. Для того, чтобы радикально улучшить всю цепочку поставок, может использоваться специальный модуль, который сегодня входит в стандартную конфигурацию большинства систем.

7. Стандартизации информации по персоналу. В компаниях с большим количеством различных бизнес-единиц отделы кадров часто не имеют единой унифицированной методики отслеживания рабочего времени персонала и работы с ним. Это положение может исправить системы масштаба предприятия с модулями по управлению персоналом.

Современная информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов: регулярные, специальные. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений (рис.2) [8]. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления.

Рис.2 – Информационные технологии  в менеджменте.

Информационные системы управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном: будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Содержимое баз данных (БД) при помощи соответствующего программного обеспечения (ПО) преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений.

БД, как правило, состоят из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе оценки операций фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникающих отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

- оценка планируемого состояния объекта управления;

- оценка отклонений от планируемого состояния;

- выявление причин отклонения

- анализ возможных решений и действий.

Таким образом, необходимость и актуальность автоматизации информационных процессов в экономике заключается в следующем:

- Стремительное развитие товарных и финансовых рынков.

- Рост потребности в разработках автоматизированных систем.

- Дифференциация и повышение качества информационной продукции.

- Изменение в подходах к оценке роли информации.

- Повышение требований к содержанию и формам представления данных.

- Минимизация времени между совершением хозяйственных операций и их информационным отображением для принятия решений.

- Ускоренное развитие самой информационной отрасли.

- Превращение деятельности по разработке и внедрению программных технологий в один из видов бизнеса.

- Доступность техники и программного обеспечения как товара внутреннего компьютерного рынка.

3. Классификация информационных технологий и систем.

Информационные технологии сегодня имеют различную классификацию. Приведем некоторые из них.

При классификации информационных технологий по типу пользовательского интерфейса ИТ говорят о системном и прикладном интерфейсе [9].

Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или его надстройкой.

Командный интерфейс – самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды. На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного их них используется указатель.

Прикладной интерфейс связан с реализацией некоторых функциональных информационных технологий.

Особе место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей. Кроме того, информационные технологии можно различать и по степени их взаимодействия между собой. Они могут быть реализованы различными техническими средствами: взаимодействие на уровне носителей, сетевое взаимодействие; с использованием различных концепций обработки и хранения данных: распределенные базы данных, распределенная обработка данных. Классификация информационных технологий приведена в табл.2 [4].

Таблица 2 – Классификация информационных технологий

По способу реализации в информационных системах

Традиционные

Новые информационные технологии

По степени охвата задач управления

Электронная обработка данных

Автоматизация функций управления

Поддержка принятия решений

Электронный офис

Экспертная поддержка

По классу реализуемых технологических операций

Работа с текстовым редактором

Работа с табличным процессором

Работа с СУБД

Работа с графическими объектами

Мультимедийные системы

Гипертекстовые системы

По типу пользовательского интерфейса

Пакетные

Диалоговые

Сетевые

По способу построения сети

Локальные

Многоуровневые

Распределенные

По обслуживаемым предметным областям

Бухгалтерский учет

Банковская деятельность

Налоговая деятельность

Страховая деятельность

Другие

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой [11]. Информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности. Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

Цель информационной системы – организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются:

- компьютеры;

- компьютерные сети;

- программные продукты;

- базы данных;

- люди;

- технические и программные средства связи и т.д.

Рис.3 – Схема организации информационной системы.

Таким образом, информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [12].

Экономическая информационная система (ЭИС) – это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений [13].

Автоматизированная информационная система (АИС) – представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений [14].

Информационная система определяется следующими свойствами:

- любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

- информационная система является динамичной и развивающейся;

- при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

- выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

- информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.

Технология работы в компьютерной информационной системе доступна для понимания специалистом некомпьютерной области и может быть успешно использована для контроля процессов профессиональной деятельности и управления ими.

Работа информационной системы организована следующим образом (рис.4) [14]:

- ввод информации из внешних или внутренних источников;

- обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

- вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

- обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для корректировки входной информации.

Чтобы разобраться в работе информационной системы, необходимо понять суть проблем, которые она решает, а также организационные процессы, в которые она включена. Так, например, при определении возможности компьютерной ИС для поддержки принятия решений следует учитывать:

- структурированность решаемых управленческих задач;

- уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;

- принадлежность решаемой задачи к функциональной сфере бизнеса;

- вид используемой информационной технологии.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку (рис.5) [4].

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Рис.4 – Процессы в информационной системе.

Рис.5 – Структура информационной системы.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (рис.6).

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные:

- Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.

- В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и тестов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Классификация по степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой ИС определяются как:

- Ручные – отсутствие современных технических средств переработки информации человеком.

- Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.

- Автоматизированные ИС в процессе обработки информации участвует человек и технические средства, причем главная роль – ПК (степень автоматизации может быть различной: от минимальной, до максимальной; последним этапом автоматизации – является принятие решения, в автоматизированных ИС оно остается за человеком).

Рис.6 – Классификация информационных систем.

Классификация по характеру использования информации:

- Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу (например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест и пр.).

- Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. По степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений их можно разделить на 2 класса:

. Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение (например, ИС планирования производства, заказов, бухгалтерского учета).

. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению (например, справочные системы, экспертные системы).

Классификация по сфере применения:

- ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.

- ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала.

- ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании техники или технологии.

- Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование; оперативный учет и анализ; перспективное и оперативное планирование; бухгалтерский учет; управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

Классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется [14]:

Информационная система оперативного уровня – поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.

Информационные системы специалистов – поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Информационные системы уровня менеджмента – используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

- сравнение текущих показателей с прошлыми;

- составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

- обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Наиболее востребованные сегодня информационные системы класса систем поддержки управления (решений).

Системы поддержки управления (Managerial Support Systems) разработаны, чтобы обеспечить поддержку определенному менеджеру или маленькой группе менеджеров. Они включают приложения, чтобы поддержать управленческое принятие решения типа:

- систем групповой поддержки;

- исполнительных информационных систем;

- экспертных систем.

Существуют организационные системы, разработанные для поддержки организации в целом или ее больших отделов типа систем обработки транзакций, накопления данных и группового ПО. Вместе они обеспечивают относительно всестороннее отображение приложений информационной технологии внутри единой организации (внутриорганизационные системы).

Помимо этого имеются внутриорганизационные системы, затрагивающие ограниченные стороны типа электронного обмена данных, а также и другие электронные приложения, использующие Internet.

Организационные системы являются важными для управления бизнесом или любым другим типом организации, и менеджерам придется иметь дело со многими такими организационными системами, особенно  с системой диалоговой обработки запросов и групповым ПО. Однако эти организационные системы были разработаны для поддержки организации в целом, а не отдельного менеджера и даже не группы менеджеров. Системы поддержки управления, напротив, предназначены для непосредственной поддержки менеджеров, которые принимают стратегические и тактические решения для организаций.

В последнее десятилетие некоторые из ИС стали особенно важны для длительного процветания фирмы и выживания. Такие системы, которые являются мощными инструментальными средствами для участия в конкуренции, названы стратегическими информационными системами.

Стратегические информационные системы изменяют цели, действия, изделия, услуги или относящиеся к окружающей среде связи организаций, чтобы помочь им получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые имеют эти результаты, могут даже изменять бизнес организаций.

Стратегическая информационная система – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации [15].

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями.

Стратегические информационные системы должны отличаться от систем со стратегическим уровнем для старших менеджеров, которые сосредоточиваются на длительных проблемах принятия решения. Стратегические информационные системы могут использоваться на всех уровнях организации и рассматривают более глубокие и широкие причины, чем другие виды систем.

Стратегические информационные системы существенно изменяют цели фирмы, изделия, услуги, внутренние и внешние связи. Они глубоко изменяют способ, которым фирма осуществляет руководство, или непосредственно сам бизнес фирмы. Чтобы использовать ИС как конкурентоспособное оружие, нужно сначала понять, где должны быть выявлены стратегические возможности предпринимателей. Используются две модели фирмы и ее окружения, чтобы определить области бизнеса, где ИС могут обеспечивать преимущества над конкурентами.

Информационные технологии не только изменили способ работы людей, они также изменили способ конкуренции предпринимателей. Хотя первые компьютеры использовались предпринимателями чтобы повысить эффективность, автоматизируя то, что выполнялось прежде вручную, автоматизация считается само собой разумеющейся в веке информации. Сегодняшние фирмы не только автоматизируют, но и активно разыскивают новые способы использования ИТ для достижения превосходства над конкурентами.

Предприниматели стремились достигать конкурентного преимущества в прошлом, конкурируя одним из двух способов: стоимостью (т.е. дешевыми товарами или услугами) или дифференцированием продуктов или услуг. Конкурируя на восприятии клиентом качества продукции.

Если в прошлом фирмы должны были выбрать между стратегиями стоимости и дифференцирования, сегодня ИТ позволяют фирмам в некоторых отраслях промышленности конкурировать с низкими ценами и дифференцированием изделий одновременно. Некоторые фирмы пытаются конкурировать не только с низкими ценами и высоким качеством, но также и на способности делать высоковарьируемые под пользователя изделия. Названные как «массовые настройки» ИТ используются, чтобы быстро увязать процессы и рабочие группы, произвести настроенные изделия, которые являются именно такими, в которых клиент нуждается.

Сегодня инвестиции в системы и технологию внешними группами, такими как покупатели, поставщики или конкуренты, могут потребовать от организации изменения подхода к управлению ИС / ИТ для того, чтобы избежать значительных деловых рисков и недостатков.

Недостатки последовательной стратегии ИС (рис.7) [16]:

- Конкуренты, поставщики и покупатели могут получить преимущества над организацией.

- Цели могут стать недостижимыми из-за ограничений ИС.

- ИС не являются интегрированными, что влечет за собой увеличение затрат, провалы и скудность управленческой информации, могут привести к перечисленным ниже проблемам:

Рис.7 – Выходы и входы ИС/ИТ-стратегии.

1. Запоздалое введение систем не приносит предполагаемой прибыли из-за слабой ориентации на ключевые цели.

2. Приоритеты и планы постоянно меняются, что порождает конфликты между пользователями и персоналом ИС, уменьшая тем самым производительность.

3. Выбранные технологии не объединяют, а даже скорее разъединяют в бизнесе.

4. Не существует средств для создания подходящих ИС/ИТ уровней ресурсов, чтобы оценить вложения и создать постоянство приоритетов.

В настоящее время для автоматизации предприятий стали использовать информационные системы масштаба предприятия, которые включают в себя весь комплекс перечисленных выше систем.

Интегрированные (корпоративные) ИС (автоматизированные системы управления предприятием) – используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности [17]. Сегодня автоматизированные системы управления предприятием «Парус», 1С, Галактика включают от 20 до 24 информационно взаимосвязанных модулей (подсистем), функционирующих на единой информационной платформе.

Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в табл.3.

Таблица 3 – Функциональное назначение модулей корпоративной ИС

Подсистема маркетинга

Производственные подсистемы

Финансовые и учетные подсистемы

Подсистема кадров (человеческих ресурсов)

Прочие подсистемы (например, ИС руководства)

Исследование рынка и прогнозирование продаж

Планирование объемов работ и разработка календарных планов

Управление портфелем заказов

Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах

Контроль за деятельностью фирмы

Управление продажами

Оперативный контроль и управление производством

Управление кредитной политикой

Ведение архивов записей о персонале

Выявление оперативных проблем

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового плана

Анализ и планирование подготовки кадров

Анализ управленческих и стратегических ситуаций

Анализ и установление цены

Участие в формировании заказов поставщикам

Финансовый анализ и прогнозирование

Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Учет заказов

Управление запасами

Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Пример применения информационной системы в деятельности предприятия представлен на рис.8.

Рис.8 – Применение информационной системы в деятельности предприятия.

С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС. Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных информационных систем, базирующихся на технологии Internet (Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры информационной системы основывается на концепции «хранилища данных» (Data Warehouse) - интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентирован-ного подхода.

4. Взаимосвязь организаций и информационных систем.

Информационные системы и организации имеют взаимное влияние друг на друга. С одной стороны, ИС должны присоединяться к организации, чтобы обеспечить необходимой информацией важные группы внутри организации. В то же время организация должна сознавать и открывать себя влияниям ИС, чтобы извлечь выгоду из новых технологий. Коммуникации и обработка информации на предприятии с использованием ИС приведены на рис.9.

            

        Рис.9 – Коммуникации и обработка    

                     информации на предприятии с

                     использованием ИС.

Взаимодействие между информационными технологиями и организациями очень комплексно и подвержено влиянию большого числа факторов, включая структуру организации, стандартную технику эксплуатации, политику, культуру, окружающую среду и решения управления. Менеджеры должны сознавать, что информационные системы могут заметно изменять жизнь в организации. Они не в состоянии успешно проектировать новые системы или управлять существующими системами без понимания организации. Менеджеры решают, какие системы будут построены, что они будут делать, как они будут выполнены.

Организации создают информационные системы, чтобы стать более эффективными и сохранять деньги. Информационные системы могут быть источником конкурентоспособного преимущества:

- С экономической точки зрения ИС могут рассматриваться как средства производства, которые могут свободно заменять рабочую силу. Так как стоимость ИТ падает, они заменяют рабочую силу, стоимость которой растет. Следовательно, ИС должны привести к снижению числа средних менеджеров и служащих, так как ИТ заменяют их. Информационные технологии также изменяют размеры контрактов фирмы, потому что они могут уменьшать операционные затраты.

- Другое финансовое воздействие ИС заключается во внутренних затратах управления. Поскольку размеры фирмы растут, затраты организации повышаются. ИТ, уменьшая затраты на приобретение и анализ информации, дают возможность организациям снижать затраты фирмы, так как менеджерам становится проще наблюдать за большим числом служащих.

Исследование поведенческой теории нашло несколько доказательств, что ИС автоматически преобразовывают организации. ИС могут изменять иерархию принятия решений в организация, снижая затраты на приобретение информации и расширяя ее использование.

Имеется возрастающая взаимозависимость между деловой стратегий, правилами и процедурами, с одной стороны, и информационным программным обеспечением систем, оборудованием, базами данных и передачей данных – с другой. Изменение в одном из этих компонентов часто требует изменений в других компонентах. Эта связь становится критической, когда планируется управление на перспективу.

Возрастает степень интеграции области действия системы и приложений. Если изменилась технология в организации (например, программное обеспечение), это изменение влияет на другие компоненты: могут быть кадровые перестановки, изменение методов работы, преобразование структуры организации.

ИС могут стать мощными инструментами для создания более эффективных организаций за счет перепроектирования, трансформируя их структуру, область действия, средства сообщения и механизмы управления работой, трудовыми процессами, изделиями и услугами. ИС могут придавать большим или маленьким организациям дополнительную гибкость.

Информационные технологии реорганизуют процесс управления, обеспечивая мощные новые возможности помощи менеджерам в стратегии, планировании и управлении. Например, стало возможным получить информацию для менеджеров относительно организационного выполнения вплоть до уровня определенных изделий из любой организации в любое время. Новая интенсивность информации делает возможными точное планирование, предсказание и контроль. Распределяя информацию через электронные сети, новый менеджер может эффективно связываться с тысячами служащих и даже управлять обширными целевыми группами.

Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач:

1. Структура ИС, ее функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией.

2. ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с их требованиями.

3. Производство достоверной, надежной, своевременной и систематизированной информации.

Построение информационной системы должно начинаться с анализа структуры управления организацией (ее уровней).

Уровни управления определяются сложностью решаемых задач. Чем сложнее задача, тем более высокий уровень управления требуется для ее решения. Структура управления любой организации делится на три уровня (рис.10).

Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

Уровни управления

Рис.10 – Уровни управления организаций.

Операционный (оперативный) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений.

Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом (низшем) уровне. На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ.

Стратегический уровень управления обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно.

Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности компьютерной технологии. Информационная система является частью организации, а ключевые элементы любой организации – структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, субкультура.

Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного уровня. Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих управленческих функций [18]:

- Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п.

- Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

- Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п.

- Анализ (аналитическая функция) связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д.

- Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

- Стимулирование (мотивационная функция) предполагает разработку и применения различных методов стимулирования труда подчиненных:

. финансовый стимулы – зарплата (премия), повышение и т.п.;

. психологические – благодарности, звания, доски почета и т.п.

- Принятие решения – акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.

Что может дать внедрение информационной системы? (рис.11).

Рис.11 – Организация бизнес-процессов и процедур

внутри предприятия с применением ИС.

Планирование производственной деятельности – это составление производственных планов различного уровня, - от стратегических до оперативных, - и проверка возможности их исполнения в соответствии с состоянием производственных мощностей и людских ресурсов.

Управление закупками, запасами, продажами – это автоматизация процессов планирования и учета для задач снабжения производства, сбыта готовой продукции и управления складскими запасами.

Управление финансами – это, как правило, ведение бухгалтерии, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности.

Управление персоналом – это реализация в подсистеме управления персоналом всех основных потребностей работы с кадрами: найм и увольнение, учет сведений о сотрудниках, планирование их карьерного роста, расчет заработной платы и учет рабочего времени.

Управление затратами – это учет всех затрат предприятия и калькуляция себестоимости готовой продукции и услуг.

Управление проектами / программами – это современная деятельность, рассматриваемая как реализация проектов или программ, и учет особенностей такой реализации.

Проектирование продукции и технологических процессов – это информация о составе продукции, технологических маршрутах ее изготовления, разработка продукции в соответствии с требованиями клиентов, а также оценка затрат при выпуске такой продукции.

Очевидно, что ИС способны на многое, но для получения эффективности при крупном капиталовложении при приобретении системы, следует правильно выбрать, какая именно система нужна.

Пример 1. ИС по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену за каждое место, снизить количество непроданных билетов. Она резервирует каждое место на самолет в Москву за три месяца до полета 1,5 раза (2 места резервируются за 3-мя пассажирами).

Пример 2. ИС банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с ИС других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.

5. Виды информационных систем в организации.

Существуют различные виды информационных систем. Никакая единственная система не может полностью обеспечивать потребности организации во всей информации. Организацию можно разделить на уровни: стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный; и на функциональные области типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. Системы создаются, чтобы обслужить эти различные организационные интересы (табл.4).

Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость. Основная цель системы на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию.

Таблица 4 - Типы информационных систем

Типы информационных систем

Группы служащих

Эксплуатационный уровень

Управляющие операциями

Уровень знаний

Работники знания и данных

Управленческий уровень

Средние менеджеры

Стратегический уровень

Высшее руководство

Системы уровня знаний поддерживают работников знания и разработчиков данных в организации. Цель системы уровня знания состоит в том, чтобы помочь интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов.

Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров. Они определяют, хорошо ли работают объекты, и периодически извещают об этом.

Системы стратегического уровня – это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.

Информационные системы могут также быть дифференцированы функциональным образом. Главные организационные функции типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов обслуживаются собственными информационными системами. В больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также имеют собственные информационные системы.

Классификация информационных систем представлена на рис.12. Первые системы управления предприятием в основном охватывали сферу складского или материального учета (IC – Inventory Control).

Следующий этап – системы планирования производственных или материальных (в зависимости от направления деятельности организации) ресурсов. Эти системы, вошедши в стандарт, а вернее два стандарта (MRP – Material Requirements Planning и MRP IIManufacturing Requirements Planning), очень широко распространены на Западе. Основные принципы, которые легли в основу систем MRP, включают [19]:

- описание производственной деятельности как потока заказов;

- учет ограничения ресурсов при выполнении заказов;

- минимизацию производственных циклов и запасов;

- формирование заказов снабжения и производства на основе заказов реализации и производственных графиков.

Пояснения к рисунку:

- IC (Inventory Control) – материальный учет;

- MRP (Material Requirements Planning) -

планирования материальных ресурсов;

- MRP II (Manufacturing Requirements

Planning) – планирования производ-

ственных ресурсов;

- ERP (Enterprise Resource Planning) -

планирование ресурсов предприятия;

- SFA (Sales Force Automation) – авто-

матизация торговых представителей;

- CSS (Customer Service & Support) – автома-

тизация службы поддержки и обслуживания;

- CRM (Customer Relationship Management) - управление

взаимоотношениями с клиентом;

- PRM (Partnership Relationship Management) – управление бизнес-отношениями с партнерами;

- HRM (Human Resource Management) – управление сотрудниками компании;

- SRM (Stakeholder Relationship Management) – управление акционерами компании;

- eBRM (Electronic Business Relationship Management) – управление электронными деловыми взаимоотношениями.

Рис.12 – Классификация информационных систем.

Разумеется, есть и другие функции MRP: планирование цикла технологической обработки, планирование загрузки оборудования и т.д. Следует отметить, что системы стандарта MRP решают проблему не столько учета, сколько управления материальными ресурсами предприятия.

Сегодня наиболее популярными являются системы стандарта ERP - Enterprise Resource Planning. Они в своей функциональности охватывают не только складской учет и управление материалами, что в полном объеме предоставляют вышеописанные системы, но добавляют к этому все остальные ресурсы предприятия, прежде всего денежные. То есть, ERP-системы должны охватывать все сферы предприятия, непосредственно связанные с его деятельностью. В первую очередь, здесь имеется в виду производственные предприятия.

К информационной системе предъявляются определенные требования. Для каждого конкретного предприятия эти требования будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации. Несмотря на это, надлежит выделить несколько основных требований к системе, общих для всех «потребителей».

Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Имеется в виду функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов) и лингвистическая локализация (помощь и документация на русском языке).

Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничение доступа, многоуровневая система защиты данных и т.д.

В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации.

В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. У нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.

Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.

Эти требования являются основными, но далеко не единственными требованиями к корпоративной системе для предприятия.

Пример построения маркетинговой ИС. Маркетинговая информационная система – это система, включающая в себя совокупность внутренней и внешней информации, маркетинговые исследования, предназначенные для анализа и подготовки маркетинговой информации для удовлетворения потребностей менеджера [20].

                                      Маркетинговые решения и коммуникации

Рис.13 – Маркетинговая информационная система.

МИС состоит из 4-х основных систем:

- внутренней отчетности предприятия;

- внешней информации;

- маркетинговых исследований;

- анализа данных.

Пример построения CRM-системы. CRM-система представляет собой приложения для автоматизации, оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов, направленных на взаимодействие с клиентами (продажи, маркетинг, обслуживание) за счет персонолизации взаимоотношений [21]. CRM-система – это набор взаимосвязанных компонентов (программное обеспечение), полностью автоматизирующее работу отделов маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания, управляя, таким образом, всем жизненным циклом взаимоотношений с клиентом.

Рис.14 – CRM-система.

Литература

1. С.В.Крошилин, Е.И.Медведева. Информационные технологии и системы в экономике. Учебное пособие. – М.: ИПКАР, 2008. – 485 с.

2. Е.Г.Слекеничс. Информационные технологии в экономике и управлении. – М.: Инфра-М, 2003.

3. Т.П.Барановская и др. Информационные системы и технологии в экономике. – м.6 Финансы и статистика, 2003.

4. Н.Н.Карабутов. Информационные технологии в экономике. - М.: Экономика, 2003.

5. В.В.Глухов. Менеджмент. Учебник. – СПб.: Лано, 2003.

6. В.И.Гончаров. Менеджмент. – Мн.: Мисанта, 2003.

7. Н.З.Емельянова. Основы построения автоматизированных информационных систем. Учебное пособие / Н.З.Емельянова, Т.Л.Партыка, И.И.Попов – М.: Форум: Инфра-М, 2005.

8. О.В.Юферев., А.П.Шкиндеров. Базы данных для прямого маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 3. С.9-11.

9. В.И.Грабуаров. Информационные технологии для менеджеров: Пособие для студентов вузом. – М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Е.Л.Богданова. Информационный маркетинг. – СПб.: Книжный мир, 2000.

11. Ф.Котлер. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: пер. с англ. – М., 2001.

12. С.В.Крошилин, Е.И.Медведева. Компьютерные технологии в маркетинге и маркетинговых исследованиях: Методические указания для практических занятий студентов экономических специальностей. – Коломна.: КГПИ, 2007.

13. А.С.Гринберг, В.М.Шестаков. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. – м.: Юнити-Дана, 2003.

14. В.К.Душин. Теоретические основы информационных процессов и систем. – м.: Дашков и Ко, 2002.

15. Г.Н.Калянов. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. – М.: Горячая линия - Телеком, 2004.

16. Б.И.Жданов. ERP II – Yовая стратегия управления предприятием // http://www.cfin.ru/management/practice/supremum2002/.

17. И.Н.Филипенко. Выбор ПО для автоматизации управления // Корпоративные системы, № 3, 2001.

18. Б.Гейтс. Бизнес со скоростью мысли. – М.: Экспо-Пресс, 2001.

19. Г.Р.Берников. Основы системы класса MRP – MRP II – Корпоративный менеджмент: http://www.cfin.ru/vernikov.

20. С.В.Крошилин. Маркетинговые информационные системы // Математическое и программное обеспечение вычислительных систем: Межвуз.сб.научн.тр. Рязань.: РГРТФ, 2002. С.46-52.

21. П.А.Черкашин. Готовы ли Вы к войне за клиента?: стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). – М.: Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2004. 380 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33089. Інтерес української філософії до проблем людини, її духовного світу 24.53 KB
  Шевченко 18141861. Шевченко продовжував кращі традиції суспільної думки філософа і поета Г. Головну причину поневірянь народних мас Шевченко вбачав у кріпацтві і гнобленні самодержавства. Шевченко називав їх палачами людоїдами .
33090. Філософія України першої половини ХІХ століття 29.14 KB
  Пануючій у дореформений період релігійноідеалістичній філософії в різних її різновидах і течіях починаючи від відверто містичної масонства і закінчуючи тривіальною метафізикою протистояли матеріалістичні вчення. в Європі набувають поширення і популярності ідеї представників німецької класичної філософії: Канта Фіхте Шеллінга Гегеля які поступово проникають і в Україну. Він активно виступав за розвиток науки і просвіти гостро критикував реакціонерів які заперечували читання лекцій з філософії у вузах. Під впливом Канта професор Лодій...
33091. Українська філософська та суспільно-політична думка другої половини XIX - XX століття 55.08 KB
  Пізнання він розумів як відображення зовнішнього світу людини засуджував агностицизм. У працях Що таке прогрес Роздуми про еволюцію в історії людства він намагався простежити розвиток від живої природи від простих частинок живої матерії до людини. Заперечуючи всяку владу людини над людиною він стверджує природне прагнення людини до добра. Це означає що вона розвивається за своїми законами незалежними від людини і людства і тому для її пояснення не потрібно залучати ні містику ні інші вигадки метафізиків та ідеалістів.
33092. Філософія української національної ідеї 31.64 KB
  Ми українець і як такий ми член нації яка не лише пригноблюється в русской державі в Росії й урядом а почасти і суспільністю панівної національності. Поет і прозаїк громадський діяч і політик науковий дослідник проблем історії й теорії літератури етнографії й фольклору політичної й економічної історії філософії досконалий знавець німецької польської російської мов він спрямовував усе своє надбання на народне відродження розвій української нації; збагачення української духовної культури. Франко був переконаний що...
33093. Поняття буття 12.67 KB
  Проблема буття виникла в епоху античності як своєрідна відповідь на її нові потреби. Буття на його думку гарант надійності і незнищенності світу та раз і назавжди заведеного порядку в ньому. Не змінюється лише буття тобто абсолютна думка.
33094. Матерія та її розуміння 15.73 KB
  Досліджуючи фундамент матерії сучасна фізика відкрила всезагальне перетворення матеріальних об'єктів. Простір і час це атрибути тобто суттєві властивості рухомої матерії. Однак філософи ідеалісти заперечують залежність часу і простору від матерії. Кантом простір і час апріорні й абсолютно порожні форми чуттєвого споглядання речей внутрішньо і споконвічно притаманні людській свідомості.
33095. Рух матерії 12.92 KB
  Рух є способом існування матерії. Ніде і ніколи не було і не може бути матерії без руху як і руху без матерії. Рух матерії абсолютний і вічний. Такий стан руху матерії називається спокоєм.
33096. Простір та час як філософські категорії 12.45 KB
  Простір і час це атрибути тобто суттєві властивості рухомої матерії. Однак філософи ідеалісти заперечують залежність часу і простору від матерії. Кантом простір і час апріорні й абсолютно порожні форми чуттєвого споглядання речей внутрішньо і споконвічно притаманні людській свідомості.
33097. Проблема свідомості в філософії 13.7 KB
  Жодна наукова проблема не є предметом таких далеких від науки і таких широких за змістом інтелектуальних спекуляцій як проблема свідомості. Варте уваги те що з кожним кроком уперед у дослідженнях психіки і свідомості людини кількість такого роду спекуляцій не зменшується. Однак слід пам'ятати що лише наукове осягнення природи свідомості може відкрити істину.