40297

Параклинические методы исследования

Доклад

Медицина и ветеринария

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов восприятия ощущения внимания памяти мышления и т. и методы исследования личности. Для исследования переключаемости внимания часто используется двухцветная таблица Горбова где изображены в случайном порядке черные числа от 1 до 25 и красные – от 1 до 24.

Русский

2013-10-16

36 KB

2 чел.

Параклинические методы исследования

Эти методы сводятся к психологическому исследованию, регистрации биоэлектрических ответов мозга (электроэнцефалография), реоэнцефалография и др.

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов (восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления и т. д.) и методы исследования личности. Несмотря на то что это деление условно, так как результаты, полученные при использовании какой-то одной методики, не позволяют судить о состоянии психической деятельности в целом, применение их в отдельности дает возможность получить информацию о состоянии нескольких функций или самой личности.

эффективна и методика отыскивания нужного числа в порядке возрастания чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте и др.

Для исследования переключаемости внимания часто используется двухцветная таблица Горбова, где изображены в случайном порядке черные числа от 1 до 25 и красные – от 1 до 24. Требуется попеременно отыскать одну черную цифру в порядке возрастания и одну красную – в порядке убывания.

Для исследования памяти наиболее часто применяется метод заучивания 10 слов: испытуемому пятикратно предъявляется 10 простых не связанных между собой слов; после каждого предъявления он должен повторить все запомнившиеся слова. В норме человек запоминает 10 слов после 2 – 3 повторений. Используются также методы заучивания несмысловых звукосочетаний (тест, аналогичный предыдущему, но вместо слов предъявляются искусственные звукосочетания типа бар, кир, день и т. п.), тест воспроизведения цифровых рядов в прямом и обратном порядке.

Для исследования опосредованного запоминания применяется методика Леонтьева. Испытуемому предлагается для каждого запоминаемого слова подобрать подходящую по смыслу картинку из стандартного набора карточек. Затем при предъявлении той или иной картинки испытуемый должен вспомнить связанное с ней слово. Этот метод, модифицированный А. Р. Лурия под названием «метод пиктографии», применяется для исследования не только опосредованного запоминания, зрительной памяти, но и ассоциативных процессов. В данном случае испытуемому предлагается кратко «зарисовать» предложенное для запоминание слово, с тем чтобы через 40-60 мин по рисунку он мог воспроизвести как можно точнее предъявляемое слово или понятие. Малейшие изменения ассоциативных процессов скажутся на адекватности выбираемых образов и продуктивности припоминания по ним словам.

При исследовании ассоциаций применяют также методы простого ассоциативного (словесного) эксперимента (называть после каждого слова, зачитываемого экспериментатором, как можно быстрее любое другое слово; метод называния 60 слов (предлагается как можно быстрее назвать по памяти 60 любых слов, не называя находящиеся перед глазами предметы); метод противоположностей (на заданное экспериментатором слово требуется быстро ответить словом с противоположным значением).

Для исследования конструктивного мышления используются методики «куб Линка» (из 27 кубиков, каждый из которых окрашен в три цвета, требуется сложить куб одного заданного цвета) и «кубики Косса» (из 4, 9, и 16 кубиков, окрашенных по-особому, предлагается выложить по образцу нарастающей сложности)

собенностей личности. Тест Роршаха состоит из 10 стандартных чернильных клякс. Испытуемый должен сказать, на что похожа та или иная из них.

Электроэнцефалография – регистрация биотоков мозга – особенно необходима для исследования больных эпилепсией, органической патологией мозга. Результаты исследования позволяют не только судить об общем нарушении биоэлектрической активности коры и подкорковых структур, но и установить локализацию процесса.

Широко применяется также метод реоэнцефалографии – регистрации сопротивляемости тканей мозга действию электрического тока. Известно, что сопротивляемость тканей зависит от их кровенаполнения. При нарушении кровообращения мозга показатели реоэнцефалограммы изменяются. С помощью реоэнцефалограммы оценивается состояние мозговых сосудов, их тонуса, эластичности, что в свою очередь позволяет судить о функциональном состоянии ЦНС. Указанный метод особенно показан в тех случаях, когда наиболее выражена сосудистая патология (атеросклероз, гипертония, инсульты и др.).

В психиатрической практике широко проводится и эхоэнцефалография, основанная на ультразвуковом исследовании мозга. Таким способом по принципу ультразвуковой локации определяется латеральное смещение структур мозга. Например, при наличии в том или ином полушарии объемного процесса величина отраженного сигнала будет больше с пораженной стороны, а при атрофических процессах она снижается.

Довольно часто применяется рентгенография черепа, с помощью которой можно установить наличие в мозговой ткани инородного тела, аномалию развития черепа, последствия черепно-мозговой травмы, получить сведения о повышенном внутричерепном давлении и опухолях мозга.

В последнее время широкое распространение получил новый метод рентгенодиагностики – компьютерная томография. С ее помощью осуществляется послойная регистрация плотности мозговой ткани, и полученные данные в последующем оцениваются на компьютере. Этот метод эффективен при диагностике органических изменений мозга (травмы, опухоли и др.), в то время как при функциональных нарушениях нервной системы он пока испытан недостаточно.

Для оценки состояния сосудистой системы мозга можно применять ангиографию или рентгенографию черепа на фоне введения в сосудистое русло контрастных или радиоактивных веществ. Ангиография используется для выявления объемного процесса мозга (опухолей и др.). В целом нужно отметить, что клиническая картина заболевания в комплексе с результатами параклинических исследований важное значение при обосновании диагноза. Анализируя полученные во время обследования больного данные, в первую очередь необходимо решить, действительно ли человек страдает психическим заболеванием. Впоследствии из всей полученной информации необходимо выделить ряд признаков, позволяющих диагностировать заболевание, тип его течения, ведущий синдром


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58280. Склад сучасного настільного персонального компютера 42 KB
  Персона́льний компютер (ПК) — електронна обчислювальна машина, призначена для особистого використання, ціна, розміри та можливості якого задовольняють потреби багатьох людей.
58283. Один і багато. Числа і цифри. Назви цифр: одиниця, двійка, трійка… Підготовка до написання цифр 33.5 KB
  Мета: на основі практичних дій з предметами формувати в учнів вміння лічити предмети; ознайомити з цифрами; показати співвідношення числа й цифри; продовжити роботу над формуванням навички лічби предметів...
58284. Орбитальное Движение Земли 28.5 KB
  Цель: изучить движение орбитальное движение Земли и его влияние на смену времен года Оборудование: мультимедиа аудиопроигрыватель Ход. Рассмотрим движение Земли вокруг Солнца. Нам поможет диктор и Кто будет двигателем Земли К демонстрационному столу с учебником Учебная задача: слушать читать.
58285. Умножение отрицательных чисел и чисел с разными знаками 438 KB
  На верхней грани кубика вариант самостоятельной работы на боковых гранях задания на нижней грани ответы к заданиям но они заклеены цветной бумагой. Задания на гранях...
58286. Лічба предметів. Співвіднесення цифри й числа. Поняття багато, один 32 KB
  Мета: формувати вміння зіставляти число й цифру число й группу предметів; вдосконалювати обчислювальні навички; розвивати увагу критичне мислення. Поняття багато і один Робота з підручником С. Бесіда Чи можна порахувати зірки на небі А дерева в лісі У такому випадку говорять...
58287. Money in Our Life 45.5 KB
  When people make more production they need they wanted to exchange it for something else. So people invented money. We use it to buy and sell goods and make savings. In our land people use hrivnyas and copecks.