40064

Язык как знаковая система

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Ознакомиться с видами знаков. Приобрести навыки определения структуры знаков. Рассмотреть сферу применения знаков при создании информационных продуктов.

Русский

2013-10-15

45 KB

6 чел.

Лабораторная работа  

2 часа

Язык как знаковая система

Цель работы: Получить представление о языке как знаковой системе.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами знаков.

                            2. Приобрести навыки определения структуры знаков.

       3. Рассмотреть сферу применения знаков при создании информационных

                                продуктов.

Обеспечивающие средства: электронные информационные ресурсы; массивы знаков; классификация знаков (приложение).

Задание: Выявить состав знаков, используемых при создании и обеспечении функционирования электронных информационных ресурсов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблиц 1, 2.

Таблица  1 - Состав знаков, используемых при создании и обеспечении функционирования электронных информационных ресурсов

Вид знака

Разновидность знака

Электронные информационные ресурсы

 

1

2

3

4

5

Таблица  2 – Назначение знаков в  структуре электронных информационных ресурсов

Вид и разновидность знака

Наименование знака

Назначение знака

Технология работы:

1.  Выбрать три вида электронных информационных ресурсов (ЭИР): сайт, базу данных (в т.ч. электронный каталог), электронное издание (справочное или учебное). Озаглавить колонки 3-5 таблицы, указав в них полное наименование ЭИР.

2. Проанализировать заданные ЭИР и выявить все знаки, которые используются  для их создания и функционирования (например, буквы русского языка, пиктограммы, логотипы, смайлы, классификационные индексы и т.п.).

3. Используя классификацию знаков (см. приложение), определить, к какому виду и разновидности относятся выявленные знаки.  

4. Распределить выявленные знаки по соответствующим колонкам (в зависимости от ЭИР, в котором они используются) с указанием наименований знаков. Результаты представить в таблице 1.

5. Определить назначение знаков в структуре ЭИР. Результаты представить в таблице 2.

6. Установить зависимость между ЭИР и составом используемых при его создании знаков, выявить черты сходства и отличия. Сформулировать выводы.

Приложение

Классификация  знаков

                                                           Знаки

Неязыковые                                              Языковые

        иконические (знаки-символы)                                      знаки естественных языков   

      знаки-признаки                                                       знаки кодовых систем   

      знаки-сигналы                                                                знаки, из которых  

строятся формализованные

                                                    языки науки

Контрольные вопросы

1. Дайте определение знаковой системы.

2. Почему язык является знаковой системой?

3.Какие функции выполняет знаковая система при создании и использовании информационных продуктов?

4. Что такое знак и какова его структура?

5. Используя результаты выполнения лабораторной работы, приведите примеры разных видов знаков.

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гируцкий, А.А. Общее языкознание [Текст] : учеб. пособие /   А.А. Гируцкий. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 170-180.
  2.  Гендина,  Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник/ Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  3.  Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] – М., 1990. – С. 564-565; 604-606.
  4.  Лобанов,  А.С. О концепции языка [Текст]/ А.С. Лобанов // НТИ. Сер. 2. – 1995. – № 3. - С.9-17.
  5.  Соколов, А.В. Общая теория  социальной коммуникации [Текст]: учеб. пособие/ А.В. Соколов.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – С.287-318.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35947. Основное общее образование – вторая ступень общего образования 51 KB
  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности познанию мира самопознанию и самоопределению. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей: формирование целостного представления о мире основанного на приобретенных знаниях умениях навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности индивидуальной...
35949. Синтетическая теория эволюции 50.5 KB
  Она представляет собой учение об эволюции органического мира разработанное на основе данных современной генетики экологии и классического дарвинизма. В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие ученые. Основные положения синтетической теории эволюции в общих чертах можно выразить следующим образом: Материалом для эволюции служат наследственные изменения мутации как правило генные и их комбинации.
35950. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» 42 KB
  Достоевский возмущен тем что для маленького человека главное в жизни вещь Акакий Акакиевич в Шинели Гоголя. Достоевский пишет Антишинель. Достоевский наделяет героя амбициозностью. Достоевский в течение написания романа сам становится писателем.
35952. Коммуна 41.5 KB
  Членами Коммуны были избраны 86 человек. Среди членов Коммуны были служащие врачи журналисты адвокаты рабочие. По многим вопросам неоякобинцы и бланкисты голосовали вместе образуя большинство Коммуны. Более плодотворной оказалась деятельность Коммуны в области удовлетворения насущных социальноэкономических требований парижан.
35953. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка 41.5 KB
  Стратегия формирования психических процессов активного вмешательства построения процесса с заданными свойствами экспериментально-генетический метод метод экспериментально вызванного генеза Выготский метод поэтапно=планомерного формирования умственных понятий и образов. Благодаря стратегии формирования психических функций удается проникнуть в суть развития психики. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие затем как операция и по мере формирования становится функцией. Теория формирования умственных...
35955. Понятие, признаки и цели предприятия 99.5 KB
  Понятие признаки и цели предприятия Предприятие это самостоятельный хозяйствующий субъект созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции выполнения работ и оказании услуг с целью удовлетворения потребностей членов общества и получения прибыли. Принято выделять следующие признаки предприятия: 1. Для функционирования предприятия необходим обособленный комплекс орудий и других средств производства земельные участки машины оборудование сырье материалы. Продукция предприятия может использоваться в...