40071

Государственный рубрикатор научно-технической информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ. Определить сферу применения ГРНТИ.

Русский

2013-10-15

48.5 KB

12 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Государственный рубрикатор научно-технической информации

как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение Государственного рубрикатора научно-технической информации (ГРНТИ)

Задачи работы: 1. Охарактеризовать ГРНТИ как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью ГРНТИ.

                            3. Определить сферу применения ГРНТИ.

Обеспечивающие средства: 4-е и 5-е издание ГРНТИ, CD-ROM «Библионорматив» (машиночитаемый вариант ГРНТИ), информационные издания, вторичные документы

Задание 1: Охарактеризовать ГРНТИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

Таблица 1

Характеристика ГРНТИ как ИПЯ

Параметр анализа

Значение

Пример

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Технология работы:

  1.  Охарактеризовать внутреннюю структуру ГРНТИ
    1.  На основе анализа кодов ГРНТИ определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в ГРНТИ.
    2.  Охарактеризовать лексику ГРНТИ по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в ГРНТИ. Привести примеры.
    4.  На основе анализа методических указаний к ГРНТИ установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  2.  Охарактеризовать организационную  структуру ГРНТИ. Выявить все  элементы организационной структуры ГРНТИ: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2:  Выявить приемы типизации, используемые при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 2:

Таблица 2

Использование приема типизации в ГРНТИ

Типовая рубрика

Код и наименование раздела

14 Народное образование. Педагогика

17 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

ХХ.01 Общие вопросы

14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики

17.01 Общие вопросы литературоведения

ХХ.09 История науки

14.09 История образования и педагогики. Персоналия

17.09 История литературы

 

Технология работы:

  1.  Используя предисловие  к ГРНТИ,  установить перечень типовых рубрик, введенных в основную классификационную таблицу ГРНТИ.
  2.  Отобрать  5 типовых рубрик.
  3.  На примере 4 разделов (отобранных по собственному желанию) проиллюстрировать использование приема типизации при построении основной классификационной таблицы ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 3:  Структурировать массив описаний баз данных, используя ГРНТИ  

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде фрагмента каталога баз данных:

76.09 Медицинские материалы, средства и изделия

Аналитическая система исследования рынка медицинских препаратов и оборудования. № ГР 0229804032

76.13 Медицинская техника

Банк данных по природоохранной и  медицинской технике Пермского регионального отделения № ГР 0229600934

Изделия медицинской техники № ГР 0229600522

Медицинское оборудование № ГР 0229601210

Технология работы:

  1.  Проанализировать описание базы данных, выявить ключевые слова, отражающие ее основное смысловое содержание.
  2.  Используя ГРНТИ, закодировать базу данных.
  3.  Сгруппировать описания баз данных на основе присвоенных кодов ГРНТИ.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 4:  Доказать, что рубрикатор информационных изданий ВИНИТИ является совместимым с ГРНТИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в следующем  виде таблицы 3:

Таблица 3

Таблица совместимости между ГРНТИ и рубрикатором  информационных изданий ВИНИТИ

Код и наименование рубрики ГРНТИ

Код и наименование рубрики рубрикатора  ВИНИТИ

Технология работы:

  1.  Отобрать из подкласса  «20 Информатика» ГРНТИ две любых  рубрики второго уровня иерархии (имеющих 4 знака в коде, например, 20.23 Информационный поиск).
  2.  Найти данные рубрики в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  3.  Проанализировать состав данных рубрик, установить количество уровней иерархии, принятое для построения кодов в рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ.
  4.  Сравнить наполнение рубрик в ГРНТИ и рубрикаторе   информационных изданий ВИНИТИ с точки зрения глубины отражения предмета и аспектов рассмотрения. Сформулировать выводы.
  5.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы

  1.  Перечислите признаки, позволяющие характеризовать ГРНТИ как иерархическую классификацию.
  2.  Каково назначение ГРНТИ?
  3.  Охарактеризуйте организационную структуру ГРНТИ

Список рекомендуемой литературы

  1.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.64-77.
  2.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  3.   Белозеров, В.Н. Ведение комплекса классификационных ИПЯ системы научно-технической информации [Текст] / В.Н. Белозеров // Информационные продукты, процессы и технологии: НТИ-95: конф. с междунар. участием. – М., 1995. – С. 37-40.
  4.  Государственный рубрикатор научно-технической информации [Текст]  / ВИНИТИ. – 5-е изд. – М., 2001. – С.5-18.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12865. Репортаж от одноклассника. Психологическая игра-проект 307.5 KB
  Психологическая играпроект Репортаж от одноклассника Психологическая служба любого образовательного учреждения ставит перед собой задачу выстраивания взаимодействия на решение комплексных задач школы которые реализуются всеми специалистами. Это взаимодействи...
12866. Тренинговые занятия. Я И МЫ 277.5 KB
  Я И МЫ Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5го класса Начало учебы в 5м классе особый этап в школьной жизни ребенка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов к новы
12867. ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ 34 KB
  ВОЛШЕБНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Тренинг Волшебные приключения строится как интерактивное игровое общение ровесников. Включает активнодвигательные упражнения и творческие задания направленные на переосмысление и открытие новых способов самовыражен
12868. Невероятное путешествие 44.5 KB
  Большая психологическая игра Невероятное путешествие При переходе в старшее звено могут возникнуть проблемы: в классе сложилось несколько группировок постоянно происходят конфликты учащиеся не могут найти €œобщий язык€ нельзя провести коллективное мероприятие
12869. Большая психологическая игра Новоселье 42 KB
  Большая психологическая игра Новоселье 1. Название: €œНовоселье€. 2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. 3. Описание проблем или задач развития на решение кото...
12870. ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК 54.5 KB
  ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ВОЛШЕБНЫХ НАУК Зал празднично украшен. Ребята проходят в зал их встречают педагоги помогают занять зрительские и командноигровые места. Занавес закрыт. Фоновая музыка. Вступительное слово: Добрый день Мы рады приветствовать всех собравшихся н...
12871. Праздник в снежном городке 46 KB
  Большая психологическая игра Праздник в снежном городке Задачи игры: дать участником опыт проектирования в рамках совместной практической деятельности; развивать навыки сотрудничества и кооперации; развивать навыки коммуникации: взаимопонимания слуш
12872. Чудесный Остров 39.5 KB
  Сценарий большой психологической игры Чудесный Остров 1. Название Чудесный Остров. 2. Задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. 3. Описание проблем или задач развития на решение которых направлена данная игра: организация взаимодействия ме
12873. Путешествие по Миру Знаний 63 KB
  Большая психологическая игра на тему: Путешествие по Миру Знаний Цели: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи 1: ...