40071

Государственный рубрикатор научно-технической информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ. Определить сферу применения ГРНТИ.

Русский

2013-10-15

48.5 KB

12 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Государственный рубрикатор научно-технической информации

как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ)

Задачи работы: 1. Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ.

                            3. Определить сферу применения ГРНТИ.

Обеспечивающие средства: 4-е и 5-е издание ГРНТИ, CD-ROM «Библионорматив» (машиночитаемый вариант ГРНТИ), информационные издания, вторичные документы

Задание 1: Охарактеризовать ГРНТИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

Таблица 1

Характеристика ГРНТИ как ИПЯ

Параметр анализа

Значение

Пример

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Технология работы:

  1.  Охарактеризовать внутреннюю структуру ГРНТИ
    1.  На основе анализа кодов ГРНТИ определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в ГРНТИ.
    2.  Охарактеризовать лексику ГРНТИ по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в ГРНТИ. Привести примеры.
    4.  На основе анализа методических указаний к ГРНТИ установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  2.  Охарактеризовать организационную  структуру ГРНТИ. Выявить все  элементы организационной структуры ГРНТИ: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2:  Выявить приемы типизации, используемые при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 2:

Таблица 2

Использование приема типизации в ГРНТИ

Типовая рубрика

Код и наименование раздела

14 Народное образование. Педагогика

17 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

ХХ.01 Общие вопросы

14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики

17.01 Общие вопросы литературоведения

ХХ.09 История науки

14.09 История образования и педагогики. Персоналия

17.09 История литературы

 

Технология работы:

  1.  Используя предисловие  к ГРНТИ,  установить перечень типовых рубрик, введенных в основную классификационную таблицу ГРНТИ.
  2.  Отобрать  5 типовых рубрик.
  3.  На примере 4 разделов (отобранных по собственному желанию) проиллюстрировать использование приема типизации при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 3:  Структурировать массив описаний баз данных, используя ГРНТИ  

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента каталога баз данных:

76.09 Медицинские материалы, средства и изделия

Аналитическая система исследования рынка медицинских препаратов и оборудования. № ГР 0229804032

76.13 Медицинская техника

Банк данных по природоохранной и  медицинской технике Пермского регионального отделения № ГР 0229600934

Изделия медицинской техники № ГР 0229600522

Медицинское оборудование № ГР 0229601210

Технология работы:

  1.  Проанализировать описание базы данных, выявить ключевые слова, отражающие ее основное смысловое содержание.
  2.  Используя ГРНТИ, закодировать базу данных.
  3.  Сгруппировать описания баз данных на основе присвоенных кодов ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 4:  Доказать, что рубрикатор информационных изданий ВИНИТИ является совместимым с ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 3:

Таблица 3

Таблица совместимости между ГРНТИ и рубрикатором  информационных изданий ВИНИТИ

Код и наименование рубрики ГРНТИ

Код и наименование рубрики рубрикатора  ВИНИТИ

Технология работы:

  1.  Отобрать из подкласса  «20 Информатика» ГРНТИ две любых  рубрики второго уровня иерархии (имеющих 4 знака в коде, например, 20.23 Информационный поиск).
  2.  Найти данные рубрики в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  3.  Проанализировать состав данных рубрик, установить количество уровней иерархии, принятое для построения кодов в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  4.  Сравнить наполнение рубрик в ГРНТИ и рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ с точки зрения глубины отражения предмета и аспектов рассмотрения. Сформулировать выводы.
  5.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите признаки, позволяющие характеризовать ГРНТИ как иерархическую классификацию.
  2.  Каково назначение ГРНТИ?
  3.  Охарактеризуйте организационную структуру ГРНТИ

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.64-77.
  2.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  3.   Белозеров, В.Н. Ведение комплекса классификационных ИПЯ системы научно-технической информации [Текст] / В.Н. Белозеров // Информационные продукты, процессы и технологии: НТИ-95: конф. с междунар. участием. – М., 1995. – С. 37-40.
  4.  Государственный рубрикатор научно-технической информации [Текст]  / ВИНИТИ. – 5-е изд. – М., 2001. – С.5-18.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80990. Навчально-виховні завдання вивчення історії в сучасних умовах розвитку середньої освіти 35.57 KB
  Вивчення історії є одним із найважливіших чинників формування національної свідомості народу. Без знання минулого неможливо точне поняття про сучасне За останні роки сформувався новий образ учителя історії. На наш погляд сучасному вчителю історії мають бути притаманні такі риси: Державницька свідомість.
80992. Поняття та сутність методики навчання історії 31.29 KB
  Метод спосіб досягнення мети розв\'язання конкретного завдання Ефективність і якість навчання історії залежить від того наскільки вчитель володіє методами навчання і застосовує їх на практиці. Початкові елементи методики навчання історії зародилися з введенням викладання предмета як відповідь на практичні питання про цілі викладання про відбір історичного матеріалу якому навчали учнів і прийоми його розкриття. Методика історії як наука пройшла складний шлях розвитку.
80993. Методика роботи з історичним документом 33.52 KB
  Як відомо, до історичних джерел належить все створене людиною, а також предмети матеріальної культури, звичаї, обряди, памятки писемності. У широкому сенсі памятки писемності в методиці називають документами.
80994. Загальна характеристика шкільної програми з історії. Принципи їх побудови 38.33 KB
  Типи навчальних програм: Навчальні програми можуть бути типовими робочі і авторськими. Типові державні навчальні програми з історії розробляються на основі державного освітнього стандарту. Тому виникає необхідність періодично оновлювати навчальні програми у відповідності з розвитком педагогічної науки і практики.
80995. Проблема інтерпретації навчальних текстів на уроках історії. Інтерпретація (лат. interpretatio) — розяснення, тлумачення — відносно історичних текстів та ін.. (наукових та літературних текстів) 34.86 KB
  Щоб запобігти некритичному сприйняттю учнями історичної інформації, недостатньо тільки навчити їх досліджувати джерела. Важливим є також розвиток вмінь аналізувати та критично оцінювати інтерпретацію минулого, що міститься в будь-якому джерелі
80997. Закономерности и особенности развития детей с психофизическими нарушениями 31.05 KB
  Вторичные возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Выготского является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
80998. Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение 30.24 KB
  имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.