40075

Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Приобрести навыки формулирования предметных рубрик 2. Определить возможности использования АПК Обеспечивающие средства: первичные и вторичные документы; перечни лексических единиц; приложение Правила формулирования предметных рубрик. Задание 1: Определить вид заданных предметных рубрик Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Виды предметных рубрик Предметная рубрика Вид и подвид предметной рубрики Технология работы: Проанализировать структуру заданной...

Русский

2013-10-15

69.5 KB

6 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ

Цель работы: Познакомиться со структурой и назначением алфавитно-предметной классификации (АПК).

Задачи работы: 1.  Приобрести навыки формулирования предметных рубрик

          2.  Определить возможности использования АПК

Обеспечивающие средства: первичные и вторичные  документы;  перечни лексических единиц; приложение «Правила формулирования предметных рубрик».

Задание 1:  Определить вид  заданных предметных рубрик

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

   Таблица 1. Виды предметных рубрик

Предметная  рубрика

Вид и подвид предметной рубрики

Технология работы:

  1.  Проанализировать структуру заданной предметной рубрики и  выделить ее элементы: заголовок,  подзаголовок (подзаголовки).
  2.  Исходя из состава элементов предметной рубрики определить ее вид: простая или сложная.
  3.  Если заданная предметная рубрика является сложной, установить, как соединяются между собой заголовок и подзаголовки. Определить  подвид предметной рубрики:  описательная  или многочленная.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Перечень предметных рубрик

Вариант – 1

1) Малярные работы

2) Подземная  газификация углей

3) Ароматические соединения

4) Приборы для измерения артериального

      давления

5) Древесина – Склеивание

6) Информация – Обработка – Оптические

      методы – Сборники

7) Железные дороги – Подвижной состав –

      Окраска

8) Решение обратных задач

Вариант – 3

1) Каменный уголь – Подземная

      газификация

2) Вывоз капитала

3) Вагоны – Окраска

4) Морские суда

5) Силикат натрия – Использование в

     стекольном производстве

6) Библиотеки – Сети – Централизация

7) Сушилки для лакокрасочных

      покрытий

8) Музыка – Методика преподавания –  

       Сборники

Вариант – 2

1) Речные суда

2) Нефть – Переработка

3) Спирты

4) Капитал – Вывоз

5) Клей в деревообработке

6) Информатика  – Методика преподавания –

      Сборники

7) Стекольное производство – Сырье –

       Заменители

8) Контейнеры для дискет

Вариант – 4

1) Разметочные призмы

2) Штанген-рейсмусы

3) Тепловозы – Окраска

4) Лакокрасочные покрытия – Сушка

5) Прессы для фанерования мебели

6) Алкоголь – Действие на организм –  

       Биохимические основы

7) Информация – Передача – Тезисы

      докладов

8) Оптические методы обработки

      информации

Задание 2: Сформулировать предметные рубрики для  заданных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить следующим образом:

   Леонидова, Г.Ф. Программное обеспечение автоматизированных информационных систем [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник/  Г.Ф. Леонидова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 110 с.

   Автоматизированные информационные системы - Программное обеспечение - Гипертекстовый

учебный терминологический словарь-справочник

Технология работы:

  1.  В соответствии с требованиями  ГОСТ 7.1-2003 составить библиографическое описание на заданный документ.
  2.  Проанализировать элементы справочного аппарата документа (титульный лист, оглавление, аннотацию, введение и т.п.). Выявить   предмет и аспекты (содержательные и формальные) рассмотрения.
  3.  Используя правила формулирования предметных рубрик (приложение 1) и модели предметных рубрик (приложение 2), сформулировать предметную рубрику на заданный документ.
  4.   Оформить полученные результаты

Задание 3: Осуществить диагностику заданных предметных рубрик.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2:

      Таблица 2. Диагностика предметных рубрик

Исходная формулировка предметной рубрики

Ошибки

Правильная формулировка предметной рубрики

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданную предметную рубрику и определить ее вид и подвид.  

  1.  Используя правила построения предметных рубрик (см. приложение 1), установить правильность формулирования заданной предметной рубрики, выявить допущенные ошибки.
    1.  В случае нарушения правил построения предметной рубрики, устранить выявленные ошибки и отредактировать заданную предметную рубрику.
      1.  Оформить полученные результаты.

Перечень предметных рубрик

Вариант – 1

1) Центры научно-технической

     информации - Научная работа

2) Педагогика – Социальная педагогика

3) Централизация – Библиотеки –  Сети

4) 19 в. – Музыка

5) Нефть. Переработка

6) информация – передача – тезисы

     докладов

 

Вариант – 3

1) Информационные учреждения –

     Библиотеки

2) Музыка – методика преподавания

       – сборники

3) Стекольное производство. Сырье.

       Заменители

4)  Библиотеки  - Учет и отчетность  -   

        Механизация

5) 1941-1945 гг. – Ветераны Великой

     Отечественной войны

6) Интернет – Формулирование

     запроса –  Поиск  

Вариант – 2

1) Злаковые растения – Рожь

2) 1950-1960 гг. – Внешняя политика

     России

3) Алкоголь – действие на организм

4) Косилки самоходные – Ремонт

5) Библиотеки  – Механизация – Учет  и

       отчетность

6) Азербайджан. Музыкальный

      Фольклор

Вариант – 4

1) Библиотеки – учет и отчетность -

     автоматизация

2) Клей – Материалы для склеивания

3) Организация  – Деятельность

4) 20 в. – Пианизм

5) Косилки самоходные. Ремонт

6)  Мебель – Оборудование –

      Фанерование

Задание 4: Определить назначение алфавитно-предметной классификации для заданных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3:

    

   Таблица 3. Назначение  алфавитно-предметной классификации

Библиографическое описание документа

Структурный элемент документа

Виды используемых  предметных рубрик

Примеры предметных рубрик

Технология работы:

1. В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 составить библиографическое описание на заданный документ.

2. Выявить элементы структуры документа, в которых применяется алфавитно-предметная классификация.

3. Проанализировать выявленные структурные элементы документа и установить используемые в них виды  и подвиды предметных рубрик. Привести примеры.

4. Оформить полученные результаты.

Задание 5:  Определить возможности использования алфавитно-предметной классификации при создании сетевых информационных ресурсов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3:

Таблица 3. Использование АПК при создании сетевых информационных ресурсов

Признак АПК

Проявление признака АПК в структуре контента сайта

Пример

Технология работы:

  1.  Проанализировать карту заданного сайта, выявить в его составе рубрики, подрубрики. Установить количество уровней вложения.
  2.  Определить состав признаков, присущих алфавитно-предметной классификации.
  3.  Выявить степень использования правил построения предметных рубрик при формулировке и распределении по уровням вложения рубрик и подрубрик сайта. Привести примеры.
  4.  Оформить полученные результаты.  

Контрольные вопросы:

  1.  Почему алфавитно-предметная классификация является неиерархической классификацией?
  2.  При создании каких традиционных и автоматизированных информационных  ресурсов используется алфавитно-предметная классификация? Каково ее назначение?
  3.  Охарактеризуйте структуру предметной рубрики. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  4.  Назовите основные виды предметных рубрик и их отличительные признаки. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  5.  Перечислите синтаксические правила формулирования предметной рубрики.

Список рекомендуемой литературы:

1. ГОСТ 7.1-2003.  СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. –  М.,   2004.- 147 с.

2. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2005. – С. 258-265.

3. ГОСТ 7.74-96 СИБИД.  Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]. – М., 1997.- 19 с.

4. Гендина, Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст] / Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.  93-98.

Приложение 1

ПРАВИЛА  ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

  1.  В сложной предметной рубрике не могут находиться лексические единицы, связанные отношениями подчинения («род-вид», «вид-род»), перекрещивания, соподчинения, противоположности. В синтагматическом ряду должны располагаться лексические единицы, связанные отношением «предмет – аспект», которое, в свою очередь, может проявляться в виде отношений «целое –часть», «предмет –свойство (параметр, признак)», «причина-следствие», «предмет – процесс», «предмет-назначение», «процесс - материалы (оборудование)» и т.п. Например, с этой точки зрения неправильно сформулированы рубрики: Классификационные ИПЯ – Универсальная десятичная классификация; УДК – Полные таблицы – ББК, т.к. в первом случае лексические единицы связаны   отношениями «род-вид», а во втором – отношениями соподчинения.
  2.   В сложной предметной рубрике следует так расположить элементы, чтобы при ее переводе на естественный язык не искажался смысл исходного документа (запроса). Перевод рубрики начинается справа налево, т.е. с последнего  подзаголовка  (за исключением географического и хронологического). При этом  каждая  лексическая единица присоединяется в родительном или предложенном падеже. Например, рубрика Автомобили – Кузовы – Сварка – Технология переводится на естественный язык как Технология сварки кузовов автомобилей.
  3.  Географическое понятие должно входить в заголовок рубрики (при рассмотрении истории страны, ее внешней политики, хозяйства) или располагаться в конце рубрики в виде подзаголовка. Например, Германия – Внешняя политика, 1917-1939; Картофель – Выращивание – Россия.
  4.  Подзаголовок, отражающий хронологический аспект, должен стоять непосредственно после той лексической единицы, которую он характеризует, либо помещаться в конце рубрики. Например, Великая Отечественная война советского народа, 1941-1945 – Помощь тыла фронту; Армения – История, VIII - XV вв.
  5.  В сложной предметной рубрике лексические единицы присоединяются к заголовку или подзаголовку с помощью тире. Заголовки и подзаголовки предметной рубрики пишутся с прописной буквы.

Приложение 2

МОДЕЛИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

  1.  Вещь – Вещь
  2.  Вещь – Вещь – Отношение – Среда
  3.  Вещь – Вещь – Среда
  4.  Вещь – Свойство – Отношение – Среда
  5.  Вещь – Свойство – Среда
  6.  Вещь – Свойство – Оценочная характеристика
  7.  Вещь – Отношение
  8.  Вещь – Отношение -  Отношение - Среда
  9.  Вещь – Отношение -  Среда
  10.  Вещь – Оценочная характеристика
  11.   Вещь – Среда
  12.  Вещь – Время
  13.  Отношение -  Отношение – Среда
  14.   Отношение -  Отношение – Время
  15.  Отношение – Среда
  16.   Отношение – Среда - Оценочная характеристика
  17.  Отношение – Оценочная характеристика
  18.   Свой ство  – Среда


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83058. Организационная структура компании ООО «Лаборатории Весслинг» 110 KB
  Разумно созданная структура системы управления определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы.
83059. Гравитация. Гравитационное поле 162.95 KB
  Из-за глобального характера гравитация ответственна и за такие крупномасштабные эффекты как структура галактик черные дыры и расширение Вселенной и за элементарные астрономические явления орбиты планет и за простое притяжение к поверхности Земли и падения тел.
83060. Разработка программы для работы с матрицами 71.47 KB
  В данной работе путем одного из самых простых методов шифрования – шифровкой с использованием кодового слова, был зашифрован и ,затем расшифрован произвольный текст. Цель работы: Зашифровать и расшифровать текст с использованием кодового слова.
83061. Экономическая эффективность развития хлебобулочного производства в ОАО «Волжский пекарь» 221.5 KB
  Все эти факторы ведут к увеличению себестоимости выпускаемой продукции и хлебопекарные предприятия вынуждены повышать цены на хлеб и хлебобулочные изделия. Страдает также и качество продукции так как многие предприятия для увеличения своей прибыли от продажи продукции или используют более дешевое но низкого...
83062. Разработка технологического процесса восстановления детали (маховика № 53-10050115) 630.06 KB
  Перспективность авторемонтного производства обусловливается объективными постоянно действующими факторами. Современные конструктивные, технологические и экономические основы, на которых базируются конструирование, производство и эксплуатация автомобилей, предопределяют неодинаковость...
83063. Оператор ЭВМ 89.5 KB
  Оператора ЭВМ оператора ПК заключается в том что он вводит информацию в компьютер и обрабатывает и передаёт её в локальных сетях К Когда-то давно ещё когда никто не знал что такое компьютер для проведения больших вычислений собиралась не одна сотня учёных которые дни и ночи на напролёт сидели и умножали возводили в степень извлекали корень. Это оператор ЭВМ со своим на надёжным другом компьютером. Мастер по обработке цифровой информации Оператор ЭВМ...
83064. Роль зрелища в римской культуре 172 KB
  В связи с этим цель работы – на основе анализа историко-теоретического материала выявить особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа. В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач: Охарактеризовать особенности древнеримской цивилизации.
83065. Разработка АИС «Работа отдела кадров» 6.6 MB
  Цель разработки – облегчить работу сотрудникам отдела кадров, уменьшить время затрачиваемое на составление различных отчётов. В процессе работы построена функциональная и инфологическая модель предметной области с использованием CASE – средств, разработана структура база данных.
83066. Разработка игры Сапёр 70.5 KB
  В данной работе реализованы многие технологии и решены проблемы, с которыми придётся столкнуться программистам при разработке программ в реальной жизни, такие как создание окна и его элементов, обработка сообщений Windows, рисование изображений, работа с системным реестром, использование ресурсов.