40075

Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Приобрести навыки формулирования предметных рубрик 2. Определить возможности использования АПК Обеспечивающие средства: первичные и вторичные документы; перечни лексических единиц; приложение Правила формулирования предметных рубрик. Задание 1: Определить вид заданных предметных рубрик Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Виды предметных рубрик Предметная рубрика Вид и подвид предметной рубрики Технология работы: Проанализировать структуру заданной...

Русский

2013-10-15

69.5 KB

7 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Алфавитно-предметная классификация как ИПЯ

Цель работы: Познакомиться со структурой и назначением алфавитно-предметной классификации (АПК).

Задачи работы: 1.  Приобрести навыки формулирования предметных рубрик

          2.  Определить возможности использования АПК

Обеспечивающие средства: первичные и вторичные  документы;  перечни лексических единиц; приложение «Правила формулирования предметных рубрик».

Задание 1:  Определить вид  заданных предметных рубрик

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

   Таблица 1. Виды предметных рубрик

Предметная  рубрика

Вид и подвид предметной рубрики

Технология работы:

  1.  Проанализировать структуру заданной предметной рубрики и  выделить ее элементы: заголовок,  подзаголовок (подзаголовки).
  2.  Исходя из состава элементов предметной рубрики определить ее вид: простая или сложная.
  3.  Если заданная предметная рубрика является сложной, установить, как соединяются между собой заголовок и подзаголовки. Определить  подвид предметной рубрики:  описательная  или многочленная.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Перечень предметных рубрик

Вариант – 1

1) Малярные работы

2) Подземная  газификация углей

3) Ароматические соединения

4) Приборы для измерения артериального

      давления

5) Древесина – Склеивание

6) Информация – Обработка – Оптические

      методы – Сборники

7) Железные дороги – Подвижной состав –

      Окраска

8) Решение обратных задач

Вариант – 3

1) Каменный уголь – Подземная

      газификация

2) Вывоз капитала

3) Вагоны – Окраска

4) Морские суда

5) Силикат натрия – Использование в

     стекольном производстве

6) Библиотеки – Сети – Централизация

7) Сушилки для лакокрасочных

      покрытий

8) Музыка – Методика преподавания –  

       Сборники

Вариант – 2

1) Речные суда

2) Нефть – Переработка

3) Спирты

4) Капитал – Вывоз

5) Клей в деревообработке

6) Информатика  – Методика преподавания –

      Сборники

7) Стекольное производство – Сырье –

       Заменители

8) Контейнеры для дискет

Вариант – 4

1) Разметочные призмы

2) Штанген-рейсмусы

3) Тепловозы – Окраска

4) Лакокрасочные покрытия – Сушка

5) Прессы для фанерования мебели

6) Алкоголь – Действие на организм –  

       Биохимические основы

7) Информация – Передача – Тезисы

      докладов

8) Оптические методы обработки

      информации

Задание 2: Сформулировать предметные рубрики для  заданных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить следующим образом:

   Леонидова, Г.Ф. Программное обеспечение автоматизированных информационных систем [Текст]: гипертекстовый учебный терминологический словарь-справочник/  Г.Ф. Леонидова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 110 с.

   Автоматизированные информационные системы - Программное обеспечение - Гипертекстовый

учебный терминологический словарь-справочник

Технология работы:

  1.  В соответствии с требованиями  ГОСТ 7.1-2003 составить библиографическое описание на заданный документ.
  2.  Проанализировать элементы справочного аппарата документа (титульный лист, оглавление, аннотацию, введение и т.п.). Выявить   предмет и аспекты (содержательные и формальные) рассмотрения.
  3.  Используя правила формулирования предметных рубрик (приложение 1) и модели предметных рубрик (приложение 2), сформулировать предметную рубрику на заданный документ.
  4.   Оформить полученные результаты

Задание 3: Осуществить диагностику заданных предметных рубрик.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2:

      Таблица 2. Диагностика предметных рубрик

Исходная формулировка предметной рубрики

Ошибки

Правильная формулировка предметной рубрики

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданную предметную рубрику и определить ее вид и подвид.  

  1.  Используя правила построения предметных рубрик (см. приложение 1), установить правильность формулирования заданной предметной рубрики, выявить допущенные ошибки.
    1.  В случае нарушения правил построения предметной рубрики, устранить выявленные ошибки и отредактировать заданную предметную рубрику.
      1.  Оформить полученные результаты.

Перечень предметных рубрик

Вариант – 1

1) Центры научно-технической

     информации - Научная работа

2) Педагогика – Социальная педагогика

3) Централизация – Библиотеки –  Сети

4) 19 в. – Музыка

5) Нефть. Переработка

6) информация – передача – тезисы

     докладов

 

Вариант – 3

1) Информационные учреждения –

     Библиотеки

2) Музыка – методика преподавания

       – сборники

3) Стекольное производство. Сырье.

       Заменители

4)  Библиотеки  - Учет и отчетность  -   

        Механизация

5) 1941-1945 гг. – Ветераны Великой

     Отечественной войны

6) Интернет – Формулирование

     запроса –  Поиск  

Вариант – 2

1) Злаковые растения – Рожь

2) 1950-1960 гг. – Внешняя политика

     России

3) Алкоголь – действие на организм

4) Косилки самоходные – Ремонт

5) Библиотеки  – Механизация – Учет  и

       отчетность

6) Азербайджан. Музыкальный

      Фольклор

Вариант – 4

1) Библиотеки – учет и отчетность -

     автоматизация

2) Клей – Материалы для склеивания

3) Организация  – Деятельность

4) 20 в. – Пианизм

5) Косилки самоходные. Ремонт

6)  Мебель – Оборудование –

      Фанерование

Задание 4: Определить назначение алфавитно-предметной классификации для заданных документов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3:

    

   Таблица 3. Назначение  алфавитно-предметной классификации

Библиографическое описание документа

Структурный элемент документа

Виды используемых  предметных рубрик

Примеры предметных рубрик

Технология работы:

1. В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 составить библиографическое описание на заданный документ.

2. Выявить элементы структуры документа, в которых применяется алфавитно-предметная классификация.

3. Проанализировать выявленные структурные элементы документа и установить используемые в них виды  и подвиды предметных рубрик. Привести примеры.

4. Оформить полученные результаты.

Задание 5:  Определить возможности использования алфавитно-предметной классификации при создании сетевых информационных ресурсов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3:

Таблица 3. Использование АПК при создании сетевых информационных ресурсов

Признак АПК

Проявление признака АПК в структуре контента сайта

Пример

Технология работы:

  1.  Проанализировать карту заданного сайта, выявить в его составе рубрики, подрубрики. Установить количество уровней вложения.
  2.  Определить состав признаков, присущих алфавитно-предметной классификации.
  3.  Выявить степень использования правил построения предметных рубрик при формулировке и распределении по уровням вложения рубрик и подрубрик сайта. Привести примеры.
  4.  Оформить полученные результаты.  

Контрольные вопросы:

  1.  Почему алфавитно-предметная классификация является неиерархической классификацией?
  2.  При создании каких традиционных и автоматизированных информационных  ресурсов используется алфавитно-предметная классификация? Каково ее назначение?
  3.  Охарактеризуйте структуру предметной рубрики. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  4.  Назовите основные виды предметных рубрик и их отличительные признаки. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  5.  Перечислите синтаксические правила формулирования предметной рубрики.

Список рекомендуемой литературы:

1. ГОСТ 7.1-2003.  СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. –  М.,   2004.- 147 с.

2. ГОСТ 7.59-2003 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2005. – С. 258-265.

3. ГОСТ 7.74-96 СИБИД.  Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]. – М., 1997.- 19 с.

4. Гендина, Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст] / Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.  93-98.

Приложение 1

ПРАВИЛА  ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

  1.  В сложной предметной рубрике не могут находиться лексические единицы, связанные отношениями подчинения («род-вид», «вид-род»), перекрещивания, соподчинения, противоположности. В синтагматическом ряду должны располагаться лексические единицы, связанные отношением «предмет – аспект», которое, в свою очередь, может проявляться в виде отношений «целое –часть», «предмет –свойство (параметр, признак)», «причина-следствие», «предмет – процесс», «предмет-назначение», «процесс - материалы (оборудование)» и т.п. Например, с этой точки зрения неправильно сформулированы рубрики: Классификационные ИПЯ – Универсальная десятичная классификация; УДК – Полные таблицы – ББК, т.к. в первом случае лексические единицы связаны   отношениями «род-вид», а во втором – отношениями соподчинения.
  2.   В сложной предметной рубрике следует так расположить элементы, чтобы при ее переводе на естественный язык не искажался смысл исходного документа (запроса). Перевод рубрики начинается справа налево, т.е. с последнего  подзаголовка  (за исключением географического и хронологического). При этом  каждая  лексическая единица присоединяется в родительном или предложенном падеже. Например, рубрика Автомобили – Кузовы – Сварка – Технология переводится на естественный язык как Технология сварки кузовов автомобилей.
  3.  Географическое понятие должно входить в заголовок рубрики (при рассмотрении истории страны, ее внешней политики, хозяйства) или располагаться в конце рубрики в виде подзаголовка. Например, Германия – Внешняя политика, 1917-1939; Картофель – Выращивание – Россия.
  4.  Подзаголовок, отражающий хронологический аспект, должен стоять непосредственно после той лексической единицы, которую он характеризует, либо помещаться в конце рубрики. Например, Великая Отечественная война советского народа, 1941-1945 – Помощь тыла фронту; Армения – История, VIII - XV вв.
  5.  В сложной предметной рубрике лексические единицы присоединяются к заголовку или подзаголовку с помощью тире. Заголовки и подзаголовки предметной рубрики пишутся с прописной буквы.

Приложение 2

МОДЕЛИ СЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ РУБРИК

  1.  Вещь – Вещь
  2.  Вещь – Вещь – Отношение – Среда
  3.  Вещь – Вещь – Среда
  4.  Вещь – Свойство – Отношение – Среда
  5.  Вещь – Свойство – Среда
  6.  Вещь – Свойство – Оценочная характеристика
  7.  Вещь – Отношение
  8.  Вещь – Отношение -  Отношение - Среда
  9.  Вещь – Отношение -  Среда
  10.  Вещь – Оценочная характеристика
  11.   Вещь – Среда
  12.  Вещь – Время
  13.  Отношение -  Отношение – Среда
  14.   Отношение -  Отношение – Время
  15.  Отношение – Среда
  16.   Отношение – Среда - Оценочная характеристика
  17.  Отношение – Оценочная характеристика
  18.   Свой ство  – Среда


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57759. Фізика і хімія - науки, що визначають сучасний науково – технічний прогрес 50.5 KB
  Мета уроку: розкрити величезне визначальне значення наук фізики та хімії в розв’язанні глобальних проблем сучасності: енергетичної, продовольчої, технічної, проблеми збереження миру в усьому світі...
57760. Робота з рухомою картою зоряного неба 149.5 KB
  Рухома карта складається з двох частин: рухомого диска (зоряної карти), який може обертатись навколо вісі, що проходить через його центр, і нерухомо розташованого над ним накладного круга.
57761. Изучение звёздного неба 95 KB
  Цели урока: Создать условия для: изучения созвездий наблюдения интересных объектов в этих созвездиях отработки навыков уверенного нахождения созвездий и самых ярких звёзд северного неба...
57762. Розв’язування нерівностей з однією змінною 114.5 KB
  Мета: відтворити знання про лінійні нерівності з однією змінною; удосконалювати вміння учнів розвязувати нерівності з однією змінною формувати навички самостійної роботи...
57763. Решение иррациональных неравенств 1.41 MB
  Формировать умения и навыки решения иррациональных неравенств различными способами. Формировать социальную компетентность: предоставлять учащимся возможность проявлять инициативу.
57764. Der Gemüsegarten 38.5 KB
  Практична: ввести лексичні одиниці за темою уроку та тренувати їх вживання в усному та писемному мовленні, закріпити вживання сильних дієслів у теперішньому часі на прикладі дієслова essen.
57765. Текст-переклад. Бінарний урок з інформатики та англійської мови 143.5 KB
  А зараз давайте пригадаємо пристрій, який допоможе нам друкувати текст. Називається він?(клавіатура). На клавіатурі знаходиться багато клавіш. Це алфавітно-цифрове поле (демонструється малюнок клавіатури).
57766. Перерізи многогранників. Метод слідів 712 KB
  Многогранники Опуклі многогранники Правильний многогранник Куб Паралелепіпед Піраміда Призма а у другій нові переріз діагональний переріз січна площина.
57767. Перська держава 73.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями зародження і функціонування держави Персії охарактеризувати діяльність найвідоміших правителів Персії: Кіра ІІ Дарія І розкрити завойовницький характер їх зовнішньої політики...