40068

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация лексических единиц. Построение классификационной схемы понятий

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Построение классификационной схемы понятий Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц. Овладеть правилами деления объема понятий; 2. Технология работы: Найти в словаре определения заданных понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое делимое понятие. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий: Системы классификации Комбинационные Перечислительные УДК ББК...

Русский

2013-10-15

38 KB

5 чел.

Лабораторная работа 5

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация  лексических единиц. Построение  классификационной схемы понятий

Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами деления объема  понятий;

                            2. Приобрести навыки классификации объектов в соответствии

                         с требованиями формальной логики.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; справочные издания; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Определить делимое понятие и основание деления.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

Члены деления: «библиографическое описание», «реферат», «аннотация»

Делимое понятие: «вторичные документы»

Основание деления: вид свертывания.

Технология работы:

  1.  Найти в словаре определения заданных  понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое (делимое) понятие.
  2.  На основе анализа определения понятия установить основание деления.

Таблица 1

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Вариант-3

Вариант-4

Машинные языки, машинно-ориентированные языки, процедурно-ориентированные языки, проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные языки

Алфавит ИПЯ, лексика ИПЯ, парадигматические отношения, синтагматические отношения

Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм

Многопользовательские операционные системы, однопользовательские операционные системы, сетевые операционные системы, несетевые операционные системы,

Заголовок, заглавие, выходные данные

Машина, поезд, самолет

Основные таблицы классификации, вспомогательные таблицы классификации, АПУ, введение

Естественный язык, искусственный язык

Монархии, олигархии, демократия

Села, деревни, хутора

Хищники, травоядные, всеядные

Сельдь соленая, сельдь маринованная, сельдь жаренная, сельдь отварная

Задание 2: Осуществить систематизацию лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий:

Системы классификации

Комбинационные     Перечислительные

УДК       ББК     ДКД     МКИ           ГРНТИ       

Технология работы:

  1.  Используя справочные издания, найти определения понятий для выделенных  в ходе выполнения лабораторной работы 4 (задания 3-4) лексических единиц. Выписать определения на карточки.
  2.  Выделить из определений понятий отличительные признаки классов, упорядочить их по степени значимости.
  3.  В соответствии с выделенными отличительными признаками классов упорядочить лексические единицы и построить классификационные схемы понятий.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите правила формальной логики, которым должна подчиняться любая правильно построенная классификация.
  2.  Для чего необходимо производить систематизацию лексики при разработке ИПЯ?
  3.  Какие отношения реализуются в ходе систематизации лексики?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.   Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77636. Философия Дзен 163 KB
  При изучении философии Дзен наилучшее представление о сути этого учения получаешь из примеров абсурдного, часто шокирующего, поведения учителей дзен. Если даже крупнейшие из них считали такой путь наилучшим для передачи своих идей, то могу ли я искать лучший?
77637. ВЛИЯНИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ НА УРОЖАЙНОСТЬ СОРТОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЗЕРНА И ИХ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИ ХРАНЕНИИ 397 KB
  В области площади зерновых культур в целом и озимой пшеницы в частности в последние 5 лет увеличились. Основная часть выращенного зерна пшеницы не отвечает требованиям предъявляемым к продовольственному зерну что сказывается на качестве муки и хлеба.
77643. Управление маркетинговой деятельностью фирмы 284.5 KB
  В условиях жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания субъекта экономики становится маркетинг. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства,...