40188

Финансовая система государства понятие, сущность, подсистемы и сферы. Место и роль финансов корпораций в финансовой системе страны

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Место и роль финансов корпораций в финансовой системе страны. Сущность финансовой системы Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм который включает в себя систему организации регулирования и планирования финансов способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов наёмных работников государства и органов местного самоуправления. Структура финансовой системы В зависимости от методов формирования доходов экономических...

Русский

2013-10-15

45.5 KB

53 чел.

2.Финансовая система государства понятие, сущность, подсистемы и сферы. Место и роль финансов корпораций в финансовой системе страны.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

  •  централизованные финансы;
  •  децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

  1.  Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
  2.  Финансы домашних хозяйств
  3.  Государственные финансы
  4.  Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

 Место и роль финансов корпораций в финансовой системе страны.

   Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязаных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны особености. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны, социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.
В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существеные изменения в связи с новыми экономическими, политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления, др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так, содержания вошедших в нее звеньев, их внутренего строения, взаимодействия между собой.
На современом этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят:
– бюджетная система, состоящая из государственых (федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации), местных бюджетов муниципальных образований;
– внебюджетные целевые государственые, муниципальные (местные) фонды;
– финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
– имущественое, личное страхование;
– кредит (государственый, муниципальный, банковский).
Названые звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так, на уровне субъектов Федерации, местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особеностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвеность финансовой системы способствует большей ее гибкости, эффективности.
Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особеностями. Однако каждое из названых звеньев финансовой системы обладает спецификой, одновремено взаимодействуя между собой как составная часть единой категории. Взаимодействует с ними, кредит. Другие экономисты, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, включают в нее государственый кредит.
Развитие финансовой системы Российской Федерации на современом этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные, бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственая монополия на имущественое, личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственой власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особености, которые отражают экономические, политические условия, традиции, приоритеты, сложившиеся в стране.
Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются, используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию, масштабам общественых потребностей. Эти фонды могут быть централизоваными, децентрализоваными, общего, целевого назначения. Централизованые денежные средства в определеных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованым относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственых, социальных целей соответствено предназначению названых субъектов, в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионый фонд, Фонд занятости населения, т.п.). В сравнении с ними государственый или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.
Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленые денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств, т.д.), используются ими для выполнения своих функций, задач. Для современых условий характерно многообразие форм собствености, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций, учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммерческих, некоммерческих организаций. Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской, иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.
Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредствено связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый, перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении – это обособленые денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии, используемые для развития производства, социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства, реализации произведеной продукции, что создает возможности их действеного влияния на даные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их использование.
Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества, объединения средств отечественых, иностраных хозяйственых организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется, на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.
Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды, другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.
Имущественое, личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненого физическим, юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями., различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственого бюджета (военослужащих, государственых служащих, работников государственой налоговой службы, т.д.).
В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственой монополией. Наряду с государствеными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственые страховые организации, находясь под надзором государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды, предоставление другим субъектам во временое использование на началах возмездности, срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченых, но, собственых средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию, кругу участников стали более разнообразными.
Различают две формы кредита;
а) государственый, муниципальный;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65810. Система управления охраной труда на предприятии (организации) 29 KB
  Система управления охраной труда состоит из следующих элементов: разработка политики организации в области охраны труда; осуществление аудитов мониторингов проверок по охране труда; планирование работы по охране труда на основании идентификации опасностей оценки связанных с ними рисков и необходимых мер по управлению рисками...
65811. Функции ПР в современном гражданском обществе и рыночной экономике 22.5 KB
  Как функция управления ПР обобщает в себе многочисленные виды деятельности по обеспечению руководства организации информацией об общественном мнении оказанию ему помощи в выработке мер обеспечивающих общественные интересы поддержанию руководства...
65812. Основные методологические принципы естественной науки 26.14 KB
  Следствия принципа рациональности: Противоречие должно восприниматься как проблема аномалия слабое место теории. Разные теории принципиально по-разному объясняющие одно и то же явление не могут быть верными. Но эти теории противоречат друг другу...
65813. Признаки государства, внешние и внутренние функции государства 41 KB
  Признаки государства это его качественные свойства позволяющие отличить его от других явлений и что даже более важно т. Наличие публичной власти определяющий признак государства иногда публичную власть понимают как синоним государства отличающий его от догосударственной...
65816. Недостатки произношения свистящих звуков «С» - «Сь», «З» - «Зь», «Ц» (сигматизм, парасигматизм) 15.74 KB
  Правильная артикуляция: При произнесении свистящих звуков губы имеют тенденцию растягиваться в улыбке зубы сближены широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Передняя часть спинки языка выгарбливается к верхним резцам при произнесении звука Ц она в первый момент образует смычку во второй щель.
65817. Государственная антимонопольная политика - ее цели и задачи 14 KB
  Для недопущения таких негативных процессов государственное антимонопольное регулирование осуществляется в двух направлениях: формирование антимонопольного законодательства; создание системы антимонопольных органов призванных осуществлять регулирование и контроль монополистической деятельности.