40068

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация лексических единиц. Построение классификационной схемы понятий

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Построение классификационной схемы понятий Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц. Овладеть правилами деления объема понятий; 2. Технология работы: Найти в словаре определения заданных понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое делимое понятие. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий: Системы классификации Комбинационные Перечислительные УДК ББК...

Русский

2013-10-15

38 KB

7 чел.

Лабораторная работа 5

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация  лексических единиц. Построение  классификационной схемы понятий

Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами деления объема  понятий;

                            2. Приобрести навыки классификации объектов в соответствии

                         с требованиями формальной логики.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; справочные издания; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Определить делимое понятие и основание деления.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

Члены деления: «библиографическое описание», «реферат», «аннотация»

Делимое понятие: «вторичные документы»

Основание деления: вид свертывания.

Технология работы:

  1.  Найти в словаре определения заданных  понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое (делимое) понятие.
  2.  На основе анализа определения понятия установить основание деления.

Таблица 1

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Вариант-3

Вариант-4

Машинные языки, машинно-ориентированные языки, процедурно-ориентированные языки, проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные языки

Алфавит ИПЯ, лексика ИПЯ, парадигматические отношения, синтагматические отношения

Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм

Многопользовательские операционные системы, однопользовательские операционные системы, сетевые операционные системы, несетевые операционные системы,

Заголовок, заглавие, выходные данные

Машина, поезд, самолет

Основные таблицы классификации, вспомогательные таблицы классификации, АПУ, введение

Естественный язык, искусственный язык

Монархии, олигархии, демократия

Села, деревни, хутора

Хищники, травоядные, всеядные

Сельдь соленая, сельдь маринованная, сельдь жаренная, сельдь отварная

Задание 2: Осуществить систематизацию лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий:

Системы классификации

Комбинационные     Перечислительные

УДК       ББК     ДКД     МКИ           ГРНТИ       

Технология работы:

  1.  Используя справочные издания, найти определения понятий для выделенных  в ходе выполнения лабораторной работы 4 (задания 3-4) лексических единиц. Выписать определения на карточки.
  2.  Выделить из определений понятий отличительные признаки классов, упорядочить их по степени значимости.
  3.  В соответствии с выделенными отличительными признаками классов упорядочить лексические единицы и построить классификационные схемы понятий.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите правила формальной логики, которым должна подчиняться любая правильно построенная классификация.
  2.  Для чего необходимо производить систематизацию лексики при разработке ИПЯ?
  3.  Какие отношения реализуются в ходе систематизации лексики?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.   Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84982. Велика буква у назвах міст, сіл, вулиць, річок 141.63 KB
  Формувати у учнів навички написання з великої букви назви міст, сіл, вулиць, річок; удосконалювати вміння розрізняти загальну і власну назви (без вживання терміну), вміння писати імена, по батькові, прізвища людей та клички тварин з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, пам’ять...
84983. Вправи на закріплення та узагальнення знань про слова, які означають назви предметів 39.54 KB
  Повторювати і поглиблювати знання учнів про слова, які є назвами предметів; удосконалювати вміння розпізнавати ці слова серед інших слів; закріплювати навички написання слів з великої букви; розвивати зв’язне мовлення, вміння правильно висловлювати свою думку, поповнювати словникову скарбницю школярів
84984. Розпізнавання слів – назв предметів за питаннями хто? що? Малювання Колобка 488.21 KB
  Формувати вміння і навички розпізнавати слова, які відповідають на питання хто? що?, розвивати зв’язне мовлення, мислення, увагу, пам’ять; збагачувати словниковий запас; вчити малювати Колобка; виховувати любов до свого рідного міста; виховувати бережливе ставлення до хліба, а також працьовитість, дисциплінованість.
84985. Погодные условия и безопасность человека 27.54 KB
  Сформировать умения по обеспечению личной безопасности во время грозы гололеда и метели. Правила безопасного поведения во время грозы. Правила безопасного поведения во время метели. Сформировать убеждение в необходимости соблюдения правил безопасного поведения во время грозы при гололедице и во время метели.
84986. Безопасность на водоемах 29.17 KB
  Безопасность на водоемах Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в нашем городе и правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Сформировать убеждение в необходимости знать и соблюдать правила личной безопасности на водоемах. Общие правила безопасности при купании в водоемах.
84987. Криминогенные ситуации и личная безопасность 27.87 KB
  Сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при общении с незнакомыми людьми выработать умение в безопасном поведении в характерных криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Необходимо выработать у учащихся умение отказываться от нежелательного общения для обеспечения личной безопасности. Разобрать основные правила по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях возникающих в повседневной жизни.
84988. Обеспечение личной безопасности дома 30.08 KB
  Изучаемые вопросы Общие правила безопасного поведения школьника если он остался дома один. Обсудить с учащимися рекомендации по соблюдению правил безопасного поведения дома если они в доме одни. Не открывайте дверь никому даже если эти люди представились работниками коммунальных услуг милиции или почты. Если вас просят принести попить или позвонить от вас объясните через дверь как дойти до ближайшего магазина и телефонаавтомата.
84989. Обеспечение личной безопасности на улице 30.24 KB
  Обеспечение личной безопасности на улице Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами безопасного поведения в случаях возникновения криминогенных ситуаций на улице. Сформировать убеждение в необходимости совершенствовать свои знания и умения в вопросах безопасного поведения на улице с учетом складывающейся криминогенной обстановки. Изучаемые вопросы Общие рекомендации по безопасному поведению на улице.
84990. О культуре здоровья и безопасности школьника 28.04 KB
  Сформировать у учащихся общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Обозначить основные составляющие здорового образа жизни; выработать убеждения в том что режим дня является определяющей составляющей здорового образа жизни. Общие понятия о здоровом образе жизни и его составляющих. Режим дня как определяющая составляющая здорового образа жизни.