40226

Прибыль как экономическая категория. Подходы к управлению прибылью

Доклад

Финансы и кредитные отношения

На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Наличие прибыли на предприятии означает что его доходы превышают все расходы связанные с его деятельностью. Доля чистой прибыли оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности научнотехнического и социального развития предприятия материального поощрения работников. Таким образом планирование прибыли является элементом системы управления прибыли которую...

Русский

2013-10-15

35.5 KB

14 чел.

40.Прибыль как экономическая категория. Подходы к управлению прибылью.

Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Управление прибылью жизненно необходимо для оптимизации инвестиций, инновационных вложений и стратегического планирования. Это помогает лучшим образом распределить ограниченные ресурсы фирмы для обеспечения наибольшей эффективности деятельности. Таким образом, планирование прибыли является элементом системы управления прибыли, которую можно определить как процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с образованием и расходованием чистого дохода организации. 

Одним из подходов к планированию прибыли является формирование бюджета прибыли, который обычно составляется на основе формального отчета об ожидаемых доходах с соответствующими прогнозами изменения действующих цен, затрат и возможный спрос на период составления бюджета. Плановый аспект бюджета прибыли дает менеджерам всех уровней возможность указать имеющуюся потребность в материалах, оборудовании, рабочей силе и источниках финансирования и осуществить на основе этих данных планирование. Координационный аспект является важной составляющей подготовки и периодической ревизии бюджета, так как сам процесс составления бюджета вынуждает координировать деятельность отдельных служб фирмы. В отличие от координационного аспекта, контроль не является автоматическим следствием составления бюджета, но он позволяет устанавливать соответствие результатов текущей деятельности сделанным ранее прогнозам, и при наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами можно провести анализ причин такого расхождения с целью увеличения прибыли. 

Как правило, составление бюджета прибыли тесно связано с управлением операциями компаниями. Можно отметить следующие основные способы контроля: составление четких описаний процедур и общей политики, которые составляют основу системы управления деятельностью организации; для обеспечения обратной связи, чаще всего, используются периодические корректировки текущих планов - в этом случае бюджет прибыли играет роль критерия для оценки управленческой (или организационной) деятельности организации. По мере усложнения организации и роста ее структуры эффективная координация управления становится для руководства все более сложной задачей. Очень часто компании решают эту задачу путем децентрализации, которая является комбинацией полуавтономных хозяйственных единиц, каждая из которых представляет собой центр прибыли. Подобный метод управления находит все больше сторонников среди крупных транснациональных корпораций. Управляющие структур, подчиненных отдельным корпорациям или материнской компании, получают полное право планировать деятельность своих единиц, принимать любые краткосрочные решения и нести за них ответственность. То есть управляющие структур действуют так, как будто их отделения представляют собой независимые фирмы, хотя в действительности они могут ими и не являться. Головная структура корпорации сохраняет за собой выработку долгосрочной политики, в особенности в области капитальных вложений, подбор руководителей структурных подразделений, оценку их деятельности, а также организацию, слияние и ликвидацию самих подразделений. В крупных компаниях для более эффективного управления, как правило, действует принцип умеренной децентрализации управления в рамках принятой головной компанией интегрированной структуры стратегии развития. Так как именно прибыль является главным критерием процветания организации, то, обычно, у высшего руководства имеется тенденция считать получение прибыли главным показателем успешной работы руководителей подразделений. Но часто обнаруживается, что использование прибыли в качестве меры внутреннего контроля – дело более противоречивое и сложное, чем установление такого критерия для компании в целом. В децентрализованной организации, где главам подразделений, организованным, как отдельные корпорации, делегированы управленческие полномочия, появляется необходимость в определении такого показателя прибыли, который будет служить для оценки работы администрации этих подразделений и контроля за принимаемые ею решениями. Таким показателем стала управляемая прибыль отделений – это прибыль, оставшаяся от полученного рассматриваемым подразделением дохода за вычетом всех переменных затрат данного подразделения (стоимость проданных товаров, торговые и управленческие затраты) и всех накладных расходов, находящихся в ведении руководителей этого подразделения. Этот показатель исключает все факторы, которыми руководители подразделений не могут управлять, и он не зависит от качества работы тех других подразделений, с которыми взаимодействует рассматриваемое подразделение. Особенностью планирования крупного бизнеса является также необходимость учета роста активов (имущества) как компании в целом, так и имущества подразделений и соблюдение при этом прав всех собственников. Таким образом, в рамках данной задачи крупные компании осуществляют сводное планирование, планируют стратегические и тактические цели компании и подразделений, также планируют их потенциал (рост возможностей), объемы и процессы (операционные, производственные, инвестиционные и инновационные).

В силу организационной и технологической цикличности развития, крупные компании в большей степени подвержены внутрифирменным экономическим колебаниям, поэтому система планирования должна учитывать не только конкретные циклы, но и взаимосвязи между ними и их влияние на планируемые результаты. При недостаточном уровне аналитической работы (учета наметившихся тенденций воздействия внутренних и внешних факторов) для принятия плановых решений, в крупных компаниях, как ни в каких других, существует возможность больших материальных потерь, что приводит к необходимости контроллинга как формируемых, так и реализуемых плановых решений. Контроллинг влияет на планирование как на центральный инструмент управления корпорацией, особенно на эффективную координацию отдельных подпроцессов и четкую ориентацию планирования на достижение прибыли как основной целевой показатель успешной деятельности структуры. Поэтому эффективная система контроллинга своим центральным элементом, как правило, имеет систему планирования прибыли или бюджетирования, согласованную с хорошо продуманным процессом планирования отдельных акций (например, инвестиционных или инновационных мероприятий). Понятие «бюджет» можно определить как план, сформулированный в стоимостных величинах, который с определенной степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями принимать решения на определенный временной период (как правило, сроком до 1 года), а бюджетирование как управленческую технологию. Бюджетирование означает направленность всей деятельности организации на цели, имеющие стоимостное выражение, в противоположность этому при планировании отдельных акций на первый план выдвигаются имущественные цели. На практике же границы между планированием акций и бюджетированием очень размыты, т.к. обоснованное планирование стоимостных целевых величин возможно только при одновременном планировании соответствующих необходимых мероприятий. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69215. Статистичне вивчення підприємницької діяльності 38 KB
  Основними ознаками які дозволяють вважати те чи інше підприємство організацію установу юридичною особою є: затверджений статут в якому визначено цілі організаційну структуру права та обов’язки органів управління порядок ліквідації підприємства а також основні взаємовідносини...
69217. Статистика оплати праці 50.5 KB
  Оплата праці - сполучний елемент між державою, підприємством і окремою особою; це стимул до зростання продуктивності праці; один з елементів витрат на виробництво продукції; рівень матеріального добробуту працівників.
69218. Статистика основных фондов 28 KB
  ОПФ это здания сооружения передаточные устройства машины и оборудование транспортные средства производственный инвентарь и принадлежности хозяйственный инвентарь рабочий и продуктивный скот многолетние сады и насаждения капитальные затраты по улучшению земель...
69219. Статистичні показники 158 KB
  Статистичний показник це кількісна характеристика соціальноекономічних явищ та процесів в умовах якісного визначення тобто це міра якісного і кількісного відображення певної властивості соціальноекономічного явища чи процесу.
69220. Статистика продукції 138.5 KB
  Промислова продукція - це прямий корисний результат промислово-виробничої діяльності підприємства (фірми), виражений у формі продуктів або виробничих послуг. Отже, звідси: продукція є результатом діяльності підприємства, тому сировина та матеріали, що ще не вступили у виробництво...