40240

Понятие об экономической эффективности и проблемы ее повышения в сельском хозяйстве

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Прибыль убыток полученные от применения удобрений эффективность руб. Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризуют валовой и чистый доход прибыль уровень рентабельности окупаемость затрат. Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую прибыль прибыль от реализации продукции и услуг чистую прибыль.

Русский

2013-10-16

36 KB

4 чел.

Понятие об экономической эффективности и проблемы ее повышения в сельском хозяйстве.

Следует различать понятия эффект и эффективность.

Эффект - это следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве. Например, эффект от применения удобрений выражается в виде прибавки урожая, однако это не свидетельствует о выгодности применения удобрений. Как они окупаются, становится известно лишь при сравнении полученного результата с затратами на его достижение. Обратимся к таблице 1.

Таблица 1.- Расчет выгодности (целесообразности) внесения удобрений под посевы яровой пшеницы

Показатели

1 вариант

2вариант

Прибавка урожайности пшеницы от внесения удобрений (эффект), ц с 1 га

                                   руб. с 1 га

3

225

6

450

Производственные затраты по применению удобрений (погрузка-разгрузка, доставка в поле, внесение и т.д.), руб. на 1 га

300

300

Прибыль (+), убыток (-), полученные от применения удобрений (эффективность), руб.

-75

150

Следовательно, в 1 варианте невыгодно использовать удобрения, так как превысили величину эффекта, а во втором выгодно, поскольку полученный результат (эффект) превысил затраты. Следовательно, не эффект, а эффективность характеризует выгодность (целесообразность) использования удобрений.

Экономическая эффективность - это соотношение между результатами производственной или хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Схематично общая формула эффективности (Э)  выглядит следующим образом:

                 или         

Уровень эффективности дает представление о том, ценой каких ресурсов (затрат) достигнут результат (эффект).

Сущность экономической эффективности сельскохозяйственного производства может быть выражена через показатели.

Показатели экономической эффективности служат средством количественного измерения ее уровня.

Рассчитать показатели экономической эффективности можно двумя способами: 1. эффективность выразить дробью, в числителе которой указать         эффект (результат), в знаменателе – ресурсы;

вычесть из эффекта затраты на его достижение.

Экономическую эффективность сельскохозяйственного производства характеризуют валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат.

Валовой доход (ВД) равен разнице между стоимостью валовой продукции (ВП) и материальными затратами (МЗ):

ВД = ВП – МЗ.

Чистый доход (ЧД) – разница между стоимостью валовой продукции и всеми затратами на ее производство (ПЗ):

ЧД = ВП – ПЗ, или ЧД = ВД – ОТ,

где ОТ – затраты на оплату труда.

Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Различают валовую прибыль, прибыль от реализации продукции и услуг, чистую прибыль.

Валовая прибыль представляет собой общий объем прибыли предприятия от всех видов деятельности: реализации продукции и услуг; реализации основных фондов и другого имущества; внереализационные доходы и расходы (доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды; проценты по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, штрафы, пени, неустойки).

Прибыль от реализации продукции и услуг (П) рассчитывают вычитанием из денежной выручки (В) полной (коммерческой) себестоимости (ПС):

П = В – ПС.

Чистая прибыль предприятия – это валовая прибыль минус налоги, не вошедшие в себестоимость.

Однако абсолютная масса прибыли еще не свидетельствует о достигнутой эффективности, так как ее величина в значительной степени зависит от обоснованности уровня цен на продукцию. Кроме того, прибыль может быть повышена за счет структурных сдвигов путем увеличения производства более рентабельных видов продукции и сокращения производства менее рентабельной продукции. Для более полной характеристики рентабельности сельскохозяйственного производства наряду с абсолютными показателями (перечисленными выше) используют также относительные, такие как уровень рентабельности и норма прибыли.

Уровень рентабельности (Ур) – это процентное отношение полученной прибыли (П) к полной себестоимости (ПС):

Этот показатель характеризует величину прибыли, приходящуюся на каждую единицу потребленных ресурсов. Например, если уровень рентабельности составляет 30 %, то это означает получение в расчете на каждый рубль затрат после их возмещения 30 коп. прибыли.

Если производство продукции убыточно (нерентабельно), вместо уровня рентабельности с отрицательным знаком (убыточность) может быть использован другой показатель – уровень окупаемости затрат (Оз), представляющий собой отношение денежной выручки (В) к коммерческой (полной) себестоимости (ПС), %:

Этот показатель характеризует денежную выручку в расчете на единицу затрат. Производство рентабельно лишь в том случае, если уровень окупаемости затрат превышает 100 %.

Рассмотренная система показателей позволяет всесторонне охарактеризовать экономическую эффективность аграрного производства.

Натуральными показателями эффективности производства продукции в отдельных отраслях сельского хозяйства являются:

- в растениеводстве – урожайность с.-х. культур, производительность труда механизаторов, комбайнеров.

- в животноводстве – продуктивность животных (надой молока от 1 коровы, яйценоскость кур, прирост живой массы КРС и т.д.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78578. Водойми України 67.5 KB
  Мета: розкрити значення води в житті людини та природи; ознайомити учнів із поняттями водойми, джерела, річки, озера, болота, моря та їх значенням в житті людини; розвивати вміння спостерігати, робити висновки, узагальнювати; виховувати дбайливе ставлення до водойм.
78579. Які бувають рослини? 184 KB
  Ознайомити учнів з різноманітним світом рослин; навчати порівнювати дерева кущі травянисті рослини; розкрити значення рослин у житті людини; розвивати звязне мовлення мислення дітей; виховувати дбайливе ставлення до рослин бажання доглядати охороняти природу.
78580. Сонце, сонечко та соняшник 51 KB
  Мета: формувати в учнів уявлення про Сонце про залежність життя рослин і тварин від сонячного світла і тепла; розвивати мовленнєві здібності уміння декламувати; виховувати інтерес до знань. Сонце Девіз уроку: Веди нас сонечко в політ Більше дізнаємось про світ.
78581. Почва. Почва – это место, где живут мелкие животные 84 KB
  Цель: продолжить формировать представление о предметах неживой природы, сформировать понятие о почве и её значении в жизни живых существ, познакомить с составом почвы; развивать логическое мышление, внимание, связную речь, навыки исследовательской работы, познавательный интерес...
78582. Різноманітність рослин. Значення рослин у житті людини 87 KB
  Навчати учнів розпізнавати рослини найближчого оточення. Плакат із записом шифрограми; малюнки із зображенням листяних і хвойних дерев; матеріали для ігор; повязки із зображенням квітів; дитяча енциклопедія Рослини.
78583. Тварини. Різноманітність тварин 14.53 MB
  Мета: розширити і уточнити знання учнів про різноманітність тварин середовище їхнього існування; про тварин які живуть поряд з людиною; розкрити цінність тварин для людини; розвивати вміння спостерігати за тваринами порівнювати тварин групувати їх; виховувати шанобливе ставлення до тварин.
78584. Сонце в нашому житті 2.33 MB
  Мета уроку: ознайомити учнів із Сонцем як небесною зіркою; розвивати життєві та екологічні компетентності; фантазію уяву кмітливість; виховувати гідне ставлення до природи; Обладнання: підручник робочий зошит кольорові олівці пластилін малюнки таблиці.
78585. Сонце сходить – усе оживає. Сонце заходить усе завмирає 161.5 KB
  Мета. Формувати в учнів уявлення про сонце залежність існування живої природи від сонячного світла і тепла навчити встановлювати звязки між живою та не живою природою; виховувати повагу до традицій українського народу вшановувати Сонце.
78586. Комахи в нашому житті 330 KB
  Мета: уточнити уявлення учнів про комах, поширити знання про цих тварин, учити називати істотні ознаки комах, їх будову; розвивати мовленнєві навички, мислення, увагу, спостережливість; виховувати бережливе ставлення до тварин, любов до природи.