40213

Понятие и классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи что является их отличительной особенностью. Ценные бумаги можно хранить многие годы рассчитываться ими оставлять в качестве залога дарить и т. Согласно статье 145 Гражданского Кодекса правом удостоверенном ценной бумагой может владеть: предъявитель ценной бумаги владелец ценной бумаги на предъявителя; лицо названное в ценной бумаге владелец именной ценной бумаги; лицо названное в ценной бумаге или распорядитель назначенный таким лицом владелец или распорядитель...

Русский

2013-10-15

49 KB

25 чел.

27.Понятие и классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг.

Ценная бумага является необходимым атрибутом современной рыночной экономики.

Стать 42 п. 1 ГКРФ дает определение ценной бумаге как документа определенной формы, который удостоверяет имущественное право (это может быть как платежное поручение, так и обязательство передачи имущественных прав и т. п.).

Ценная бумага в обязательном порядке должна содержать все реквизиты, предусмотренные законодательством. Если нарушается указанная форма, а также, если какой-либо реквизит отсутствует – бумага считается ничтожной. 

Ценная бумага связана с заложенными в ней имущественными правами.

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи, что является их отличительной особенностью.

Реализация или передача этих прав другим лицам возможна только непосредственном её использовании (предъявлении или передаче).

Ценные бумаги можно хранить многие годы, рассчитываться ими, оставлять в качестве залога, дарить и т. п. 

Согласно статье 145 Гражданского Кодекса, правом, удостоверенном ценной бумагой может владеть:

  •   предъявитель ценной бумаги (владелец ценной бумаги на предъявителя);
  •   лицо, названное в ценной бумаге (владелец именной ценной бумаги);
  •  лицо, названное в ценной бумаге или распорядитель, назначенный таким лицом (владелец или распорядитель ордерной ценной бумаги);

Наибольшую оборотоспособность имеют ценные бумаги на предъявителя.

Право, удостоверенное предъявительской ценной бумагой, передаётся её вручением.

Передача именных ценных бумаг несколько сложнее. Они передаются по уступке требования, в соответствии с гражданским кодексом.

Что касается прав по ордерным ценным бумагам, то основанием для их передачи является индоссамент – передаточная надпись.

С помощью этой надписи индоссант (осуществляющий надпись) передаёт все права индоссату (субъекту, в пользу которого сделана надпись).

Функции ценных бумаг 

Ценные бумаги выполняют следующие функции:

  •    перераспределение капиталов;
  •    предоставление её владельцам определенных дополнительных прав(права первоочередности, права на получение соответствующей информации, на управление и т. д.);
  •    обеспечение возвратности капитала и возможности получения на негодохода.
  •    Главным свойством ценных бумаг является то, что их можно обменять на          различные формы денег (погашение, купля – продажа, переуступка и т. п.).

Классификация ценных бумаг

 Ценные бумаги можно классифицировать по трем основным признакам:временному, пространственному, рыночному.

 Временной признак:

  •    по сроку обращения (когда были выпущены ценные бумаги, на какой срок, или бессрочные);
  •    по происхождению (образованы из первоначальной основы (товара, денег) либо из других ценных бумаг). 

Пространственный признак:

  •   по форме (выпущены в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной)  форме;
  •    по национальной принадлежности (государственные или иностранные);
  •    по территориальной принадлежности (какой регион является эмитентом).

Рыночный признак:

  •    по типу активов, лежащих в основании ценных бумаг;
  •    по порядку владения (предъявительские ценные бумаги, именные, ордерные);
  •    по форме выпуска (эмиссионные (серийные) и неэмиссионные (индивидуальные);
  •    по характеру обращаемости (свободное или ограниченное обращение на рынке);
  •    по уровню риска;
  •    по доходности.

Рынок ценных бумаг

Существует понятие «первичного» и «вторичного» рынка ценных бумаг.

Первичный рынок подразумевает продажу ценных бумаг эмитентом.

Традиционные бумаги на первичном рынке:

  •    акция;
  •    облигация;
  •    вексель.

Акции – ценные бумаги, свидетельствующие о доле, внесенной в акционерное общество, являющейся основанием для начисления дивидендов.

Основные виды акций: простые, именные, привилегированные.

Облигации – ценные бумаги, являющиеся одной из разновидностей долговых обязательств. Лицо, купившее облигацию, выступает в роли кредитора, не являясь собственником кампании.

Облигации приносят владельцу регулярную прибыль. Право на получение процентов в определенный срок закреплено купоном, имеющимся на облигации. Эту ценную бумагу можно продать в любой момент.

Облигации могут быть конвертируемыми (дают возможность обменивать их на акции эмитента) и неконвертируемыми.

Вексель является письменным долговым обязательством, составленным по форме, установленной законодательством.

Оно подтверждает право векселедержателя (кредитора) получить с векселедателя (заемщика) в определенный срок указанную в векселе денежную сумму.

С обратной стороны векселя есть место для индоссамента.

Индоссаментом называется передаточная надпись, которая удостоверяет факт перехода прав по векселю.

Самые распространенные виды векселя: простой, переводной, коммерческий.

У простого векселя отсутствует специальное обеспечение.

Он может быть подписан поручителем, а также предусматривать оплату по требованию.

Практически в любом коммерческом банке можно получить ссуду под простой вексель.

Переводной вексель, или тратта, является своего рода письменным приказом, обязывающим в указанные сроки выплатить определенную денежную сумму лицу, предъявившему документ (либо лицу, которое в нем указано).

Тратту выписывает кредитор, а не должник. Она служит основным расчетным документом по внешнеторговым сделкам.

Коммерческий вексель – ценная бумага, выдаваемая под определенное обеспечение (под товар).

Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, на котором размещаются ранее выпущенные ценные бумаги. Их размещают финансовые посредники.

Наиболее распространенными ценными бумагами вторичного рынка являются опционы и фьючерсы.

Опционный контракт представляет собой особый вид соглашения, по которым субъект, купивший опцион, приобретает права на покупку  ценных бумаг у субъекта, выписавшего опцион (либо продажу их ему) по фиксированным ценам в течение определенного времени.

Опционы бывают следующих видов: опционы продавцов, опционы покупателей, двойные опционы и т. п.

Опцион реализуется только в том случае, если держатель рассчитывает получить от этого выгоду.

Фьючерсный контракт (фьючерс) может рассматриваться как разновидность срочной сделки.

По фьючерсному контракту предполагается оплата ценных бумаг по истечении определенного срока с момента его заключения. Цена изначально устанавливается в договоре.

Основная цель фьючерсных сделок – получить стоимостную разницу, возникающую  на дату погашения задолженности.

Существует возможность передачи и фьючерса (опциона) третьему лицу, вследствие чего он превращается в ценные бумаги, создающие новый рынок, на котором происходит формирование её курса и доходности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
  Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...
32500. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 68 KB
  Все это приемлемо и на уроках по информатике. Применение ИКТ может существенно изменять характер школьного урока что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс. Главный признак урока это его дидактическая цель показывающая к чему должен стремиться учитель. Цель  тип урока  содержание урока  методы  форму познавательной деятельности учащихся  результат Основные типы уроков: урок формирования знаний; урок закрепления...
32501. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 48 KB
  Теория и методика обучения информатики МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. Методы и приемы формирования системноинформационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками Философские аспекты современного школьного курса информатики Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов что вызвало к жизни концепцию информационного общества. Пропедевтика методов системного анализа...
32502. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 84.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Общие методические рекомендации и принципы обучения информатике. Принцип освоения методики самообучения. Методы обучения с использованием ИКТ Методы обучения система взаимодействия преподавателя и обучаемого с использованием ИКТ обеспечивающая усвоение образовательной программы.
32503. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК 92.5 KB
  ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности.
32504. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 58 KB
  Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира представлений о свойствах информации способах работы с ней формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся. В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в...
32505. ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 47 KB
  Среди них: теория информации теория алгоритмов теоретическая кибернетика математическое и информационное моделирование дискретная математика искусственный интеллект и др. К аппаратным средствам относятся компьютеры технические средства хранения и отображения информации передачи данных по сетям. Она заключается в формировании представлений об информации информационных процессах как одного из трех основополагающих понятий: вещества энергии информации на основе которых строится современная научная картина мира. В этом отношении...
32506. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ». 83 KB
  Ключевыми вопросами данной содержательной линии являются: определение информации; измерение информации; хранение информации; передача информации; обработка информации. Проблемы определения и измерения информации Нельзя дать единого универсального определения информации. Но в науке и в практике известны различные подходы к информации и в рамках каждого из них дается определение этого понятия Субъективный подход. При раскрытии понятия информация с точки зрения субъективного бытового человеческого подхода следует отталкиваться...