40074

Классификаторы технико-экономической и социальной информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью классификаторов ТЭСИ. Определить возможности использования классификаторов ТЭСИ при упорядочении объектов и сферу их применения. Обеспечивающие средства: классификаторы ТЭСИ ББК ГРНТИ УДК Библионорматив машиночитаемый вариант УДК ГРНТИ первичные...

Русский

2013-10-15

70.5 KB

10 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Классификаторы технико-экономической и социальной информации  как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение классификаторов технико-экономической и социальной информации  

Задачи работы: 1. Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ  как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью

                                 классификаторов ТЭСИ.

                            3. Определить возможности использования

                                 классификаторов ТЭСИ  при упорядочении объектов и

                                 сферу их  применения.

Обеспечивающие средства:  классификаторы ТЭСИ, ББК, ГРНТИ, УДК,  «Библионорматив» (машиночитаемый вариант УДК, ГРНТИ), первичные и вторичные документы, тематические запросы.

Задание 1: Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:              Таблица 1

Характеристика классификаторов ТЭСИ как ИПЯ

Параметр анализа

Наименование классификатора ТЭСИ

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Сфера применения

Технология работы:

  1.  Выбрать из имеющегося массива классификаторов ТЭСИ любые пять.
  2.  Охарактеризовать внутреннюю структуру классификаторов ТЭСИ.
    1.  На основе анализа кодов классификатора определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в классификаторе.
    2.  Охарактеризовать лексику классификатора по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в классификаторе. Привести примеры.
    4.  На основе анализа введения (предисловия) к классификатору установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  3.  Охарактеризовать организационную  структуру классификатора. Выявить все  элементы организационной структуры классификатора: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2: Рассмотреть классификаторы ТЭСИ с точки зрения используемых методов кодирования информации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2:

Таблица 2

Методы кодирования информации в классификаторах  ТЭСИ

Наименование классификатора ТЭСИ

Наименование метода кодирования

порядковый

серийно-порядковый

последовательный

параллельный

Общероссийский классификатор стран мира

Австралия      036

Австрия          040

Азербайджан  031

Албания          008

Технология работы:

  1.  Проанализировать массив классификаторов ТЭСИ.
  2.  Определить состав таблиц классификации в классификаторе: наличие основных и вспомогательных таблиц.
  3.  На основе анализа структуры кодов классификатора определить используемые методы  кодирования информации.
  4.  Ответ проиллюстрировать примерами.
  5.  Оформить результаты выполнения задания.

Задание 3: Выявить черты сходства и различия между иерархическими библиотечно-библиографическими классификациями и классификаторами ТЭСИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3 и текста, содержащего выводы о проделанной  работе.  

Таблица 3

Сравнительная характеристика иерархических классификационных ИПЯ

Черты, характеризующие иерархическую классификацию

Наименование ИПЯ

Классификаторы ТЭСИ

Библиотечно-библиографические классификации

….

УДК

ББК

Технология работы:

  1.  Используя учебник, лекции, а также массив классификаторов ТЭСИ, выявить черты, характеризующие классификаторы ТЭСИ как иерархическую классификацию.
  2.  На основе анализа внутренней и организационной структуры классификаторов ТЭСИ (выбрать любые два классификатора) подобрать примеры, иллюстрирующие выделенные на первом этапе черты классификаторов ТЭСИ как иерархической классификации.
  3.  По аналогии (см. п.1-2) выявить черты, характеризующие библиотечно-библиографические классификации (УДК, ББК)  как иерархические  классификации.
  4.  Сравнить полученные данные и установить черты сходства и различия между иерархическими   библиотечно-библиографическими классификациями.
  5.  Сформулировать выводы и оформить полученные результаты.

Задание 4: Показать возможности обеспечения глубины и точности  индексирования документов или запросов с помощью различных  ИПЯ иерархического типа.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 4 и текста, содержащего выводы о проделанной  работе.

Таблица 4

Глубина и точность  индексирования

Библиографическое описание документа  (формулировка запроса)

УДК

ББК

ГРНТИ

Классификатор ТЭСИ

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный документ или  запрос и выделить в нем  предмет (предметы) и аспект (аспекты) рассмотрения.
  2.  Используя методику индексирования на базе ИПЯ классификационного типа, заиндексировать данный документ или   запрос с помощью УДК, ББК, ГРНТИ.
  3.  Исходя из тематики документа или запроса,  определить классификатор, который может быть использован для индексирования данного документа или запроса.
  4.  На основе анализа введения (предисловия) классификатора установить правила индексирования  и осуществить перевод содержания документа или запроса с естественного языка в коды данного  классификатора.
  5.  Сравнить полученные результаты и выявить, какие классификационные ИПЯ и в каких случаях  позволяют обеспечить наибольшую глубину и точность отражения содержания документа или запроса.
  6.  Сформулировать выводы, оформить полученные результаты.

Задание 5:  Определить состав лингвистических средств, используемых при создании первичных и вторичных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 5.

Таблица 5

Состав лингвистических средств

Библиографическое описание документа  

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Значение классификационного индекса (кода)

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный массив документов (ГОСТ,  автореферат диссертации) и выявить все лексические единицы ИПЯ, которые приведены в заданном  документе.
  2.  На основе анализа структуры лексической единицы определить ее принадлежность к конкретному ИПЯ: УДК, ББК, ГРНТИ, классификаторы ТЭСИ, язык ключевых слов и т.п.
  3.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном ИПЯ и установить ее значение.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 6: Используя классификаторы ТЭСИ, заполнить формы документов, подлежащие вводу в АИС.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 6.

Таблица 6

Использование кодов классификаторов ТЭСИ в формах документов

Наименование формы  документа  

Наименование реквизита

Наименование классификатора

Код

Значение кода

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданную форму  документа и определить состав реквизитов, требующих проставления кодов классификаторов ТЭСИ.
  2.  Для каждого реквизита определить классификатор, на основе которого должен быть закодирован данный реквизит.
  3.  Используя соответствующие классификаторы ТЭСИ, закодировать все необходимые реквизиты заданной формы документа. Наряду с кодом указать его значение.
  4.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы:

  1.  Назовите общие и отличительные признаки классификаторов ТЭСИ. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  2.  Что является объектом классификации и кодирования в Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации?
  3.  Где можно получить информацию о действующих общероссийских классификаторах ТЭСИ?
  4.  Каковы назначение и область применения классификаторов ТЭСИ? Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  5.  Какие методы кодирования информации используются при построении классификаторов ТЭСИ?
  6.  Перечислите виды классификаторов. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения [Текст]. – М., 1987. – 13 с.
  2.  Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст]: учебник/ под ред. Г.А. Титоренко. – М., 2000. – 393 с. (С.98-110)
  3.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. –  С.84-93.
  4.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  5.  Костомаров, М.Н. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 1. – С. 42- 46.
  6.   Костомаров,  М.Н. Классификация документов и документной    информации [Текст] /  М.Н. Костомаров // Делопроизводство. – 1999. - № 2. – С. 18-26.
  7.    Костомаров,  М.Н. Общероссийские классификаторы для кодирования документов, единиц измерения и показателей [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 4. – С. 42 - 47.
  8.    Костомаров, М.Н. Общероссийские классификаторы для кодирования информации по описанию организации экономики [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 3. – С. 67- 71.
  9.  Организация работы с документами [Текст]: учебник. – М., 1998. – С.53-57.
  10.  Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем [Текст]: учебник / Г.Н. Смирнова,  А.А. Сорокин,  Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М., 2001. – С. 93-111.
  11.  Стандартизация и  управление качеством продукции [Текст] : учебник/ под ред. В.А. Швандара. – М., 1999. – С.135 – 145.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56148. Роль спецкурсів у розвитку творчого потенціалу учнів 414.5 KB
  І кожний власну радість обирає Яка ізпоміж інших є гарніша Для мене все це вартості не має Людина від усіх багатств цінніша. Для мене ж це все не важливе Люблю тебе за те що є Думки корисливі і льстиві Я не поставлю над усе.
56149. ВІЧ і СНІД – проблема людства 721.5 KB
  Всесвітня організація охорони здоров′я розробила глобальну програму боротьби зі СНІДом. Серед медичних, профілактичних заходів передбачених цією програмою, велике значення бесід, тестування на цю актуальну тему.
56150. Які ми разом – на уроці, на перерві, під час відпочинку. Я і мої друзі 59.5 KB
  Мета: Виховувати дружні стосунки між учнями, співпереживання один одному. Формувати орієнтацію на вічні духовно-моральні цінності. Розвивати уміння спілкуватися, дотримуючись правил етикету.
56151. Як спілкуватися, долаючи відстань 51 KB
  На кінець уроку учні зможуть: пояснити особливості правил дистанційного спілкування використовувати уміння дистанційного спілкування письмового та електронного листування і телефонних розмов моделювати та розвязувати ситуації.
56153. Спортивне свято «Тато, мама, я – спортивна сім’я» 35.5 KB
  Мета: сприяти залученню учнів та їх батьків до систематичних занять фізичною культурою і спортом; організувати рухове дозвілля, пропагувати заняття фізичними вправами як засіб активного відпочинку; зміцнювати здоров’я дітей...
56154. Sport 69.5 KB
  Good morning, my dear children. I am very glad and happy to see all of you today. Arrange the letters in the right order and you’ll get the topic of our lesson “ ROPST”. You are quite right! It’s sport.
56155. СПОРТ 77.5 KB
  Wenn ich mich nicht irre, haben Sie im Lyzeum Turnstunden. Bereiten Sie eine Erzählung darüber für die nächste Stunde vor! Vergessen Sie nicht, Ihren Lehrer, den Stundenablauf zu beschreiben, Ihre Einstellung zum Sportunterricht zu äußern!
56156. «Спортивний гороскоп» - рекомендовані комплекси вправ із урахуванням дати народження 168.5 KB
  Найголовнішим завданням є викликати в дітей потребу в щоденних заняттях фізичними вправами, але це не так вже й легко. Діти виявляють надзвичайну зацікавленість до різних гороскопів, таким чином зацікавити та спонукати учнів до занять фізичними вправами, можна, використавши «Спортивний гороскоп».