40062

Создание лексико-семантической основы ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Приобрести навыки представления лексики в виде иерархической классификации классификаторов информационнопоисковых тезаурусов. Задание 1: Организационно представить лексику в виде иерархической классификации. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента иерархической классификации: Языки информационнопоисковые 11. Языки информационнопоисковые классификационные Системы классификации...

Русский

2013-10-15

42.5 KB

5 чел.

Лабораторная работа 6

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ.

Часть 3. Организационное оформление лексики

Цель работы: Познакомиться с видами организационного оформления  лексики.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами систематизации лексических единиц;

                            2. Приобрести навыки представления лексики в виде

                              иерархической классификации, классификаторов,

                              информационно-поисковых тезаурусов.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Организационно представить  лексику в виде иерархической классификации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента иерархической классификации:

  1.  Языки информационно-поисковые

11. Языки информационно-поисковые классификационные

  1.  Системы классификации иерархические
    1.  Системы классификации комбинационные

11.111 Библиотечно-библиографическая классификация

11.112 Универсальная десятичная классификация

  1.  Системы классификации перечислительные

11.121 Международная классификация изобретений

………………………….

Технология работы:

  1.  На основе классификационной схемы понятий, созданной в ходе выполнения лабораторной работы 5,  присвоить цифровые обозначения представленным в ней лексическим единицам. При построении индекса необходимо отразить в его структуре подчинение понятий, т.е. обеспечить в структуре индекса наглядное выражение парадигматических отношений.   
  2.  Упорядочить заиндексированные лексические единицы.
  3.  Оформить результаты в виде  фрагмента иерархической классификации.

Задание 2: Составить алфавитно-предметный указатель к иерархической классификации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента алфавитно-предметного указателя к иерархической классификации:

Алфавитно-предметный указатель

Б

 ББК см. Библиотечно-библиографическая классификация

 Библиотечно-библиографическая классификация 11.111

И

 ИПЯ см. Языки информационно-поисковые

М

 Международная классификация изобретений

 МКИ см.  Международная классификация изобретений 11.121

С

 Системы классификации иерархические 11.1

 Системы классификации комбинационные 11.11

 Системы классификации перечислительные 11.12

У

 УДК см.   Универсальная десятичная классификация

 Универсальная десятичная классификация 11.112

Я

  Языки информационно-поисковые  1

  Языки информационно-поисковые классификационные 11

Технология работы:

  1.  На основе созданного  в ходе выполнения задания 1 фрагмента иерархической классификации составить предметные рубрики для алфавитно-предметного указателя.
  2.  Отразить в АПУ с помощью ссылки см.  синонимы, выделенные в ходе выполнения лабораторной работы 5.
  3.  Упорядочить построенные предметные рубрики в алфавитном порядке.
  4.  Оформить результаты в виде  фрагмента АПУ к иерархической классификации.

Задание 3: Организационно представить  лексику в виде классификатора.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента классификатора:

Фрагмент классификатора, созданного на основе порядкового  метода  кодирования

00001  Библиотечно-библиографическая классификация

    00002 Международная классификация изобретений

00003 Системы классификации иерархические

    00004 Системы классификации комбинационные

    00005 Системы классификации перечислительные

00006 Универсальная десятичная классификация

00007 Языки информационно-поисковые классификационные

………………………

Фрагмент классификатора, созданного на основе последовательного метода  кодирования

11000 Языки информационно-поисковые классификационные

11200 Системы классификации иерархические

    11210 Системы классификации комбинационные

11211  Библиотечно-библиографическая классификация

11212 Универсальная десятичная классификация

    11220 Системы классификации перечислительные

11221 Международная классификация изобретений

…………………..

Технология работы:

  1.   На основе классификационной схемы понятий, созданной в ходе выполнения лабораторной работы 5,  присвоить цифровые обозначения представленным в ней лексическим единицам.
  2.  При построении кода  необходимо использовать различные методы кодирования: порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный.   
  3.  Упорядочить закодированные лексические единицы.
  4.  Оформить результаты в виде  фрагментов классификатора.

Задание 4: Организационно представить  лексику в виде информационно-поискового тезауруса.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента лексико-семантического указателя информационно-поискового тезауруса:

Формула дескрипторной статьи                                 Пример:

Дескриптор                                      СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

синонимы                                            КОМБИНАЦИОННЫЕ

вышестоящие понятия                          в Системы классификации иерархические                                                                                    

нижестоящие понятия                          н Библиотечно-библиографическая

ассоциативные  понятия                            классификация

                                                                  Универсальная десятичная

                 классификация

                                                               а Системы классификации

                                                                      перечислительные

Технология работы:

  1.  Используя формулу дескрипторной статьи, упорядочить выделенные  и представленные  в классификационной схеме понятий лексические  единицы (см. лабораторную работу 5).
  2.  Представить в алфавитном порядке дескрипторные и аскрипторные статьи.
  3.  Оформить результаты в виде  фрагмента лексико-семантического указателя информационно-поискового тезауруса.

 

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите основные способы организационного оформления лексики ИПЯ.
  2.  В чем состоит сходство и различие систем классификации, классификаторов, информационно-поисковых тезаурусов?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.  Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13077. Классный час «Правила поведения в столовой» 29 KB
  Классный час Правила поведения в столовой Цель: объяснить детям правила поведения в столовой. Учитель: Ребята мы сейчас отправимся в самое вкусное место в школе. Куда же это Ученики: В школьную столовую. Проводится игра. Давайте покажем как идем в столовую В
13078. Классный час «Радуга профессий» 55 KB
  Методическая разработка классного часа в 10м классе на тему Радуга профессий Тема: определение школьниками их склонностей к той или иной профессии. Цель: знакомство учащихся с различными профессиями развитие живого интереса к многообразному миру профессий с испо
13079. Классный час «Что такое настоящая дружба?» 35 KB
  Классный час на тему: Что такое настоящая дружба Форма проведения – деловая игра. Цель – воспитание добрых качеств детей умение дружить и бережно относиться друг к другу. В результате занятия участники смогут: сформулировать понятие дружба прак...
13080. Классный час «Бессмертный Сталинград» 70.53 KB
  Тема: Бессмертный Сталинград Цель: расширить представление учащихся о Сталинградской битве. Задачи: 1 Образовательная: пополнить знания об истории нашей Родины. 2 Развивающая: развивать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на прим
13081. Классный час «День народного единства» 72.5 KB
  День народного единства Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского. Оформление: эпиграф на доске: Добрый памятник поставлен
13082. Классный час «Английские стихотворения к 8 марта» 24.87 KB
  Цели: совершенствование навыков выразительного рассказывания стихотворений; тренировка монологической речи; стимулирование интереса к изучению иностранного языка; воспитание добрых качеств детей умение дружить бережное отношение и уважение друг к др...
13083. Классный час «9 декабря – День Героев Отечества» 96.5 KB
  Классный час на тему: 9 декабря – День Героев Отечества. Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма гражданственности чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины. Аудитория: учащие...
13084. Классный час «Судьба семьи в судьбе страны» 24.5 KB
  Классный час посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля. Судьба семьи в судьбе страны Цели классного часа. воспитание чувства патриотизма любви к Родине. формировать преемственность поколений;3. способствовать развитию нравственных качеств: честность правдивос...
13085. Классный час «Александр Невский — великая личность России» 54.5 KB
  Классный час Александр Невский великая личность России Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма гражданственности уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского. Оборудование: мультимедийная презентация прило