40071

Государственный рубрикатор научно-технической информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ. Определить сферу применения ГРНТИ.

Русский

2013-10-15

48.5 KB

14 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Государственный рубрикатор научно-технической информации

как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ)

Задачи работы: 1. Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ.

                            3. Определить сферу применения ГРНТИ.

Обеспечивающие средства: 4-е и 5-е издание ГРНТИ, CD-ROM «Библионорматив» (машиночитаемый вариант ГРНТИ), информационные издания, вторичные документы

Задание 1: Охарактеризовать ГРНТИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

Таблица 1

Характеристика ГРНТИ как ИПЯ

Параметр анализа

Значение

Пример

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Технология работы:

  1.  Охарактеризовать внутреннюю структуру ГРНТИ
    1.  На основе анализа кодов ГРНТИ определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в ГРНТИ.
    2.  Охарактеризовать лексику ГРНТИ по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в ГРНТИ. Привести примеры.
    4.  На основе анализа методических указаний к ГРНТИ установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  2.  Охарактеризовать организационную  структуру ГРНТИ. Выявить все  элементы организационной структуры ГРНТИ: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2:  Выявить приемы типизации, используемые при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 2:

Таблица 2

Использование приема типизации в ГРНТИ

Типовая рубрика

Код и наименование раздела

14 Народное образование. Педагогика

17 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

ХХ.01 Общие вопросы

14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики

17.01 Общие вопросы литературоведения

ХХ.09 История науки

14.09 История образования и педагогики. Персоналия

17.09 История литературы

 

Технология работы:

  1.  Используя предисловие  к ГРНТИ,  установить перечень типовых рубрик, введенных в основную классификационную таблицу ГРНТИ.
  2.  Отобрать  5 типовых рубрик.
  3.  На примере 4 разделов (отобранных по собственному желанию) проиллюстрировать использование приема типизации при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 3:  Структурировать массив описаний баз данных, используя ГРНТИ  

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента каталога баз данных:

76.09 Медицинские материалы, средства и изделия

Аналитическая система исследования рынка медицинских препаратов и оборудования. № ГР 0229804032

76.13 Медицинская техника

Банк данных по природоохранной и  медицинской технике Пермского регионального отделения № ГР 0229600934

Изделия медицинской техники № ГР 0229600522

Медицинское оборудование № ГР 0229601210

Технология работы:

  1.  Проанализировать описание базы данных, выявить ключевые слова, отражающие ее основное смысловое содержание.
  2.  Используя ГРНТИ, закодировать базу данных.
  3.  Сгруппировать описания баз данных на основе присвоенных кодов ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 4:  Доказать, что рубрикатор информационных изданий ВИНИТИ является совместимым с ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 3:

Таблица 3

Таблица совместимости между ГРНТИ и рубрикатором  информационных изданий ВИНИТИ

Код и наименование рубрики ГРНТИ

Код и наименование рубрики рубрикатора  ВИНИТИ

Технология работы:

  1.  Отобрать из подкласса  «20 Информатика» ГРНТИ две любых  рубрики второго уровня иерархии (имеющих 4 знака в коде, например, 20.23 Информационный поиск).
  2.  Найти данные рубрики в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  3.  Проанализировать состав данных рубрик, установить количество уровней иерархии, принятое для построения кодов в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  4.  Сравнить наполнение рубрик в ГРНТИ и рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ с точки зрения глубины отражения предмета и аспектов рассмотрения. Сформулировать выводы.
  5.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите признаки, позволяющие характеризовать ГРНТИ как иерархическую классификацию.
  2.  Каково назначение ГРНТИ?
  3.  Охарактеризуйте организационную структуру ГРНТИ

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.64-77.
  2.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  3.   Белозеров, В.Н. Ведение комплекса классификационных ИПЯ системы научно-технической информации [Текст] / В.Н. Белозеров // Информационные продукты, процессы и технологии: НТИ-95: конф. с междунар. участием. – М., 1995. – С. 37-40.
  4.  Государственный рубрикатор научно-технической информации [Текст]  / ВИНИТИ. – 5-е изд. – М., 2001. – С.5-18.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22436. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 86 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1. Теоретические основы агропромышленной интеграции. Типы и виды агропромышленной интеграции. Факторы агропромышленной интеграции.
22437. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О КООПЕРАЦИИ 1.88 MB
  ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О КООПЕРАЦИИ 1. Развитие кооперации во второй половине XIX века 3. Чаянова о кооперации 7. Колыбелью и родиной кооперации является Западная Европа.
22438. АПК как объект межотраслевых связей 107.5 KB
  АПК как объект межотраслевых связей Сущность АПК его место и роль в народном хозяйстве Республики Беларусь 2. Предпосылки и объективная необходимость формирования АПК сущность его взаимосвязей 3. Современное состояние и перспективы развития АПК 1. Сущность АПК его место и роль в народном хозяйстве Республики Беларусь В ходе исторического развития сельское хозяйство все больше теряет свою былую изолированность и неуклонно интегрируется со многими отраслями экономики.
22439. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 66 KB
  Содержание принципы задачи и основные направления организации труда в сельском хозяйстве. Основные формы организации труда. Внутрибригадная организация труда. Содержание принципы задачи и основные направления организации труда в сельском хозяйстве Одним из важнейших условий обеспечивающих высокие темпы развития сельского хозяйства является широкое применение прогрессивных форм организации труда сокращение потерь рабочего времени всемерная активизация человеческого фактора.
22440. СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА 49 KB
  Система растениеводства. Система животноводства. Экономическая сущность и основные принципы построения системы ведения хозяйства Система это множество взаимосвязанных элементов образующих определённую целостность единство. Система ведения сельского хозяйства это совокупность социальноэкономических организационных технических и технологических принципов построения и ведения производства для конкретных условий с целью удовлетворения потребностей общества в сельскохозяйственных продуктах.
22441. ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) ПРОИЗВОДСТВА 66.5 KB
  Задачи и основные принципы планирования экономического и социального развития. Методы планирования. Система внутрихозяйственного планирования. Задачи и основные принципы планирования экономического и социального развития В системе экономических законов действует закон планомерного и пропорционального развития народного хозяйства.
22442. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЧЕТАНИЕ ОТРАСЛЕЙ 50 KB
  Сущность значение и формы специализации. Сущность значение и формы специализации Все колхозы с момента их создания функционировали как многоотраслевые сельхозпредприятия. С середины 60х годов с укрупнением их размеров начался процесс специализации. Иначе говоря сущность специализации ее экономическое содержание заключается в общественном разделении труда которое происходит постоянно и в разных формах.
22443. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 90.5 KB
  Сущность материального стимулирования и принципы оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях. Основные формы виды и системы оплаты труда. Сущность материального стимулирования и принципы оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях Оплата труда в сельхозпредприятиях производится на основе экономического закона распределения по труду который выражает объективную необходимость распределения предметов потребления в соответствии с количеством и качеством труда вложенного каждым работником в общественное хозяйство.
22444. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ 92.5 KB
  Сущность принципы и система хозрасчета Хозрасчет это экономическая категория выражающая отношения в области производства распределения обмена и потребления продукции. Целью хозяйственного расчета является рачительное ведение хозяйства соблюдение режима экономии окупаемости затрат и обеспечение рентабельности производства. При этом следует отметить то что в предприятии происходит соединение средств производства и рабочей силы и на этой основе осуществляется процесс производства продукции. Среди важнейших принципов хозрасчета в...