40074

Классификаторы технико-экономической и социальной информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью классификаторов ТЭСИ. Определить возможности использования классификаторов ТЭСИ при упорядочении объектов и сферу их применения. Обеспечивающие средства: классификаторы ТЭСИ ББК ГРНТИ УДК Библионорматив машиночитаемый вариант УДК ГРНТИ первичные...

Русский

2013-10-15

70.5 KB

10 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Классификаторы технико-экономической и социальной информации  как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение классификаторов технико-экономической и социальной информации  

Задачи работы: 1. Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ  как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью

                                 классификаторов ТЭСИ.

                            3. Определить возможности использования

                                 классификаторов ТЭСИ  при упорядочении объектов и

                                 сферу их  применения.

Обеспечивающие средства:  классификаторы ТЭСИ, ББК, ГРНТИ, УДК,  «Библионорматив» (машиночитаемый вариант УДК, ГРНТИ), первичные и вторичные документы, тематические запросы.

Задание 1: Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:              Таблица 1

Характеристика классификаторов ТЭСИ как ИПЯ

Параметр анализа

Наименование классификатора ТЭСИ

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Сфера применения

Технология работы:

  1.  Выбрать из имеющегося массива классификаторов ТЭСИ любые пять.
  2.  Охарактеризовать внутреннюю структуру классификаторов ТЭСИ.
    1.  На основе анализа кодов классификатора определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в классификаторе.
    2.  Охарактеризовать лексику классификатора по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в классификаторе. Привести примеры.
    4.  На основе анализа введения (предисловия) к классификатору установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  3.  Охарактеризовать организационную  структуру классификатора. Выявить все  элементы организационной структуры классификатора: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2: Рассмотреть классификаторы ТЭСИ с точки зрения используемых методов кодирования информации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2:

Таблица 2

Методы кодирования информации в классификаторах  ТЭСИ

Наименование классификатора ТЭСИ

Наименование метода кодирования

порядковый

серийно-порядковый

последовательный

параллельный

Общероссийский классификатор стран мира

Австралия      036

Австрия          040

Азербайджан  031

Албания          008

Технология работы:

  1.  Проанализировать массив классификаторов ТЭСИ.
  2.  Определить состав таблиц классификации в классификаторе: наличие основных и вспомогательных таблиц.
  3.  На основе анализа структуры кодов классификатора определить используемые методы  кодирования информации.
  4.  Ответ проиллюстрировать примерами.
  5.  Оформить результаты выполнения задания.

Задание 3: Выявить черты сходства и различия между иерархическими библиотечно-библиографическими классификациями и классификаторами ТЭСИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3 и текста, содержащего выводы о проделанной  работе.  

Таблица 3

Сравнительная характеристика иерархических классификационных ИПЯ

Черты, характеризующие иерархическую классификацию

Наименование ИПЯ

Классификаторы ТЭСИ

Библиотечно-библиографические классификации

….

УДК

ББК

Технология работы:

  1.  Используя учебник, лекции, а также массив классификаторов ТЭСИ, выявить черты, характеризующие классификаторы ТЭСИ как иерархическую классификацию.
  2.  На основе анализа внутренней и организационной структуры классификаторов ТЭСИ (выбрать любые два классификатора) подобрать примеры, иллюстрирующие выделенные на первом этапе черты классификаторов ТЭСИ как иерархической классификации.
  3.  По аналогии (см. п.1-2) выявить черты, характеризующие библиотечно-библиографические классификации (УДК, ББК)  как иерархические  классификации.
  4.  Сравнить полученные данные и установить черты сходства и различия между иерархическими   библиотечно-библиографическими классификациями.
  5.  Сформулировать выводы и оформить полученные результаты.

Задание 4: Показать возможности обеспечения глубины и точности  индексирования документов или запросов с помощью различных  ИПЯ иерархического типа.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 4 и текста, содержащего выводы о проделанной  работе.

Таблица 4

Глубина и точность  индексирования

Библиографическое описание документа  (формулировка запроса)

УДК

ББК

ГРНТИ

Классификатор ТЭСИ

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный документ или  запрос и выделить в нем  предмет (предметы) и аспект (аспекты) рассмотрения.
  2.  Используя методику индексирования на базе ИПЯ классификационного типа, заиндексировать данный документ или   запрос с помощью УДК, ББК, ГРНТИ.
  3.  Исходя из тематики документа или запроса,  определить классификатор, который может быть использован для индексирования данного документа или запроса.
  4.  На основе анализа введения (предисловия) классификатора установить правила индексирования  и осуществить перевод содержания документа или запроса с естественного языка в коды данного  классификатора.
  5.  Сравнить полученные результаты и выявить, какие классификационные ИПЯ и в каких случаях  позволяют обеспечить наибольшую глубину и точность отражения содержания документа или запроса.
  6.  Сформулировать выводы, оформить полученные результаты.

Задание 5:  Определить состав лингвистических средств, используемых при создании первичных и вторичных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 5.

Таблица 5

Состав лингвистических средств

Библиографическое описание документа  

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Значение классификационного индекса (кода)

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный массив документов (ГОСТ,  автореферат диссертации) и выявить все лексические единицы ИПЯ, которые приведены в заданном  документе.
  2.  На основе анализа структуры лексической единицы определить ее принадлежность к конкретному ИПЯ: УДК, ББК, ГРНТИ, классификаторы ТЭСИ, язык ключевых слов и т.п.
  3.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном ИПЯ и установить ее значение.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 6: Используя классификаторы ТЭСИ, заполнить формы документов, подлежащие вводу в АИС.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 6.

Таблица 6

Использование кодов классификаторов ТЭСИ в формах документов

Наименование формы  документа  

Наименование реквизита

Наименование классификатора

Код

Значение кода

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданную форму  документа и определить состав реквизитов, требующих проставления кодов классификаторов ТЭСИ.
  2.  Для каждого реквизита определить классификатор, на основе которого должен быть закодирован данный реквизит.
  3.  Используя соответствующие классификаторы ТЭСИ, закодировать все необходимые реквизиты заданной формы документа. Наряду с кодом указать его значение.
  4.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы:

  1.  Назовите общие и отличительные признаки классификаторов ТЭСИ. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  2.  Что является объектом классификации и кодирования в Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации?
  3.  Где можно получить информацию о действующих общероссийских классификаторах ТЭСИ?
  4.  Каковы назначение и область применения классификаторов ТЭСИ? Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  5.  Какие методы кодирования информации используются при построении классификаторов ТЭСИ?
  6.  Перечислите виды классификаторов. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения [Текст]. – М., 1987. – 13 с.
  2.  Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст]: учебник/ под ред. Г.А. Титоренко. – М., 2000. – 393 с. (С.98-110)
  3.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. –  С.84-93.
  4.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  5.  Костомаров, М.Н. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 1. – С. 42- 46.
  6.   Костомаров,  М.Н. Классификация документов и документной    информации [Текст] /  М.Н. Костомаров // Делопроизводство. – 1999. - № 2. – С. 18-26.
  7.    Костомаров,  М.Н. Общероссийские классификаторы для кодирования документов, единиц измерения и показателей [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 4. – С. 42 - 47.
  8.    Костомаров, М.Н. Общероссийские классификаторы для кодирования информации по описанию организации экономики [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 3. – С. 67- 71.
  9.  Организация работы с документами [Текст]: учебник. – М., 1998. – С.53-57.
  10.  Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем [Текст]: учебник / Г.Н. Смирнова,  А.А. Сорокин,  Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М., 2001. – С. 93-111.
  11.  Стандартизация и  управление качеством продукции [Текст] : учебник/ под ред. В.А. Швандара. – М., 1999. – С.135 – 145.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59123. Протиставлення життєвого вибору в долях синів Тараса Бульби 49 KB
  Гоголя Тарас Бульба розкрити силу характеру Остапа і причини трагедії Андрія; проаналізувати художні засоби створення образів скласти порівняльну характеристику героїв; розвивати навички порівняльної характеристики персонажів переказу вміння давати розгорнуту відповідь на поставлені запитання...
59124. Тарас Шевченко – художник 59.5 KB
  Обладнання: репродукції картин художника альбом Шевченкохудожник куточок поетахудожника куточок читача. Відомо: Україна це Шевченко Шевченко це Україна. Шевченко.
59125. Твір-опис природи за картиною 28.5 KB
  Що змальовано на них Красу природи. Ми часто зустрічаємося з пейзажем в художніх творах письменники передають їхнє ставлення до описаного куточка природи певний настрій а допомагають їм у цьому відповідним чином дібрані художні засоби мислення.
59126. Ну що б, здавалося, слова... (Тарас Шевченко) 41.5 KB
  Мета: повторити узагальнити та систематизувати навчальну інформацію учнів з даної теми розширити словниковий запас учнів формувати вміння доречно вживати слова у своєму мовленні розвивати творчу індивідуальність спостережливість...
59127. Музика розповідає 34 KB
  Чайковський Танець феї Драже Баба Яга; поспівка Перший клас; пісня Б.Чайковського Танець феї Драже Баба Яга Композитор П.Чайковського з балету Лускунчик у якому задіяні персонажі дівчинка солдатлускунчик казкова фея яка має назву цукерок фея Драже та багато інших і скажіть...
59128. Збереження природи є надзвичайно актуальним сьогодні, а ліс - це одне з основних джерел чистого повітря і наш годувальник 39 KB
  День ерудитів-знавців лісу у цей день можна провести вікторину Загадки лісу. День Допомоги другу трудовий десант по очистці лісу від сміття. День Лісових кореспондентів оформлення стенду Ми друзі лісу і підведення підсумків тижня лісу.
59129. Типи економічних систем 35.5 KB
  Цілі: узагальнити та повторити знання з теми Типи економічних систем. Відпрацювати вміння застосовувати їх на практиці, порівнювати переваги й недоліки економічних систем, проводити економічний аналіз літературних творів.
59130. Складні речення зі сполучниковим та безсполучниковим звязком. Кома між частинами складного речення 35.5 KB
  Мета: удосконалювати уміння та навички у визначенні граматичних основ у частинах складного речення правильному інтонуванні складних речень вживанні розділових знаків між частинами складних речень; розвивати логічне мислення увагу мовлення естетичні почуття; виховувати любов до прекрасного.