40063

Алфавит и лексика ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ ББК УДК Государственного рубрикатора НТИ информационнопоисковых тезаурусов. Таблица 1 Характеристика алфавита ИПЯ Наименование ИПЯ Состав алфавита Виды обозначений Примеры УДК Цифровой Цифры Знак точка Знак двоеточие Знак распространения Знак круглые скобки Знак равенства Знак кавычки Знак стрелка Знак конгруэнтности .412 Технология работы: Проанализировать план выражения лексических единиц входящих в состав основных и вспомогательных таблиц заданных...

Русский

2013-10-15

56.5 KB

15 чел.

Лабораторная работа  1

4 часа

Алфавит и лексика ИПЯ

Цель работы: Получить представление об алфавите и лексике  ИПЯ.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами и структурой лексических единиц.

                            2. Приобрести навыки классификации лексических единиц

Обеспечивающие средства: перечни лексических единиц; таблицы ББК, УДК, Государственный рубрикатор НТИ, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, информационно-поисковые тезаурусы.

Задание 1: Дать характеристику алфавита различных ИПЯ (ББК, УДК, Государственного  рубрикатора  НТИ, информационно-поисковых тезаурусов).

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1.

          Таблица 1

Характеристика алфавита ИПЯ

Наименование ИПЯ

Состав алфавита

Виды обозначений

Примеры

УДК

Цифровой

Цифры

Знак точка

Знак двоеточие

Знак распространения

Знак круглые скобки

Знак равенства

Знак кавычки

Знак стрелка

Знак конгруэнтности

……..

325.111

325:34

323.3.01/.06

323.118(680)(=96)”19”

342.8

336.648 657.412

Технология работы:

  1.  Проанализировать план выражения лексических единиц, входящих в состав основных и вспомогательных таблиц  заданных ИПЯ,   и   выделить все знаки, которые используются для их построения: буквы, цифры, знаки точка, апостроф, стрелка, дефис, квадрат и т.п.
  2.  Исходя из полученного набора знаков,  определить состав алфавита ИПЯ: буквенный, цифровой, смешанный.  
  3.  Привести примеры использования  различных знаков в ИПЯ.

Задание 2: Проанализировать структуру заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде схем.

                         Схема а)

  1.  Информационно-поисковые языки

                         План выражения                                     План содержания

                         Схема б)

Базы данных – Проектирование

План выражения = План содержания

Технология работы:

  1.  Проанализировать лексические  единицы и выделить в их составе  план выражения и план содержания.
  2.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания не совпадают; представить их в виде схемы а).
  3.  Определить лексические единицы, в которых план выражения и план содержания совпадают; представить их в виде схемы б).

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

621.3.012 Диаграммы. Характеристики.   

                Кривые.

73.068.4 Автоматизированные

              информационные системы (АИС).

Ил – Удобрения

29.6 Переработка плодов и овощей

33н Техника безопасности в горном деле

Окультуривание почвы

0501000 3 Финансовая документация

Литературоведение – История

Л3 78 Операционная деятельность сберкасс

612.14 Кровяное давление

025.9 Содержание библиотечных помещений

73.724.65 Семантические коды

Мандарины – Выращивание

0252131 2 Правила внутреннего трудового

                 распорядка

М1 70 28 Шинное производство

Синтетические спирты – Производство

621.313.2 Машины постоянного тока

Минеральные вещества азотобактеров

Ц2 12 12 Сатира и юмор

73.724.61 ИПЯ классификационного типа.

               Рубрикаторы

Задание 3: Осуществить анализ заданных лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2.

          Таблица 2

Анализ лексических единиц

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Способ задания лексики

Уровень интеграции

Способ построения

1

2

3

4

5

6

7

8

50.05.09 Языки программирования

ГР НТИ

+

+

+

Технология работы:

  1.  Озаглавить колонки 3-8 таблицы 2.
    1.  Проанализировать план выражения  заданной лексической   единицы и по формальным  критериям (состав алфавита, структура лексической единицы) определить, к какому ИПЯ она относится: ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ и т.п.
      1.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном  ИПЯ.
        1.  Исходя из принадлежности лексической единицы к конкретному ИПЯ (ББК, УДК, ГР НТИ, ИПТ, язык ключевых слов, язык предметных рубрик и т.п.),  определить способ задания лексики.
        2.  На основе анализа плана содержания лексической единицы определить уровень интеграции.
        3.  Выделить   план выражения и план  содержания лексической единицы и  определить способ ее построения.

Перечень  лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

551.463 Морская вода. Физические свойства морской воды.

78.372.158.3 Библиотечно-библиографические классификации отдельных видов произведений печати и других документов.

50.10.45 Периферия для мультимедиа

73.724.1 Общие характеристики ИПЯ

0629618 3 Сведения о деятельности театра

378.34  Стипендии учащимся

ИПЯ – Организационная структура

Патенты

Речная гидрология

Бактериальные удобрения – Производство

378.115.15 Права и обязанности студентов

50.09.53 Интерфейсное оборудование

0301003 9 Учетная карточка научного работника

336.41 Таможенные пошлины и другие внутренние пошлины

73.068.61 Подсистема сбора, обработки и ввода

612.12 Химические  свойства крови

Древесина – Переработка и химия

Балансовая работа

Унификация

Рыбная промышленность – Производство оборудования

Задание 4: Осуществить классификацию терминов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3-4.

          Таблица 3

Структурные типы терминов

Языковые термины

Неязыковые термины

Таблица 4

Виды терминов в зависимости от источников формирования лексики

Заимствование элементов классических языков

Заимствование из других языков

Заимствование из литературного языка

Технология работы:

1. Определить структурные типы терминов.

1.1. Проанализировать структуру заданных терминов (см. перечень терминов №1) и выявить наличие или отсутствие в составе терминов специальных  знаков, графических символов.

1.2. Исходя из результатов анализа структуры термина,  определить его структурный тип –языковой или неязыковой.

1.3. Результаты представить в табл.3.

2. Определить виды терминов в зависимости от источников формирования лексики.

2.1. Проанализировать заданные термины (см. перечень терминов №2) и выявить термины,  в составе которых присутствуют  корни или морфемы греческого или латинского языка: микро-, макро-, анти-, супер- и т.п.

2.2. Выделить термины, в которых имеется заимствование из литературного языка.

2.3. Используя  словарь иностранных слов, определить термины, заимствованные из других языков.

2.4. Результаты представить в табл. 4.

Перечень терминов №1

Вариант - 1

Вариант –2

£-частица

Катушки индуктивности

Справочно-библиографическое обслуживание

Песчаная коса

Грузовые автомобили

Операционные системы

Пряный посол

Смола синтетическая

£-радионуклеиды

x-образные соединения

Y-кванты

Топология

Справочно-поисковый аппарат

Фанфарный туш

Банки данных

Языковедение

Информационный массив

Аналитические отношения

£-радиоактивные ядра

B-распад

Перечень терминов №2

Вариант - 1

Вариант –2

Полисиллогизм

Суперпозиционные перфокарты

Моральное старение программы

Коммуникационный шум

Киоск

Супердескриптор

Дезертир

Ампир

Инкунабулы

Общение с ЭВМ

Монотеизм

Деканат

Политеизм

Антилогизм

Старение информации

Отель

Информационный взрыв

Суперсхема

Дегустация

Кинескоп

Амплитуда

СуперЭВМ

Полисемия

Информационный шум

Контрольные вопросы

1. Чем отличается алфавит ИПЯ от алфавита естественного языка?

2. Дайте определение лексической единицы.

3. Приведите примеры ИПЯ, в лексике которых план выражения и план содержания: а) совпадает; б) не совпадает.

4. Перечислите основные признаки, позволяющие охарактеризовать термины. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы

1. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.9 –15.

2. Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68104. Українське читання (Урок – КВК позакласного читання) 34.5 KB
  Поглибити знання учнів про казки. Виховувати любов до казки як твору де перемагає добро і добра сила. Виставка книг казки; збірка Позакласне читання на кожній парті; матеріал для гри хто прислав телеграму; букви для складання назв казок; книжка Українські народні казки...
68105. Урок-подорож Україною. Узагальнення знань учнів про природні зони України 58.5 KB
  Узагальнити систематизувати знання учнів з вивченого розділу створити цілісну картину природи України. Виховувати любов до рідного краю почуття дружби взаємовиручки а також формувати почуття відповідальності за збереження довкілля природних багатств України.
68106. Мово українська, гордосте моя! 576.5 KB
  Розширювати знання про красу і багатство української мови. Виховувати любов до рідної мови рідного краю його традицій почуття поваги до всього свого українського бажання розмовляти рідною мовою. Шевченка плакати Без мови рідної юначе й народу нашого нема Пісня душа народу...
68107. Визитка «Путешествие в страну дорожных знаков» 71 KB
  Звучит мелодия из передачи Сердце Африки на фоне мелодии звучат слова и проходят участники команды ЮИД Команда Горячая десятка из Краснодона завершая свой кругосветный информационно-просветительский тур добралась до сердца Африки. ЮИД не подведёт Звучит песня Остров невезения...
68108. Літературна вікторина “Дивовижний світ книг” 30 KB
  Що Вам відомо про найменшу у світі книгу де і коли вона була надрукована Найменша у світі книга 1х1 мм. Яка вага найтяжчої книги у світі та про що розповідається у ній Найтяжча книга у світі вагою 50 кг видана у Великобританії. Яка назва даного найбільшого видання у світі Це багатотомна збірка...
68109. Збірка прозових мініатюр «Лабіринтами життя…» 260.5 KB
  Ольга Захарівна Северин Своєрідні ліки від байдужості Збірочка оповідань Лабіринтами життя Ольги Северин це картини її власної душі. Картини душі Ольги Северин чисті наївні спонукають прислухатись до шелесту ранкових зірок ще раз переконатись що життя прекрасне тому що ми живемо й можемо творити його самі.
68110. Рекомендации по снижению уровня безработицы в городе Усть-Илимске 398.5 KB
  Рассмотреть теоретические аспекты разработки программ развития городов; провести анализ состояния социально-экономических показателей города Усть-Илимска, провести анализ стратегии развития города Усть-Илимска; сформулировать практические рекомендации по снижению уровня безработицы.
68111. Обереги нашого життя – птахи 254 KB
  Мета: збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя птахи; творчо осмислити і систематизувати матеріал про ластівку; зясувати як у народі ставилися до ластівки чому її називають Божою пташкою; привчати учнів самостійно опрацьовувати додаткові навчальні та народознавчі матеріали...
68112. Біблійні легенди. «Чому людина не знає, доки живе». Підсумок за темою 118.5 KB
  Продовжити знайомити із біблійними легендами продовжувати вчити учнів читати текст за особами працювати з текстом осмислювати його зміст; формувати уміння ділити текст на частини; збагачувати словниковий запас; розвивати логічне мислення память увагучитацькі навики швидкість та виразність читання...