40077

Дескрипторные информационно-поисковые языки

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно поисковые тезаурусы как ИПЯ. Обеспечивающие средства: дескрипторные словари отраслевые информационнопоисковые тезаурусы перечни ключевых слов. Задание 1: Охарактеризовать дескрипторные словари и информационнопоисковые тезаурусы как информационнопоисковый язык.

Русский

2013-10-15

63.5 KB

12 чел.

Лабораторная работа

2 часа

Дескрипторные информационно-поисковые языки

Цель работы: Изучить структуру  дескрипторных ИПЯ  

Задачи работы: 1.Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно-

                               поисковые тезаурусы  как ИПЯ.

                            2. Выявить особенности структуры ДИПЯ.

Обеспечивающие средства:  дескрипторные словари, отраслевые информационно-поисковые тезаурусы, перечни ключевых  слов.

Задание 1: Охарактеризовать дескрипторные словари и информационно-поисковые тезаурусы как информационно-поисковый язык.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде таблицы 1:   

Таблица 1. Характеристика дескрипторных ИПЯ

Параметр анализа

Дескрипторный словарь по …

ИПТ по …

характеристика

пример

характеристика

пример

Алфавит

Лексика

Парадигматические отношения

Синтагматические отношения

Элементы организационной структуры

Технология работы:

  1.  Выбрать из имеющегося массива ИПЯ координатного типа любой дескрипторный словарь и информационно-поисковый тезаурус.
  2.  Охарактеризовать внутреннюю структуру дескрипторных ИПЯ.
    1.  На основе анализа лексических единиц (дескрипторов и аскрипторов) определить состав алфавита: буквенный, цифровой или смешанный. Привести примеры используемых в ДИПЯ знаков.
    2.  Охарактеризовать лексику ДИПЯ по следующим параметрам: способ построения лексических единиц, способ задания лексики, уровень интеграции. Ответ проиллюстрировать примерами.
    3.  Выявить виды парадигматических отношений (сильные и слабые,  их разновидности), используемые в дескрипторных словарях и ИПТ. Привести примеры.
    4.  На основе анализа введения (предисловия) к ДИПЯ установить виды используемых грамматических средств. Привести примеры.
  3.  Охарактеризовать организационную  структуру ДИПЯ. Выявить все  элементы организационной структуры дескрипторного словаря и информационно-поискового тезауруса.
  4.  Сравнить полученные данные: выявить общие и отличительные черты  дескрипторного словаря и информационно-поискового тезауруса. Сформулировать выводы.

Задание 2: Используя информационно-поисковый тезаурус, устранить синонимию и омонимию.

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде дескрипторных и аскрипторных статей или их фрагментов. Например:

Ключевые слова: мосты, молоко обезжиренное, обрат

Молоко обезжиренное

    см. Обрат  

      Устранение синонимии

ОБРАТ  

  с. Молоко обезжиренное

МОСТЫ (УЗЛЫ)    Устранение омонимии

Перечни ключевых слов

Вариант –1

Поглощение

Электропогрузчики

Отделка

Антиоксиданты

Сорбция

Котлы

Валы

Рамы

Погрузчики электрические

Осаждение

Ингибиторы окисления

Вариант –2

Состав

Пневмоцилиндры

Хлеб смешанный

Компоненты теста

Сооружения

Ход холостой

Ингредиенты теста

Составные части теста

Цилиндры пневматические

Ход обратный

Хлеб ржано-пшеничный

Вариант –3

Загрязнение 

Подгибка

Способ

Вал

Подгиб

Изнанка

Форма школьная

Костюм школьный

Загибка

Метод

Поверхность изнаночная

Вариант –4

Изделия пальтовые

Сварка ультразвуком

Элеваторы

Чертежи кроя

Одежда верхняя

Водоупорность

Лекала

Сварка ультразвуковая

Водонепроницаемость

Смена

Выкройки

Вариант –5

Заполнение

Влияние

Ткани камвольные

Машины заметочные

Измерение продольное

Действие

Машины наметочные

Смена

Длина

Ткани гребенные

Машины выметочные

Вариант –6

Уклоны

Простой

Передачи

Магистрали поездные

Техника безопасности

Электротабло

Магистрали воздушные

Меры безопасности

Магистрали тормозные

Сети тормозные

Табло электрические

Вариант –7

Вывод

Удаление

Размыв

Дефлаграция

Выгорание

Гидроотбойка

Приготовление

Отбойка гидравлическая

Размывание

Изготовление

Разработка

Вариант –8

Износоустойчивость

ДКШ

Выделение

Раскраивание

Износостойкость

Выполнение

Вырезание деталей

Ганекс

Исполнение

Кройка

Капрон, дублированный шерстяной тканью

Вариант –9

Измерения поперечные

Ткани камвольные

Электроток

Этикетки

Ширина

Ткани гребенные

Ток электрический

Устойчивость к светопогоде

Инсоляция

Барабаны

Ярлыки

Вариант –10

Галенит

Тоннели

Обслуживание

Проникновение

Отделение

Уход

Проникание

Производство

Туннели

Блеск свинцовый

Охладители

Вариант –11

Откатывание

Ферменты

Фурфуран

Фурфурол

Откатка

Энзимы

Фурол

Фурфуральдегид

Отделение

Рамы

Гетерол

Вариант –12

Укрепление откосов

Блок-посты

Полигон обращения

Отделение

Предприятия

Прибыль

Установки

Участки обращения разветвленные

Посты путевые

Одежды укрепительные Зоны  обслуживания

Технология работы:

  1.  Проанализировать заданное ключевое слово и установить принадлежность его к конкретной отрасли знания  (информатика, машиностроение, экономика и т.п.).
  2.  Определить необходимый отраслевой информационно-поисковый тезаурус.
  3.  На основе лексико-семантического указателя выбранного отраслевого ИПТ найти для заданного ключевого слова соответствующий  дескриптор или аскриптор.
  4.  Проанализировать способ представления (написания) дескриптора или аскриптора,  а также состав дескрипторной и аскрипторной статьи. Определить, какие явления   естественного языка они устраняют: омонимию или  синонимию.
  5.  Оформить результаты выполнения задания.

Задание 3: Используя лексические единицы полной дескрипторной статьи информационно-поискового тезауруса, составить связный письменный текст.  

Требования к отчету: Итоги выполнения задания представить в виде письменного текста (например, словарной статьи, фрагмента научной статьи и т.п.).

Технология работы:

  1.  Выбрать в составе лексико-семантического указателя отраслевого ИПТ любую полную дескрипторную статью.
  2.  Проанализировать состав лексических единиц дескрипторной  статьи, установить смысловые связи между ними.
  3.  Используя формальные (знаки дефис, двоеточие и т.п.) и лексические распознаватели (слова типа «предназначенный для …», «используется в …», «входит в состав …», «относится к числу …» и т.п.), объединить лексические единицы в связный текст.
  4.  Оформить результаты выполнения задания.

Контрольные вопросы:

  1.  Перечислите  черты сходства и отличия дескрипторных словарей и информационно-поисковых тезаурусов. Ответ проиллюстрируйте примерами из лабораторной работы.
  2.  Что выступает в качестве  лексических единиц в ДИПЯ?
  3.  Чем отличается дескриптор от ключевого слова?
  4.  Как в дескрипторных ИПЯ выражены парадигматические и синтагматические отношения?
  5.  Охарактеризуйте структуру информационно-поисковых тезаурусов.
  6.  Перечислите типы ИПТ. Приведите примеры.

Список рекомендуемой литературы:

  1.  ГОСТ 7.24-90 СИБИД. Тезаурус информационно-поисковый многоязычный. Состав, структура и основные требования к построению [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 8 с.
  2.   ГОСТ 7.25-2001 СИБИД. Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук, О.М. Зусьман. - СПб.: Профессия, 2005. – С. 201-219.
  3.  ГОСТ 7.66-92 СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию [Текст].– М.: Изд-во стандартов,1992.– 14с.
  4.  ГОСТ 7.74-96 СИБИД. Информационно-поисковые языки. Термины и определения [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 1997.- 19 с.
  5.  Гендина,  Н.И. Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечных систем [Текст]/  Н.И. Гендина. – Алма-Ата: Гылым, 1991. – С.105-119.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58831. Проект телекомунікаційної мережі бібліотечно-інформаційного центру Дон НТУ. Розробка проекту сегменту бездротової мережі 2.44 MB
  Розроблена бездротова телекомунікаційна мережа, яка поєднує в собі передачу даних, Інтернет. Було розраховано трафік цієї мережі та вибране відповідне мережеве обладнання. Здійснено прогнозування покриття бездротової мережі у пакеті Wireless Control System 5.2. На основі цих даних було проведено моделювання мережі за допомогою пакету Packet Tracer 5.0.
58832. Площа криволінійної трапеції 42.5 KB
  Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу.
58833. БИЗНЕС-ПЛАН ОТКРЫТИЯ ТОРГОВО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА «ЯМАХА-ЦЕНТР» 205.59 KB
  Цель внутрифирменного планирования — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.
58834. Украинский архитектурный модерн 620.79 KB
  Модерн как стиль в архитектуре и искусстве зародился на рубеже XIX-XX вв. сначала в Европе, а затем в России, включал в себя различные художественные течения и школы. Его отличительными особенностями являлся отказ от прямых линий
58835. Казка мовить просто, а розуму в ній багато. Казка «Дрізд і голуб». Загадки. Підсумок за темою 64.5 KB
  Мета. Сприяти узагальненню найважливішого матеріалу з прочитаної теми про жанрові особливості казок; удосконаленню навичці правильного, усвідомленого, виразного читання. Заохочувати учнів до висловлення власної думки. Розвивати мислення, память. Виховувати позитивне ставлення до знань, праці.
58836. Український народний одяг – складова духовної культури 64.5 KB
  Мета: познайомити учнів із декоративно – ужитковим мистецтвом на прикладі національного костюма; художніми особливостями народного одягу, його обереговим значенням, важливим елементом матеріальної та художньої культури; дати історичні відомості про розвиток національного костюма...
58839. Ділення раціональних чисел 152 KB
  Сформувати в учнів навички виконання ділення над раціональними числами обчислення значень виразів що містять раціональні числа з використанням чотирьох арифметичних дій; розвивати позитивні риси особистості...