40319

Основные группы олигофрении

Доклад

Медицина и ветеринария

Большинство исследователей дают цифры распространенности олигофрении в популяции от 02 до 3. Основные группы олигофрении 1. Недифференцированные формы с невыясненной этиологией составляют 65 всех случаев олигофрении. Большая часть олигофрении обусловлена поражением мозга во внутриутробном периоде.

Русский

2013-10-16

50.5 KB

0 чел.

Олигофрения относится к распространенным формам психической патологии в детском возрасте. Большинство исследователей дают цифры распространенности олигофрении в популяции от 0,2 до 3%.

Основные группы олигофрении

1.  Наследственно-экзогенные формы: в результате хромосомных аберраций  (болезнь Дауна, синдром Клейнфельтера, синдром   Шерешевского-Тернера и др.), энзимопатические  (фенилкетонурия, галктоземия и др.); ксеродермические (кератоз, ихтиоз и др.); дизостатические (болезнь Крузона); сосудистые (синдром Штурге-Вебера) и др.

2.  Эмбрио- и фетопатии: вирусные, бактериальные, алиментарные, в связи с иммунологической несовместимостью, в связи с физическими или химическими воздействиями.

  1.  Формы с пере- и постнаталъными повреждениями головного мозга.
  2.  Недифференцированные формы, с невыясненной этиологией, составляют 65% всех случаев олигофрении.

Большая часть олигофрении обусловлена поражением мозга во внутриутробном периоде. Чем раньше поражается мозг, тем более тяжелый характер носит его поражение. Олигофрении развиваются в случаях, если мозг поражается в возрасте до 3 лет постнатальной жизни.

Во всех экзогенных случаях олигофрении обнаруживаются морфологические изменения в тканях головного мозга. При наследственно-обусловленных формах морфологические нарушения могут обнаруживаться только на нейрональном уровне.

Систематика олигофрении. Наиболее принята клиническая классификация олигофрении с выделением 3 степеней тяжести: дебильности, имбецильности, идиотии. Каждая степень в свою очередь подразделяется на: легкую, среднюю и тяжелую.

Имеется ряд классификаций, построенных на определении коэффициента умственных способностей, которые могут служить узкопрактическим целям.

Клинические признаки олигофрении.

Врожденное слабоумие подразделяют на:

Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости. Составляет 5% всех случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при идиотии не превышает 20% от уровня нормального умственного развития, присущего биологическому возрасту испытуемых. Различают три степени идиотии. При глубокой идиотии отсутствуют узнавание, познавательные потребности (ориентировочный рефлекс), речь и ее понимание, элементарная ориентировка в ситуации и назначении предметов, сколько-нибудь дифференцированные эмоции и выразительные действия, реакции на мимику, жесты и намерения окружающих. Снижены различные виды чувствительности, в том числе болевой, резко задерживается моторное развитие (вертикальное стояние, ходьба), нередко наблюдаются стереотипные раскачивания головой, всем телом. Не формируются навыки опрятности. При идиотии средней и легкой степени пациенты способны понимать значения отдельных простых слов, жестов окружающих, умеют смеяться и плакать, узнают некоторые предметы и знакомую обстановку. Знают и имеют в активном словаре несколько десятков слов. В какой-то степени обучаемы – могут, например, научиться самостоятельно есть. Реагируют на появление новых людей и предметов, на боль, на эмоции окружающих.

Имбецильность – средняя степень умственного недоразвития. На ее долю приходится 20% случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент у пациентов с имбецильностью колеблется от 20 до 50% средневозрастной нормы, доступно понимание простых связей между объектами в первичных, обиходных ситуациях. С опозданием к трем, пяти годам появляется речь, активный запас слов исчисляется сотнями. Формируются несложные навыки самообслуживания, простейшие трудовые навыки. Доступен механический счет в пределах 10-20, арифметические действия не усваиваются. Недоступно и чтение. Познавательные потребности не развиты, хотя существуют реакции любопытства. Имбецилы свободно пользуются личными местоимениями, узнают свое изображение в зеркале, на фотографии. Эмоциональные реакции и средства их выражения более дифференцированы, выявляются привязанности и антипатии. В моторном плане пациенты неуклюжи, неловки, речь косноязычна. Игровая деятельность однообразна. Имбецильность делят на глубокую, среднюю и легкой тяжести.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Встречается наиболее часто – 75% случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при дебильности варьирует от 50% до 70% относительно нормы. В связи с возникающими относительно дебилов вопросами обучения, трудовой и военной экспертизы различают легкую, умеренную и выраженную дебильность. Дебильность характеризуется неспособностью владеть сложными умственными операциями, такими, как обобщение и абстрагирование, отсутствие креативности, самостоятельности. Мышление протекает на наглядно-образном и образном уровне. Запас слов может быть порядочным, но понятия отличаются нечеткостью границ, расплывчатостью содержания. Общие и отвлеченные понятия не усваиваются. Эмоциональные реакции лишены тонкости. Двигательное развитие может быть удовлетворительным, но корковая моторика развита недостаточно. Например, хорошего почерка не вырабатывается. Механический счет удается, но арифметические действия доступны только с простыми числами, в уме выполняются с трудом, и то, скорее, по памяти. Механическая память бывает хорошей, а иногда, хоть и редко, феноменальной. Произвольная память и активное внимание остаются в зачаточном состоянии. Любознательность, пытливость дебилам не свойственна. Тяги к знаниям нет, мышление совершается по шаблону, без выдумки и воображения. Повышена внушаемость. Самооценка часто завышена и основана на внешних данных. Доступны несложные виды физического труда, освоение некоторых ручных профессий, удовлетворительная социальная адаптация, создание семьи. Нередки дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, ротацизма и лямбдацизма (не произносятся звуки «с», «р», «л») и др. Грамматические структуры речи упрощены, пациенты могут быть болтливы, но не владеют культурой речи, коммуникативными ее аспектами (умение слушать, заинтересовать и т.д.).

От олигофрении следует отличать пограничную умственную отсталость. Принципиальное различие заключается в том, что при олигофрении в первую очередь страдают умозаключения, процессы обобщения и абстрагирования, а также познавательные потребности. При пограничной умственной отсталости преимущественное нарушение касается так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, активности, восприятия и др.), в то время как процессы обобщения и абстрагирования, способность схватывать логические отношения остаются на удовлетворительном уровне, дети обучаемы, интеллектуальная ограниченность в принципе может быть преодолена с возрастом или путем соответствующей постановки обучения.

При олигофрении слабоумие диффузно, «тотально»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются со стороны не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, внимание, память, речь, моторика, эмоционально-волевая сфера и т. д.) Наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функции и инстинктов. Эта особенность проявляется у олигофренов в слабости абстрактного мышления, недостаточной способности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, в преобладании частных, сугубо конкретных связей, не выходящих за пределы привычных представлений. Слабость абстрактного мышления находит отражение в особенностях восприятия, внимания, памяти олигофренов. Характерно снижение критики и недоразвитие личности. Степень выраженности различных психопатологических проявлений при олигофрении находится в прямой зависимости от глубины интеллектуального дефекта.

В анамнезе больных олигофренией обычно устанавливается задержка физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка).

Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда бывают настолько типичны, что на их основании можно поставить диагноз еще до того, как выявится психическое недоразвитие (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития чаще наблюдаются при внутриутробном поражении, причем наиболее грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата. Очаговая неврологическая симптоматика резидуального характера наблюдается в случаях осложненной олигофрении.

Большую помощь в диагностике олигофрении оказывает психологическое исследование, которое с помощью специальных проб или целого их набора позволяет оценить степень развития отдельных психических проявлений и психики в целом (корректурная проба, таблицы Шульте, повторение цифр, повторение 10 слов, классификация предметов, абстрактные картинки, исключение 4-го, образование простых и сложных  аналогий и др.).

В МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для оценки состояния больных Лёгкая степень расстройства диагностируется при  тестовых данных IQ  50-69, умеренная – 35-49, тяжёлая – 29-34 и глубокая – ниже 20-ти.

Выделяется 3 основных критерия диагностики олигофрении:

1. Своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы.

2.  Непрогредиентность интеллектуальной недостаточности.

3.   Замедленный темп психического развития индивида.

Лечение, медико-педагогическая коррекция и профилактика олигофрении.

Условно лечение олигофрении можно разделить на специфическое, симптоматическое и коррекционное (лечебно-педагогическое).

Специфическая терапия возможна при олигофрениях с установленной этиологией (диетотерапия при энзимопатиях, гормональная при врожденных эндокринопатиях, специфическая — при врожденном сифилисе и др.).

К симптоматической терапии относится дегидратационная, рассасывающая, общеукрепляющая, а также противосудорожная, седативная. Особое значение имеет применение препаратов, оказывающих стимулирующее действие на психическое развитие (витамины группы В, глютаминовая кислота, гаммалон, церебролизин, кортексин, ноотропы и др).

При возникновении психопатоподобных или психотических состояний назначаются психофармакологические препараты (нейролептики, транквилизаторы и др.).

Важнейшим моментом в терапии олигофрении являются лечебно-воспитательные и лечебно-педагогические мероприятия. Начиная с самого раннего детства по специальной методике проводится направленное воспитание и обучение олигофренов, выработка навыков самообслуживания, обучение чтению, труду.

Эффективность терапии во многом зависит от своевременного применения соответствующих средств и обычно тем выше, чем раньше она начата. Это связано с тем, что речь идет не столько об устранении дефекта, сколько о мерах, предупреждающих его развитие и прогрессирование.

Показаниями для госпитализации олигофренов в психиатрические стационары являются различные формы нарушения поведения (расстройства влечений, ранняя алкоголизация, бродяжничество, психопатоподобное и антисоциальное поведение и др.).

Профилактика олигофрении. Важное значение имеет медико-генетическое консультирование для выявления и лечения наследственных форм олигофрении и профилактики рождения умственно отсталых детей. Особое значение должно придаваться профилактике интранатальной асфиксии и родовой травмы. Определенное значение имеет профилактика инфекций и травм у новорожденных и детей раннего возраста. Имеет значение соблюдение техники безопасности на вредных производствах, борьба с алкоголизацией. Профилактикой олигофрении является также общее улучшение условий среды и воспитания.

Военная экспертиза. Согласно статье 1 ныне действующего Приказа министра обороны олигофрены с выраженной дебильностью негодны к воинской службе, с умеренно выраженной дебильностью — годны к нестроевой службе в военное время. Больные с легкой дебильностью, наличием трудовых навыков и положительных производственных характеристик — годны к нестроевой службе в мирное время.

Судебно-психиатрическая экспертиза. Идиотия и имбецильность предопределяют невменяемость. При экспертизе дебильности особое значение имеет оценка интеллектуального недоразвития, патологической внушаемости, развитости сферы эмоций. Вменяемость определяется индивидуально с учетом меры осмысления ими совершенного деяния.

Идиотия и имбецильностъ обусловливают недееспособность больных. При глубокой дебильности больные также недееспособны, в более легких случаях признаются дееспособными.

Социальная реабилитация и трудовая адаптация. Реабилитация больных олигофренией включает восстановительное лечение, обучение и трудовое приспособление и непосредственно связана с организацией лечебно-профилактической и социальной помощи олигофренам. Организованная помощь олигофренам предусматривает существование следующих типов учреждений: дома младенца, ясли и детские сады для детей дошкольного возраста с органическими поражениями центральной нервной системы и умственной отсталостью, вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ для общеобразовательного и трудового обучении детей олигофренов школьного и подросткового возраста; лечебно-трудовые мастерские, предприятия местной промышленности, предназначенные для трудоустройства умственно отсталых; дома инвалидов для детей и взрослых с глубоким слабоумием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26758. Этапы принятия управленческих решений: содержание и сущностные особенности 26 KB
  Это подготовка принятие и реализация решения. Построение взаимоотношений в организации для решения проблемы формирование команды для подготовки решения. Принятие решения руководителем. Конкретизация решения его дезагрегирование для более низких уровней управления.
26760. Управленческая процедура и ее виды 26.5 KB
  Под процедурой понимается набор действий операций с помощью кот. Управленческая процедура документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса определяющая состав очередность содержание составляющих его операций. Понятие процедура отражает порядок подготовки рассмотрения обсуждения выполнения ряда последовательных и параллельных операций в процессе управления предписание о порядке выполнения какойлибо работы в аппарате управления. Понятие технология управления тесно связано с процессом...
26761. Понятие и классификация основных (конституционных) прав человека 96 KB
  Основной закон государства - Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства
26762. Система государственной службы 28.5 KB
  Государственная служба Российской Федерации далее государственная служба профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации далее граждане по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти иных федеральных государственных органов далее федеральные государственные органы; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации иных государственных органов субъектов Российской Федерации далее государственные органы...
26763. Глубокие трансформационные процессы, переход России на путь демократического развития 34.5 KB
  Решение этих задач было невозможно без формирования гражданского общества призванного формировать социальнополитическую активность личности и уравновесить государственное влияние различными формами самоорганизации и самоуправления. Эта идея органично вписывалась в процессы становления глобального информационного общества поскольку в значительной степени базировалась на ключевых особенностях информационной цивилизации. Абсолютно недостаточным следует признать и информационное взаимодействие власти и общества. Они могли бы стать одним из...
26765. Гражданское общество 38 KB
  Вновь подтверждена онтологическая закономерность гражданского общества обозначенная еще древними греками. Воля каждого гражданина должна быть подчинена безоговорочно воле общей – воле всего гражданского общества которую в свою очередь выражает государство и государь. Таким образом можно говорить о взаимодействии государства гражданского общества и граждан. Иначе о каком устойчивом развитии сообщества можно вести речь Автор первого специального исследования Опыт истории гражданского общества Адам Фергюсон в 1767 году писал: Внутренний...
26766. Философия права и гражданское общество 37 KB
  Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в разговор о существующей социальной реальности в которой нельзя не заметить что реальное содержание понятий государство и общество не совпадают. Некоторые исследователи считают что он не просто разграничил понятия а противопоставил государство и гражданское общество друг другу. В своей работе Философия права он рассматривал гражданское общество как особый этап всемирной истории. А под этой историей он понимал развитие абсолютного нравственного духа...