40297

Параклинические методы исследования

Доклад

Медицина и ветеринария

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов восприятия ощущения внимания памяти мышления и т. и методы исследования личности. Для исследования переключаемости внимания часто используется двухцветная таблица Горбова где изображены в случайном порядке черные числа от 1 до 25 и красные – от 1 до 24.

Русский

2013-10-16

36 KB

2 чел.

Параклинические методы исследования

Эти методы сводятся к психологическому исследованию, регистрации биоэлектрических ответов мозга (электроэнцефалография), реоэнцефалография и др.

Методы психологического исследования традиционно подразделяются на методы исследования психических процессов (восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления и т. д.) и методы исследования личности. Несмотря на то что это деление условно, так как результаты, полученные при использовании какой-то одной методики, не позволяют судить о состоянии психической деятельности в целом, применение их в отдельности дает возможность получить информацию о состоянии нескольких функций или самой личности.

эффективна и методика отыскивания нужного числа в порядке возрастания чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте и др.

Для исследования переключаемости внимания часто используется двухцветная таблица Горбова, где изображены в случайном порядке черные числа от 1 до 25 и красные – от 1 до 24. Требуется попеременно отыскать одну черную цифру в порядке возрастания и одну красную – в порядке убывания.

Для исследования памяти наиболее часто применяется метод заучивания 10 слов: испытуемому пятикратно предъявляется 10 простых не связанных между собой слов; после каждого предъявления он должен повторить все запомнившиеся слова. В норме человек запоминает 10 слов после 2 – 3 повторений. Используются также методы заучивания несмысловых звукосочетаний (тест, аналогичный предыдущему, но вместо слов предъявляются искусственные звукосочетания типа бар, кир, день и т. п.), тест воспроизведения цифровых рядов в прямом и обратном порядке.

Для исследования опосредованного запоминания применяется методика Леонтьева. Испытуемому предлагается для каждого запоминаемого слова подобрать подходящую по смыслу картинку из стандартного набора карточек. Затем при предъявлении той или иной картинки испытуемый должен вспомнить связанное с ней слово. Этот метод, модифицированный А. Р. Лурия под названием «метод пиктографии», применяется для исследования не только опосредованного запоминания, зрительной памяти, но и ассоциативных процессов. В данном случае испытуемому предлагается кратко «зарисовать» предложенное для запоминание слово, с тем чтобы через 40-60 мин по рисунку он мог воспроизвести как можно точнее предъявляемое слово или понятие. Малейшие изменения ассоциативных процессов скажутся на адекватности выбираемых образов и продуктивности припоминания по ним словам.

При исследовании ассоциаций применяют также методы простого ассоциативного (словесного) эксперимента (называть после каждого слова, зачитываемого экспериментатором, как можно быстрее любое другое слово; метод называния 60 слов (предлагается как можно быстрее назвать по памяти 60 любых слов, не называя находящиеся перед глазами предметы); метод противоположностей (на заданное экспериментатором слово требуется быстро ответить словом с противоположным значением).

Для исследования конструктивного мышления используются методики «куб Линка» (из 27 кубиков, каждый из которых окрашен в три цвета, требуется сложить куб одного заданного цвета) и «кубики Косса» (из 4, 9, и 16 кубиков, окрашенных по-особому, предлагается выложить по образцу нарастающей сложности)

собенностей личности. Тест Роршаха состоит из 10 стандартных чернильных клякс. Испытуемый должен сказать, на что похожа та или иная из них.

Электроэнцефалография – регистрация биотоков мозга – особенно необходима для исследования больных эпилепсией, органической патологией мозга. Результаты исследования позволяют не только судить об общем нарушении биоэлектрической активности коры и подкорковых структур, но и установить локализацию процесса.

Широко применяется также метод реоэнцефалографии – регистрации сопротивляемости тканей мозга действию электрического тока. Известно, что сопротивляемость тканей зависит от их кровенаполнения. При нарушении кровообращения мозга показатели реоэнцефалограммы изменяются. С помощью реоэнцефалограммы оценивается состояние мозговых сосудов, их тонуса, эластичности, что в свою очередь позволяет судить о функциональном состоянии ЦНС. Указанный метод особенно показан в тех случаях, когда наиболее выражена сосудистая патология (атеросклероз, гипертония, инсульты и др.).

В психиатрической практике широко проводится и эхоэнцефалография, основанная на ультразвуковом исследовании мозга. Таким способом по принципу ультразвуковой локации определяется латеральное смещение структур мозга. Например, при наличии в том или ином полушарии объемного процесса величина отраженного сигнала будет больше с пораженной стороны, а при атрофических процессах она снижается.

Довольно часто применяется рентгенография черепа, с помощью которой можно установить наличие в мозговой ткани инородного тела, аномалию развития черепа, последствия черепно-мозговой травмы, получить сведения о повышенном внутричерепном давлении и опухолях мозга.

В последнее время широкое распространение получил новый метод рентгенодиагностики – компьютерная томография. С ее помощью осуществляется послойная регистрация плотности мозговой ткани, и полученные данные в последующем оцениваются на компьютере. Этот метод эффективен при диагностике органических изменений мозга (травмы, опухоли и др.), в то время как при функциональных нарушениях нервной системы он пока испытан недостаточно.

Для оценки состояния сосудистой системы мозга можно применять ангиографию или рентгенографию черепа на фоне введения в сосудистое русло контрастных или радиоактивных веществ. Ангиография используется для выявления объемного процесса мозга (опухолей и др.). В целом нужно отметить, что клиническая картина заболевания в комплексе с результатами параклинических исследований важное значение при обосновании диагноза. Анализируя полученные во время обследования больного данные, в первую очередь необходимо решить, действительно ли человек страдает психическим заболеванием. Впоследствии из всей полученной информации необходимо выделить ряд признаков, позволяющих диагностировать заболевание, тип его течения, ведущий синдром


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61932. Композиция из пластилиновой ленты 27.87 KB
  Вы уже знаете много способов плетения. Сегодня мы с вами продолжим знакомство еще с одним – из способов плетения. Ребята скажите мне какие уже вы плетения знаете На прошлых уроках вы знакомились с плетением.
61933. Изготовление изделия из нетрадиционных материалов 19.31 KB
  Ребята вспомните кто является любимицей кота Матроскина А кто может сказать как ее звали Не можете вспомнить тогда я вам помогу загадав загадку: Каждый вечер так легко Она дает нам молоко. Ребята скажите из чего сделана наша коровка Какие геометрические фигуры спрятались на этой работе...
61934. Организация обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Урок математики 23.25 KB
  Организация обучения математике учащихся специальной коррекционной школы VIII вида: Урок математики. Контроль и учёт состояния математической подготовки учащихся. Домашняя работа по математике содержание объем учет индивидуальных возможностей учащихся ее значение в системе математической подготовки школьников с нарушением интеллекта. готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся; продолжительность этапа; проверка знаний учащихся домашнее задание: сочетание фронтальной и углубленной проверки...
61936. Народная праздничная одежда 19.59 KB
  Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...
61937. Оркестрова інтермедія написана Миколою Римським-Корсаковим 15.75 KB
  Ласкавинки посилаємо Працювати починаємо Перевірка готовності до уроку Любі діти сьогодні на уроці вам нічого не знадобиться тож відкладіть усе зайве сядьте рівнесенько і налаштуйтесь на плідну працю Повідомлення теми і мети уроку Вступне слово вчителя...
61938. Русская классическая музыка 17.12 KB
  Она ему так понравилась что он ее использовал в своем более крупном произведении который называется Концерт может кто-то скажет что такое концерт ответы детей Это произведение в котором солист и оркестр как бы соревнуются между собой.
61939. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе 14.77 KB
  Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части а также во время выполнения...
61940. Формирование общественного мнения отделением информации и общественных связей Управления внутренних дел по Владимирской области 412 KB
  Основная цель дипломной работы заключается в комплексном социологическом исследовании связей с общественностью органов внутренних дел как функции управления, а также выработке научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности пресс-службы органов внутренних дел Владимирской области посредствам формирования развитой системы социальных коммуникации.