40062

Создание лексико-семантической основы ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Приобрести навыки представления лексики в виде иерархической классификации классификаторов информационнопоисковых тезаурусов. Задание 1: Организационно представить лексику в виде иерархической классификации. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента иерархической классификации: Языки информационнопоисковые 11. Языки информационнопоисковые классификационные Системы классификации...

Русский

2013-10-15

42.5 KB

5 чел.

Лабораторная работа 6

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ.

Часть 3. Организационное оформление лексики

Цель работы: Познакомиться с видами организационного оформления  лексики.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами систематизации лексических единиц;

                            2. Приобрести навыки представления лексики в виде

                              иерархической классификации, классификаторов,

                              информационно-поисковых тезаурусов.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Организационно представить  лексику в виде иерархической классификации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента иерархической классификации:

  1.  Языки информационно-поисковые

11. Языки информационно-поисковые классификационные

  1.  Системы классификации иерархические
    1.  Системы классификации комбинационные

11.111 Библиотечно-библиографическая классификация

11.112 Универсальная десятичная классификация

  1.  Системы классификации перечислительные

11.121 Международная классификация изобретений

………………………….

Технология работы:

  1.  На основе классификационной схемы понятий, созданной в ходе выполнения лабораторной работы 5,  присвоить цифровые обозначения представленным в ней лексическим единицам. При построении индекса необходимо отразить в его структуре подчинение понятий, т.е. обеспечить в структуре индекса наглядное выражение парадигматических отношений.   
  2.  Упорядочить заиндексированные лексические единицы.
  3.  Оформить результаты в виде  фрагмента иерархической классификации.

Задание 2: Составить алфавитно-предметный указатель к иерархической классификации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента алфавитно-предметного указателя к иерархической классификации:

Алфавитно-предметный указатель

Б

 ББК см. Библиотечно-библиографическая классификация

 Библиотечно-библиографическая классификация 11.111

И

 ИПЯ см. Языки информационно-поисковые

М

 Международная классификация изобретений

 МКИ см.  Международная классификация изобретений 11.121

С

 Системы классификации иерархические 11.1

 Системы классификации комбинационные 11.11

 Системы классификации перечислительные 11.12

У

 УДК см.   Универсальная десятичная классификация

 Универсальная десятичная классификация 11.112

Я

  Языки информационно-поисковые  1

  Языки информационно-поисковые классификационные 11

Технология работы:

  1.  На основе созданного  в ходе выполнения задания 1 фрагмента иерархической классификации составить предметные рубрики для алфавитно-предметного указателя.
  2.  Отразить в АПУ с помощью ссылки см.  синонимы, выделенные в ходе выполнения лабораторной работы 5.
  3.  Упорядочить построенные предметные рубрики в алфавитном порядке.
  4.  Оформить результаты в виде  фрагмента АПУ к иерархической классификации.

Задание 3: Организационно представить  лексику в виде классификатора.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента классификатора:

Фрагмент классификатора, созданного на основе порядкового  метода  кодирования

00001  Библиотечно-библиографическая классификация

    00002 Международная классификация изобретений

00003 Системы классификации иерархические

    00004 Системы классификации комбинационные

    00005 Системы классификации перечислительные

00006 Универсальная десятичная классификация

00007 Языки информационно-поисковые классификационные

………………………

Фрагмент классификатора, созданного на основе последовательного метода  кодирования

11000 Языки информационно-поисковые классификационные

11200 Системы классификации иерархические

    11210 Системы классификации комбинационные

11211  Библиотечно-библиографическая классификация

11212 Универсальная десятичная классификация

    11220 Системы классификации перечислительные

11221 Международная классификация изобретений

…………………..

Технология работы:

  1.   На основе классификационной схемы понятий, созданной в ходе выполнения лабораторной работы 5,  присвоить цифровые обозначения представленным в ней лексическим единицам.
  2.  При построении кода  необходимо использовать различные методы кодирования: порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный.   
  3.  Упорядочить закодированные лексические единицы.
  4.  Оформить результаты в виде  фрагментов классификатора.

Задание 4: Организационно представить  лексику в виде информационно-поискового тезауруса.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента лексико-семантического указателя информационно-поискового тезауруса:

Формула дескрипторной статьи                                 Пример:

Дескриптор                                      СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

синонимы                                            КОМБИНАЦИОННЫЕ

вышестоящие понятия                          в Системы классификации иерархические                                                                                    

нижестоящие понятия                          н Библиотечно-библиографическая

ассоциативные  понятия                            классификация

                                                                  Универсальная десятичная

                 классификация

                                                               а Системы классификации

                                                                      перечислительные

Технология работы:

  1.  Используя формулу дескрипторной статьи, упорядочить выделенные  и представленные  в классификационной схеме понятий лексические  единицы (см. лабораторную работу 5).
  2.  Представить в алфавитном порядке дескрипторные и аскрипторные статьи.
  3.  Оформить результаты в виде  фрагмента лексико-семантического указателя информационно-поискового тезауруса.

 

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите основные способы организационного оформления лексики ИПЯ.
  2.  В чем состоит сходство и различие систем классификации, классификаторов, информационно-поисковых тезаурусов?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.  Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59762. Літературна мандрівка місцями перебування Лесі Українки в Балаклаві 37.5 KB
  Наш край по праву вважають другою колискою таланту Лесі. Крим шанує імя однієї з найосвіченіших жінок світу митця з терновим вінком: імя Лесі носять вулиці бібліотеки кінотеатри; на Кримській землі встановлено стелу з персонажами Лісової пісні...
59763. День Святого Валентина – тематичне заняття в дошкільному закладі (старша група) 57 KB
  Мета: Виховувати любов до рідних, близьких; повагу до оточуючих людей; товариські і дружні почуття. Вчити дітей оцінювати вчинки товаришів. Формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди прийде на допомогу товаришу.
59764. Суспільно-політичне життя УРСР в 1985-1991 роках 40 KB
  Очікувані результати: після цього уроку учні зможуть аналізувати явища суспільнополітичного життя в зазначений період; характеризувати політику гласності лібералізації спроби провести політичні реформи зростання політичної активності населення; співставляти різні точки зору щодо процесів в роки перебудови в Україні та дає їм власну оцінку визначає вплив політичних процесів в роки перебудова на формування причин розпаду СРСР удосконалити навики роботи по створенню âасоціативного кущаâ презентації на задану тему сформувати і...
59766. Сполучені Штати Америки. Загальна характеристика 59.5 KB
  He was a seaman and made many sea voyages. In 1492 the King and the Queen of Spain gave him money to go to India. He decided to sail west as he was sure that our planet was round. And after sailing 4000 miles
59767. США в первой половине ХIХ века. Гражданская война в США 44 KB
  Цели: охарактеризовать особенности социально-экономического развития США раскрыть причины гражданской войны ознакомить учащихся с её ходом определить влияние личности А.Линкольна президентом...
59768. Адміністративний та державний устрій США. The White House and Its Dwellers 210.5 KB
  We have been studying America for 4 months already. We have learnt about geographical and economical peculiarities of the USA, about emblems, state system, cities of the USA.
59769. Доба «проспериті» у США. Прояви Великої Депресії. Економічні та соціальні засади «Нового курсу» Рузвельта 326.5 KB
  Тема уроку: Доба проспериті у США. Після уроку учні зможуть: пояснювати суть доби проспериті і нового курсу; називати основні події в США в період Великої Депресії аналізувати передумови світової кризи застосовувати та пояснювати поняття...
59770. Life of a Society. Famous People of the USA 32 KB
  At our lesson you’ll introduce your projects/reports devoted to famous people of the USA, you’ll develop your listening skills, practise vocabulary in a realistic context, master oral language skills and extend your knowledge of the USA history.