40319

Основные группы олигофрении

Доклад

Медицина и ветеринария

Большинство исследователей дают цифры распространенности олигофрении в популяции от 02 до 3. Основные группы олигофрении 1. Недифференцированные формы с невыясненной этиологией составляют 65 всех случаев олигофрении. Большая часть олигофрении обусловлена поражением мозга во внутриутробном периоде.

Русский

2013-10-16

50.5 KB

0 чел.

Олигофрения относится к распространенным формам психической патологии в детском возрасте. Большинство исследователей дают цифры распространенности олигофрении в популяции от 0,2 до 3%.

Основные группы олигофрении

1.  Наследственно-экзогенные формы: в результате хромосомных аберраций  (болезнь Дауна, синдром Клейнфельтера, синдром   Шерешевского-Тернера и др.), энзимопатические  (фенилкетонурия, галктоземия и др.); ксеродермические (кератоз, ихтиоз и др.); дизостатические (болезнь Крузона); сосудистые (синдром Штурге-Вебера) и др.

2.  Эмбрио- и фетопатии: вирусные, бактериальные, алиментарные, в связи с иммунологической несовместимостью, в связи с физическими или химическими воздействиями.

  1.  Формы с пере- и постнаталъными повреждениями головного мозга.
  2.  Недифференцированные формы, с невыясненной этиологией, составляют 65% всех случаев олигофрении.

Большая часть олигофрении обусловлена поражением мозга во внутриутробном периоде. Чем раньше поражается мозг, тем более тяжелый характер носит его поражение. Олигофрении развиваются в случаях, если мозг поражается в возрасте до 3 лет постнатальной жизни.

Во всех экзогенных случаях олигофрении обнаруживаются морфологические изменения в тканях головного мозга. При наследственно-обусловленных формах морфологические нарушения могут обнаруживаться только на нейрональном уровне.

Систематика олигофрении. Наиболее принята клиническая классификация олигофрении с выделением 3 степеней тяжести: дебильности, имбецильности, идиотии. Каждая степень в свою очередь подразделяется на: легкую, среднюю и тяжелую.

Имеется ряд классификаций, построенных на определении коэффициента умственных способностей, которые могут служить узкопрактическим целям.

Клинические признаки олигофрении.

Врожденное слабоумие подразделяют на:

Идиотия – наиболее глубокая степень умственной отсталости. Составляет 5% всех случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при идиотии не превышает 20% от уровня нормального умственного развития, присущего биологическому возрасту испытуемых. Различают три степени идиотии. При глубокой идиотии отсутствуют узнавание, познавательные потребности (ориентировочный рефлекс), речь и ее понимание, элементарная ориентировка в ситуации и назначении предметов, сколько-нибудь дифференцированные эмоции и выразительные действия, реакции на мимику, жесты и намерения окружающих. Снижены различные виды чувствительности, в том числе болевой, резко задерживается моторное развитие (вертикальное стояние, ходьба), нередко наблюдаются стереотипные раскачивания головой, всем телом. Не формируются навыки опрятности. При идиотии средней и легкой степени пациенты способны понимать значения отдельных простых слов, жестов окружающих, умеют смеяться и плакать, узнают некоторые предметы и знакомую обстановку. Знают и имеют в активном словаре несколько десятков слов. В какой-то степени обучаемы – могут, например, научиться самостоятельно есть. Реагируют на появление новых людей и предметов, на боль, на эмоции окружающих.

Имбецильность – средняя степень умственного недоразвития. На ее долю приходится 20% случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент у пациентов с имбецильностью колеблется от 20 до 50% средневозрастной нормы, доступно понимание простых связей между объектами в первичных, обиходных ситуациях. С опозданием к трем, пяти годам появляется речь, активный запас слов исчисляется сотнями. Формируются несложные навыки самообслуживания, простейшие трудовые навыки. Доступен механический счет в пределах 10-20, арифметические действия не усваиваются. Недоступно и чтение. Познавательные потребности не развиты, хотя существуют реакции любопытства. Имбецилы свободно пользуются личными местоимениями, узнают свое изображение в зеркале, на фотографии. Эмоциональные реакции и средства их выражения более дифференцированы, выявляются привязанности и антипатии. В моторном плане пациенты неуклюжи, неловки, речь косноязычна. Игровая деятельность однообразна. Имбецильность делят на глубокую, среднюю и легкой тяжести.

Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Встречается наиболее часто – 75% случаев олигофрении. Интеллектуальный коэффициент при дебильности варьирует от 50% до 70% относительно нормы. В связи с возникающими относительно дебилов вопросами обучения, трудовой и военной экспертизы различают легкую, умеренную и выраженную дебильность. Дебильность характеризуется неспособностью владеть сложными умственными операциями, такими, как обобщение и абстрагирование, отсутствие креативности, самостоятельности. Мышление протекает на наглядно-образном и образном уровне. Запас слов может быть порядочным, но понятия отличаются нечеткостью границ, расплывчатостью содержания. Общие и отвлеченные понятия не усваиваются. Эмоциональные реакции лишены тонкости. Двигательное развитие может быть удовлетворительным, но корковая моторика развита недостаточно. Например, хорошего почерка не вырабатывается. Механический счет удается, но арифметические действия доступны только с простыми числами, в уме выполняются с трудом, и то, скорее, по памяти. Механическая память бывает хорошей, а иногда, хоть и редко, феноменальной. Произвольная память и активное внимание остаются в зачаточном состоянии. Любознательность, пытливость дебилам не свойственна. Тяги к знаниям нет, мышление совершается по шаблону, без выдумки и воображения. Повышена внушаемость. Самооценка часто завышена и основана на внешних данных. Доступны несложные виды физического труда, освоение некоторых ручных профессий, удовлетворительная социальная адаптация, создание семьи. Нередки дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, ротацизма и лямбдацизма (не произносятся звуки «с», «р», «л») и др. Грамматические структуры речи упрощены, пациенты могут быть болтливы, но не владеют культурой речи, коммуникативными ее аспектами (умение слушать, заинтересовать и т.д.).

От олигофрении следует отличать пограничную умственную отсталость. Принципиальное различие заключается в том, что при олигофрении в первую очередь страдают умозаключения, процессы обобщения и абстрагирования, а также познавательные потребности. При пограничной умственной отсталости преимущественное нарушение касается так называемых предпосылок интеллекта (внимания, памяти, активности, восприятия и др.), в то время как процессы обобщения и абстрагирования, способность схватывать логические отношения остаются на удовлетворительном уровне, дети обучаемы, интеллектуальная ограниченность в принципе может быть преодолена с возрастом или путем соответствующей постановки обучения.

При олигофрении слабоумие диффузно, «тотально»: страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются со стороны не только интеллекта и мышления, но и других психических функций (восприятие, внимание, память, речь, моторика, эмоционально-волевая сфера и т. д.) Наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних элементарных функции и инстинктов. Эта особенность проявляется у олигофренов в слабости абстрактного мышления, недостаточной способности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, в преобладании частных, сугубо конкретных связей, не выходящих за пределы привычных представлений. Слабость абстрактного мышления находит отражение в особенностях восприятия, внимания, памяти олигофренов. Характерно снижение критики и недоразвитие личности. Степень выраженности различных психопатологических проявлений при олигофрении находится в прямой зависимости от глубины интеллектуального дефекта.

В анамнезе больных олигофренией обычно устанавливается задержка физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка).

Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.

Олигофрения нередко сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки иногда бывают настолько типичны, что на их основании можно поставить диагноз еще до того, как выявится психическое недоразвитие (например, микроцефалия, болезнь Дауна). Пороки физического развития чаще наблюдаются при внутриутробном поражении, причем наиболее грубые системные аномалии связаны с более ранними сроками поражения или патологией хромосомного аппарата. Очаговая неврологическая симптоматика резидуального характера наблюдается в случаях осложненной олигофрении.

Большую помощь в диагностике олигофрении оказывает психологическое исследование, которое с помощью специальных проб или целого их набора позволяет оценить степень развития отдельных психических проявлений и психики в целом (корректурная проба, таблицы Шульте, повторение цифр, повторение 10 слов, классификация предметов, абстрактные картинки, исключение 4-го, образование простых и сложных  аналогий и др.).

В МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для оценки состояния больных Лёгкая степень расстройства диагностируется при  тестовых данных IQ  50-69, умеренная – 35-49, тяжёлая – 29-34 и глубокая – ниже 20-ти.

Выделяется 3 основных критерия диагностики олигофрении:

1. Своеобразная структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы.

2.  Непрогредиентность интеллектуальной недостаточности.

3.   Замедленный темп психического развития индивида.

Лечение, медико-педагогическая коррекция и профилактика олигофрении.

Условно лечение олигофрении можно разделить на специфическое, симптоматическое и коррекционное (лечебно-педагогическое).

Специфическая терапия возможна при олигофрениях с установленной этиологией (диетотерапия при энзимопатиях, гормональная при врожденных эндокринопатиях, специфическая — при врожденном сифилисе и др.).

К симптоматической терапии относится дегидратационная, рассасывающая, общеукрепляющая, а также противосудорожная, седативная. Особое значение имеет применение препаратов, оказывающих стимулирующее действие на психическое развитие (витамины группы В, глютаминовая кислота, гаммалон, церебролизин, кортексин, ноотропы и др).

При возникновении психопатоподобных или психотических состояний назначаются психофармакологические препараты (нейролептики, транквилизаторы и др.).

Важнейшим моментом в терапии олигофрении являются лечебно-воспитательные и лечебно-педагогические мероприятия. Начиная с самого раннего детства по специальной методике проводится направленное воспитание и обучение олигофренов, выработка навыков самообслуживания, обучение чтению, труду.

Эффективность терапии во многом зависит от своевременного применения соответствующих средств и обычно тем выше, чем раньше она начата. Это связано с тем, что речь идет не столько об устранении дефекта, сколько о мерах, предупреждающих его развитие и прогрессирование.

Показаниями для госпитализации олигофренов в психиатрические стационары являются различные формы нарушения поведения (расстройства влечений, ранняя алкоголизация, бродяжничество, психопатоподобное и антисоциальное поведение и др.).

Профилактика олигофрении. Важное значение имеет медико-генетическое консультирование для выявления и лечения наследственных форм олигофрении и профилактики рождения умственно отсталых детей. Особое значение должно придаваться профилактике интранатальной асфиксии и родовой травмы. Определенное значение имеет профилактика инфекций и травм у новорожденных и детей раннего возраста. Имеет значение соблюдение техники безопасности на вредных производствах, борьба с алкоголизацией. Профилактикой олигофрении является также общее улучшение условий среды и воспитания.

Военная экспертиза. Согласно статье 1 ныне действующего Приказа министра обороны олигофрены с выраженной дебильностью негодны к воинской службе, с умеренно выраженной дебильностью — годны к нестроевой службе в военное время. Больные с легкой дебильностью, наличием трудовых навыков и положительных производственных характеристик — годны к нестроевой службе в мирное время.

Судебно-психиатрическая экспертиза. Идиотия и имбецильность предопределяют невменяемость. При экспертизе дебильности особое значение имеет оценка интеллектуального недоразвития, патологической внушаемости, развитости сферы эмоций. Вменяемость определяется индивидуально с учетом меры осмысления ими совершенного деяния.

Идиотия и имбецильностъ обусловливают недееспособность больных. При глубокой дебильности больные также недееспособны, в более легких случаях признаются дееспособными.

Социальная реабилитация и трудовая адаптация. Реабилитация больных олигофренией включает восстановительное лечение, обучение и трудовое приспособление и непосредственно связана с организацией лечебно-профилактической и социальной помощи олигофренам. Организованная помощь олигофренам предусматривает существование следующих типов учреждений: дома младенца, ясли и детские сады для детей дошкольного возраста с органическими поражениями центральной нервной системы и умственной отсталостью, вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ для общеобразовательного и трудового обучении детей олигофренов школьного и подросткового возраста; лечебно-трудовые мастерские, предприятия местной промышленности, предназначенные для трудоустройства умственно отсталых; дома инвалидов для детей и взрослых с глубоким слабоумием.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53362. Свято дитячої іграшки 71.5 KB
  Обладнання: різноманітні іграшки іграшкові коляски з ляльками мультимедійна презентація. Отже запрошуємо всіх на свято дитячої іграшки танець Вихователь: А зараз давайте познайомимося. Буратіно: А я витягує іграшкову машину лечу по коридору на автомобілі ДАІ i пильно відслідковую порушників коридорного руху штрафую за найменшу провину конфіскую іграшки.
53363. Моя улюблена іграшка 196.5 KB
  The topic under discussion today is “Our toys. In the Toy Shop”. We’ll learn new vocabulary and practice it in speech; we’ll sing songs together, role-play situations, do some exercises.
53364. Рольові ігри на уроках англійської мови 257.5 KB
  Сучасна методика викладає такі ідеї та принципи в навчанні: визнання першорядності процесу пізнання та доступності інформації; цінність співпраці; зокрема використання діалогів полілогів імпровізацій та рольових ігор як основних форм роботи; визнання рівності пізнавальних та творчих можливостей усіх учнів а також свідомої участі учнів у процесі навчання; активна позиція учня в процесі навчання; принцип комунікативності який передбачає побудову процесу навчання як моделі процесу реальної комунікації; урахування...
53365. Ігри на матеріалі економічної термінології, спрямовані на збагачення активного словника та вдосконалення культури мовлення учнів 179 KB
  Методична порада. Для проведення ігор діти класу ділиться на гомогенні або гетерогенні групи. Обирається в кожній групі лідер. Завдання ігрової вправи виконують усі разом, доповідають про виконання тільки лідери. Вимпелом переможця нагороджується та група, яка першою за відведений час виконає правильно завдання.
53367. Ігрові хвилинки на уроках музики 48.5 KB
  Мета даної публікації не заглиблюючись у наукові аспекти теорії гри надати педагогові реальну допомогу на шляху впровадження ігрових форм у навчальновиховний процес. Дуже подобаються школярам варіанти психологічних ігрових вправ після проведення яких бажано аналізувати та обговорювати результати отримані під час гри.Кожній дитині надати можливість для виходу її емоцій після чого бажано алізувати та обговорювати результати отримані...
53368. Ігрові технології на уроках 39.5 KB
  Шіллер наприклад стверджував що античні ігри божественні і можуть служити ідеалом будьяких інших видів дозвілля людини. У Древньому Китаї святкові ігри відкривав імператор і сам у них брав участь. Складність визначається різноманіттям форм гри способів участі в ній партнером та алгоритмами проведення гри.
53369. Объемное моделирование и конструирование из бумаги. Игрушки из бумажных полосок 172.5 KB
  Игрушки из бумажных полосок Вид урока Урок беседа Тип урока Урок изучения нового материала Студенты преподаватели Айрапетова Мария Сергеевна Гусева Анна Павловна Ершова Дарья Дмитриевна Максимова Марина Вадимовна Государственный социальный заказ Во исполнение Закона Российской Федерации Об образовании. Добиваться: применения различных форм методов средств технологий при проведении образовательного урока; установления взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Технологическая карта урока Триединые...
53370. Розвиток слухової уваги, слухової пам’яті та фонематичного сприймання у дітей дошкільного віку 68 KB
  Діти стають у коло непомітно для ведучого вони передають за спиною один одному дзвіночок. Логопед розрає дітям ведмедиків з зображенням цих предметів потім за ширмою озвучує ці предмети а діти повинні відгадати який ведмедик шумить. Дидактична гра Хто кличе Діти по черзі називають імя ведучого який стоїть до них спиною. Потім гра ускладнюється і діти кличуть ведучого: Ау то голосно то тихо в залежності від того що скаже логопед: Далеко пішли у ліс Близько пішли у ліс.