40076

Сфера применения дескрипторных информационно-поисковых языков

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Оценить возможности использования дескрипторных ИПЯ при индексировании документов и запросов. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Определить необходимый для проведения операции координатного индексирования отраслевой информационнопоисковый тезаурус или дескрипторный словарь.

Русский

2013-10-15

56 KB

3 чел.

Лабораторная работа

4 часа

Сфера применения дескрипторных информационно-поисковых языков

Цель работы: Рассмотреть сферу   применения  ДИПЯ  

Задачи работы: 1. Оценить возможности использования дескрипторных

                                 ИПЯ при  индексировании документов и запросов.

                            2. Овладеть навыками координатного индексирования.

          3. Определить направления использования ДИПЯ в

                                 информационной деятельности.

Обеспечивающие средства:  дескрипторные словари, отраслевые информационно-поисковые тезаурусы, перечни ключевых  слов.

Задание 1: Осуществить операцию координатного индексирования.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:

       Таблица 1. Результаты координатного индексирования

Ключевое слово

Лексическая единица ДИПЯ

Наименование ДИПЯ

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданное ключевое слово и установить принадлежность его к конкретной отрасли знания  (информатика, машиностроение, экономика и т.п.).
  2.  Определить необходимый для проведения операции координатного индексирования отраслевой информационно-поисковый тезаурус или дескрипторный словарь.
  3.  На основе лексико-семантического указателя выбранного отраслевого ИПТ или дескрипторного словаря осуществить  перевод заданного ключевого слова с естественного языка на дескрипторный ИПЯ.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Перечни ключевых слов

Вариант –1

Орудия для обработки почвы;

Натяжные ролики;

Нитраты;

Государственные субсидии

Вариант –2

Вкусовые свойства;

Ручные инструменты для сборки;

Транспортеры для уборки навоза;

Индекс  Доу-Джонса

Вариант –3

Агрегаты для приготовления травяной муки;

Стеклянные стаканы;

Сухие пылеуловители;

Душевое потребление

Вариант –4

Инструменты для сварки;

Хладагент;

Оборудование для измельчения корнеклубне-плодов

Реальные инвестиции

Вариант –5

Известковая селитра;

Инструменты для металлообработки;

Низкотемпературное хранение

Евродоллары

Вариант –6

Газовые турбины;

Многосекционные вращающиеся творогоизготовители;

Ядохимикаты

Рурализация

Вариант –7

Машинно-тракторные агрегаты;

Камеры для стерилизации;

Семена;

Рынок спот

Вариант –8

Пастбищный период;

Модели из пенополистирола;

Сгущенные консервы с наполнителями

Рынок ценных бумаг

Вариант –9

Аппараты для посева;

Тяжелые металлы;

Молочные консервы

Расчетные цены

Вариант –10

Побочные продукты от переработки сыворотки; Цилиндрические детали; Транспорт автомобильный;

Ревальвация

Вариант –11

Износоустойчивость;

Садовые опрыскиватели;

Электронные пучки;

Рынок межбанковских операций

Вариант –12

Творог тощий; Инструменты  для деревообработки;

Патока кормовая;

Фондоемкость

Задание 2: Используя информационно-поисковый тезаурус, декодировать информацию, представленную в виде машинных кодов.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 2.

 

   Таблица 2. Результаты  декодирования машинных кодов

Машинный код

Ключевое слово

Наименование ИПТ

Технология работы:

  1.  На основе указателя ключевых слов (обратного)  отраслевого ИПТ найти  заданный машинный код.
  2.  Установить соответствующее ему ключевое слово (или ключевые слова), отражающие  соответственно дескриптор и аскрипторы.
  3.  Оформить результаты выполнения задания.

Задание 3: Проиллюстрировать использование при создании отраслевого  информационно-поискового тезауруса терминов и понятий  смежных областей знания.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 3.

   Таблица 3. Состав терминов и понятий,  используемых в отраслевом ИПТ

Наименование ИПТ

Используемые дескрипторы

Отраслевые

из смежных областей знания

Дескриптор

Код дескрип-торной области и группы

Значение кода

Дескриптор

Код дескрип-торной области и группы

Значение кода

Технология работы:

  1.  Выбрать три любых отраслевых информационно-поисковых тезауруса.
  2.  Проанализировать состав дескрипторных областей и групп в структуре систематического указателя дескрипторов ИПТ и определить код отраслевых («ядерных») для данного ИПТ дескрипторных областей и групп. Например, для ИПТ по сельскому хозяйству «ядерными» будут дескрипторная область «13 Сельское хозяйство» и входящие в ее состав дескрипторные группы «1301 Животноводство», «1302 Растениеводство» и т.п.
  3.  В составе лексико-семантического указателя заданного ИПТ подобрать примеры дескрипторов, имеющих установленные на этапе 2 коды дескрипторных областей и групп. Привести примеры.
  4.  В составе лексико-семантического указателя заданного ИПТ подобрать примеры дескрипторов, имеющих  иные, по сравнению с установленными  на этапе 2,  коды, которые характеризуют использование терминов и понятий из смежных областей знания. Например, в структуре ИПТ  по сельскому хозяйству смежными областями могут быть «03 Биология», «08 Лесное хозяйство. Лесная промышленность», «09 Материалы и вещества» и т.п. Привести примеры.
  5.  Сформулировать выводы о возможностях использования ИПТ для оценки состояния терминологического (понятийного) аппарата в заданной отрасли знания.
  6.  Оформить результаты выполнения задания.

Контрольные вопросы:

  1.  В чем заключается принцип координатного индексирования?
  2.  Каково назначение информационно-поисковых тезаурусов?
  3.  Охарактеризуйте сферу применения  информационно-поисковых тезаурусов и дескрипторных словарей. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  ГОСТ 7.24-90 СИБИД. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 8 с.
  2.   ГОСТ 7.25-2001 СИБИД. Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2005. – С. 201-219.
  3.  ГОСТ 7.66-92 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1992. – 14 с.
  4.  ГОСТ 7.74-96 СИБИД. Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1997.- 19 с.
  5.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.105-119.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58693. Звязок прикметників з іменниками 47 KB
  Мета: Навчаюча: допомогти учням засвоїти матеріал про звязок прикметників з іменниками; закріплювати вміння встановлювати логіко-граматичні звязки; вдосконалювати вміння розрізняти прикметники серед інших частин мови...
58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
  Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
  Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...
58700. Звязок іменників з прикметниками 444.5 KB
  Мета: розширити знання дітей про граматичний і смисловий зв’язок прикметників з іменниками; закріпити прийоми розпізнавання числа, роду, відмінка прикметників. Розвивати вміння будувати зв’язні розповіді га задану тему.
58701. Школьные правила 39 KB
  Цели Оборудование: проигрыватель, грамзапись с ритмической зарядкой; аудиозаписи: голоса птиц, школьных песен, “Урок поведения”, “Песня первоклашки”, Шадоус “Девушка в красном”; иллюстрация – “Зайчик”; игрушки – ёж, лесной медвежонок, зайчонок...