40070

Объектно-признаковый язык

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Таблица 1 Виды фактографической информации Лексическая единица Вид информации фактическая прогнозная количественная качественная Технология работы: Проанализировать лексическую единицу см. По результатам тематического поиска в базе данных Дипломные работы отобрано 34 документа; 4. Таблица 2 Типы лексических единиц Лексическая единица Тип лексической единицы Кемеровский государственный университет культуры и искусств номенклатурный знак Технология работы: Проанализировать...

Русский

2013-10-15

55 KB

9 чел.

Лабораторная работа

2 часа

Объектно-признаковый язык

Цель работы: Изучить структуру и назначение объектно-признакового языка (ОПЯ)

Задачи работы:    1. Выявить отличительные особенности ОПЯ в системе средств

                                   лингвистического обеспечения АИС.

  1.  Выработать навыки создания лексико-семантической основы ОПЯ.

            3. Определить сферу применения  ОПЯ.

Обеспечивающие средства:  лексические единицы, справочники, рекламные объявления.

Задание 1: Определить вид фактографической информации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1.  

Таблица 1- Виды фактографической информации

Лексическая единица

Вид информации

фактическая

прогнозная

количественная

качественная

Технология работы:

  1.  Проанализировать  лексическую единицу (см. перечень лексических единиц 1)  и определить вид фактографической информации: фактическая или прогнозная, количественная или качественная.
  2.  Оформить результаты выполнения задания

Перечень лексических единиц 1

Вариант –1

1. Объем платных услуг, предоставляемых информационными службами, в будущем году увеличится на 30 %;

2. Фонд библиотеки составляет 735862 экземпляра;

3. Товары многих фирм имеют низкое качество;

4. Большинство преподавателей   института информационных и библиотечных технологий являются кандидатами и докторами наук;

5. Отсев студентов на разных курсах колеблется от 5 до 10 %;

6. По сведениям Гидрометеоцентра, завтра будет солнечная погода;

7. Студенты 3 курса специальности «Прикладная информатика» приняли активное участие в межрегиональной студенческой конференции «Культура и искусство: поиски и открытия»;

8. В прошлом году уровень инфляции составил 14%.

Вариант –2

1. Количество абонентов INTERNET в будущем году увеличится на 20%;

2. Кузбасс объявлен свободной экономической зоной;

3. По результатам тематического поиска в базе данных «Дипломные работы» отобрано 34 документа;

4. На самостоятельную работу студентов специальности «Прикладная информатика»  отводится 24 часа в неделю;

5. За период с 2005 по 2009 год на кафедре ТАОИ подготовлено  и защищено 350 дипломных работ;

6. Некоторые услуги в библиотеке останутся бесплатными;

7. Лексика Международной классификации изобретений атерминологична;

8. Автор книги «Флирт – путь к успеху» Джил Шпигель – внучка Джозефа Шпигель, основателя известного журнала.  

Вариант – 3

1. Время, затрачиваемое на изготовление одной копии на аппарате Canon, составляет 10 секунд;

2. Диссертации отсутствуют в фондах областных и муниципальных библиотек;

3. Периодичность выхода каталога «Базы данных России» в будущем  году составит 1 раз в квартал;

4. Корпорация Daewoo имеет отделения по всему миру;

5. Объем платных услуг, предоставленных  информационными службами, увеличился в прошлом году на 30 %;

6.  Продолжительность преддипломной практики студентов специальности «Прикладная информатика» в 8 семестре составит пять недель;

7. Стандарт унифицированного визуального языка моделирования (UML) принят в 1997 году;

8. В текущем учебном году планируется проведение студенческой олимпиады по информатике.

Вариант – 4

1. На самостоятельную работу студентов специальности «Прикладная информатика»  в 5 семестре будет отводиться не менее  24 часов в неделю;

2. УДК переведена на 23 языка народов мира;

3. Заведующие кафедрами являются членами Ученого совета Кемеровского государственного университета культуры и искусств;

4. Количество подписчиков журнала «Мир ПК» в будущем году увеличится на 20 %;

5. Программа «БАНК» предназначена для автоматизированного учета финансовых операций предприятия;

6.Текущая версия спецификаций Дублинского ядра включает 15 элементов.

7. Результаты проведенного анализа сайта кафедры ТАОИ планируется использовать при модернизации сайта.

8. Более 50% жителей г. Кемерово приняли участие в субботнике.

Задание 2: Определить тип лексических единиц ОПЯ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2.

Таблица 2 – Типы лексических единиц

Лексическая единица

Тип лексической единицы

Кемеровский  государственный университет культуры и искусств

номенклатурный знак

                        

Технология работы:

  1.  Проанализировать  лексическую единицу (см. перечень лексических единиц 2)  и определить ее тип: термин, номенклатурный знак, кванторная  лексическая единица, модальная лексическая единица или служебная лексика.
  2.  Оформить результаты выполнения задания.

Перечень лексических единиц 2

Вариант –1

1. Программное обеспечение АИС;

2. Sony Bravia KDL-32L40xx;

3. Более половины сайтов российских угольных концернов имеют англоязычную версию;

4. Вероятно, солнечная погода продлится в течение ближайшей недели.

5. Отчет о НИР;

6. Некоторые услуги в библиотеке останутся бесплатными;

7. Синтагматические отношения;

8. Международный  стандарт;

9. Киноцентр «Космос»;

10. Невозможно успешно сдать экзамен без регулярного выполнения домашних заданий.

Вариант –2

1. Sony Corporation;

2. Лингвистическое обеспечение АИС;

3. Указатель национальных стандартов;

4. Патент;

5. Предположительно, в этом году дипломы с отличием получат 10% выпускников специальности «Прикладная информатика»;

6. Винчестер;

7. Московский государственный университет;

7. Все студенты специальности «Прикладная информатика» защищают дипломные проекты;

8. Скорее всего, в этом году уровень инфляции превысит ожидаемые показатели.

Вариант – 3

1. Большинство преподавателей   института информационных и библиотечных технологий являются кандидатами и докторами наук;

2. База данных «Публикации преподавателей»;

2. Web-сайт;

3. Научно-технический центр «Информрегистр»;

4. Все услуги стоматологической клиники «Улыбка» являются платными;

5. Класс условной эквивалентности;

6.  Стандарт;

8. Любой студент КемГУКИ может принять участие в конкурсе «Альтернативный проект сайта вуза»;

9. Лазерный принтер Xerox Phaser 3116;

10.   Возможно, тираж журнала «Мир ПК» в будущем году увеличится на 20 %.

Вариант – 4

1. Некоторые дипломы студентов специальности «Прикладная информатика» будут направлены для участия во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ;

2. Иерархическая классификация;

3. Предположительно, стоимость путевки в санаторий в этом году не изменится;

4. Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих;

5. Энциклопедия;

6. Авиакомпания «Сибирь»;

7. Реферативный журнал;

8. Вряд ли скидки на бытовую технику в ближайшее время будут увеличены;

9. Парадигматические отношения;

10.  Все студенты 3 курса в рамках курсовой работы проводят исследование  Интернет-ресурсов

Задание 3: Оценить тексты рекламных объявлений с точки зрения степени их структурированности.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3.

Таблица 3 – Виды  информации с точки зрения степени структурированности

№ рекламного объявления

Вид  информации

Приемы структурирования текста

                        

Технология работы:

  1.  Проанализировать  текст заданного рекламного объявления (см. массив рекламных объявлений).
  2.  Выявить приемы структурирования текста: наличие количественных данных; использование маркеров (словесных клише);  представление в виде таблицы, анкеты, перечня и т.п.
  3.  Установить вид фактографической информации с точки зрения степени структурированности: хорошо структурированная и плохо  структурированная информация.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Контрольные вопросы:

  1.  Чем обусловлено возникновение объектно-признаковых ИПЯ?
  2.  Каковы особенности лексики объектно-признаковых ИПЯ?
  3.  Перечислите основные типы лексических единиц ОПЯ. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  4.  Какова сфера применения объектно-признаковых ИПЯ?