40068

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация лексических единиц. Построение классификационной схемы понятий

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Построение классификационной схемы понятий Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц. Овладеть правилами деления объема понятий; 2. Технология работы: Найти в словаре определения заданных понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое делимое понятие. Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий: Системы классификации Комбинационные Перечислительные УДК ББК...

Русский

2013-10-15

38 KB

7 чел.

Лабораторная работа 5

2 часа

Создание лексико-семантической основы ИПЯ. Часть 2. Систематизация  лексических единиц. Построение  классификационной схемы понятий

Цель работы: Освоить методы систематизации лексических единиц.

Задачи работы: 1. Овладеть правилами деления объема  понятий;

                            2. Приобрести навыки классификации объектов в соответствии

                         с требованиями формальной логики.

Обеспечивающие средства: массив карточек с лексическими единицами; справочные издания; информационно-поисковые языки (УДК, ББК, ГРНТИ).

Задание 1: Определить делимое понятие и основание деления.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем виде:

Члены деления: «библиографическое описание», «реферат», «аннотация»

Делимое понятие: «вторичные документы»

Основание деления: вид свертывания.

Технология работы:

  1.  Найти в словаре определения заданных  понятий и проанализировать их с точки зрения указания в дефиниции на родовое (делимое) понятие.
  2.  На основе анализа определения понятия установить основание деления.

Таблица 1

Перечень лексических единиц

Вариант - 1

Вариант –2

Вариант-3

Вариант-4

Машинные языки, машинно-ориентированные языки, процедурно-ориентированные языки, проблемно-ориентированные, объектно-ориентированные языки

Алфавит ИПЯ, лексика ИПЯ, парадигматические отношения, синтагматические отношения

Линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм

Многопользовательские операционные системы, однопользовательские операционные системы, сетевые операционные системы, несетевые операционные системы,

Заголовок, заглавие, выходные данные

Машина, поезд, самолет

Основные таблицы классификации, вспомогательные таблицы классификации, АПУ, введение

Естественный язык, искусственный язык

Монархии, олигархии, демократия

Села, деревни, хутора

Хищники, травоядные, всеядные

Сельдь соленая, сельдь маринованная, сельдь жаренная, сельдь отварная

Задание 2: Осуществить систематизацию лексических единиц.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде классификационной схемы понятий:

Системы классификации

Комбинационные     Перечислительные

УДК       ББК     ДКД     МКИ           ГРНТИ       

Технология работы:

  1.  Используя справочные издания, найти определения понятий для выделенных  в ходе выполнения лабораторной работы 4 (задания 3-4) лексических единиц. Выписать определения на карточки.
  2.  Выделить из определений понятий отличительные признаки классов, упорядочить их по степени значимости.
  3.  В соответствии с выделенными отличительными признаками классов упорядочить лексические единицы и построить классификационные схемы понятий.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите правила формальной логики, которым должна подчиняться любая правильно построенная классификация.
  2.  Для чего необходимо производить систематизацию лексики при разработке ИПЯ?
  3.  Какие отношения реализуются в ходе систематизации лексики?

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С. 64-77.
  2.   Гендина Н.И., Скипор И.Л. Лингвистические основы информатики: Гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27970. Восприятие как процесс категоризации в трудах Дж. Брунера 36.92 KB
  Личность и психика развитие личности и развитие психики: соотношение понятий. Личность и психика развитие личности и развитие психики: соотношение понятий. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Петровский Ярошевский Развитие личности процесс качественных психологических личностных изменений в личности а также результат этих изменений.
27971. Память как высшая психическая функция 23.01 KB
  Психология этнической социализации и этнической идентичности. Психология этнической социализации и этнической идентичности. Этническая социализация выполняет функцию формирования множественной и многоуровневой идентичности личности способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Одним из основных институтов этнической социализации является семья.
27972. Эффект Зейгарник. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности 18.62 KB
  Механизмы и эффекты межличностного восприятия Этническая идентичность: общее описание структура становление и формирование изменения этнической идентичности. Эффект Зейгарник. Эффект незавершенного действия эффект Зейгарник явление характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.
27973. Долговременная, кратковременная, оперативная и иконическая память 27.68 KB
  Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия Особенности межкультурной коммуникации развитие культурной сензитивности. Непосредственный отпечаток полезен в тех случаях когда сигнал действует очень недолго как при просмотре к ф; он обеспечивает также непрерывность восприятия при моргании или движении глаз. Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса....
27974. Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение 35.57 KB
  Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Область исследований связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов.
27975. Основные свойства внимания и методы их оценки 43.91 KB
  Основные свойства внимания и методы их оценки. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное перцептивное: зрительное и слуховое интеллектуальное моторное двигательное исполнительское. Внешнее внимание сенсорноперцептивное обращено на объекты внешнего мира необходимое условие познания и преобразования окружающего мира Внимание внутреннее интеллектуальное обращено на объекты субъективного мира человека необходимое условие самопознания и самовоспитания Виды внимания Джеймс По объекту: а чувственное...
27976. Когнитивные теории внимания и их критика. Этноцентризм и этнические стереотипы 28.85 KB
  Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации в блоке Р. это процесс в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Всем известный пример внутригрушювого фаворитизма ...
27977. Мышление как регулятор деятельности и как самостоятельная деятельность Психология управления: объект, предмет, задачи. Основные теоретические школы менеджмента 65.33 KB
  Роль посредника в разрешении конфликтов Психология управления: объект предмет задачи. Поэтому в современном менеджменте навык управления конфликтами рассматривается как один из критически важных для менеджера. Цикл конфликта Первое чему необходимо научиться для успешного управления конфликтом это вовремя распознавать сигналы его эскалации. Схема выбора способа управления конфликтом Уровни конфликта в организации и их источники В любой организации существует несколько уровней конфликтов: внутриличностные межличностные межгрупповые...
27978. Мышление и интеллект, структура интеллекта, тестирование интеллекта и креативности 74.06 KB
  Проблема группы в социальной психологии. Оценка интеллекта Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности сокращенно обозначаемый IQ который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Две другие группы по 16 в каждой результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы рассматриваются или как умственно отсталые люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84 или как обладающие высокими выше среднего...