40226

Прибыль как экономическая категория. Подходы к управлению прибылью

Доклад

Финансы и кредитные отношения

На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Наличие прибыли на предприятии означает что его доходы превышают все расходы связанные с его деятельностью. Доля чистой прибыли оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности научнотехнического и социального развития предприятия материального поощрения работников. Таким образом планирование прибыли является элементом системы управления прибыли которую...

Русский

2013-10-15

35.5 KB

14 чел.

40.Прибыль как экономическая категория. Подходы к управлению прибылью.

Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Управление прибылью жизненно необходимо для оптимизации инвестиций, инновационных вложений и стратегического планирования. Это помогает лучшим образом распределить ограниченные ресурсы фирмы для обеспечения наибольшей эффективности деятельности. Таким образом, планирование прибыли является элементом системы управления прибыли, которую можно определить как процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с образованием и расходованием чистого дохода организации. 

Одним из подходов к планированию прибыли является формирование бюджета прибыли, который обычно составляется на основе формального отчета об ожидаемых доходах с соответствующими прогнозами изменения действующих цен, затрат и возможный спрос на период составления бюджета. Плановый аспект бюджета прибыли дает менеджерам всех уровней возможность указать имеющуюся потребность в материалах, оборудовании, рабочей силе и источниках финансирования и осуществить на основе этих данных планирование. Координационный аспект является важной составляющей подготовки и периодической ревизии бюджета, так как сам процесс составления бюджета вынуждает координировать деятельность отдельных служб фирмы. В отличие от координационного аспекта, контроль не является автоматическим следствием составления бюджета, но он позволяет устанавливать соответствие результатов текущей деятельности сделанным ранее прогнозам, и при наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами можно провести анализ причин такого расхождения с целью увеличения прибыли. 

Как правило, составление бюджета прибыли тесно связано с управлением операциями компаниями. Можно отметить следующие основные способы контроля: составление четких описаний процедур и общей политики, которые составляют основу системы управления деятельностью организации; для обеспечения обратной связи, чаще всего, используются периодические корректировки текущих планов - в этом случае бюджет прибыли играет роль критерия для оценки управленческой (или организационной) деятельности организации. По мере усложнения организации и роста ее структуры эффективная координация управления становится для руководства все более сложной задачей. Очень часто компании решают эту задачу путем децентрализации, которая является комбинацией полуавтономных хозяйственных единиц, каждая из которых представляет собой центр прибыли. Подобный метод управления находит все больше сторонников среди крупных транснациональных корпораций. Управляющие структур, подчиненных отдельным корпорациям или материнской компании, получают полное право планировать деятельность своих единиц, принимать любые краткосрочные решения и нести за них ответственность. То есть управляющие структур действуют так, как будто их отделения представляют собой независимые фирмы, хотя в действительности они могут ими и не являться. Головная структура корпорации сохраняет за собой выработку долгосрочной политики, в особенности в области капитальных вложений, подбор руководителей структурных подразделений, оценку их деятельности, а также организацию, слияние и ликвидацию самих подразделений. В крупных компаниях для более эффективного управления, как правило, действует принцип умеренной децентрализации управления в рамках принятой головной компанией интегрированной структуры стратегии развития. Так как именно прибыль является главным критерием процветания организации, то, обычно, у высшего руководства имеется тенденция считать получение прибыли главным показателем успешной работы руководителей подразделений. Но часто обнаруживается, что использование прибыли в качестве меры внутреннего контроля – дело более противоречивое и сложное, чем установление такого критерия для компании в целом. В децентрализованной организации, где главам подразделений, организованным, как отдельные корпорации, делегированы управленческие полномочия, появляется необходимость в определении такого показателя прибыли, который будет служить для оценки работы администрации этих подразделений и контроля за принимаемые ею решениями. Таким показателем стала управляемая прибыль отделений – это прибыль, оставшаяся от полученного рассматриваемым подразделением дохода за вычетом всех переменных затрат данного подразделения (стоимость проданных товаров, торговые и управленческие затраты) и всех накладных расходов, находящихся в ведении руководителей этого подразделения. Этот показатель исключает все факторы, которыми руководители подразделений не могут управлять, и он не зависит от качества работы тех других подразделений, с которыми взаимодействует рассматриваемое подразделение. Особенностью планирования крупного бизнеса является также необходимость учета роста активов (имущества) как компании в целом, так и имущества подразделений и соблюдение при этом прав всех собственников. Таким образом, в рамках данной задачи крупные компании осуществляют сводное планирование, планируют стратегические и тактические цели компании и подразделений, также планируют их потенциал (рост возможностей), объемы и процессы (операционные, производственные, инвестиционные и инновационные).

В силу организационной и технологической цикличности развития, крупные компании в большей степени подвержены внутрифирменным экономическим колебаниям, поэтому система планирования должна учитывать не только конкретные циклы, но и взаимосвязи между ними и их влияние на планируемые результаты. При недостаточном уровне аналитической работы (учета наметившихся тенденций воздействия внутренних и внешних факторов) для принятия плановых решений, в крупных компаниях, как ни в каких других, существует возможность больших материальных потерь, что приводит к необходимости контроллинга как формируемых, так и реализуемых плановых решений. Контроллинг влияет на планирование как на центральный инструмент управления корпорацией, особенно на эффективную координацию отдельных подпроцессов и четкую ориентацию планирования на достижение прибыли как основной целевой показатель успешной деятельности структуры. Поэтому эффективная система контроллинга своим центральным элементом, как правило, имеет систему планирования прибыли или бюджетирования, согласованную с хорошо продуманным процессом планирования отдельных акций (например, инвестиционных или инновационных мероприятий). Понятие «бюджет» можно определить как план, сформулированный в стоимостных величинах, который с определенной степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями принимать решения на определенный временной период (как правило, сроком до 1 года), а бюджетирование как управленческую технологию. Бюджетирование означает направленность всей деятельности организации на цели, имеющие стоимостное выражение, в противоположность этому при планировании отдельных акций на первый план выдвигаются имущественные цели. На практике же границы между планированием акций и бюджетированием очень размыты, т.к. обоснованное планирование стоимостных целевых величин возможно только при одновременном планировании соответствующих необходимых мероприятий. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75441. Організація медичного захисту особового складу 219.5 KB
  Методика проведення: Штучне дихання: Потерпілого положити на тверду поверхню на спину. Однією рукою підтримують голову потерпілого в запрокинутому положенні стиснувши пальцями ніздрі другою підтримують наполовину відкритим його рот. Роблять вдих щільно прикладають рот через хустку бинт до рота потерпілого і вдувають повітря.
75442. Захист населення від надзвичайних ситуацій природного характеру. Радіаційна, хімічна і біологічна небезпека. Завдання та особливості дій підрозділів міліції 108.5 KB
  Захист населення від надзвичайних ситуацій природного характеру. Захист населення від надзвичайних ситуацій природного характеру. Засоби колективного захисту населення. Література: Закон України Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру.
75443. Єдина державна система запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру. Організаційна структура цивільної оборони МВС України 294 KB
  Основні завдання і рішення начальника функціональної підсистеми ОГП на проведення необхідних заходів. Основні завдання і рішення начальника функціональної підсистеми ОГП на проведення необхідних заходів. Відповідно до постанов Кабінету Міністрів України...
75444. Основні поняття про надзвичайні ситуації та оповіщення. Дії особового складу за сигналами ЦО. Небезпечні чинники виробничих аварій, їх вплив на екологічну безпеку та безпеку життя та здоров’я людей 123.5 KB
  Надзвичайний стан це особливий правовий режим який може тимчасово вводитися в Україні чи в окремих її місцевостях при виникненні надзвичайних ситуацій техногенного або природного характеру не нижче загальнодержавного рівня що призвели чи можуть призвести до людських і матеріальних втрат створюють загрозу життю і здоровю громадян або при спробі захоплення державної влади чи зміни конституційного ладу України шляхом насильства і передбачає надання відповідним органам державної влади військовому командуванню та органам місцевого...
75445. Цели и задачи управленческого учета в ИС Project Expert 28.5 KB
  Расчет группы финансовых коэффициентов и показателей характеризующих финансовое состояние предприятия: ликвидность активов и платежеспособности; финансовая устойчивость предприятия; деловая активность и эффективность управления; рентабельность; вероятность банкротства предприятия. Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия необходимо сгруппировать статьи баланса в специфические группы по признаку ликвидности статьи актива и срочности обязательств статьи пассива. Она позволяет определить структуру имущества предприятия и...
75446. Анализ хозяйственной деятельности в системе 1С: Предприятие 23.5 KB
  Анализ хозяйственной деятельности в системе 1С: Предприятие Конфигурация Универсал: Анализ Хозяйственной Деятельности для 1С: Предприятия 8. Анализ себестоимости основного и вспомогательных производств по произвольно организованным статьям калькуляции. Анализ расхода материалов на производство по произвольно организованным номенклатурным группам. Специфические формы отчетности для сельскохозяйственного производства: анализ движения сельскохозяйственных животных птицы анализ работы автопарка и машиннотракторного парка МТП.
75447. Издержки, классификация и учет в ИС Project Expert 46.5 KB
  Подобный же принцип используется для сглаживания колебаний накладных расходов. Учет накладных расходов К накладным расходам относят все издержки производства которые невозможно прямо включить в состав стоимости продукции. Для включения данных издержек производства в состав себестоимости изделий применяют различные методы пропорционального распределения разнесения накладных. Разнесение по единой ставке Данный метод заключается в том что для разнесения накладных расходов выбирается какаято единая для всего предприятия величина часто ...
75448. Принципы построения инфологических моделей данных 31.5 KB
  Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности связи между ними и их свойства атрибуты. Необходимо различать такие понятия как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей предметов событий или идей выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.
75449. Схема учета производственных и непроизводственных затрат в ИС Project Expert 32 KB
  Схема учета производственных и непроизводственных затрат в ИС Project Expert Производственные и непроизводственные затраты Важнейшим принципом учета издержек в рыночной экономике является разделение затрат costs и издержек expenses. Если бы все товары производимые в отчетный период в тот же период и продавались то этих двух понятий было бы достаточно для определения полученной прибыли: прибыль = доход затраты. Тогда прибыль за отчетный период составит Прибыль = Доход Себестоимость проданной продукции Расходы за период Как же...