40062

Создание лексико-семантической основы ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Приобрести навыки представления лексики в виде иерархической классификации классификаторов информационнопоисковых тезаурусов. Задание 1: Организационно представить лексику в виде иерархической классификации. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента иерархической классификации: Языки информационнопоисковые 11. Языки информационнопоисковые классификационные Системы классификации...

Русский

2013-10-15

42.5 KB

5 чел.

Лабораторная работа 6

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ.

Часть 3. Организационное оформление лексики

Цель работы: Познакомиться с видами организационного оформления  лексики.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами систематизации лексических единиц;

                            2. Приобрести навыки представления лексики в виде

                              иерархической классификации, классификаторов,

                              информационно-поисковых тезаурусов.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Организационно представить  лексику в виде иерархической классификации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента иерархической классификации:

  1.  Языки информационно-поисковые

11. Языки информационно-поисковые классификационные

  1.  Системы классификации иерархические
    1.  Системы классификации комбинационные

11.111 Библиотечно-библиографическая классификация

11.112 Универсальная десятичная классификация

  1.  Системы классификации перечислительные

11.121 Международная классификация изобретений

………………………….

Технология работы:

  1.  На основе классификационной схемы понятий, созданной в ходе выполнения лабораторной работы 5,  присвоить цифровые обозначения представленным в ней лексическим единицам. При построении индекса необходимо отразить в его структуре подчинение понятий, т.е. обеспечить в структуре индекса наглядное выражение парадигматических отношений.   
  2.  Упорядочить заиндексированные лексические единицы.
  3.  Оформить результаты в виде  фрагмента иерархической классификации.

Задание 2: Составить алфавитно-предметный указатель к иерархической классификации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента алфавитно-предметного указателя к иерархической классификации:

Алфавитно-предметный указатель

Б

 ББК см. Библиотечно-библиографическая классификация

 Библиотечно-библиографическая классификация 11.111

И

 ИПЯ см. Языки информационно-поисковые

М

 Международная классификация изобретений

 МКИ см.  Международная классификация изобретений 11.121

С

 Системы классификации иерархические 11.1

 Системы классификации комбинационные 11.11

 Системы классификации перечислительные 11.12

У

 УДК см.   Универсальная десятичная классификация

 Универсальная десятичная классификация 11.112

Я

  Языки информационно-поисковые  1

  Языки информационно-поисковые классификационные 11

Технология работы:

  1.  На основе созданного  в ходе выполнения задания 1 фрагмента иерархической классификации составить предметные рубрики для алфавитно-предметного указателя.
  2.  Отразить в АПУ с помощью ссылки см.  синонимы, выделенные в ходе выполнения лабораторной работы 5.
  3.  Упорядочить построенные предметные рубрики в алфавитном порядке.
  4.  Оформить результаты в виде  фрагмента АПУ к иерархической классификации.

Задание 3: Организационно представить  лексику в виде классификатора.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента классификатора:

Фрагмент классификатора, созданного на основе порядкового  метода  кодирования

00001  Библиотечно-библиографическая классификация

    00002 Международная классификация изобретений

00003 Системы классификации иерархические

    00004 Системы классификации комбинационные

    00005 Системы классификации перечислительные

00006 Универсальная десятичная классификация

00007 Языки информационно-поисковые классификационные

………………………

Фрагмент классификатора, созданного на основе последовательного метода  кодирования

11000 Языки информационно-поисковые классификационные

11200 Системы классификации иерархические

    11210 Системы классификации комбинационные

11211  Библиотечно-библиографическая классификация

11212 Универсальная десятичная классификация

    11220 Системы классификации перечислительные

11221 Международная классификация изобретений

…………………..

Технология работы:

  1.   На основе классификационной схемы понятий, созданной в ходе выполнения лабораторной работы 5,  присвоить цифровые обозначения представленным в ней лексическим единицам.
  2.  При построении кода  необходимо использовать различные методы кодирования: порядковый, серийно-порядковый, последовательный и параллельный.   
  3.  Упорядочить закодированные лексические единицы.
  4.  Оформить результаты в виде  фрагментов классификатора.

Задание 4: Организационно представить  лексику в виде информационно-поискового тезауруса.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента лексико-семантического указателя информационно-поискового тезауруса:

Формула дескрипторной статьи                                 Пример:

Дескриптор                                      СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ

синонимы                                            КОМБИНАЦИОННЫЕ

вышестоящие понятия                          в Системы классификации иерархические                                                                                    

нижестоящие понятия                          н Библиотечно-библиографическая

ассоциативные  понятия                            классификация

                                                                  Универсальная десятичная

                 классификация

                                                               а Системы классификации

                                                                      перечислительные

Технология работы:

  1.  Используя формулу дескрипторной статьи, упорядочить выделенные  и представленные  в классификационной схеме понятий лексические  единицы (см. лабораторную работу 5).
  2.  Представить в алфавитном порядке дескрипторные и аскрипторные статьи.
  3.  Оформить результаты в виде  фрагмента лексико-семантического указателя информационно-поискового тезауруса.

 

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите основные способы организационного оформления лексики ИПЯ.
  2.  В чем состоит сходство и различие систем классификации, классификаторов, информационно-поисковых тезаурусов?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.  Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2105. Основные параметры приёмной антенны 18.99 KB
  Внутреннее сопротивление приемной антенны. ДН приемной антенны по напряжению – зависимость амплитуды ЭДС (тока) на клеммах антенны от направления прихода плоской электромагнитной волны при прочих равных условиях (зависит только от свойств самой антенны).
2106. Энергетические соотношения в цепи приемной антенны 101.51 KB
  Целесообразно различать в режиме приема собственно приемник и приемное устройство – приемник, антенна, фидер. Соответственно нужно различать чувствительность приемника и чувствительность приемного устройства.
2107. Режим слабого сигнала в радиолиниях ДВ, СВ, КВ 22.71 KB
  Здесь характерно то, что собственные шумы приемника можно не принимать во внимание, т.к. интенсивность внешних помех в этих диапазонах обычно гораздо больше интенсивности собственных шумов.
2108. Эффективная шумовая температура 164.84 KB
  Эффективную шумовую температуру, характеризующую мощность всех внешних помех.
2109. Поляризационные характеристики приемных антенн 292.58 KB
  Поляризация приемной антенны определяется поляризацией поля, создаваемого этой антенной в режиме передачи.
2110. Воспитательное мероприятие: Как мы говорим 51 KB
  Воспитать гражданской позиции и правовой культуры старшеклассников. Привить навыков критического анализа, объективного суждения и аргументированного ведения диалога.
2111. Организация наладочных работ 56.5 KB
  Предмонтажная ревизия и проверка оборудования: машин и механизмов, аппаратов, арматуры, средств управления и представления информации. Поузловая приемка из индивидуальных испытаний (включая необходимый контроль полноты и качества монтажа) оборудования функциональных узлов.
2112. Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества 86.28 KB
  Идеологическая составляющая в деятельности институтов гражданского общества: общественные объединения в идеологических процессах, идеологические функции СМИ, учреждений образования, науки, культуры. Механизм функционирования идеологии белорусского государства. Политическая, экономическая, социокультурная составляющие ИБГ.
2113. Газоснабжение района города Кургана 246.91 KB
  Определение площади застройки территории, численности населения района, годовых расходов теплоты. Выбор оптимального количества ГРП. Проектирование внутренней системы газоснабжения.