40063

Алфавит и лексика ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ ББК УДК Государственного рубрикатора НТИ информационнопоисковых тезаурусов. Таблица 1 Характеристика алфавита ИПЯ Наименование ИПЯ Состав алфавита Виды обозначений Примеры УДК Цифровой Цифры Знак точка Знак двоеточие Знак распространения Знак круглые скобки Знак равенства Знак кавычки Знак стрелка Знак конгруэнтности .412 Технология работы: Проанализировать план выражения лексических единиц входящих в состав основных и вспомогательных таблиц заданных...

Русский

2013-10-15

56.5 KB

15 чел.

Лабораторная работа  1

4 часа

Алфавит и лексика ИПЯ

Цель работы: Получить представление об алфавите и лексике  ИПЯ.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами и структурой лексических единиц.

                            2. Приобрести навыки классификации лексических единиц

Обеспечивающие средства: перечни лексических единиц; таблицы ББК, УДК, Государственный рубрикатор НТИ, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, информационно-поисковые тезаурусы.

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ (ББК, УДК, Государственного  рубрикатора  НТИ, информационно-поисковых тезаурусов).

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1.

          Таблица 1

Характеристика алфавита ИПЯ

Наименование ИПЯ

Состав алфавита

Виды обозначений

Примеры

УДК

Цифровой

Цифры

Знак точка

Знак двоеточие

Знак распространения

Знак круглые скобки

Знак равенства

Знак кавычки

Знак стрелка

Знак конгруэнтности

……..

325.111

325:34

323.3.01/.06

323.118(680)(=96)”19”

342.8

336.648 657.412

Технология работы:

  1.  Проанализировать план выражения лексических единиц, входящих в состав основных и вспомогательных таблиц  заданных ИПЯ,   и   выделить все знаки, которые используются для их построения: буквы, цифры, знаки точка, апостроф, стрелка, дефис, квадрат и т.п.
  2.  Исходя из полученного набора знаков,  определить состав алфавита ИПЯ: буквенный, цифровой, смешанный.  
  3.  Привести примеры использования  различных знаков в ИПЯ.

Задание 2: Проанализировать структуру заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде схем.

                         Схема а)

  1.  Информационно-поисковые языки

                         План выражения                                     План содержания

                         Схема б)

Базы данных – Проектирование

План выражения = План содержания

Технология работы:

  1.  Проанализировать лексические  единицы и выделить в их составе  план выражения и план содержания.
  2.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания не совпадают; представить их в виде схемы а).
  3.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания совпадают; представить их в виде схемы б).

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

621.3.012 Диаграммы. Характеристики.   

                Кривые.

73.068.4 Автоматизированные

              информационные системы (АИС).

Ил – Удобрения

29.6 Переработка плодов и овощей

33н Техника безопасности в горном деле

Окультуривание почвы

0501000 3 Финансовая документация

Литературоведение – История

Л3 78 Операционная деятельность сберкасс

612.14 Кровяное давление

025.9 Содержание библиотечных помещений

73.724.65 Семантические коды

Мандарины – Выращивание

0252131 2 Правила внутреннего трудового

                 распорядка

М1 70 28 Шинное производство

Синтетические спирты – Производство

621.313.2 Машины постоянного тока

Минеральные вещества азотобактеров

Ц2 12 12 Сатира и юмор

73.724.61 ИПЯ классификационного типа.

               Рубрикаторы

Задание 3: Осуществить анализ заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2.

          Таблица 2

Анализ лексических единиц

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Способ задания лексики

Уровень интеграции

Способ построения

1

2

3

4

5

6

7

8

50.05.09 Языки программирования

ГР НТИ

+

+

+

Технология работы:

  1.  Озаглавить колонки 3-8 таблицы 2.
    1.  Проанализировать план выражения  заданной лексической   единицы и по формальным  критериям (состав алфавита, структура лексической единицы) определить, к какому ИПЯ она относится: ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ и т.п.
      1.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном  ИПЯ.
        1.  Исходя из принадлежности лексической единицы к конкретному ИПЯ (ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ, язык ключевых слов, язык предметных рубрик и т.п.),  определить способ задания лексики.
        2.  На основе анализа плана содержания лексической единицы определить уровень интеграции.
        3.  Выделить   план выражения и план  содержания лексической единицы и  определить способ ее построения.

Перечень  лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

551.463 Морская вода. Физические свойства морской воды.

78.372.158.3 Библиотечно-библиографические классификации отдельных видов произведений печати и других документов.

50.10.45 Периферия для мультимедиа

73.724.1 Общие характеристики ИПЯ

0629618 3 Сведения о деятельности театра

378.34  Стипендии учащимся

ИПЯ – Организационная структура

Патенты

Речная гидрология

Бактериальные удобрения – Производство

378.115.15 Права и обязанности студентов

50.09.53 Интерфейсное оборудование

0301003 9 Учетная карточка научного работника

336.41 Таможенные пошлины и другие внутренние пошлины

73.068.61 Подсистема сбора, обработки и ввода

612.12 Химические  свойства крови

Древесина – Переработка и химия

Балансовая работа

Унификация

Рыбная промышленность – Производство оборудования

Задание 4: Осуществить классификацию терминов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3-4.

          Таблица 3

Структурные типы терминов

Языковые термины

Неязыковые термины

Таблица 4

Виды терминов в зависимости от источников формирования лексики

Заимствование элементов классических языков

Заимствование из других языков

Заимствование из литературного языка

Технология работы:

1. Определить структурные типы терминов.

1.1. Проанализировать структуру заданных терминов (см. перечень терминов №1) и выявить наличие или отсутствие в составе терминов специальных  знаков, графических символов.

1.2. Исходя из результатов анализа структуры термина,  определить его структурный тип –языковой или неязыковой.

1.3. Результаты представить в табл.3.

2. Определить виды терминов в зависимости от источников формирования лексики.

2.1. Проанализировать заданные термины (см. перечень терминов №2) и выявить термины,  в составе которых присутствуют  корни или морфемы греческого или латинского языка: микро-, макро-, анти-, супер- и т.п.

2.2. Выделить термины, в которых имеется заимствование из литературного языка.

2.3. Используя  словарь иностранных слов, определить термины, заимствованные из других языков.

2.4. Результаты представить в табл. 4.

Перечень терминов №1

Вариант - 1

Вариант –2

£-частица

Катушки индуктивности

Справочно-библиографическое обслуживание

Песчаная коса

Грузовые автомобили

Операционные системы

Пряный посол

Смола синтетическая

£-радионуклеиды

x-образные соединения

Y-кванты

Топология

Справочно-поисковый аппарат

Фанфарный туш

Банки данных

Языковедение

Информационный массив

Аналитические отношения

£-радиоактивные ядра

B-распад

Перечень терминов №2

Вариант - 1

Вариант –2

Полисиллогизм

Суперпозиционные перфокарты

Моральное старение программы

Коммуникационный шум

Киоск

Супердескриптор

Дезертир

Ампир

Инкунабулы

Общение с ЭВМ

Монотеизм

Деканат

Политеизм

Антилогизм

Старение информации

Отель

Информационный взрыв

Суперсхема

Дегустация

Кинескоп

Амплитуда

СуперЭВМ

Полисемия

Информационный шум

Контрольные вопросы

1. Чем отличается алфавит ИПЯ от алфавита естественного языка?

2. Дайте определение лексической единицы.

3. Приведите примеры ИПЯ, в лексике которых план выражения и план содержания: а) совпадает; б) не совпадает.

4. Перечислите основные признаки, позволяющие охарактеризовать термины. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы

1. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.9 –15.

2. Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78687. УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕКСТИЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 3.33 MB
  Необходимость шагов инновационного развития экономики России, направленных, в частности, на решение проблем восстановления производственного потенциала и дальнейшего развития конкурентоспособности различных народнохозяйственных комплексов и, в первую очередь, промышленности...
78688. Управление рисками инвестиционных проектов в пищевой промышленности 2.75 MB
  В третьей главе диссертации Методические аспекты управления рисками инвестиционных проектов в пищевой промышленности выявлены методы защиты от рисков; разработаны механизмы оптимизации защитных мероприятий реализуемых при...
78689. Роль инновационных социотехнических систем в переходе к устойчивому развитию (философские аспекты) 2.79 MB
  Современное общество, подобно современному программному обеспечению, характеризуется как общество, структуры которого подвергаются постоянному обновлению. Находясь в подвижном состоянии, общество обновляет и трансформирует все свои системы, постоянно приближаясь к наиболее комфортному состоянию.
78690. Восстановление и развитие школьной системы в Нижнем Поволжье в 1945–1953 годов 2.6 MB
  Исследование проблемы восстановления и развития школьной системы в 1945–1953 гг. представляется возможным на примере одного из типичных регионов страны – Нижнего Поволжья. Масштабы разрушений и механизм их преодоления, сложившиеся в регионе, являлись типичными для всего Советского Союза...
78691. Воспитание гуманистического отношения к природе у учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин 943 KB
  Объект исследования: процесс воспитания гуманистического отношения к природе у учащихся средней и старшей ступеней общеобразовательной школы в ходе освоения ими содержания естественнонаучных дисциплин. Предмет исследования: педагогические средства, условия, факторы успешности процесса воспитания...
78692. ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 246.77 KB
  Конец прошлого столетия в Российской Федерации характеризуется такими понятиями, как: политически нестабильная обстановка, экономический дефолт и демографический кризис. Как правило, за черной полосой наступает белая, поэтому на данный момент времени можно смело утверждать...
78693. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РЕНОВАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 3.06 MB
  Целью диссертационного исследования является разработка методики оценки эффективности проектов реновации жилых зданий с учетом интересов субъектов инвестиционного процесса, и решение на этой основе вопросов экономического обоснования и формирования программ реновации жилищного фонда.
78694. «Северный край» - печатный орган оппозиции губерний Севера и Верхнего Поволжья конца XIX – начала XX веков 1.23 MB
  Конец XIX – начало XX в. для российской печати стали временем количественного и качественного роста. Данная тенденция в полной мере характерна и для столичной, и для провинциальной журналистики. Причин перехода отечественной прессы на новую ступень эволюции в это время несколько.
78695. Методические основы оценки конкурентной позиции предприятия на примере рынка водки г. Москвы 1.55 MB
  Между тем разработанные механизмы оценки взаимодействия конкCрентной и внутренней среды предприятия не позволяют определять эффе:тивность решений с точки зрения улучшения или укрепления конкурентной позиции предприятия относительно других производителей.