40349

Аффективные психозы в позднем возрасте

Доклад

Медицина и ветеринария

Процессы старения оказывают существенное влияние на психопатологические проявления аффективных фаз частоту их и общее течение заболевания. Синдромальная картина этих фаз характеризуется широким диапазоном клинических проявлений. В этих случаях встречаются практически все клинические разновидности аффективных фаз наблюдающиеся в более ранние возрастные периоды. В этих случаях в клинической картине депрессивных фаз наряду с такими типичными депрессивными симптомами как общая подавленность упадок побуждений и инициативы мрачные...

Русский

2013-10-16

32.5 KB

1 чел.

Аффективные психозы в позднем возрасте.  

Процессы старения оказывают существенное влияние на психопатологические проявления аффективных фаз, частоту их и общее течение заболевания. Фактор возраста влияет и на частоту возникновения моно- и биполярных форм аффективного психоза. Монополярное течение аффективного психоза более часто наблюдается в возрастном периоде инволюции и старости [Штернберг Э. Я., Рохлина М. Л., 1970; Морозова В. П., 1986; Angst J., 1966; Kielholz P., 1989, и др.]. Синдромальная картина этих фаз характеризуется широким диапазоном клинических проявлений. В этих случаях встречаются практически все клинические разновидности аффективных фаз, наблюдающиеся в более ранние возрастные периоды. Это связано с тем, что отдельным клиническим разновидностям аффективных психозов свойственна высокая устойчивость клинических проявлений на протяжении всей жизни, особенно при наиболее типичных случаях маниакально-депрессивного психоза [Тимофеев Н. Н., 1960; Хвиливицкий Т. Я., 1958; Zeh W., 1956]. Однако более часто поздний и старческий возраст оказывает модифицирующее влияние на проявления аффективных психозов. В этих случаях в клинической картине депрессивных фаз наряду с такими типичными депрессивными симптомами, как общая подавленность, упадок побуждений и инициативы, мрачные размышления, чувство вины, расстройство сна, снижение массы тела и др., возникает характерный для позднего возраста комплекс симптомов: тревога, ипохондрия и бред. Доминирование перечисленных возрастных симптомов определяет появление особых разновидностей депрессивных фаз.

Характерными для позднего возраста являются три основных типа депрессивных психозов. Наиболее простой синдромальный вариант — тревожно-ажитированная депрессия, в клинической картине которой симптомы подавленности сочетаются с переживанием страха и явлениями двигательного возбуждения. Другая разновидность депрессивного психоза — ипохондрическая депрессия, характеризующаяся тревожно-депрессивными расстройствами и ипохондрическими опасениями. Содержание ипохондрических переживаний бывает различным. Чаще всего внимание больных фиксировано на соматоформных проявлениях самого депрессивного синдрома, особенно на нарушениях функции кишечника, расстройствах аппетита, снижении массы тела. Эти симптомы обычно становятся содержанием канцерофобии. Ипохондрические опасения также могут быть связаны с симптомами реально существующих хронических соматических заболеваний, а также сочетаться с различными патологическими ощущениями и алгиями. Характерной особенностью этих клинических разновидностей депрессии является тенденция к быстрой трансформации сверхценных ипохондрических опасений в нигилистический бред. Наконец, наиболее сложная психопатологическая структура депрессивного психоза наблюдается при развитии меланхолической парафрении. Депрессивные идеи (идеи виновности, осуждения) в этих случаях приобретают фантастический характер. Они сопровождаются яркими образными сценоподобными представлениями устрашающего характера. Развиваются зрительные и слуховые иллюзии. Двигательное беспокойство достигает степени выраженной ажитации, чередующейся с эпизодами двигательного оцепенения.

Одной из важных особенностей депрессивных фаз, особенно в более позднем возрастном периоде, является наличие психоорганических симптомов в виде снижения памяти, обеднения речи, трудности ориентировки, эпизодических состояний спутанности в ночное время. В большинстве случаев эти расстройства обратимы, они редуцируются при снижении интенсивности депрессивной симптоматики.

Маниакальные состояния в позднем возрасте изучены меньше, что связано с традиционными представлениями о том, что мании в позднем возрасте редки. Однако в ряде эпидемиологических исследований было показано, что с возрастом у некоторых больных частота маний может нарастать [Григорьевский B. C., 1969; Штернберг Э. Я., 1969; Рохлина М. Л., 1970]. Целенаправленное изучение особенностей клинико-типологической структуры поздних маний было проведено М. П. Андрусенко (1986) и W. Zeh (1957). При этом выделен ряд клинических типов маниакальных состояний, наиболее часто встречающихся в позднем возрасте [Андрусенко М. П., 1986]. К их числу относятся веселая мания, при которой наряду с характерными для маниакального синдрома проявлениями наблюдаются атипические, связанные с возрастной модификацией признаки; отсутствие ускорения темпа речи даже при непрерывном речевом возбуждении, чрезмерная обстоятельность и персеверативность речевых оборотов, сочетание гиперамнезии на прошлое с мнестической слабостью на текущие события. Указанные признаки обычно резко усиливаются при возрастании маниакального возбуждения. Другой клинический тип — гневливая мания, характеризуется сочетанием маниакального возбуждения со стойким раздражительно-гневливым фоном настроения. Особенностями таких маниакальных состояний являются выраженная аффективная лабильность, легкость присоединения тревожного аффекта, готовность к возникновению параноических идей с типичной для позднего возраста ущербной тематикой, а также появление психоорганических симптомов, степень выраженности которых зависит от интенсивности маниакального возбуждения. В позднем возрасте наблюдается также особый тип мании, напоминающий по клиническим особенностям состояние деменции старческого возраста — сенильноподобная мания, которая отличается выраженными возрастными атипиями. При общей веселой возбужденности, говорливости и горделивости высказываний отчетливо выступают благодушно-эйфорический фон настроения, полная беспечность и некритичность к ситуации в целом. Поведение носит нелепо-дурашливые черты с эротичностью и грубой циничностью высказываний. Эти особенности придают статусу больного сходство с таковым при прогрессивном параличе. Аффективные психозы в позднем возрасте имеют менее благоприятный прогноз. При монополярном развитии психоза наблюдается тенденция к учащению депрессивных фаз и сокращению продолжительности циклов вследствие укорочения длительности ремиссий. Наряду с этим происходит ухудшение качества ремиссий. Основная роль в этом принадлежит резидуальной депрессивной симптоматике, а также стойким соматовегетативным расстройствам. Анализ рекуррентно протекающего депрессивного психоза показал, что с возрастом частота таких неполных ремиссий возрастает [Яковлева О. Б., 1986]. Ухудшение прогноза в позднем возрасте наблюдается при биполярном аффективном психозе. Это связано прежде всего с тенденцией к безремиссионному чередованию депрессивных и маниакальных приступов, т. е. континуальному течению заболевания. При этом происходит утяжеление как депрессивных, так и маниакальных проявлений. Кроме того, наблюдается изменение ритма чередования аффективных фаз. Учащение фаз при уменьшении их продолжительности и сокращении межприступных интервалов приводит к формированию так называемого быстрого цикла с частой сменой противоположных аффективных расстройств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...
81234. Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером» 44.26 KB
  Функция Человек Компьютер Хранение информации Память Устройства памяти Обработка информации Мышление Процессор Прием информации Органы чувств Устройства ввода Передача информации Речь двигательная система Устройства вывода Устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям: Любая работа выполняется компьютером по программе; Исполняемая программа находится в оперативной памяти; Программа выполняется автоматически. Затем следует...
81235. Методика изучения темы «дисковая ос». Методические рекомендации по изучению темы «Программы-оболочки ОС» 38.31 KB
  Любые операционные системы независимо от типа выполняют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Третья функция операционной системы работа с файлами. Первоначальные понятия которые должны быть даны ученикам по данной теме это имя файла тип файла файловая структура логический диск каталог путь к файлу дерево каталогов. Для Windows сообщаете что имя файла может быть длинным до 255 символов и допускает использование русских букв.
81236. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Текстовый редактор» 36.45 KB
  Обучить основным приемам работы с текстовым редактором. Рекомендации по организации практической работы на компьютере. Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Ввод и редактирование текстов осуществляется с помощью специальных программ текстовых редакторов используемых в семействах операционных систем UNIX и MS Windows Семейство ОС Названия редакторов UNIX Emcs Vi TED Str Office Writer MS Windows Блокнот Word WordPd Лексикон Str Office Writer Несмотря на различия все...
81237. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Электронные таблицы» 38.16 KB
  Состав электронной таблицы. Прямоугольная область таблицы называется диапазоном ячеек. Каждая ячейка таблицы имеет следующие характеристики: адрес содержимое изображение формат имя примечание комментарий Абсолютная и относительная адресация ячеек.
81238. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных» 38.44 KB
  Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.
81239. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «графический редактор» 38.11 KB
  Режимы определяют возможные действия пользователя а также команды которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск считывания рисунка с диска вывода рисунка на печать. Система команд графического редактора Команды выбора инструмента; Команды настройки инструмента ширина линий шрифт; Команды выбора цветов; Команды масштабирования рисунка; Команды работы с буфером обмена вырезать копировать вставить; Команды манипулирования с выделенным фрагментом...
81240. Компьютерные сети в образовании. Методические рекомендации по изучению темы «Сетевые информационные технологии» 38.58 KB
  Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; Познакомить учся с основными инф. услугами сетей с возможностями internet; Обучить способам обмена файлами в лок. сетей на 2 типа: локальные сети и глобальные. сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности.