40077

Дескрипторные информационно-поисковые языки

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно поисковые тезаурусы как ИПЯ. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Задание 1: Охарактеризовать дескрипторные словари и информационнопоисковые тезаурусы как информационнопоисковый язык.

Русский

2013-10-15

63.5 KB

12 чел.

Лабораторная работа

2 часа

Дескрипторные информационно-поисковые языки

Цель работы: Изучить структуру  дескрипторных ИПЯ  

Задачи работы: 1.Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно-

                               поисковые тезаурусы  как ИПЯ.

                            2. Выявить особенности структуры ДИПЯ.

Обеспечивающие средства:  дескрипторные словари, отраслевые информационно-поисковые тезаурусы, перечни ключевых  слов.

Задание 1: Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно-поисковые тезаурусы как информационно-поисковый язык.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:   

Таблица 1. Характеристика дескрипторных ИПЯ

Параметр анализа

Дескрипторный словарь по …

ИПТ по …

характеристика

пример

характеристика

пример

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Технология работы:

  1.  Выбрать из имеющегося массива ИПЯ координатного типа любой дескрипторный словарь и информационно-поисковый тезаурус.
  2.  Охарактеризовать внутреннюю структуру дескрипторных ИПЯ.
    1.  На основе анализа лексических единиц (дескрипторов и аскрипторов) определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых в ДИПЯ знаков.
    2.  Охарактеризовать лексику ДИПЯ по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в дескрипторных словарях и ИПТ. Привести примеры.
    4.  На основе анализа введения (предисловия) к ДИПЯ установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  3.  Охарактеризовать организационную  структуру ДИПЯ. Выявить все  элементы организационной структуры дескрипторного словаря и информационно-поискового тезауруса.
  4.  Сравнить полученные данные: выявить общие и отличительные черты  дескрипторного словаря и информационно-поискового тезауруса. Сформулировать выводы.

Задание 2: Используя информационно-поисковый тезаурус, устранить синонимию и омонимию.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде дескрипторных и аскрипторных статей или их фрагментов. Например:

Ключевые слова: мосты, молоко обезжиренное, обрат

Молоко обезжиренное

    см. Обрат  

      Устранение синонимии

ОБРАТ  

  с. Молоко обезжиренное

МОСТЫ (УЗЛЫ)    Устранение омонимии

Перечни ключевых слов

Вариант –1

Поглощение

Электропогрузчики

Отделка

Антиоксиданты

Сорбция

Котлы

Валы

Рамы

Погрузчики электрические

Осаждение

Ингибиторы окисления

Вариант –2

Состав

Пневмоцилиндры

Хлеб смешанный

Компоненты теста

Сооружения

Ход холостой

Ингредиенты теста

Составные части теста

Цилиндры пневматические

Ход обратный

Хлеб ржано-пшеничный

Вариант –3

Загрязнение 

Подгибка

Способ

Вал

Подгиб

Изнанка

Форма школьная

Костюм школьный

Загибка

Метод

Поверхность изнаночная

Вариант –4

Изделия пальтовые

Сварка ультразвуком

Элеваторы

Чертежи кроя

Одежда верхняя

Водоупорность

Лекала

Сварка ультразвуковая

Водонепроницаемость

Смена

Выкройки

Вариант –5

Заполнение

Влияние

Ткани камвольные

Машины заметочные

Измерение продольное

Действие

Машины наметочные

Смена

Длина

Ткани гребенные

Машины выметочные

Вариант –6

Уклоны

Простой

Передачи

Магистрали поездные

Техника безопасности

Электротабло

Магистрали воздушные

Меры безопасности

Магистрали тормозные

Сети тормозные

Табло электрические

Вариант –7

Вывод

Удаление

Размыв

Дефлаграция

Выгорание

Гидроотбойка

Приготовление

Отбойка гидравлическая

Размывание

Изготовление

Разработка

Вариант –8

Износоустойчивость

ДКШ

Выделение

Раскраивание

Износостойкость

Выполнение

Вырезание деталей

Ганекс

Исполнение

Кройка

Капрон, дублированный шерстяной тканью

Вариант –9

Измерения поперечные

Ткани камвольные

Электроток

Этикетки

Ширина

Ткани гребенные

Ток электрический

Устойчивость к светопогоде

Инсоляция

Барабаны

Ярлыки

Вариант –10

Галенит

Тоннели

Обслуживание

Проникновение

Отделение

Уход

Проникание

Производство

Туннели

Блеск свинцовый

Охладители

Вариант –11

Откатывание

Ферменты

Фурфуран

Фурфурол

Откатка

Энзимы

Фурол

Фурфуральдегид

Отделение

Рамы

Гетерол

Вариант –12

Укрепление откосов

Блок-посты

Полигон обращения

Отделение

Предприятия

Прибыль

Установки

Участки обращения разветвленные

Посты путевые

Одежды укрепительные Зоны  обслуживания

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданное ключевое слово и установить принадлежность его к конкретной отрасли знания  (информатика, машиностроение, экономика и т.п.).
  2.  Определить необходимый отраслевой информационно-поисковый тезаурус.
  3.  На основе лексико-семантического указателя выбранного отраслевого ИПТ найти для заданного ключевого слова соответствующий  дескриптор или аскриптор.
  4.  Проанализировать способ представления (написания) дескриптора или аскриптора,  а также состав дескрипторной и аскрипторной статьи. Определить, какие явления   естественного языка они устраняют: омонимию или  синонимию.
  5.  Оформить результаты выполнения задания.

Задание 3: Используя лексические единицы полной дескрипторной статьи информационно-поискового тезауруса, составить связный письменный текст.  

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде письменного текста (например, словарной статьи, фрагмента научной статьи и т.п.).

Технология работы:

  1.  Выбрать в составе лексико-семантического указателя отраслевого ИПТ любую полную дескрипторную статью.
  2.  Проанализировать состав лексических единиц дескрипторной  статьи, установить смысловые связи между ними.
  3.  Используя формальные (знаки дефис, двоеточие и т.п.) и лексические распознаватели (слова типа «предназначенный для …», «используется в …», «входит в состав …», «относится к числу …» и т.п.), объединить лексические единицы в связный текст.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Контрольные вопросы:

  1.  Перечислите  черты сходства и отличия дескрипторных словарей и информационно-поисковых тезаурусов. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  2.  Что выступает в качестве  лексических единиц в ДИПЯ?
  3.  Чем отличается дескриптор от ключевого слова?
  4.  Как в дескрипторных ИПЯ выражены парадигматические и синтагматические отношения?
  5.  Охарактеризуйте структуру информационно-поисковых тезаурусов.
  6.  Перечислите типы ИПТ. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  ГОСТ 7.24-90 СИБИД. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 8 с.
  2.   ГОСТ 7.25-2001 СИБИД. Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2005. – С. 201-219.
  3.  ГОСТ 7.66-92 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию [Текст].– М.: Изд-во стандартов,1992.– 14с.
  4.  ГОСТ 7.74-96 СИБИД. Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1997.- 19 с.
  5.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.105-119.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47260. Государственное и муниципальное управление 710.5 KB
  елью государственной итоговой аттестации является определение уровня теоретической подготовки выпускников и освоения ими практических навыков по решению профессиональных задач в рамках основных видов их будущей профессиональной деятельности.
47261. Дизайн внутренней предметно-пространственной среды индивидуального малоэтажного жилого дома 7.01 MB
  Деревянные дома из бревна - это некогда забытый вид построек, который сейчас возвращается и становится популярным в разных странах. Такой дом сам по себе имеет уже внутреннюю отделку. Актуальность исследования состоит в изучении незатронутого до настоящего времени подробным анализом, но весьма обширного материала, связанного с различными аспектами формирования внутреннего облика современного загородного жилища.
47262. Методы контроля изнашивания подшипников дизеля 1.27 MB
  Этот фактор так же влияет и на качество очистки масла в системе двигателя где установлены фильтры грубой и тонкой очистки. Для этого всасывающий патрубок первой ступени компрессора соединяют резиновым шлангом с небольшой емкостью переносным ресивером а затем с прибором. Рассчитывается по формуле...
47263. Процедура построения полного дерева поиска и ее особенности 20.87 KB
  Процедура построения полного дерева поиска и ее особенности. Бинарное дерево-это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества, каждое из которых само является бинарным деревом
47264. Электроснабжение нового микрорайона города с реконструкцией существующей электрической сети 6.09 MB
  Значения расчетных электрических нагрузок жилых домов зависит от количества квартир, типа энергоносителя для приготовления пищи и количества и номинальной мощности двигателей лифтовых установок.
47265. Электроснабжение жилого района города 1.21 MB
  Проверка выбранных сечений жил кабелей 380 В по допустимым потерям напряжения. Проверка кабелей 10 кВ по потерям напряжения. КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКАХ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. Оценка обеспечение качества напряжения по его отклонениям от номинального.
47268. Разработка модуля добавления и редактирования алгоритмов в системе тестирования учащихся на понимание алгоритмов «СТУПА» 2.81 MB
  Учебный процесс с использованием компьютерных технологий может быть представлен как моделирование учебной деятельности при которой компьютер выполняет ряд функций преподавателя в частности организацию диалога в виде сценария – алгоритма управления учебной и познавательной деятельностью обучаемого. Технический аспект связан в первую очередь с проблемой реализации планируемого контроля знаний с выбором подходящего алгоритма для оценки контрольных работ. К техническим аспектам относятся: формирование набора контрольных заданий на основе...