40213

Понятие и классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи что является их отличительной особенностью. Ценные бумаги можно хранить многие годы рассчитываться ими оставлять в качестве залога дарить и т. Согласно статье 145 Гражданского Кодекса правом удостоверенном ценной бумагой может владеть: предъявитель ценной бумаги владелец ценной бумаги на предъявителя; лицо названное в ценной бумаге владелец именной ценной бумаги; лицо названное в ценной бумаге или распорядитель назначенный таким лицом владелец или распорядитель...

Русский

2013-10-15

49 KB

25 чел.

27.Понятие и классификация ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг.

Ценная бумага является необходимым атрибутом современной рыночной экономики.

Стать 42 п. 1 ГКРФ дает определение ценной бумаге как документа определенной формы, который удостоверяет имущественное право (это может быть как платежное поручение, так и обязательство передачи имущественных прав и т. п.).

Ценная бумага в обязательном порядке должна содержать все реквизиты, предусмотренные законодательством. Если нарушается указанная форма, а также, если какой-либо реквизит отсутствует – бумага считается ничтожной. 

Ценная бумага связана с заложенными в ней имущественными правами.

Ценные бумаги имеют упрощенный порядок правопередачи, что является их отличительной особенностью.

Реализация или передача этих прав другим лицам возможна только непосредственном её использовании (предъявлении или передаче).

Ценные бумаги можно хранить многие годы, рассчитываться ими, оставлять в качестве залога, дарить и т. п. 

Согласно статье 145 Гражданского Кодекса, правом, удостоверенном ценной бумагой может владеть:

  •   предъявитель ценной бумаги (владелец ценной бумаги на предъявителя);
  •   лицо, названное в ценной бумаге (владелец именной ценной бумаги);
  •  лицо, названное в ценной бумаге или распорядитель, назначенный таким лицом (владелец или распорядитель ордерной ценной бумаги);

Наибольшую оборотоспособность имеют ценные бумаги на предъявителя.

Право, удостоверенное предъявительской ценной бумагой, передаётся её вручением.

Передача именных ценных бумаг несколько сложнее. Они передаются по уступке требования, в соответствии с гражданским кодексом.

Что касается прав по ордерным ценным бумагам, то основанием для их передачи является индоссамент – передаточная надпись.

С помощью этой надписи индоссант (осуществляющий надпись) передаёт все права индоссату (субъекту, в пользу которого сделана надпись).

Функции ценных бумаг 

Ценные бумаги выполняют следующие функции:

  •    перераспределение капиталов;
  •    предоставление её владельцам определенных дополнительных прав(права первоочередности, права на получение соответствующей информации, на управление и т. д.);
  •    обеспечение возвратности капитала и возможности получения на негодохода.
  •    Главным свойством ценных бумаг является то, что их можно обменять на          различные формы денег (погашение, купля – продажа, переуступка и т. п.).

Классификация ценных бумаг

 Ценные бумаги можно классифицировать по трем основным признакам:временному, пространственному, рыночному.

 Временной признак:

  •    по сроку обращения (когда были выпущены ценные бумаги, на какой срок, или бессрочные);
  •    по происхождению (образованы из первоначальной основы (товара, денег) либо из других ценных бумаг). 

Пространственный признак:

  •   по форме (выпущены в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной)  форме;
  •    по национальной принадлежности (государственные или иностранные);
  •    по территориальной принадлежности (какой регион является эмитентом).

Рыночный признак:

  •    по типу активов, лежащих в основании ценных бумаг;
  •    по порядку владения (предъявительские ценные бумаги, именные, ордерные);
  •    по форме выпуска (эмиссионные (серийные) и неэмиссионные (индивидуальные);
  •    по характеру обращаемости (свободное или ограниченное обращение на рынке);
  •    по уровню риска;
  •    по доходности.

Рынок ценных бумаг

Существует понятие «первичного» и «вторичного» рынка ценных бумаг.

Первичный рынок подразумевает продажу ценных бумаг эмитентом.

Традиционные бумаги на первичном рынке:

  •    акция;
  •    облигация;
  •    вексель.

Акции – ценные бумаги, свидетельствующие о доле, внесенной в акционерное общество, являющейся основанием для начисления дивидендов.

Основные виды акций: простые, именные, привилегированные.

Облигации – ценные бумаги, являющиеся одной из разновидностей долговых обязательств. Лицо, купившее облигацию, выступает в роли кредитора, не являясь собственником кампании.

Облигации приносят владельцу регулярную прибыль. Право на получение процентов в определенный срок закреплено купоном, имеющимся на облигации. Эту ценную бумагу можно продать в любой момент.

Облигации могут быть конвертируемыми (дают возможность обменивать их на акции эмитента) и неконвертируемыми.

Вексель является письменным долговым обязательством, составленным по форме, установленной законодательством.

Оно подтверждает право векселедержателя (кредитора) получить с векселедателя (заемщика) в определенный срок указанную в векселе денежную сумму.

С обратной стороны векселя есть место для индоссамента.

Индоссаментом называется передаточная надпись, которая удостоверяет факт перехода прав по векселю.

Самые распространенные виды векселя: простой, переводной, коммерческий.

У простого векселя отсутствует специальное обеспечение.

Он может быть подписан поручителем, а также предусматривать оплату по требованию.

Практически в любом коммерческом банке можно получить ссуду под простой вексель.

Переводной вексель, или тратта, является своего рода письменным приказом, обязывающим в указанные сроки выплатить определенную денежную сумму лицу, предъявившему документ (либо лицу, которое в нем указано).

Тратту выписывает кредитор, а не должник. Она служит основным расчетным документом по внешнеторговым сделкам.

Коммерческий вексель – ценная бумага, выдаваемая под определенное обеспечение (под товар).

Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой рынок, на котором размещаются ранее выпущенные ценные бумаги. Их размещают финансовые посредники.

Наиболее распространенными ценными бумагами вторичного рынка являются опционы и фьючерсы.

Опционный контракт представляет собой особый вид соглашения, по которым субъект, купивший опцион, приобретает права на покупку  ценных бумаг у субъекта, выписавшего опцион (либо продажу их ему) по фиксированным ценам в течение определенного времени.

Опционы бывают следующих видов: опционы продавцов, опционы покупателей, двойные опционы и т. п.

Опцион реализуется только в том случае, если держатель рассчитывает получить от этого выгоду.

Фьючерсный контракт (фьючерс) может рассматриваться как разновидность срочной сделки.

По фьючерсному контракту предполагается оплата ценных бумаг по истечении определенного срока с момента его заключения. Цена изначально устанавливается в договоре.

Основная цель фьючерсных сделок – получить стоимостную разницу, возникающую  на дату погашения задолженности.

Существует возможность передачи и фьючерса (опциона) третьему лицу, вследствие чего он превращается в ценные бумаги, создающие новый рынок, на котором происходит формирование её курса и доходности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31148. Проектирование системы документации ИС 16.21 KB
  Унифицированная система документации УСД рационально организованный комплекс взаимосвязанных документов который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию необходимую для оптимального управления некоторым экономическим объектам. В процессе проектирования УСД можно выделить 3 этапа работ: построение новых форм документов определение состава результатных показателей зависит от того какие формы документов проектируются. При этом в первую очередь проектируются формы результатных документов а потом первичных....
31149. Как образуется массовое сознание 21 KB
  Фазы формирования МС: 1Фаза появления МС переживание реальное или мнимое событие явление кот отражается в сознании индивида и рассматривается им как значимое событие в его жизни; 2фаза действия эмоций между эмоциями и действиями нет сознательной регуляции; 3фаза рационализации внести логику в прошедшие события объяснить необъяснимое сформировать правила поведения в данной ситуации; 4выражение потребность чека делиться впечатлениями потребность в общении.
31150. Какова структура массового сознания 20.5 KB
  Структура массового сознания три уровня перевернутый треугольник 1Ядро МС Когнитивное бессознательное нижний выражается в эмоциях чувствах спонтанных действиях инстинктивном поведении. Здесь появляются стереотипы 3Уровень выражения массового сознания верхний общественное мнение обществ настроение.
31151. Что такое архетип 21 KB
  Механизм действий А: Архетипы широко используются в коммерческой деятти. Люди работающие в области СО рекламы и маркетинга знают чтобы сообщение произвело впечатление на ЦА нужно чтобы в этом сообщении имел место опред архетип. Потому что чек лучше воспринимает то сообщение в кот заложен наиболее близкий ему архетип.
31152. Каковы свойства архетипов 20 KB
  Свойства: 1 Универсальность А свойственны каждому чеку; 2 Культурная обусловленность А; 3 Устойчивость.
31153. Что такое стереотип 20 KB
  Стереотип- устойчивое представление о каких-л. объектах, свойствах той или иной соц. группы. (пример: свои – чужие. Чужие – любые другие, не входящие в твою группу)
31154. Каковы свойства стереотипа 20 KB
  Пример: свои чужие. Чужие любые другие не входящие в твою группу Свойства С: Стереотипы неиндивидуальны это групповое явление.
31155. Что такое слухи и как они связаны с феноменом массы 21.5 KB
  Свойства слухов: 1Высокая степень обобщенности; 2привязка ко времени и среде своего возникновения. 3наличие свежей новости; 4неофициальность; 5Слух сохраняет свою связь со всеми перечисленными типами соц сообщений; 6однократная воспроизводимость Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается; 7подвергается дальнейшей трансляции. Слушающий впоследствии становясь говорящим передает этот слух новому слушающему.
31156. Каковы информационные предпосылки распространения слухов 23 KB
  Наиболее активными распространителями слухов явл люди формальная деятть кот играет в организации далеко не первую роль но кот хотят показать свою значимость и влияние.Чувство солидарности кот выражается в стремлении помочь коллегам друзьям знакомым предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием.Побуждение других к поддержке себя и своей позиции подталкивание к групповым действиям кот распространитель слуха не решается совершить сам в одиночку.