40065

Парадигматические отношения в ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Ознакомиться с видами парадигматических отношений. Овладеть практическими навыками распознавания парадигматических отношений в ИПЯ. Перечень лексических единиц Месяц декабрь Искусственный язык специализированный язык Танец народный танец Библиографическая запись поле данных Самолет фюзеляж Алфавит ИПЯ знак Год месяц...

Русский

2013-10-15

51.5 KB

13 чел.

Лабораторная работа  2

4 часа

Парадигматические отношения в  ИПЯ

Цель работы: Усвоить сущность и назначение парадигматических отношений в  ИПЯ.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами парадигматических отношений.

                            2. Овладеть практическими  навыками распознавания парадигматических  

                                отношений в ИПЯ.

Обеспечивающие средства: перечни лексических единиц; таблицы ББК, УДК, Государственный рубрикатор НТИ, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, информационно-поисковые тезаурусы; справочные издания.

Задание 1: Подобрать понятия, равнозначные заданным лексическим единицам.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

                 АРМ – автоматизированное рабочее место; лексическая синонимия

Технология работы:

  1.  Найти заданное понятие (см. перечень)  в словарях.
  2.  Проанализировать найденную словарную статью и установить наличие у данного понятия синонимов.
  3.  Определить  вид синонимии: лексическая, логическая, синтаксическая.

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Классификационная цепь

Знак обратимого отношения

Контекстуальные отношения

Память ЭВМ

Флоппи-диск

Модулятор-демодулятор

Язык машинных команд

Знак синтеза

Иерархия

Селективная мощность ИПЯ

Принтер

Режим реального времени

Дигитайзер

Спулер

Задание 2: Для заданных лексических единиц установить родо-видовые отношения.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде схем.

Учебная литература

Учебник

Учебник по физике

Технология работы:

1.  Найти заданное понятие в словарях.

  1.  Проанализировать дефиницию (определение) и, используя формальные распознаватели (лексические, пунктуационные), установить вышестоящее (родовое) и нижестоящее (видовое)  понятия.
  2.  Представить выявленные парадигматические отношения в графической форме.

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Классификационный индекс

Опознавательные знаки

Идеальная модель

Дорожка

Подпрограмма

Вспомогательные таблицы классификации

Комбинированный индекс

Логико-лингвистическая модель

Документографическая база данных

Таймер

Задание 3: Подобрать понятия, противоположные и противоречащие данным.

Требования к отчету: (Выполняется устно). Итоги выполнения задания представить в виде следующего логического ряда: «Большой – маленький – небольшой».

Перечень  лексических единиц

Начало                  Худой             Живой                               Входной документ

Белый                    Вирус             Буквенный афавит            Свет

Активный             Пустой            Легкий                Ввод данных

Задание 4: Определить, в каких из приведенных примеров имеет место отношение «род-вид», а в каких отношение «целое-часть».

Требования к отчету: (Выполняется устно). Итоги выполнения задания представить  следующим образом: стол – столешница (отношения «целое – часть»); стол – стол письменный (отношения «род-вид»).

Перечень  лексических единиц

Месяц, декабрь                              Искусственный язык, специализированный язык

Танец, народный танец                  Библиографическая запись, поле данных

Самолет, фюзеляж                          Алфавит ИПЯ, знак

Год, месяц             Устройство вывода, принтер

Книга, оглавление                           Текстовый редактор, Word

Задание 4: Выявить способы реализации парадигматических отношений в различных ИПЯ (ББК, УДК, ГРНТИ, классификаторы технико-экономической и социальной информации,  информационно-поисковых тезаурусах)

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы

                           Таблица

Реализация парадигматических отношений в ИПЯ

Наименование ИПЯ

Лексические единицы, связанные парадигматическими отношениями

Вид парадигматических отношений

Способ выражения

ГРНТИ

27.17 Алгебра

27.17.29 Линейная алгебра

Род-вид, сильные

В структуре индекса

Технология работы:

  1.  Используя основные и вспомогательные таблицы ИПЯ, подобрать по одному примеру реализации сильных (отношения тождества, иерархии: род-вид, целое-часть) и слабых парадигматических отношений.
  2.  Проанализировать элементы выбранных классификационных делений и определить способ выражения парадигматических отношений: в структуре индекса или с помощью ссылочно-справочного аппарата.
  3.  Сравнить способы реализации парадигматических отношений в различных ИПЯ (ББК, УДК, ГРНТИ, классификаторах технико-экономической и социальной информации,  информационно-поисковых тезаурусах). Сформулировать вывыоды.

Задание 5: Выявить способы реализации парадигматических отношений в определении понятия.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы

Таблица

Реализация парадигматических отношений в определении понятий

Лексические  единицы

Вид парадигматических отношений

Формальные распознаватели

Определение: Память – функциональная часть ЭВМ, предназначенная для приема, хранения и выдачи информации. Различают внутреннюю (основную, оперативную) и внешнюю память (Першиков В.И., Савинков В.М.  Толковый словарь по информатике. – М., 1991. – С. 254).

Память – функциональная часть ЭВМ

Прием, хранение и выдача данных

Внутрення (основная, оперативная) и внешняя память

Целое-часть, сильные

Предмет-назначение, слабые, ассоциативные

Род-вид, сильные

Пунктуационный, дефис

Лексический, «…предназначенная»

Лексический, «…различают»

          

Технология работы:

  1.  Найти заданное понятие (см. перечень) в словарях, справочниках.
  2.  Выписать определение  найденного понятия с указанием источника разыскания.
  3.  В структуре определения выделить лексические единицы.
  4.  Используя формальные распознаватели (пунктуационные, лексические, графические), определить вид парадигматических отношений, связывающих  лекические  единицы в определении.
  5.  Проанализировать полученные результаты и установить, какие виды парадигматических отношений наиболее часто используются при построении дефиниций (определений). Сформулировать выводы.

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Поле данных

Запоминающее устройство

Таблица общих определителей точки зрения

Полный индекс

Поисковый образ запроса

Устройство ввода

Переплетная  машина

Сдвоенный индекс

Информационно-поисковый язык

Таблица общих определителей народов

Контрольные вопросы 

  1.  Дайте определение понятия «парадигматические отношения».
  2.  Приведите примеры синонимов понятия «парадигматические отношения».
  3.  Перечислите виды парадигматических отношений.  Приведите примеры для каждого вида.
  4.  При выполнении каких операций Вашей профессиональной деятельности необходимо знание парадигматических отношений?
  5.  Какова связь между использованием парадигматических отношений и результатами информационного поиска?
  6.  Какие виды?

Список рекомендуемой литературы

1. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.15-21.

2. Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.