40196

Особенности коммерческих организаций, осуществляющих финансово-кредитные операции. Особенности коммерческих организаций, занимающихся финансовым посредничеством

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Особенности коммерческих организаций осуществляющих финансовокредитные операции. Особенности коммерческих организаций занимающихся финансовым посредничеством Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений характеризующуюся самостоятельным движением денег когда деньги меняют владельца Д Д. На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений: денежные отношения характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг что является основой формирования финансовых...

Русский

2013-10-15

55 KB

6 чел.

10.Особенности коммерческих организаций, осуществляющих финансово-кредитные операции. Особенности коммерческих организаций, занимающихся финансовым посредничеством

Кредитная сфера охватывает часть денежных отношений, характеризующуюся самостоятельным движением денег, когда деньги «меняют» владельца (Д — Д). При этом в кредитной сфере, в отличие от бюджетно-налоговой сферы денежных отношений, происходит движение временно свободных денежных средств на возвратных и платных началах. Соответственно кредитная сфера денежных отношений отличается рыночным характером функционирования, так как предметом купли-продажи выступает право временного пользования деньгами. Для обслуживания этой специфической группы денежных отношений формируются особые организационно-экономические структуры — кредитные организации, которые осуществляют операции на денежном рынке.

Кредитные организации выполняют:

  •  во-первых, операции, присущие любой коммерческой организации (формирование уставного фонда, финансовых фондов, приобретение основных средств и нематериальных активов, начисление амортизации, зачисление и списание денежных средств со своих счетов в банках и др.);
  •  во-вторых, специфические операции, связанные с обслуживанием денежного оборота, осуществлением операций на финансовом рынке, таких как расчетно-кассовые, депозитные, ссудные, учетные, эмиссионные и др. В частности, к этим операциям относятся: привлечение и размещение денежных средств юридических и физических лиц; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению клиентов; кассовое обслуживание клиентов, предоставление сейфов для хранения документов и ценностей; операции с иностранными валютами, драгоценными металлами и ценными бумагами; доверительное управление средствами клиентов; выдача гарантий и поручительств за третьих лиц; консультационное обслуживание; лизинговые, факторинговые, форфейтинговые и другие операции в соответствии с действующим законодательством.

На этой основе у кредитных организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

  1.  денежные отношения, характерные для коммерческих организаций: отношения с потребителями банковских услуг, что является основой формирования финансовых ресурсов кредитных организаций; отношения, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды; отношения внутри кредитных организаций, а также кредитных организаций с другими субъектами хозяйствования, которые опосредуют процесс использования финансовых ресурсов кредитных организаций;
  2.  денежные отношения, обусловленные спецификой деятельности кредитных организаций в области денежного оборота: кредитные организации перечисляют налоги и обязательные платежи в бюджеты разного уровня и государственные внебюджетные фонды по поручению клиентов, осуществляют расчетно-кассовое обслуживание исполнения бюджетов, выступают дилерами при размещении государственных и муниципальных ценных бумаг. Кроме того, банки открывают и обслуживают текущие счета органов, осуществляющих исполнение бюджетов (федерального бюджета, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов); коммерческих организаций, получающих средства из бюджета, а также бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета (последних — при неказначейской системе исполнения бюджета). Эти финансовые операции могут выполняться как на платных, так и на бесплатных началах, что регулируется условиями договоров, заключаемых кредитной организацией с клиентами, и тарифами на расчетно-кассовое обслуживание.

Финансы кредитных организаций — это совокупность денежных перераспределительных отношений, связанных с формированием и использованием доходов, накоплений на основе оказания услуг, опосредующих процесс движения денежных средств в национальном хозяйстве.

Деятельность кредитных организаций характеризуется двойственностью. С одной стороны, она ориентирована на извлечение прибыли, так как эти организации являются коммерческими: денежные средства клиентам предоставляются в виде ссуд; услуги по расчетно-кассовому, консультационному обслуживанию, управлению средствами, портфелями ценных бумаг клиентов и т.д. являются платными. С другой стороны, деятельность кредит ных организаций направлена на обслуживание наличного и безналичного оборота денежных средств в экономике, т.е. предполагает обеспечение стабильности денежного оборота в стране, своевременности расчетов, сохранности средств клиентов и может рассматриваться как имеющая макроэкономическое значение.

Такая двойственность обусловливает следующие особенности финансов кредитных организаций:

  •  высокую степень государственной регламентации не только операций, осуществляемых кредитными организациями, но и процессов формирования и использования ими финансовых ресурсов, что выражается в установлении Центральным банком РФ значений экономических нормативов, регулирующих размер собственных средств, устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса кредитных организаций;
  •  перераспределительный характер, так как кредитные организации опосредуют процесс перераспределения финансовых ресурсов как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. При этом денежные доходы, накопления, поступления у кредитных организаций формируются в процессе осуществления операций с финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, накоплениями населения, т.е. путем перераспределения финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также средств населения. Кроме того, финансовые ресурсы кредитных организаций активно используются ими для операций на финансовом рынке и также перераспределяются;
  •  создание и функционирование системы резервов с целью обеспечения устойчивости и кредитных организаций, и кредитной системы страны, так как именно в кредитных организациях хранятся все денежные средства юридических лиц, государства, сбережения граждан, и кризис в данной сфере деятельности может привести к негативным последствиям в национальном хозяйстве, вплоть до остановки производства и социальных взрывов. В частности, формируются резервный фонд, резерв на возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг. Кроме того, часть денежных средств, принадлежащих коммерческим банкам, резервируется в Центральном банке РФ путем перечисления в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы и в фонд для регулирования кредитных ресурсов банковской системы по счетам в иностранной валюте.

Посредничество:

Если какой-либо из секторов экономики или субъектов рынка не имеет достаточных денежных ресурсов для оплаты запланированных расходов, то у него имеются три основных возможности для решения проблемы:

  •  сокращение запланированных расходов;
  •  увеличение денежных доходов, получаемых из других секторов (например, государственные органы могут увеличить налоги, предприниматели увеличить объем продаж, работники потребовать роста заработной платы и т. д.);
  •  заем денег в других секторах или у других субъектов.

Одновременно всегда существуют фирмы, лица и государственные организации, у которых денег больше, чем текущие потребности в них. Таким образом, есть две категории представителей каждого сектора:

  1.  избыточные единицы (ИЕ);
  2.  дефицитные единицы (ДЕ).

Первые могут выступать в принципе поставщиками денежных ресурсов, или кредиторами, вторые - потребителями или заемщиками. В то же время и сектора в целом выступают либо как ИЕ, либо как ДЕ. Позиции секторов в целом как чистого кредитора или чистого заемщика определяются в статистике национальных счетов и ее финансовом аналоге - статистике денежных потоков. В развитых странах, как правило, сектор домашних хозяйств относится к ИЕ, государство - к ДЕ (дефицит бюджета), предпринимательский сектор сбалансирован, а международный имеет разные позиции, отражаемые платежным балансом.

Перераспределением финансовых средств между ИЕ и ДЕ в экономической системе занимаются особые финансовые институты, именуемые финансовыми посредниками.

Финансовый посредник - институт, который осуществляет связь между кредиторами и заемщиками, занимая средства у кредиторов и предоставляя их заемщикам. Объем средств, аккумулируемых и используемых финансовыми посредниками, заметно превышает их объемы, проходящие через другие сектора. Существуют финансовые посредники между самими финансовыми институтами, например учетные дома в Англии, возникшие как институты, осуществлявшие размещение среди коммерческих банков казначейских векселей, т. е. как посредники между коммерческими банками и центральным банком. Ряд финансовых институтов, в частности лизинговые, факторинговые компании, финансовые дома, большую часть своих фондов получают как займы у других финансовых институтов (см. 6.3 Некоммерческие кредитные организации).

Процесс финансового посредничества упрощенно может быть представлен в виде схемы (рис. 6. 1).

 
Рис. 6. 1. Схема финансового посредничества

На первый взгляд может показаться, что прямое взаимодействие заемщиков и кредиторов более выгодно с финансовой точки зрения. Однако в развитой экономике это не так. Рассмотрим преимущества финансового посредничества с точки зрения участников кредитных сделок.

Для кредиторов преимущества финансового посредничества выражаются, во-первых, в том, что при их помощи достигается снижение кредитного риска. В условиях неполноты и несовершенства информации, характерных для современной рыночной экономики, велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и процентов. Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов [Под термином «финансовые инструменты» понимаются обычно различные формы кратко - и долгосрочного инвестирования.], во времени, между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. Чистый доход посредника определяется разностью между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с ведением счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д. Во-вторых, финансовые посредники облегчают другим экономическим субъектам поиск надежных заемщиков. Посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг. Это также в итоге снижает кредитный риск и издержки кредитования. В-третьих, финансовые посредники обеспечивают разрешение проблем ликвидности у экономических агентов. Финансовые институты позволяют поддерживать необходимый уровень ликвидности своих клиентов, которая определяет их способность беспрепятственно выполнять свои обязательства перед контрагентами. Это достигается за счет того, что финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. Кроме того, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и кассе.

Для заемщиков преимущества финансовых посредников выражаются, во-первых, в разрешении проблемы поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях. Финансовые посредники организуют сбор данных о них, разрабатывают методы привлечения свободных денежных средств. Во-вторых, при отсутствии финансового посредника ставка за привлеченные средства для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего выше, чем при его наличии. Этот парадокс объясняется тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. Последние в сумме с издержками посредника оказываются не настолько высокими, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании. В-третьих, финансовые посредники помогают согласовывать сроки размещения и привлечения финансовых ресурсов. Эта проблема возникает в связи с тем, что заемщику деньги нужны обычно на более длительные сроки, чем готовы предложить кредиторы. Финансовые посредники осуществляют их трансформацию, восполняя разрыв между предпочтениями ликвидности кредитора и долгосрочных ссуд заемщика. Решение этой проблемы облегчается тем, что не все клиенты требуют свои деньги в одни и те же сроки, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени.

В-четвертых, финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

Необходимо отметить, что при определенных экономических условиях, особенно в кризисные периоды, роль финансовых посредников резко сокращается. Если этот процесс приобретает массовый характер, то возникает так называемая дезинтермедитация (desintermediation). В последнее время этот термин часто употребляют в литературе. Однако, на наш взгляд, более удачным, отражающим суть данного процесса является термин «дезинтеграция».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22769. Участь УРСР в розвязанні німецького питання 49.5 KB
  Політика України шодо держав Азії. Приєднання України до Євросоюзу посилює потенціал впливу Союзу на процеси в пострадянському просторі що суперечить інтересам Росії. Важливо що вже є усталеною тенденцією зближення інтересів Росії з ЄС або з США призводить до активізації механізмів м'якої ізоляції України що є наслідком різких коливань в зовнішньополітичній стратегії останньої від одного пріоритетного напрямку до іншого. вже озвучувалася ідея відносин України з ЄС у вигляді Спільного політичного й економічного європейського простору але...
22770. Участь УРСР у розв’язанні повоєнних проблем в Європі 62 KB
  Значне місце на початковому етапі роботи конференції посіло обговорення процедурних питань. Створена конференцією комісія з політичних і територіальних питань мирної угоди з Болгарією ухвалила постанову РМЗС про збереження існуючого болгарогрецького кордону. Україна активно включилась у процес прийняття найважливіших рішень із найскладніших питань сучасних міжнародних відносин. Наша держава створивши світовий прецедент відмови від ядерної зброї виступила за зміцнення Глобальної безпеки не за рахунок поступового розповсюдження ядерної...
22771. Діяльність ЮНРРА в УРСР 52 KB
  Позиція України щодо конфліктів на пострадянському просторі. Миротворча діяльність України. Миротворча діяльність України. представникiв України взяли участь в 20 минулих та триваючих миротворчих операцiях та мiсiях ООН.
22772. Проблема множинного представництва й міжнародних відносинах завершального етапу II світової війни 55.5 KB
  Ключові інтереси України щодо країн Західної Європи. Відносини України з державами Латинської Америки. Передбачалося що на початку роботи конференції делегати Великобританії й США підтримають пропозицію про допуск до первісного членства двох радянських республік України та Білорусії.Ключові інтереси України щодо країн Західної Європи Об`єктивна необхідність вимагає поступового але неухильного включення економіки України до системи міжнародного поділу праці МПП світових інтеграційних процесів.
22773. Реакція міжнародної спільноти на визнання УРСР членом-фундатором ООН 62.5 KB
  Відносини ЄССШАУкраїна. В СанФранціско в США 25 квітня 1945 р. У зв'язку з появою УРСР на високому міжнародному форумі на її адресу посипалося чимало гострих критичних зауважень переважно з кіл української діаспори в США та Канаді. Відносини ЄС – Україна – США.
22774. Українське питання на Ялтинський конференції (1945р.) 46 KB
  Національні інтереси України та механізми їх забезпечення. Позиція України щодо ЄЕП в контексті інтеграційних процесів на пострадянському просторі. Зрештою глави урядів трьох держав СРСР США й Великої Британії схвалили рішення що східний кордон Польщі проходитиме вздовж лінії Керзона з відхиленням від неї в деяких районах від п'яти до восьми кілометрів на користь Польщі Це було досягнення й України попри те що частина земель населених українцями залишалася під польською владою.Стеттініус який зазначив що радянський приклад можуть...
22775. Ініціативи дипломатії УРСР в 00Н 41 KB
  Концепції нейтралітету та позаблоковості в зовнішній політиці України. Відносини України з країнами Африки. Концепція нейтралітету та позаблоковостів в зовнішній політиці України. зазначається про намір України стати нейтральною однак в цьому документі крім положень що фіксують оборонний характер військової доктрини можна зустріти тезу про те що У дотримується свого позаблокового статусу.
22776. Створення та розгортання діяльності Наркомату закордонних справ УРСР 39.5 KB
  Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Під керівництвом Президента України практична реалізація зовнішньополітичної діяльності забезпечується Кабінетом Міністрів України і здійснюється Міністерством закордонних справ іншими центральними органами державної виконавчої влади на основі Конституції і законів України.
22777. Українське питання на завершальному етапі Другої світової війни 42 KB
  Засади та основні напрямки зовнішньої політики України. Під кінець війни міжнародний авторитет України зріс збільшувалась увага в світі до життя й долі українського народу. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Засади та основні напрямки зовнішньої політики України З погляду концептуальної визначеності зовнішньополітичного курсу України особливо велике значення мав документ схвалений Верховною Радою України 2 липня 1993 р.