40063

Алфавит и лексика ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ ББК УДК Государственного рубрикатора НТИ информационнопоисковых тезаурусов. Таблица 1 Характеристика алфавита ИПЯ Наименование ИПЯ Состав алфавита Виды обозначений Примеры УДК Цифровой Цифры Знак точка Знак двоеточие Знак распространения Знак круглые скобки Знак равенства Знак кавычки Знак стрелка Знак конгруэнтности .412 Технология работы: Проанализировать план выражения лексических единиц входящих в состав основных и вспомогательных таблиц заданных...

Русский

2013-10-15

56.5 KB

14 чел.

Лабораторная работа  1

4 часа

Алфавит и лексика ИПЯ

Цель работы: Получить представление об алфавите и лексике  ИПЯ.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами и структурой лексических единиц.

                            2. Приобрести навыки классификации лексических единиц

Обеспечивающие средства: перечни лексических единиц; таблицы ББК, УДК, Государственный рубрикатор НТИ, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, информационно-поисковые тезаурусы.

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ (ББК, УДК, Государственного  рубрикатора  НТИ, информационно-поисковых тезаурусов).

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1.

          Таблица 1

Характеристика алфавита ИПЯ

Наименование ИПЯ

Состав алфавита

Виды обозначений

Примеры

УДК

Цифровой

Цифры

Знак точка

Знак двоеточие

Знак распространения

Знак круглые скобки

Знак равенства

Знак кавычки

Знак стрелка

Знак конгруэнтности

……..

325.111

325:34

323.3.01/.06

323.118(680)(=96)”19”

342.8

336.648 657.412

Технология работы:

  1.  Проанализировать план выражения лексических единиц, входящих в состав основных и вспомогательных таблиц  заданных ИПЯ,   и   выделить все знаки, которые используются для их построения: буквы, цифры, знаки точка, апостроф, стрелка, дефис, квадрат и т.п.
  2.  Исходя из полученного набора знаков,  определить состав алфавита ИПЯ: буквенный, цифровой, смешанный.  
  3.  Привести примеры использования  различных знаков в ИПЯ.

Задание 2: Проанализировать структуру заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде схем.

                         Схема а)

  1.  Информационно-поисковые языки

                         План выражения                                     План содержания

                         Схема б)

Базы данных – Проектирование

План выражения = План содержания

Технология работы:

  1.  Проанализировать лексические  единицы и выделить в их составе  план выражения и план содержания.
  2.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания не совпадают; представить их в виде схемы а).
  3.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания совпадают; представить их в виде схемы б).

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

621.3.012 Диаграммы. Характеристики.   

                Кривые.

73.068.4 Автоматизированные

              информационные системы (АИС).

Ил – Удобрения

29.6 Переработка плодов и овощей

33н Техника безопасности в горном деле

Окультуривание почвы

0501000 3 Финансовая документация

Литературоведение – История

Л3 78 Операционная деятельность сберкасс

612.14 Кровяное давление

025.9 Содержание библиотечных помещений

73.724.65 Семантические коды

Мандарины – Выращивание

0252131 2 Правила внутреннего трудового

                 распорядка

М1 70 28 Шинное производство

Синтетические спирты – Производство

621.313.2 Машины постоянного тока

Минеральные вещества азотобактеров

Ц2 12 12 Сатира и юмор

73.724.61 ИПЯ классификационного типа.

               Рубрикаторы

Задание 3: Осуществить анализ заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2.

          Таблица 2

Анализ лексических единиц

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Способ задания лексики

Уровень интеграции

Способ построения

1

2

3

4

5

6

7

8

50.05.09 Языки программирования

ГР НТИ

+

+

+

Технология работы:

  1.  Озаглавить колонки 3-8 таблицы 2.
    1.  Проанализировать план выражения  заданной лексической   единицы и по формальным  критериям (состав алфавита, структура лексической единицы) определить, к какому ИПЯ она относится: ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ и т.п.
      1.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном  ИПЯ.
        1.  Исходя из принадлежности лексической единицы к конкретному ИПЯ (ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ, язык ключевых слов, язык предметных рубрик и т.п.),  определить способ задания лексики.
        2.  На основе анализа плана содержания лексической единицы определить уровень интеграции.
        3.  Выделить   план выражения и план  содержания лексической единицы и  определить способ ее построения.

Перечень  лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

551.463 Морская вода. Физические свойства морской воды.

78.372.158.3 Библиотечно-библиографические классификации отдельных видов произведений печати и других документов.

50.10.45 Периферия для мультимедиа

73.724.1 Общие характеристики ИПЯ

0629618 3 Сведения о деятельности театра

378.34  Стипендии учащимся

ИПЯ – Организационная структура

Патенты

Речная гидрология

Бактериальные удобрения – Производство

378.115.15 Права и обязанности студентов

50.09.53 Интерфейсное оборудование

0301003 9 Учетная карточка научного работника

336.41 Таможенные пошлины и другие внутренние пошлины

73.068.61 Подсистема сбора, обработки и ввода

612.12 Химические  свойства крови

Древесина – Переработка и химия

Балансовая работа

Унификация

Рыбная промышленность – Производство оборудования

Задание 4: Осуществить классификацию терминов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3-4.

          Таблица 3

Структурные типы терминов

Языковые термины

Неязыковые термины

Таблица 4

Виды терминов в зависимости от источников формирования лексики

Заимствование элементов классических языков

Заимствование из других языков

Заимствование из литературного языка

Технология работы:

1. Определить структурные типы терминов.

1.1. Проанализировать структуру заданных терминов (см. перечень терминов №1) и выявить наличие или отсутствие в составе терминов специальных  знаков, графических символов.

1.2. Исходя из результатов анализа структуры термина,  определить его структурный тип –языковой или неязыковой.

1.3. Результаты представить в табл.3.

2. Определить виды терминов в зависимости от источников формирования лексики.

2.1. Проанализировать заданные термины (см. перечень терминов №2) и выявить термины,  в составе которых присутствуют  корни или морфемы греческого или латинского языка: микро-, макро-, анти-, супер- и т.п.

2.2. Выделить термины, в которых имеется заимствование из литературного языка.

2.3. Используя  словарь иностранных слов, определить термины, заимствованные из других языков.

2.4. Результаты представить в табл. 4.

Перечень терминов №1

Вариант - 1

Вариант –2

£-частица

Катушки индуктивности

Справочно-библиографическое обслуживание

Песчаная коса

Грузовые автомобили

Операционные системы

Пряный посол

Смола синтетическая

£-радионуклеиды

x-образные соединения

Y-кванты

Топология

Справочно-поисковый аппарат

Фанфарный туш

Банки данных

Языковедение

Информационный массив

Аналитические отношения

£-радиоактивные ядра

B-распад

Перечень терминов №2

Вариант - 1

Вариант –2

Полисиллогизм

Суперпозиционные перфокарты

Моральное старение программы

Коммуникационный шум

Киоск

Супердескриптор

Дезертир

Ампир

Инкунабулы

Общение с ЭВМ

Монотеизм

Деканат

Политеизм

Антилогизм

Старение информации

Отель

Информационный взрыв

Суперсхема

Дегустация

Кинескоп

Амплитуда

СуперЭВМ

Полисемия

Информационный шум

Контрольные вопросы

1. Чем отличается алфавит ИПЯ от алфавита естественного языка?

2. Дайте определение лексической единицы.

3. Приведите примеры ИПЯ, в лексике которых план выражения и план содержания: а) совпадает; б) не совпадает.

4. Перечислите основные признаки, позволяющие охарактеризовать термины. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы

1. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.9 –15.

2. Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57712. Прямокутна система координат у просторі. Декартові координати у просторі 1.75 MB
  Мета уроку: ввести поняття прямокутної системи координат у просторі з використанням історичного матеріалу навчати будувати точку за заданими координатами та знаходити координати точок які зображенні у заданій системі координат...
57713. Прямоугольная система координат. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка 286 KB
  Актуализация опорных знаний фронтальный опрос сильных учащихся с наводящими вопросами по будущим заданиям Что такое треугольник фигура состоящая из 3х точек не лежащих на одной прямой и 3х отрезков попарно соединяющих эти точки...
57714. Паливні корисні копалини України 69 KB
  Мета: поглибити й систематизувати знання учнів про паливні ресурси та їх звязок з геологічною будовою; виявити закономірності розташування родовищ корисних копалин України за допомогою карт атласу...
57715. Кримські гори. Загальна характеристика гірської країни 990.5 KB
  Мета уроку: сформувати знання про особливості географічного положення Кримських гір та їх природних умов надати учням систему знань про особливості розподілу висотних поясів ландшафтів гірського Криму...
57716. Органи кровообігу: серце і судини. Взаємозалежність будови органів кровообігу і функцій які вони виконують 581 KB
  Звук Демонстрація на екрані пульсуючого серця і запис роботи серця. Вивчили будову цих серця і судин. Який орган забезпечує рух крові по судинах Епіграфом уроку можна взяти слова: Слайд Серце може додати розуму але розум не може додати серця.
57717. Історія життєвих випробувань Робінзона Крузо у романі Даніеля Дефо «Робінзон Крузо» 49.5 KB
  Відомий французький просвітитель Жан-Жак Руссо вважав: «Робінзон Крузо» - це перша книга, яку варто прочитати кожній людині, як тільки вона навчиться читати за букварем.
57718. Народна та професійна культура через призму історії України та української літератури першої половини ХІХ століття 128.5 KB
  Українська культура І половини ХІХ століття Художня культура. Народна та професійна культура Українська література. Шевченко - художник Музичні інструменти: кобза бандура Основні поняття: культура народна культура професійна культура етнографія...
57719. Натуральні числа. Геометричні фігури 45.5 KB
  Мета: навчальна закріпити поняття кут елементи кута рівні кути види кутів позначенням кутів; формувати в учнів вміння будувати кут; відпрацювати навички побудови кутів розрізняти кути на готових рисунках і позначати...
57720. Квадратична функція. Квадратні нерівності 462 KB
  Мета уроку: Сприяти узагальненню матеріалу, поглибленню знань. Розвивати мислення, кмітливість, цікавість, оперативність у виконанні вправ, інтерес до навчання. Виховувати вміння працювати колективно.