40297

Параклинические методы исследования

Доклад

Медицина и ветеринария

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов восприятия ощущения внимания памяти мышления и т. и методы исследования личности. Для исследования переключаемости внимания часто используется двухцветная таблица Горбова где изображены в случайном порядке черные числа от 1 до 25 и красные – от 1 до 24.

Русский

2013-10-16

36 KB

2 чел.

Параклинические методы исследования

Эти методы сводятся к психологическому исследованию, регистрации биоэлектрических ответов мозга (электроэнцефалография), реоэнцефалография и др.

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов (восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления и т. д.) и методы исследования личности. Несмотря на то что это деление условно, так как результаты, полученные при использовании какой-то одной методики, не позволяют судить о состоянии психической деятельности в целом, применение их в отдельности дает возможность получить информацию о состоянии нескольких функций или самой личности.

эффективна и методика отыскивания нужного числа в порядке возрастания чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте и др.

Для исследования переключаемости внимания часто используется двухцветная таблица Горбова, где изображены в случайном порядке черные числа от 1 до 25 и красные – от 1 до 24. Требуется попеременно отыскать одну черную цифру в порядке возрастания и одну красную – в порядке убывания.

Для исследования памяти наиболее часто применяется метод заучивания 10 слов: испытуемому пятикратно предъявляется 10 простых не связанных между собой слов; после каждого предъявления он должен повторить все запомнившиеся слова. В норме человек запоминает 10 слов после 2 – 3 повторений. Используются также методы заучивания несмысловых звукосочетаний (тест, аналогичный предыдущему, но вместо слов предъявляются искусственные звукосочетания типа бар, кир, день и т. п.), тест воспроизведения цифровых рядов в прямом и обратном порядке.

Для исследования опосредованного запоминания применяется методика Леонтьева. Испытуемому предлагается для каждого запоминаемого слова подобрать подходящую по смыслу картинку из стандартного набора карточек. Затем при предъявлении той или иной картинки испытуемый должен вспомнить связанное с ней слово. Этот метод, модифицированный А. Р. Лурия под названием «метод пиктографии», применяется для исследования не только опосредованного запоминания, зрительной памяти, но и ассоциативных процессов. В данном случае испытуемому предлагается кратко «зарисовать» предложенное для запоминание слово, с тем чтобы через 40-60 мин по рисунку он мог воспроизвести как можно точнее предъявляемое слово или понятие. Малейшие изменения ассоциативных процессов скажутся на адекватности выбираемых образов и продуктивности припоминания по ним словам.

При исследовании ассоциаций применяют также методы простого ассоциативного (словесного) эксперимента (называть после каждого слова, зачитываемого экспериментатором, как можно быстрее любое другое слово; метод называния 60 слов (предлагается как можно быстрее назвать по памяти 60 любых слов, не называя находящиеся перед глазами предметы); метод противоположностей (на заданное экспериментатором слово требуется быстро ответить словом с противоположным значением).

Для исследования конструктивного мышления используются методики «куб Линка» (из 27 кубиков, каждый из которых окрашен в три цвета, требуется сложить куб одного заданного цвета) и «кубики Косса» (из 4, 9, и 16 кубиков, окрашенных по-особому, предлагается выложить по образцу нарастающей сложности)

собенностей личности. Тест Роршаха состоит из 10 стандартных чернильных клякс. Испытуемый должен сказать, на что похожа та или иная из них.

Электроэнцефалография – регистрация биотоков мозга – особенно необходима для исследования больных эпилепсией, органической патологией мозга. Результаты исследования позволяют не только судить об общем нарушении биоэлектрической активности коры и подкорковых структур, но и установить локализацию процесса.

Широко применяется также метод реоэнцефалографии – регистрации сопротивляемости тканей мозга действию электрического тока. Известно, что сопротивляемость тканей зависит от их кровенаполнения. При нарушении кровообращения мозга показатели реоэнцефалограммы изменяются. С помощью реоэнцефалограммы оценивается состояние мозговых сосудов, их тонуса, эластичности, что в свою очередь позволяет судить о функциональном состоянии ЦНС. Указанный метод особенно показан в тех случаях, когда наиболее выражена сосудистая патология (атеросклероз, гипертония, инсульты и др.).

В психиатрической практике широко проводится и эхоэнцефалография, основанная на ультразвуковом исследовании мозга. Таким способом по принципу ультразвуковой локации определяется латеральное смещение структур мозга. Например, при наличии в том или ином полушарии объемного процесса величина отраженного сигнала будет больше с пораженной стороны, а при атрофических процессах она снижается.

Довольно часто применяется рентгенография черепа, с помощью которой можно установить наличие в мозговой ткани инородного тела, аномалию развития черепа, последствия черепно-мозговой травмы, получить сведения о повышенном внутричерепном давлении и опухолях мозга.

В последнее время широкое распространение получил новый метод рентгенодиагностики – компьютерная томография. С ее помощью осуществляется послойная регистрация плотности мозговой ткани, и полученные данные в последующем оцениваются на компьютере. Этот метод эффективен при диагностике органических изменений мозга (травмы, опухоли и др.), в то время как при функциональных нарушениях нервной системы он пока испытан недостаточно.

Для оценки состояния сосудистой системы мозга можно применять ангиографию или рентгенографию черепа на фоне введения в сосудистое русло контрастных или радиоактивных веществ. Ангиография используется для выявления объемного процесса мозга (опухолей и др.). В целом нужно отметить, что клиническая картина заболевания в комплексе с результатами параклинических исследований важное значение при обосновании диагноза. Анализируя полученные во время обследования больного данные, в первую очередь необходимо решить, действительно ли человек страдает психическим заболеванием. Впоследствии из всей полученной информации необходимо выделить ряд признаков, позволяющих диагностировать заболевание, тип его течения, ведущий синдром


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60017. Women’s rights 2.14 MB
  Talk about women’s rights discuss the situations according to the topic give the advice use the expression to agree or disagree read the text in order to identify and extract information from read the text to obtain general and specific information...
60019. Текстовий редактор Word. Використання засобів форматування тексту 214.5 KB
  Викладено методику проведення лабораторної роботи спрямованої на закріплення практичних навичок щодо форматування тексту засобами текстового редактора Word. Заняття з дисципліни Обчислювальна техніка і програмування готують...
60020. Тестовий редактор Word 174.5 KB
  Обладнання: Комп’ютери класу програма для роботи та картки з завданнями. Завдання уроку: Закріпити свої навики та уміння в роботі з текстовим редактором. Завдання 1. Яка команда закінчила завдання піднімає флажок синій яка потребує допомоги червоний...
60021. Робота в текстовому редакторі Wordpad 89.5 KB
  Обладнання: вирізані букви алфавіту інтерактивна дошка по можливості. Розминка: а Взявши з наведених нижче слів тільки остання склади складіть нові слова: Соломка пора трамвай; Молоко реле ласо б Гра Складання слів...
60022. Independent Work of Pupils in Teaching Speaking 87.5 KB
  Today English is the language of globalization, international communication, commerce and trade, the media and pop culture, and this affects motivations for learning it. With the development of science and technology...
60023. Traveling 1011.5 KB
  Work in pairs; make a list of things you need to do when you plan a holiday; put them in the correct order. Use the prompts below...