40213

Понятие и классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи что является их отличительной особенностью. Ценные бумаги можно хранить многие годы рассчитываться ими оставлять в качестве залога дарить и т. Согласно статье 145 Гражданского Кодекса правом удостоверенном ценной бумагой может владеть: предъявитель ценной бумаги владелец ценной бумаги на предъявителя; лицо названное в ценной бумаге владелец именной ценной бумаги; лицо названное в ценной бумаге или распорядитель назначенный таким лицом владелец или распорядитель...

Русский

2013-10-15

49 KB

24 чел.

27.Понятие и классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг.

Ценная бумага является необходимым атрибутом современной рыночной экономики.

Стать 42 п. 1 ГКРФ дает определение ценной бумаге как документа определенной формы, который удостоверяет имущественное право (это может быть как платежное поручение, так и обязательство передачи имущественных прав и т. п.).

Ценная бумага в обязательном порядке должна содержать все реквизиты, предусмотренные законодательством. Если нарушается указанная форма, а также, если какой-либо реквизит отсутствует – бумага считается ничтожной. 

Ценная бумага связана с заложенными в ней имущественными правами.

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи, что является их отличительной особенностью.

Реализация или передача этих прав другим лицам возможна только непосредственном её использовании (предъявлении или передаче).

Ценные бумаги можно хранить многие годы, рассчитываться ими, оставлять в качестве залога, дарить и т. п. 

Согласно статье 145 Гражданского Кодекса, правом, удостоверенном ценной бумагой может владеть:

  •   предъявитель ценной бумаги (владелец ценной бумаги на предъявителя);
  •   лицо, названное в ценной бумаге (владелец именной ценной бумаги);
  •  лицо, названное в ценной бумаге или распорядитель, назначенный таким лицом (владелец или распорядитель ордерной ценной бумаги);

Наибольшую оборотоспособность имеют ценные бумаги на предъявителя.

Право, удостоверенное предъявительской ценной бумагой, передаётся её вручением.

Передача именных ценных бумаг несколько сложнее. Они передаются по уступке требования, в соответствии с гражданским кодексом.

Что касается прав по ордерным ценным бумагам, то основанием для их передачи является индоссамент – передаточная надпись.

С помощью этой надписи индоссант (осуществляющий надпись) передаёт все права индоссату (субъекту, в пользу которого сделана надпись).

Функции ценных бумаг 

Ценные бумаги выполняют следующие функции:

  •    перераспределение капиталов;
  •    предоставление её владельцам определенных дополнительных прав(права первоочередности, права на получение соответствующей информации, на управление и т. д.);
  •    обеспечение возвратности капитала и возможности получения на негодохода.
  •    Главным свойством ценных бумаг является то, что их можно обменять на          различные формы денег (погашение, купля – продажа, переуступка и т. п.).

Классификация ценных бумаг

 Ценные бумаги можно классифицировать по трем основным признакам:временному, пространственному, рыночному.

 Временной признак:

  •    по сроку обращения (когда были выпущены ценные бумаги, на какой срок, или бессрочные);
  •    по происхождению (образованы из первоначальной основы (товара, денег) либо из других ценных бумаг). 

Пространственный признак:

  •   по форме (выпущены в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной)  форме;
  •    по национальной принадлежности (государственные или иностранные);
  •    по территориальной принадлежности (какой регион является эмитентом).

Рыночный признак:

  •    по типу активов, лежащих в основании ценных бумаг;
  •    по порядку владения (предъявительские ценные бумаги, именные, ордерные);
  •    по форме выпуска (эмиссионные (серийные) и неэмиссионные (индивидуальные);
  •    по характеру обращаемости (свободное или ограниченное обращение на рынке);
  •    по уровню риска;
  •    по доходности.

Рынок ценных бумаг

Существует понятие «первичного» и «вторичного» рынка ценных бумаг.

Первичный рынок подразумевает продажу ценных бумаг эмитентом.

Традиционные бумаги на первичном рынке:

  •    акция;
  •    облигация;
  •    вексель.

Акции – ценные бумаги, свидетельствующие о доле, внесенной в акционерное общество, являющейся основанием для начисления дивидендов.

Основные виды акций: простые, именные, привилегированные.

Облигации – ценные бумаги, являющиеся одной из разновидностей долговых обязательств. Лицо, купившее облигацию, выступает в роли кредитора, не являясь собственником кампании.

Облигации приносят владельцу регулярную прибыль. Право на получение процентов в определенный срок закреплено купоном, имеющимся на облигации. Эту ценную бумагу можно продать в любой момент.

Облигации могут быть конвертируемыми (дают возможность обменивать их на акции эмитента) и неконвертируемыми.

Вексель является письменным долговым обязательством, составленным по форме, установленной законодательством.

Оно подтверждает право векселедержателя (кредитора) получить с векселедателя (заемщика) в определенный срок указанную в векселе денежную сумму.

С обратной стороны векселя есть место для индоссамента.

Индоссаментом называется передаточная надпись, которая удостоверяет факт перехода прав по векселю.

Самые распространенные виды векселя: простой, переводной, коммерческий.

У простого векселя отсутствует специальное обеспечение.

Он может быть подписан поручителем, а также предусматривать оплату по требованию.

Практически в любом коммерческом банке можно получить ссуду под простой вексель.

Переводной вексель, или тратта, является своего рода письменным приказом, обязывающим в указанные сроки выплатить определенную денежную сумму лицу, предъявившему документ (либо лицу, которое в нем указано).

Тратту выписывает кредитор, а не должник. Она служит основным расчетным документом по внешнеторговым сделкам.

Коммерческий вексель – ценная бумага, выдаваемая под определенное обеспечение (под товар).

Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, на котором размещаются ранее выпущенные ценные бумаги. Их размещают финансовые посредники.

Наиболее распространенными ценными бумагами вторичного рынка являются опционы и фьючерсы.

Опционный контракт представляет собой особый вид соглашения, по которым субъект, купивший опцион, приобретает права на покупку  ценных бумаг у субъекта, выписавшего опцион (либо продажу их ему) по фиксированным ценам в течение определенного времени.

Опционы бывают следующих видов: опционы продавцов, опционы покупателей, двойные опционы и т. п.

Опцион реализуется только в том случае, если держатель рассчитывает получить от этого выгоду.

Фьючерсный контракт (фьючерс) может рассматриваться как разновидность срочной сделки.

По фьючерсному контракту предполагается оплата ценных бумаг по истечении определенного срока с момента его заключения. Цена изначально устанавливается в договоре.

Основная цель фьючерсных сделок – получить стоимостную разницу, возникающую  на дату погашения задолженности.

Существует возможность передачи и фьючерса (опциона) третьему лицу, вследствие чего он превращается в ценные бумаги, создающие новый рынок, на котором происходит формирование её курса и доходности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77745. КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА 72.5 KB
  Образование: определяет уровень развития способностей корректирует и формирует индивидуальность специалиста. Креативное образование образование ориентированное на развитие творческих способностей человека на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование мотивирующее самостоятельное осмысление действительности самопознание индивидуальности превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.
77746. ПРОГРАММА И ПЛAH ИССЛЕДОВАНИЯ 37 KB
  Она должна содержать: обоснование предмета исследования важность и актуальность проблемы общее содержание исследуемой проблемы роль ее относительно других проблем необходимые условия для успешного решения проблемы финансирование кадровое обеспечение организационные условия временные ограничения и пр. Программа как правило состоит из следующих разделов: Цель проведения исследований Содержание проблемы ее актуальность и важность Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования Обеспечение исследования...
77747. ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 65.5 KB
  Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени видам работ кадрам проблемам Формы организации исследования Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны если: у персонала управления есть резервы времени; его исследовательский потенциал достаточно высок.
77748. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 49.5 KB
  Исследования как бы проникают в повседневную практику. Исследования это задача только научных работников. Исследования позволяют увидеть: где находятся резервы; что мешает развитию; чего надо опасаться; что надо поддерживать и т.
77749. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 31.5 KB
  Проблемное видение мира способность распознавать проблемы там где для других все ясно. Экспрезентность способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Способность к имитации функций различных членов коллектива. Инновационность и безынерционность мышления способность выйти за границы формального привычного проверенного традиционного.
77750. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64 KB
  Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования подходов и ориентиров в его проведении выборе средств и методов определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели например: мониторинг качества управления формирование атмосферы творчества и инноваций в...
77751. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 31.5 KB
  Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.
77752. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 81.5 KB
  Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
77753. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ 36.5 KB
  Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...