40074

Классификаторы технико-экономической и социальной информации как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как ИПЯ. Овладеть навыками кодирования с помощью классификаторов ТЭСИ. Определить возможности использования классификаторов ТЭСИ при упорядочении объектов и сферу их применения. Обеспечивающие средства: классификаторы ТЭСИ ББК ГРНТИ УДК Библионорматив машиночитаемый вариант УДК ГРНТИ первичные...

Русский

2013-10-15

70.5 KB

10 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Классификаторы технико-экономической и социальной информации  как ИПЯ

Цель работы: Изучить структуру и назначение классификаторов технико-экономической и социальной информации  

Задачи работы: 1. Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ  как ИПЯ.

                            2. Овладеть навыками кодирования с помощью

                                 классификаторов ТЭСИ.

                            3. Определить возможности использования

                                 классификаторов ТЭСИ  при упорядочении объектов и

                                 сферу их  применения.

Обеспечивающие средства:  классификаторы ТЭСИ, ББК, ГРНТИ, УДК,  «Библионорматив» (машиночитаемый вариант УДК, ГРНТИ), первичные и вторичные документы, тематические запросы.

Задание 1: Охарактеризовать классификаторы ТЭСИ как информационно-поисковый язык

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:              Таблица 1

Характеристика классификаторов ТЭСИ как ИПЯ

Параметр анализа

Наименование классификатора ТЭСИ

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Сфера применения

Технология работы:

  1.  Выбрать из имеющегося массива классификаторов ТЭСИ любые пять.
  2.  Охарактеризовать внутреннюю структуру классификаторов ТЭСИ.
    1.  На основе анализа кодов классификатора определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых знаков в классификаторе.
    2.  Охарактеризовать лексику классификатора по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в классификаторе. Привести примеры.
    4.  На основе анализа введения (предисловия) к классификатору установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  3.  Охарактеризовать организационную  структуру классификатора. Выявить все  элементы организационной структуры классификатора: введение (или предисловие), основные и вспомогательные таблицы, алфавитно-предметный указатель.

Задание 2: Рассмотреть классификаторы ТЭСИ с точки зрения используемых методов кодирования информации.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2:

Таблица 2

Методы кодирования информации в классификаторах  ТЭСИ

Наименование классификатора ТЭСИ

Наименование метода кодирования

порядковый

серийно-порядковый

последовательный

параллельный

Общероссийский классификатор стран мира

Австралия      036

Австрия          040

Азербайджан  031

Албания          008

Технология работы:

  1.  Проанализировать массив классификаторов ТЭСИ.
  2.  Определить состав таблиц классификации в классификаторе: наличие основных и вспомогательных таблиц.
  3.  На основе анализа структуры кодов классификатора определить используемые методы  кодирования информации.
  4.  Ответ проиллюстрировать примерами.
  5.  Оформить результаты выполнения задания.

Задание 3: Выявить черты сходства и различия между иерархическими библиотечно-библиографическими классификациями и классификаторами ТЭСИ.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3 и текста, содержащего выводы о проделанной  работе.  

Таблица 3

Сравнительная характеристика иерархических классификационных ИПЯ

Черты, характеризующие иерархическую классификацию

Наименование ИПЯ

Классификаторы ТЭСИ

Библиотечно-библиографические классификации

….

УДК

ББК

Технология работы:

  1.  Используя учебник, лекции, а также массив классификаторов ТЭСИ, выявить черты, характеризующие классификаторы ТЭСИ как иерархическую классификацию.
  2.  На основе анализа внутренней и организационной структуры классификаторов ТЭСИ (выбрать любые два классификатора) подобрать примеры, иллюстрирующие выделенные на первом этапе черты классификаторов ТЭСИ как иерархической классификации.
  3.  По аналогии (см. п.1-2) выявить черты, характеризующие библиотечно-библиографические классификации (УДК, ББК)  как иерархические  классификации.
  4.  Сравнить полученные данные и установить черты сходства и различия между иерархическими   библиотечно-библиографическими классификациями.
  5.  Сформулировать выводы и оформить полученные результаты.

Задание 4: Показать возможности обеспечения глубины и точности  индексирования документов или запросов с помощью различных  ИПЯ иерархического типа.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 4 и текста, содержащего выводы о проделанной  работе.

Таблица 4

Глубина и точность  индексирования

Библиографическое описание документа  (формулировка запроса)

УДК

ББК

ГРНТИ

Классификатор ТЭСИ

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный документ или  запрос и выделить в нем  предмет (предметы) и аспект (аспекты) рассмотрения.
  2.  Используя методику индексирования на базе ИПЯ классификационного типа, заиндексировать данный документ или   запрос с помощью УДК, ББК, ГРНТИ.
  3.  Исходя из тематики документа или запроса,  определить классификатор, который может быть использован для индексирования данного документа или запроса.
  4.  На основе анализа введения (предисловия) классификатора установить правила индексирования  и осуществить перевод содержания документа или запроса с естественного языка в коды данного  классификатора.
  5.  Сравнить полученные результаты и выявить, какие классификационные ИПЯ и в каких случаях  позволяют обеспечить наибольшую глубину и точность отражения содержания документа или запроса.
  6.  Сформулировать выводы, оформить полученные результаты.

Задание 5:  Определить состав лингвистических средств, используемых при создании первичных и вторичных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 5.

Таблица 5

Состав лингвистических средств

Библиографическое описание документа  

Лексическая единица

Наименование ИПЯ

Значение классификационного индекса (кода)

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданный массив документов (ГОСТ,  автореферат диссертации) и выявить все лексические единицы ИПЯ, которые приведены в заданном  документе.
  2.  На основе анализа структуры лексической единицы определить ее принадлежность к конкретному ИПЯ: УДК, ББК, ГРНТИ, классификаторы ТЭСИ, язык ключевых слов и т.п.
  3.  Найти заданную лексическую единицу в конкретном ИПЯ и установить ее значение.
  4.  Оформить полученные результаты.

Задание 6: Используя классификаторы ТЭСИ, заполнить формы документов, подлежащие вводу в АИС.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 6.

Таблица 6

Использование кодов классификаторов ТЭСИ в формах документов

Наименование формы  документа  

Наименование реквизита

Наименование классификатора

Код

Значение кода

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданную форму  документа и определить состав реквизитов, требующих проставления кодов классификаторов ТЭСИ.
  2.  Для каждого реквизита определить классификатор, на основе которого должен быть закодирован данный реквизит.
  3.  Используя соответствующие классификаторы ТЭСИ, закодировать все необходимые реквизиты заданной формы документа. Наряду с кодом указать его значение.
  4.  Оформить полученные результаты.

Контрольные вопросы:

  1.  Назовите общие и отличительные признаки классификаторов ТЭСИ. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  2.  Что является объектом классификации и кодирования в Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации?
  3.  Где можно получить информацию о действующих общероссийских классификаторах ТЭСИ?
  4.  Каковы назначение и область применения классификаторов ТЭСИ? Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  5.  Какие методы кодирования информации используются при построении классификаторов ТЭСИ?
  6.  Перечислите виды классификаторов. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения [Текст]. – М., 1987. – 13 с.
  2.  Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст]: учебник/ под ред. Г.А. Титоренко. – М., 2000. – 393 с. (С.98-110)
  3.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. –  С.84-93.
  4.  Гендина, Н.И. Лингвистические основы информатики [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник / Н.И. Гендина, И.Л. Скипор. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.-124 с.
  5.  Костомаров, М.Н. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 1. – С. 42- 46.
  6.   Костомаров,  М.Н. Классификация документов и документной    информации [Текст] /  М.Н. Костомаров // Делопроизводство. – 1999. - № 2. – С. 18-26.
  7.    Костомаров,  М.Н. Общероссийские классификаторы для кодирования документов, единиц измерения и показателей [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 4. – С. 42 - 47.
  8.    Костомаров, М.Н. Общероссийские классификаторы для кодирования информации по описанию организации экономики [Текст] /  М.Н. Костомаров //  Делопроизводство. – 2002. - № 3. – С. 67- 71.
  9.  Организация работы с документами [Текст]: учебник. – М., 1998. – С.53-57.
  10.  Смирнова, Г.Н. Проектирование экономических информационных систем [Текст]: учебник / Г.Н. Смирнова,  А.А. Сорокин,  Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М., 2001. – С. 93-111.
  11.  Стандартизация и  управление качеством продукции [Текст] : учебник/ под ред. В.А. Швандара. – М., 1999. – С.135 – 145.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75524. Концептуальная модель ИС 1С: Предприятие 23 KB
  Концептуальная модель ИС 1С: Предприятие В основе ИС оперативного анализа данных лежит многомерное концептуальное представление суть которого в выделении из общего объёма информации собственно анализируемых данных фактов и вспомогательных данных измерений. Сюда относятся способы построения структур данных типы связей между данными принципы манипулирования ими формы описания бизнеслогики способы связи данных с интерфейсными объектами разделение функциональности по уровням системы и многое другое. Вся разработка ведется в рамках одной...
75525. Процесс взаимодействия пользователя, СУБД и ОС при обработке запроса на получение данных 32 KB
  Процесс взаимодействия пользователя СУБД и ОС при обработке запроса на получение данных Следующий рисунок иллюстрирует взаимодействие пользователя СУБД и ОС при работке запроса на получение данных. Схема прохождения запроса к БД Пользователь посылает СУБД запрос на получение данных из БД. В случае запрета на доступ к данным СУБД сообщает пользователю об этом стрелка 12 и прекращает дальнейший процесс обработки данных в противном случае СУБД определяет часть концептуальной модели которая затрагивается запросом пользователя стрелка...
75526. Классификация и краткая характеристика моделей данных 172 KB
  Классификация и краткая характеристика моделей данных Одними из основополагающих в концепции баз данных являются обобщенные категории данные и модель данных. Понятие данные в концепции баз данных это набор конкретных значений параметров характеризующих объект условие ситуацию или любые другие факторы. Примеры данных: Петров Николай Степанович 30 и т. Поэтому центральным понятием в области баз данных является понятие модели.
75527. Последовательность действий при разработке проекта в ИС Project Expert 25 KB
  Последовательность действий при разработке проекта в ИС Project Expert Раздел Проект состоит из шести модулей. В этом диалоге отображается информация введенная присоздании проекта в диалоге Новый проект . Информация введенная в диалоге Список продуктов будет использована программой в модулях раздела Операционный план при планировании стратегии производства и сбыта сформированного перечня продуктов услуг проекта а также в модуле Стартовый баланс раздела Компания при описании активов и пассивов действующего предприятия. Текстовое...
75528. Основные требования к организации и формированию БД 26 KB
  Основные требования к организации и формированию БД База данных БД именованная совокупность данных отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. К таким требованиям можно отнести...
75529. Хозяйственные операции и их регистрация в системе 1С 21 KB
  Ведение финансово-хозяйственных операций неразрывно связан с регистрацией первичных документов и формированию на их основ бухгалтерских проводок. Документы одного вида группируются в журнал. Кроме обычных журналов объединяющих все документы определенного вида видов существует общий журнал в который попадет все документы. Документ может находиться в двух состояниях не проведен и проведен.
75530. Характеристика и принципы построения сетевых (распределенных) БД 35.5 KB
  Характеристика и принципы построения сетевых распределенных БД Под распределенными базами данных РБД понимаются БД применяемые в вычислительной компьютерной сети. По типологии РБД делятся на: РБД централизованного хранения РБД распределенного хранения. При централизованном хранении вся РБД хранится на одном компьютере сервере а программы с остальных компьютеров клиентов обращаются к нему. Проектирование структуры такой РБД ничем не отличается от проектирования структуры обычных БД.
75531. Основные понятия и принципы инфологического моделирования 39.5 KB
  Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности связи между ними и их свойства атрибуты. Необходимо различать такие понятия как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей предметов событий или идей выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.
75532. Відвідування театру. Враження від вистави. План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 55 KB
  Т: The topic of our lesson is Going to the thetre Describing performnce . By the end of the lesson you should be ble: to review nd ctivize the words nd wordcombintions to the topic Going to th thetre nd Describing performnce ; to predict fcts nd events from the newspper rticle by its hedline; to understnd the gist nd detils of the newspper rticle despite the nturl difficulties; to express your opinions bout performnce. I went to the thetre lst Sundy. Do you often go to the thetre Why Cn you sy wht the thetre is Where re the best sets in...