40075

Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Приобрести навыки формулирования предметных рубрик 2. Определить возможности использования АПК Обеспечивающие средства: первичные и вторичные документы; перечни лексических единиц; приложение Правила формулирования предметных рубрик. Задание 1: Определить вид заданных предметных рубрик Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Виды предметных рубрик Предметная рубрика Вид и подвид предметной рубрики Технология работы: Проанализировать структуру заданной...

Русский

2013-10-15

69.5 KB

6 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ

Цель работы: Познакомиться со структурой и назначением алфавитно-предметной классификации (АПК).

Задачи работы: 1.  Приобрести навыки формулирования предметных рубрик

          2.  Определить возможности использования АПК

Обеспечивающие средства: первичные и вторичные  документы;  перечни лексических единиц; приложение «Правила формулирования предметных рубрик».

Задание 1:  Определить вид  заданных предметных рубрик

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

   Таблица 1. Виды предметных рубрик

Предметная  рубрика

Вид и подвид предметной рубрики

Технология работы:

  1.  Проанализировать структуру заданной предметной рубрики и  выделить ее элементы: заголовок,  подзаголовок (подзаголовки).
  2.  Исходя из состава элементов предметной рубрики определить ее вид: простая или сложная.
  3.  Если заданная предметная рубрика является сложной, установить, как соединяются между собой заголовок и подзаголовки. Определить  подвид предметной рубрики:  описательная  или многочленная.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Перечень предметных рубрик

Вариант – 1

1) Малярные работы

2) Подземная  газификация углей

3) Ароматические соединения

4) Приборы для измерения артериального

      давления

5) Древесина – Склеивание

6) Информация – Обработка – Оптические

      методы – Сборники

7) Железные дороги – Подвижной состав –

      Окраска

8) Решение обратных задач

Вариант – 3

1) Каменный уголь – Подземная

      газификация

2) Вывоз капитала

3) Вагоны – Окраска

4) Морские суда

5) Силикат натрия – Использование в

     стекольном производстве

6) Библиотеки – Сети – Централизация

7) Сушилки для лакокрасочных

      покрытий

8) Музыка – Методика преподавания –  

       Сборники

Вариант – 2

1) Речные суда

2) Нефть – Переработка

3) Спирты

4) Капитал – Вывоз

5) Клей в деревообработке

6) Информатика  – Методика преподавания –

      Сборники

7) Стекольное производство – Сырье –

       Заменители

8) Контейнеры для дискет

Вариант – 4

1) Разметочные призмы

2) Штанген-рейсмусы

3) Тепловозы – Окраска

4) Лакокрасочные покрытия – Сушка

5) Прессы для фанерования мебели

6) Алкоголь – Действие на организм –  

       Биохимические основы

7) Информация – Передача – Тезисы

      докладов

8) Оптические методы обработки

      информации

Задание 2: Сформулировать предметные рубрики для  заданных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить следующим образом:

   Леонидова, Г.Ф. Программное обеспечение автоматизированных информационных систем [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник/  Г.Ф. Леонидова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 110 с.

   Автоматизированные информационные системы - Программное обеспечение - Гипертекстовый

учебный терминологический словарь-справочник

Технология работы:

  1.  В соответствии с требованиями  ГОСТ 7.1-2003 составить библиографическое описание на заданный документ.
  2.  Проанализировать элементы справочного аппарата документа (титульный лист, оглавление, аннотацию, введение и т.п.). Выявить   предмет и аспекты (содержательные и формальные) рассмотрения.
  3.  Используя правила формулирования предметных рубрик (приложение 1) и модели предметных рубрик (приложение 2), сформулировать предметную рубрику на заданный документ.
  4.   Оформить полученные результаты

Задание 3: Осуществить диагностику заданных предметных рубрик.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2:

      Таблица 2. Диагностика предметных рубрик

Исходная формулировка предметной рубрики

Ошибки

Правильная формулировка предметной рубрики

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданную предметную рубрику и определить ее вид и подвид.  

  1.  Используя правила построения предметных рубрик (см. приложение 1), установить правильность формулирования заданной предметной рубрики, выявить допущенные ошибки.
    1.  В случае нарушения правил построения предметной рубрики, устранить выявленные ошибки и отредактировать заданную предметную рубрику.
      1.  Оформить полученные результаты.

Перечень предметных рубрик

Вариант – 1

1) Центры научно-технической

     информации - Научная работа

2) Педагогика – Социальная педагогика

3) Централизация – Библиотеки –  Сети

4) 19 в. – Музыка

5) Нефть. Переработка

6) информация – передача – тезисы

     докладов

 

Вариант – 3

1) Информационные учреждения –

     Библиотеки

2) Музыка – методика преподавания

       – сборники

3) Стекольное производство. Сырье.

       Заменители

4)  Библиотеки  - Учет и отчетность  -   

        Механизация

5) 1941-1945 гг. – Ветераны Великой

     Отечественной войны

6) Интернет – Формулирование

     запроса –  Поиск  

Вариант – 2

1) Злаковые растения – Рожь

2) 1950-1960 гг. – Внешняя политика

     России

3) Алкоголь – действие на организм

4) Косилки самоходные – Ремонт

5) Библиотеки  – Механизация – Учет  и

       отчетность

6) Азербайджан. Музыкальный

      Фольклор

Вариант – 4

1) Библиотеки – учет и отчетность -

     автоматизация

2) Клей – Материалы для склеивания

3) Организация  – Деятельность

4) 20 в. – Пианизм

5) Косилки самоходные. Ремонт

6)  Мебель – Оборудование –

      Фанерование

Задание 4: Определить назначение алфавитно-предметной классификации для заданных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3:

    

   Таблица 3. Назначение  алфавитно-предметной классификации

Библиографическое описание документа

Структурный элемент документа

Виды используемых  предметных рубрик

Примеры предметных рубрик

Технология работы:

1. В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 составить библиографическое описание на заданный документ.

2. Выявить элементы структуры документа, в которых применяется алфавитно-предметная классификация.

3. Проанализировать выявленные структурные элементы документа и установить используемые в них виды  и подвиды предметных рубрик. Привести примеры.

4. Оформить полученные результаты.

Задание 5:  Определить возможности использования алфавитно-предметной классификации при создании сетевых информационных ресурсов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3:

Таблица 3. Использование АПК при создании сетевых информационных ресурсов

Признак АПК

Проявление признака АПК в структуре контента сайта

Пример

Технология работы:

  1.  Проанализировать карту заданного сайта, выявить в его составе рубрики, подрубрики. Установить количество уровней вложения.
  2.  Определить состав признаков, присущих алфавитно-предметной классификации.
  3.  Выявить степень использования правил построения предметных рубрик при формулировке и распределении по уровням вложения рубрик и подрубрик сайта. Привести примеры.
  4.  Оформить полученные результаты.  

Контрольные вопросы:

  1.  Почему алфавитно-предметная классификация является неиерархической классификацией?
  2.  При создании каких традиционных и автоматизированных информационных  ресурсов используется алфавитно-предметная классификация? Каково ее назначение?
  3.  Охарактеризуйте структуру предметной рубрики. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  4.  Назовите основные виды предметных рубрик и их отличительные признаки. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  5.  Перечислите синтаксические правила формулирования предметной рубрики.

Список рекомендуемой литературы:

1. ГОСТ 7.1-2003.  СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. –  М.,   2004.- 147 с.

2. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2005. – С. 258-265.

3. ГОСТ 7.74-96 СИБИД.  Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]. – М., 1997.- 19 с.

4. Гендина, Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст] / Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.  93-98.

Приложение 1

ПРАВИЛА  ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

  1.  В сложной предметной рубрике не могут находиться лексические единицы, связанные отношениями подчинения («род-вид», «вид-род»), перекрещивания, соподчинения, противоположности. В синтагматическом ряду должны располагаться лексические единицы, связанные отношением «предмет – аспект», которое, в свою очередь, может проявляться в виде отношений «целое –часть», «предмет –свойство (параметр, признак)», «причина-следствие», «предмет – процесс», «предмет-назначение», «процесс - материалы (оборудование)» и т.п. Например, с этой точки зрения неправильно сформулированы рубрики: Классификационные ИПЯ – Универсальная десятичная классификация; УДК – Полные таблицы – ББК, т.к. в первом случае лексические единицы связаны   отношениями «род-вид», а во втором – отношениями соподчинения.
  2.   В сложной предметной рубрике следует так расположить элементы, чтобы при ее переводе на естественный язык не искажался смысл исходного документа (запроса). Перевод рубрики начинается справа налево, т.е. с последнего  подзаголовка  (за исключением географического и хронологического). При этом  каждая  лексическая единица присоединяется в родительном или предложенном падеже. Например, рубрика Автомобили – Кузовы – Сварка – Технология переводится на естественный язык как Технология сварки кузовов автомобилей.
  3.  Географическое понятие должно входить в заголовок рубрики (при рассмотрении истории страны, ее внешней политики, хозяйства) или располагаться в конце рубрики в виде подзаголовка. Например, Германия – Внешняя политика, 1917-1939; Картофель – Выращивание – Россия.
  4.  Подзаголовок, отражающий хронологический аспект, должен стоять непосредственно после той лексической единицы, которую он характеризует, либо помещаться в конце рубрики. Например, Великая Отечественная война советского народа, 1941-1945 – Помощь тыла фронту; Армения – История, VIII - XV вв.
  5.  В сложной предметной рубрике лексические единицы присоединяются к заголовку или подзаголовку с помощью тире. Заголовки и подзаголовки предметной рубрики пишутся с прописной буквы.

Приложение 2

МОДЕЛИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

  1.  Вещь – Вещь
  2.  Вещь – Вещь – Отношение – Среда
  3.  Вещь – Вещь – Среда
  4.  Вещь – Свойство – Отношение – Среда
  5.  Вещь – Свойство – Среда
  6.  Вещь – Свойство – Оценочная характеристика
  7.  Вещь – Отношение
  8.  Вещь – Отношение -  Отношение - Среда
  9.  Вещь – Отношение -  Среда
  10.  Вещь – Оценочная характеристика
  11.   Вещь – Среда
  12.  Вещь – Время
  13.  Отношение -  Отношение – Среда
  14.   Отношение -  Отношение – Время
  15.  Отношение – Среда
  16.   Отношение – Среда - Оценочная характеристика
  17.  Отношение – Оценочная характеристика
  18.   Свой ство  – Среда


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30767. Подготовка строительных конструкций к монтажу. Монтажная оснастка 15.46 KB
  Подготовка строительных конструкций к монтажу. При подготовке к монтажу железобетонных конструкций внешним осмотром проверяют нет ли на них сколов бетона и трещин исправны ли монтажные петли. При подготовке к монтажу стальных конструкций также проверяют их состояние и геометрические размеры. Если отклонения элементов конструкций от проектных форм и геометрических размеров превышают нормы допустимые СНиП Несущие и ограждающие конструкции конструкции монтировать не разрешается.
30768. Основные монтажные процессы 14.75 KB
  1 подготовка элемента к монтажу 2 строповка крепление к крюку крана 3 подъём перемещение установка в проектное положение 4временное закрепление 5выверка 6окончательное закрепление Подготовка конструкции к монтажу: проверка состояния нанесение осевых рисок на конструкцию и на место установки обустройство конструкции монтажной оснасткой закрепление расчалок распорок навесных лестниц оттяжек монтажное усиление конструкции укрупнительная сборка на земле сооружается блок из отдельных конструктивных элементов уменьшает...
30769. Укрупнительная сборка конструкции. Классификация монтажа по степени укрупнения 14.69 KB
  Укрупнительную сборку конструкций выполняют: на заводеизготовителе когда разделение элементов на блоки вызвано условиями изготовления в целях лучшего использования оборудования или повышения производительности труда; на строительной площадке если целесообразно собрать монтажный блок из нескольких элементов до подъема и полнее использовать грузоподъемность монтажного механизма. Сборке подлежат: стальные фермы больших пролетов поступающие на монтаж в виде двух полуферм; железобетонные и стальные колонны разделенные по высоте на несколько...
30770. Приспособления для выверки и временного закрепления конструкций 14.96 KB
  Приспособления для выверки и временного закрепления конструкций. При монтаже стальных и железобетонных конструкций используют приспособления позволяющие временно удерживать установленный на место элемент и регулировать его положение при выверке и приведении в проектное положение. Одиночные приспособления предназначены для удержания одного элемента групповые одного элемента или нескольких. Расчалки гибкие из канатов монтажные приспособления работающие только на растяжение.
30771. Основные способы строповки конструкций при монтаже. Грузозахватные приспособления 14.25 KB
  Основные способы строповки конструкций при монтаже. Строповка конструкций. Строповкой называют захват конструкций канатом стропом подвешенным к крюку монтажного крана для подъема и установки их в проектное положение. Конструкции стропуют в местах указанных в проекте и обеспечивают подачу конструкций к месту установки в положении соответствующем проекту.
30772. Приспособления для рабочего места и безопасного ведения работ на высоте 15.33 KB
  Приспособления для рабочего места и безопасного ведения работ на высоте. К работам на высоте относятся работы при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 13 м и более. Рабочие места и проходы к ним зона А расположенные на перекрытиях покрытиях на высоте более 13 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте должны быть ограждены предохранительными или страховочными защитными ограждениями а при расстоянии более 2м сигнальными ограждениями соответствующими...
30773. Монтаж конструкций со склада и с транспортных средств 16.96 KB
  Монтаж конструкций со склада и с транспортных средств. Метод монтажа в зависимости от организации подачи элементов на монтаж: А со склада Б с колёс Основным условием доставки конструкций транспортными средствами является комплектная и ритмичная их подача в заданной технологической последовательности строго по часовому расписанному по минутам графику непосредственно к месту установки. Монтаж конструкций с транспортных средств по сравнению с предварительной разгрузкой является наиболее экономичным так как сокращаются затраты на...
30774. Классификация методов монтажа в зависимости от последовательности установки элементов 14.82 KB
  Классификация методов монтажа в зависимости от последовательности установки элементов. При раздельном методе одноименные конструкции монтируют или демонтируют самостоятельными потоками совмещенными во времени. Данный метод монтажа и демонтажа рекомендуется при реконструкции пролетов значительной протяженности небольшой внутренней стесненности обеспечивающей развертывание потока при свободном проходе монтажного крана и главное независимости СМР по реконструкции от основной деятельности предприятия. Комплексный метод связан с...
30775. Классификация методов монтажа по степени ограничения свободы перемещения в пространстве 14.68 KB
  По степени ограничения свободы перемещения элементов: А свободный Б ограничено свободный В принудительный оснастка позволяет перемещаться только в 1 необходимом направлении Свободный монтаж при котором монтируемый элемент без какихлибо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Ограниченносвободный монтаж характеризуется тем что монтируемая конструкция устанавливается в направляющие упоры фиксаторы и другие приспособления частично ограничивающие свободу перемещения конструкции но приводящие к...