40113

Показатели эффективности использования производственных ресурсов (коэффициенты средней и предельной эффективности). Коэффициент эластичности выпуска. Вычисление этих показателей для степенной производственной функции

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Средняя эффективность использования ресурсов показывает отдачу от каждой единицы iго ресурса. Предельная эффективность показывает предельный прирост выпуска продукции при увеличении затрат iго ресурса на малую величину. При этом важен характер изменения эффективности дополнительных количеств используемого ресурса. Если найдем максимальный то определим от какого ресурса получим наибольшую отдачу т.

Русский

2013-10-15

134.5 KB

46 чел.

28. Показатели эффективности использования производственных ресурсов (коэффициенты средней и предельной эффективности). Коэффициент эластичности выпуска. Вычисление этих показателей для степенной производственной функции.

f(x) – производственная функция, выпуск продукции. Это известная зависимость результата производства (объема выпуска продукции) от затрат ресурсов.

X = (х1, …, хm) – вектор затрат ресурсов.

Средняя эффективность использования ресурсов  – показывает отдачу от каждой единицы i-го ресурса. . Не очень «хороший» показатель. Чем больше xi, тем больше f(x).

Предельная эффективность  – показывает предельный прирост выпуска продукции при увеличении затрат i-го ресурса на малую величину.

– только для взаимозаменяемых ресурсов.

При этом важен характер изменения эффективности дополнительных количеств используемого ресурса. Если найдем максимальный , то определим, от какого ресурса получим наибольшую отдачу, т.е. ответим на вопрос, куда лучше вкладывать деньги.

– скорость изменения предельной эффективности

Строгое неравенство означает, что предельная эффективность ресурса падает с увеличением ресурса, так как уменьшается обеспеченность другими ресурсами.

Экономическая интерпретация падения предельной эффективности:  при увеличении количества работников и неизменном количестве станков падает фондовооруженность каждого работника, а следовательно каждый новый работник будет иметь в распоряжении меньше станков, чем его предшественники, т.е. его производительность будет меньше. Условие  известно в экономической теории как закон убывающей предельной эффективности ресурсов. Данный закон действует только при условии, что качество ресурсов не меняется.

Как видно из графика кривая выпуска продукции увеличивается, но существует предел её возрастания. Если производная (предельная эффективность) не превращается в постоянную, то рост производства будет все время замедляться.

Кривые средней и предельной эффективности убывают.

Предельная эффективность всегда ниже средней.

ПФ имеет такой вид при неизменном количестве и качестве других ресурсов.

Совсем другим образом ведут себя эти показатели при изменении других ресурсов

т.е увеличение одного ресурса ведет к увеличению средней эффективности другого ресурса.

т.е при увеличении одного ресурса растет предельная эффективность другого ресурса

Если растет количество станков, то растет фондовооруженность каждого работника. Следовательно, будет больше производительность труда новой единицы, чем до увеличения количества станков, поскольку производительность труда зависит не только от качества самого труда, но и от условий его приложения.

Норма эквивалентной взаимозаменяемости ресурсов  – показывает, какое количество i-го ресурса может быть высвобождено из производства при увеличении затрат j-го ресурса на 1.

Эластичность производства 

– отражает отношение относительного прироста продукции к относительному приросту i-го ресурса.

Каким образом увеличивается выпуск продукции в %, если затраты i-го ресурса увеличивается на k%.

т.е. выпуск изменится на ()%.

Изокванты – линии уровня производственной функции.

Пусть имеются 3 производственные функции

I   – . Выпуск одинаково зависит от затрат 1-го и 2-го ресурса.

II  –  – изокванта больше удалена от x1. прирост затрат первого ресурса дает больший прирост производства, чем прирост затрат второго ресурса (в %)

III –  – изокванта больше удалена от x2 и ближе к x1.

Коэффициент эластичности взаимозаменяемости ресурсов 

– показывает, на сколько % должно измениться отношение объемных затрат ресурсов i и j, чтобы при этом норма эквивалентной заменяемости изменилась на 1%.

Эта эластичность определяется как отношение относительного изменения соотношения затрат ресурсов i и j по отношению к относительному изменению норм эквивалентной заменяемости.

Чем выше эластичности взаимозаменяемости ресурсов, тем в более широких пределах они могут заменять друг друга.

Если , то нет пределов замены, т.е. ресурсы полностью взаимозаменяемы.

Если , то ресурсы взаимодополняемы.

I   –

II  –

III –

IV –

Степенная производственная функция: 

– величина постоянная для каждого ресурса

При фиксированном выпуске продукции предельная эффективность i-го ресурса падает с ростом затрат на него.

Норма взаимозаменяемости растет с ростом удельных затрат j-го ресурса, т.е. для компенсации одной единицы продукции i-го ресурса требуется все большее количество затрат j-го ресурса.

При изменении нормы эквивалентной взаимозаменяемости на 1% соотношение продуктов также должно измениться на 1%. Эластичность взаимозаменяемости равна 1, что является недостатком модели, так как согласно статистическим исследованиям такого быть не должно.

Рассмотрим, каким образом темп роста производства зависит от темпов роста затрат ресурсов:

Темп роста объемов производства линейно зависит от темпов роста затрат ресурсов:

Если объем затрат ресурсов изменился на 1% для каждого ресурса, то объем выпуска продукции изменится на .

Во многих случаях для  выполняется условие  для них объем выпуска изменится на .


f(
x)

i(x)

i(x)

x1

I

II

III

x2

x2

I

II

III

x1

IV

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56537. Трикутники 67 KB
  Вісім параграфів підручника геометрії 7-го класу знайомлять нас з трикутниками, їх властивостями. Сьогодні на уроці ми узагальнимо і систематизуємо знання про трикутник, повторимо все, що вивчили, і таким чином підготуємося до контрольної роботи.
56538. Рівність трикутників 164.5 KB
  Учасники аукціону називаються аукціонерами людина яка проводить аукціон аукціоністом а товар - лотом. У ході продажу фігур лотів доведення рівності трикутників доцільно записувати на дошці щоб учні ще раз могли простежити відповідність...
56539. Анализ прибыли уровня рентабельности продукции птицеводства в ЗАО Победа - Агро Дятьковского района 127.45 KB
  В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
56540. Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Веселый труд» 51 KB
  Сценарий проведения внеклассного мероприятия Веселый труд Ведущий: Уважаемые гости и болельщики Сегодня мы проводим конкурс Веселый Труд. Конкурс состоит из 5 заданий каждое задание оценивается в 1 балл. Жюри оценивает конкурс.
56541. Планування варіативного модулю «Технологія вирощування рослин та догляд за ними» 76 KB
  Установчо технологічна карта варіативного модулю Технологія вирощування рослин та догляд за ними 16 годин. Основи технології вирощування рослин та догляду за ними Розподіл тем навчальних модулів Види діяльності Варіанти домашнього завдання Стандарт на виході Знання відповідних понять з курсів природознавства та біології Вміння: працювати з різними інформаційними матеріалами із різних джерел знань зошитом виконувати ескізні малюнки аналізувати робити висновки працювати з різнорівневими письмовими завданнями відповідати на усні...
56542. Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта 69.5 KB
  Формировать практические приемы работы с бумагой. Умение выполнять приёмы работы с бумагой. Проявление эмоционального отношения к выполнению работы. Объяснение последовательности выполнения работы 3 мин.
56543. ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ 123 KB
  Цель: познакомить учащихся с понятиями личность индивидуальность; показать неповторимость уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Развитие личности довольно медленный процесс.
56544. Застосування розв’язування трикутників у прикладних задачах 1.12 MB
  Мета уроку: Формувати вміння учнів у застосуванні знань розвязування трикутників до розвязування прикладних задач. Розвивати у учнів інтерес до математики шляхом розвязування прикладних задач формувати зацікавленість у результатах спільної роботи.
56545. Треугольники 212.5 KB
  Цель урока. Усвоить определение треугольника, медианы, биссектрисы, высоты треугольника; научить учащихся определять элементы треугольника, выполнять классификацию треугольников по углам...