40071

Государственный рубрикатор научно-технической информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ. Определить сферу применения ГРНТИ.

Русский

2013-10-15

48.5 KB

12 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Государственный рубрикатор научно-технической информации

как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ)

Задачи работы: 1. Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ.

                            3. Определить сферу применения ГРНТИ.

Обеспечивающие средства: 4-е и 5-е издание ГРНТИ, CD-ROM «Библионорматив» (машиночитаемый вариант ГРНТИ), информационные издания, вторичные документы

Задание 1: Охарактеризовать ГРНТИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

Таблица 1

Характеристика ГРНТИ как ИПЯ

Параметр анализа

Значение

Пример

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Технология работы:

  1.  Охарактеризовать внутреннюю структуру ГРНТИ
    1.  На основе анализа кодов ГРНТИ определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в ГРНТИ.
    2.  Охарактеризовать лексику ГРНТИ по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в ГРНТИ. Привести примеры.
    4.  На основе анализа методических указаний к ГРНТИ установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  2.  Охарактеризовать организационную  структуру ГРНТИ. Выявить все  элементы организационной структуры ГРНТИ: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2:  Выявить приемы типизации, используемые при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 2:

Таблица 2

Использование приема типизации в ГРНТИ

Типовая рубрика

Код и наименование раздела

14 Народное образование. Педагогика

17 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

ХХ.01 Общие вопросы

14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики

17.01 Общие вопросы литературоведения

ХХ.09 История науки

14.09 История образования и педагогики. Персоналия

17.09 История литературы

 

Технология работы:

  1.  Используя предисловие  к ГРНТИ,  установить перечень типовых рубрик, введенных в основную классификационную таблицу ГРНТИ.
  2.  Отобрать  5 типовых рубрик.
  3.  На примере 4 разделов (отобранных по собственному желанию) проиллюстрировать использование приема типизации при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 3:  Структурировать массив описаний баз данных, используя ГРНТИ  

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента каталога баз данных:

76.09 Медицинские материалы, средства и изделия

Аналитическая система исследования рынка медицинских препаратов и оборудования. № ГР 0229804032

76.13 Медицинская техника

Банк данных по природоохранной и  медицинской технике Пермского регионального отделения № ГР 0229600934

Изделия медицинской техники № ГР 0229600522

Медицинское оборудование № ГР 0229601210

Технология работы:

  1.  Проанализировать описание базы данных, выявить ключевые слова, отражающие ее основное смысловое содержание.
  2.  Используя ГРНТИ, закодировать базу данных.
  3.  Сгруппировать описания баз данных на основе присвоенных кодов ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 4:  Доказать, что рубрикатор информационных изданий ВИНИТИ является совместимым с ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 3:

Таблица 3

Таблица совместимости между ГРНТИ и рубрикатором  информационных изданий ВИНИТИ

Код и наименование рубрики ГРНТИ

Код и наименование рубрики рубрикатора  ВИНИТИ

Технология работы:

  1.  Отобрать из подкласса  «20 Информатика» ГРНТИ две любых  рубрики второго уровня иерархии (имеющих 4 знака в коде, например, 20.23 Информационный поиск).
  2.  Найти данные рубрики в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  3.  Проанализировать состав данных рубрик, установить количество уровней иерархии, принятое для построения кодов в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  4.  Сравнить наполнение рубрик в ГРНТИ и рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ с точки зрения глубины отражения предмета и аспектов рассмотрения. Сформулировать выводы.
  5.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите признаки, позволяющие характеризовать ГРНТИ как иерархическую классификацию.
  2.  Каково назначение ГРНТИ?
  3.  Охарактеризуйте организационную структуру ГРНТИ

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.64-77.
  2.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  3.   Белозеров, В.Н. Ведение комплекса классификационных ИПЯ системы научно-технической информации [Текст] / В.Н. Белозеров // Информационные продукты, процессы и технологии: НТИ-95: конф. с междунар. участием. – М., 1995. – С. 37-40.
  4.  Государственный рубрикатор научно-технической информации [Текст]  / ВИНИТИ. – 5-е изд. – М., 2001. – С.5-18.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23512. Словообразование как наука 197 KB
  В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам моделям схемам по определенным образцам которые образуют определенный языковой механизм который и называется словообразованием. В языке различают непроизводные слова ех: лес река море стол идти веселый синий примарные первообразные и производные слова образованные на базе существующих слов ех: морской речник развеселый лесной. Производные слова...
23513. Русское слово в свете структурно-семантического описания (словообразовательный и морфемный анализ) 240.5 KB
  Роженцова Словообразовательный и морфемный анализ как способ исследования структурносемантических особенностей производного слова Одним из важнейших результатов изучения курса морфемики и словообразования современного русского языка является умение дать словообразовательный и морфемный анализ любого слова. Это умение опирается на теоретические представления о том по каким законам строятся слова в языке как функционируют морфемы как организуется значение производного слова и т. При освоении каждого этапа рекомендуется опираясь на данные...
23514. Морфемика. Морфонология. Словообразование 254 KB
  Оглавление Объяснительная записка 4 Словоизменительные аффиксы и принципы их вычленения 6 Формообразовательные аффиксы и принципы их вычленения 12 Словообразовательные аффиксы и принципы их вычленения 21 Корень как главная морфема в структуре слова 32 Полный морфемный анализ 35 Разбор по составу 38 Библиографический список 39 Объяснительная записка Морфемика это лингвистическая дисциплина изучающая систему морфем языка типы морфем их строение сочетаемость и морфемную структуру слова. Одним из важнейших результатов изучения курса...
23515. ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 777.5 KB
  Таким образом своей основной задачей мы считали системное изложение фактов русского языка в соответствии с современными представлениями об устройстве фонетического компонента языка2. Этим обусловлено включение некоторых разделов ранее отсутствовавших в учебниках таких как Перцептивный аспект фонетических описаний Артикуляционная база русского языка Разговорная речь а также существенное расширение сведений из области речепроизводства и речевой акустики при изложении основ перцептивной фонетики мы основывались на тех сведениях...
23516. Лингвотекстологическое исследование Пролога за сентябрьское полугодие по спискам XII – начала XV в. 1.73 MB
  Слова hapax legomena редкие и не учтенные в исторических словарях. Переработка Синаксаря в пространной редакции Пролога. Славянские памяти в Прологе краткой и пространной редакций. Соотношение редакций Пролога204 3.
23517. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК: КАРТИНА МИРА 74.5 KB
  Устои же эти хранятся передаются и развиваются на высшем духовном уровне народного языка на том уровне где народ осмысляет бесконечность мироздания сущность человеческой природы разумность и сверхразумную премудрость мироустройства. Для русского языка таким высшим духовным уровнем является священный старославянский или если рассматривать его в постепенном историческом развитии церковнославянский язык. В пору создания этого языка славяне были еще единым народом. Чтобы вполне использовать созидательную силу этих понятий нужно всемерно...
23518. Связь курса ИРЛЯ с другими филологическими дисциплинами 539.5 KB
  Причины и предпосылки возникновения РЛЯ Предпосылки Фольклор Письменность Принятие христианства Причины появления ЛЯ Проблема происхождения РЛЯ проблема основы Традиционная точка зрения его происхождения на старославянской языковой основе. Роль старославянского языка в развитии РЛЯ вообще от начала до сер. Стиль древнерусской публицистики Поучение Владимира Мономаха О структуре языка поучения Язык художественных текстов Слово о полку Игореве Славянизмы и их назначение в тексте памятника Выразительные средства Церковнославянский язык...
23519. ПРАСЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ 1.77 MB
  Я их расшифровал каждый значок озвучил и у меня получился набор слоговых знаков т. При сопоставлении знаков типа черт и резов с кириллицей и глаголицей болгарской и хорватской обнаружены 23 знака совпадающие по форме. Итак Кирилл заимствовал знаки своего алфавита из более древнего славянского письма О том же свидетельствует и послание папы Иоанна VIII. Большой ареал правда это трипольские земли трипольский уровень И там я впервые встретил знаки которые абсолютно идентичны чертам и резам Расцвет трипольской культуры приходится...
23520. Applying Experimental Archaeology to Ethnomusicology: Recreating an Ancient Maya Friction Drum through Various Lines of Evidence 165 KB
  The caption for Figure 11 reads simply Dance with drums string instrument and conch trumpet Schele Mathews 1998:Figure 11. Instead this object is most likely a friction drum Rene Lysloff personal communication an object also not known to have existed in PreContact America. The idea of the friction drum has been discussed in the archaeological literature before.