40066

Синтагматические отношения в ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Ознакомиться с видами грамматических средств в ИПЯ. Овладеть навыками практического использования грамматических средств в ИПЯ. № документа Поисковый образ документа в индексах ИПЯ УДК ББК таблицы для областных библиотек ГРНТИ 1 16075.

Русский

2013-10-15

54.5 KB

6 чел.

Лабораторная работа  3

4 часа

Синтагматические отношения в  ИПЯ

Цель работы: Усвоить сущность и назначение синтагматических отношений в  ИПЯ.

Задачи работы: 1.  Ознакомиться с видами грамматических средств в ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками практического использования грамматических  

                               средств  в ИПЯ.

Обеспечивающие средства: перечни лексических единиц; таблицы ББК, УДК, Государственный рубрикатор НТИ, вторичные документы.

  

Задание 1: Используя мешочную грамматику, передать смысл заданных сообщений.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

 Сборник упражнений по логике: Для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп.- Минск, 1980. – 285 с.

   Логика

   Сборники упражнений

   Вузы

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданное сообщение.
    1.   Выделить в сообщении ключевые слова, отражающие   предмет рассмотрения (например, логика, АИС)
    2.   Выделить в сообщении ключевые слова, отражающие   содержательные аспекты рассмотрения  (например, проектирование, разработка)
    3.  Выделить в сообщении ключевые слова, отражающие   формальные аспекты рассмотрения  (учебник, сборник упражнений)

2. Привести выделенные ключевые слова к единообразной грамматической форме:  именительный падеж; исчисляемые понятия записать во множественном числе, неисчисляемые – в единственном числе; в словосочетаниях осуществляется инверсия (на первом месте записывается существительное, например, системы информационные)

3.Оформить результаты индексирования.

Перечень сообщений

Вариант – 1

Вариант –2

1. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление   качеством, Сертификация: Курс лекций. – М., 2000. – 319 с.

  1.  Гируцкий А.А. Общее языкознание: Учеб. пособие для студентов вузов. – Минск, 2001. – 303 с.
  2.  Диброва В.С. Оптимизация питания кукурузы на карбонатных почвах// Система удобрений полевых культур при интенсивной технологии возделывания на мицеллярно-карбонатной почве в степной зоне земледелия. – Персиановка, 1990. – С. 20-24.
  3.  Боева И.Н., Долгопятова Т.Г. Экономическое поведение госудпрственных предприятий в условиях реформы: Социол. исследование//  Проблемы прогнозирования. – 1993. - №5. – С. 144-150.
  4.  Справочник по литейному производству металлов. – 2-е изд. . доп. – М., 1987. – 296 с.
  5.  Нефтяные компании в российской политике
  6.  Производство тракторов
  7.  Рецептура и технология производства йогурта

1. Электронный мультимедийный курс по русскому языку: Методические рекомендации составителю/ Томский гос. ун-т. – Томск, 2001. – 32 с.

2. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. – С.-Пб., 2002. – 460 с.

3. Червень В.К. Эффективность сернокислого цинка в системе удобрения кукурузы// Экологические аспекты использования и охраны почв. Ресурсов Молдавии. – Кишинев, 1990. – Т.2. – С. 140-141.

4. Боуз А. Проблемы рождаемости и изменения в области народонаселения: традиции, технологии и социальная напряженность// Междунар. Журн. Социал. Наук/ ЮНЕСКО. – 1995. - № 8. – С. 111-122.

5. Петрикин В.И. Месторождения железных руд в Северной Америке. – М., 1991. – 203 с.

6. Социология семьи

7. Добыча нефти в условиях песчаных  пустынь

8. Литье по выплавляемым моделям

Задание 2: Составить поисковые образы документов

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы.

№ документа

Поисковый образ документа в индексах ИПЯ

УДК

ББК (таблицы для областных библиотек)

ГРНТИ

1

16(075.8)

87я73

02.21.05

Технология работы:

  1.  Проанализировать библиографическое описание документа (см. задание 1, сообщения № 1-5), а также результаты их индексирования с использованием мешочной грамматики.
  2.  Заиндексировать документы с максимальной степенью полноты, используя основные и вспомогательные таблицы заданных ИПЯ (УДК, ББК, ГРНТИ),
  3.  Используя классификационную формулу заданного ИПЯ, построить поисковый образ документа.
  4.  Сравнить поисковые образы документа, построенные на основе различных ИПЯ.
  5.  Назвать использованные грамматические средства.
  6.  Оформить результаты работы

Задание 3: Декодировать заданные индексы.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

(088.8)(44)621.313

(088.8) – общий опредедлитель формы

(44) – общий определитель места

621.313 – основной индекс

Индекс УДК. Нарушены правила позиционной грамматики. Правильный индекс имеет следующий вид:

621.313(088.8)(44)

  Технология работы:

  1.  Проанализировать классификационный индекс
  2.  Выделить в структуре индекса все используемые опознавательные знаки (круглые скобки, дефис, точка нуль, равно и т.п.) и определить принадлежность индекса  к конкретному ИПЯ (УДК, ББК и т.п.).
  3.  На основе опознавательных знаков определить принадлежность индексов к тем или иным таблицам: основным или вспомогательным (таблица территориальных типовых делений, таблица общих определителей народов, таблицы специальных типовых делений и т.п.)
  4.  Установить правильность применения позиционной грамматики в индексе. В случае ошибки самостоятельно построить индекс, используя  классификационную формулу конкретного ИПЯ.
  5.  Оформить результаты работы.

Перечень лексических единиц

Вариант – 1

Вариант –2

(083.41)312.3

633.3.022.63(047.31)

(924.11)656.054

.013.069(083.85)(-924.15)

=40.013

я431.26.823.1

34.630.2-52-082.01

-37я22.42.112(2Р-4Нов)

26.222.6я21

(075.8)531.31

331.6(03)(-925.12)

.021.3.632.95(042.4)

=30.016

-3(2Р53)42.112

39.34-042.28

-01.40.64

Задание 4: Образовать различные смысловые высказывания, используя указатели связи.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить  следующим образом:

Ремонт, двигатели, испытание, автомобили.

 Ремонт двигателей и испытание автомобилей.

ремонт (а)                      испытание (б)

двигатели (а)                 автомобили (б)

 Ремонт автомобилей и испытание двигателей

ремонт (а)                   испытание (б)

автомобили (а)           двигатели (б)

Технология работы:

  1.  Из заданных лексических единиц образовать  все возможные истинные смысловые ряды.
  2.  Используя указатели связи, установить связь между  лексическими единицами   из образованного смыслового ряда.
  3.  Сравнить полученные результаты.
  4.  Оформить полученные результаты.

Перечень лексических единиц

Вариант – 1

Вариант –2

1. Ваккумное литье, тугоплавкие металлы, обработка, игольчатые подшипники

2. Организация, автоматические линии, контроль, технологические операции.

3. Аранжировка, песня, партитура, исполнение

4. Озеленение, город, благоустройство, дорога

1. Азотирование, тугоплавкие металлы, нитроцементация, подшипники

2. Устаревшее, новое, оборудование, производство.

3. Использование, библиографический указатель, издание, произведения В.П. Астафьева

4. Теория, программирование, языки, моделирование

Задание 5: Составить поисковый образ документа, используя аспектный метод анализа.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

Вторичный документ:

  Баранова Л.И. Упрочение закладочных массивов// Технология добычи угля подземным способом: Сб. науч. тр./ ЦНИЭИуголь. – М., 1971. – Вып. 9 (57). – С. 5-7.

   ИГД им. А.А. Скочинского разработаны требования к вяжущим средствам, применяемым для упрочения закладочных массивов при разработке мощных крутых пластов Кузбасса, в соответствии с которыми проведены изыскания состава вяжущих из местных материалов. В результате испытания установлено, что новое вяжущее из местных горелых пород (85 %) и портландцементного клинкера (15%) с добавкой ускорителя твердения может быть использовано для упрочения закладочных смесей.

  Выделенные ключевые слова: упрочение, массивы закладочные, способы подземные, технология, средства вяжущие, пласты крутые, Кузбасс, смеси закладочные.

  Поисковый образ документа: 1. массивы закладочные

                                             2. Кузбасс

         3. смеси закладочные

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный вторичный документ.
  2.  Отразить основное смысловое содержание документа с помощью ключевых слов.
  3.  Привести выделенные ключевые слова к единообразной грамматической форме:  именительный падеж; исчисляемые понятия записать во множественном числе, неисчисляемые – в единственном числе; в словосочетаниях осуществляется инверсия (на первом месте записывается существительное, например, системы информационные)
  4.  Из образованного массива ключевых слов выделить те ключевые слова, которые соответствуют следующим аспектам содержания: объект исследования, место исследования, сфера  применения.
  5.  Составить поисковый образ документа по следующей схеме:
    1.  Объект исследования
    2.  Место исследования
    3.  Сфера  применения.
  6.  Оформить плученные результаты.

Контрольные вопросы 

  1.  Дайте определение понятия «синтагматические  отношения».
  2.  В чем отличие синтагматических отношений от парадигматических отношений.
  3.  Приведите лексические единицы, связанные с данной («синтагматические отношения») парадигматическими отношениями. Запишите их в следующей последовательности:

   Лексическая единица

   Синонимы

   Вышестоящие понятия

   Нижестоящие понятия

   Ассоциативные понятия

Укажите вид связи между  лексиечскими единицами.

  1.  Каково назначение грамматических средств в ИПЯ?
  2.  В ходе какого технологического процесса начинается активное использование грамматических средств в ИПЯ?
  3.  Какое грамматическое средство наиболее часто используется в иерархических классификациях?

Список рекомендуемой литературы

1. Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.21-26.

2. Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18145. Методы расчета чувствительности приемного оптического модуля (ПРОМ) 196.27 KB
  Лекция 12. Методы расчета чувствительности приемного оптического модуля ПРОМ Приемный оптический модуль включает: фотодиод pin или лавинный фотодиод; предварительный усилитель; блок автоматической регулировки усиления. Малошумящий усилитель вып...
18146. Принципы действия волоконно-оптических датчиков (ВОД) физических величин 1.24 MB
  Лекция 13. Принципы действия волоконнооптических датчиков ВОД физических величин. ВОД делятся на два типа: датчики в которых волокно используется в качестве линий передачи сигнала; датчики в которых волокно является чувствительным элементом. Датчик
18147. Способы компенсации дрейфа ВОД 2.6 MB
  Лекция 14. Способы компенсации дрейфа ВОД. ВОД для измерения механических величин Недостатком ВОД является дрейф нуля. Известны следующие способы компенсации дрейфа нуля: преобразование переменного тока в постоянный рис.14.1 а. При этом переменная сост
18148. Датчики для измерения электрических величин 2.22 MB
  Лекция 15. Датчики для измерения электрических величин. ВОД с волокном в качестве чувствительного элемента Датчик магнитного поля на основе эффекта Фарадея Схема датчика магнитного поля на основе эффекта Фарадея показана на рис.15.1. Рис.15.1. Схема датчика магнитн...
18149. Волоконный гироскоп. ВОД ионизирующих излучений 246.61 KB
  Лекция 16. Волоконный гироскоп. ВОД ионизирующих излучений. ВОД с волоконными жгутами передающими излучение Волоконный гироскоп Волоконный гироскоп основан на эффекте Саньяка. Он обладает рядом достоинств по сравнению с обычным гироскопом а именно: просто
18150. Основные характеристики диэлектрических световодов для интегральной оптики 358.04 KB
  Лекция 17. Основные характеристики диэлектрических световодов для интегральной оптики. Схемонесущие материалы в интегральной оптике Интегральная оптика ИО это оптика тонких пленок технология изготовления элементов ИО схожа с технологией изготовления элементо
18151. Классификация интегрально-оптических элементов и схем 1.23 MB
  Лекция 18. Классификация интегральнооптических элементов и схем Все интегральнооптические элементы ИОЭ разбиты на 3 класса: структурные элементы; интегральнооптические схемы первого уровня интеграции; интегральнооптические схемы второго уровня интег...
18152. Интегральные оптические схемы (ИОС) первого уровня интеграции 220.84 KB
  Лекция 19. Интегральные оптические схемы ИОС первого уровня интеграции К этому классу относятся ИОС способные выполнять оптические магнитооптические электрооптические и некоторые другие функции. Конструктивно ИОС состоят из нескольких структурных элементов.
18153. Интегральные оптические системы (ИОС) второго уровня интеграции 290.6 KB
  Лекция 20. Интегральные оптические системы ИОС второго уровня интеграции Такие схемы являются совокупностью двух или более ИОС первого уровня интеграции. Они как правило представляют собой трехмерное волноводное оптическое образование в единой оптической монолит