40068

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация лексических единиц. Построение классификационной схемы понятий

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Построение классификационной схемы понятий Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц. Овладеть правилами деления объема понятий; 2. Технология работы: Найти в словаре определения заданных понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое делимое понятие. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий: Системы классификации Комбинационные Перечислительные УДК ББК...

Русский

2013-10-15

38 KB

7 чел.

Лабораторная работа 5

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация  лексических единиц. Построение  классификационной схемы понятий

Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами деления объема  понятий;

                            2. Приобрести навыки классификации объектов в соответствии

                         с требованиями формальной логики.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; справочные издания; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Определить делимое понятие и основание деления.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

Члены деления: «библиографическое описание», «реферат», «аннотация»

Делимое понятие: «вторичные документы»

Основание деления: вид свертывания.

Технология работы:

  1.  Найти в словаре определения заданных  понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое (делимое) понятие.
  2.  На основе анализа определения понятия установить основание деления.

Таблица 1

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Вариант-3

Вариант-4

Машинные языки, машинно-ориентированные языки, процедурно-ориентированные языки, проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные языки

Алфавит ИПЯ, лексика ИПЯ, парадигматические отношения, синтагматические отношения

Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм

Многопользовательские операционные системы, однопользовательские операционные системы, сетевые операционные системы, несетевые операционные системы,

Заголовок, заглавие, выходные данные

Машина, поезд, самолет

Основные таблицы классификации, вспомогательные таблицы классификации, АПУ, введение

Естественный язык, искусственный язык

Монархии, олигархии, демократия

Села, деревни, хутора

Хищники, травоядные, всеядные

Сельдь соленая, сельдь маринованная, сельдь жаренная, сельдь отварная

Задание 2: Осуществить систематизацию лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий:

Системы классификации

Комбинационные     Перечислительные

УДК       ББК     ДКД     МКИ           ГРНТИ       

Технология работы:

  1.  Используя справочные издания, найти определения понятий для выделенных  в ходе выполнения лабораторной работы 4 (задания 3-4) лексических единиц. Выписать определения на карточки.
  2.  Выделить из определений понятий отличительные признаки классов, упорядочить их по степени значимости.
  3.  В соответствии с выделенными отличительными признаками классов упорядочить лексические единицы и построить классификационные схемы понятий.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите правила формальной логики, которым должна подчиняться любая правильно построенная классификация.
  2.  Для чего необходимо производить систематизацию лексики при разработке ИПЯ?
  3.  Какие отношения реализуются в ходе систематизации лексики?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.   Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57505. Інформаційна система. Апаратна складова 85 KB
  Зображення на екрані монітора утворюється з окремих елементів зображення пікселів англ. picture element елемент зображення які інколи називаютьточками зображення. Вони забезпечують високу яскравість і контрастність зображення.
57506. Перші весняні квіти. Урок розвитку зв’язного мовлення 67 KB
  Вчити учнів описувати весняні квіти послідовно формувати думки та поєднувати їх у мовленні. Чайковський Вальс квітів відео Весняні квітиâ Спів соловейкаâ мультимедійна установка. Квіти Отже сьогодні ми навчимося описувати перші весняні квіти.
57507. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми, конспект уроку 43 KB
  Мета: поглибити знання про групи слів за значеннямформувати вміння визначати в реченнях і текстах синонімиантоніми й омоніми доречно вживати їх у мовленніутворювати синонімічні ряди добирати антонімічні пари...
57508. Дворцовые перевороты 62.5 KB
  Указ Петра I о престолонаследии. Задание учащимся: рассмотреть таблицу Дворцовые перевороты и ответить на вопрос: Что общего между правителями в эту эпоху Варианты ответов учащихся: Правителями были дальние и близкие родственники Петра I.
57509. Групи слів за значенням (синоніми, антоніми, омоніми, пароніми) 35.5 KB
  Скласти речення до кожної групи слів. Синоніми допомагають точніше висловлювати думку уникнути повторення однакових або співзвучних слів. З одним із слів скласти речення.
57510. Іменники-синоніми. Іменники-антоніми. Багатозначні слова 35 KB
  Мета: удосконалювати вміння вживати в мовленні іменники-синоніми антоніми як засіб увиразнення мовивміти застосовувати в мовленні багатозначні словарозвивати і збагачувати мовлення дітей виховувати інтерес до рідної мови.
57511. Омоніми 91 KB
  Мета: дати учням поняття про омоніми, формувати вміння визначати омоніми в реченнях, пояснювати їхнє лексичне значення, доречно вживати їх у мовленні; удосконалювати орфографічні та пунктуаційні навички.
57513. Слово. Значення слова 230.5 KB
  Мета: закріплювати знання про пряме і переносне значення слів багатозначність слова синоніми і антоніми удосконалювати навички користування фразеологізмами; збагачувати словниковий запас розвивати творче мислення та мовлення учнів...