40063

Алфавит и лексика ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ ББК УДК Государственного рубрикатора НТИ информационнопоисковых тезаурусов. Таблица 1 Характеристика алфавита ИПЯ Наименование ИПЯ Состав алфавита Виды обозначений Примеры УДК Цифровой Цифры Знак точка Знак двоеточие Знак распространения Знак круглые скобки Знак равенства Знак кавычки Знак стрелка Знак конгруэнтности .412 Технология работы: Проанализировать план выражения лексических единиц входящих в состав основных и вспомогательных таблиц заданных...

Русский

2013-10-15

56.5 KB

15 чел.

Лабораторная работа  1

4 часа

Алфавит и лексика ИПЯ

Цель работы: Получить представление об алфавите и лексике  ИПЯ.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами и структурой лексических единиц.

                            2. Приобрести навыки классификации лексических единиц

Обеспечивающие средства: перечни лексических единиц; таблицы ББК, УДК, Государственный рубрикатор НТИ, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, информационно-поисковые тезаурусы.

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ (ББК, УДК, Государственного  рубрикатора  НТИ, информационно-поисковых тезаурусов).

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1.

          Таблица 1

Характеристика алфавита ИПЯ

Наименование ИПЯ

Состав алфавита

Виды обозначений

Примеры

УДК

Цифровой

Цифры

Знак точка

Знак двоеточие

Знак распространения

Знак круглые скобки

Знак равенства

Знак кавычки

Знак стрелка

Знак конгруэнтности

……..

325.111

325:34

323.3.01/.06

323.118(680)(=96)”19”

342.8

336.648 657.412

Технология работы:

  1.  Проанализировать план выражения лексических единиц, входящих в состав основных и вспомогательных таблиц  заданных ИПЯ,   и   выделить все знаки, которые используются для их построения: буквы, цифры, знаки точка, апостроф, стрелка, дефис, квадрат и т.п.
  2.  Исходя из полученного набора знаков,  определить состав алфавита ИПЯ: буквенный, цифровой, смешанный.  
  3.  Привести примеры использования  различных знаков в ИПЯ.

Задание 2: Проанализировать структуру заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде схем.

                         Схема а)

  1.  Информационно-поисковые языки

                         План выражения                                     План содержания

                         Схема б)

Базы данных – Проектирование

План выражения = План содержания

Технология работы:

  1.  Проанализировать лексические  единицы и выделить в их составе  план выражения и план содержания.
  2.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания не совпадают; представить их в виде схемы а).
  3.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания совпадают; представить их в виде схемы б).

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

621.3.012 Диаграммы. Характеристики.   

                Кривые.

73.068.4 Автоматизированные

              информационные системы (АИС).

Ил – Удобрения

29.6 Переработка плодов и овощей

33н Техника безопасности в горном деле

Окультуривание почвы

0501000 3 Финансовая документация

Литературоведение – История

Л3 78 Операционная деятельность сберкасс

612.14 Кровяное давление

025.9 Содержание библиотечных помещений

73.724.65 Семантические коды

Мандарины – Выращивание

0252131 2 Правила внутреннего трудового

                 распорядка

М1 70 28 Шинное производство

Синтетические спирты – Производство

621.313.2 Машины постоянного тока

Минеральные вещества азотобактеров

Ц2 12 12 Сатира и юмор

73.724.61 ИПЯ классификационного типа.

               Рубрикаторы

Задание 3: Осуществить анализ заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2.

          Таблица 2

Анализ лексических единиц

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Способ задания лексики

Уровень интеграции

Способ построения

1

2

3

4

5

6

7

8

50.05.09 Языки программирования

ГР НТИ

+

+

+

Технология работы:

  1.  Озаглавить колонки 3-8 таблицы 2.
    1.  Проанализировать план выражения  заданной лексической   единицы и по формальным  критериям (состав алфавита, структура лексической единицы) определить, к какому ИПЯ она относится: ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ и т.п.
      1.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном  ИПЯ.
        1.  Исходя из принадлежности лексической единицы к конкретному ИПЯ (ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ, язык ключевых слов, язык предметных рубрик и т.п.),  определить способ задания лексики.
        2.  На основе анализа плана содержания лексической единицы определить уровень интеграции.
        3.  Выделить   план выражения и план  содержания лексической единицы и  определить способ ее построения.

Перечень  лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

551.463 Морская вода. Физические свойства морской воды.

78.372.158.3 Библиотечно-библиографические классификации отдельных видов произведений печати и других документов.

50.10.45 Периферия для мультимедиа

73.724.1 Общие характеристики ИПЯ

0629618 3 Сведения о деятельности театра

378.34  Стипендии учащимся

ИПЯ – Организационная структура

Патенты

Речная гидрология

Бактериальные удобрения – Производство

378.115.15 Права и обязанности студентов

50.09.53 Интерфейсное оборудование

0301003 9 Учетная карточка научного работника

336.41 Таможенные пошлины и другие внутренние пошлины

73.068.61 Подсистема сбора, обработки и ввода

612.12 Химические  свойства крови

Древесина – Переработка и химия

Балансовая работа

Унификация

Рыбная промышленность – Производство оборудования

Задание 4: Осуществить классификацию терминов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3-4.

          Таблица 3

Структурные типы терминов

Языковые термины

Неязыковые термины

Таблица 4

Виды терминов в зависимости от источников формирования лексики

Заимствование элементов классических языков

Заимствование из других языков

Заимствование из литературного языка

Технология работы:

1. Определить структурные типы терминов.

1.1. Проанализировать структуру заданных терминов (см. перечень терминов №1) и выявить наличие или отсутствие в составе терминов специальных  знаков, графических символов.

1.2. Исходя из результатов анализа структуры термина,  определить его структурный тип –языковой или неязыковой.

1.3. Результаты представить в табл.3.

2. Определить виды терминов в зависимости от источников формирования лексики.

2.1. Проанализировать заданные термины (см. перечень терминов №2) и выявить термины,  в составе которых присутствуют  корни или морфемы греческого или латинского языка: микро-, макро-, анти-, супер- и т.п.

2.2. Выделить термины, в которых имеется заимствование из литературного языка.

2.3. Используя  словарь иностранных слов, определить термины, заимствованные из других языков.

2.4. Результаты представить в табл. 4.

Перечень терминов №1

Вариант - 1

Вариант –2

£-частица

Катушки индуктивности

Справочно-библиографическое обслуживание

Песчаная коса

Грузовые автомобили

Операционные системы

Пряный посол

Смола синтетическая

£-радионуклеиды

x-образные соединения

Y-кванты

Топология

Справочно-поисковый аппарат

Фанфарный туш

Банки данных

Языковедение

Информационный массив

Аналитические отношения

£-радиоактивные ядра

B-распад

Перечень терминов №2

Вариант - 1

Вариант –2

Полисиллогизм

Суперпозиционные перфокарты

Моральное старение программы

Коммуникационный шум

Киоск

Супердескриптор

Дезертир

Ампир

Инкунабулы

Общение с ЭВМ

Монотеизм

Деканат

Политеизм

Антилогизм

Старение информации

Отель

Информационный взрыв

Суперсхема

Дегустация

Кинескоп

Амплитуда

СуперЭВМ

Полисемия

Информационный шум

Контрольные вопросы

1. Чем отличается алфавит ИПЯ от алфавита естественного языка?

2. Дайте определение лексической единицы.

3. Приведите примеры ИПЯ, в лексике которых план выражения и план содержания: а) совпадает; б) не совпадает.

4. Перечислите основные признаки, позволяющие охарактеризовать термины. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы

1. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.9 –15.

2. Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57597. КИЇВСЬКА РУСЬ НАПРИКІНЦІ Х – У ПЕРШІЙ ПОЛОВИНІ ХІ СТОЛІТТЯ 88 KB
  МЕТА - узагальнити і систематизувати знання учнів з історії Київської Русі, а також про видатних історичних осіб - київських князів і державців; закріпити в ігровій формі уміння учнів працювати з поняттями, хронологією
57598. Культура Украины в XVI веке 67 KB
  Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации...
57599. Окупаційний режим. Рух Опору в Україні 1.78 MB
  Головна увага викладача історії зосереджується на використанні нових педагогічних технологій, які б стимулювали пізнавальний інтерес до історії свого народу, його минулого та сучасного буття; відроджувати традиції свого народу; шанувати обряди та звичаї; аргументовано, на основі історичних фактів та свідчень очевидців відстоювати власні погляди на будь-яку проблему...
57600. Радянізація західних областей України у повоєнний період 88.5 KB
  Мета уроку: розкрити суперечливі складові та наслідки радянізації; розібрати особливості процесу відбудови в Західній Україні; формувати самостійне ставлення до складних історичних процесів, розуміння суперечності суспільного життя...
57601. ДЕРЖАВА З ЦЕНТРОМ У КИЄВІ. ПЕРШІ КНЯЗІ 94.5 KB
  І хоч Рюрик уже помер а його син Ігор поскандінавському Інґвар був ще замолодим щоб стати на чолі дружини Олег що був регентом опікуном доки Ігор не досягне повноліття зібрав дружину з варягів словян та фіннів узяв із собою Ігоря й поплив до Києва.
57602. Сталінська індустріалізація України. Друга і третя п’ятирічки 1.09 MB
  Мета уроку: Освітня: Визначити протиречиві тенденції 30х років Уяснити що друга і третя пятирічки були важливим етапом індустріалізації визначити дати другої та третьої пятирічок Визначити хронологічну послідовність головних подій...
57603. Україна – наш спільний дім 42 KB
  Обладнання: відеоматеріали: уривок з реклами Я їду додому адміністративна карта України фізична карта України; фотографії видатних людей вихідців з України; аудіозаписи пісен: С чего начинается Родина Україна у виконанні...
57604. Другий зимовий похід армії УНР. Припинення боротьби регулярних українських військ за незалежність України 59 KB
  Мета: проаналізувати мету та причини поразки Другого зимового походу армії УНР; пояснити значення Другого зимового походу як останньої збройної спроби відвоювати самостійність України та наслідки невдачі акції.
57605. Київська держава наприкінці Х – у першій половині ХІ ст 196.5 KB
  Відповідає та команда у якої швидше буде готова відповідь. За кожний правильний термін команда отримує 1 бал. Перша команда літера К. Друга команда літера С.